Заседание № 97

06.06.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 47432-3 "Об электронной торговле" (внесен депутатом Государственной Думы В. Я. Комиссаровым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5153 по 5448 из 7204
Пункт 28.1 повестки дня. О проекте федерального закона "Об электронной          
торговле". Доклад депутата Государственной Думы Леонида Станиславовича          
Маевского. С места будете или с трибуны?                                        
                                                                                
МАЕВСКИЙ Л. С. Уважаемые коллеги, разрешите по поручению депутатов Шубина,      
Волковского и Финько доложить разработанный совместно законопроект "Об          
электронной торговле", который представлен вашему вниманию.                     
                                                                                
Современное развитие вычислительной техники, телекоммуникационных технологий,   
в первую очередь связанных с глобальными информационными системами, позволяет   
миллионам людей не только обмениваться информацией, получать необходимые        
знания из огромных накопленных информационных ресурсов, но и осуществлять       
новыми средствами коммерческую деятельность, что и принято называть сейчас      
электронной коммерцией, или электронной торговлей. Всё большее число сделок в   
международной торговле заключается с помощью электронного обмена данными,       
который предусматривает использование альтернативных бумажным формам методов.   
                                                                                
В 2000 году объем розничных продаж в мировом Интернете составил около 80        
миллиардов долларов, около 30 тысяч фирм продавали свои товары и услуги через   
Интернет, что на 30 процентов больше, чем в 2000 году. Правительства и          
парламенты ведущих стран мира также рассматривают электронную торговлю как      
одну из важнейших составляющих малого и среднего предпринимательства. Сегодня   
доля малого предпринимательства в доходах электронной торговли составляет       
более 20 процентов и в ближайшие годы еще значительно возрастет.                
                                                                                
По мере развития электронной торговли во всем мире происходит заметная          
трансформация в подходах к ее регулированию: от упора на саморегулирование к    
жесткой правовой регламентации. Организация Объединенных Наций в 1997 году      
приняла "Типовой закон об электронной торговле", рекомендованный как базовый    
документ для национальных законодательств. В мае 2000 года Европейский          
парламент одобрил директиву, касающуюся правовых аспектов электронной           
торговли в Европе, сделав тем самым значительный шаг к гармонизации             
национальных европейских законодательств.                                       
                                                                                
В России электронная торговля развивается быстрыми темпами. Это связано в       
первую очередь со всё большим проникновением Интернета в повседневную жизнь.    
Однако при том, что годовой оборот всей российской Интернет-экономики           
составляет в настоящее время около 250 миллионов долларов, доля электронной     
торговли составляет лишь 33 миллиона долларов (сравните, пожалуйста, цифры,     
которые я назвал выше, с другими: более 300 миллиардов долларов в мировой       
торговле), из которых 3 миллиона долларов приходится на продажу товаров и       
услуг конечному потребителю, то есть 3 миллиона долларов приходится             
непосредственно на электронную торговлю с потребителем.                         
                                                                                
Электронный бизнес был позитивно воспринят юридической практикой, поскольку     
его становление совпало с процессом общей модернизации российской правовой      
системы. Однако в целом сохраняется большая неразвитость и фрагментарность      
правовых норм, затрагивающих названную форму бизнеса, так называемую            
электронную торговлю. Такие нормы являются юридическим барьером для             
электронной торговли в России и интеграции ее в мировое экономическое           
пространство. В этой связи наряду с совершенствованием всей правовой            
инфраструктуры предпринимательства требуется специальный юридический подход,    
адресный подход к электронной торговле, к электронному бизнесу.                 
                                                                                
Существенным условием развития электронного бизнеса в России является           
принятие федерального закона "Об электронной торговле", при помощи которого     
будет осуществляться регулирование правовых отношений, возникающих в процессе   
обмена электронными документами при совершении сделок в сфере                   
предпринимательства. Так, в соответствии с существующими законодательными       
актами нашей страны, зарубежных стран электронная торговля в предлагаемом       
законопроекте охватывает весь спектр сделок, предусмотренных Гражданским        
кодексом Российской Федерации, но не ограничивается ими.                        
                                                                                
Целью предлагаемого законопроекта является обеспечение правовых условий для     
электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих       
электронную торговлю, определение правил совершенствования сделок с             
использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной   
подписи (я повторяю, подписанных аналогами собственноручной подписи, о чем      
говорилось в предыдущем законопроекте), а также признание электронных           
документов в качестве судебных доказательств.                                   
                                                                                
Электронная торговля бесперспективна, если ее участники не будут иметь          
возможности защиты своих прав и своих интересов в законодательных процессах,    
в суде.                                                                         
                                                                                
Законопроект предусматривает норму о предоставлении электронных документов в    
качестве судебных доказательств. Им однозначно устанавливается, что             
допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что     
они представлены в виде электронных документов. Таким образом, законопроект     
относит электронные документы, подписанные при помощи электронной цифровой      
подписи или иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном   
законодательством Российской Федерации, к числу (я прошу обратить на это        
особое внимание) письменных доказательств.                                      
                                                                                
Решается также вопрос о подлиннике и копиях электронных документов.             
Обстоятельной регламентации подвергаются в законопроекте правила обмена         
электронными документами: отправка, подтверждение получения и сохранение        
электронных документов.                                                         
                                                                                
Вслед за современным зарубежным законодательством об электронной торговле       
предлагаемый законопроект предусматривает ряд необходимых положений, которые    
определяют условия ответственности информационных посредников (провайдеров      
сетевых услуг) за передачу электронных документов.                              
                                                                                
Центральное место в законопроекте занимает глава, посвященная лицам,            
осуществляющим электронную торговлю, и определяющая правовое положение          
последних. Электронная торговля может осуществляться юридическим лицом,         
созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или          
гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.     
Право осуществлять электронную торговлю возникает с момента регистрации         
юридического лица либо индивидуального предпринимателя, за исключением          
случаев, предусмотренных законом "О лицензировании отдельных видов              
деятельности". Законопроект также устанавливает, что лица, осуществляющие       
электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным           
государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности,   
а также обеспечивать легкий, прямой и постоянный доступ к данной информации.    
                                                                                
Механизму заключения и исполнения сделок в электронной торговле посвящена       
самостоятельная глава законопроекта - "Заключение договоров в электронной       
торговле". Данный механизм состоит из следующих элементов: установление         
законности и действительности договоров, заключенных электронным способом,      
обязанность их исполнения в строгом порядке, соблюдение порядка заключения      
договоров в электронной торговле, требований и так далее, и так далее.          
                                                                                
Важнейшим основанием действительности сделок в электронной торговле является    
соблюдение предписанных законом следующих требований к способу предоставления   
договорных условий: четкость, недвусмысленность, прозрачность форм,             
позволяющие клиенту хранить и воспроизводить договор.                           
                                                                                
Нормы законопроекта соответствуют существующим правовым стандартам, в           
частности "Типовому закону об электронной торговле", разработанному ООН, как    
я уже говорил, в 1997 году, а также учитывается опыт создания аналогичных       
норм ведущими странами мира.                                                    
                                                                                
В случае его принятия предлагаемый законопроект позволит не только сделать      
необходимые шаги к совершенствованию правовой базы электронной торговли, но и   
сделать российский рынок электронной торговли частью мирового электронного      
бизнеса в первую очередь в интересах российских предпринимателей, в интересах   
всех граждан нашей страны. Спасибо за внимание.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Пункт 28.2: о проекте федерального закона "Об электронной торговле",            
альтернативный вариант. Доклад депутата Государственной Думы Валерия            
Яковлевича Комиссарова.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Внесение мною      
законопроекта "Об электронной торговле" обусловлено рядом причин.               
                                                                                
Во-первых, фактически получившие в настоящее время распространение торговые     
операции с использованием новейших технических средств телекоммуникаций         
требуют создания соответствующей правовой базы для придания сделкам,            
заключаемым при осуществлении электронной торговли, необходимой правовой        
защиты, что само по себе бесспорно и не вызывает сомнения.                      
                                                                                
Во-вторых, принятие законопроекта также чрезвычайно важно в целях поддержания   
внешнеэкономических отношений, поскольку в соответствии со статьей 162          
Гражданского кодекса несоблюдение простой письменной формы                      
внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность, акцентирую внимание.   
Это тем более важно, что в настоящее время большинство внешнеэкономических      
сделок в мире совершается именно в электронной форме.                           
                                                                                
Однако на момент внесения мною законопроекта уже был внесен депутатами          
Волковским, Маевским, Финько, Шубиным законопроект "Об электронной торговле".   
Разработка настоящего законопроекта в противовес ранее внесенному               
обусловлена, в-третьих, тем, что законопроект, предложенный группой             
депутатов, содержит ряд принципиальных положений, согласиться с которыми не     
представлялось возможным. Также формулировки некоторых положений этого          
законопроекта, являющегося фактически неадаптированным с юридической точки      
зрения переводом норм типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле,         
одобренного еще в 1997 году на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи   
ООН, тяжело поддаются не только юридической оценке, но и простому восприятию.   
                                                                                
Тем не менее, принимая во внимание отрицательное заключение Правительства       
Российской Федерации и Комитета Государственной Думы по безопасности и          
учитывая несомненное достоинство законопроекта, внесенного группой депутатов,   
я принял решение о снятии с рассмотрения внесенного мною законопроекта.         
                                                                                
Однако, поскольку я снимаю с рассмотрения законопроект, хотелось бы, чтобы      
основные положения моего законопроекта были учтены при работе над               
поддержанным Правительством законопроектом. Одним из таких основных             
принципиальных положений данного законопроекта является то, что субъектами      
электронной торговли признаются не только лица, осуществляющие                  
предпринимательскую деятельность, но и физические лица, поскольку сужение       
круга субъектов электронной торговли исключает из сферы регулирования           
достаточно большое количество заключаемых сделок, в которых помимо лиц,         
участвующих в предпринимательской деятельности, участвуют, с другой стороны,    
рядовые граждане. Акцентирую ваше внимание: в том законопроекте, в пользу       
которого я снимаю свой, не оговорено право физических лиц осуществлять          
электронную торговлю. Это означает, что ни вы, ни другие граждане Российской    
Федерации не в состоянии приобрести что-то по Интернету. А в моем законе        
оговорено право не только юридических лиц, но и физических лиц. Это             
существенный момент. Зачем принимать закон, который ограничивает право          
личности покупать что-то через Интернет, электронным образом самому лично? Я    
прошу это внести. Это, в свою очередь, означает, что подобные сделки, о         
которых я сказал, частные сделки, не получают предоставленной настоящим         
законопроектом судебной защиты. То есть, если мы примем тот закон и не внесем   
мои поправки, получится, что любой гражданин, который купит что-то              
электронным образом, совершит сделку юридически несостоятельную, и к            
судебному рассмотрению она не сможет быть применена. Тем не менее в настоящее   
время по всему миру именно эти сделки получили широкое распространение, и они   
нуждаются в правовой защите.                                                    
                                                                                
Также отнесение к сфере регулирования закона не только сделок, заключаемых      
путем обмена электронными документами, но и переговоров в связи с заключением   
таких сделок представляется необходимым, поскольку преддоговорные отношения     
являются такой же неотъемлемой частью гражданско-правовых отношений, как и      
сама сделка. Положение, включающее переговоры в связи с заключением сделок в    
сферу электронной торговли и, соответственно, в сферу регулирования данного     
законопроекта, содержится в определении электронной торговли (статья 2          
рассматриваемого законопроекта) и является существенным.                        
                                                                                
Кроме того, некоторые положения внесенного мной законопроекта являются, по      
моему мнению, более удачными как с юридической точки зрения, так и с точки      
зрения стилистики, и их можно было бы также учесть в дальнейшей работе над      
законопроектом, внесенным группой депутатов.                                    
                                                                                
Снимая с рассмотрения внесенный мною законопроект, хочу также выразить          
готовность участвовать в дальнейшей работе над законопроектом "Об электронной   
торговле", который, я надеюсь, будет поддержан депутатами.                      
                                                                                
Таким образом, я снимаю свой законопроект в пользу того законопроекта, о        
котором докладывал коллега, депутат Маевский, но с теми условиями, что вот      
эти вещи, о которых я говорил - перенесение в сферу электронной торговли        
сделок между физическими лицами и другие поправки, - будут учтены. И если это   
будет учтено, я призываю вас проголосовать за законопроект, который             
докладывал коллега Маевский. Спасибо.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Яковлевич, всё это предмет поправок ко   
второму чтению.                                                                 
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Я снимаю свой законопроект.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы имеете право внести все эти поправки, и они будут      
рассмотрены комитетом. Сейчас вы снимаете свой законопроект.                    
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Да.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас остался один законопроект. Слово для содоклада предоставляется            
представителю комитета по экономической политике и предпринимательству Сергею   
Александровичу Прощину.                                                         
                                                                                
Я прошу делать содоклад уже по одному законопроекту.                            
                                                                                
ПРОЩИН С. А., Агропромышленная депутатская группа.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет, рассмотрев вопрос, рекомендует принять указанный    
законопроект в первом чтении и учесть замечания и предложения депутатов         
Госдумы, Правительства и Правового управления при подготовке законопроекта ко   
второму чтению. Спасибо.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. Есть ли    
вопросы к докладчикам? Вопросов нет. Есть ли от фракций предложения по          
выступлению? Нет. Есть ли депутаты, желающие выступить? Законопроект первого    
чтения, поэтому я обязан предоставить слово всем желающим.                      
                                                                                
Депутат Томов, да? Депутат Рубежанский.                                         
                                                                                
РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единство".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу просто напомнить один момент. У нас существует        
межфракционное депутатское объединение "Товаропроизводители России", в          
которое входит 91 депутат. На прошлой неделе мы рассматривали на заседании      
именно этот вопрос. К трем выводам мы пришли. Я хотел бы, чтобы вы их           
послушали.                                                                      
                                                                                
Первый момент. Мы в этом вопросе очень серьезно отстали. Этот законопроект      
нужно было принимать еще несколько лет назад.                                   
                                                                                
Второе. Было подчеркнуто, что действительно сегодня Правительство пытается      
наверстать упущенное и кроме этого законопроекта, который выносят депутаты,     
разрабатывается программа под названием "Электронная Россия".                   
                                                                                
И третье. Я прошу всех, кто успел ознакомиться с этим законопроектом или же     
не успел, поверить, что мы на МДО единогласно пришли к мнению поддержать        
именно тот законопроект, который вносят депутаты Маевский и Волковский. Я       
просто вас прошу поддержать этот законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под номером 28.1,    
под номером 28.2 снят в пользу первого. Проект федерального закона "Об          
электронной торговле".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Комитет за. Правительство его тоже поддерживает. Пожалуйста, определяйтесь.     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.             76,9%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается.