Заседание № 53

20.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 47499-4 "О внесении изменения в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5321 по 5454 из 6327
Переходим к рассмотрению пункта 16, проекта федерального закона "О внесении     
изменения в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных         
правонарушениях". Государственное Собрание - Курултай - Республики              
Башкортостан доверило представить законопроект Михаилу Евгеньевичу Бугере,      
депутату Государственной Думы.                                                  
                                                                                
Здесь он у нас, Михаил Евгеньевич? Здесь.                                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату.                                        
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо, Любовь Константиновна.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Государственное Собрание Республики Башкортостан в порядке   
законодательной инициативы вносит проект федерального закона "О внесении        
изменения в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных         
правонарушениях". Этот законопроект направлен на обеспечение согласованности    
и системности законодательных норм, касающихся административного                
законодательства.                                                               
                                                                                
Предлагаемое изменение основывается на положении о предметах ведения            
Российской Федерации в области законодательства об административных             
правонарушениях. Данный законопроект приводит их в соответствие с пунктом "к"   
части 1 статьи 72 Конституции России. Отношения, связанные с правовым           
регулированием в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее            
субъектов, можно охарактеризовать как такой круг вопросов, за решение которых   
несут ответственность как Российская Федерация, так и ее субъекты. Это          
означает, что регулирование по данным вопросам осуществляется в особом          
правовом режиме.                                                                
                                                                                
Мы думаем, что данный законопроект дополняет ту тенденцию, которую мы с вами    
проводим уже на протяжении всего этого года, разграничивая полномочия между     
Федерацией и ее субъектами именно в сфере совместного ведения. Перечисленные    
в пункте "к" части 1 статьи 72 Конституции России отрасли законодательства      
связаны с указанными в пунктах "б" - "з" части 1 статьи 72 Конституции          
предметами совместного ведения России и ее субъектов. Все указанные отрасли     
законодательства регулируют те или иные правоотношения по предметам             
совместного ведения.                                                            
                                                                                
Объем полномочий Российской Федерации в отраслях законодательства,              
обозначенных в пункте "к" части 1 статьи 72 Конституции России, определяется    
тем, что в масштабе всей России должны действовать систематизированные          
законодательные акты, регулирующие порядок издания актов, виды и формы          
ответственности за отдельные правонарушения, единый порядок рассмотрения и      
разрешения дел и другие общезначимые принципы, основания, пределы разделения    
компетенции между органами, виды санкций, общие правила их применения и тому    
подобное. Вот такие очень конкретные и точные формулировки.                     
                                                                                
Существующая формулировка пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской        
Федерации об административных правонарушениях необоснованно расширяет предмет   
регулирования административного законодательства, подразумевая, что все         
правила и нормы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными     
актами России, имеют федеральное значение. Между тем, по нашему мнению,         
нормы, предусмотренные федеральными законами, принятыми по предметам            
совместного ведения, имеют не только федеральное, но и региональное значение.   
                                                                                
Таким образом, предлагаемое изменение Кодекса Российской Федерации об           
административных правонарушениях позволит обеспечить непосредственное участие   
субъектов Российской Федерации в решении вопросов в сфере административных      
правоотношений по предметам совместного ведения, установленным статьей 72       
Конституции Российской Федерации. Этот законопроект не требует материальных     
затрат и каких-либо расходов из федерального бюджета, поскольку все             
правоотношения, которые предполагаются данным законопроектом, регулируются и    
решаются на местах. Просим принять данный законопроект в первом чтении.         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич.                               
                                                                                
Содоклад Александра Николаевича Харитонова. Пожалуйста, Александр Николаевич.   
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Суть и     
первого, и второго законопроектов заключается в одном: предлагается             
предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать                 
административную ответственность за нарушение федеральных законов и             
нормативных правовых актов федерального уровня.                                 
                                                                                
Аргументы, которые предлагает наш комитет по отклонению этого законопроекта,    
те же, что и по предыдущему. По нашему мнению, данное предложение не            
согласуется с концепцией кодекса в части разграничения полномочий между         
федеральными органами государственной власти и органами государственной         
власти субъектов Российской Федерации, реализованных опять же в статьях 1.1,    
1.3, 22.1, 22.2, 28.3 кодекса, основанной на общих принципах разграничения      
полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов,              
закрепленных, как правильно было сказано, в статье 76 Конституции Российской    
Федерации и раскрытых в Федеральном законе "О принципах и порядке               
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной     
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов         
Российской Федерации". Есть ссылка на решение Конституционного Суда, который    
убедительно разъясняет принципы разграничения полномочий между субъектами       
Российской Федерации. Таким образом, предлагаемое дополнение вступает в         
противоречие как с концепцией Кодекса Российской Федерации об                   
административных правонарушениях, создавая внутреннюю несогласованность в       
кодексе, так и с соответствующими нормами федерального законодательства,        
необоснованно ограничивая полномочия федеральных органов государственной        
власти.                                                                         
                                                                                
Следует также отметить, что наделение субъектов Российской Федерации            
полномочиями по установлению административной ответственности за нарушение      
правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными       
правовыми актами Российской Федерации, приведет к нарушению принципов           
верховенства федеральных законов, единства правового и экономического           
пространства, а также единства правового положения граждан и организаций на     
всей территории Российской Федерации, что не позволит обеспечить соблюдение     
закрепленного частью 2 статьи 19 Конституции принципа равенства прав и свобод   
граждан, установленных федеральными законами, независимо от их места            
жительства.                                                                     
                                                                                
Законопроект прошел правовую экспертизу, на него получен отрицательный отзыв    
Правительства Российской Федерации. С учетом изложенного рассматриваемый        
законопроект представляется концептуально необоснованным, комитет рекомендует   
его отклонить.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику, Михаилу Евгеньевичу Бугере, и содокладчику,       
Александру Николаевичу Харитонову? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже       
нет.                                                                            
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      6 чел.                                          
Не голосовало                 444 чел.98,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.