Заседание № 126

21.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 474442-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в части уточнения параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2448 по 2597 из 5792
Переходим к 6-му вопросу, так как 5-й вопрос мы рассмотрели, это был проект     
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном    
бюджете...". 6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018   
год и на плановый период 2019 и 2020 годов".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами перешли к блоку "Законопроекты, рассматриваемые    
в третьем чтении". По 23-й вопрос включительно в повестке законопроекты         
третьего чтения, обращаю на это ваше внимание.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Айрат Закиевич Фаррахов.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и          
налогам подготовил к третьему чтению проект федерального закона "О внесении     
изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской           
Федерации на 2018 год и на плановый период...". Комитет отмечает, что           
проведены все необходимые экспертизы. Я напомню, что данный законопроект        
внесён Правительством Российской Федерации, принят 7 и 19 июня соответственно   
в первом и во втором чтениях и предполагает внесение изменений в параметры      
бюджета Пенсионного фонда на 2018 год. Данные изменения связаны с уточнением    
остатков бюджета фонда на 1 января 2018 года, с уточнением прогноза             
социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый   
период, а также с уточнением прогноза исполнения бюджета в текущем году.        
                                                                                
Комитет считает, что данные изменения обеспечат качественное и своевременное    
пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и предлагает принять        
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть.                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция          
категорически против принятия этого закона - не потому, что мы против такой     
корректировки бюджета Пенсионного фонда, а потому, что мы против того, чтобы    
правительство обманывало наших граждан. Напомню, когда в этом зале был Антон    
Германович Силуанов, ему задавали вопрос: "Когда же вы, Антон Германович,       
выйдете с предложением возврата индексации пенсий работающим пенсионерам?" -    
на что он ответил, мол, деньги будут, мы тут же к этому вопросу вернёмся. Вы,   
наверное, слышали, что он отвечал, это были его слова. Буквально только что     
мы приняли поправки в федеральный бюджет, при внесении которых правительство    
сказало, что мы получили доход в размере 1,8 триллиона рублей. Денег на         
индексацию пенсий работающим пенсионерам нужно гораздо меньше, в несколько      
раз, - как раз наступило то время, когда можно было бы выполнить обещание,      
но, к сожалению, правительство его не выполняет, ну а Государственная Дума в    
лице большинства не настаивает на этом. Мы об этом очень сожалеем, мы           
считаем, что, если в этих стенах даются какие-то обещания, их нужно             
выполнять.                                                                      
                                                                                
Кроме того, правительство сейчас пытается убедить пенсионеров в том, что        
только повышение пенсионного возраста может привести к повышению пенсии, - но   
это же неправда! Для того чтобы повысить пенсию, деньги есть сегодня у          
Правительства Российской Федерации - пожалуйста, увеличьте трансферт            
Пенсионному фонду, и можно будет увеличить пенсию.                              
                                                                                
Что касается даже того обещания, которое сегодня было дано, - что в следующем   
году на 1000 рублей будет увеличена пенсия. Напоминаю, что в 2016 году          
индексация пенсий была проведена всего на 4,2 процента, хотя по закону о        
пенсиях должна была быть проведена на 12,9 процента, потому что именно такая    
инфляция была в предыдущем году, то есть недоплаченная пенсия составила 8,7     
процента. Средняя пенсия на тот момент была примерно 13 200 рублей, если вы     
умножите на 8,7 процента, то получите примерно 1150 рублей в месяц - вот        
столько тогда недоплатили, и это продолжается уже три года.                     
                                                                                
Мы хотели бы, чтобы, во-первых, правительство выполняло взятые на себя          
обязательства, которые давало здесь в присутствии депутатов, перед всеми        
пенсионерами страны, ну а во-вторых, чтобы мы, депутаты, требовали от           
правительства адекватного выполнения своих обязанностей и внесения в Думу       
таких законопроектов, которые в полном объёме соответствовали бы интересам      
граждан.                                                                        
                                                                                
Мы будем голосовать против и призываем вас поступить точно так же.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР также     
не будет поддерживать предлагаемые изменения, и дело даже не в том, что не      
предполагается отмена неиндексации пенсий работающим пенсионерам. Пенсионный    
фонд живёт по тем законам, которые принимает Государственная Дума, и если       
есть постоянно действующая норма о том, что пенсии работающим пенсионерам не    
индексируются, то правительство деньги на это, соответственно, не выделяет, в   
бюджете Пенсионного фонда на это деньги не предусмотрены. В данном случае       
Пенсионный фонд не виноват - виноваты депутаты, которые поддержали несколько    
лет назад эту отмену, якобы это временная вынужденная мера, но потом развели    
руками, узнав, что это норма постоянного действия. Нас смущает то, что на 70    
миллиардов сокращается трансферт из федерального бюджета, то есть               
возвращаются деньги в федеральный бюджет, в связи с тем что образовалась        
экономия в 2017 году - реальный уровень инфляции был ниже прогнозного. Если     
бы существовал нормальный механизм, то вот эти сэкономленные деньги можно       
было бы направить на повышение пенсий.                                          
                                                                                
И теперь, рассматривая через призму этих изменений предлагаемые изменения       
пенсионной системы, можно с уверенностью сказать, что в отсутствие внятного     
механизма и методик ни о каком реальном повышении пенсий сейчас говорить        
просто не приходится. Откуда берутся эти цифры - 1000 рублей в месяц для        
пенсионеров? Почему они средние, эти цифры? Абсолютно непонятно! Где расчёты,   
где методики? Если продолжает действовать норма о запрете индексации пенсий     
работающим пенсионерам, то им пенсия повышена быть не может, потому что это     
не предусмотрено действующим законодательством. Вот если бы во внесённых        
поправках правительством был предложен иной механизм, была бы убрана эта        
норма, тогда был бы другой разговор. Пока же мы слышим отдельные заявления,     
обещания и красивые цифры, а параллельно с этим видим текст законопроекта и     
пояснительной записки.                                                          
                                                                                
Мы считаем, что такой бюджет и такие корректировки неприемлемы, давно пора      
найти механизм, который позволил бы повышать пенсии, используя сэкономленные    
средства. Сегодня есть возможность увеличивать пенсии через индексацию,         
причём по закону с 1 февраля по уровню фактической инфляции увеличивается       
пенсия, а с 1 апреля - за счёт наличия средств у Пенсионного фонда. Эти         
средства могут быть тогда, когда бюджет Пенсионного фонда будет профицитным,    
а он у нас дефицитный, поэтому никакой гарантии, что будет постоянное           
увеличение пенсий в случае проведения пенсионной реформы, с учётом              
действующего механизма повышения пенсий нет.                                    
                                                                                
Мы поддерживать не будем.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против           23 чел.5,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 124

19.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 474442-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в части уточнения параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2161 по 2198 из 8436
Уважаемые коллеги, переходим к 3-му вопросу повестки дня. Проект федерального   
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда   
Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".       
Доклад председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича            
Макарова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Здесь всё      
будет намного короче: при подготовке к рассмотрению во втором чтении поправок   
в комитет по бюджету не поступило. Комитет предлагает поддержать принятие       
законопроекта во втором чтении и просит вынести его в четверг на рассмотрение   
в третьем чтении.                                                               
                                                                                
И просьба предыдущий законопроект тоже вынести в четверг на рассмотрение в      
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 3.          
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   

Заседание № 121

07.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 474442-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в части уточнения параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2419 по 3335 из 5199
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на        
плановый период 2019 и 2020 годов".                                             
                                                                                
Так же как и по предыдущему законопроекту, Комитетом по бюджету и налогам       
предложен регламент рассмотрения: доклад представителя правительства - до       
пяти минут; доклад представителя Счётной палаты - до пяти минут; содоклад       
представителя Комитета по бюджету и налогам - до пяти минут; содоклад           
представителя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов - до     
пяти минут; обсуждение законопроекта: по два вопроса от каждой фракции любому   
из докладчиков, выступления представителей фракций - до семи минут;             
выступления с заключительным словом официального представителя Правительства    
Российской Федерации и представителя Комитета по бюджету и налогам - до пяти    
минут. Максимальное время рассмотрения исходя из предложенного регламента       
рассмотрения - 1 час 45 минут.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, слово по 3-му вопросу нашей повестки дня предоставляется     
официальному представителю Правительства Российской Федерации председателю      
правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антону Викторовичу Дроздову.   
                                                                                
Пожалуйста, Антон Викторович.                                                   
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации.                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона     
"О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда          
Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".       
Почему мы вышли с этими изменениями? Уже имеется отчёт за 2018 год, и мы        
знаем, какая была инфляция и сколько доходов собрано в бюджет Пенсионного       
фонда, мы знаем уточнённые цифры на 2018 год, поэтому несколько изменяются      
параметры бюджета Пенсионного фонда.                                            
                                                                                
Что происходит? Я начну с расходов. По расходам мы имеем экономию по            
ежемесячной денежной выплате, поскольку инфляция в прошлом году была 2,5        
процента вместо 3,2, соответственно, мы проиндексировали с 1 февраля на эту     
величину, экономия - 2,8 миллиарда рублей. Прожиточный минимум пенсионера       
вырос на 2,9 процента (отношение показателя 2017 года к показателю 2016-го      
года) вместо заложенных в бюджете 4,1 процента, и здесь мы сэкономили 4,2       
миллиарда рублей. Но мы увеличиваем расходы на авансирование, выплату пенсий    
в декабре текущего года за январь, с тем чтобы довести авансирование до 14      
дней (в настоящее время у нас были деньги на выплату пенсий с учётом            
авансирования только за 11 дней января). И мы перераспределяем средства         
(приложение 6): у нас по Калининграду в прошлом году был сорван контракт, эти   
деньги пришлось вернуть в бюджет, Москва не взяла эти деньги, поэтому на        
достройку ПНИ в Калининграде, Костроме и Мордовии мы перераспределяем           
средства в размере 36 миллионов рублей.                                         
                                                                                
Что касается доходов. В связи с наличием остатков на 1 января 2018 года в       
размере 158 миллиардов рублей мы уменьшаем трансферт из федерального бюджета    
на 61,3 миллиарда рублей и на 1,5 миллиарда рублей увеличиваем доходы от        
неналоговых источников.                                                         
                                                                                
Все изменения в основном носят технический характер, они полностью увязаны с    
теми изменениями в федеральный бюджет, законопроект о внесении которых вы       
приняли в первом чтении в первой части заседания.                               
                                                                                
Я прошу вас поддержать принятие проекта федерального закона в первом чтении.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Викторович.                                
                                                                                
Пожалуйста, аудитор Счётной палаты Российской Федерации Владимир Семёнович      
Катренко.                                                                       
                                                                                
КАТРЕНКО В. С., аудитор Счётной палаты Российской Федерации.                    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В целом Счётная палата       
поддерживает представленный законопроект. Вместе с тем мы считаем необходимым   
обратить ваше внимание - и мы об этом докладывали на заседании комитета по      
бюджету - на то, что на 1 января текущего года в бюджете фонда по итогам        
прошлого года остались неиспользованными на выплату страховых пенсий более      
156 миллиардов рублей. За счёт этого остатка в законопроекте                    
предусматривается уменьшить межбюджетный трансферт на обязательное пенсионное   
страхование, как уже доложил Антон Викторович, на 61,3 миллиарда. При этом      
фонд полагает, что ему могут понадобиться дополнительно около 99 миллиардов     
на выплату страховых пенсий авансом в декабре текущего года за 14 дней января   
2019 года. Мы хотели бы отметить, что средства на выплату аванса уже заложены   
в бюджете Пенсионного фонда на 2018 год, и, по нашей оценке, расходы могут      
увеличиться только чуть более чем на 50 миллиардов, поэтому в целях             
рационального использования бюджетных средств, к чему вы постоянно призываете   
и на что нацеливает нас президент, трансферт, по нашему мнению и по нашим       
расчётам, можно было бы сократить на большую сумму, нежели предусмотрено в      
законопроекте. На 1 апреля 2018 года остаток по распределительной               
составляющей бюджета Пенсионного фонда уже увеличился на 40,3 миллиарда         
рублей, и мы, как и в прошлом году, обращаем внимание на риски формирования     
значительного остатка бюджетных средств, который может быть не востребован      
фондом в текущем году. Мы эту тему подробно обсуждали и, поддерживая            
законопроект, тем не менее считаем необходимым обратить ваше внимание на эти    
факты.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Айрата       
Закиевича Фаррахова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и          
налогам рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации проект    
федерального закона о внесении изменений в закон о бюджете Пенсионного фонда    
Российской Федерации на 2018 год и на плановый период. К тому, что              
официальный представитель Правительства Российской Федерации подробно доложил   
о параметрах изменений, хотелось бы добавить несколько замечаний, которые       
указаны в заключении Комитета по бюджету и налогам.                             
                                                                                
Три фактора привели к необходимости внести изменения в бюджет Пенсионного       
фонда Российской Федерации - это коррекция показателей                          
социально-экономического развития Российской Федерации в 2018 году, коррекция   
исполнения бюджета фонда в 2017 году по состоянию на 1 января 2018 года и       
необходимость корректировки по прогнозу исполнения бюджета до конца текущего    
года. В результате действия этих трёх факторов доходы снизились, расходы        
увеличились, также несколько увеличился дефицит.                                
                                                                                
Уменьшение доходов бюджета Пенсионного фонда из-за уменьшения объёма            
трансфертов из федерального бюджета мы воспринимаем как позитивный факт,        
говорящий о большей устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации и       
снижении его зависимости от федерального бюджета. Кстати, хотелось бы           
сказать, что Государственная Дума неоднократно отмечала необходимость           
разработки мер по повышению устойчивости пенсионной системы Российской          
Федерации и снижению её зависимости от трансфертов из федерального бюджета.     
                                                                                
Увеличение расходов Пенсионного фонда позволяет решить конкретные задачи, в     
частности задачу досрочного обеспечения пенсией, которую можно будет получить   
в этом году за первые 14 дней января следующего года. Таким образом, вносимые   
правительством изменения в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации        
позволят качественно и своевременно исполнить полномочия Пенсионного фонда      
Российской Федерации, установленные законодательством Российской Федерации.     
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие законопроекта в первом       
чтении и предлагает Государственной Думе поддержать эти изменения.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич.                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по труду, социальной         
политике и делам ветеранов Даниилу Владимировичу Бессарабову.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Концептуально данный          
законопроект направлен на синхронизацию параметров бюджета Пенсионного фонда    
с итогами социально-экономического развития и одновременно на приведение его    
в соответствие с законопроектом о внесении изменений в закон о бюджете нашей    
страны, который мы с вами только что поддержали в первом чтении.                
                                                                                
Несмотря на технический характер этого законопроекта, для членов нашего         
комитета было принципиально важным удостовериться в том, что система            
пенсионного обеспечения нашей страны снабжена всем необходимым, чтобы           
работать эффективно, что бюджет Пенсионного фонда по распределительной          
составляющей сбалансирован в части доходов и расходов, ну и, самое главное,     
убедиться в том, что без малого 45 миллионов пенсионеров, получателей           
социальных выплат могут быть уверены в завтрашнем дне. Именно с учётом этих     
моментов члены Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов         
выразили своё отношение к данному законопроекту. И мы готовы ответственно       
заявить, что все социальные обязательства в части пенсий, в части социальных    
выплат, которые предусмотрены в бюджете Пенсионного фонда, даже после           
внесения поправок будут выполнены в полной мере и в установленные сроки.        
                                                                                
Я позволю себе не останавливаться на параметрах доходной и расходной частей и   
дефиците бюджета Пенсионного фонда, потому что это было прокомментировано       
моими коллегами. С учётом изложенного просил бы поддержать законопроект в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к вопросам.                  
                                                                                
Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич, фракция КПРФ.                           
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Антону Викторовичу.                                             
                                                                                
Антон Викторович, было падение цены на нефть, естественно, доходов в бюджете    
было меньше, и начали экономить на пенсионерах: не проиндексировали пенсии,     
на 30 процентов сократили пенсии военнослужащим, до сих пор не индексируются    
пенсии работающим пенсионерам. Вот скажите, пожалуйста, когда долги             
пенсионерам отдавать будем? Когда вы собираетесь выплатить всё, что             
недоплатили за эти годы? Цена на нефть сейчас позволяет это сделать. И          
ставили ли вы такой вопрос перед правительством, когда вносили этот             
законопроект?                                                                   
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Я хотел бы отметить, что   
этот законопроект уточняет только тот закон, который мы с вами приняли осенью   
прошлого года. Это первое.                                                      
                                                                                
Второе. Я просто напоминаю, что мы и в этом году, и в прошлом году              
проиндексировали пенсию выше уровня инфляции, а в связи с тем, что есть указ    
президента и там есть однозначное поручение правительству обеспечить и в        
дальнейшем индексацию пенсий выше уровня инфляции, пенсии будут расти в         
реальном выражении и дальше.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович, фракция ЛДПР.                      
                                                                                
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Антон Викторович, как отметили в Министерстве труда и социальной      
защиты Российской Федерации, в первом квартале этого года в регионах            
наблюдалось медленное принятие решений работниками Пенсионного фонда по         
выплате семьям денежных средств из материнского капитала, что было              
предусмотрено законом, вступившим в силу 1 января 2018 года. В связи с этим     
вопрос: была ли решена данная проблема в этом квартале, или медлительность,     
как часто у нас бывает, лишь увеличилась?                                       
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Это было не медленное принятие решений работниками Пенсионного    
фонда, а медленное принятие решений гражданами, куда направлять средства        
материнского капитала. Дело в том, что возможность направить средства           
материнского капитала на выплату пособия при рождении второго ребёнка до        
достижения им возраста полутора лет ставит человека перед выбором, куда         
направить средства - то ли на жильё, то ли на это пособие, то ли на обучение.   
При этом у гражданина есть полгода с момента рождения ребёнка, когда он может   
сделать выбор и получить пособие с момента рождения ребёнка, мы такую           
возможность гражданам предоставили. В первые месяцы года мы провели опрос, и    
выяснилось, что есть граждане, которые хотели бы направить средства на          
пособие, но в первые месяцы они думали. В настоящее время ситуация              
выправилась и практически все, кто предполагал направить на это средства, их    
направили. Так что это не медленная работа работников Пенсионного фонда, это    
просто у граждан был лаг по времени, и они им пользовались. Сейчас вопрос       
решён.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Тарасенко Михаил Васильевич.    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Антон Викторович, я понимаю, что мы рассматриваем всего лишь          
корректировку бюджета Пенсионного фонда, но уровень пенсионного обеспечения     
вызывает серьёзную обеспокоенность в обществе. Коэффициент замещения            
утраченного заработка у нас значительно ниже, чем в развитых странах, да и во   
многих развивающихся странах он выше, чем у нас. В России он составляет в       
среднем 33,7 процента, а по такой ведущей профессии, как, допустим,             
металлург, - не более 20. В то же время ещё в 1952 году Конвенцией              
Международной организации труда "О минимальных нормах социального               
обеспечения" было установлено, что коэффициент замещения должен быть не         
меньше 40 процентов, а Европейская социальная хартия предполагает, что он       
должен быть не меньше 50 процентов утраченного заработка. При такой ситуации    
у нас работодатель платит за работника 22 процента в Пенсионный фонд до         
достижения заработка 85 тысяч рублей... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция             
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Не успел задать вопрос коллега, просил добавить время.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время добавить? Хорошо.                                   
                                                                                
Михаилу Васильевичу добавьте время.                                             
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Так вот, 10 процентов, которые отчисляют по достижении 85 тысяч рублей, - это   
же неправильно! Здоровый платит за бедного... богатый платит за бедного,        
здоровый платит за больного, и радуются, что платят они, а не им, - как вы      
относитесь к такому подходу? Может, поднять уровень отчислений со всех видов    
заработной платы?                                                               
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Михаил Васильевич, тут несколько вопросов.                        
                                                                                
О коэффициенте замещения. Дело в том, что тот индекс, который приведён в        
проекте бюджета, - отношение всех пенсий ко всем зарплатам - это не             
коэффициент замещения согласно конвенции МОТ, о которой вы говорите, там речь   
идёт об индивидуальном коэффициенте замещения, или коэффициенте замещения от    
типового работника: 30 лет, средняя зарплата и так далее. Вот поэтому у нас в   
богатых регионах он ниже, а в более бедных выше. У нас в 61 регионе             
Российской Федерации коэффициент замещения далеко за 40 процентов, а если       
взять ещё неработающих пенсионеров, то он будет как раз близким к 40            
процентам. Это первое.                                                          
                                                                                
Теперь второе, по поводу того, что мы берём страховые взносы не со всего        
заработка. Дело в том, что солидарность системы - как вы говорите: богатый за   
больного - проверяется в перераспределении внутри системы. Если мы будем        
брать полным рублём, со всего заработка, то мы вынуждены будем платить и        
богатым высокие пенсии, в том числе за счёт бедных, поэтому во всех странах     
существует ограничение, мы его в последние семь лет увеличиваем, в этом году    
страховые взносы выплачиваются с заработка свыше 85 тысяч рублей в месяц -      
считаем это оптимальным. В этом отношении, мне кажется, настройку системы       
проводить не нужно.                                                             
                                                                                
А вот что касается отдельных категорий - как вы уже сказали, работники          
угольной отрасли, металлурги и так далее, - для этого существуют                
корпоративные системы, которые создаются по отраслевому принципу, там           
участвуют и работники, и работодатели. В стратегии есть поручение именно        
такие системы начать создавать, они есть в настоящее время у угольщиков, у      
лётчиков, я думаю, что это направление будет развиваться. Мы будем создавать    
такие системы, для того чтобы увеличивать пенсионное обеспечение отдельных      
категорий работников.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Карлович, вы записались на вопросы. Уже Олег Васильевич Шеин готов      
вас подстраховать.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Гартунгу Валерию Карловичу.                       
                                                                                
Вопрос от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю правительства.                      
                                                                                
Как вы помните, мы обещали пенсионерам, что, когда появятся деньги,             
индексация будет возобновлена, - как мы видим по обсуждению предыдущего         
вопроса, деньги появились. Хотелось бы понимать, когда правительство будет      
выполнять данное пенсионерам обещание.                                          
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Ну, мы всё-таки исполняем действующее законодательство:           
неиндексация пенсий работающим пенсионерам - это сфера базового пенсионного     
закона, мы его сегодня не правим, поэтому юридически не имеем возможности       
решить этот вопрос в рамках изменения этого закона.                             
                                                                                
А что касается средств, то индексация пенсий неработающим пенсионерам стоит     
268 миллиардов рублей, а мы сейчас говорим о поправках в 60 миллиардов.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Независимый депутат Шайхутдинов Рифат Габдулхакович,      
партия "Гражданская платформа".                                                 
                                                                                
ШАЙХУТДИНОВ Р. Г. Уважаемый Антон Викторович, с 1 января 2017 года              
администрирование обязательных пенсионных взносов и страховых взносов           
передано в налоговую службу, и мы знаем, что бизнесу обещали, что это           
упростит процедуру отчётности, обещали, что увеличится собираемость, но мы      
получили достаточно большое количество нареканий со стороны бизнеса, особенно   
в части блокировки счетов налоговой службой в момент перехода, когда            
межведомственные разногласия соответственно сказывались на бизнесе. Налоговая   
служба просто блокировала, если им было что-то непонятно, и бизнес, конечно,    
от этого довольно сильно пострадал. Я даже внёс законопроект о том, чтобы не    
перекладывали, так скажем, межведомственную ответственность на бизнес. Как      
сегодня обстоят дела с этим?.. (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Да, действительно, у нас были определённые жалобы со стороны      
бизнеса, все они рассмотрены, практически всё решено.                           
                                                                                
Кроме того, я хочу вам напомнить, что в декабре прошлого года вы приняли        
закон о списании просроченных долгов, мы с налоговой службой утвердили в        
апреле порядки, и в настоящее время тем компаниям, которым были начислены       
штрафы и пени, у которых эти долги просрочены, мы их будем списывать. То есть   
вопрос решён, а если есть какие-то отдельные, единичные просьбы, то мы ими      
занимаемся и очень быстро всё решаем.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ - Ганзя Вера Анатольевна.                 
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Антон Викторович, бюджет Пенсионного фонда не сбалансирован и         
ситуация только усугубляется, поэтому Правительство Российской Федерации        
одним из выходов видит повышение пенсионного возраста. Я уверена, что           
Пенсионный фонд принимает участие в обсуждении этого вопроса, и хотелось бы,    
чтобы вы уточнили: насколько этот вопрос решён, с вашей точки зрения, какие     
вообще варианты рассматриваются Правительством Российской Федерации с вашим     
участием и к какому варианту в большей степени склоняется Пенсионный фонд?      
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Я могу только сказать, что в настоящее время вопрос               
рассматривается.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракция ЛДПР - Сысоев Владимир Владимирович.           
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Антон Викторович, ну, конечно, гениальный ответ, но граждане хотели бы          
услышать всё-таки более расширенный ответ.                                      
                                                                                
В 2018 году был оставлен прежний порядок начисления, оформления и выплаты       
пенсионерам накопительной части пенсии - фактически это означает, что           
введённый в 2015 году мораторий является вечным. На сегодняшний день            
накопительная часть пенсии не начисляется, не выплачивается. Более того, в      
ближайшее время, как мы понимаем, нас ожидает очередная пенсионная реформа с    
непонятным концом. Практически на каждой встрече с избирателями экономически    
активное население, которому до выхода на пенсию остаётся 10-20 лет, активно    
задаёт вопросы: что будет с нашими накопительными пенсиями, которые             
правительство так активно агитировало нас формировать начиная с 2013 года?      
Антон Викторович, ну вот как люди могут надеяться на достойную старость, на     
какую-то стабильность, если ежегодно - подчёркиваю: ежегодно! - мы пытаемся     
менять правила игры? И вопрос в следующем: 6 процентов, которые направляются    
на страховые накопления, на пенсию, куда сегодня... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Спасибо за вопрос. Во-первых, эти деньги никуда не делись, они    
находятся на лицевых счетах граждан, они инвестируются и приносят проценты. С   
наступлением общеустановленного возраста эти НПФ или мы, Пенсионный фонд,       
накопительную часть "молчунов" или тех, кто выбрал государственную              
управляющую компанию, будем выплачивать в виде пенсий. Здесь ничего             
государство не забирает.                                                        
                                                                                
Что касается новых средств. Да, действительно, ежегодные 6 процентов в данные   
момент не поступают, не увеличивают эти средства, мораторий действительно       
существует, но в прошлом году в правительстве обсуждалась концепция             
индивидуального пенсионного капитала - это как раз концепция развития           
накопительной части пенсии, перевода её в добровольный формат. В этом году      
обсуждение будет продолжено, и у нас в планах принятие закона именно о          
развитии накопительной части пенсии в добровольном формате, для того чтобы не   
было вот таких споров, чтобы не было единого источника и не было как бы         
заморозок, то есть у неё будет самостоятельный, свой источник - это средства    
работников, работодателей, страховые взносы - и она уже будет развиваться на    
более рыночных условиях.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна, фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Антон Викторович, вот только что прозвучало, что в качестве одного    
из механизмов улучшения ситуации в пенсионном обеспечении предлагается          
внедрение новой системы пенсионных накоплений - фактически замена               
накопительной части пенсии, которая сегодня работает в рамках обязательного     
пенсионного страхования и заморожена, на индивидуальный пенсионный капитал.     
По оценкам Минфина, которые были обнародованы в конце марта этого года, эта     
система позволит увеличить пенсии на 10-20 процентных пунктов от заработной     
платы и (цитирую) "дать дополнительный инвестиционный ресурс нашей экономике    
в размере 1,5 процента ВВП". Как Пенсионный фонд относится к данной работе?     
Принимаете ли вы в ней участие? И скажите, пожалуйста, на каком она этапе и     
когда правительство будет готово внести данный законопроект на рассмотрение     
Государственной Думы?                                                           
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Ну, относимся мы положительно. Концепцию, о которой я говорил,    
мы рассматривали в прошлом году, были определённые замечания, и я думаю, что    
в этом году мы продолжим обсуждение. А подготовкой законопроектов занимаются    
Банк России и Министерство финансов, и я думаю, что мы все вместе будем         
ускорять принятие этих решений, тем более что они заложены в стратегии          
развития пенсионной системы.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович, фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Антон Викторович, есть у нас такая проблема, что многие пенсионеры не           
получают все положенные им надбавки, например надбавки, связанные с работой     
на вредных производствах (списки № 1 и № 2), со службой в армии, с уходом за    
детьми, - всего девять позиций, которые позволяют претендовать на надбавки.     
По опыту работы центров защиты прав граждан партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" мы     
видим, что примерно в каждом третьем случае надбавки, положенные по закону,     
люди не получают полностью. Мы внесли законопроект и предлагаем создать орган   
пенсионного надзора, который будет следить за Пенсионным фондом и смотреть,     
где людям действительно недосчитали пенсию. Понятно, что у вас, наверное,       
другая позиция, как у исполнителя. Скажите, каким вы видите решение этой        
проблемы, чтобы эти люди могли не заявительным порядком, а каким-то иным        
порядком всё-таки добиться получения всех положенных им по закону надбавок?     
Особенно это касается работавших на вредных производствах (списки № 1 и № 2).   
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Ну, что касается каких-то пенсионных надбавок, то речь может      
идти только о досрочном выходе на пенсию - это единственная льгота, которую     
мы администрируем. Все остальные надбавки, связанные с заработной платой, с     
отпуском по уходу, ещё какие-то выплаты - это не в компетенции Пенсионного      
фонда. За этим, как правило, следят профсоюзные организации в рамках            
трёхсторонней комиссии, они контролируют соблюдение прав работающих на таких    
производствах. Есть ещё главный федеральный инспектор - инспекция труда,        
которая находится в ведении министерства труда, и там также следят, у них       
есть полномочия по отслеживанию выполнения всех этих решений.                   
                                                                                
А если у вас есть конкретные вопросы и конкретные примеры, мы готовы их         
рассмотреть и дать вам более развёрнутый ответ.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Гартунг Валерий Карлович.                    
                                                                                
Пожалуйста, если мы нарушаем порядок ведения.                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, у меня просьба сделать замечание   
представителю правительства, потому что он не отвечает на вопросы и             
фактически превращает наше заседание в фикцию. Может быть, нам изменить         
Регламент - приглашать не одного представителя правительства, а сделать         
большее представительство, чтобы приходили люди, которые могут ответить на      
вопросы депутатов? А то мы готовимся, задаём вопрос, а потом не получаем        
ответа - мы не видим смысла в таком формате. Может, нам изменения какие-то      
внести?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается замечание, это по теме.                       
                                                                                
Антон Викторович, просьба учесть это при ответах и, соответственно, исходить    
из того, что, если ответы будут неполными, нам действительно придётся           
обращаться в правительство с просьбой, чтобы докладчики приходили вместе с      
экспертами, с заместителями, чтобы ответы были полные.                          
                                                                                
Переходим к выступлениям.                                                       
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич, фракция КПРФ.                                      
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ   
в первом чтении поддержит законопроект о внесении изменений в закон о бюджете   
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год. Мы считаем совершенно       
правильным обеспечить досрочное получение пенсий в декабре, чтобы пенсионеры,   
которые в первой половине января должны получать пенсии, чувствовали себя       
уверенно. В конце концов, это даже даст какую-то дельту, то есть прибавку ВВП   
в уходящем, 2018 году.                                                          
                                                                                
Здесь выступали коллеги - давали разные предложения. Я хотел бы, пользуясь      
возможностью, ещё раз вернуться к некоторым вопросам.                           
                                                                                
Когда мы в Налоговом кодексе устанавливаем плоскую шкалу НДФЛ - сколько раз     
это обсуждалось, - говорят, что это истинно справедливо, но как только мы       
поднимаем вопрос об установлении плоской шкалы взносов в Пенсионный фонд,       
оказывается, что это несправедливо. Вот где здесь нарушается логика, где        
правильно, а где действительно неправильно? Мы считаем совершенно правильным    
изменить Налоговый кодекс (там есть специальная статья по этому вопросу) и      
установить плоскую шкалу, как по НДФЛ, раз НДФЛ сегодня таким образом           
действует. Это, безусловно, дало бы существенную прибавку.                      
                                                                                
По аналогии с НДФЛ сейчас если человек имеет большие доходы, то должен мало     
платить, а если перечислять большие пенсионные взносы, то, говорят, он будет    
получать несправедливо маленькую пенсию. Безусловно, и там, и там величина      
усреднённая, но всё-таки этот вопрос, мне кажется, надо рассмотреть. Как мне    
представляется, рассмотрение этого вопроса имеет перспективу, и это             
действительно будет существенная прибавка для Пенсионного фонда. Это с одной    
стороны.                                                                        
                                                                                
С другой стороны, работающим пенсионерам индексацию восстанавливают только      
после того, как пенсионер перестаёт работать (раньше через три месяца, теперь   
уже через месяц, по сути дела в следующем месяце), но в то же самое время за    
все годы, что он работал, будучи на пенсии, эта сумма у него вычиталась, и      
ему никто это не компенсирует. Мы предлагаем от фракции КПРФ рассмотреть и      
этот вопрос, тем более что фракция КПРФ написала и внесла в Государственную     
Думу законопроект об установлении плоской шкалы пенсионных взносов. Это было    
бы очень и очень справедливо.                                                   
                                                                                
Следующая проблема. По социальным пенсиям у нас идёт индексация в зависимости   
от прожиточного минимума, но прожиточный минимум - категория весьма             
субъективная и во многом производная от доходов, которые есть в регионе, что,   
безусловно, и органы статистики, и финансовые и пенсионные органы прекрасно     
понимают. Гораздо справедливее, как мне представляется, было бы, как и по       
страховым пенсиям, устанавливать социальные пенсии в зависимости от процента    
инфляции, потому что инфляция - более объективный показатель, за ним больше     
ведётся наблюдение, в конечном счёте и оппонентов... тех, кто за индексацию     
на процент инфляции гораздо больше, чем тех, кто за индексацию по               
прожиточному минимуму.                                                          
                                                                                
Ну и в завершение ещё один вопрос. Негосударственные пенсионные фонды сегодня   
действуют, стимулируют, многие негосударственные пенсионные фонды - я           
действительно это знаю - даже устанавливают право наследования всех пенсий. В   
конечном счёте у них, безусловно, больше стимулов, и Пенсионный фонд, наш       
государственный Пенсионный фонд, от этого многое теряет. Может быть, нам к      
этому тоже нужно вернуться? Действительно, богатые, которые имеют много         
денег, уходят в эти негосударственные пенсионные фонды, и это ещё               
наследуется, а бедный пенсионер, который имел хоть какие-то сбережения,         
работал, работал, перечислял, по сути дела, чем меньше лет проживёт, тем        
выгоднее и Пенсионному фонду, и государству. Мне представляется, что это с      
социальной точки зрения несправедливо.                                          
                                                                                
Я поставил бы все эти вопросы на рассмотрение, пускай Пенсионный фонд           
рассмотрит их и в следующий раз при обсуждении, может быть, нам на них          
ответит для улучшения дальнейшей совместной работы.                             
                                                                                
А так, имея в виду, что сегодняшний законопроект носит чисто технический        
характер, мы поддержим его в первом чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР.                                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Начну с того, что            
Пенсионный фонд работает в соответствии с теми законами, которые мы здесь, в    
этом зале, принимаем, - кто-то голосует за, кто-то против, но Пенсионный фонд   
исполняет то, что было принято Федеральным Собранием и подписано президентом.   
Фракция ЛДПР не будет поддерживать данные корректировки, и позже я скажу        
почему.                                                                         
                                                                                
Когда мы с вами принимали здесь бюджет 2018 года, мы анализировали бюджет       
Пенсионного фонда. Да, он был сбалансирован, но он был сбалансирован за счёт    
трансфертов из федерального бюджета. После того как сегодня будут приняты эти   
корректировки, когда вступит в силу этот закон, бюджет Пенсионного фонда        
также будет сбалансирован, и все обязательства перед всеми пенсионерами,        
которые в соответствии с законом должны получать социальную пенсию, страховую   
пенсию, будут выполнены. Но при этом, если проанализировать предложенные        
корректировки, становится ясно, что из-за того, что прогнозный индекс           
инфляции был 3,2 процента, а социальные пенсии проиндексировали на 2,9          
процента, ЕДВ проиндексировали на 2,5 процента, образовалась экономия и на      
размер этой экономии сокращается трансферт. В 2017 году скопилась, была         
сэкономлена определённая сумма, и вот на объём этих средств также сокращается   
трансферт из федерального бюджета.                                              
                                                                                
Мы считаем, что это неправильно. Эти средства должны быть сохранены в фонде,    
и должен быть разработан механизм, каким образом эти средства в дальнейшем      
использовать: либо на повышение пенсий, либо наконец на индексацию пенсий       
работающим пенсионерам, хотя бы какой-то категории, пусть первоочередной        
категорией будут работающие инвалиды-пенсионеры, это то, о чём президент        
говорил в Послании Федеральному Собранию. В противном случае никакого роста     
пенсий не будет, дай бог, будет полноценная индексация. Пока же даже            
полноценной индексации нет - я имею в виду то, что работающим пенсионерам       
индексация не производится. Соответственно, мы своё решение аргументируем       
тем, что предлагается сократить трансферт из федерального бюджета, а мы         
считаем, что это неправильно.                                                   
                                                                                
Одновременно мы подчёркиваем нашу позицию: накопительную пенсию необходимо      
выводить из системы обязательного пенсионного страхования, нужно установить     
здесь добровольную форму, и пенсионный возраст трогать не надо. Что касается    
всех тех аргументов, которые звучат, с чем-то мы соглашаемся, с чем-то нет,     
но при этом мы имеем свои наработки и предложения, как необходимо решать        
существующие проблемы.                                                          
                                                                                
Действительно, растёт численность нетрудоспособного населения, а                
трудоспособного - уменьшается. Но посмотрите, есть же хорошие, достойные        
примеры решения вопроса. Вот мы были на выездном заседании комитета в городе    
Казани. Там лиц пенсионного возраста переучивают в средних специальных          
учебных заведениях, и уже на стадии обучения работодатель присматривается, и    
после того, как эти люди получают соответствующее образование, их               
трудоустраивают. Они пенсионеры, но они работающие пенсионеры, они работают в   
тех структурах, куда молодёжь не идёт, работодатель направляет за них           
соответствующие взносы в Пенсионный фонд, и за счёт этих граждан                
трудоспособное население увеличивается. Это первое.                             
                                                                                
Второе. Пора наконец решить вопрос с самозанятыми. Вы слышали недавнее          
выступление представителя правительства: на следующий год предлагается          
сохранить, продлить льготный режим для более чем тысячи зарегистрированных      
самозанятых. Но до сих пор вопрос с самозанятыми у нас не решён. Если он        
будет решаться, должна быть установлена необременительная, очень простая,       
доступная процедура, с помощью которой самозанятый гражданин вступает в         
официальные отношения с государством, формирует свои будущие пенсионные         
права.                                                                          
                                                                                
Наконец, Трудовой кодекс позволяет молодёжи трудоустраиваться с 14 лет, если    
это происходит не в ущерб здоровью, учёбе и с согласия родителей. Почему бы     
не дать этим молодым людям возможность по каким-то отдельным направлениям       
регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей? Сегодня молодёжь   
зарабатывает деньги, в Интернете можно найти столько соответствующих            
предложений: они разрабатывают сайты, различную дизайнерскую продукцию,         
размещают рекламу у себя в социальных сетях - всё это приносит доход. Если      
дать возможность - создать соответствующие механизмы - не в обязательном, а в   
добровольном порядке регистрироваться в качестве индивидуальных                 
предпринимателей, то отдельные ответственные молодые люди, которые понимают,    
что им необходимо формировать свои пенсионные права уже с молодости, будут      
это делать. Вот вам пожалуйста - ещё один механизм увеличения численности       
трудоспособного населения. И таких предложений достаточно много.                
                                                                                
Проще всего, конечно, повысить пенсионный возраст, но, если посмотреть на       
действующую пенсионную систему, она и так содержит норму, которая привела к     
искусственному увеличению пенсионного возраста. По нашим подсчётам, в этом      
году порядка 40 тысяч наших граждан, которые достигнут пенсионного возраста,    
не смогут получать страховую пенсию, так как у них не будет хватать             
пенсионных баллов из-за низкой заработной платы или из-за того, что они         
получали заработную плату в конвертах, не будет хватать страхового стажа, они   
его не смогут подтвердить, в том числе и потому, что в постперестроечный        
период уничтожались предприятия, с бухгалтерией, с трудовыми книжками, и        
некоторые документы в Пенсионном фонде сегодня не принимают в качестве          
подтверждающих. Достигнув пенсионного возраста, эти граждане вынуждены будут    
либо продолжать работать, а это и есть искусственное увеличение пенсионного     
возраста, либо ждать пять лет социальной пенсии (социальная пенсия вместе с     
социальной доплатой устанавливается на уровне величины прожиточного минимума    
для неработающего пенсионера, но этого ждать ещё пять лет), либо докупить       
пенсионные баллы - это, конечно, нонсенс, но таковы сегодняшние нормы нашего    
права.                                                                          
                                                                                
Ну и в завершение скажу следующее. Центральный банк опубликовал доклад, в       
котором сказано, что поведение сегодняшней молодёжи - это угроза пенсионной     
системе. Так вот хотел бы высказать следующую позицию: я считаю, что это        
некорректная оценка поведения молодёжи, ведь в том числе и Центральный банк     
виноват в том, что молодёжь сегодня тратит деньги, порой не задумываясь о       
завтрашнем дне, потому что просто не доверяет. В своё время были созданы        
негосударственные пенсионные фонды, с помощью агрессивной рекламы людей         
призывали направлять туда деньги, накопительная пенсия была обязательна. Ну и   
к чему всё это привело? Уже несколько лет накопительная пенсия заморожена,      
негосударственные пенсионные фонды насытились деньгами, они крутят-вертят эти   
средства, а людей обманывают, при переходе люди теряют огромные деньги.         
                                                                                
Мы не будем поддерживать законопроект.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Исаев Андрей Константинович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                           
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ситуация с этим               
законопроектом напоминает ситуацию с предыдущим: все понимают, что это          
законопроект технический, но его обсуждение, очевидно, вышло за рамки его       
предмета. В чём суть данного законопроекта? В нём уменьшаются трансферты из     
федерального бюджета Пенсионному фонду. Внешне это выглядит грустно, и,         
возможно, с этим связано намерение фракции ЛДПР не голосовать за                
законопроект. Но, коллеги, мы должны понимать, что по сути это хорошо, и        
хорошо по двум причинам.                                                        
                                                                                
Причина номер один: трансферты из федерального бюджета передаются Пенсионному   
фонду в том случае, если он не справляется, собирает недостаточное количество   
средств. Пенсионный фонд начал собирать средства в гораздо большем объёме,      
чем собирал раньше, он становится более самодостаточным - и это, безусловно,    
хорошо.                                                                         
                                                                                
Вторая причина, почему это хорошее решение: эти деньги, именно оставшись в      
общем, большом бюджете, начнут работать на пенсионеров. Коллеги, Пенсионный     
фонд работает в рамках существующего законодательства, ничего нового на         
деньги, которые у него остаются, он сделать не может, пока мы не приняли        
поправки в другие, отраслевые законы. А это значит, что, если бы эти деньги     
были направлены в бюджет Пенсионного фонда, они лежали бы там мёртвым грузом,   
потому что все обязательства Пенсионным фондом выполняются, а ничего сверх      
заложенных обязательств он сделать не может. Будучи оставленными в              
федеральном бюджете, эти деньги будут работать на пенсионеров. Почему? Мы об    
этом говорили при рассмотрении предыдущего законопроекта: потому что они        
пойдут на увеличение финансирования здравоохранения, на покупку машин скорой    
помощи, на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, то есть как раз на   
решение тех вопросов, которые волнуют пенсионеров. Сегодня никакого другого     
решения, кроме поддержки этого законопроекта, именно для того чтобы решать      
проблемы людей, мы принять не можем.                                            
                                                                                
Другое дело, что коллеги правы, когда говорят о том, что назрела                
необходимость обсудить реформирование пенсионной системы в целом, но главное,   
что об этом говорит и президент. В Послании Федеральному Собранию, в майском    
указе он поставил задачу: индексация пенсий должна быть выше инфляции,          
пенсионеры должны выходить из зоны бедности. Сделать это при прежней,           
сложившейся системе пенсионных отношений, очевидно, не удастся. Значит, нам     
необходимо вместе с правительством обсуждать меры, решения по реформированию    
пенсионной системы, для того чтобы качественно повысить пенсионное              
обеспечение, чтобы коэффициент замещения заработка, утраченного пенсионерами,   
был не ниже уровня, рекомендуемого Международной организацией труда. Я уверен   
- и мы об этом слышали сегодня, - правительство внесёт такие инициативы, и мы   
с вами будем их обсуждать.                                                      
                                                                                
Вот тогда, уважаемый Ярослав Евгеньевич, мы и скажем, на что можно было бы      
израсходовать дополнительные средства. Надо будет решить и вопрос более         
высокой индексации, надо будет решить и вопрос более справедливой               
дифференциации. В нынешней ситуации - здесь уже говорили об этом - нужно        
повышать социальные пенсии, так же как и общие пенсии, в соответствии с         
уровнем инфляции. Но мы слышим от людей и такие замечания: я проработал 40      
лет и получаю практически такую же пенсию, как человек, который ни дня не       
работал и вышел на социальную пенсию в 65 лет, - мы слышим это, коллеги, во     
время приёма граждан. Дифференциация в зависимости от трудового вклада должна   
быть более жёсткой, более чётко обозначенной.                                   
                                                                                
Конечно же, надо решать вопрос с накопительной частью пенсии. Мы дали старт     
этой системе, но сейчас, наверное, гораздо справедливее было бы вывести её из   
системы обязательного пенсионного страхования. Не может быть ситуации, когда    
деньгами распоряжаются частные организации, а ответственность за них несёт      
государство, - мы создали систему обязательных взносов и, значит, не можем за   
это не отвечать. Мы, с одной стороны, таким образом ограничиваем возможности    
частных компаний в плане инвестиций, потому что государство боится и            
тщательно следит, а с другой стороны, должны отвечать за тех, кто, очевидно,    
недобросовестно распоряжается этими деньгами.                                   
                                                                                
Коллеги, вопросы, которые поставили представители оппозиции, правильные, и их   
неоднократно ставила и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы как раз находимся на         
пороге того, чтобы серьёзно обсуждать эти вопросы, и мы ждём предложений        
правительства, о которых было заявлено. А что касается данного законопроекта,   
то в целях укрепления нашей бюджетной системы, пенсионной системы и, самое      
главное, в целях защиты прав наших пенсионеров его, конечно же, надо            
принимать.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                
                                                                                
ШЕИН О. В. Формально законопроект на самом деле носит технический характер,     
поскольку если Пенсионный фонд в рамках действующих правил собрал несколько     
больше взносов, то соответственно уменьшается и софинансирование из             
федерального бюджета. Но сразу хочу обратить внимание на то обстоятельство,     
что одной из причин столь большой успешности Пенсионного фонда является         
перерасчёт темпов инфляции, то есть инфляция оказалась, по данным официальной   
статистики, не столь высока. А раз не столь высока, то, соответственно, можно   
общегосударственные средства на этом поэкономить. И кстати, сам размер          
прожиточного минимума на 100 рублей отличается в низшую сторону от плановых     
показателей, соответственно, предлагается его скорректировать.                  
                                                                                
Нам что по предыдущему законопроекту, что по этому говорят: это технические     
законопроекты, а есть базовые законы - нельзя обсуждать содержание              
технических законов при их принятии, вы лучше обсуждайте базовые.               
Замечательная логика! 160 лет назад в нашей стране совершенно законно было      
крепостное право, и по этой логике, Андрей Константинович, предшественники      
ваши по уму и разуму могли тогда сказать: "Что вы выступаете против продажи     
Авдотьи Ивановой помещику Сидорову или Голицыну? Вы вначале отмените            
крепостное право, а потом осуждайте продажу Авдотьи Ивановой". Нет, мы будем    
осуждать крепостничество в принципе и то, что вы делаете с социальным           
законодательством, в том числе на примере этого законопроекта, в частности!     
                                                                                
Теперь содержательная сторона. Государственные расходы на пенсионное            
обеспечение составляют... Даже начнём, наверное, со страховых взносов, это      
ещё интереснее. Нам говорят, что бизнес задушен, не может так работать,         
завышены взносы, поэтому надо уменьшить размер страховых взносов, тогда всем    
будет хорошо, потому что собираемость будет больше. Так вот, применительно к    
ВВП размер пенсионных страховых взносов составляет: в Эстонии - 10,2            
процента, во Франции - 11,5, в Польше - 5,1, в Германии - 6,6, в России - 4,5   
процента, то есть российские страховые взносы занижены, по этой причине         
российские пенсионеры не могут получать достойную пенсию. Есть                  
государственная доплата - сколько она составляет? В Австрии - 12 процентов      
общей доли расходов, через госфонды в том числе, во Франции - 12,5, в Греции    
- 11 процентов. У нас, если брать всё вместе, включая страховые взносы самих    
работников, - 8 процентов, если без них - 3,5 миллиарда федеральный бюджет      
даёт Пенсионному фонду, то есть денег не направляется ни по страховым           
взносам, ни в рамках государственной поддержки. По размерам государственной     
поддержки российская пенсионная модель похожа на чилийскую - там 2 процента     
составляет объём государственного софинансирования пенсионной системы.          
Правда, там есть огромные накопления в негосударственных пенсионных фондах,     
их доля к ВВП Чили порядка 60 процентов, а у нас - 5 процентов. Естественно,    
никакие пенсии не будут повышаться, если бизнес не платит налоги, если бизнес   
освобождают от налогов и если, напомню, десятки миллионов людей в Российской    
Федерации - от 15 до 30 миллионов, по разным оценкам, - находятся в чёрном      
сегменте экономики, что формирует дефицит бюджета Пенсионного фонда в размере   
2,2 триллиона рублей в год.                                                     
                                                                                
Коллега Дроздов здесь говорил о том, что тема, связанная с соблюдением          
работодателем требования перечислять взносы в пенсионные фонды, - это           
профсоюзная тема, то есть профсоюзы должны этим заниматься. Прекрасная мысль!   
Особенно прекрасно она сочетается с тем, что в этом зале в 2001 году            
ликвидировали право профсоюзов на согласование увольнения по сокращению         
штатов, ликвидировали право профсоюзов на согласование графиков отпусков,       
сменности, ликвидировали право любого профсоюза на ведение коллективных         
переговоров. Прежде чем работник будет иметь право на коллективные              
переговоры, необходимо, чтобы в профсоюз вступило не менее 50 процентов         
персонала, и, естественно, за это время всех активистов успевают 20 раз         
уволить.                                                                        
                                                                                
Вначале у людей отняли право на эффективную защиту своих прав, потом ввели      
систему, где работодатели, по сути дела, имеют возможность не перечислять       
взносы в пенсионные фонды и по-прежнему получать государственные подряды,       
поставки, иметь колоссальные налоговые льготы. А теперь нам говорят, что        
государство изнемогает от бремени существующих пенсионных расходов, поэтому в   
правительстве нужно провести дискуссию о повышении пенсионного возраста. Эта    
дискуссия закрыта, она тайная. Какое министерство о чём размышляет, вы,         
уважаемые депутаты, сможете узнать только из сообщений "РБК", мы, мол, вам не   
скажем: Топилин не придёт, Пенсионный фонд будет хранить святое молчание в      
ответ на все вопросы, которые здесь, в зале, задаются. Замечательная            
дискуссия в демократической стране, где вроде народ избирает парламент!         
                                                                                
Кстати, хочу обратить внимание на специфику всех выборов. У нас беда-то         
заключается не в том, что победители не выполняют обязательств, которые берут   
на себя в ходе избирательных кампаний, это мелочи. Беда заключается в том,      
что победители реализуют ту программу, про которую они ничего не говорили в     
ходе избирательной кампании. Так, о повышении пенсионного возраста ни на        
каких выборах победители избирательных кампаний не говорили ни слова. В этом    
национальная трагедия!                                                          
                                                                                
Что предлагает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Мы предлагаем отменить регрессивную       
шкалу социальных страховых взносов, что даст Пенсионному фонду доходов плюс     
600 миллиардов рублей. И не надо нам рассказывать, что в результате те, кто     
сегодня получает миллионы, будут на пенсии тоже получать миллионы, - это не     
так! Испокон веков существовали ограничители, в частности коэффициент 1,2 -     
соотношение между заработной платой человека и средней зарплатой по стране.     
Конституционный Суд не признавал этот ограничитель противоречащим               
Конституции, поэтому не стоит придумывать, что якобы при введении плоской       
шкалы страховых взносов однозначно нужно будет платить миллионные или           
миллиардные пенсии нашим топ-менеджерам, чего действующее законодательство не   
предусматривает, зато можно получить дополнительно 600 миллиардов рублей в      
Пенсионный фонд. Это первое.                                                    
                                                                                
Второе, безусловно, легализация труда. Это не предмет ни сегодняшнего           
рассмотрения, ни даже закона о государственных пенсиях, это предмет Трудового   
кодекса. Необходимо, чтобы люди могли защищать своё право на достойный труд и   
на достойную пенсию, и это всё взаимосвязанные вещи, поэтому их нельзя          
разделять, говоря "здесь играем, а здесь рыбу заворачивали". Это всё предмет    
одной и той же дискуссии, и она должна быть комплексной.                        
                                                                                
Далее, конечно, отмена балльной системы, по которой никто не может посчитать    
ровным счётом ничего, и возврат к предшествующей модели расчёта пенсионных      
выплат. Безусловно, это вынос накопительных пенсионных обязательств за          
пределы общей модели, с тем чтобы это носило добровольный характер. Я лично     
предлагал это ещё в 2001 году в этом зале, но коллеги, включая, кстати,         
Андрея Константиновича, мне тогда оппонировали. Я рад, Андрей Константинович,   
пересмотру точки зрения спустя 17 лет и полагаю, что, когда ещё лет             
семнадцать пройдёт, вы поддержите нас по другой части повестки "СПРАВЕДЛИВОЙ    
РОССИИ".                                                                        
                                                                                
И последнее, повторю ещё раз, это, конечно же, изменение общей модели           
трудового права, которое позволит работникам получать легальную, белую          
заработную плату и перекроет весь дефицит Пенсионного фонда.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Слово для заключительного выступления предоставляется официальному              
представителю Правительства Российской Федерации по данному вопросу Антону      
Викторовичу Дроздову.                                                           
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                     
                                                                                
Я всё-таки хотел бы прокомментировать вопрос, который был задан, о некой        
неудовлетворённости ответами на вопросы. Дело в том, что в данном случае мы     
рассматриваем бюджет Пенсионного фонда, а не изменения в пенсионное             
законодательство в целом. Ряд вопросов носил, можно сказать, глобальный         
характер, в три минуты было сложно уложиться. Отмечу, что мы с парламентом      
эти вопросы обсуждали, обсуждаем и будем обсуждать, в том числе на              
парламентских слушаниях, на различных иных площадках, в рамках заседаний        
комитетов. При данном регламенте это сложно сделать, поэтому понимаю, что       
есть некая неудовлетворённость. Если отдельные депутаты хотят продолжить        
дискуссию, мы готовы дать ответы.                                               
                                                                                
И ещё хочу сказать, что у нас новый состав правительства. Мы придём к вам с     
предложениями, с законопроектами по совершенствованию пенсионного               
законодательства в целом, и вот в рамках той дискуссии можно будет уже более    
чётко сформулировать мысль, дать ответы на ваши вопросы, и это будет другой     
формат, другие проекты законов. Мы готовы продолжить с вами работу по           
совершенствованию пенсионной системы в целом.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово предоставляется содокладчику от      
комитета Айрату Закиевичу Фаррахову.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Хотелось бы всё-таки вернуться к обсуждению конкретного          
проекта федерального закона. Принятие этого закона, по мнению комитета, будет   
способствовать своевременному исполнению всех обязательств, за которые          
отвечает Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому комитет поддерживает     
принятие данного проекта федерального закона в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель президента? Гарри               
Владимирович, нет желания выступить? Нет. Правительства? Утрачиваете нить       
обсуждения - это плохо, никогда нельзя терять нить обсуждения вопроса,          
который рассматривается.                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018     
год и на плановый период 2019 и 2020 годов", 3-й вопрос повестки дня.           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.                                            
                                                                                
Спасибо, Антон Викторович.                                                      
                                                                                
Спасибо нашему коллеге Владимиру Семёновичу Катренко.