Заседание № 30

11.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 475885-4 "Об обеспечении единства измерений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6837 по 6858 из 9077
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 9 порядка работы. О         
проекте федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Доклад         
депутата Госдумы Квитки Ивана Ивановича.                                        
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
КВИТКА И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы   
по промышленности вносит на рассмотрение подготовленный к третьему чтению       
проект федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Законопроект    
был принят во втором чтении 4 июня 2008 года. Проект закона прошёл              
лингвистическую и правовую экспертизы. Замечаний Правового управления           
Аппарата Государственной Думы нет.                                              
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет предлагает принять проект федерального закона в    
третьем чтении. Спасибо за внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Иванович.                                   
                                                                                
Выносится законопроект на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6973 по 6990 из 9077
Ставится на голосование проект федерального закона "Об обеспечении единства     
измерений", пункт 9 порядка работы Думы. Кто за то, чтобы принять               
законопроект в третьем чтении? Прошу голосовать.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1%                                     
Проголосовало против           23 чел.5,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 28

04.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 475885-4 "Об обеспечении единства измерений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2956 по 3072 из 6048
Кворум имеется, мы с вами можем работать. Переходим к пункту 3 порядка          
работы, это законопроекты второго чтения. Проект федерального закона "Об        
обеспечении единства измерений". Доклад заместителя председателя Комитета по    
промышленности Ивана Ивановича Квитки.                                          
                                                                                
КВИТКА И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Законопроект    
был принят в первом чтении 13 ноября 2007 года. В ходе подготовки               
законопроекта ко второму чтению в Комитет Государственной Думы по               
промышленности поступило двести сорок три поправки, сто тридцать из них         
комитет рекомендует к принятию, сто тринадцать - к отклонению. При доработке    
законопроекта сохранена концепция, упорядочен понятийный аппарат, максимально   
приближены нормы законопроекта к требованиям, содержащимся в документах         
Международной организации законодательной метрологии.                           
                                                                                
Законопроект устраняет пробелы в законодательстве в части установления и        
обеспечения обязательных требований к измерениям. Развитие эталонной базы,      
проведение метрологических экспертиз создаёт основу для честной торговли на     
внутреннем, а также на международном рынках. Это объясняется тем, что           
международное признание измерительных возможностей страны является важным       
фактором для устранения технического барьера в торговле и участии в             
многосторонних торговых соглашениях.                                            
                                                                                
Законопроект направлен на уменьшение сферы государственного регулирования в     
области обеспечения единства измерений. К сфере государственного                
регулирования отнесены только те измерения, которые отвечают целям закона и к   
которым установлены обязательные требования. Законопроект предусматривает       
отмену лицензирования деятельности юридических и физических лиц по              
изготовлению и ремонту средств измерений, развитию рынка работ и услуг по       
обеспечению единства измерений. Законопроектом введена норма, запрещающая в     
рамках государственного метрологического надзора возложение полномочий по       
проверке соблюдения одних и тех же требований у одного субъекта проверки на     
два и более государственных органа. Сами проверки юридических лиц и             
индивидуальных предпринимателей могут производиться только при предъявлении     
распоряжения одного органа надзора.                                             
                                                                                
Уточнена процедура аккредитации юридических лиц и индивидуальных                
предпринимателей. В этих целях установлен исчерпывающий перечень работ и        
услуг, для выполнения которых требуется аккредитация. Законопроект не           
допускает совмещения полномочий по аккредитации с выполнением работ и           
оказанием услуг. Законопроект даёт право аккредитованным организациям,          
индивидуальным предпринимателям выполнять работы и оказывать услуги всем        
заказчикам на территории страны. Законодательно закрепляется гарантия           
обеспечения всех заинтересованных лиц информацией в области обеспечения         
единства измерений.                                                             
                                                                                
В ходе работы над законопроектом обеспечена его преемственная связь с           
действующим законом Российской Федерации 93-го года, сохранена и упорядочена    
действующая в Российской Федерации система обеспечения единства измерений,      
сохранены институты, обеспечивающие функционирование этой системы, развиты      
требования к эталонной базе Российской Федерации, сохранены и упорядочены все   
имеющие место в отечественной практике и отвечающие международным стандартам    
инструменты обеспечения единства измерений.                                     
                                                                                
С учётом принятых поправок, замечаний Государственно-правового управления       
Президента Российской Федерации, Правового управления Аппарата                  
Государственной Думы Комитет по промышленности рекомендует Государственной      
Думе утвердить таблицы поправок 1 и 2 и принять представленный законопроект     
во втором чтении.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две таблицы у вас на руках. В         
таблице 1 поправки принятые, в ней сто тридцать поправок. Есть ли предложения   
по рассмотрению отдельно какой-либо из этих поправок? Нет. Ставится на          
голосование таблица 1.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2, в ней сто тринадцать поправок. Есть ли предложения по рассмотрению   
отдельно какой-либо из этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 2.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "Об обеспечении единства     
измерений" во втором чтении.                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 257

13.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 475885-4 "Об обеспечении единства измерений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 651 по 659 из 5814
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Я предлагаю, уважаемые коллеги, снять сегодня с рассмотрения пункт 26, проект   
федерального закона "Об обеспечении единства измерений", перенести его          
рассмотрение в лучшем случае на январь, а перед этим провести парламентские     
слушания. Обоснование по законопроекту дам перед голосованием.                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 933 по 1058 из 5814
Депутат Решульский предложил снять с обсуждения пункт 26 порядка работы.        
                                                                                
Пожалуйста, для обоснования включите микрофон депутату Решульскому.             
                                                                                
Комитет по промышленности, будьте готовы отреагировать.                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Олег Викторович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я знаю, что в зале среди депутатов очень много людей,        
имеющих высшее техническое образование, а самое главное - имеющих большой       
опыт работы в промышленности и опыт производственной деятельности. Эти люди,    
я уверен, как и все депутаты, понимают, что такое система измерений и что       
такое метрология. Представленный нам на рассмотрение законопроект, на наш       
взгляд, грешит очень большими концептуальными дефектами, начиная от             
противоречия Конституции и заканчивая наличием ряда положений, которые просто   
уничтожат нашу отечественную систему измерений, кстати, являющуюся ещё и        
составной частью международной системы.                                         
                                                                                
Олег Викторович и уважаемые коллеги! Я не вижу необходимости сегодня вот так,   
в спешке принимать в первом чтении этот законопроект, поскольку он не лучше,    
а ещё хуже, чем в такой же спешке принятый и действующий сегодня закон "О       
техническом регулировании". Вот жалко, нет Юрия Николаевича Волкова, он бы      
подтвердил, как мы мучаемся сейчас с этими техническими регламентами и с этим   
законом "О техническом регулировании". Он нам ещё аукнется. Бывший премьер      
Фрадков как-то на заседании правительства заявил, что вообще-то надо            
разобраться, кто нанёс такой ущерб экономической и национальной безопасности    
нашей страны принятием закона "О техническом регулировании". Так вот, данный    
законопроект, на наш взгляд, является продолжением этой самой деятельности и    
полностью уничтожит нашу систему метрологии и систему измерений.                
                                                                                
Я предлагаю согласиться с тем, чтобы перенести рассмотрение этого               
законопроекта по крайней мере на январь, и пусть новый состав Думы проведёт     
парламентские слушания по данному поводу и выработает свою осознанную позицию   
по данной проблеме. Хочу вам напомнить, что и при рассмотрении в                
правительстве данного законопроекта шли очень бурные дебаты и, в общем-то, не   
все члены правительства согласились с концептуальной частью этого               
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Ну, один маленький пример, поскольку времени уже мало. Пунктом 6 статьи 1       
этого законопроекта (я говорю только про статью 1) уже устанавливается, что у   
нас будет две системы измерения, две метрологии, как говорится, - для           
гражданского потребления, скажем так, и для обороны, для оборонной              
промышленности, которые постановлением правительства... (Микрофон отключён.)    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В общем, позиция понятна, обоснована достаточно           
подробно. Я обращаюсь к комитету. Геннадий Николаевич Селезнёв, да? Нет.        
Тогда секунду. Давайте эту тему обсудим, потом я дам вам слово.                 
                                                                                
Кто представляет комитет по промышленности? Кто мог бы высказать позицию        
комитета? Пожалуйста, депутат Шпорт.                                            
                                                                                
ШПОРТ В. И., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
На заседании комитета этот вопрос рассматривался, и комитет не видит            
оснований для того, чтобы снимать сегодня с рассмотрения данный вопрос. Мы      
предлагаем начать его рассматривать, после доклада по первому чтению можно      
будет задавать вопросы, обсуждать его, а ко второму чтению вносить поправки,    
как это прописано в Регламенте Государственной Думы. Мы настаиваем на           
рассмотрении сегодня этого вопроса.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, точки зрения за и против высказаны.    
                                                                                
Геннадий Николаевич, вы по этому вопросу?                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Селезнёву, хотя у нас точки зрения за    
и против уже высказаны.                                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ Г. Н., фракция "Родина - Патриоты России".                             
                                                                                
Олег Викторович, я просто хотел бы дополнительно сказать по этой теме. Я        
согласен с тем, что, конечно же, нужно провести серьёзные парламентские         
слушания по данному законопроекту, но, может быть, действительно даже           
обратиться в Совет Безопасности России и рассмотреть этот вопрос под самым      
серьёзным углом зрения. Это так же, как и с техническими регламентами, это      
вопрос, который касается национальной безопасности России. Если мы вот так      
просто, мимоходом, в конце сессии его пропустим даже в первом чтении, мне       
кажется, мы очень много натворим бед.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна ваша позиция, тем не менее комитет утверждает,    
что есть возможность обсуждать.                                                 
                                                                                
Я не вижу представителя правительства, хотя законопроект вносится               
правительством. От правительства нет желания выступить ни у кого? Нет.          
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Решульского о том, чтобы снять     
сегодня с рассмотрения законопроект под пунктом 26. Комитет предлагает          
оставить данный вопрос в повестке дня.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
А, вот идёт представитель правительства.                                        
                                                                                
Минуточку! Отмените режим голосования.                                          
                                                                                
Андрей Викторович, пожалуйста, позицию правительства выскажите.                 
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Мы, вообще, хотели бы законопроект о единстве измерений рассмотреть в первом    
чтении в эту сессию. Это серьёзный законопроект, он готовился достаточно        
долго Министерством промышленности и энергетики, и, насколько мы знаем - это    
правительственный законопроект, - он полностью готов к рассмотрению.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство также просит оставить в порядке работы      
этот вопрос.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Решульского, поддержанное          
депутатом Селезнёвым: снять с рассмотрения законопроект под пунктом 26.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               74 чел.16,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     74 чел.                                          
Не голосовало                 376 чел.83,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Остаётся в порядке работы.                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3782 по 4235 из 5814
Пункт 26, проект федерального закона "Об обеспечении единства измерений".       
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя министра промышленности и энергетики Российской   
Федерации Ивана Сергеевича Матерова.                                            
                                                                                
МАТЕРОВ И. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра промышленности и энергетики Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "Об         
обеспечении единства измерений" разработан во исполнение плана                  
законопроектной деятельности правительства на 2006 год. Обеспечение единства    
измерений является важнейшим условием для обеспечения безопасности граждан и    
общества, защиты их интересов, с одной стороны, повышения качества и            
конкурентоспособности товаров, работ и услуг, с другой стороны. Взаимное        
признание измерительных возможностей стран является решающим условием для       
устранения технических барьеров в торговле, а следовательно, и для участия в    
многосторонних торговых соглашениях. В настоящее время отношения в области      
обеспечения единства измерений регулируются законом четырнадцатилетней          
давности, который по понятным причинам сегодня не актуален.                     
                                                                                
Разработка рассматриваемого законопроекта обусловлена, таким образом,           
необходимостью, во-первых, приведения законодательства в соответствие с         
последними решениями Международной организации законодательной метрологии,      
членом которой является наша страна, а также российскими законодательными       
актами последнего периода, во-вторых, реализации принятых правительством        
решений по прекращению избыточного государственного регулирования и,            
в-третьих, устранения имеющихся в законодательстве пробелов.                    
                                                                                
В законопроекте по сравнению с законом 93-го года сужается сфера                
государственного регулирования, которая в данном случае распространяется        
только на измерения, проводимые при осуществлении видов деятельности и работ,   
установленных законопроектом. Если кратко, то это деятельность, связанная с     
защитой от непосредственной угрозы здоровью, личной и общественной              
безопасности, личной и общественной собственности и угрозы, связанной с         
экологией.                                                                      
                                                                                
В соответствии с решением правительственной комиссии по проведению              
административной реформы законопроектом предусмотрено упразднение               
лицензирования деятельности юридических и физических лиц, связанных с           
изготовлением и ремонтом средств измерения, как избыточной функции              
госрегулирования. Расширяется возможность привлечения юридических лиц и         
индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в установленном порядке, к     
выполнению таких государственных функций, как проведение испытаний средств      
измерений и стандартных образцов в целях утверждения их типа, аттестация        
методик и методов измерений. Проектом предусмотрена передача полномочий по      
поверке средств измерений аккредитованным организациям. В сфере                 
государственных услуг по поверке останется только ограниченный круг средств     
измерений, недостоверность показаний которых может оказать существенное         
негативное влияние на безопасность государства и граждан. Перечень таких        
средств будет утверждаться правительством. Например, в данный перечень могут    
войти отдельные средства измерений, используемые при потреблении                
электроэнергии, воды и теплоэнергии, при реализации нефти и нефтепродуктов.     
                                                                                
Нормы законопроекта устраняют пробелы законодательства в части правового        
регулирования развития и совершенствования эталонной базы страны, проведения    
метрологической экспертизы, а также в части установления требований к           
измерениям. Основные понятия, используемые в законе, дополнены и приведены в    
соответствие с международными документами. Законопроектом предусмотрен          
упрощённый порядок утверждения методик и методов прямых измерений.              
                                                                                
Специальная статья законопроекта определяет основополагающие принципы           
аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих     
работы в области обеспечения единства измерений. В главе "Организационные       
основы обеспечения единства измерений" предусмотрены нормы по созданию и        
функционированию необходимой инфраструктуры. При этом законопроект              
разграничивает функции и полномочия в области обеспечения единства измерений    
между федеральными органами исполнительной власти, исключает их дублирование,   
параллелизм и конфликты интересов.                                              
                                                                                
Законопроектом предусмотрено создание федерального информационного фонда в      
области обеспечения единства измерений. Законодательно закреплена гарантия      
обеспечения всех заинтересованных лиц информацией, содержащейся в этом фонде.   
                                                                                
Законопроект, как я уже говорил, базируется на принципах и элементах            
законодательной метрологии, определённых документами и рекомендациями           
Международной организации законодательной метрологии.                           
                                                                                
Реализация законопроекта позволит сократить избыточное государственное          
регулирование и вмешательство государства в предпринимательскую деятельность    
в области обеспечения единства измерений, совершенствовать эталонную базу       
страны, гармонизировать нормативно-правовую базу обеспечения единства           
измерений с международным законодательством в области метрологии, создать       
условия для признания на международном уровне государственных первичных         
эталонов единиц величин и результатов измерений, создать основанный на          
конкуренции рынок работ и услуг в области обеспечения единства измерений,       
обеспечить открытость и доступность информации в области обеспечения единства   
измерений для всех заинтересованных лиц.                                        
                                                                                
Для реализации законопроекта потребуется выделение дополнительных средств из    
федерального бюджета ежегодно до 125 миллионов рублей. Новые направления        
финансирования связаны с проведением сличения государственных первичных         
эталонов единиц величин с эталонами Международного бюро мер и весов и           
национальными эталонами зарубежных стран, созданием федерального                
информационного фонда в области обеспечения единства измерений и                
предоставлением сведений из него, оплатой работы экспертов, привлекаемых для    
проведения работ по аккредитации в области метрологии. Указанные затраты, с     
другой стороны, будут компенсированы, в частности, признанием результатов       
измерений торговыми партнёрами России, созданием условий для устранения         
технических барьеров в международной торговле, сокращением соответствующих      
издержек хозяйствующих субъектов.                                               
                                                                                
В случае принятия закона потребуется внесение изменений в действующее           
законодательство, а также в иные нормативные правовые акты, устанавливающие     
нормы в области обеспечения единства измерений. Законопроект предусматривает    
переходные положения и особый порядок вступления в силу в связи с этим, а       
также в связи с необходимостью разработки новых нормативных правовых актов,     
направленных на его реализацию.                                                 
                                                                                
Спасибо. У меня всё.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, слово для содоклада предоставляется председателю Комитета   
по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям Мартину Люциановичу   
Шаккуму.                                                                        
                                                                                
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,     
строительству и наукоёмким технологиям, фракция "Единая Россия".                
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Представитель правительства       
достаточно подробно охарактеризовал законопроект об обеспечении единства        
измерений. Безусловно, законопроект важный. Он направлен, с одной стороны, на   
обеспечение законных интересов продавцов и покупателей как на внутреннем, так   
и на внешнем рынке. С другой стороны, он направлен на обеспечение               
высокоточных измерений при решении задач обороны и безопасности, а также при    
производстве высокотехнологичной, наукоёмкой продукции, в том числе в сфере     
нанотехнологий.                                                                 
                                                                                
Вместе с тем у комитета есть ряд серьёзных замечаний по законопроекту,          
которые мы намерены учесть при подготовке его ко второму чтению. Так, в         
перечне видов деятельности, для которых измерения подлежат государственному     
регулированию, есть спорт высших достижений, но нет вопросов геологии. Как      
известно, запасы полезных ископаемых в недрах находятся в государственной       
собственности и учитываются государственным балансом. Согласно ныне             
действующему закону любые измерения в геологии в целях подсчёта запасов         
полезных ископаемых допускаются только по метрологически аттестованным          
методикам, то есть с гарантированной точностью. Эту норму следует               
восстановить в тексте законопроекта. Речь идёт о возможности государства        
контролировать своё национальное достояние - ресурсы недр.                      
                                                                                
Вместе с тем, учитывая значимость законопроекта, Комитет по промышленности,     
строительству и наукоёмким технологиям поддерживает принятие законопроекта      
"Об обеспечении единства измерений" в первом чтении.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Присаживайтесь... А,          
подождите пока, у нас первое чтение, задержитесь на трибуне.                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть           
вопросы. Вижу три руки, подводим черту: итак, Малышкин, Кибирев и Кузнецов.     
Депутат Малышкин, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Вот у меня вопрос к докладчику.                                  
                                                                                
Вот как будет поддерживаться единство измерений, когда у нас, допустим,         
котельная находится в собственности у одного, а трубопроводы, тепловые          
трубопроводы, находятся в собственности другого, а потребители, естественно,    
граждане? Котельная отпускает, допустим, тепловую энергию по одной              
измерительной системе, утечка происходит в трубопроводах, и гражданин,          
естественно, получает тепло уже не то. Как вот здесь будет учитываться          
единство системы измерений?                                                     
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Это, как я понял, ко мне вопрос, да?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, наверное.                                             
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Во-первых, как я уже говорил, не все виды деятельности            
подпадают под это госрегулирование, связанное с обеспечением единства           
измерений. В пунктах продаж, в том числе тепла и энергии, конечно, будет        
обеспечиваться контроль государства и будет, в частности, контролироваться      
продажа гражданам любых видов энергии и всего, что связано с коммунальным       
хозяйством.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Котельная - нет.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кибирев.                              
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
У меня вопрос к первому докладчику. Уважаемый Иван Сергеевич, я, как инженер,   
никак не врублюсь в одну вещь. Статья 1, пункт 3. Здесь даётся перечень         
семнадцати направлений деятельности в сфере государственного регулирования      
обеспечения единства измерений. Наверное, они все нужные: и ветеринарная        
деятельность, и услуги почтовой связи, и проведение спортивных соревнований,    
и выполнение поручений суда. Но главного направления человеческой               
деятельности - материального производства - тут нет, а ведь это                 
машиностроение, транспорт, энергетика, это всё, что производится на наших       
предприятиях и заводах и что должно очень точно измеряться в процессе           
производства. Иначе мы не сможем даже выпустить самолёт, который безопасно бы   
перевозил президента.                                                           
                                                                                
Так вот вопрос мой такой: это что, техническая ошибка или политика, когда       
государство уходит от всяческого влияния на реальное материальное               
производство, в том числе и на такое сложное и крупное, как машиностроение?     
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. В докладе говорилось о том, что мы сузили сферу, она связана в    
основном с непосредственной угрозой здоровью, собственности, личной и           
общественной безопасности, а также экологии. Дело в том, что все направления    
деятельности в части единства измерений не охватишь государственным             
регулированием, тем более что большая их часть осуществляется с точки зрения    
потребления либо населением, либо организациями, которые сами способны          
контролировать поставщиков, эту продукцию поставляющих, если речь не идёт о     
тех направлениях, о которых я говорил. Иначе весь этот контроль будет           
неэффективным просто потому, что поле деятельности слишком широкое. Я ещё раз   
хочу сказать, что речь идёт о непосредственной угрозе здоровью, экологии и      
собственности.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И последний вопрос. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня такое впечатление, что наш основной докладчик слабо понимает в той       
сфере, о которой он говорит. Вы извините, я десять лет отработал в системе      
стандартизации и метрологии, и в государстве это направление занимало           
центральное место, были разработаны стандарты, есть центр стандартизации и      
метрологии, есть система институтов метрологических, есть специальные           
конструкторские и исследовательские бюро, которые занимаются этими              
проблемами. Ведь в целом действительно ни одно предприятие не может работать    
без этих стандартов, без системы проверок, без этого порядка. Вот сейчас мы     
принимаем закон. Вы тогда скажите: а что, вот эта система уже умерла, и мы      
сейчас на похоронах вот этого всего присутствуем, и только торговля у нас,      
как заявляет наш председатель комитета, главная в этом деле? Ведь вся           
промышленность останавливается, если мы исключаем метрологию и стандартизацию   
как таковые. Законопроект вообще ничего об этом не говорит.                     
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. В отличие от технического регулирования, в котором, можно         
сказать, происходили глубокие изменения и реформирование, здесь можно           
пользоваться аналогией "идёт косметический ремонт". И я сказал в самом          
начале, что речь идёт о решениях международных организаций, которым мы          
следуем и которые отражены в законопроекте. Также в российском                  
законодательстве произошли определённые изменения, которые мы также             
зафиксировали. Всё это описано в том числе и в законопроекте. Есть ещё и        
спецтехрегулирование.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Мартин Люцианович.                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, кто хотел бы выступить по обсуждаемому вопросу?             
Решульский - и подводим черту.                                                  
                                                                                
С места, Сергей Николаевич?                                                     
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое за предоставленное слово.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне очень жаль, что к такому основополагающему для нашей     
экономики и нашего производства и промышленности законопроекту мы подходим с    
таким невниманием. Я не зря предлагал его в начале нашей работы перенести на    
следующий год, на январь или на февраль, для того чтобы глубоко разобраться в   
нём и, вообще-то, понять, о чём идёт речь.                                      
                                                                                
Моё выступление не для менеджеров, не для управленцев, а для тех, кто сидит в   
этом зале и имеет, вообще-то, огромный опыт производственной деятельности и     
опыт в метрологии.                                                              
                                                                                
Прежде всего я хочу сказать, что данный законопроект - это, по всей             
видимости, продолжение навязанного нам закона "О техническом регулировании".    
Поверьте мне, как бы жизнь у нас ни повернулась, но в ближайшие год-два мы с    
вами с этими техническими регламентами ещё намучаемся и наплачемся. Мы перед    
этим приняли один из таких технических регламентов (пункт 25 повестки дня),     
проголосовали за него, в основном даже не понимая сути и основ, что в него      
заложено, но, как говорится, Бог нас рассудит.                                  
                                                                                
А теперь о данном законопроекте. Кто внимательно с ним ознакомился и пытался    
разобраться, тот должен был заметить, что этот документ вызывает большие        
сомнения прежде всего относительно его соответствия Конституции Российской      
Федерации, и если он будет принят именно в таком варианте, как предложен нам    
сейчас, то это приведёт к полному развалу отечественной системы измерений,      
которая, кстати (тут авторы или докладчики правильно говорили), является        
составной частью международной. Таким образом, принятие данной концепции        
этого законопроекта, можно прямо говорить, угрожает национальной безопасности   
страны.                                                                         
                                                                                
А теперь о соответствии Конституции. Согласно части 1 статьи 76 Конституции     
Российской Федерации федеральные законы принимаются исключительно по            
предметам ведения Российской Федерации или её совместного с субъектами          
Российской Федерации ведения. Перечень предметов ведения регламентирован        
статьями 71 и 72 Конституции, однако единство измерений среди них не            
значится, а указаны лишь два предмета ведения, имеющих к нему отношение, -      
эталоны и метрическая система, необходимые для его обеспечения. Исходя даже     
из этого можно сказать, что обсуждаемый законопроект противоречит               
Конституции.                                                                    
                                                                                
Следующее. Ещё одно нарушение Конституции. Вы посмотрите пункт 6 статьи 1       
предлагаемого законопроекта, где речь идёт о передаче Правительству             
Российской Федерации права устанавливать порядок обеспечения единства           
измерений в области обороны и безопасности. Ну, я вам просто напоминаю, хотя    
вы сами хорошо знаете, что оборона и безопасность согласно статье 71            
Конституции находятся в федеральном ведении, и отношения в них согласно         
статье 76 Конституции могут регулироваться только федеральными законами, а не   
постановлениями правительства. Это положение, противоречащее Конституции,       
может привести к созданию параллельно, скажем так, с гражданской второй         
военной системы обеспечения единства измерений, что совершенно бессмысленно и   
потребует громадных бюджетных затрат.                                           
                                                                                
Чтобы сократить время, перейду к тем вопросам, которые задавали мои коллеги.    
                                                                                
Государственные первичные эталоны, которых в России сейчас сто двадцать два,    
если память мне не изменяет, - это уникальные меры, обладающие наивысшей        
достижимой на сегодня точностью. Между тем средств измерений в нашей стране,    
подлежащих периодической поверке, насчитывается, по оценкам специалистов и      
знающих людей, порядка одного миллиарда единиц. Поэтому для своевременной и     
беспрепятственной поверки этого множества измерительных приборов и систем       
была создана достаточная база копий первичных государственных эталонов - так    
называемых вторичных эталонов, менее точных по сравнению с соответствующими     
первичными и, следовательно, более дешёвых. Однако представленный               
законопроект фактически ликвидирует национальную эталонную базу, так как в      
нём отсутствует перечень всей совокупности различных эталонов, обеспечивающих   
воспроизведение и передачу размеров единиц физических величин поверяемым        
средствам измерений. При этом в законопроекте при упоминании о первичных        
отсутствуют упоминания о вторичных эталонах, а также специальных эталонах, в    
том числе оборонного назначения, воспроизводящих единицы физических величин в   
особых условиях и являющихся для этих условий первичными эталонами.             
                                                                                
Отсутствие всей полноты эталонной базы приведёт к ликвидации в стране не        
только единства, но и самой системы средств измерений, так как исчезнет         
возможность их поверки. Правильно Виктор Егорович задавал этот вопрос,          
исчезнет эта база, нечего будет мерить и не с чем сравнивать.                   
                                                                                
Искажение понятия измерений позволило надуманно распространить действие         
законопроекта и тем самым государственное метрологическое регулирование на      
многие сферы деятельности, абсолютно не связанные ни с измерениями, ни с        
обеспечением их единства. Возьмите ту же статью 1, пункт 3, о чём говорил мой   
коллега Кибирев Борис Григорьевич: выполнение государственных учётных           
операций, оказание услуг почтовой связи, проведение банковских, налоговых и     
таможенных операций, выполнение работ по расфасовке товаров, хотя требования    
к единству измерений относятся к весам и гирям, регистрация спортивных          
рекордов и так далее. Видимо, кто-то очень хочет или заинтересован, друзья      
мои, в административном метрологическом надзоре в этих сферах и тем самым в     
усилении там коррупции. Зато под государственное регулирование не подпали       
значимые для национальной безопасности системы трубопроводного транспорта,      
энергосистемы, железнодорожный транспорт, авиация, спутниковая навигационная    
система, системы управления авиационным движением и многие другие объекты.      
                                                                                
Помимо изложенного законопроект содержит множество других принципиально         
ошибочных и надуманных положений. Так, в нём регламентируется проведение        
непонятно какой и для чего нужной аттестации методов и методик измерения,       
хотя речь должна идти о метрологической аттестации средств измерений, но о      
ней вообще ничего не сказано.                                                   
                                                                                
Выводы. Представленный законопроект направлен на упразднение эталонной базы     
страны, а тем самым на развал единства измерений и, следовательно, на           
ликвидацию национальной системы измерений. Если такой закон примет наша Дума,   
страна будет исключена из сферы международной торговли, международных           
коммуникаций и всех других областей международного сотрудничества, в том        
числе экономического и научного, связанных с измерениями, как неспособная       
поддерживать их международное единство. При этом внутри страны возрастёт        
опасность для жизни людей и угроза техногенных катастроф. Будет нарастать       
хаос в управлении различными объектами, в том числе транспортными и так         
далее, и так далее.                                                             
                                                                                
И даже если нашу страну, Россию, примут в ВТО, то метрологическая               
несостоятельность России в сочетании с законом "О техническом регулировании",   
который фактически лишил российские товары нормативно-правовой защиты,          
приведут отечественную экономику к краху. В частности, из-за метрологической    
недостоверности контроля характеристик отечественной продукции её российские    
сертификаты и подтверждения о соответствии не будут восприниматься за рубежом   
и на внутреннем рынке, что приведёт к дальнейшему увеличению импорта и          
вытеснению наших товаров, поэтому многие российские предприятия могут           
обанкротиться.                                                                  
                                                                                
Я ещё раз возвращаюсь к тому, что говорил в начале нашего заседания. Давайте    
не будем спешить, давайте всё-таки привлечём, для того чтобы детально           
разобраться в содержании концепции, как бы это для кого-то ни выглядело         
какой-то китайской грамотой, знающих специалистов, людей, которые всю жизнь     
отработали в этой важнейшей сфере государственного значения. Давайте всё-таки   
отложим этот законопроект на следующий месяц или на январь, как я говорил,      
проведём здесь расширенные парламентские слушания и в конце-то концов или       
сами убедимся, или... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Настаивают ли докладчик и            
содокладчик на заключительном слове? Пожалуйста, Иван Сергеевич.                
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Хочу кратко высказаться, не вникая во все пункты обвинения, или   
как это можно назвать. Хочу просто сказать, что вопрос противоречия             
Конституции несколько надуман. Тут, конечно, с юристами надо советоваться, но   
думаю, что дело обстоит не так, как было сказано.                               
                                                                                
Во-вторых, что касается гармонизации с международными правилами, то уж в        
данном-то варианте точно идёт только сближение с ними, а никак не отдаление     
от них.                                                                         
                                                                                
И в-третьих, вопрос о том, какие виды деятельности должны войти или не войти,   
- это, мне кажется, вопрос обсуждения и вопрос второго чтения. Мы готовы        
обсуждать, войдёт ли геология. Думаю, что здесь есть рациональное зерно.        
Войдут ли какие-то другие виды деятельности, в частности трубопроводный         
транспорт, в этот перечень - это надо смотреть. В том числе, я думаю, будет     
создана рабочая группа, которая эти вопросы решит. Но с тем, что тут было       
сказано, мы просто не согласны.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, представитель президента? Нет. Правительство уже высказалось.       
Комитет не настаивает.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет такой процедуры, Виктор Егорович, - с места     
дискуссию разворачивать.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам у нас не предусмотрено, только по ведению,     
если мы что-то нарушили в процедуре обсуждения, Сергей Николаевич.              
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста, по ведению.                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, горит кнопка "по ведению", я не могу не дать          
выступить.                                                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я действительно по ведению, потому что сказали о               
гармонизации наших взаимоотношений на международном уровне. Ну,                 
господа-товарищи, ну что вы обсудили? Вот также мы обсудили четыре года назад   
закон "О техническом регулировании". Мы до того догармонизировались этим        
законом "О техническом регулировании", что скоро вообще выпадем из              
международного сотрудничества.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, это содержательная дискуссия. Вы уже   
высказались, у вас было целых десять минут, полный регламент, была              
возможность высказаться очень обстоятельно.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, завершилось обсуждение. Ставится на голосование в первом     
чтении проект федерального закона "Об обеспечении единства измерений".          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9%                                     
Проголосовало против           63 чел.14,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.