Заседание № 180
О проекте федерального закона № 475202-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части порядка вступления в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимых организаций; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К этому важнейшему законопроекту поступило семь поправок, все они рекомендуются к принятию. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Пожалуйста, Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Поправку 3 прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 31 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Переходим к рассмотрению поправки 3. Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У нас есть сомнения в целесообразности этой поправки. По этой поправке предлагается полномочия по управлению и принятию решений по "Почте России" передать с уровня Правительства Российской Федерации на уровень Росимущества. Мы считаем, что когда такая, скажем так, непонятная ситуация у нашего монополиста, который сегодня имеет монопольное право на раздачу, разноску пенсий, большая дыра в бюджете... Пока мы не разберёмся с тем, что там происходит, пока мы не получим отчёт Счётной палаты о проведённом аудите, понижать уровень принятия решений по этому акционерному обществу, на наш взгляд, преждевременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ГАВРИЛОВ С. А. Мы не согласны с позицией Валерия Карловича, и вот почему. Дело в том, что "Почта России", как и все остальные предприятия, которых касается закон, относится к стратегическим предприятиям. Полномочия по формированию уставного капитала закреплены сейчас за Минцифры и Минфином. Мы своей поправкой их закрепляем, повышаем уровень эффективности решений. Если мы не примем это решение, то государство получит многие объекты, более 16 тысяч объектов, лет через семьдесят - семьдесят пять. Понятно, в какое состояние придут эти объекты за это время. Государство заинтересовано в контроле за своей собственностью, которую оно передаёт "Почте России", за контролем и отчётом. Поэтому мы поддерживаем эту поправку, считаем, что такие вещи нужно делать быстрее. Кстати, такие же меры были приняты и в отношении других госкорпораций, в том числе оборонного назначения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет её поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 32 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается поправка 3. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 57 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к принятию в третьем чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Да. Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я буду краток. Действительно, новеллы, которые в этом законопроекте нам предлагаются, актуальны, но, учитывая, что сюда внесли поправку, которая могла бы быть рассмотрена отдельно, и мы с ней не согласны, наша позиция такова: мы воздерживаемся от голосования при принятии этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 01 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 475202-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" (в части уточнения порядка вступления в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимых организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями". Доклад и содоклад Сергея Анатольевича Гаврилова. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Для того чтобы сэкономить наше время, я выступлю с докладом и с содокладом от комитета. Законопроект, который представлен на рассмотрение, упрощает и уточняет порядок перехода прав на акции и долю в уставном капитале экономически значимых организаций. Напомню, что основной закон был принят летом во исполнение известного поручения президента по ускорению перевода активов бизнеса в Российскую Федерацию. Во многом закон, кстати говоря, отражает и позицию, высказанную в прошлом созыве Геннадием Андреевичем Зюгановым, который вместе с Николаем Васильевичем Арефьевым внёс соответствующий законопроект. Он предусматривал в случае бездействия или действий, недружественных по отношению к Российской Федерации, возможность приостановления по решению суда осуществления прав зарубежных компаний в Российской Федерации и, соответственно, передачи прав на акции и доли в уставном капитале лицам, прямо или косвенно участвующим в деятельности экономически значимой организации. Мы поработали полгода и увидели, что действительно есть проблемы с правоприменением. Поэтому предложены уточняющие нормы, которые связаны с возможностью разделения ответственности между иностранными государствами, которые блокируют деятельность по возвращению активов в нашу страну, и теми предпринимателями, которые хотели бы вернуться, несмотря на риски, мы допускаем такую возможность. В то же время мы действуем исключительно в соответствии с нормами международного и нашего, отечественного права, мы ни у кого ничего не отнимаем в отличие от наших недружественных оппонентов, врагов, мы действуем исключительно на основании принятого нами законодательства и решений судов. Авторами законопроекта предполагается в случае передачи права прямого владения, в том числе иностранным юридическим лицам на территории России, возможность приостановления в судебном порядке их корпоративных прав в случае продолжения недобросовестной деятельности на территории Российской Федерации. И в связи с этим мы уточняем полномочия Росфинмониторинга, который должен отслеживать соответствующие операции и выдавать соответствующие поручения. Мой коллега Дмитрий Фёдорович Вяткин будет выступать следующим, у нас два законопроекта идут вместе, и следующий законопроект содержит уточнение ответственности за невыполнение данных норм. Мы полагаем, что авторы законопроекта в полной мере учли необходимость ускорения перевода под российскую юрисдикцию активов бизнеса, прежде всего в ключевых секторах российской экономики, и снижения последствий недружественных действий иностранных государств и принимаемых ими санкций. Также в законопроекте упрощён ряд процедур, сокращаются сроки. Мы понимаем, как в нынешних условиях, достаточно острых, когда счёт идёт на дни, важна оперативность, для того чтобы соблюсти имущественные интересы Российской Федерации, поэтому следует пойти по этому пути. Ещё раз подчёркиваю, что мы выстраиваем действия, которые в широком плане могут быть рассмотрены как национализация бизнеса в России, придание ему национального характера, создание возможностей для того, чтобы бенефициары и собственники работали на территории России, соблюдали законы, платили налоги, обеспечивали трудовые права, инвестировали в производство в соответствии с российским законодательством и их права в этом отношении были достаточным образом защищены. Комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Сергей Анатольевич, я так понимаю, что некоторые наши граждане, которые являются фактически скрытыми владельцами холдинговых компаний, которые контролируют в итоге наши стратегические предприятия, не хотят, чтобы их фамилии раскрывались и они подпадали персонально, как физические лица, под санкции. Сейчас мы вводим механизм, в соответствии с которым, если они этого не сделают, у них будут штрафы и прочие неприятности. Не пора ли вообще все эти хитрые офшорные схемы в рамках нормальной и жёсткой деофшоризации, ну, хотя бы по отношению к стратегическим предприятиям... установить, что никакая иностранная компания не может владеть или управлять стратегическим бизнесом на территории Российской Федерации, не пришло ли для этого время? ГАВРИЛОВ С. А. Вы абсолютно правы. Действительно, деофшоризация, о которой мы говорили десятилетиями, во многом стала стимулироваться не столько нами самими, мы создаём условия, сколько нашими просто откровенными врагами, которые заблокировали права управления, корпоративные права за рубежом. И мы, по сути дела, упрощённо говоря, создаём возможности: ты можешь не поступать так, но, если ты желаешь работать в России, подтверждай свои права, вступай, как мы говорим, в прямое владение, легализуйся. Понятно, что многие прекрасно понимают, те, кто уже пытается пойти по этому пути, что они автоматом попадают в эти списки, подпадают под санкции. Но тут уж надо выбирать: или ты возвращаешься в страну, или нет, если нет, тогда у нас есть юридическая норма, которую мы предлагаем, - по суду ваши права будут ограничены. Почему? Потому что у нас сложилась очень тяжёлая практика. Почему мы считаем, что этот законопроект нужно принимать как можно быстрее? (Шум в зале.) Коллеги, если можно, я закончу. Если эти права блокируются, то предприятия, а это десятки системообразующих предприятий на территории России - у нас же есть критерии: не менее 150 миллиардов оборот, 75 миллиардов выручка, 4 тысячи работающих, - находятся в подвешенном состоянии, у них нет, по сути дела, законного корпоративного управления, они не могут распределять дивиденды, они не могут осуществлять инвестиционный процесс, они не могут назначить генерального директора, не могут провести сделки слияния, поглощения, то есть это, по сути, серьёзная парализация деятельности. И мы не можем допустить, чтобы ключевые сектора нашей экономики оказывались в таком полупарализованном или в парализованном состоянии "благодаря" очевидной политической воле зарубежных государств. Поэтому мы говорим: или так, или так, если ты не хочешь входить, тогда организация будет работать без тебя и кворум будет рассчитываться без твоего участия. Это выбор. Просто мы находились в такой ситуации, что должны были принимать эти меры, но, ещё раз подчёркиваю, эти меры в отличие от тех, которые приняты в отношении наших, российских экономических интересов в Европе, носят законный характер. И мы устанавливаем судебную инстанцию: не согласен - иди в суд, в Арбитражный суд Московской области, самый справедливый арбитражный суд, пожалуйста, судись и доказывай свои права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 46 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.