Заседание № 47

15.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 476214-4 "О внесении изменений в статью 127-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения понятия "торговля людьми", а также усиления ответственности за данный вид преступления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1509 по 1614 из 5429
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 127-1        
Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает заместитель               
председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и               
процессуальному законодательству Андрей Геннадьевич Назаров.                    
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении          
изменений в статью 127-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" внесён в      
Государственную Думу Правительством Российской Федерации в октябре 2007 года,   
в первом чтении был принят 19 марта 2008 года.                                  
                                                                                
Хочется сказать по этому законопроекту, что действующая с 2003 года по          
сегодняшний день редакция статьи 127-1 УК РФ предусматривает ответственность    
за куплю-продажу человека, его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство    
и получение, совершённые в целях его эксплуатации. Появление этой статьи в      
Уголовном кодексе стало одним из результатов деятельности специально            
созданной межведомственной рабочей группы, которая работала в рамках            
межправительственного соглашения между Россией и Соединёнными Штатами           
Америки. Четыре года правоприменительной практики выявили отдельные             
недостатки существующей редакции статьи 127-1. Основной проблемой стала         
сложность привлечения к ответственности за акт купли-продажи человека при       
отсутствии цели его эксплуатации.                                               
                                                                                
Следствием явилось то, что за период с 2004 по 2006 год, по данным МВД, имели   
место сто восемьдесят три преступления такого рода, а правоохранительные        
органы смогли возбудить всего тринадцать уголовных дел. В то же время           
следственные органы неоднократно указывали на то, что привлечь к                
ответственности за преступления, состав которых содержится в статье 127-1,      
очень сложно, в том числе и потому, что отнесение торговли людьми к             
преступлениям средней тяжести значительно сужает арсенал средств для            
оперативно-следственной деятельности.                                           
                                                                                
С учётом этого был разработан законопроект, направленный на уточнение понятия   
"торговля людьми" и детализацию уголовной ответственности, а именно на          
расширение сферы действия нормы: предлагаемая редакция позволит привлекать к    
уголовной ответственности за совершение акта купли-продажи человека вне         
зависимости от наличия цели его эксплуатации.                                   
                                                                                
В результате подготовки законопроекта ко второму чтению было получено           
одиннадцать поправок, шесть из которых предлагаются к принятию. Мне кажется,    
нет смысла перечислять эти поправки: таблицы вам розданы. Поправки,             
предложенные членом Совета Федерации Виктором Алексеевичем Озеровым и           
внесённые в таблицу 2, рекомендуются к отклонению, поскольку не связаны с       
концепцией данного законопроекта.                                               
                                                                                
В связи с изложенным от имени комитета предлагается принять рассматриваемый     
законопроект во втором чтении с поправками, указанными в таблице 1, которые     
рекомендовал к принятию профильный Комитет по гражданскому, уголовному,         
арбитражному и процессуальному законодательству.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две таблицы. Таблица 1, шесть         
поправок. Есть ли замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Таблица 2, пять поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Есть ли у      
кого-то из депутатов желание рассматривать какую-либо из этих поправок          
отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 2.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              429 чел.95,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    429 чел.                                          
Не голосовало                  21 чел.4,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                

Заседание № 14

19.03.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 476214-4 "О внесении изменений в статью 127-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения понятия "торговля людьми", а также усиления ответственности за данный вид преступления; внесён Правительством Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1425 по 1834 из 7409
Следующий блок вопросов у нас - это три альтернативных законопроекта,           
обозначенных в пунктах 9.1, 9.2 и 9.3. Мы выслушаем доклады по каждому из       
этих законопроектов, обсудим их, а потом уже будем в режиме альтернативного     
голосования голосовать.                                                         
                                                                                
Пункт 9.1. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 127-1      
Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад полномочного представителя     
Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Андрея Викторовича    
Логинова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона    
"О внесении изменений в статью 127-1 Уголовного кодекса Российской Федерации"   
направлен на уточнение понятия "торговля людьми" и на детализацию уголовной     
ответственности.                                                                
                                                                                
Эта норма применяется в нашем уголовном праве, но тем не менее она хорошо       
известна и в международном законодательстве, в международном праве. Ещё в       
1910 году была принята Международная конвенция о пресечении торговли            
женщинами. Но тем не менее правоприменительная практика за последние годы       
выявила ряд обстоятельств, которые потребовали от нас уточнить понятие          
"торговля людьми", с тем чтобы повысить раскрываемость и сферу применения       
данной уголовной нормы.                                                         
                                                                                
Действительно, практическая деятельность органов внутренних дел                 
свидетельствует о том, что в последнее время такой вид преступлений, как        
торговля людьми, получает распространение. Если в 2004 году по этой статье      
было зарегистрировано всего восемнадцать преступлений, то в 2007 году           
показатель составил сто двенадцать преступлений.                                
                                                                                
Действующая редакция понятия "торговля людьми", которая изложена в статье       
127-1 Уголовного кодекса, предусматривает куплю-продажу человека либо его       
вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение, совершённые в      
целях его эксплуатации. Это показывает, что все преступления, связанные с       
куплей и перепродажей человека в целях извлечения личной выгоды на разнице      
цен, а не в связи с использованием его в целях эксплуатации, - они не           
подпадают под действие данной нормы. Вместе с тем объект такого преступления    
- личная свобода потерпевшего, а дополнительный объект, который                 
квалифицируется в данном преступлении, - это безопасность его жизни и           
здоровья.                                                                       
                                                                                
Мы предлагаем такую редакцию: "Торговля людьми, то есть купля-продажа           
человека, а также совершённые в целях его эксплуатации вербовка, перевозка,     
передача, укрывательство или получение..." На наш взгляд, эта редакция          
наиболее полно охватывает весь объём, всю сферу преступлений в данном           
направлении.                                                                    
                                                                                
Таким образом, принятие законопроекта позволяет расширить сферу действия        
настоящей нормы. Кроме того, надо подчеркнуть, что законопроектом статья        
127-1 дополняется новыми квалифицирующими признаками в отношении лица,          
заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, и в отношении      
женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Я         
полагаю, рассмотрение этих признаков не вызовет у вас дополнительных            
возражений.                                                                     
                                                                                
Законопроект был рассмотрен Комитетом Государственной Думы по гражданскому,     
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Комитетом         
Государственной Думы по безопасности. Оба комитета законопроект поддержали.     
Прошу принять законопроект в первом чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Наверное, сейчас более целесообразно рассмотреть пункт 9.3, потому что по       
пункту 9.2 докладчик - Крашенинников, который является одновременно             
содокладчиком по пункту 9.3.                                                    
                                                                                
Итак, пункт 9.3. Докладчик - Иванов Сергей Владимирович. Мы во время            
обсуждения порядка работы согласились с заменой докладчика. Пожалуйста.         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В принципе        
представитель правительства более или менее изложил суть этих альтернативных    
законопроектов. Они примерно одинаковые, и, поверьте, здесь нет никакой         
ревности, неважно, чей законопроект будет принят - наш, правительства или       
другой. Я просто хочу акцентировать ваше внимание на том, почему мы считаем,    
что наш законопроект более целесообразен для принятия и более полезен в         
правоприменительной практике.                                                   
                                                                                
Во-первых, мы убираем некоторые вещи, которые судом всегда как бы превратно     
толковались. Вот, например, такая норма, то есть здесь идёт уточнение: после    
слов "купля-продажа человека" дополнить словами "вопреки его воли, путём        
обмана, мошенничества, похищения или использования его беспомощного             
состояния". Это тоже конкретизация, потому что часто в подобных случаях         
человек, который занимается, извините за такое слово, работорговлей, говорит:   
извините, он сам нанялся, продал себя, мы с ним заключили сделку и так далее,   
и тому подобное. То есть здесь от этого мы как бы уходим, чтобы не было         
вопросов, что можно вроде как и без доброй воли так сделать.                    
                                                                                
Второе. В части второй слова "в отношении заведомо несовершеннолетнего" мы      
предлагаем убрать. У суда тоже возникают сложности, потому что они должны       
доказать, что человек, который этой работорговлей занимается, заведомо знал,    
что это лицо маленького возраста, то есть несовершеннолетнее. Здесь тоже        
очень скользкая стезя, и судьи иногда находятся в не очень выгодном             
положении.                                                                      
                                                                                
И самое главное, что мы ещё предлагаем дополнительно, - это всё-таки ввести     
статью 127-3, о торговле детьми. Альтернативные законопроекты говорят вообще    
о торговле людьми. Конечно, ребёнок тоже человек, но я думаю, что каждый из     
вас согласится, что человек, даже не человек, а то существо, которое            
занимается работорговлей, в частности детьми... А вы знаете, для чего их        
используют. Это самые низменные... и для сексуальных преступлений их            
используют, и для попрошайничества, делают из них побирушек, и на органы их     
продают и так далее. То есть вот эта норма уголовной ответственности должна     
быть, конечно, строже, чем просто за торговлю женщинами или, так скажем,        
взрослыми людьми.                                                               
                                                                                
Ну, вообще, честно сказать, моё мнение такое: здесь мы с вами, коллеги,         
должны найти просто-напросто разумную грань, чтобы этот закон действительно     
мог применяться. Вот, наверное, многие знают, что в Узбекистане машины не       
закрывают, оставил и пошёл себе. Почему? Потому что десять лет дают человеку,   
который попытался угнать автомобиль. Тут же перекрывают всё движение, ловят     
этого угонщика, и всё - десять лет. И вот здесь уже человек подумает, стоит     
ли ему за этот кусок железа отдавать десять лет своей жизни. То же самое и      
здесь. Когда в 1910 году была принята конвенция (а некоторые положения даже     
ещё раньше были приняты) и работорговля была, так скажем, искоренена, то        
любое военное судно, которое видело, что кто-то кого-то везёт из Африки в       
Америку или в другие страны, могло его остановить, удостовериться в том         
факте, что это есть работорговец, и просто-напросто всю команду пустить в       
расход. То есть вот такие вещи в принципе действительно эффективны. Мы здесь    
не предлагаем, конечно, смертную казнь вводить, но в этой статье                
дополнительной, 127-3, предлагаем довольно существенное наказание - до          
двадцати лет лишения свободы.                                                   
                                                                                
Я считаю, что в принципе, несмотря на то что правительственный законопроект     
получил одобрение комитета, всё-таки надо поддержать наш законопроект,          
который больше эту статью меняет и дополняет ответственностью уголовной за      
торговлю детьми.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Пожалуйста, по пункту 9.2 и одновременно содоклад по пункту 9.3 - Павел         
Владимирович Крашенинников.                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Напомню,   
что статья 127-1 была введена федеральным законом в 2003 году. И она звучала    
так, что последними словами в этой статье были слова "в целях его               
эксплуатации", то есть купля-продажа, вербовка, перевозка, передача и так       
далее, совершённые в целях эксплуатации. С точки зрения науки "в целях          
эксплуатации" - это не основной признак, но практика у нас пошла по тому        
пути, что всегда правоприменители использовали данную норму, когда              
происходила сделка с целью эксплуатации. Но мы знаем, что, к сожалению,         
торговля людьми происходит не всегда с целью эксплуатации, как было уже         
сказано, но и с целью, скажем, трансплантации органов, иногда продаются         
несовершеннолетние для последующего усыновления и так далее, и так далее, то    
есть, конечно, причин для такой торговли достаточно много. Но если посмотреть   
на цифры, то видно, что за последние несколько лет всего десять дел уголовных   
было возбуждено по данной статье, точнее, они дошли до суда, что говорит о      
том, что, конечно, норма несовершенная. И то, что три субъекта права            
законодательной инициативы выступили с тем, чтобы изменить данную норму, -      
это тоже, конечно, достаточно характерно.                                       
                                                                                
В чём разница между этими тремя законопроектами? Ну, первый законопроект,       
который предлагается Правительством Российской Федерации, детализирует ту       
норму, о которой мы с вами говорим, в статье 127-1. В данном случае через       
запятую идёт "а также", то есть "...купля-продажа человека, а также...", и      
перечисляются какие-то другие сделки. В проекте вашего покорного слуги тоже     
предлагается детализация: здесь после слова "эксплуатации" мы предлагаем        
отдельно выделить какие-либо иные корыстные побуждения, то есть дополнить       
словами "или из корыстных побуждений". Проект, который был внесён нашими        
коллегами из фракции ЛДПР, - о нём здесь достаточно подробно говорилось.        
                                                                                
В чём преимущество, на мой взгляд, проекта правительства? В том, что он более   
детально расписывает вот эти ситуации, которые, к сожалению, существуют у нас   
в стране. Здесь учитывается практика стран СНГ и, как я уже сказал,             
разводятся понятия эксплуатации и просто торговли людьми. Мы полагаем, наш      
комитет полагает, что следует поддержать именно правительственный               
законопроект. При этом всё-таки мы считаем, что то, что идёт через              
куплю-продажу... купля-продажа человека, на мой взгляд, это терминологически    
не очень правильно, потому что вообще "купля-продажа" - это                     
гражданско-правовой термин, это всегда связано с товаром. А человек был         
товаром, когда был рабом, только в римском праве это было. Сейчас этого нет,    
поэтому мы полагаем, что нужно перейти к терминологии, которая существует в     
различных международных актах. А в международных актах используется термин      
"сделка с человеком". Поэтому я думаю, что ко второму чтению мы эти все         
вопросы, безусловно, рассмотрим.                                                
                                                                                
Также хотелось бы обратить внимание, что правительственный законопроект был     
внесён позже всех, он уже учитывал те законопроекты, которые были: это и        
законопроект депутата Крашенинникова, и законопроект Жириновского, Лебедева и   
Митрофанова. Надо сказать, что без второго и третьего законопроектов вряд ли    
правительство решилось бы, наверное, внести свой законопроект. Ну, во всяком    
случае, Государственной Думой был дан импульс правительству.                    
                                                                                
В заключение хотел бы сказать ещё раз, что мы поддерживаем законопроект         
правительства.                                                                  
                                                                                
Борис Вячеславович, а второй законопроект, поскольку докладчик является         
субъектом права законодательной инициативы, я снимаю. Поэтому предлагаем        
проголосовать. Вот из двух законопроектов комитет поддерживает                  
правительственный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчикам по      
трём вариантам? Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо. У меня вопрос к Павлу Владимировичу.                      
                                                                                
Павел Владимирович, ну, всё-таки объясните, пожалуйста, почему одинаковая       
ответственность за продажу взрослого человека и за продажу малолетнего,         
несовершеннолетнего?                                                            
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, здесь ответственность разная, всё-таки существует       
несколько частей, и в том числе, если вы обратили внимание, здесь               
предлагается дополнить словами "в отношении лица, заведомо для виновного        
находящегося в беспомощном состоянии". Мне представляется, что вот в            
отношении тех граждан, о которых вы говорили, эта норма как раз и будет         
использоваться.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста.                  
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Павлу Владимировичу.                                      
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, соглашаясь с вашей оценкой концепции первого      
законопроекта, хочу заметить, что он грешит одним изъяном. Это тот самый        
случай, когда и в философском смысле, и в жизненном вместе с водой выплеснули   
ребёнка. То есть всё-таки я, прослушав коллегу Иванова, согласна в той части,   
что надо бы отдельно прописать уголовную ответственность за торговлю            
несовершеннолетними. Но я думаю, что это можно сделать ко второму чтению.       
                                                                                
А вопрос такого характера. В пояснительной записке приводится информация о      
том, сколько уголовных дел возбуждено на Украине. А в России, скажите, какое    
количество уголовных дел возбуждено за торговлю людьми, и особенно              
несовершеннолетними, и сколько привлечено к уголовной ответственности           
преступников за торговлю?                                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вот как раз правительство нам предлагает эту статистику,    
и говорится, что у нас было возбуждено всего десять уголовных дел.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Это исчерпывающая информация, да?                
                                                                                
Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович.                                          
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. По прозвучавшему вопросу я хочу добавить, что в статье 127-1      
повышенная ответственность за совершение аналогичного деяния в отношении        
несовершеннолетнего уже предусмотрена: пункт "б" части второй статьи 127-1      
предусматривает как повышенную уголовную ответственность в отношении заведомо   
несовершеннолетнего. Другими словами, такая же повышенная ответственность       
предусматривается за деяние, совершённое в отношении двух или более лиц или     
лицом с использованием своего служебного положения. Если говорить грубо         
математически, то купля-продажа, торговля несовершеннолетним будет              
наказываться, как купля-продажа двух и более лиц или как деяние, совершённое    
лицами, использующими для этого служебного положение. То есть по действующей    
норме и по действующей правоприменительной практике это уже заведомо            
повышенная мера ответственности.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Павел Владимирович.              
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данным... Ещё вопрос?                             
                                                                                
Пожалуйста, Лахова Екатерина Филипповна, ещё один вопрос.                       
                                                                                
ЛАХОВА Е. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Павел Владимирович, вы прекрасно понимаете, что в течение двух лет в вашем      
комитете находится законопроект, который связан с торговлей детьми, и на        
заседании вашего комитета этот вопрос уже поднимался и рассматривался. Вы       
прекрасно понимаете, что за бутылку водки мать продавала ребёнка и никакого     
наказания за это не несла. И действительно, этот вопрос поднимается уже не      
только нами, депутатами, но и Общественной палатой, и общественными             
организациями.                                                                  
                                                                                
Вы являетесь членом оргкомитета по подготовке и проведению Года семьи.          
Конечно, хотелось, чтобы законодательство привели в соответствие хотя бы в      
этом году и защитили самых незащищённых граждан и по крайней мере при           
рассмотрении во втором чтении поправку приняли, а то ведь вы сейчас сказали,    
что примем при рассмотрении во втором чтении, а потом откажетесь принимать      
данную поправку.                                                                
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, я с вами согласен, поэтому как раз я предложил, чтобы   
терминологически "куплю-продажу" заменить на "сделку".                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Одну руку вижу, две. Розуван и Гудков.              
                                                                                
Пожалуйста, Розуван Алексей Михайлович.                                         
                                                                                
РОЗУВАН А. М. Уважаемые коллеги, я предлагаю поддержать законопроект,           
внесённый правительством, в силу следующих причин.                              
                                                                                
Действительно, в процессе расследования уголовных дел довольно сложно           
доказывать цель эксплуатации, когда ребёнка продают за бутылку водки или за     
какую-то мизерную сумму или вообще по непонятным причинам. Поэтому, устраняя    
один из признаков, по которому можно привлечь к уголовной ответственности,      
исключая эксплуатацию, мы даём возможность правоохранительным органам более     
эффективно и решительно бороться с торговлей людьми.                            
                                                                                
Что касается вопросов, связанных с торговлей несовершеннолетними, то здесь      
это указано как квалифицирующий признак и в диспозиции статьи 127-1 это         
имеется.                                                                        
                                                                                
Так что, я считаю, необходимо проголосовать за этот законопроект и принять      
его.                                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гудков Геннадий Владимирович.                                                   
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия".                                    
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы поддержим законопроект 9.1, но вот в ходе дискуссии       
возникает очень много сомнений в отношении того, что этапы преступлений,        
которые мы прописываем в данной редакции: перевозка и передача,                 
укрывательство, получение и так далее, - они связаны только с целью             
эксплуатации.                                                                   
                                                                                
В принципе если посмотреть формулировку, которая изложена в альтернативном      
законопроекте, внесённом Жириновским, Лебедевым, Митрофановым, то там есть      
неплохая мысль, потому что там в статье "Торговля людьми" есть норма о          
купле-продаже вопреки воле, потому что мы понимаем прекрасно, что               
преступление, вернее, похищение и продажа людей совершаются не только для       
эксплуатации, но и для других целей. Вот сейчас мы исправляем, как бы так       
сказать, первую часть, а вторая часть жёстко привязана к эксплуатации. И я      
понимаю, почему автор именно в такой редакции излагает: потому что если мы не   
укажем цель, то все этапы даже бытовой деятельности, обычной экономической      
деятельности могут быть признаны преступлением.                                 
                                                                                
Поэтому у меня предложение оба законопроекта, в том числе тот, что идёт от      
имени Правительства Российской Федерации, доработать ко второму чтению с        
учётом вот этих моментов, чтобы мы действительно торговлю людьми возвели в      
ранг серьёзнейшего преступления, включая все этапы его совершения. Мы же        
прекрасно знаем, что организованные банды преступников специально, для того     
чтобы уйти от ответственности, разрывают преступление на отдельные составные    
части, каждая из которых вроде бы выпадает из-под уголовного преследования.     
Но ограничиться только формулировкой "с целью эксплуатации" - эта тема,         
кстати говоря, звучала и на заседании Комитета по безопасности, - мне           
кажется, будет неправильно, это узковато. Я думаю, что ко второму чтению надо   
те мысли, формулировки, которые содержатся в альтернативных законопроектах,     
посмотреть и, может быть, сконцентрировать в одном законопроекте.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? У            
полномочного представителя правительства? Нет. Приступаем к голосованию.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик по пункту 9.3 просит слова. Пожалуйста,         
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо большое, Борис Вячеславович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто хочу вас предостеречь, чтобы никого не вводила в    
заблуждение формулировка "заведомо несовершеннолетний". Вот нам сейчас Андрей   
Викторович Логинов сказал, что за это вроде как полагается гораздо более        
тяжёлое наказание. Так вот, вспомните простой пример: подходит человек, ну,     
не маленький, а так, среднего возраста, и покупает в киоске, допустим,          
сигареты или пиво. А потом продавец оправдывается: "Да я не знала, что ему      
нет восемнадцати лет, выглядит-то он как двадцатилетний". То же самое           
происходит, когда девчонок малолетних продают в бордели, а потом говорят: "Да   
мы не знали, что они несовершеннолетние, они же выглядят-то как взрослые        
женщины". Понимаете? Доказать следствию, что вот этот человек, не человек,      
вернее, а существо, которое торгует людьми, заведомо знал, что пострадавшему    
нет восемнадцати лет, очень сложно. Поэтому не надо вводить друг друга в        
заблуждение.                                                                    
                                                                                
Я считаю, что нужно всё-таки поддержать наш законопроект, под пунктом 9.3.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Приступаем к голосованию по альтернативным законопроектам. Кто за то, чтобы     
принять в первом чтении проект федерального закона под пунктом 9.1? Прошу       
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона под         
пунктом 9.3? Прошу голосовать. (Идёт голосование.)                              
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 9.1.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
                                                                                
405 депутатов.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 9.3.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              113 чел.25,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    116 чел.                                          
Не голосовало                 334 чел.74,2%                                     
                                                                                
113 депутатов.                                                                  
                                                                                
Ну, мы понимаем, что принят проект федерального закона под пунктом 9.1.         
Спасибо.