Заседание № 2

11.01.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 476242-4 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся заключения договоров купли-продажи лесных насаждений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5246 по 5383 из 6165
21-й пункт. Рязанская областная Дума просит рассмотреть законопроект без        
участия своего представителя. Соответствующая телеграмма имеется.               
Рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной       
кодекс Российской Федерации". Содокладчик - член комитета по природным          
ресурсам Виктор Владиславович Зубарев. Он же.                                   
                                                                                
ЗУБАРЕВ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Федеральный закон   
№ 476242-4 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации",         
внесённый Рязанской областной Думой, мы с вами рассматриваем в первом чтении.   
Я бы хотел сказать, поскольку докладчика нет, что законопроект предлагает       
внести изменения в статьи 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации и          
исключить положения, касающиеся заключения договоров купли-продажи лесных       
насаждений по результатам аукционов. В пояснительной записке такая              
необходимость обосновывается тем, что проведение аукционов по продаже права     
на заключение указанных договоров является нецелесообразным, поскольку не       
позволяет оперативно решать возникающие на уровне субъекта Российской           
Федерации проблемы, связанные с лесопользованием, в частности с                 
необходимостью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (пожаров,           
наводнений, ветровалов и других).                                               
                                                                                
В чём суть проблемы? Статья 75 Лесного кодекса Российской Федерации даёт        
субъектам Федерации, с моей точки зрения, право установления исключительных     
случаев заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных         
насаждений. На сегодняшний день более чем в двадцати субъектах Федерации        
приняты законы, которыми установлены исключительные случаи заготовки            
древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, то есть без   
проведения аукционов. Конечно, условия разные. Вместе с тем на основании        
статьи 77 кодекса указанные договоры должны заключаться по результатам          
аукционов по продаже права на заключение таких договоров, за исключением        
отдельных случаев, предусмотренных статьями 19, 30 кодекса.                     
                                                                                
Актуальность проблемы подтверждается, в частности, определением Верховного      
Суда Российской Федерации от 19 сентября 2007 года по Закону Вологодской        
области "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на          
основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области",      
где суд поддержал законодателя, а не протест прокурора.                         
                                                                                
В Красноярском крае, который я представляю, тоже столкнулись с этой             
проблемой. В настоящее время в Законодательное Собрание Красноярского края      
поступил протест прокурора на наш закон об исключительных случаях заготовки     
древесины, и мы тоже - я имею в виду законодателей Красноярского края - скоро   
будем в суде доказывать правомерность закона, который был принят.               
                                                                                
По мнению Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии,        
законопроект неправомерно распространяет безаукционный порядок заключения       
договоров купли-продажи лесных насаждений на все возможные случаи такого        
договора. При этом авторами законодательной инициативы не принимается во        
внимание, что в соответствии со статьёй 29 Лесного кодекса Российской           
Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую            
деятельность, осуществлять которую вправе граждане и юридические лица на        
основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления            
заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров              
купли-продажи лесных насаждений.                                                
                                                                                
Единственным случаем, когда заготовка древесины, предусмотренная статьёй 29     
Лесного кодекса Российской Федерации, может осуществляться без проведения       
аукционов, является осуществление мероприятий по охране, защите и               
воспроизводству лесов (в соответствии со статьями 19, 77 Лесного кодекса). В    
рамках этих мероприятий осуществляются в том числе меры пожарной и санитарной   
безопасности - то, на что ссылается законодательное собрание, предложившее      
нам поправки в этот кодекс, - а также меры, включающие ликвидацию последствий   
пожаров и иных стихийных бедствий (статьи 53 и 55 Лесного кодекса Российской    
Федерации).                                                                     
                                                                                
Таким образом, возможность заключения соответствующих договоров без             
проведения аукциона для целей, указанных в пояснительной записке к              
законопроекту, предусмотрена непосредственно Лесным кодексом Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Следует иметь в виду, что кроме названных выше оснований кодексом               
предусматривается также возможность заключения договоров купли-продажи лесных   
насаждений в случаях, которые должны быть установлены законами субъекта         
Российской Федерации, как я об этом уже говорил. В данной норме                 
подчёркивается, что это должны быть исключительные случаи.                      
                                                                                
При принятии предложенных законопроектом изменений безаукционный порядок        
заключения договоров купли-продажи лесных насаждений будет распространён,       
таким образом, на все случаи заготовки древесины на основании статьи 75. Мы     
считаем, что это недопустимо.                                                   
                                                                                
Как показывает анализ законов субъектов Российской Федерации, принятых во       
исполнение части 6 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации, в разных     
регионах перечень исключительных случаев различный. В этой связи принятие       
предлагаемых законопроектом изменений может быть признано обоснованным.         
                                                                                
В заключение следует отметить, что на рассматриваемый проект федерального       
закона поступило сорок пять отзывов органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации. К сожалению, большинство отзывов ненадлежащим образом     
оформлено. Есть субъекты Российской Федерации, которые поддержали данный        
законопроект, ну, мне кажется, не вникнув глубоко в суть проблемы. Я считаю,    
что, конечно, вопрос, который сейчас мы рассматриваем, очень важен, но важен    
с точки зрения рассмотрения этих исключительных случаев на федеральном          
уровне. И мы с вами должны будем в дальнейшем получить этот исключительный      
перечень тех условий, по которым будет предоставляться наш лес вне аукционов.   
                                                                                
На основании изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и    
экологии не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в     
Лесной кодекс Российской Федерации", внесённый Рязанской областной Думой, и     
рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.                 
                                                                                
Когда мы работали над данным законопроектом, мы с Рязанью связывались по        
телефону. В принципе они согласны продолжить работу на уровне изменений         
федерального закона, дополнений федерального закона, это то, о чём мы           
говорили.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, спасибо большое за обстоятельный содоклад.       
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов.                                         
                                                                                
Присаживайтесь, Виктор Владиславович.                                           
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Также нет. Ставится на голосование проект           
федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской            
Федерации". Позицию комитета вы слышали.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто записался? Да, есть у нас, один такой есть. Сейчас    
посоветуемся, всё в наших руках.                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против           86 чел.19,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.