Заседание № 50
29.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 476220-4 "О внесении изменения в пункт 1 статьи 6 Федерального закона "Об оружии" (об ограничении оборота огнестрельного, газового, травматического оружия, приобретаемого гражданами в целях самообороны, а также пневматического оружия, по внешним конструктивным признакам сходного с боевым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6099 по 6326 из 7201
Пункт 22. Проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 6 Федерального закона "Об оружии". Докладывает представитель Государственного Совета Республики Татарстан Зямил Габдулхаевич Ягудин. Пожалуйста. ЯГУДИН З. Г., представитель Государственного Совета Республики Татарстан. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, сегодня в этом зале очень заинтересованно и активно обсуждается вопрос о профилактике правонарушений. Внесённый Государственным Советом Республики Татарстан на ваше рассмотрение проект закона также направлен на предотвращение преступлений с использованием оружия. Данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 6 Федерального закона "Об оружии", установить ограничение на оборот некоторых видов гражданского оружия, которые по внешним признакам схожи с боевым ручным стрелковым оружием, а именно в отношении огнестрельного оружия, газового оружия, оружия с патронами травматического действия, приобретаемого гражданами в целях самообороны, а также пневматического оружия. При разработке данного законопроекта мы исходили из того, что в стране ежегодно совершается значительное количество общественно опасных деяний с применением таких моделей оружия, при изготовлении которых взяты за основу образцы боевого ручного стрелкового оружия, например таких, как автомат Калашникова, пистолеты Макарова, ТТ, Стечкина и другие. В то же время Федеральным законом "Об оружии" определено, что гражданское оружие самообороны приобретается гражданами на основании разрешений органов внутренних дел, то есть по лицензии, а в отношении оборота пневматического оружия с дульной энергией с 7,5 джоуля правила оборота в законе конкретно не прописаны. Сегодня оно находится в свободной продаже и практически любой гражданин имеет возможность приобрести, перевозить, использовать его по своему усмотрению. Оно нигде не учитывается и никем не контролируется. В то же время при применении оно представляет определённую общественную опасность и может нанести существенный вред жизни и здоровью граждан. Необходимо подчеркнуть, что предлагаемые изменения в федеральный закон не затрагивают правила оборота боевого и служебного оружия. Здесь речь идёт только о гражданском оружии самообороны. Уважаемые коллеги, об актуальности рассматриваемого вопроса говорит и тот факт, что инициатива Государственного Совета Республики Татарстан поддерживается большинством субъектов Российской Федерации. И мы просим вас предлагаемый проект закона принять в первом чтении. Имеющиеся замечания могут быть учтены в ходе подготовки его ко второму чтению. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зямил Габдулхаевич. Пока присаживайтесь. Я приглашаю на трибуну члена Комитета по безопасности Розувана Алексея Михайловича, он у нас вместо Гудкова докладывает от комитета. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По мнению авторов законопроекта, ежегодное увеличение числа преступлений, совершаемых с применением оружия, связано с использованием именно моделей оружия, сходных с боевым, а запрет на его оборот даст возможность сотрудникам правоохранительных органов адекватно действовать при задержании за совершение преступлений граждан, которые имеют оружие, сходное с боевым. Правительство, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности не поддерживают концепцию рассматриваемого проекта закона. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы высказаны замечания и мнение, что предлагаемые изменения не позволят достигнуть целей, поставленных указанным законопроектом. Мнение авторов законопроекта, что ежегодное увеличение числа преступлений, совершаемых с применением оружия, сходного по внешним конструктивным признакам с боевым, связано с применением именно таких моделей оружия, явно необоснованно. В соответствии со статистикой МВД России количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, за ноябрь 2007 года составляет двадцать восемь тысяч двести преступлений, из которых первое место занимают незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение, второе место занимают хищение либо вымогательство оружия, далее - незаконное изготовление и ненадлежащее исполнение обязанностей по его хранению. Неоднозначно обоснование разработчиков законопроекта, что принятие данного проекта закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Предварительные расчёты, представленные президентом Союза российских оружейников главным конструктором стрелкового оружия Калашниковым по двум отечественным производителям оружия, ФГУП "Ижевский механический завод" и ОАО "Ижевский машиностроительный завод", показывают, что в случае принятия указанного законопроекта ежегодные ожидаемые потери объёма производства составят до 1,2 миллиарда рублей, при этом местные бюджеты недополучат порядка 380 миллионов рублей, а на предприятиях будет потеряно до четырёх с половиной тысяч рабочих мест. Предложенный в законопроекте запрет распространяется как на вновь изготовленное оружие, так и на оружие, находящееся в обращении на территории Российской Федерации, что фактически приведёт к изъятию около 40 процентов охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом отечественного производства, прошедшего конверсию путём переделки из боевых образцов в гражданские, в частности известных карабинов ОП-СКС, КО-44, "Тигр", "Вепрь", "Сайга" и так далее, - тех карабинов, которыми пользуются сегодня многие охотники и которые значительно дешевле зарубежных образцов. Учитывая, что массовый вывод из оборота такого оружия сопряжён с большим количеством исков в судебные инстанции и серьёзным общественным резонансом, предлагаемый запрет на практике может быть осуществлён только через правовой режим добровольной сдачи оружия на возмездной, компенсационной основе. Указанный порядок требует дополнительной законодательной регламентации, а также финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере не менее 13 миллиардов рублей. Соответствующие предложения и финансово-экономическое обоснование авторами законопроекта не подготовлены. Учитывая, что отмеченные замечания и предложения затрагивают концепцию законопроекта, Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона при его рассмотрении в первом чтении. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Где? Сергей Николаевич Решульский, да, есть одна рука. Пожалуйста, Сергей Николаевич. Других рук я не вижу. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. У меня не к содокладчику, а к докладчику вопрос. Я упрощу эту ситуацию и скажу: вот здесь запрет на приобретение травматического оружия, по внешним конструктивным признакам сходного с боевым. Вы, наверное, как разработчики, знаете, что есть такой травматический пистолет - "Оса" называется. Он абсолютно не похож даже по внешним признакам ни на один из видов боевого оружия. Тогда что, получается, пистолеты, сходные по контуру с ПМ или ТТ, мы изымаем, а "Осу", насколько я знаю, информирован, наиболее травматическую и приносящую наибольший вред при использовании, оставляем? Мне кажется, тут логики никакой нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, докладчик, у вас есть возможность ответить. ЯГУДИН З. Г. Спасибо за вопрос. Мы исходим из того, что у граждан есть право иметь оружие самообороны, которое официально, законодательно, разрешено. Мы полагаем, что в обороте не должны быть такие виды оружия, которые схожи с боевым оружием, но в то же время относятся к травматическому оружию. Я имею в виду: под патрон травматического действия. Есть много примеров, когда этот вид оружия являлся, скажем, фактором, провоцирующим к применению. И по разным пустякам применяется данный вид оружия, что приводит к тяжким последствиям. А граждане, в отношении которых применяется этот вид оружия, воспринимают это как реальную угрозу - угрозу применения боевого оружия. Если бы вот эти виды оружия были исключены из оборота, то у граждан и сотрудников правоохранительных органов имелась бы возможность адекватно реагировать на эти вещи (понятно, что применяется не боевое оружие, а оружие травматического характера типа "Оса"), то есть работники органов внутренних дел и граждане тогда реагировали бы соответствующим образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, на выступлении настаивает депутат Иванов. Пожалуйста. Больше рук я не вижу. ИВАНОВ С. В. Всё-таки коллега наш приехал, поэтому без обсуждения отпускать его нельзя. Уважаемый Зямил Габдулхаевич, дело в том, что мы очень ценим вашу заботу. Вы действительно правильно ставите вопрос: растёт количество преступлений с применением подобных вещей. Но не только по тем причинам, которые изложил комитет, но и по некоторым другим. Мы, к сожалению, не сможем поддержать данный законопроект, хотя, ещё раз говорю, мы высоко ценим ваше внимание к безопасности граждан. Дело в том, что... А что делать, допустим, с обычным игрушечным пистолетом, который является копией того же пистолета Макарова, и как должны себя вести граждане, если этот вид детской продукции оставить в продаже в магазинах? Они что, будут думать, что это боевой пистолет? И второй момент. Всё-таки мы постепенно, может быть, придём к тому, что наличие оружия самообороны будет всё-таки являться сдерживающим фактором, и в том числе для тех, кто идёт на нападение, на преступление. Поэтому большое вам спасибо, но мы не сможем поддержать данную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зямил Габдулхаевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом, если вы хотите. Пожалуйста. ЯГУДИН З. Г. Уважаемые коллеги, я думаю, что все вы осознаёте, что не только в Татарстане, но и в Российской Федерации в целом такая проблема есть, эта проблема есть, и её необходимо решать, может быть, не сегодня, но в перспективе, и поэтому я призываю вас принять данный проект закона в первом чтении и затем доработать его совместно, для того чтобы впоследствии данный закон мог служить нашему населению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович Розуван, у вас есть желание высказаться? Пожалуйста, включите микрофон депутату на рабочем месте. РОЗУВАН А. М. Мы обсуждали этот вопрос в комитете очень внимательно. Конечно, там есть проблема. Она заключается в чём? Если речь вести о пистолетах Макарова, то необходимо, наверное, принимать меры на уровне правительства, с тем чтобы дать установку травматическое оружие на базе пистолета Макарова и газовое делать из металла, который не давал бы возможности переделывать эти пистолеты под боевые патроны и, как это делается за рубежом, после первого же выстрела разваливался. Вот в чём проблема. Что касается вопросов по охотничьему оружию и так далее, то это совершенно бессмысленно, потому что столько оружия, которое сделано на базе боевого оружия, продано сегодня нашим охотникам... и оно представляет для граждан не больше опасности, нежели специальное охотничье оружие и наших, и зарубежных образцов. Поэтому что касается пистолета Макарова и оружия, сделанного на базе револьверов, то здесь есть предмет для разговора, и мы готовы сотрудничать, давайте вместе с законодательным органом Татарстана будем думать и что-то решать в перспективе. А сегодняшний законопроект очень сырой, недоработанный, и я считаю, его надо отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, состоялось обсуждение. Ставится на голосование данный законопроект в первом чтении. Комитет против, хотя всем понятно, что проблема есть. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 30 сек.) Проголосовало за 15 чел.3,3% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.