Заседание № 53
20.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 47499-4 "О внесении изменения в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5321 по 5454 из 6327
Переходим к рассмотрению пункта 16, проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан доверило представить законопроект Михаилу Евгеньевичу Бугере, депутату Государственной Думы. Здесь он у нас, Михаил Евгеньевич? Здесь. Включите, пожалуйста, микрофон депутату. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, Государственное Собрание Республики Башкортостан в порядке законодательной инициативы вносит проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Этот законопроект направлен на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся административного законодательства. Предлагаемое изменение основывается на положении о предметах ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Данный законопроект приводит их в соответствие с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции России. Отношения, связанные с правовым регулированием в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, можно охарактеризовать как такой круг вопросов, за решение которых несут ответственность как Российская Федерация, так и ее субъекты. Это означает, что регулирование по данным вопросам осуществляется в особом правовом режиме. Мы думаем, что данный законопроект дополняет ту тенденцию, которую мы с вами проводим уже на протяжении всего этого года, разграничивая полномочия между Федерацией и ее субъектами именно в сфере совместного ведения. Перечисленные в пункте "к" части 1 статьи 72 Конституции России отрасли законодательства связаны с указанными в пунктах "б" - "з" части 1 статьи 72 Конституции предметами совместного ведения России и ее субъектов. Все указанные отрасли законодательства регулируют те или иные правоотношения по предметам совместного ведения. Объем полномочий Российской Федерации в отраслях законодательства, обозначенных в пункте "к" части 1 статьи 72 Конституции России, определяется тем, что в масштабе всей России должны действовать систематизированные законодательные акты, регулирующие порядок издания актов, виды и формы ответственности за отдельные правонарушения, единый порядок рассмотрения и разрешения дел и другие общезначимые принципы, основания, пределы разделения компетенции между органами, виды санкций, общие правила их применения и тому подобное. Вот такие очень конкретные и точные формулировки. Существующая формулировка пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованно расширяет предмет регулирования административного законодательства, подразумевая, что все правила и нормы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами России, имеют федеральное значение. Между тем, по нашему мнению, нормы, предусмотренные федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения, имеют не только федеральное, но и региональное значение. Таким образом, предлагаемое изменение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволит обеспечить непосредственное участие субъектов Российской Федерации в решении вопросов в сфере административных правоотношений по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации. Этот законопроект не требует материальных затрат и каких-либо расходов из федерального бюджета, поскольку все правоотношения, которые предполагаются данным законопроектом, регулируются и решаются на местах. Просим принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич. Содоклад Александра Николаевича Харитонова. Пожалуйста, Александр Николаевич. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Суть и первого, и второго законопроектов заключается в одном: предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать административную ответственность за нарушение федеральных законов и нормативных правовых актов федерального уровня. Аргументы, которые предлагает наш комитет по отклонению этого законопроекта, те же, что и по предыдущему. По нашему мнению, данное предложение не согласуется с концепцией кодекса в части разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, реализованных опять же в статьях 1.1, 1.3, 22.1, 22.2, 28.3 кодекса, основанной на общих принципах разграничения полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов, закрепленных, как правильно было сказано, в статье 76 Конституции Российской Федерации и раскрытых в Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Есть ссылка на решение Конституционного Суда, который убедительно разъясняет принципы разграничения полномочий между субъектами Российской Федерации. Таким образом, предлагаемое дополнение вступает в противоречие как с концепцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, создавая внутреннюю несогласованность в кодексе, так и с соответствующими нормами федерального законодательства, необоснованно ограничивая полномочия федеральных органов государственной власти. Следует также отметить, что наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приведет к нарушению принципов верховенства федеральных законов, единства правового и экономического пространства, а также единства правового положения граждан и организаций на всей территории Российской Федерации, что не позволит обеспечить соблюдение закрепленного частью 2 статьи 19 Конституции принципа равенства прав и свобод граждан, установленных федеральными законами, независимо от их места жительства. Законопроект прошел правовую экспертизу, на него получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. С учетом изложенного рассматриваемый законопроект представляется концептуально необоснованным, комитет рекомендует его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику, Михаилу Евгеньевичу Бугере, и содокладчику, Александру Николаевичу Харитонову? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 31 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 6 чел. Не голосовало 444 чел.98,7% Результат: не принято Не принимается.