Заседание № 32
06.06.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 475228-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части уточнения редакции статьи).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5927 по 6136 из 6369
24-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Андрей Викторович Логинов, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Целью законопроекта является уточнение норм действующего законодательства по предоставлению льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилого помещения. В соответствии с частью тринадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению". Обращаю внимание на то, что в Жилищном кодексе Российской Федерации при определении жилищного фонда понятие "дом" не содержится. Следует отметить, что Жилищный кодекс, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, то есть в одном многоквартирном доме могут находиться квартиры, относящиеся к разным видам жилищного фонда. И вот чтобы привести в соответствие Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" действующим нормам Жилищного кодекса, предлагается внести данные уточнения в статью 17 закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Указанный законопроект не расширяет, но, что важно отметить, не сужает категорию получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения. Просим незамедлительно поддержать законопроект в первом чтении, поскольку он является предметом совместного ведения и подлежит месячной рассылке. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Борисович Терентьев. Профильный комитет поддерживает? Включите микрофон, пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Профильный комитет поддерживает данный законопроект. К тому же хочу сказать, что Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления также поддерживает данный законопроект, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает данный законопроект при условии учёта ко второму чтению высказанных замечаний. Комитеты Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению и по вопросам местного самоуправления также поддерживают концепцию данного законопроекта. На законопроект поступило тридцать семь отзывов от субъектов Российской Федерации, из них тридцать шесть - положительные. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы у депутатов? Депутат Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Викторович, я не могу согласиться с тем, что закон юридико-технический. В частности, вы справедливо сказали, что у нас бывают дома государственного и муниципального фондов, в которых есть приватизированные квартиры. В связи с этим у меня вопрос: проводилась ли экспертная оценка того, кто может дополнительно получить право на коммунальные льготы из числа людей с инвалидностью, а кто может их потерять в результате принятия этого законопроекта? Если можно, хотя бы цифры. Спасибо. ЛОГИНОВ А. В. По экспертной оценке. По численности данных категорий, а именно инвалидов, приватизировавших квартиры в домах, в многоквартирных зданиях, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду, я точных цифр сейчас назвать, безусловно, не смогу, но обращаю ваше внимание на то, что данный законопроект не направлен на расширение или сужение уже предоставляемой льготы. Работа и дискуссия вокруг этого законопроекта, как вы понимаете, имели очень затяжной, длительный характер, и, собственно говоря, все стороны пришли к пониманию, что данный законопроект действительно лишь приводит нормы закона "О социальной защите инвалидов..." в соответствие с нормами Жилищного кодекса. Как вы знаете, у нас есть база "Обзоры законодательства", и судебная практика Верховного Суда Российской Федерации подтверждает, что в случае приватизации жилья инвалиды право на данную льготу не получают, поэтому мы считаем, что данный законопроект всё-таки не касается вопроса расширения или сужения льгот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Олег Николаевич Смолин и Селезнёв. Олег Николаевич, мы вас попросим: до трёх минут. СМОЛИН О. Н. Конечно. Уважаемые коллеги, перефразируя древнюю истину, я рискнул бы сказать, что Платон с Ньютоном мне друзья (я имею в виду Андрея Викторовича и Михаила Борисовича), но истина дороже. У меня есть серьёзные подозрения по поводу того, что в результате принятия этого закона в данной редакции часть людей с инвалидностью по факту - я говорю не "юридически", а "по факту" - потеряют жилищно-коммунальные льготы. Повторяю ещё раз: есть немало домов государственного или муниципального фонда - хотя понятие дома не содержится в Жилищном кодексе, но все прекрасно понимают, что это такое, - с приватизированными квартирами, где по факту сейчас люди с инвалидностью получают такие льготы. В случае принятия этого закона, на наш взгляд, уважаемые коллеги, будут законные основания для того, чтобы им в таких льготах отказать. Наша фракция в первом чтении не может поддержать этот законопроект. Нами уже подготовлена поправка, которая предусматривает внятную формулировку о том, что льготы должны предоставляться независимо от того, к какому фонду принадлежит квартира. Если такая поправка будет принята, все девяноста два голоса нашей фракции будут за и сто восемьдесят четыре руки будут дружно подняты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Сергеевич Селезнёв, пожалуйста. Валерий Сергеевич, покороче. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. Я не стану занимать ваше время, буквально повторю то же самое, потому что наша фракция, фракция ЛДПР, абсолютно согласна с позицией Олега Николаевича Смолина: данный законопроект не улучшает положение инвалидов, он лишь запутывает вопрос, касающийся перечня тех категорий льготников, которым положена компенсация, скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения, и никоим образом не защищает тех инвалидов, которые проживают в частном секторе или в приватизированном жилом фонде. Фракция ЛДПР, к сожалению, в такой редакции в первом чтении не может поддержать принятие данного законопроекта, несмотря на его название - мы знаем, что часто законопроект вносится с названием, в формулировке которого заложено некое подобие улучшения, но это иезуитство! Мне очень жаль, что Михаил Борисович Терентьев, как член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не может выразить своё личное мнение, потому что, я уверен, в данном случае его инвалиды осудят за этот законопроект, равно как и другие инвалиды, которые... Вы, ребята, не стесняйтесь, вы просто отстаивайте интересы инвалидов и вспомните, как в прошлом созыве у нас работала межфракционная депутатская группа, когда мы выносили проблемы инвалидов в неполитическую плоскость. Это было абсолютно нормально, конструктивно, потому что сами инвалиды - а вы инвалид и я инвалид - должны здесь защищать свои взгляды на эту жизнь, а не то, что считает Минфин. Мы не поддерживаем данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Борисович Терентьев. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем технический законопроект, направленный на разрешение именно правовой коллизии между Жилищным кодексом и законом "О социальной защите инвалидов...", которая на практике урегулирована решением Президиума Верховного Суда от 25 марта 2009 года, однако должен высказать позицию фракции по льготам в жилищной сфере. Уверен, среди нас нет противников того, чтобы любые льготы предоставлялись самым нуждающимся, самым тяжёлым инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Ключевая фраза здесь - "самым нуждающимся". То есть подход должен быть адресным, и логично было бы или на федеральном уровне предусмотреть критерий адресности (например, скидку при оплате жилого помещения, независимо от принадлежности жилищного фонда, предоставлять семьям, имеющим детей-инвалидов, или такой вариант, как скидку по оплате жилого помещения семьям, имеющим среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения), или предложить субъектам Российской Федерации проанализировать возможность создания собственных механизмов поддержки инвалидов - только в этом случае принцип адресности может быть осуществлён, ведь в каждом субъекте свои показатели уровня жизни. Однако не могу не сказать об аналогичных законопроектах, которые сейчас находятся на рассмотрении в Государственной Думе и которые мы, конечно, рассмотрим. Пятнадцать законопроектов из шестнадцати внесены субъектами Российской Федерации - возможно, это говорит о том, что, продвигая федеральные льготы для всех инвалидов, субъекты таким образом хотят добиться ещё одного источника пополнения своих региональных бюджетов. Для защиты своего бюджета это, наверное, правильно, но я призываю все субъекты оценить эффективность своих расходов и определить приоритеты в рамках децентрализации бюджетного процесса. Фракция поддерживает этот технический законопроект и продолжит работу над поиском критериев адресности помощи самым нуждающимся как на федеральном, так и на региональном уровнях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование данный проект федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 30 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.