Заседание № 181
О проекте федерального закона № 475970-8 "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока действия специального законодательного регулирования на 2024 год).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сделает Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Очень важный законопроект мы рассматриваем. Законопроект внесло правительство, четыре комитета-соисполнителя работали над ним. Вчера мы рассмотрели его во втором чтении, единогласно поддержали. Комитет предлагает поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 06 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Уважаемые коллеги, хочу поздравить вас, потому что у нас вот так, в спокойной обстановке прошло голосование по закону, которым по инициативе депутатов были внесены серьёзные поправки. Автор законодательных поправок, Андрей Константинович Исаев, вместе с коллегами провёл большую работу с Министерством здравоохранения, с фондом обязательного медицинского страхования. У нас с вами в соответствии с принятым законом впервые решён вопрос финансирования за счёт средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, региональных медицинских фондов оплаты аренды жилья для врачей и медицинских работников. Это тема крайне важная: у нас не хватает медицинских кадров, особенно в центральных районных больницах, в сельских, да и в небольших городах эта проблема очень актуальна. Закон, который принят, даёт право использовать средства на оплату аренды жилья для врачей и медицинских работников, поэтому можно поздравить наших главных врачей, которые отвечают за кадровое обеспечение центральных районных больниц и поликлиник: сегодня у них появилась возможность за счёт средств ОМС направлять ресурсы на оплату аренды жилья. Это ещё одна возможность решить проблемы, которые сегодня существуют. Спасибо, Андрей Константинович! Уважаемые коллеги, и вам спасибо! (Аплодисменты.) Кстати, эта норма даёт возможность арендовать оборудование, ремонтировать здания больниц, поликлиник. Ранее на эти цели нельзя было расходовать денежные средства федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, а так как это главный источник финансирования нашего здравоохранения, понятно, что многие вопросы не решались. Вот сейчас мы расширили такие возможности, и это итог работы, которую депутаты провели вместе с правительством, фондом, министерством. Это очень важное решение. Олег Викторович просто умолчал об этом. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что, Алексей Владимирович? Не поставили? Вот так же и меня. (Оживление в зале.) Это с Андреем Константиновичем мы вчера обсуждали. Олег Викторович, ну... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите Морозову Олегу Викторовичу. МОРОЗОВ О. В. Категорически возражаю против реплики о том, что комитет не участвовал в обсуждении этой поправки. На заседании нашего комитета, где обсуждалась таблица поправок, присутствовал автор поправки Исаев, присутствовал председатель комитета Бадма Николаевич, он один из авторов этой поправки, присутствовали представители минэка и правительства - мы подробнейшим образом обсуждали эту тему, наш комитет принимал это решение с согласия профильного комитета. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОРОЗОВ О. В. Это ваше... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, самое главное - решение состоялось, оно долгожданное. Ну а что касается уже наших внутренних коммуникаций между комитетами, давайте спросим с себя, это вопрос к нам. Итак, коллеги, мы приняли решение.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 475970-8 "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока действия специального законодательного регулирования на 2024 год).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён Правительством Российской Федерации. В первом чтении он был рассмотрен 28 ноября. Концепция состоит в том, чтобы продлить на следующий год, начиная с 1 января, полномочия правительства в части противодействия недружественным санкциям недружественных государств, негативно влияющим на нашу экономику. К законопроекту во втором чтении поступили поправки, из них 15 поправок поддержаны комитетом и включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и 3 поправки рекомендованы к отклонению. Прошу поддержать таблицы и проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Здесь 15 поправок, комитет просит их поддержать. Нет замечаний. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 00 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1 единогласно. По таблице поправок № 2 есть замечания? Комитет предлагает к отклонению поправки. Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 39 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект, 12-й вопрос нашей повестки. Второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 13 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет просит включить данный законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении. Мы будем готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Включается законопроект, 12-й вопрос, в повестку завтрашнего заседания для рассмотрения в третьем чтении.
Заседание № 172
О проекте федерального закона № 475970-8 "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока действия специального законодательного регулирования на 2024 год).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Алексей Игоревич Херсонцев. Пожалуйста, Алексей Игоревич. ХЕРСОНЦЕВ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Напомню, что в марте 2022 года в условиях начавшегося беспрецедентного давления на российскую экономику Правительством Российской Федерации в сжатые сроки был подготовлен и внесён в Государственную Думу законопроект, предусматривающий введение 59 мер поддержки граждан и бизнеса. Уже 4 марта он был вами поддержан и получил одобрение Совета Федерации, а 8 марта подписан президентом и вступил в силу. В текущем году по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина, а также с учётом продолжающегося давления на российскую экономику мы провели анализ эффективности антисанкционных мер, действие которых заканчивается в 2023 году, для этого запросили позицию 40 федеральных ведомств, и 22 ведомства дали конкретные предложения. Вопрос продления антисанкционных мер был поднят Олегом Викторовичем Морозовым на "правительственном часе" 11 октября с участием министра экономического развития Максима Геннадьевича Решетникова. По итогам "правительственного часа" правительству было рекомендовано внести на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предусматривающий продление положительно зарекомендовавших себя мер. Всего предлагается продлить меры по восьми направлениям. Основной, но не единственный механизм - это предоставление правительству полномочий на принятие решений, направленных на поддержку граждан и бизнеса. Крупный блок касается вопросов контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Речь идёт об особенностях госконтроля, лицензирования, аккредитации, иных разрешительных режимов. Другой важный блок - особенности применения корпоративного законодательства, ограничивающие влияние участников из недружественных государств на деятельность российских компаний. Сохраняются полномочия по нераскрытию чувствительной финансовой и иной информации. Предусматриваются меры, повышающие оперативность и гибкость при принятии решений в сферах госзакупок, строительства и финансов. Продлеваются зарекомендовавшие себя полномочия правительства и особенности регулирования в сферах социально-трудовых отношений, здравоохранения, образования и иных, в том числе касающихся регулирования на новых территориях. Уважаемые коллеги, законопроект был согласован с заинтересованными ведомствами, одобрен профильными комитетами. Мы исходим из того, что его целесообразно принять до конца года, поэтому просим законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Михаил Валентинович Романов, первый заместитель председателя Комитета по контролю. РОМАНОВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Обсуждаемый законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по контролю 23 ноября. По мнению комитета, проектируемые положения в полной мере соответствуют заявленной законопроектом цели по снижению негативных последствий для российской экономики от недружественных действий иностранных государств и международных организаций. Законопроектом предусматривается продление на 2024 год специальных полномочий правительства принимать решения, устанавливающие особенности в сферах разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, корпоративных отношений, закупок, строительства и градостроительной деятельности, социально-трудовых отношений, приёма в российские образовательные организации лиц, проживающих за рубежом, и иных лиц. Это, в свою очередь, позволит Правительству Российской Федерации максимально эффективно продолжить работу, направленную на обеспечение устойчивости экономики, в рамках заданного Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным вектора антисанкционной политики государства. Комитетом по контролю были рассмотрены заключения по законопроекту комитетов-соисполнителей: Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, Комитета по науке и высшему образованию и Комитета по экономической политике - все комитеты-соисполнители поддерживают концепцию законопроекта и рекомендуют принять законопроект в первом чтении. При этом, по мнению комитетов-соисполнителей, отдельные положения законопроекта требуют доработки. Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям отнёс к таким положениям норму о продлении особенностей выпуска замещающих облигаций российскими юридическими лицами. Комитет по науке и высшему образованию предлагает дополнить законопроект положением о продлении полномочия правительства в отношении граждан, прервавших обучение за рубежом, по установлению особенностей их принятия на обучение в части высшего образования и в аспирантуру. Кроме того, в Комитет по контролю поступило предложение от Комитета по охране здоровья - дополнить законопроект положением о продлении поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций до 1 января 2025 года. Полагаем, что указанные предложения могут быть проработаны после принятия законопроекта в первом чтении и при необходимости оформлены в виде поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера к законопроекту не имеет. Комитет по контролю рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Валентинович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Алексею Игоревичу. Уважаемый Алексей Игоревич, для того чтобы продлевать особые полномочия институтов государственной власти, вносим поправки в 18 действующих законов. Скажите, а за тот период, когда эти особые полномочия действовали, можно уже какой-то итог подвести? Вот позиция профильного комитета говорит о недоработке, да и замечания отдельных комитетов тоже. Как эти меры, в том числе и уже внесённые в действующие законы, сказались на нашей экономике, финансовой сфере? Скажите, пожалуйста, дало это толчок нашей экономике, позволило ли что-то сохранить? Мы не услышали этого от вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Игоревич, секундочку, прежде чем вы начнёте отвечать, я представлю: у нас на рассмотрении этого вопроса присутствуют и Алексей Михайлович Лавров, заместитель министра финансов Российской Федерации, и Андрей Николаевич Пудов, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты. Это я представляю на тот случай, если при ответах на вопросы понадобится их помощь. Пожалуйста, Алексей Игоревич. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемая Нина Александровна, спасибо большое за вопрос. Действительно, как я сказал в своём выступлении, мы оценивали работу тех контрсанкционных мер, которые были приняты в прошлом году, - это было несколько федеральных законов, в первую очередь 46-й федеральный закон, - и только по тем вопросам, по которым полномочия, предоставляемые правительству, либо особые решения, которые в законах содержались, сохраняют свою актуальность, то есть там, где их необходимо продлить, и предложено сохранить эти полномочия на следующий год. Это не всего касается, от каких-то полномочий было принято отказаться. В целом те решения, которые были в прошлом году приняты, мы оцениваем положительно, в различных сферах они действительно позволили очень оперативно и гибко работать в условиях того беспрецедентного санкционного давления, которое оказывалось: это и комплекс мер, связанных с особенностями в корпоративном законодательстве, что не позволило фактически блокировать работу наших корпоративных институтов иностранными участниками в силу тех ограничений, которые у них существовали со стороны их собственных хозяев; это и ограничения или особенности, связанные с разрешительной, контрольно-надзорной деятельностью; это и объявленный президентом мораторий на проверки - вы знаете, что на прошлой неделе президент поручил правительству его продлить; это и меры так называемой лицензии автоматом, и так далее. В части особенностей приёма граждан в образовательные учреждения тоже потребовалось быстро принимать решения в связи с изменившейся обстановкой, ну и так далее. Мы считаем, что эти меры себя положительно зарекомендовали, безусловно, их анализировали, в том числе докладывали об этом в Комитете по контролю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Игоревич, конечно, принимая и поддерживая данный проект федерального закона, мы исходим из того, что обсуждаемые меры специального регулирования, которые работают в этом году и которые мы хотим продлить на следующий год, работают эффективно с точки зрения снижения последствий тех действий, решений, которые принимаются со стороны так называемых недружественных стран. В этой связи как вы считаете: совершенствуя правовые механизмы в данной сфере, насколько целесообразно предоставить право высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации (не только городов федерального значения) устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд, при которых контракт может быть заключён заказчиком не позднее 31 декабря 2024 года? Обсуждался ли?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне кажется, вы что-то не договорили, да? Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Обсуждался ли этот вопрос при подготовке данного проекта федерального закона и на каких позициях вы остановились? ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое, Анатолий Борисович. Иван Иванович, если вы позволите, я Алексею Михайловичу слово предоставлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М., заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Анатолий Борисович, уважаемые депутаты! Ну, вот по этой норме, которая позволяет субъектам Федерации закупать у единственного поставщика, уже в текущем году сумма 700 миллиардов рублей. Это значительные объёмы, которые ушли из конкурентного распределения. И по нашей информации (у нас есть статистические подтверждения этому), нет никакого ускорения, потому что эти контракты часто продлеваются, они в среднем обходятся дороже, чем заключённые в общем режиме, поскольку в них проще вносить изменения в связи с удорожанием. И самое главное, 60 процентов таких контрактов связано со стройкой и ещё почти 30 процентов - с договорами финансового лизинга. То есть, по сути, практика показывает, что эта норма вводилась с целью быстрого, оперативного реагирования на ситуацию, заключения вот прямо неотложных контрактов, но, к сожалению, в значительной степени эти полномочия используются для обычной деятельности, для строительства и лизинга, а это расходы инвестиционного характера, которые требуют тщательной подготовки и так далее. При этом доля таких закупок в некоторых субъектах Федерации равна нулю, а в ряде субъектов Федерации превышает 60 процентов годового объёма закупок, что подтверждает отсутствие такой широкой, массовой потребности в применении этого механизма. Поэтому правительство предложило следующий механизм: сохранить такую возможность для всех субъектов Федерации, но ввести конкретный перечень товаров, работ и услуг, по которым вот такое право будет реализовано. Какой это будет перечень - это мы будем рассматривать и обсуждать отдельно, исходя из сложившейся практики, из потребностей регионов. Но считаем, что нельзя оставлять так, как есть, поскольку просто очень большие объёмы теряем из конкурентной среды, в том числе это негативно сказывается на бизнесе, да и на удовлетворении потребностей самих заказчиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Игоревич, из обращений граждан и СМИ мы узнаём о случаях, к сожалению, они не единичны, когда при изъятии земельных участков у частных лиц в том числе и для выполнения муниципальных и государственных нужд за несколько месяцев снижают кадастровую стоимость, причём не на 5, там, 10 процентов, а порой в разы. Но как правило, это участки с домами, которые являются либо единственным, либо основным местом жительства. Такие действия властей, конечно, вызывают негодование. Ответьте на вопрос: как вы считаете, возможно ли в рамках этого законопроекта отрегулировать проблему, о которой я сейчас сказала? ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемая Ольга Николаевна, всё-таки этот законопроект тематику, которую вы сейчас подняли, не регламентирует, поэтому, ну, мне здесь даже добавить нечего. Тут, в этом законопроекте, такие вопросы не поднимаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Занко Ольга Николаевна. ЗАНКО О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Игоревич, в текущих условиях нам, конечно же, важно поддержать и некоммерческий сектор. Распространяется ли действие положений законопроекта на НКО? Понятное дело, что я сейчас не говорю, например, о некоммерческих организациях, которые признаны иноагентами, а имею в виду социально ориентированные НКО, которые искренне заботятся о людях и помогают нашей стране. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое за вопрос, Ольга Николаевна. Да, безусловно, в тех вопросах, где речь идёт, например, о специальных особенностях по контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, все особенности, которые касались НКО, будут сохранены, если законопроект будет принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Игоревич, среди прочего в законопроекте идёт речь о гражданах, которые проходили обучение за рубежом, но вынуждены были прервать учёбу из-за недружественных действий иностранных государств. В пояснительной записке сказано, что это будет распространяться на граждан, проживающих за рубежом. Скажите, пожалуйста, это будет распространяться всё-таки на тех граждан Российской Федерации, которые продолжают жить за рубежом, но поступают в наши учебные заведения, на территории России, либо на граждан, которые вернутся из-за рубежа и будут поступать здесь, у нас? Это первое. И второе. Скажите, пожалуйста, за 2022-2023 годы сколько наших студентов этим правом воспользовались? ХЕРСОНЦЕВ А. И. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопросы. Я знаю, что вопрос обсуждался в комитете, поэтому сейчас я конкретной цифрой здесь не запасся. Я думаю, что коллеги при подготовке законопроекта ко второму чтению в комитете цифры эти могут сказать, я имею в виду, мои коллеги по министерству образования. Что касается вашего первого вопроса, безусловно, речь идёт о тех гражданах, которых застала эта ситуация в своё время и, соответственно, которые, возвращаясь, имели бы право поступить здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 48 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.