Заседание № 239
О проекте федерального закона № 474730-8 "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части исключения возможности использования фиктивных браков для незаконного получения иностранными гражданами миграционного статуса на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим как раз к теме, о которой говорил. 3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части исключения возможности использования фиктивных браков для незаконного получения иностранными гражданами миграционного статуса на территории Российской Федерации). Выступит с докладом первый заместитель председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Петрович Водолацкий. Пожалуйста, Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 1 октября текущего года мы рассмотрели во втором чтении данный законопроект. Законопроектом предлагается ужесточить условия получения иностранцем разрешения на временное проживание без правительственной квоты. По действующим нормам РВП может получить иностранец, состоящий в браке с гражданином России, - такой гуманитарный по своей сути подход породил рост количества фиктивных браков с целью получения миграционного статуса для свободного въезда в нашу страну, неуплаты патентов, получения медицинской помощи. Напомню, что с учётом поправок Вячеслава Викторовича Володина и Леонида Ивановича Калашникова вводится срок состояния в браке - три года, после этого можно подать заявление на РВП. Это очень правильная и нужная поправка, которую сегодня мы будем принимать уже в целом. Также законопроектом вводится дополнительное условие для выдачи вида на жительство в России без получения РВП для иностранцев, имеющих вне брака ребёнка - гражданина России, в том числе усыновлённого: предлагается подтверждать через суд факты совместного проживания на территории России иностранца с ребёнком и участия в его содержании и воспитании или ведения общего хозяйства со вторым родителем в течение трёх лет. Это также с учётом поправок Вячеслава Викторовича Володина и Калашникова, за что хочу их поблагодарить. Кроме того, благодарю Правовое управление Аппарата Государственной Думы за оперативную и качественную работу. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за принятие законопроекта. Просим поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович. Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций есть желание высказаться? Есть желание. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Вижу руку Нины Александровны Останиной. Ну а как вы хотите? Председатель Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства обязательно должна позицию заявить. Коллега Матвеев, не мешайте Нине Александровне, не мешайте! Она готовится выступать. Приходится защищать Нину Александровну от её коллег по фракции. Сначала Коломейцев пытался ущемить её в правах - видите, Нина Александровна, а вы говорите, - сейчас Матвеев тоже. Матвеев что, начал бороться за сокращение срока нахождения в браке? Нет? Хорошо, слава богу, последовательная позиция. Покажите, пожалуйста, список. Останина, Водолацкий и Нилов Ярослав Евгеньевич. Слово от фракции КПРФ предоставляется Останиной Нине Александровне. Подготовиться Водолацкому. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Понятно, что это будет консолидированная позиция фракции, в том числе и депутатов Матвеева и Коломейцева, которые только помогли мне с точки зрения аргументации в пользу этого закона. Прежде всего, мотивы принятия этого закона абсолютно очевидны сегодня, и вы сказали об этом, и коллега Водолацкий сказал. Действительно, практика получения права на проживание в нашей стране через фиктивный брак и усыновление детей, которые родились без участия гражданина, приехавшего в нашу страну, к сожалению, стала очень распространённой. И когда мы принимали этот законопроект в первом чтении, то в пику мне прозвучала статистика: "Нина Александровна, с 2019 года право получили, но всего пять таких фиктивных браков было заключено". Не пять! Вот сейчас вы привели статистику, а у меня ещё более тревожная статистика: 47 процентов документов в упрощённом порядке получают только благодаря вот этому пробелу в нашем законодательстве. Поэтому мне очень хочется, чтобы мы сегодня поставили точку на пути, скажем так, злоупотребления тем гостеприимством, которое мы оказываем всё-таки тем гражданам, которые приезжают к нам сюда или в поисках работы, или для того, чтобы каким-то образом, ну, я не знаю, решить свою судьбу, во всяком случае улучшить положение своё и своей семьи. Нам очень хочется, чтобы мы все тоже понимали, что, во-первых, факты такого рода получения гражданства, за счёт фиктивных браков, вообще, унизительны для самого института семьи. У нас 2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи, а в основе этих браков всё-таки не взаимные чувства, а исключительно корыстный интерес. И вот эта позиция, которую я сейчас высказываю, - это не фарисейство, а наше традиционное отношение к семье как к базовой духовно-нравственной ценности, оно у нас в стране такое. Не хотите уважать наши ценности - тогда мы законом всё-таки ещё раз положим конец вот этой лазейке. И во-вторых, вот это поведение всё-таки оскорбляет наше государство. Действительно, наша страна предоставляет убежище, поддержку тем, кто в этом нуждается, а в ответ мы сталкиваемся с откровенным мошенничеством. Русское долготерпение и гуманизм не следует принимать за слабость, поэтому сегодня мы проявляем политическую силу, принимая этот законопроект. Мы отвечаем, по сути дела, на извращение законов гостеприимства твёрдым решением закрыть дорогу в Россию тем, кто ставит целью наживу на стране и методом её достижения выбирает обман. Законопроект, как никогда, актуален. Статистика уже приведена, но кроме этой статистики существует ещё и мнение наших граждан. Мы понимаем, что отсутствие чётких норм, правил в нашей государственной миграционной политике в конечном итоге всё-таки сказывается сегодня, наверное, на тех злоупотреблениях или на ущемлении, которое чувствуют наши граждане сегодня, и это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Очень исчерпывающее выступление и позиция - думаю, что все вас поддержат. И давайте попросим нашу пресс-службу, чтобы это выступление стало достоянием всех, а не только зала. Слово предоставляется Водолацкому Виктору Петровичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, коллега Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внимательно отслеживает все запросы нашего гражданского общества, мы реагируем на те вызовы, которые сегодня существуют. Если посмотреть даже телеграм-канал Вячеслава Викторовича Володина, там постоянно люди поднимают тему миграционных проблем, пробелов в нашем законодательстве. Поэтому данный проект закона, который мы сейчас будем принимать, и те законопроекты, которые вносит рабочая группа Яровой, - это как раз и есть принятие тех решений, на которых необходимо сегодня заострить внимание всех присутствующих и реагировать так, как реагирует сегодня фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на все вопросы, которые беспокоят наших граждан. Поэтому предлагаю проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович. Слово по мотивам от фракции ЛДПР предоставляется Нилову Ярославу Евгеньевичу. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР также поддержит. В своё время мы убрали лазейку и запретили так называемые резиновые квартиры. В прошлом году был принят новый закон о гражданстве, который в ноябре прошлого года вступил в силу, и там были убраны нормы, которые позволяли в льготном режиме отдельным категориям иностранных граждан получать гражданство. Это следующий шаг - шаг, направленный на устранение института фиктивного брака. Это проблема не только нашей страны, это мировая практика - в Интернете можно посмотреть множество предложений. К сожалению, и в нашей стране тоже есть такая порочная практика, и теперь мы этому законодательно ставим заслон. Но, пользуясь случаем, хочу обратить внимание на ещё одну существующую лазейку, которой пользуются, и на это обращают внимание в том числе и правоохранительные органы: иностранные граждане, которые совершили правонарушение, даже преступление, выезжая за границу, меняют в фамилии несколько букв, получают новые документы, затем, въезжая обратно, не проходя процедуру сдачи отпечатков пальцев, находятся здесь на полулегальном положении. Если они пойдут сдавать отпечатки пальцев, например, для приобретения патента, то да, они будут выявлены и принудительно выдворены за территорию Российской Федерации, иначе их определить невозможно. Для того чтобы этот вопрос решить, надо, чтобы все пункты пропуска госграницы - а она у нас очень большая, пунктов пропуска много - были оборудованы соответствующими приборами. В ближайшее время в Оренбурге и в Московском регионе, в аэропортах, будут установлены приборы, но на это требуются серьёзные бюджетные деньги, поэтому... Это вопрос нашей безопасности, и эту лазейку тоже нам нужно прикрывать, выделяя соответствующие средства на решение вопроса и на создание необходимой инфраструктуры, чтобы не пускать на территорию России те элементы, въезд которым запрещён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Уважаемые коллеги, наверное, будет правильным поручить профильному комитету, комитету по труду, социальной политике, который возглавляет Ярослав Евгеньевич, рассмотреть вопросы, связанные с трудовой миграцией. Это компетенция профильного министерства, Министерства труда и социальной защиты, и правильно было бы у министерства труда запросить позицию, как они собираются строить отношения в рамках решения вопросов трудовой миграции. Вот мы, со своей стороны, делаем всё от нас зависящее для наведения порядка в сфере нелегальной миграции - вы видите и законодательные инициативы, и решения, которые приняты. Эти все лазейки, которые имеют отношение и к фиктивным бракам, и также к другим льготам, ранее введённым и использованным для получения вида на жительство в ускоренном виде, мы сейчас пересматриваем, но нам важно, чтобы министерство труда высказало свою позицию, как они собираются в этой сфере наводить порядок, с тем чтобы была ответственность работодателя, с тем чтобы всё было прозрачно и чтобы не было такой ситуации, когда получают патент, а потом колесят по всей стране, и уже не разберёшься, где он работает и работает ли вообще. Поэтому Нилов правильно сказал, надо здесь также наводить порядок, решать вопросы существующие, но правильно запросить позицию министерства труда. У нас все молчат, почему-то не высказывают свою точку зрения, как будто это их не касается. Неправильно это. Мы исходим из того, что в этом вопросе ответственность должна быть в первую очередь правительства, и правительство должно сформулировать, как будут решаться миграционные вопросы в сфере трудовой миграции, как будут решаться вопросы приобретения вида на жительство, гражданства, то есть как будет реализовываться миграционная политика. Инициативы все принадлежат депутатам. У нас с вами в повестке на этой неделе рассмотрение в первом чтении законопроекта в сфере миграционной политики, на следующей неделе рассмотрение. Мы до декабря планируем в приоритетном порядке принять ещё пять законов, которые как раз повышают ответственность за незаконную миграцию, за нелегальную, но, коллеги, это уже предмет обсуждения следующих законопроектов. Сейчас на голосование ставится законопроект под пунктом 3, третье чтение. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 13 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято За - 407, против нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, уважаемые коллеги. (Аплодисменты.) Действительно, это межфракционная законодательная инициатива. Видите, вместе с фракцией КПРФ инициативу внесли представители "ЕДИНОЙ РОССИИ", но здесь позиция и других фракций в поддержку была высказана. Поэтому нам надо вот так, совместно больше выступать и вносить инициативы, которые будут восприняты всеми, - значит, они и запросу соответствуют, ну и, самое главное, качественно проработаны, вот о чём речь идёт.
Заседание № 237
О проекте федерального закона № 474730-8 "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части исключения возможности использования фиктивных браков для незаконного получения иностранными гражданами миграционного статуса на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
А сейчас переходим к 3-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", второе чтение. С докладом выступит председатель комитета Леонид Иванович Калашников. Пожалуйста, Леонид Иванович. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. У нас присутствует статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Зубов Игорь Николаевич, вопросы, которые возникнут у коллег, можно адресовать в том числе и ему. Сегодня с утра мы довольно подробно говорили о повестке миграции, и Вячеслав Викторович, открывая пленарное заседание в начале нашей осенней сессии, говорил об этом как об одном из приоритетов. Конечно, рассматриваемый сегодня законопроект - это очередной шаг в этой нелёгкой борьбе. Нелёгкой почему? Потому что действительно она не надуманна, она нелёгкая не только у нас, она сопровождает и другие страны мира, и вы это видите на экранах телевизоров, например США или страны Европы. Между прочим, мы на втором месте в мире по миграции, и поэтому проблема действительно нелёгкая. Этот законопроект был принят в первом чтении 10 апреля текущего года. Коротко напомню его смысл. Предлагается ужесточить условия получения иностранцем разрешения на временное проживание без правительственной квоты. По действующим нормам сегодня РВП (разрешение на временное проживание) может получить иностранец, состоящий в браке с гражданином России. Такой гуманитарный по своей сути подход породил рост количества фиктивных браков с целью получения миграционного статуса для свободного въезда в нашу страну, неоплаты патентов и получения медицинской помощи. Законопроектом предлагается ввести срок состояния в браке, после которого можно подать заявление на получение разрешения на временное проживание. Авторами предлагалось два года, забегая вперёд, скажу, что поправкой Вячеслава Викторовича Володина и моей предлагается увеличить такой срок до трёх лет. Этот срок, с одной стороны, подтверждает серьёзность намерений создать семью в России и закроет путь для нелегалов. С другой стороны, законопослушный иностранец, состоящий в браке с российским гражданином, сможет приезжать и жить в России по другим основаниям, например виза или патент. Если же в таком смешанном браке рождается ребёнок, а значит, действительно создаётся семья, она не фиктивна, то документы и заявление на получение РВП и вида на жительство можно подать сразу, без дополнительного срока. Другая новелла вводит дополнительные условия для выдачи вида на жительство в России без получения РВП для иностранцев, имеющих вне брака ребёнка - гражданина России, в том числе усыновлённого. Этой гуманитарной нормой также злоупотребляют нелегалы, усыновляя российских детей исключительно с целью получения миграционного статуса. Законопроектом предлагается подтверждать через суд факты совместного проживания на территории России иностранца с ребёнком и участия в его содержании и воспитании или ведения общего хозяйства со вторым родителем в течение двух лет. Ну и поправкой, внесённой также с Вячеславом Викторовичем Володиным, предлагаем увеличить этот срок до трёх лет. В отзыве правительства и заключении Правового управления Аппарата Госдумы к первому чтению имелись юридико-технические замечания, мы их учли. Правительство внесло для этого поправки, которые в том числе помогают устранить вот эти нестыковки, и мы предлагаем проголосовать за них, эти поправки в таблице поправок № 1. Просим поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Комитет предлагает поддержать поправки. Нет замечаний, нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 22 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято За - 405, против - нет, воздержавшихся нет. Коллеги, таблица поправок принимается. Это значит, что у нас с вами меньше будет фиктивных браков, а значит, меньше приедет тех, кто нарушил закон при оформлении вида на жительство, причём на льготных основаниях. И, что самое главное, брак будет крепче, потому что не год засчитывается, а три, три года надо прожить. Надо сказать спасибо Министерству внутренних дел - вот Игорь Николаевич уже портфель собирает, - меньше будет у вас возбуждённых уголовных дел, меньше будете отменять ранее принятые решения об оформлении вида на жительство на льготных основаниях, потому что три года это не один год. Мы понимаем, о чём речь идёт. Коллеги, ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос, во втором чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 54 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято За - 412, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект во втором чтении принят единогласно. Игорь Николаевич, может быть, что-то хотите сказать, учитывая, что всё-таки Министерство внутренних дел отвечает за оформление вида на жительство, многие вопросы в сфере миграционной политики. Мы сейчас вам помогаем в наведении порядка. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Ну, я как раз хотел сказать спасибо за инициативу, которую проявили депутаты, подготовив данный законопроект, а также за поправки, которые вы лично внесли. Они действительно помогут нам в усилении контроля за теми иностранцами, которые, приехав сюда, нарушают наши законы и не имеют намерения адаптироваться и нормально здесь жить. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По вашим данным, которые мы изучали, 4,3 тысячи фиктивных браков было заключено - вот недавно Горовой проводил пресс-конференцию и об этом говорил. Посмотрите, коллеги, это огромное количество. А если мы с вами рассмотрим законопроект, примем его в окончательном, третьем чтении, эта норма будет затем поддержана и вступит в силу, конечно, будет меньше таких случаев, это очень и очень важно. Что касается законов в сфере миграционной политики, Дума в этом году приняла шесть законов, сейчас у нас на рассмотрении инициативы, авторами которых являются многие депутаты Государственной Думы, буквально сегодня мы их внесли, у нас ещё пять законопроектов, а в целом до этого было внесено 32 законопроекта депутатами и два законопроекта другими авторами законодательных инициатив. Так что Государственная Дума уделяет этому приоритетное внимание. Спасибо, Игорь Николаевич. Леонид Иванович, мы когда в третьем чтении будем рассматривать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Проработаете, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот. Вот об этом надо будет сказать при рассмотрении законопроекта в третьем чтении. Не тяните с ним, потому что у нас эти темы приоритетные. Вот я смотрю, Матвеев даже в зал пришёл, а он этому внимание уделяет. Спасибо, Игорь Николаевич. Коллеги, законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна - по ведению. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я прошу прощения, но у меня был вопрос как раз для уточнения перед голосованием к товарищу Зубову по поводу того, что при двойном гражданстве возможно и двойное как бы брачие. Вот в тех странах, где живут по законам шариата... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас многожёнство запрещено законом. Вот здесь как раз... ДРАПЕКО Е. Г. У нас запрещено, а у них разрешено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А если в браке находится человек, он не имеет права вступать в отношения повторно. Вот Игорь Николаевич даже вернулся, он доктор наук, профессор, насколько я помню его биографию, он сейчас вам расскажет достаточно подробно. Пожалуйста, Игорь Николаевич, землячке расскажите. ЗУБОВ И. Н. Про многожёнство расскажу? (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, Игорь Николаевич. Драпеко Елена Григорьевна переживает, что люди, которые приезжают и вступают в отношения, оформляя брак с гражданами нашей страны, могут их обманывать, имея уже эти отношения, зарегистрированные у себя на родине. Вы переживаете за женщин или за мужчин - за кого? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. За женщин переживает. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗУБОВ И. Н. Нет. Но они живут же в нашей стране, будут приезжать, временно или постоянно жить в нашей стране, поэтому отвечать будут по нашим законам, соответственно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наш закон запрещает двоежёнство, поэтому тогда брак будет аннулирован и нельзя будет получить никакие решения по гражданству. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие договорённости? Запрет есть прямой, нельзя этого делать. Вот вы лазейку ищете. Игорь Николаевич, есть лазейки там? Опять переживает Елена Григорьевна. ЗУБОВ И. Н. Ну, правовых лазеек нет, а так-то, конечно, есть. (Оживление в зале, смех.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Успокоил: правовых нет, а так лазейки есть. В общем, понимаете, да? Вот так вот, искушаете вы своими вопросами. Коллеги... Что? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Драпеко микрофон. ДРАПЕКО Е. Г. Садовник в нашем садоводстве подошёл ко мне три дня назад и говорит: я решил жениться в России. А у него трое детей в Таджикистане. А как эта самая жена в России узнает, что у него в Таджикистане кто-то есть? Он при въезде сюда сообщает о том, что он... о своём семейном положении? При условии двойного гражданства у нас есть соглашения с другими странами мусульманского мира, что они будут нам сообщать об уже имеющихся, заключённых браках там? У них четыре жены может быть, поэтому я очень переживаю за наших женщин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич, ответьте, пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Елена Григорьевна, это, правда, не сфера уголовного или административного права, но гражданское право давайте посмотрим, давайте посмотрим, как вообще у нас браки заключаются. Ну, те, наверное, большинство, кто в браке был, знают, там анкета же заполняется, в анкете пишется, что не состою в браке, в него не вступал или разведён. Но если обманывает... Всё остальное уже написано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кстати, мы с вами буквально в ближайшее время будем рассматривать законопроект, где вводится ответственность за подложные документы, будет уголовная ответственность с последствиями, причём, совершенно очевидно, такого кандидата на гражданство лишат и вида на жительство. Так, Игорь Николаевич? Да. Вы скажите своему садовнику, чтобы он не шутил с нашими законами, а то его посадят в нашу тюрьму, а в ней холодно. Пускай думает головой, прежде чем наших женщин обманывать! Вы ему порекомендуйте не делать этого. Правильно, коллеги? Правильно. Договорились. (Аплодисменты.) Игорь Николаевич, спасибо вам большое. Леонид Иванович, надо быстрее выносить законопроект на рассмотрение в третьем чтении, иначе появятся "садовники", которые быстро будут оформлять отношения в рамках старого законодательства. Сейчас же для того, чтобы получить льготу при оформлении вида на жительство, находиться в браке надо всего год, а мы предлагаем три, и все единогласно это поддержали. Это серьёзные основания, для того чтобы проверить чувства в течение трёх лет, и потом ещё в суде надо доказать отношения, поэтому мы осложняем путь вот таким брачным аферистам, которые дурачат женщин, платят им и получают вид на жительство. Кроме того, если ещё норму примем в течение октября, будет введена уголовная ответственность за подложный документ, чего сейчас нет. Это тоже серьёзное решение по наведению порядка в миграционной сфере и политике. Мы пять законов как раз адресуем тем, кто нарушает миграционное законодательство и занимается в том числе нелегальной миграцией. Наказание - от 8 до 15 лет. Чуть позже мы рассмотрим в первом чтении законопроект, где речь идёт о конфискации имущества, драгоценностей и денежных средств, полученных в результате организации нелегальной миграции. Понимаете? Коллеги, мы с вами определили, что этому вопросу будет уделено приоритетное внимание. Вот я смотрю, даже Матвеев сегодня голосовал за это, а он скептически относится к этим вопросам. Так, коллега Матвеев? Скептически относитесь? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, уже не скептически. Вот видите... С садовником проведите беседу, пускай едет к своей семье. Не надо нам здесь таких, чтобы наших женщин дурачили. И женщинам надо объяснять, они тоже должны разбираться, с кем оформляют отношения, тем более сейчас будет три года. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не знаю, согласна ли там, а здесь не нужно... Особенно наших бабушек не надо в этот блуд вводить. Надо объяснять это всё женщинам, правильно? Вот вы собираете женские конференции, надо на этих конференциях об этом говорить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Садовников приглашать? Вот видите, искуситель! Быстрее надо закон принимать, три года вводить, а не поможет - пять. Ну, трёх уже достаточно, потому что нет льготы. Фактически год - это был льготный период, получали в упрощённом порядке, поэтому три года - это серьёзный заслон. А дальше надо будет анализировать.
Заседание № 207
О проекте федерального закона № 474730-8 "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части исключения возможности использования фиктивных браков для незаконного получения иностранными гражданами миграционного статуса на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Виктор Петрович Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы ещё не отошли от той страшной трагедии, которая произошла в "Крокус Сити Холле", от того страшного теракта, который останется, наверное, незаживающей раной в сердце России. Это событие оголило давнюю проблему - проблему нелегальной миграции и фиктивной регистрации приезжих мигрантов. Законопроект был внесён раньше этого события, однако произошедшее ещё раз подчёркивает и подтверждает его значимость. Кроме того, совсем недавно были задержаны четыре сотрудницы центра помощи мигрантам за организацию фиктивных браков с приезжими из Таджикистана и других стран СНГ, чтобы те могли проще получить вид на жительство в России. И судебная практика знает ещё немало таких примеров. В настоящее время законодательством предусмотрено несколько вариантов временного нахождения иностранных граждан в нашей стране, которые необходимо чётко разделить. Первый - это временное пребывание, которое оформляется с помощью рабочей визы, для чего требуется получить разрешение на работу либо патент. Второй вариант - это разрешение на временное проживание (РВП), выдаётся сроком на три года, для работы не требуется патент или рабочая виза. РВП получают в рамках квоты правительства, на 2024 год эта квота - 10 500. В законе предусмотрены исключения, согласно которым разрешение на временное проживание могут получить, например, лица, поступившие на военную службу на срок их военной службы, и лица, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Также к этой категории относятся иностранные граждане, имеющие усыновлённого (удочерённого) ребёнка - гражданина Российской Федерации либо находящиеся в браке с гражданином России. Вместе с тем получение РВП экономически более выгодно по сравнению с оформлением рабочей визы или патента. Недобросовестные трудовые мигранты приобретают РВП, заключая фиктивный брак или устанавливая фиктивное отцовство. В Москве получение патента на три года стоит около 270 тысяч рублей - проще дать 30 тысяч женщине с пониженной социальной ответственностью и оформить фиктивный брак. Данный законопроект направлен на борьбу с фиктивными браками. Предлагается ввести двухлетний срок нахождения в браке, после которого иностранец сможет претендовать на РВП. Кроме того, законопроектом предлагается аннулировать разрешение на временное проживание и вид на жительство в случае, если решением суда отменено усыновление или аннулирована запись акта об установлении отцовства иностранного гражданина, а также в случае признания судом соответствующего брака с гражданином Российской Федерации недействительным. Процедура сложная: органы внутренних дел устанавливают признаки фиктивности, направляют материалы в прокуратуру, прокуратура в случае согласия с приведёнными доводами вносит материалы в суд, где принимается решение об аннулировании установления отцовства или признания брака недействительным. Сразу оговорюсь, что ужесточение порядка получения разрешения на временное проживание не лишает иностранца, состоящего в браке с гражданином России, возможности работать. Действует общий порядок получения рабочей визы или оформления патента с прохождением соответствующих проверочных мероприятий при необходимом контроле. По данным МВД, участились случаи получения вида на жительство в связи с установлением отцовства на основании совместного заявления иностранного гражданина и матери ребёнка, не состоявших между собой в браке на момент рождения ребёнка. При этом присутствуют все признаки фиктивности: отсутствие биологического родства, каких-либо взаимоотношений с ребёнком или с его матерью. По указанному основанию за 2022 год принято 59 тысяч таких решений, или 33 процента от общего количества выданных разрешений на временное проживание на основании заключения браков, аннулировано 292 разрешения. С каждым годом это количество возрастает. Принятие закона позволит на системной основе бороться с фиктивными браками и с фиктивным усыновлением (удочерением). В законопроекте предлагается установить минимальный срок - два года - состояния в браке с гражданином Российской Федерации (при отсутствии ребёнка, рождённого в браке), соблюдение которого необходимо для получения разрешения на временное проживание в упрощённом порядке, а также закрепить условия получения вида на жительство иностранными гражданами, имеющими детей - граждан Российской Федерации. Среди них такие условия: наличие ребёнка, рождённого или усыновлённого в браке с гражданином России, постоянно проживающим в нашей стране, либо совершеннолетнего ребёнка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего в России; наличие ребёнка - гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в Российской Федерации, другой родитель которого также имеет гражданство Российской Федерации, при условии подтверждённого в судебном порядке факта совместного проживания на территории Российской Федерации данного иностранного гражданина с таким ребёнком или с матерью (отцом) такого ребёнка не менее двух лет до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство; иностранный гражданин является единственным родителем (усыновителем) ребёнка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации. В целях обеспечения прав иностранных и российских граждан на семейную жизнь законопроектом также вносятся изменения, касающиеся возможности продления обыкновенной частной визы, выданной иностранному гражданину, являющемуся близким родственником гражданина Российской Федерации. Законопроект направлен на совершенствование миграционного законодательства в части исключения использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами или лицами без гражданства миграционного статуса на территории Российской Федерации. Таким образом, законопроект отвечает современным вызовам и призван навести порядок в этой сфере, минимизировать риски заключения фиктивных браков и регистрации фиктивного отцовства. Безусловно, он станет ещё одним препятствием для пребывания нелегальных мигрантов в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Артём Викторович Туров. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В комитете рассмотрен проект федерального закона, внесённый сенаторами Российской Федерации Клишасом, Валяевым, Рукавишниковой и депутатом Государственной Думы Водолацким. Законопроектом в целях исключения возможности использования фиктивных браков, фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного статуса на территории Российской Федерации предлагается внести изменения в соответствующие федеральные законы в части установления дополнительных условий упрощённого порядка получения иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации или имеющих детей - российских граждан, права на проживание в Российской Федерации. Так, законопроектом предлагается установить минимальный срок - два года - состояния в браке с гражданином Российской Федерации (при отсутствии ребёнка, рождённого в браке), соблюдение которого необходимо для получения разрешения на временное проживание в упрощённом порядке, вне квоты. Также предлагается закрепить условия получения вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание иностранными гражданами, имеющими детей, которые состоят в гражданстве Российской Федерации. В комитет поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации на указанный законопроект, в котором правительство поддерживает концепцию при условии его доработки на этапе второго чтения. Замечания юридико-технического характера, представленные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта поддерживают. Исходя из изложенного, комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона и предлагает принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Я думаю, разработчикам вопрос, а может, представителю комитета. По фиктивным бракам всё понятно - два года будет срок, который, ну, позволит говорить о том, проживают вместе или не проживают, насколько фиктивно это. А вот что касается детей, не совсем понятно: наличие ребёнка в данном случае, в том числе усыновлённого ребёнка, - вот тоже будет этот условный срок, два года, либо какие-то ещё дополнительные условия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Дополнительных условий нет, всё прописано в данном проекте закона. Если заключается фиктивный брак или происходит усыновление ребёнка (девочки или мальчика), который не имеет отношения к этому гражданину, то есть тот не участвует в его воспитании, совместно не проживает, то, естественно, данный факт - брак, усыновление - через суд будет аннулирован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Артём Викторович Туров, сядьте, пожалуйста, на своё место, вопросы задают вам. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Виктор Петрович, в связи с последними событиями эта тема - всё, что связано с мигрантами и фиктивными браками, - достаточно остра и болезненна для нашего общества. У меня вопрос, ну, хотелось бы узнать ваше мнение. Вот смотрите, у нас ответственность за заключение фиктивного брака в отношении иностранного гражданина - это аннулирование всех документов, которые он получил, и выдворение. В отношении граждан Российской Федерации - вплоть до привлечения к уголовной ответственности, но там, по-моему, от трёх лет или три года. Как вы считаете, ваше мнение, есть ли смысл нам подумать и усилить ответственность, в том числе уголовную, за фиктивный брак, а также привлекать к уголовной ответственности и иностранного гражданина, который участвовал в этом процессе по поводу оформления фиктивного брака? Ну и, понятно, усиление ответственности для граждан Российской Федерации, которые идут на это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Андрей Геннадьевич, хорошее предложение. Наши коллеги из других фракций сегодня активно работают с нашим комитетом, предлагают изменения в федеральный закон о въезде и выезде иностранных граждан, в том числе поднимаются темы, которые связаны с усилением уголовной ответственности как раз по тем направлениям, о которых вы сказали. Мы свяжем вас с авторами этих проектов, можете принять участие в их доработке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Вопрос вот какой. Не считают ли разработчики, что, вообще, нужно заложить какую-то норму, которая соответствующим органам предписывает проводить регулярные проверки на предмет фиктивности вот этих отношений? Потому что, ну, два года, потом ещё два года, потом ещё два года... то есть как-то ужесточить, может быть, этот фильтр? Потому что вот есть норма, что, если решением суда отменяется, тогда аннулируется, но, прежде чем состоится решение суда, кто-то же должен провести соответствующую работу, и это достаточно серьёзная работа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Андрей Анатольевич, совершенно правильно говорите, мы постоянно в комитете, рассматривая данную проблематику, говорим о том, что нам нужно больше функций дать Главному управлению по вопросам миграции под руководством генерала Казаковой Валентины Львовны и более чётко и системно отслеживать все те событийные моменты, о которых мы с вами говорим. Если не будет контроля, будут повторяться все те правонарушения в миграционной сфере, которые приводят к негативным процессам, постоянно, системно. Если мы посмотрим, то увидим, что в каждом субъекте постоянно есть жалобы в этой сфере. Поэтому я думаю, что с учётом тех событий, которые у нас сегодня происходят, МВД и другие службы на основании данного закона, если вы поддержите, будут разрабатывать уже ведомственные нормативные правовые документы, для того чтобы решить ту проблему, Андрей Анатольевич, о которой вы только что заявили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Виктор Петрович, фракция ЛДПР поддерживает данный проект закона, но сейчас время цифровизации - не считаете ли вы, что целесообразно сформировать реестр лиц, которые воспользовались услугой заключения фиктивного брака для получения разрешения на временное проживание, для дальнейшего контроля за их деятельностью и введения в отношении их определённых санкций с целью невозможности повторения в будущем, вообще, в принципе попыток заключения фиктивного брака на два года, на сколько угодно лет, чтобы они никогда не смогли нарушить российское законодательство? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Водолацкому включите микрофон. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Ну, это как раз относится к теме, которую мы рассматриваем, Владимир Владимирович, и в принципе вы высказываете мнение, которое высказывает большинство граждан Российской Федерации: поставить фильтры, которые не позволят в дальнейшем правонарушителям производить в этой сфере незаконные действия, лишить их такой возможности. Мы с вами предусмотрим это в тех законах, которые будем принимать, я думаю, уже к концу этого года, поэтому ваше мнение, конечно, будет учтено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Виктор Петрович, законопроект хороший, нужный, и фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" его, конечно, поддержит. И два вопроса. Первый: какое сейчас, по вашей оценке, количество таких фиктивных браков? И второй: как вы считаете, насколько сейчас исключены случаи, когда вот в такой фиктивный брак вступают, ну, вторым браком, то есть, имея на родине один брак, здесь регистрируют второй, фиктивный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктору Петровичу Водолацкому включите микрофон. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Вопрос интересный. Многие заключают браки здесь, в России, имея у себя на родине по своим законам не одну жену, огромное количество детей, ну и здесь совершают правонарушения, которые позволяют нам говорить, что это факт фиктивного брака. На территории Российской Федерации количество таких фактов велико, только через судебную систему было аннулировано 292 брака, и, по статистике миграционной службы, с каждым годом эта цифра растёт. Наш законопроект как раз и направлен на установление барьера, фильтра, как сейчас говорят, чтобы прекратились действия, которые производятся нашими гражданами и мигрантами, желающими быстро и незаконно получить гражданство Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно же, наша фракция поддержит данный законопроект, но я бы предложил идти дальше. Нужно не просто ставить преграды на пути лиц, осуществляющих вот такие мошеннические действия. Мы сегодня много говорили о мошенниках, и я считаю, что, знаете, такая гуманизация, в том числе Уголовного кодекса, по отношению, ну, к некриминальным таким преступлениям у нас слишком далеко заходит. Вот мошенники, которые на миллиарды и триллионы наших граждан грабят, от которых ежечасно, ежесекундно миллиарды звонков обрушиваются, должны отвечать именно по Уголовному кодексу. Вот здесь тоже мошенники - с нашей ли стороны граждане и гражданки или те, кто в поисках гражданства по-лёгкому, что называется, совершает такие деяния, - и, я считаю, они тоже должны наказываться именно в уголовном порядке. И уж точно за попытку осуществить такое деяние им должна быть навсегда закрыта дорога в Россию и тем более возможность получить вид на жительство, патент, тем более гражданство. Виктор Петрович, давайте продолжим эту работу, ну, что называется, не только увещеваниями "как не стыдно" - это, знаете, как в басне про повара и кота, - власть тоже надо употреблять. Вот эта показательная порка таких мошенников, которые осуществляют целые операции по получению гражданства... Там не просто один, два, десять случаев - десятки тысяч таких преступлений. Я считаю, получение гражданства незаконным, преступным способом должно караться более жёстко. Давайте устанавливать и такую меру ответственности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я вас не узнаю! Раскрепостите сознание! Что за паллиативные меры - всего два года ждать, если ты вступил в брак, когда разрешат жить в России? Да давайте просто запретим браки с иностранцами! Или другой вариант: для того чтобы выяснить, фиктивный брак или нет, будем приставлять в каждом случае брака с иностранцем инспектора из Главного управления МВД, чтобы он еженощно проверял, фиктивный это брак или нет. Почему бы нам так не поступить? Значит, сначала о статистике. По данным на 2023 год, всего из тысячи браков с иностранцами, заключённых в России, четыре брака являлись фиктивными. То есть вы сейчас накажете 996 семей за то, что 4 были фиктивные! Своим законом "О гражданстве...", принятым не так давно, мы отменили правило, по которому брак являлся основанием для упрощённого получения гражданства. Теперь, если вы вступили в брак с иностранной гражданкой (гражданином), вы на общих основаниях, а не из-за брака будете подавать на гражданство. Если появился ребёнок в браке, тогда, да, получите гражданство по упрощённому варианту - ну, ребёнок уже доказательство. Но если у вас нет ребёнка, вы на общих основаниях в гражданство вступаете. То есть обсуждаемый законопроект к гражданству не имеет никакого отношения. Мы запрещаем им проживать в России два года, для того чтобы они подтвердили, что их брак настоящий, - ну вы можете себе представить? Что-то совершенно, абсолютно непонятное. И самое главное, то, что сказал уважаемый Виктор Петрович Водолацкий. Он говорит: несмотря на то что мы запрещаем выдавать им разрешения на временное проживание, они всё равно будут жить у нас - на основании патентов, на основании виз. Тогда в чём смысл этого закона, объясните! В том, чтобы они у нас не жили? Так мы всё равно даём им жить. Нет, мы хотим влезть в эту историю и разобраться. Конечно, уважаемые авторы под впечатлением от всего произошедшего... Кстати, я хотел бы узнать, а кто-нибудь из террористов "Крокуса" благодаря фиктивному браку здесь оказался? Зачем вы это приплетаете? Для того чтобы волну поднять? Ничего этого не было! Вы сейчас вводите ценз под впечатлением, что это всё будут граждане Средней Азии. Но вы русским и украинцам тоже запрещаете! Всем абсолютно! Вы же не напишете, что закон только для выходцев из Средней Азии, что будем проверять два года только их брак. Вы же для всех запрещаете! Вы какой образ России создаёте? Разрешение на проживание. Речь не о гражданстве, не о виде на жительство - о разрешении на проживание в том случае, если вступил в брак. Ну а как по-другому?! Вы думаете, легко без разрешения на временное проживание найти нормальную работу, содержать семью и так далее? Попробуйте! Ну просто вредная чепуха. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста. Нина Александровна, три минуты или от фракции? От фракции - поставьте время. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Политическая ирония - вещь замечательная, и даже сатира - хорошо, если бы проблема не обрела такие очертания, которые она имеет сегодня. Нерешённость вопросов миграционной политики, точнее, отсутствие государственной миграционной политики - понятно, что это уже на самом высоком уровне признаётся, а тем более нами, сидящими в этом зале. К сожалению, статистика... Константин Фёдорович, не могу с вами согласиться - наш комитет был соисполнителем по этому законопроекту, и когда мы запросили статистику по фиктивным бракам у МВД, то МВД нам заявило, что такой статистики нет. Я тогда не знаю, опираясь на что, вот вы сегодня привели данные. У нас в комитете был Армен Лентошевич Оганесян, начальник Управления разрешительно-визовой работы Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел. Ну и ещё, что касается образа России, что касается невыносимого впечатления о нашей стране. Вы знаете, образ России уже создан теми государствами, которые хотел бы видеть в лице нашей страны... Вы сказали, одиозное впечатление произведёт вот этот закон. Да если честно, вот нас мало волнует, какое впечатление на кого-то произведёт закон. Мы, вообще, защитим сегодня наших, русских людей или так и будем закрывать глаза и ждать, когда кто-то выскажет чьё-то мнение?! Мне кажется, что никакого влияния на смешанные браки этот закон не окажет. Мы только упорядочим сейчас, исключим такую лазейку, как заключение фиктивного брака, потому что, с нашей точки зрения, вопросы установления фиктивного отцовства... этими вопросами должен заниматься суд. Мы и предлагаем сейчас делать это только через суд, точнее, не мы, а авторы этого законопроекта. А о том, что эта тема волнует в том числе и регионы, говорит тот факт, что мы с вами уже обсуждали законопроект, внесённый нашими коллегами из Брянской областной Думы. Законопроект был аналогичный, они тоже предлагали установление отцовства граждан иностранных государств и лиц, лишённых гражданства, через суд, но при этом предлагали внести поправки в действующий Семейный кодекс, в статьи 48 и 49. С точки зрения юридического исполнения вот этой идеи, к сожалению, мы не смогли поддержать тогда этот законопроект и его не приняли, но мы уже знали, что нашими коллегами-авторами совместно с Министерством внутренних дел готовятся поправки как раз в законодательство о въезде и выезде, о правовом положении иностранных граждан, поэтому согласились тогда и очень ждали вот этот законопроект. Почему нельзя было вносить поправки в Семейный кодекс? Потому что нельзя решать вопросы публичной государственной миграционной политики через частное семейное право, а Семейный кодекс как раз направлен на решение проблем частного семейного права. Вот данный законопроект, конечно, заслуживает поддержки со всех сторон - и с точки зрения своей концепции, и с точки зрения юридического исполнения. Но тут тоже есть одно но. Хочу обратиться к авторам. Дело в том, что сегодня в семейном законодательстве отсутствует институт фиктивного отцовства, фиктивного установления отцовства, и сделано это прежде всего в интересах ребёнка. То есть лицо, которое фактически не является отцом ребёнка, может просто прийти в загс вместе с матерью ребёнка и записать себя отцом этого ребёнка. Сделано это, конечно, в интересах ребёнка прежде всего, то есть надо просто совместно с матерью ребёнка подать в загс заявление. А статьёй 75 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" определяется перечень лиц, которые могут уже опровергнуть эту запись в органах об акте гражданского состояния. Кто эти лица? Первое - это лицо, записанное в качестве отца или матери, то есть, получается, то же самое лицо; второе - это лица, которые фактически являются... то есть кровный отец или мать могут подать заявление; могут подать заявление опекун родителя, признанного недееспособным, и сам ребёнок, когда ему исполнится 18 лет. В этом списке нет ни прокурора, ни органов опеки и попечительства, ни каких-либо других представителей государственной власти. То есть из этого законопроекта не ясно, каким образом будет защищаться публичный интерес государства, если ни одно из названных лиц - то есть сами вновь приобретённые родители, ребёнок, опекун - в суд не обратится. Иными словами, нам, наверное, придётся вносить изменения в Семейный кодекс и наделять прокурора правом обращаться в суд с иском об оспаривании отцовства, ну, по аналогии с теми изменениями, которые мы предложили для признания незаконными фиктивных браков. Но это всё вопросы уже последующей работы над данной темой, я думаю, что мы будем ещё обсуждать внесение изменений в семейное законодательство, а с точки зрения юридической проблема эта решаема. Предлагаем поддержать этот законопроект, как один из инструментов борьбы с незаконной миграцией. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Артём Викторович, вы будете завершать дискуссию, выступая и от фракции, и как содокладчик. Сейчас слово предоставляется Виктору Петровичу Водолацкому. Заключительное слово, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, уважаемые Нина Александровна и Олег Анатольевич! Все высказанные вами предложения, конечно, мы будем учитывать. И, как сказали Олег Анатольевич и Нина Александровна, нужно и дальше вносить изменения в те законы, которые позволят нам более чётко систематизировать все те проблемные вопросы, которые сегодня возникают. Я хотел бы в завершение привести слова Президента России Владимира Владимировича Путина, сказанные на заседании коллегии МВД. Президент сказал: "Когда начинаешь разбираться в обстоятельствах того или иного дела, конкретного преступления, оказывается, что человек попал в Россию без особых проблем: прошёл все формальности, оформил трудовой патент, имея зачастую за спиной целый букет правонарушений, причём иногда и злостных. Затем он подаёт заявление на гражданство, даже не зная элементарно русского языка. Здесь необходимы современные, цифровые, электронные базы биометрических данных. Те, что сейчас работают, - их, судя по всему, недостаточно. Они не позволяют в полном объёме купировать риски, рецидивы незаконной миграции. При этом наши соотечественники, у которых предки выросли в самых что ни на есть центральных регионах нашей страны, гражданство порой не могут получить годами. ...Нам нужно глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике". Это слова Президента России Владимира Владимировича Путина. Вот сейчас мы, депутаты, и занимаемся именно кардинальным подходом к миграционной политике, всё остальное - это лирика. Нужно вносить в законы конкретно те изменения, которые сегодня наш комитет рассматривает. Кстати, мы сегодня рассматривали проект закона "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." - плохо, что авторы не пришли, - и мы данный законопроект не отклонили, отправили в правительство на доработку, потому что в нём есть как раз те тенденции к решению проблем, о которых говорил наш президент. Прошу принять законопроект в первом чтении, ко второму доработаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Взял слово только для того, чтобы ответить коллеге Останиной. Что касается статистики - пояснительную записку к законопроекту внимательно почитайте. Я привёл цифры - это исключительно с этим связано, на этом основано. Это первое. И второе. Для того чтобы установить, можно выдавать РВП или нет, по любому закону, в том числе по действующему, три месяца даётся - за это время вы не можете выяснить, фиктивный это брак или нет, вам два года нужно? Для того чтобы коррупцию увеличить, чтобы взятки брать все эти два года?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Но это не по ведению, это продолжение дискуссии. У нас это не предусмотрено Регламентом. Туров Артём Викторович, пожалуйста. ТУРОВ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Прежде всего спасибо большое коллегам, которые поддержали законопроект. По поводу срока в два года. У нас в суд - а у нас через суд как раз решается вопрос признания в рамках этого законопроекта - подаёт прокуратура, а следствием занимается полиция, и полиция по тем же самым временным параметрам до полугода может проверять фиктивность или нефиктивность. И после этого ещё передача в суд, судебные заседания, поэтому как раз есть возможность за это время... Это оптимальный срок, который с нашими правоохранительными органами обсуждался. Это первое. Второй момент. Мы должны понимать, что принятие этого закона сыграет определённую предупредительную роль для тех людей, которые хотят таким способом натурализоваться и гражданство российское получить, - они будут понимать, что это будет сложная процедура, что им проще будет тогда уже воспользоваться действительно либо патентом, либо ещё каким-то направлением, через которое они могли бы, там, или работать, или в дальнейшем получить гражданство. Это своего рода мера, которая предупредит изначально людей, которые хотели бы воспользоваться этим в неблагонадёжном таком направлении. Ну и мне хотелось бы от фракции партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сказать, что большое количество комитетов как Государственной Думы, так и Совета Федерации поддержали законопроект. Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также его поддерживает и просит коллег принять его в первом чтении и вместе (вместе - всем, кому интересна судьба этого закона, а он очень большое значение будет иметь с прикладной точки зрения) отработать поправки в рамках второго чтения. Всех приглашаем к работе! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 30 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.