Заседание № 152

16.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 475538-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1835 по 1915 из 5764
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в части         
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием     
Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о        
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Доклад Ильдара Зинуровича Бикбаева.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы на предыдущем заседании приняли таблицу поправок, но не   
проголосовали сам законопроект во втором чтении.                                
                                                                                
Пожалуйста, Ильдар Зинурович.                                                   
                                                                                
БИКБАЕВ И. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Предлагается   
завершить работу по рассмотрению данного проекта федерального закона во         
втором чтении. 9 октября предложенная комитетом к принятию таблица поправок     
была утверждена Государственной Думой, в связи с этим предлагается провести     
голосование по тексту проекта федерального закона с учётом принятых             
Государственной Думой поправок. Просим Государственную Думу проголосовать за    
данный законопроект во втором чтении.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с         
принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических          
центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской      
Федерации", второе чтение, 9-й вопрос.                                          
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, минуточку... Коллеги, давайте дождёмся итогов     
голосования.                                                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                
Пожалуйста, Ильдар Зинурович.                                                   
                                                                                
БИКБАЕВ И. З. Уважаемые коллеги, данный законопроект мы предлагаем              
рассмотреть в третьем чтении. К третьему чтению замечаний никаких нет,          
законопроект прошёл все необходимые экспертизы Правового управления Аппарата    
Государственной Думы. Прошу поддержать законопроект и принять его в третьем     
чтении. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу подчеркнуть, что 9        
октября мы рассматривали данный законопроект, но не было завершено обсуждение   
и не было принято решение в целом во втором чтении, мы сейчас это решение       
приняли. Докладчик предлагает рассмотреть данный законопроект в третьем         
чтении. Нет возражений? Нет возражений. По мотивам от фракций, коллеги, есть    
желающие выступить? Нет.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с         
принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических          
центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской      
Федерации", третье чтение, 9-й вопрос.                                          
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 149

09.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 475538-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 12 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2259 по 2306 из 5600
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и     
вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием              
Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о        
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
                                                                                
Ильдар Зинурович Бикбаев, пожалуйста.                                           
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом               
предлагается установить ряд налоговых льгот лицам, осуществляющим               
научно-технологическую деятельность в соответствии с Федеральным законом от     
29 июля 2017 года № 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и   
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
                                                                                
Законопроект был принят в первом чтении 12 июля этого года. К законопроекту     
представлены три поправки, рекомендованные Комитетом по бюджету и налогам к     
принятию. Данные поправки носят технический характер. Замечаний по проекту      
закона не имеется.                                                              
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной   
Думе утвердить таблицу поправок и принять проект федерального закона №          
475538-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса       
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об                
инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в           
отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении. Прошу    
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы по таблице поправок? Нет.                                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 132

12.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 475538-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4273 по 4862 из 5997
Коллеги, переходим к рассмотрению 31-го вопроса. О проекте федерального         
закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи    
с принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических        
центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской      
Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель     
министра финансов Илья Вячеславович Трунин.                                     
                                                                                
ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Добрый день, Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему     
вниманию представляется законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс    
Российской Федерации, который подготовлен в связи с принятием в прошлом году    
Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о        
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Правительство предлагает внести в Налоговый кодекс ряд изменений,               
направленных на создание благоприятных условий для ведения исследовательской    
деятельности, коммерциализации её результатов и практического применения тех    
научных достижений, которые имеют прикладное значение и разработаны лицами,     
участвующими в мероприятиях по созданию и осуществлению функционирования        
инновационных научно-технологических центров.                                   
                                                                                
Какие налоговые льготы предлагает ввести правительство для создаваемых в        
России научно-технологических центров? Это освобождение от уплаты налога на     
прибыль до достижения годового объёма выручки в 1 миллиард рублей либо на       
срок до десяти лет с момента начала деятельности; освобождение в течение        
десяти лет от уплаты налога на добавленную стоимость; освобождение от уплаты    
налога на имущество организаций для участников проектов, а также фондов,        
управляющих компаний; освобождение от земельного налога того имущества,         
которое служит целям функционирования научно-технологического центра. Помимо    
этого предлагается, так же как и в других инновационных центрах, применять в    
течение десяти лет пониженные тарифы страховых взносов. Кроме того, в           
законопроекте предусмотрено освобождение участников этих инновационных          
центров, дочерних обществ, инициаторов проектов от уплаты государственной       
пошлины за выдачу разрешения на работу, приглашения на въезд, за выдачу или     
продление срока действия виз иностранным гражданам.                             
                                                                                
В целом следует отметить, что льготы, которые предлагает предоставить           
правительство, не уникальны, они уже применяются в Российской Федерации         
начиная с 2010 года в других аналогичных инновационно-технологических           
центрах. Единственное отличие центров, которые сейчас создаются и               
деятельность которых будет направлена на достижение целей, поставленных в       
майском указе президента, сводится к тому, что инновационные технологические    
центры предполагается создавать, скажем так, вокруг, то есть при                
образовательных и научных организациях или с их участием, а не в чистом поле,   
чтобы развивать научную, образовательную деятельность и на стыке                
научно-образовательной деятельности и прикладных научных исследований           
коммерциализировать результаты таких исследований. Именно это является          
передовой практикой коммерциализации научных разработок и собственно развития   
фундаментальной и прикладной науки.                                             
                                                                                
Просим поддержать предлагаемые поправки.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Илья Вячеславович.               
                                                                                
С содокладом выступает Ильдар Зинурович Бикбаев.                                
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект федерального      
закона № 475538-7, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.             
                                                                                
Проект предлагает к реализации меры по минимизации расходов и повышению         
эффективности деятельности лиц, осуществляющих научно-технологическую           
деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных             
научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные               
законодательные акты Российской Федерации". Устанавливается ряд преимуществ     
для организаций, осуществляющих научно-технологическую деятельность на          
территории соответствующих центров, которые получают статус участника           
проекта. Илья Вячеславович Трунин подробно остановился на том, какие льготы     
планируется предоставить таким создаваемым центрам.                             
                                                                                
Необходимо отметить, что Комитет по бюджету и налогам считает целесообразным    
при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении обсудить вопрос    
о разработке универсальной системы оценки эффективности налоговых льгот,        
предоставляемых данной категории налогоплательщиков.                            
                                                                                
С законопроектом не согласились два исполнительных органа власти субъектов      
страны, поддержали проект закона 21 орган законодательной и 24 органа           
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.                           
                                                                                
С учётом направленности законопроекта на создание благоприятных условий для     
ведения исследовательской деятельности и практического применения научных       
разработок и достижений Комитет по бюджету и налогам рекомендует                
Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Просим        
поддержать.                                                                     
                                                                                
А я вам расскажу, поделюсь своей личной практикой. Более 40 лет назад я         
молодым студентом начал работать в научно-исследовательской лаборатории         
одного из вузов Москвы, и тогда у нас впервые появились персональные            
компьютеры импортного производства, как раз по некой системе, так сказать,      
оснащения научных лабораторий страны, в том числе с предоставлением             
определённых льгот. У нас в институте это стало мощным стимулом к тому, чтобы   
наши студенты осваивали в то время современные технологии программирования на   
нескольких языках. Я лично прошёл обучение, имею такую практику, поэтому и от   
себя хотел бы попросить поддержать данный законопроект для развития нашей       
науки и внедрения её в народное хозяйство.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Чужие компьютеры - это не инновации. Инновации - это когда     
вы заняли площадь, купили станки, начали производить какую-то наукоёмкую        
современную продукцию.                                                          
                                                                                
Илья Вячеславович, у меня вопрос простой. Вы ставите условие "или - или" или    
лучше "и то, и другое"? Вы пишете: или до достижения уровня миллиард рублей,    
или на срок до десяти лет. Я уверен, что подавляющее большинство не будет до    
миллиарда доводить, если будет два варианта, а будет десять лет держать.        
Может, всё-таки как-то это унифицировать?                                       
                                                                                
И вот у вас там перечисление: управляющие компании, фонды и так далее -         
может, всё-таки для лучшего контроля брать как бы макеты, для того чтобы было   
проверяемо?                                                                     
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Формула "1 миллиард или    
десять лет" как раз направлена на то, чтобы участник проекта существовал        
вечно и пользовался при этом льготами. Если его деятельность успешна, то он     
за десять лет выйдет на этот миллиард, если он неуспешен, то просто после       
десяти лет он не будет пользоваться льготой и, скорее всего, закроется,         
поскольку это очень специфическая деятельность, связанная с                     
научно-исследовательскими разработками. В других центрах у нас эта льгота       
применяется, правда, там ещё не прошло десяти лет с момента создания, но мы     
не видим причин, почему эту формулу нельзя распространить на другие центры.     
                                                                                
Что касается универсальной формулы. Ну, это разные организации, в том числе     
государственные организации, и для того, чтобы создать инновационный центр,     
нужно, например, объединить земельные участки, имущество, что-то построить -    
понятно, что мы не можем участникам центра давать налоговые льготы, а всем      
остальным говорить: платите все налоги с земли, которая передаётся в            
пользование, по сути, для научной деятельности, поэтому законопроект и          
предусматривает такую универсальность предоставления льгот всем участникам.     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БИКБАЕВ И. З. Николай Васильевич, по поводу компьютеров: не в железе дело, а    
в том, как его применять. 42 года назад мы впервые применили методику           
инновационного моделирования - в стране это впервые было применено именно у     
нас в вузе. Так что не в железе дело, а в том, как мы будем это железо          
встраивать в инновации.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович.                             
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Необходимо, чтобы в ближайшие годы в России был совершён мощный    
технологический рывок, потому что в ряде отраслей, в частности в                
машиностроении, мы сильно отстали и, к сожалению, просвета не видно. Мы         
создаём особые экономические зоны, ТОРы, центры, всякие зоны - столько          
насоздавали, что уже налоговая инспекция и бизнес просто запутались в           
названиях и в льготах, которые мы даём.                                         
                                                                                
Илья Вячеславович, может, всё-таки подошло время как-то промониторить всю эту   
ситуацию со всеми льготами, ТОРами, ОЭЗами и ввести единый и понятный на        
территории России комплекс мер, направленных на стимулирование в целом          
инноваций и новых технологий? Это, считаю, внесло бы существенный вклад в       
оптимизацию всего законодательства в этой сфере. Сегодня, я ещё раз говорю,     
бизнес просто уже запутался во всех этих инновациях: чтобы что-то изобрести,    
им нужно куда-то бежать, где-то регистрироваться, - мы создаём кучу             
административных проблем, но, к сожалению, выхода пока не видно. Что вы         
думаете по этому поводу?                                                        
                                                                                
ТРУНИН И. В. Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Действительно, об этом   
говорится в заключении комитета, и в правительстве разделяют точку зрения -     
необходимо создать единый механизм оценки эффективности льгот, которые          
установлены различными законами в отношении и РИПов, и ТОРов, и особых          
экономических зон. Как вы знаете, правительство недавно утвердило критерии      
оценки эффективности функционирования особых экономических зон, и, наверное,    
можно сказать, что не все зоны удались и не все прочие особые режимы являются   
успешными.                                                                      
                                                                                
Что касается того особого режима, который обсуждается сегодня. Скажем так,      
без него нельзя достичь цели, которую поставил президент в своём указе от 7     
мая 2018 года, а именно: обеспечить создание в России научных центров           
мирового уровня и не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня.   
Как показывает мировая практика, развитие науки происходит только тогда,        
когда она развивается совместно с образованием, и успешное развитие науки       
также возможно только в том случае, когда есть все возможности для              
коммерциализации и выведения на рынок тех разработок, которые осуществляются    
в сотрудничестве научных и образовательных организаций. Нагружать эту           
деятельность дополнительными налогами, притом что у нас она и так ведётся       
крайне слабо, наверное, смысла нет. Говорить, что сначала мы проведём анализ    
эффективности тех особых экономических зон, деятельность которых направлена     
на другое, на развитие производства, экспорта и так далее, а вовсе не на        
инновационную деятельность, - тоже, наверное, не стоит. Поэтому мы предлагаем   
установить этот режим вместе с созданием системы оценки эффективности           
налоговых льгот.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, в продолжение вопроса своего коллеги Сысоева       
хотел бы спросить о следующем. Вот вы сами признаёте, что анализа               
эффективности применения льгот, установленных для "Сколково", аналогичных       
предлагаемым для научно-технологических центров, не проводилось, - что,         
конечно, очень плохо, хотя методика такой оценки Минфином разработана. Есть     
отчёт Счётной палаты по "Сколково" за 2016 год, там много любопытных фактов,    
в том числе и такой: около 50 участников проекта, получивших гранты на          
полтора миллиарда рублей и пользующихся всем набором льгот, не дали за          
2013-2015 годы никакой выручки.                                                 
                                                                                
Кроме того, вспомним о провале особых экономических зон, о чём уже говорили,    
где тоже было льготное налогообложение и где создание каждого из более чем 20   
тысяч рабочих мест обошлось казне в 21 миллион рублей без какой-либо пользы     
для экономики страны. И в 2016 году особые экономические зоны, переданные в     
ведение регионов, были, по сути, благополучно ликвидированы.                    
                                                                                
Вопрос: так что же мешает реализации в нашей стране подобных проектов?          
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. На самом деле нельзя сказать, что анализ        
эффективности деятельности "Сколково" не проводился. Когда мы говорим об        
инновационных центрах и об инновациях в целом, нельзя забывать, что эта         
деятельность связана с большим риском, и не каждый проект, особенно по          
выведению на рынок новых технологий и производства, является успешным. По       
данным статистики, за период функционирования "Сколково" с 2013 года во всей    
этой экосистеме было создано более 30 тысяч рабочих мест. Да, возможно, там     
50 организаций не показали за 2016 год выручки (как я уже сказал, инновация -   
это не обязательно успех в первые годы), но 227 участников "Сколково"           
осуществляют продажу своей продукции, правда на зарубежных рынках. Совокупная   
выручка всех участников "Сколково" за этот период составила порядка 210         
миллиардов рублей - это только выручка, а налоговые льготы, которые они         
получили, в сопоставлении с выручкой, чуть больше 16 миллиардов рублей. То      
есть, по большому счёту, нельзя сказать, что инновационный режим и набор        
льгот для "Сколково" оказался совсем уж неуспешным и не заслуживающим того,     
чтобы его применять в других отраслях и в других центрах, которые будут         
строиться на основании научных и образовательных организаций.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, законопроект устанавливает для инновационных       
научно-технологических центров специальный порядок налогообложения, они         
получат дополнительные значительные налоговые льготы. В связи с этим вопрос:    
можно ли спрогнозировать - или, может быть, уже есть такой прогноз - объём      
выпадающих доходов, которые неизбежно появятся в бюджетах бюджетной системы?    
И определено ли у нас законодательством, на какие конкретно цели будут          
направляться дополнительные доходы, полученные в результате льготного           
налогообложения, инновационными научно-технологическими центрами? Как это       
можно проконтролировать?                                                        
                                                                                
ТРУНИН И. В. Во-первых, очень сложно считать выпадающие доходы, которых пока    
нет. Но должен сказать, что порядок, который правительство уже приняло и в      
соответствии с которым будут создаваться такие центры, достаточно жёсткий, и    
это будет касаться только образовательных организаций мирового уровня. Чтобы    
такие организации могли претендовать на статус инновационного центра, они       
должны иметь право утверждать образовательные стандарты самостоятельно по       
всем уровням высшего образования - таким правом обладают очень немногие         
образовательные учреждения.                                                     
                                                                                
Во-вторых, в каждом конкретном случае управляющая компания и фонд, который      
создаётся, будут ориентированы на правительство и на ту стратегию развития,     
которая для этого центра будет определена. И если участник - ну так же, как     
это сейчас происходит в том же "Сколково", а там куча проверяющих, которые за   
этим смотрят и так далее, - не осуществляет никакой инновационной               
деятельности, то он просто будет исключён из числа участников проекта.          
Поскольку мы не даём льготы какому-то уже существующему бизнесу, а создаём      
скорее благоприятные условия, чтобы инновационная деятельность вокруг вузов и   
научных центров развивалась, то здесь, наверное, не стоит вести речь о          
каких-то выпадающих доходах. Это не льготирование бизнеса, это создание         
условий для того, чтобы развивались образование, наука и в целом такие          
научно-образовательные центры строились в России.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич.                              
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, когда в Минфине готовятся предложения по тем или   
иным льготам для отдельных предприятий, отраслей, рассматриваются ли некие      
альтернативы? Например, дать льготу вот таким мифическим, несуществующим        
инновационным научно-технологическим центрам или дать льготу отрасли, которая   
успешно развивается, в которой уже реально производится инновационная           
продукция? Например, эти деньги могли бы пойти на расширение НИОКР. Честно      
говоря, вызывает обеспокоенность то, что мы даём льготы с подачи Минфина        
ретейлу, сырьевому сектору, финансовому сектору, каким-то научным,              
инновационным центрам, но очень мало или практически не даём льгот реальному    
сектору экономики, производству. Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос.          
                                                                                
ТРУНИН И. В. Михаил Васильевич, ну, мне кажется, что это на самом деле не       
является альтернативой. Во-первых, мы не даём льгот сырьевому сектору, более    
того, если пообщаться с представителями сырьевого сектора, то можно услышать,   
что, наоборот, налоговая нагрузка на этот сектор растёт. Во-вторых, что         
касается НИОКР: для наших предприятий, для отраслей промышленности, для всех,   
кто делает инвестиции в НИОКР - не выполняет работы, а именно инвестирует в     
НИОКР, - то есть для потребителей научно-исследовательских и                    
опытно-конструкторских работ, уже много лет назад был создан благоприятный      
налоговый режим. Эти организации не только могут все затраты на НИОКР в         
полном объёме использовать для уменьшения своей налоговой базы по налогу на     
прибыль, но и делать это с повышающим коэффициентом 1,5, то есть, по сути,      
больше вычитать из налога. Это такая стимулирующая налоговая льгота при         
определении налога - уменьшать налогооблагаемую сумму на более высокую          
величину, чем они реально потратили, поэтому здесь тоже нельзя говорить о       
какой-то альтернативе. Вот сейчас мы с вами вместе обсуждаем законопроект,      
который направлен на льготирование тех, кто занимается этими НИОКР, не          
заказывает их, не является потребителем, а именно осуществляет за свои          
собственные деньги или привлечённые и выводит на рынок соответствующий          
результат, так что мы говорим немного о разных вещах.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Илья Вячеславович, у меня конкретный вопрос (по-моему, его уже   
в принципе задавали). Сколько подобных центров правительство планирует          
открыть? Каковы будут потенциальные выпадающие доходы? И какова будет           
возможная прибыль от работы этих самых центров? Потому что без ответа на эти    
вопросы вот просто так запустить змея и ждать, что будет что-то хорошее, на     
мой взгляд, смысла никакого не имеет. Тем более, что у нас есть данные          
проверки Счётной палаты в отношении "Сколково", и они далеко не такие           
радужные, как вы нам рассказываете. И что касается собственно                   
научно-технологической деятельности - должен быть, скажем так, чёткий           
водораздел, чтобы это не стало опять лазейкой для оптимизации налогового        
режима для некоторых предприятий или организаций.                               
                                                                                
ТРУНИН И. В. Алексей Владимирович, ну, сам закон создаёт препятствия для        
использования этого налогового режима в недобросовестных целях. Более того,     
год назад федеральным законом в Налоговый кодекс была введена статья, которая   
направлена на противодействие злоупотреблениям нормами налогового               
законодательства в целях уклонения от налогообложения, даже если формально      
всё используется правильно. Я думаю, используя механизмы администрирования и    
инструменты той же Счётной палаты, которая, естественно, будет проверять все    
центры, как только они будут созданы, итоги их функционирования, можно          
пресечь злоупотребления.                                                        
                                                                                
Что касается количества создаваемых центров, я хотел бы ещё раз сказать, что    
их должно быть не очень много, президент в своём указе поставил цель создать    
порядка пятнадцати центров. Должен сказать, что и в соответствии с теми         
критериями, которые установлены правительством, мы ориентируемся на эту         
величину. Этим критериям соответствуют 15-17, не больше, крупных высших         
учебных заведений, которые, собственно говоря, с точки зрения правительства,    
достойны и обладают необходимым потенциалом, чтобы запустить такую              
деятельность.                                                                   
                                                                                
Выпадающие доходы. Сложно говорить об этом, потому что такой деятельности       
сейчас не ведётся, вокруг этих вузов, в том числе и того же Московского         
государственного университета, не создано сейчас никакой инновационной среды.   
Кто-то что-то делает при каких-то отдельных факультетах, а платит или не        
платит налоги - большой вопрос, зачастую всё это ещё делается на                
государственные деньги. С нашей точки зрения, необходимо начать с пилотных      
проектов в соответствии с теми критериями, которые установило правительство,    
и впоследствии, соответственно, оценивать их эффективность.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БИКБАЕВ И. З. Алексей Владимирович, я дополню ответ Ильи Вячеславовича в        
части окупаемости таких центров. Вот в Республике Башкортостан на территории    
моего одномандатного округа, № 4, Благовещенского, в городе Уфе есть Уфимский   
государственный нефтяной технический университет, реализуется региональный      
проект, аналогичный тому, что мы сейчас с вами обсуждаем: в рамках этого        
университета создан научно-технологический центр УГНТУ - совместно с ПАО "НК    
"Роснефть". Так вот, по оценкам специалистов нашего уфимского нефтяного         
университета и "Роснефти", окупаемость - до десяти лет. Но если мы сегодня      
предоставим ещё льготы таким центрам, то, естественно, окупаемость возрастёт    
примерно в 2 раза. Почему? Потому что именно сами отраслевики входят в число    
учредителей этих центров, и отрасль, и наука, объединившись, находят            
понимание, как быстрее можно окупить те затраты, которые на эти центры          
выделяет государство.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Илья Вячеславович, одним из направлений развития       
инновационной деятельности является её постепенная социализация, то есть        
направленность не только на потребности рынка, но и на общечеловеческие         
ценности. Социализация инновационной деятельности подразумевает отвлечение      
ресурсов на производство товаров и услуг, которые не обеспечивают прямой        
прибылью её производителя, но в то же время служат интересам общества. Так,     
перспективным и актуальным направлением социализации инновационной              
деятельности на современном этапе, например, является деятельность в сфере      
экологии, производство товаров и услуг, непосредственно защищающих природу и    
здоровье населения. Как правило, производство подобных товаров связано с        
особым риском неполучения прибыли, и одним из механизмов стимулирования этой    
отрасли могло бы стать предоставление налоговых льгот организациям,             
осуществляющим именно такую инновационную деятельность. Так вот планируется     
ли распространить действие данного законопроекта на инновационные проекты,      
которые служат интересам общества, но реализуются вне рамок инновационных       
научно-технологических центров?                                                 
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Ну, законопроект касается налогового режима     
исключительно для инновационных центров. Я должен сказать, что никаких          
ограничений на ведение каких-либо общественно значимых инновационных и          
научно-исследовательских проектов, инновационной деятельности в инновационных   
центрах не предполагается, более того, это является одним из приоритетов.       
Поэтому если на территории и в рамках таких создаваемых центров будут           
осуществляться какие-либо инновационные экологические проекты, то,              
естественно, они получат все льготы в полном объёме.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Да.                                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
поддерживает принятие в первом чтении рассматриваемого проекта федерального     
закона, внесённого Правительством Российской Федерации, потому что данный       
проект федерального закона закрепляет ведущую роль университетов, научных       
школ, научных центров в создании национальной инновационной структуры.          
                                                                                
В проекте федерального закона устанавливаются экономические стимулы в виде      
налоговых льгот для развития инновационной структуры в Российской Федерации.    
Важно учитывать, что реализация данного закона создаст новые                    
высокотехнологичные рабочие места, чем увеличит занятость в Российской          
Федерации. Реализация закона позволит увеличить ненефтегазовые доходы           
Российской Федерации, а следовательно, укрепить макроэкономическую              
стабильность и снизить нашу зависимость от стоимости энергоресурсов.            
                                                                                
И, дополняя ответ на вопрос уважаемого Николая Васильевича, я хотел бы          
сказать следующее. Вчера поздно вечером опубликован доклад, который             
называется "Глобальный инновационный индекс - 2018", в докладе 126 стран        
характеризуются по 80 параметрам. Доклад подготовлен известной бизнес-школой    
INSEAD, рядом известных университетов и Всемирной организацией                  
интеллектуальной собственности, в основном в нём оцениваются государственные    
меры поддержки инновационной деятельности. Особое место в докладе 2018 года     
уделено стремительному росту Китая, который в этом рейтинге поднялся с 22-го    
на 17-е место, и особая оценка дана государственным мерам поддержки             
инноваций. Российская Федерация сегодня занимает 46-е место в этом рейтинге,    
она продвинулась за десять лет с 51-го места и соседствует на сегодняшний       
день с Чили и Вьетнамом. Мера, которая предлагается сегодня, - это              
существенный вклад в продвижение в этом рейтинге, в поддержку инноваций в       
Российской Федерации и, безусловно, это серьёзный посыл в том числе и нам для   
ускоренного принятия действенных мер для поддержки инновационной деятельности   
в Российской Федерации.                                                         
                                                                                
Фракция будет голосовать за.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скляр Геннадий Иванович, пожалуйста.                      
                                                                                
СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Говорят, истина конкретна.   
После принятия 216-го закона мы, как и другие научные центры страны, создаём    
научно-технологические центры. В Обнинске, первом наукограде, мы объединили     
"Росатом", Курчатовский центр и наш ведущий ядерный университет - МИФИ.         
                                                                                
Я хотел бы нашим коллегам ответить: конечно, опасения понятны, но это новые     
технологии, это новые предприятия, выпадающих доходов нет, и мы ждём только     
прорыва от этих проектов. Вместе с нами идут Новосибирск, Томск, Красноярск.    
Я призываю вас, коллеги, поддержать законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Мой товарищ Михаил Васильевич Емельянов задавал вопрос, на который   
уважаемый Илья Вячеславович ответил, что в России нет налоговых льгот для       
сырьевого бизнеса. Я напомню, что в этом зале в мае были даны налоговые         
льготы на 35 миллиардов рублей компаниям, у которых себестоимость добычи        
нефти превышает 17 долларов за баррель при сегодняшней цене порядка 70. Я не    
к тому, что Илья Вячеславович вводит в заблуждение зал, - никоим образом, но    
в условиях, когда у нас в общей сложности объём налоговых льгот, по оценкам     
Счётной палаты, составляет 9,6 триллиона рублей в год, немудрено запутаться.    
Я вполне понимаю коллег из кабинета министров, и безотносительно к              
сегодняшней дискуссии очевидно, что действительно необходимо (о чём коллеги     
из Госдумы говорили) вводить ясные и внятные правила, потому что ни одна        
счётная палата не может разобраться в том нагромождении различных               
детализованных, адресных льготных решений, которые на сегодняшний день          
существуют. Требуется очень большая работа по систематизации, и, наверное,      
при решении таких вопросов можно будет избежать очень многих проблем            
федерального бюджета, потому что есть вещи нужные и есть вещи ненужные, и       
именно систематизация налоговых льгот, объём которых сегодня достигает          
ежегодно 40 процентов доходов федерального бюджета, позволит обеспечить         
сбалансированность федерального бюджета и избежать ряда скандальных решений     
наподобие известного законопроекта о повышении пенсионного возраста.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Мы считаем, что, несмотря на        
вопросы, которые сегодня прозвучали и которые надо иметь в виду                 
правительству, ведь мы не первый раз рассматриваем льготы, в целом этот         
законопроект имеет достаточно много положительных моментов, и на них я хотел    
бы остановиться.                                                                
                                                                                
Прежде всего правильно, что всё-таки мы пришли к созданию центров не в поле,    
как "Сколково", а вокруг наших вузов и НИИ. Не случайно сегодня наши коллеги    
приводили цифры по "Сколково", там ситуация действительно неправильная и        
нездоровая. Могу в довершение сказать, что, по оценке Счётной палаты,           
заработная плата сотрудников этого фонда превысила размер грантов, и привести   
примеры, когда на этом поле размещается Сбербанк, чтобы не платить налоги, и    
так далее. В общем, я считаю, что сам проект "Сколково" относительно            
рассматриваемого законопроекта абсолютно неинтересен с точки зрения развития    
каких-то инновационных технологий.                                              
                                                                                
Есть ещё один очень важный момент. Почему нужно поддержать, мне кажется, этот   
законопроект? Именно в этих вузах, в этих НИИ мы готовим наших специалистов,    
студентов, и те, кто преподавал в вузах, знают основную проблему: даже если     
студент толковый, если он ленинский стипендиат, получает повышенную             
стипендию, основная проблема - оторванность от производства. Для того чтобы     
он нашёл своё место в производстве, ему, конечно, во время учёбы нужно иметь    
практику, которую готовы предоставить такие инновационные центры. И не          
случайно в послании президента речь и шла о том, чтобы на базе этих центров     
создавать инновационную продукцию, но самое главное - это позволит, так         
скажем, задержать наших специалистов, чтобы по окончании университета они       
чётко видели свою "дорожную карту", куда они потом пойдут работать: останутся   
в этом же центре или будут делать запрос в какие-то аналогичные по профилю.     
                                                                                
И я ещё раз хотел бы обратить внимание на вот этот, на мой взгляд, всё-таки     
порочный механизм, когда мы даём льготы не глядя. Опыт "Сколково" это           
подтвердил: сегодня туда приходят не ради инновационных технологий, а ради      
технологий ухода от налогов. Я бы предложил правительству, когда они готовят    
такие законопроекты, предусмотреть всё-таки механизмы защиты инновационных      
решений, чтобы уйти от тех проблем, о которых мы говорим (напомню, объём        
льгот - 9 триллионов), и возврата через бюджет тех сумм налогов, которые        
участники центров вынуждены заплатить, потому что де-факто, когда мы вот так    
огульно предоставляем льготы всем, конечно, есть вероятность, что за ними       
могут прийти и другие люди с другими задачами.                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Понимаете, можно много раз говорить "халва", но от этого во рту сладко не       
будет, как сказал давно Ходжа Насреддин. Проблема же не в этом, вы поймите:     
ну дадите вы льготы тому, чего нет, - и получите то, чего нет. Лучшей формой    
внедрения инноваций было НПО (научно-производственное объединение) - рядом с    
научно-исследовательским институтом был опытный завод, задача которого          
состояла в том, чтобы реализовывать проекты. Вот попробуйте сначала построить   
опытный завод. Ведь ваши ставки по кредитам не позволяют купить станок,         
ставки по кредитам не позволяют элементарно построить корпус, а вы хотите       
давать льготы и приводите в пример "Сколково".                                  
                                                                                
"Сколково", как и "РОСНАНО", были выделены федеральные деньги, а не только,     
подчёркиваю, предоставлено освобождение от налогов. И что? Мы, 117 депутатов,   
специально обратились в Счётную палату в прошлом созыве, чтобы они проверили    
и "Сколково", и "РОСНАНО", - по результатам даже сверхлиберальных проверок      
Счётной палаты возбуждены уголовные дела в отношении руководителей и            
"РОСНАНО", и "Сколково". Вы что, не читали об этом?! Результатов там никаких    
нет, миллиарды выведены в Массачусетский технологический университет без        
конкретных задач. Да вы лучше нашему университету дайте денег на постройку      
лабораторного корпуса или научно-производственной базы, поставьте современные   
станки, чтобы студенты могли туда прийти! У нас ведь проблема в чём? Частная    
собственность отторгла возможность приёма студентов на практику. Раньше со      
второго курса студентов обязаны были принимать на практику, ещё и деньги им     
платили за то, что они практику проходят, - сегодня такая возможность           
отсутствует.                                                                    
                                                                                
Мне кажется, из-за того, что мы красивые фразы говорим, а конкретные дела не    
контролируем и не контролируем, куда деньги деваются, и возникают все эти       
вопросы. Те 12 триллионов, которые выданы в виде льгот, они же по большей       
части рентному капиталу выданы, хоть он и называется госкорпорацией. Идея       
освобождения от налогов не нова, но, с моей точки зрения, сколько бы ни         
принимали законов, пока вы не соедините инновационные центры с производством,   
ничего не будет. И мы с вами никогда Китай не догоним, потому что Китай         
сначала купил 700 заводов под ключ (локализация 70 процентов), освободил от     
налогов, потом начал повышать - вот в этом его преимущество, а мы этим не       
занимаемся.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик?     
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона   
"Об инновационных и научно-технологических центрах и о внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.