Заседание № 207

10.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 474730-8 "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части исключения возможности использования фиктивных браков для незаконного получения иностранными гражданами миграционного статуса на территории Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3286 по 3853 из 4288
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью       
25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в   
Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных     
граждан в Российской Федерации". Докладывает Виктор Петрович Водолацкий.        
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы ещё не отошли   
от той страшной трагедии, которая произошла в "Крокус Сити Холле", от того      
страшного теракта, который останется, наверное, незаживающей раной в сердце     
России. Это событие оголило давнюю проблему - проблему нелегальной миграции и   
фиктивной регистрации приезжих мигрантов. Законопроект был внесён раньше        
этого события, однако произошедшее ещё раз подчёркивает и подтверждает его      
значимость. Кроме того, совсем недавно были задержаны четыре сотрудницы         
центра помощи мигрантам за организацию фиктивных браков с приезжими из          
Таджикистана и других стран СНГ, чтобы те могли проще получить вид на           
жительство в России. И судебная практика знает ещё немало таких примеров.       
                                                                                
В настоящее время законодательством предусмотрено несколько вариантов           
временного нахождения иностранных граждан в нашей стране, которые необходимо    
чётко разделить. Первый - это временное пребывание, которое оформляется с       
помощью рабочей визы, для чего требуется получить разрешение на работу либо     
патент. Второй вариант - это разрешение на временное проживание (РВП),          
выдаётся сроком на три года, для работы не требуется патент или рабочая виза.   
РВП получают в рамках квоты правительства, на 2024 год эта квота - 10 500. В    
законе предусмотрены исключения, согласно которым разрешение на временное       
проживание могут получить, например, лица, поступившие на военную службу на     
срок их военной службы, и лица, являющиеся участниками Государственной          
программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую         
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Также   
к этой категории относятся иностранные граждане, имеющие усыновлённого          
(удочерённого) ребёнка - гражданина Российской Федерации либо находящиеся в     
браке с гражданином России.                                                     
                                                                                
Вместе с тем получение РВП экономически более выгодно по сравнению с            
оформлением рабочей визы или патента. Недобросовестные трудовые мигранты        
приобретают РВП, заключая фиктивный брак или устанавливая фиктивное             
отцовство. В Москве получение патента на три года стоит около 270 тысяч         
рублей - проще дать 30 тысяч женщине с пониженной социальной ответственностью   
и оформить фиктивный брак. Данный законопроект направлен на борьбу с            
фиктивными браками. Предлагается ввести двухлетний срок нахождения в браке,     
после которого иностранец сможет претендовать на РВП.                           
                                                                                
Кроме того, законопроектом предлагается аннулировать разрешение на временное    
проживание и вид на жительство в случае, если решением суда отменено            
усыновление или аннулирована запись акта об установлении отцовства              
иностранного гражданина, а также в случае признания судом соответствующего      
брака с гражданином Российской Федерации недействительным. Процедура сложная:   
органы внутренних дел устанавливают признаки фиктивности, направляют            
материалы в прокуратуру, прокуратура в случае согласия с приведёнными           
доводами вносит материалы в суд, где принимается решение об аннулировании       
установления отцовства или признания брака недействительным.                    
                                                                                
Сразу оговорюсь, что ужесточение порядка получения разрешения на временное      
проживание не лишает иностранца, состоящего в браке с гражданином России,       
возможности работать. Действует общий порядок получения рабочей визы или        
оформления патента с прохождением соответствующих проверочных мероприятий при   
необходимом контроле.                                                           
                                                                                
По данным МВД, участились случаи получения вида на жительство в связи с         
установлением отцовства на основании совместного заявления иностранного         
гражданина и матери ребёнка, не состоявших между собой в браке на момент        
рождения ребёнка. При этом присутствуют все признаки фиктивности: отсутствие    
биологического родства, каких-либо взаимоотношений с ребёнком или с его         
матерью. По указанному основанию за 2022 год принято 59 тысяч таких решений,    
или 33 процента от общего количества выданных разрешений на временное           
проживание на основании заключения браков, аннулировано 292 разрешения. С       
каждым годом это количество возрастает.                                         
                                                                                
Принятие закона позволит на системной основе бороться с фиктивными браками и    
с фиктивным усыновлением (удочерением). В законопроекте предлагается            
установить минимальный срок - два года - состояния в браке с гражданином        
Российской Федерации (при отсутствии ребёнка, рождённого в браке), соблюдение   
которого необходимо для получения разрешения на временное проживание в          
упрощённом порядке, а также закрепить условия получения вида на жительство      
иностранными гражданами, имеющими детей - граждан Российской Федерации. Среди   
них такие условия: наличие ребёнка, рождённого или усыновлённого в браке с      
гражданином России, постоянно проживающим в нашей стране, либо                  
совершеннолетнего ребёнка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и      
постоянно проживающего в России; наличие ребёнка - гражданина Российской        
Федерации, постоянно проживающего в Российской Федерации, другой родитель       
которого также имеет гражданство Российской Федерации, при условии              
подтверждённого в судебном порядке факта совместного проживания на территории   
Российской Федерации данного иностранного гражданина с таким ребёнком или с     
матерью (отцом) такого ребёнка не менее двух лет до дня обращения с             
заявлением о выдаче вида на жительство; иностранный гражданин является          
единственным родителем (усыновителем) ребёнка, состоящего в гражданстве         
Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
В целях обеспечения прав иностранных и российских граждан на семейную жизнь     
законопроектом также вносятся изменения, касающиеся возможности продления       
обыкновенной частной визы, выданной иностранному гражданину, являющемуся        
близким родственником гражданина Российской Федерации.                          
                                                                                
Законопроект направлен на совершенствование миграционного законодательства в    
части исключения использования фиктивных браков и фиктивного установления       
отцовства для незаконного получения иностранными гражданами или лицами без      
гражданства миграционного статуса на территории Российской Федерации. Таким     
образом, законопроект отвечает современным вызовам и призван навести порядок    
в этой сфере, минимизировать риски заключения фиктивных браков и регистрации    
фиктивного отцовства. Безусловно, он станет ещё одним препятствием для          
пребывания нелегальных мигрантов в нашей стране.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Артём Викторович Туров.                                  
                                                                                
ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В комитете рассмотрен проект        
федерального закона, внесённый сенаторами Российской Федерации Клишасом,        
Валяевым, Рукавишниковой и депутатом Государственной Думы Водолацким.           
                                                                                
Законопроектом в целях исключения возможности использования фиктивных браков,   
фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными        
гражданами и лицами без гражданства миграционного статуса на территории         
Российской Федерации предлагается внести изменения в соответствующие            
федеральные законы в части установления дополнительных условий упрощённого      
порядка получения иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами      
Российской Федерации или имеющих детей - российских граждан, права на           
проживание в Российской Федерации.                                              
                                                                                
Так, законопроектом предлагается установить минимальный срок - два года -       
состояния в браке с гражданином Российской Федерации (при отсутствии ребёнка,   
рождённого в браке), соблюдение которого необходимо для получения разрешения    
на временное проживание в упрощённом порядке, вне квоты. Также предлагается     
закрепить условия получения вида на жительство без оформления разрешения на     
временное проживание иностранными гражданами, имеющими детей, которые состоят   
в гражданстве Российской Федерации.                                             
                                                                                
В комитет поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации на      
указанный законопроект, в котором правительство поддерживает концепцию при      
условии его доработки на этапе второго чтения. Замечания юридико-технического   
характера, представленные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы,   
могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором         
чтении. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и         
государственному строительству, Комитет Совета Федерации по обороне и           
безопасности, Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет         
Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта поддерживают.   
                                                                                
Исходя из изложенного, комитет поддерживает концепцию проекта федерального      
закона и предлагает принять его в первом чтении.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Я думаю, разработчикам вопрос, а может, представителю комитета.                 
                                                                                
По фиктивным бракам всё понятно - два года будет срок, который, ну, позволит    
говорить о том, проживают вместе или не проживают, насколько фиктивно это. А    
вот что касается детей, не совсем понятно: наличие ребёнка в данном случае, в   
том числе усыновлённого ребёнка, - вот тоже будет этот условный срок, два       
года, либо какие-то ещё дополнительные условия?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон.                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Дополнительных условий нет, всё прописано в данном проекте     
закона. Если заключается фиктивный брак или происходит усыновление ребёнка      
(девочки или мальчика), который не имеет отношения к этому гражданину, то       
есть тот не участвует в его воспитании, совместно не проживает, то,             
естественно, данный факт - брак, усыновление - через суд будет аннулирован.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Артём Викторович Туров, сядьте, пожалуйста, на своё место, вопросы задают       
вам.                                                                            
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Виктор Петрович, в связи с последними событиями эта тема - всё, что связано с   
мигрантами и фиктивными браками, - достаточно остра и болезненна для нашего     
общества. У меня вопрос, ну, хотелось бы узнать ваше мнение. Вот смотрите, у    
нас ответственность за заключение фиктивного брака в отношении иностранного     
гражданина - это аннулирование всех документов, которые он получил, и           
выдворение. В отношении граждан Российской Федерации - вплоть до привлечения    
к уголовной ответственности, но там, по-моему, от трёх лет или три года. Как    
вы считаете, ваше мнение, есть ли смысл нам подумать и усилить                  
ответственность, в том числе уголовную, за фиктивный брак, а также привлекать   
к уголовной ответственности и иностранного гражданина, который участвовал в     
этом процессе по поводу оформления фиктивного брака? Ну и, понятно, усиление    
ответственности для граждан Российской Федерации, которые идут на это.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон.                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Андрей Геннадьевич, хорошее предложение. Наши        
коллеги из других фракций сегодня активно работают с нашим комитетом,           
предлагают изменения в федеральный закон о въезде и выезде иностранных          
граждан, в том числе поднимаются темы, которые связаны с усилением уголовной    
ответственности как раз по тем направлениям, о которых вы сказали. Мы свяжем    
вас с авторами этих проектов, можете принять участие в их доработке.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Вопрос вот какой. Не считают ли разработчики, что, вообще,       
нужно заложить какую-то норму, которая соответствующим органам предписывает     
проводить регулярные проверки на предмет фиктивности вот этих отношений?        
Потому что, ну, два года, потом ещё два года, потом ещё два года... то есть     
как-то ужесточить, может быть, этот фильтр? Потому что вот есть норма, что,     
если решением суда отменяется, тогда аннулируется, но, прежде чем состоится     
решение суда, кто-то же должен провести соответствующую работу, и это           
достаточно серьёзная работа.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон.                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Андрей Анатольевич, совершенно правильно говорите, мы          
постоянно в комитете, рассматривая данную проблематику, говорим о том, что      
нам нужно больше функций дать Главному управлению по вопросам миграции под      
руководством генерала Казаковой Валентины Львовны и более чётко и системно      
отслеживать все те событийные моменты, о которых мы с вами говорим. Если не     
будет контроля, будут повторяться все те правонарушения в миграционной сфере,   
которые приводят к негативным процессам, постоянно, системно. Если мы           
посмотрим, то увидим, что в каждом субъекте постоянно есть жалобы в этой        
сфере. Поэтому я думаю, что с учётом тех событий, которые у нас сегодня         
происходят, МВД и другие службы на основании данного закона, если вы            
поддержите, будут разрабатывать уже ведомственные нормативные правовые          
документы, для того чтобы решить ту проблему, Андрей Анатольевич, о которой     
вы только что заявили.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Виктор Петрович, фракция ЛДПР поддерживает данный проект закона, но   
сейчас время цифровизации - не считаете ли вы, что целесообразно сформировать   
реестр лиц, которые воспользовались услугой заключения фиктивного брака для     
получения разрешения на временное проживание, для дальнейшего контроля за их    
деятельностью и введения в отношении их определённых санкций с целью            
невозможности повторения в будущем, вообще, в принципе попыток заключения       
фиктивного брака на два года, на сколько угодно лет, чтобы они никогда не       
смогли нарушить российское законодательство?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон.                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Ну, это как раз относится к теме, которую мы рассматриваем,    
Владимир Владимирович, и в принципе вы высказываете мнение, которое             
высказывает большинство граждан Российской Федерации: поставить фильтры,        
которые не позволят в дальнейшем правонарушителям производить в этой сфере      
незаконные действия, лишить их такой возможности. Мы с вами предусмотрим это    
в тех законах, которые будем принимать, я думаю, уже к концу этого года,        
поэтому ваше мнение, конечно, будет учтено.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Виктор Петрович, законопроект хороший, нужный, и фракция "НОВЫЕ       
ЛЮДИ" его, конечно, поддержит. И два вопроса. Первый: какое сейчас, по вашей    
оценке, количество таких фиктивных браков? И второй: как вы считаете,           
насколько сейчас исключены случаи, когда вот в такой фиктивный брак вступают,   
ну, вторым браком, то есть, имея на родине один брак, здесь регистрируют        
второй, фиктивный.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктору Петровичу Водолацкому включите микрофон.          
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Вопрос интересный. Многие заключают браки здесь, в России,     
имея у себя на родине по своим законам не одну жену, огромное количество        
детей, ну и здесь совершают правонарушения, которые позволяют нам говорить,     
что это факт фиктивного брака. На территории Российской Федерации количество    
таких фактов велико, только через судебную систему было аннулировано 292        
брака, и, по статистике миграционной службы, с каждым годом эта цифра растёт.   
Наш законопроект как раз и направлен на установление барьера, фильтра, как      
сейчас говорят, чтобы прекратились действия, которые производятся нашими        
гражданами и мигрантами, желающими быстро и незаконно получить гражданство      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к выступлениям.                                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно же, наша        
фракция поддержит данный законопроект, но я бы предложил идти дальше. Нужно     
не просто ставить преграды на пути лиц, осуществляющих вот такие                
мошеннические действия. Мы сегодня много говорили о мошенниках, и я считаю,     
что, знаете, такая гуманизация, в том числе Уголовного кодекса, по отношению,   
ну, к некриминальным таким преступлениям у нас слишком далеко заходит. Вот      
мошенники, которые на миллиарды и триллионы наших граждан грабят, от которых    
ежечасно, ежесекундно миллиарды звонков обрушиваются, должны отвечать именно    
по Уголовному кодексу. Вот здесь тоже мошенники - с нашей ли стороны граждане   
и гражданки или те, кто в поисках гражданства по-лёгкому, что называется,       
совершает такие деяния, - и, я считаю, они тоже должны наказываться именно в    
уголовном порядке. И уж точно за попытку осуществить такое деяние им должна     
быть навсегда закрыта дорога в Россию и тем более возможность получить вид на   
жительство, патент, тем более гражданство.                                      
                                                                                
Виктор Петрович, давайте продолжим эту работу, ну, что называется, не только    
увещеваниями "как не стыдно" - это, знаете, как в басне про повара и кота, -    
власть тоже надо употреблять. Вот эта показательная порка таких мошенников,     
которые осуществляют целые операции по получению гражданства... Там не просто   
один, два, десять случаев - десятки тысяч таких преступлений. Я считаю,         
получение гражданства незаконным, преступным способом должно караться более     
жёстко. Давайте устанавливать и такую меру ответственности.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я вас не узнаю! Раскрепостите      
сознание! Что за паллиативные меры - всего два года ждать, если ты вступил в    
брак, когда разрешат жить в России? Да давайте просто запретим браки с          
иностранцами! Или другой вариант: для того чтобы выяснить, фиктивный брак или   
нет, будем приставлять в каждом случае брака с иностранцем инспектора из        
Главного управления МВД, чтобы он еженощно проверял, фиктивный это брак или     
нет. Почему бы нам так не поступить?                                            
                                                                                
Значит, сначала о статистике. По данным на 2023 год, всего из тысячи браков с   
иностранцами, заключённых в России, четыре брака являлись фиктивными. То есть   
вы сейчас накажете 996 семей за то, что 4 были фиктивные!                       
                                                                                
Своим законом "О гражданстве...", принятым не так давно, мы отменили правило,   
по которому брак являлся основанием для упрощённого получения гражданства.      
Теперь, если вы вступили в брак с иностранной гражданкой (гражданином), вы на   
общих основаниях, а не из-за брака будете подавать на гражданство. Если         
появился ребёнок в браке, тогда, да, получите гражданство по упрощённому        
варианту - ну, ребёнок уже доказательство. Но если у вас нет ребёнка, вы на     
общих основаниях в гражданство вступаете. То есть обсуждаемый законопроект к    
гражданству не имеет никакого отношения. Мы запрещаем им проживать в России     
два года, для того чтобы они подтвердили, что их брак настоящий, - ну вы        
можете себе представить? Что-то совершенно, абсолютно непонятное.               
                                                                                
И самое главное, то, что сказал уважаемый Виктор Петрович Водолацкий. Он        
говорит: несмотря на то что мы запрещаем выдавать им разрешения на временное    
проживание, они всё равно будут жить у нас - на основании патентов, на          
основании виз. Тогда в чём смысл этого закона, объясните! В том, чтобы они у    
нас не жили? Так мы всё равно даём им жить. Нет, мы хотим влезть в эту          
историю и разобраться.                                                          
                                                                                
Конечно, уважаемые авторы под впечатлением от всего произошедшего... Кстати,    
я хотел бы узнать, а кто-нибудь из террористов "Крокуса" благодаря фиктивному   
браку здесь оказался? Зачем вы это приплетаете? Для того чтобы волну поднять?   
Ничего этого не было! Вы сейчас вводите ценз под впечатлением, что это всё      
будут граждане Средней Азии. Но вы русским и украинцам тоже запрещаете! Всем    
абсолютно! Вы же не напишете, что закон только для выходцев из Средней Азии,    
что будем проверять два года только их брак. Вы же для всех запрещаете! Вы      
какой образ России создаёте?                                                    
                                                                                
Разрешение на проживание. Речь не о гражданстве, не о виде на жительство - о    
разрешении на проживание в том случае, если вступил в брак. Ну а как            
по-другому?! Вы думаете, легко без разрешения на временное проживание найти     
нормальную работу, содержать семью и так далее? Попробуйте!                     
                                                                                
Ну просто вредная чепуха.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста. Нина             
Александровна, три минуты или от фракции?                                       
                                                                                
От фракции - поставьте время.                                                   
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи,     
вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Политическая ирония - вещь          
замечательная, и даже сатира - хорошо, если бы проблема не обрела такие         
очертания, которые она имеет сегодня. Нерешённость вопросов миграционной        
политики, точнее, отсутствие государственной миграционной политики - понятно,   
что это уже на самом высоком уровне признаётся, а тем более нами, сидящими в    
этом зале.                                                                      
                                                                                
К сожалению, статистика... Константин Фёдорович, не могу с вами согласиться -   
наш комитет был соисполнителем по этому законопроекту, и когда мы запросили     
статистику по фиктивным бракам у МВД, то МВД нам заявило, что такой             
статистики нет. Я тогда не знаю, опираясь на что, вот вы сегодня привели        
данные. У нас в комитете был Армен Лентошевич Оганесян, начальник Управления    
разрешительно-визовой работы Главного управления по вопросам миграции           
Министерства внутренних дел.                                                    
                                                                                
Ну и ещё, что касается образа России, что касается невыносимого впечатления о   
нашей стране. Вы знаете, образ России уже создан теми государствами, которые    
хотел бы видеть в лице нашей страны... Вы сказали, одиозное впечатление         
произведёт вот этот закон. Да если честно, вот нас мало волнует, какое          
впечатление на кого-то произведёт закон. Мы, вообще, защитим сегодня наших,     
русских людей или так и будем закрывать глаза и ждать, когда кто-то выскажет    
чьё-то мнение?! Мне кажется, что никакого влияния на смешанные браки этот       
закон не окажет. Мы только упорядочим сейчас, исключим такую лазейку, как       
заключение фиктивного брака, потому что, с нашей точки зрения, вопросы          
установления фиктивного отцовства... этими вопросами должен заниматься суд.     
Мы и предлагаем сейчас делать это только через суд, точнее, не мы, а авторы     
этого законопроекта.                                                            
                                                                                
А о том, что эта тема волнует в том числе и регионы, говорит тот факт, что мы   
с вами уже обсуждали законопроект, внесённый нашими коллегами из Брянской       
областной Думы. Законопроект был аналогичный, они тоже предлагали               
установление отцовства граждан иностранных государств и лиц, лишённых           
гражданства, через суд, но при этом предлагали внести поправки в действующий    
Семейный кодекс, в статьи 48 и 49. С точки зрения юридического исполнения вот   
этой идеи, к сожалению, мы не смогли поддержать тогда этот законопроект и его   
не приняли, но мы уже знали, что нашими коллегами-авторами совместно с          
Министерством внутренних дел готовятся поправки как раз в законодательство о    
въезде и выезде, о правовом положении иностранных граждан, поэтому              
согласились тогда и очень ждали вот этот законопроект. Почему нельзя было       
вносить поправки в Семейный кодекс? Потому что нельзя решать вопросы            
публичной государственной миграционной политики через частное семейное право,   
а Семейный кодекс как раз направлен на решение проблем частного семейного       
права.                                                                          
                                                                                
Вот данный законопроект, конечно, заслуживает поддержки со всех сторон - и с    
точки зрения своей концепции, и с точки зрения юридического исполнения. Но      
тут тоже есть одно но. Хочу обратиться к авторам. Дело в том, что сегодня в     
семейном законодательстве отсутствует институт фиктивного отцовства,            
фиктивного установления отцовства, и сделано это прежде всего в интересах       
ребёнка. То есть лицо, которое фактически не является отцом ребёнка, может      
просто прийти в загс вместе с матерью ребёнка и записать себя отцом этого       
ребёнка. Сделано это, конечно, в интересах ребёнка прежде всего, то есть надо   
просто совместно с матерью ребёнка подать в загс заявление. А статьёй 75        
Федерального закона "Об актах гражданского состояния" определяется перечень     
лиц, которые могут уже опровергнуть эту запись в органах об акте гражданского   
состояния. Кто эти лица? Первое - это лицо, записанное в качестве отца или      
матери, то есть, получается, то же самое лицо; второе - это лица, которые       
фактически являются... то есть кровный отец или мать могут подать заявление;    
могут подать заявление опекун родителя, признанного недееспособным, и сам       
ребёнок, когда ему исполнится 18 лет. В этом списке нет ни прокурора, ни        
органов опеки и попечительства, ни каких-либо других представителей             
государственной власти. То есть из этого законопроекта не ясно, каким образом   
будет защищаться публичный интерес государства, если ни одно из названных лиц   
- то есть сами вновь приобретённые родители, ребёнок, опекун - в суд не         
обратится. Иными словами, нам, наверное, придётся вносить изменения в           
Семейный кодекс и наделять прокурора правом обращаться в суд с иском об         
оспаривании отцовства, ну, по аналогии с теми изменениями, которые мы           
предложили для признания незаконными фиктивных браков. Но это всё вопросы уже   
последующей работы над данной темой, я думаю, что мы будем ещё обсуждать        
внесение изменений в семейное законодательство, а с точки зрения юридической    
проблема эта решаема.                                                           
                                                                                
Предлагаем поддержать этот законопроект, как один из инструментов борьбы с      
незаконной миграцией.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Артём Викторович, вы будете завершать дискуссию, выступая и от фракции, и как   
содокладчик.                                                                    
                                                                                
Сейчас слово предоставляется Виктору Петровичу Водолацкому. Заключительное      
слово, пожалуйста.                                                              
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, уважаемые Нина Александровна и Олег         
Анатольевич! Все высказанные вами предложения, конечно, мы будем учитывать.     
И, как сказали Олег Анатольевич и Нина Александровна, нужно и дальше вносить    
изменения в те законы, которые позволят нам более чётко систематизировать все   
те проблемные вопросы, которые сегодня возникают.                               
                                                                                
Я хотел бы в завершение привести слова Президента России Владимира              
Владимировича Путина, сказанные на заседании коллегии МВД. Президент сказал:    
"Когда начинаешь разбираться в обстоятельствах того или иного дела,             
конкретного преступления, оказывается, что человек попал в Россию без особых    
проблем: прошёл все формальности, оформил трудовой патент, имея зачастую за     
спиной целый букет правонарушений, причём иногда и злостных. Затем он подаёт    
заявление на гражданство, даже не зная элементарно русского языка. Здесь        
необходимы современные, цифровые, электронные базы биометрических данных. Те,   
что сейчас работают, - их, судя по всему, недостаточно. Они не позволяют в      
полном объёме купировать риски, рецидивы незаконной миграции. При этом наши     
соотечественники, у которых предки выросли в самых что ни на есть центральных   
регионах нашей страны, гражданство порой не могут получить годами. ...Нам       
нужно глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике". Это       
слова Президента России Владимира Владимировича Путина. Вот сейчас мы,          
депутаты, и занимаемся именно кардинальным подходом к миграционной политике,    
всё остальное - это лирика. Нужно вносить в законы конкретно те изменения,      
которые сегодня наш комитет рассматривает. Кстати, мы сегодня рассматривали     
проект закона "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." - плохо, что авторы не пришли, - и мы    
данный законопроект не отклонили, отправили в правительство на доработку,       
потому что в нём есть как раз те тенденции к решению проблем, о которых         
говорил наш президент.                                                          
                                                                                
Прошу принять законопроект в первом чтении, ко второму доработаем.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Затулин Константин Фёдорович.                                      
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Взял слово только для того, чтобы ответить коллеге Останиной.     
                                                                                
Что касается статистики - пояснительную записку к законопроекту внимательно     
почитайте. Я привёл цифры - это исключительно с этим связано, на этом           
основано. Это первое.                                                           
                                                                                
И второе. Для того чтобы установить, можно выдавать РВП или нет, по любому      
закону, в том числе по действующему, три месяца даётся - за это время вы не     
можете выяснить, фиктивный это брак или нет, вам два года нужно? Для того       
чтобы коррупцию увеличить, чтобы взятки брать все эти два года?!                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Но это не по ведению,      
это продолжение дискуссии. У нас это не предусмотрено Регламентом.              
                                                                                
Туров Артём Викторович, пожалуйста.                                             
                                                                                
ТУРОВ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                             
                                                                                
Прежде всего спасибо большое коллегам, которые поддержали законопроект.         
                                                                                
По поводу срока в два года. У нас в суд - а у нас через суд как раз решается    
вопрос признания в рамках этого законопроекта - подаёт прокуратура, а           
следствием занимается полиция, и полиция по тем же самым временным параметрам   
до полугода может проверять фиктивность или нефиктивность. И после этого ещё    
передача в суд, судебные заседания, поэтому как раз есть возможность за это     
время... Это оптимальный срок, который с нашими правоохранительными органами    
обсуждался. Это первое.                                                         
                                                                                
Второй момент. Мы должны понимать, что принятие этого закона сыграет            
определённую предупредительную роль для тех людей, которые хотят таким          
способом натурализоваться и гражданство российское получить, - они будут        
понимать, что это будет сложная процедура, что им проще будет тогда уже         
воспользоваться действительно либо патентом, либо ещё каким-то направлением,    
через которое они могли бы, там, или работать, или в дальнейшем получить        
гражданство. Это своего рода мера, которая предупредит изначально людей,        
которые хотели бы воспользоваться этим в неблагонадёжном таком направлении.     
                                                                                
Ну и мне хотелось бы от фракции партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сказать, что большое     
количество комитетов как Государственной Думы, так и Совета Федерации           
поддержали законопроект. Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также его               
поддерживает и просит коллег принять его в первом чтении и вместе (вместе -     
всем, кому интересна судьба этого закона, а он очень большое значение будет     
иметь с прикладной точки зрения) отработать поправки в рамках второго чтения.   
Всех приглашаем к работе!                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович.                                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.