Заседание № 175
О проекте федерального закона № 474049-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления депутату законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Смысл нашей инициативы заключается в следующем. На наш взгляд, в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации в недостаточной мере регулируется порядок замещения должности депутата, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе. К такому выводу мы приходим в результате анализа действующего текста 184-го закона, который допускает, что в случае, если уставом (конституцией) субъекта Федерации предусмотрена работа депутатов на профессиональной постоянной основе, не менее одного депутатского мандата будет иметь каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. То есть в данном случае речь идёт о том, что если в парламент проходят политические партии, которые выдвигали список кандидатов, то каждая из них гарантированно получит не менее чем один мандат, одного депутата, который будет осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Вместе с тем формулировка данной нормы представляется весьма абстрактной, даёт нашим региональным парламентам чрезмерные дискреционные полномочия, допускает произвольное толкование этой нормы и не всегда позволяет реализовать заложенный в пункте 2 статьи 11 184-го закона смысл данной нормы. В связи с этим нам представляется, что необходимо на федеральном уровне урегулировать этот вопрос, с тем чтобы гарантировать политической партии, которая является основным участником выборного процесса... У нас почему-то принято говорить о политических партиях как об участниках процесса, только когда они выдвигают кандидатов, вместе с тем политические партии - это главный поставщик членов участковых избирательных комиссий, коих у нас около ста тысяч по всей стране. Не всегда это теплые регионы, в том числе это труднодоступные местности, арктические местности, острова и так далее, и необходимо, чтобы там тоже работали участковые избирательные комиссии. Повторю, это огромная, колоссальная нагрузка на политические партии и в организационном, и в финансовом, и в кадровом смысле, поэтому партии были, есть и остаются основным участником избирательного процесса как в муниципальных образованиях, так и на региональном и, разумеется, на федеральном уровнях. Однако расплывчатый характер этой нормы приводит к тому, что в регионах складывается разнообразная практика. Кое-где депутат, который будет осуществлять полномочия на профессиональной постоянной основе, выдвинутый и избранный по спискам других партий, получает разрешение на осуществление своей деятельности на платной основе от самого председателя законодательного собрания (есть такие случаи), то есть только по ходатайству спикера депутат, избранный от оппозиционной партии, может получить необходимый ему для работы и предусмотренный законом оплачиваемый освобождённый мандат. В отдельных случаях таким правом обладают комитеты законодательных (представительных) органов власти либо эта должность привязана к должности, занимаемой в руководящих органах, - к должности заместителя руководителя палаты, руководителя комитета, заместителя председателя комитета или руководителя комиссии, подкомитета. В этом списке есть все, кто угодно, однако нет главного участника работы законодательного (представительного) органа - фракций в законодательном органе, которых в региональных парламентах часто даже больше, чем в федеральном парламенте, то есть там с плюрализмом и многопартийностью всё бывает даже чуть лучше, чем в федеральном органе власти. Конечно, эта норма защищает нашу политическую систему, защищает политические партии в парламенте, поскольку позволяет депутату и фракции более качественно организовать работу в законодательном органе, вносить более качественные законопроекты, анализировать существующую правоприменительную практику. Напоминаю, что в соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции России установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то есть регулируется в федеральном и региональном законодательстве. На наш взгляд, закрепление универсального и объективного порядка наделения депутата полномочиями для работы на постоянной основе является общим принципом организации деятельности законодательных (представительных) органов и вполне может быть погружено в 184-й федеральный закон. Теперь про сам механизм, который, на наш взгляд, должен устроить как фракции оппозиционные, так и фракции, имеющие большинство в законодательных (представительных) органах. Нам представляется, что кандидатуру депутата для осуществления им деятельности на профессиональной постоянной основе должна представлять фракция, она должна оформлять это своим решением, которое должно быть согласовано с соответствующим органом политической партии, по спискам которой депутат был избран, то есть региональным органом партии. В случае если решение во фракции не может быть принято, например если голоса во фракции раскладываются 50 на 50 и невозможно принять решение, проектом закона предлагается наделить уполномоченный орган, коллегиальный орган политической партии, по спискам которой избрался данный депутат, соответствующим правом ходатайствовать перед законодательным (представительным) органом о наделении депутата статусом депутата, работающего на профессиональной постоянной основе. Обращаю внимание уважаемых коллег на то, что поступили отзывы из регионов, в том числе консолидированные отзывы. За принятие законопроекта высказались два региона, выразили консолидированную позицию; против, к сожалению, четыре. Поступили также иные отзывы, которые не позволяют сделать выводы о поддержке инициативы. Много положительных отзывов и от исполнительных, и от законодательных органов, но, к сожалению, приходится признать, что большинство отзывов всё-таки отрицательные, что, понятно, детерминируется позицией политической партии, которая преобладает как в исполнительных органах, так и пока в законодательных (представительных) органах субъектов Федерации (пока - поскольку число регионов, в которых большинство имеет одна партия, имеет тенденцию к сокращению с каждым электоральным циклом). Огромная просьба поддержать инициативу ЛДПР. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления инициативу рассмотрел, были доводы за и против, однако принято решение дать отрицательное заключение. На заседании комитета я голосовал против такого проекта заключения. Позицию фракции представит мой уважаемый коллега Александр Николаевич Шерин. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Игоря Вячеславовича Сапко. Пожалуйста. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ещё раз напомню, что законопроектом предлагается установить порядок предоставления депутату законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. С глубоким уважением отношусь к авторам данной законодательной инициативы, однако вынужден констатировать, что ряд положений законопроекта в представленной редакции не согласуется с нормами действующего федерального законодательства. Остановлюсь на этом чуть подробнее. Первое. Законопроектом предлагается установить, что право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе предоставляется не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложенная норма не согласуется с пунктом 1 статьи 11 федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому условия осуществления депутатом депутатской деятельности определяются региональными правовыми актами, уставами или законами субъекта Российской Федерации. Второе. Законопроектом предусматривается, что депутату предоставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе на основании решения соответствующей фракции, согласованного с руководящим органом политической партии, однако согласно пункту 4 статьи 4 опять-таки 184-го федерального закона порядок деятельности фракций в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Возникает прямое противоречие между данной нормой 184-го федерального закона и, собственно говоря, предложенной законодательной инициативой. Третье. Законопроектом дополнительно оговаривается возможность принятия решения о предоставлении депутату права осуществлять свою деятельность на постоянной основе в региональных парламентах руководящим органом политической партии, в случае если принятие фракцией такого решения по объективным причинам невозможно. Предложенное законопроектом регулирование не в полной мере согласуется с принципом недопустимости вмешательства политических партий в деятельность органов государственной власти, который установлен пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О политических партиях". Кроме того, само понятие "объективные причины" не отвечает принципу определённости и ясности правовой нормы. Ну и наконец, коллеги, последнее. Рассматриваемым законопроектом не устанавливаются правовые последствия в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не утвердит предложенную фракцией кандидатуру. Ещё раз подчеркну, что по данному законопроекту получены отрицательные заключения Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы. Большинство субъектов Российской Федерации, как было уже указано, также высказались отрицательно. С учётом изложенного Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предлагает законопроект отклонить при рассмотрении его в первом чтении. Прошу поддержать позицию комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Васильевич, вы сказали, что не допускается вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти субъектов. А не кажется ли вам, что здесь, так сказать, медаль о двух сторонах? А разве вмешательство органов государственной власти в деятельность политической партии где-то прописано? Ведь фактически из-за данной нормы закона у нас складывается такая ситуация: партия, фракция говорит, что хочет назначить руководителем на оплачиваемую должность одного человека, а вы на это говорите, мол, нет, мы вам его не согласуем, мы назначим другого и проголосуем только за его кандидатуру. Где здесь логика? САПКО И. В. Сергей Владимирович, моё отчество - Вячеславович, это так, на будущее, чтобы мы могли участвовать в дискуссиях и разговорах. Я специально проанализировал общую картину, некоторую математику по всем регионам Российской Федерации. Есть субъекты, в которых в соответствии с уставами приняты решения, что все 100 процентов избранных депутатов имеют возможность работать на профессиональной постоянной основе, и тогда, естественно, не возникает никаких вопросов. Есть субъекты, в которых соотношение примерно 50 на 50 процентов. Но хотел бы подчеркнуть, что есть и субъекты, в которых депутатам предоставляется возможность работать на профессиональной постоянной основе, но она не востребована в полном объёме. Приведу примеры: в Республике Крым предусмотрено 30 ставок для работы на освобождённой основе, но фактически востребовано 25, в Пермском крае - 24, а по факту - 22 (кстати говоря, в парламенте Пермского края в прошлом году как раз не по инициативе фракции, представляющей партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", было принято решение добавить три ставки, расширив депутатам возможности для работы, но востребована другими фракциями всего лишь одна ставка), из 40 ставок в Калининградской области востребованы всего 22. Так что я счёл бы этот вопрос в данном случае некорректным. Такая возможность есть, и сложившаяся за 20 лет работы практика региональных парламентов позволяет более взвешенно подходить к принятию решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кудрявцев Максим Георгиевич. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Николаевич, вопрос вам, как докладчику. Вопрос о наделении полномочиями депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации действительно заслуживает внимания, однако по данному законопроекту есть несколько вопросов. В частности, хотелось бы услышать, как будет развиваться ситуация и каковы будут правовые последствия, в случае если фракция выдвинет кандидата для наделения соответствующими полномочиями, а законодательный орган субъекта такое решение не поддержит, каким будет алгоритм действий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. В случае с коллегиальным органом такие ситуации периодически возникают. Коллеги, мы неоднократно голосовали в этом зале за прекращение полномочий депутата, в том числе не связанное с его личным заявлением, то есть человек не хочет, но вынуждены голосовать. Бывают обстоятельства трагического характера: в деятельности парламента и любого коллегиального органа, к сожалению, есть эпизоды, когда решение предопределено какими-то обстоятельствами, когда мы лишаем полномочий наших уважаемых коллег в силу трагических обстоятельств. Представить, что кто-то будет голосовать против такого решения, я себе не позволяю. Таких случаев много, и это один из них. Депутаты фракции предопределили, кого из своей фракции они предполагают видеть либо руководителем фракции, либо депутатом, действующим на профессиональной постоянной основе, и принятие иного решения всей палатой означало было вмешательство во внутрифракционную или внутриполитическую деятельность фракции или партии. Периодически могут возникать ситуации, когда депутаты отказываются голосовать по очевидным вопросам. Предусмотрены юридические процедуры оспаривания принятых подобным образом решений, уже суд будет разбираться и, я уверен, примет именно то решение, которое приняла фракция. В данном случае нет правовой коллизии и неразрешимой ситуации, эта ситуация может быть разрешена в судебном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Николаевич, содокладчик уже сказал, что данная законодательная инициатива противоречит нормам действующего федерального законодательства, но у меня вопрос по тексту законопроекта относительно случаев, когда по объективным причинам принятие фракцией решения невозможно. Вы в своём докладе отметили, что, например, при распределении голосов 50 на 50 решение не может быть принято, - скажите, пожалуйста, какие ещё могут быть объективные причины, на ваш взгляд, и кто будет устанавливать, объективные это причины или необъективные? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. В основном проблемы с принятием решения в малочисленных фракциях как раз вызваны тем, что они состоят из одного депутата: как принимать решение об избрании депутата, действующего на профессиональной постоянной основе, или руководителя фракции, если она состоит из одного депутата? Протокол не оформляется, личное заявление в данном случае не подходит. Гораздо чаще мы, как, я думаю, и иные оппозиционные фракции, встречаемся со случаями, когда распределение голосов при голосовании 50 на 50. Это наиболее сложный случай, поскольку не всегда регламентами деятельности фракции, региональным законодательством или регламентами законодательных (представительных) органов предусматривается правило решающего голоса, например, руководителя фракции, - подобные механизмы не везде применяются. В связи с этим был предложен универсальный механизм в случае, когда по каким-то объективным обстоятельствам (из-за неурегулированности вопроса в регламенте регионального заксобрания или в законе "О политических партиях" или в силу какой-то иной правовой казуистики) невозможно принять решение. Часто бывает, что депутат уезжает на постоянное место жительства за пределы региона и даже Российской Федерации, продолжая оставаться депутатом, и его голос необходимо учитывать. Причины могут быть самые разные. Я думаю, конкретный перечень уважительных причин было бы логично предусмотреть в положении о фракции, которое, как вы знаете, принимается большинством депутатов фракции. По уставу нашей партии, ЛДПР, это положение также согласовывается с руководящим органом политической партии, с региональным коллегиальным органом, координационным советом или с Высшим советом. В данном документе было бы вполне уместно такие прецедентные вещи и конкретные обстоятельства прописать. Если вы считаете, что есть необходимость закрепить их в федеральном законодательстве в рамках проектируемой нормы, я не вижу никаких препятствий. Пожалуйста, предлагайте свои поправки, во втором чтении мы их вместе рассмотрим и примем по ним решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос и к Алексею Николаевичу, и к Игорю Вячеславовичу. В рамках нашей дискуссии прозвучало, что есть регионы, в парламентах которых не все освобождённые ставки заполнены и существуют вакансии, но я, например, регулярно сталкивался в регионах Российской Федерации с другой ситуацией: в парламентах все должности председателей комитетов и почти все вакансии забирают представители только одной партии по принципу "победитель забирает всё", что не соответствует, кстати, доле этой партии в составе парламента. В этом зале мы исходим из другой логики, здесь у нас другой подход и другая практика, она, наверное, является более правильной, позволяет принимать более взвешенные решения. Вопрос: не находите ли вы, что есть смысл принять норму, чтобы освобождённые ставки распределялись между фракциями пропорционально их представительству в составе парламента? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. САПКО И. В. Уважаемый Олег Васильевич, я в своём содокладе, может быть, предметно на этом не остановился, но глубоко убеждён, что проблему совершенствования порядка предоставления региональному депутату права на осуществление своей деятельности на профессиональной постоянной основе нужно решать комплексно, возможно, рассматривая разные варианты, в том числе те, о которых говорите вы. Я ещё раз подчеркну, что вопрос, поставленный в предложенном законопроекте, имеет место, но мы, депутаты Государственной Думы, наверное, в первую очередь должны стоять на страже буквы закона, а представленный сегодня законопроект, к сожалению, в полном объёме не решает поставленный вопрос. Речь должна идти о внесении изменений не только в пункт 2 статьи 11 федерального закона № 184-ФЗ, но и в целый ряд других положений указанного федерального закона, а также в Федеральный закон "О политических партиях". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Отвечу, поскольку докладчику и содокладчику был вопрос. Подобный подход имеет место, имеет право на какое-то развитие и обсуждение, с этим можно было бы согласиться, если бы часть формулировки действующей нормы, касающаяся минимального объёма прав фракции (не менее одного депутата), гарантированно соблюдалась, тогда вполне можно было бы норму сформулировать так, что список кандидатов от партии, получившей необходимое количество голосов, получает количество мандатов для депутатов, осуществляющих деятельность на профессиональной постоянной основе, пропорционально количеству голосов, поданных за соответствующий список кандидатов, но не менее одного мандата на каждый список кандидатов. В грубой форме, как черновой вариант, можно было бы так предусмотреть. Сохранение гарантированно одного оплачиваемого мандата, применение понятной и объективной системы замещения всех должностей и возможность осуществления своей деятельности на постоянной основе - это вообще должно быть, и об этом Игорь Вячеславович говорит, и я в своём докладе пытался это донести, и об этом, собственно, законопроект. У нас в разных регионах ситуация кардинально отличается: есть регионы, где 100 процентов депутатов осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе, очень часто это не очень богатые регионы, и здесь возникает вопрос о справедливости, социальной справедливости, необходимости подобных расходов на представительные органы с учётом общей политической и экономической ситуации; есть регионы, коллеги, где у многих из нас нет права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации, который мы представляем, в большей части это касается депутатов-одномандатников; есть регионы, где у нас очень много вопросов по организации деятельности заксобраний в регионах, и об этом содокладчик говорил. Нам нужно решать вопросы комплексно, и Олег Васильевич предложил вполне приемлемую формулировку, когда представители партии пропорционально числу голосов, набранному этой партией, получают и посты, и оплачиваемые ставки, и все необходимые механизмы, инструменты для реализации своих полномочий. Это классическая вестминстерская система организации работы представительного органа, но ещё там, в этой системе, председатель комитета в парламентском органе, если он представляет оппозиционную фракцию, обладает правом вето, чтобы большинство в комитете, которое у нас, как известно, имеет одна политическая сила, не могло блокировать какие-то вещи, связанные с профессиональной деятельностью председателя комитета. То есть имеется очень много моментов, которые активно применяются и за рубежом, не все они, безусловно, автоматически и безвредно ложатся на наши традиции, но мы, как депутаты федеральные, должны понятные и объективные механизмы для всех регионов прописать в 184-м законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Николаевич, в нашей фракции приходят к мнению, что ваша позиция правильная, надо поддержать, принять данный законопроект. Действительно, в региональных законодательных собраниях нередко происходит ущемление прав депутатов, избранных от оппозиционных партий, в их работе на профессиональной постоянной основе. Вопрос вот в чём (эта тема уже здесь затрагивалась сегодня): скажите, как вы считаете, возможны ли в принципе какие-либо меры ответственности за невыполнение требований о наделении депутата полномочиями для работы на профессиональной постоянной основе? Кто должен быть субъектом, объектом такой ответственности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Диденко, пожалуйста. Включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо в первую очередь за позицию, за то, что вы поддерживаете инициативу. Могу с уверенностью заявить, что это в первую очередь касается действительно оппозиционных фракций. При этом хочу ещё раз воспользоваться возможностью и напомнить, что у нас статус оппозиционной в некоторых регионах имеет уже и иная политическая партия, поэтому в какой-то степени это и их касается. Ваш вопрос абсолютно закономерен и уместен, поскольку даже после принятия нормы в текущей редакции, когда каждому списку был гарантирован как минимум один депутат, действующий на профессиональной постоянной, оплачиваемой основе, в ряде субъектов у оппозиционных фракций возникали трудности с принятием этого решения, поскольку само инициирование и принятие решения зависит от руководящих органов, в первую очередь от совета местной Думы, от председателя местной Думы, конечно, от самой палаты, то есть от думского большинства, которое, как известно, до недавних пор существенно и в большей степени в абсолютном большинстве представляла одна фракция. Сейчас ситуация меняется, однако мне известно об одном эпизоде, когда в повестку дня всё-таки был поставлен вопрос о том, чтобы оппозиционного депутата наделить правом работать на профессиональной постоянной основе, и это решение не было принято. Оно было обжаловано, депутат через судебные процедуры справедливость восстановил, то есть право, которое ему дал 184-й закон, он защитил, но уже в судебном порядке. Я считаю, что это ошибка представительного органа, который довёл ситуацию до судебной тяжбы, до разбирательства, поскольку это в целом негативно сказывается на имидже всей представительной власти в регионах. Конечно, такие эпизоды скорее исключение из правил. В большинстве случаев происходит несколько иное, когда мнение фракции и политической партии не учитывается и вопреки позиции, определяемой большинством и в партии, и во фракции, правом работать на профессиональной постоянной основе наделяется депутат, имеющий, скажем так, других покровителей. При этом он остаётся членом фракции, выйти из неё он не может, поскольку автоматически будет лишён мандата по действующему законодательству. И есть такие явления, как всевозможные прикормки таких депутатов через механизм получения заработной платы, кабинетов, каких-то иных вещей с одной лишь целью - расколоть фракцию, а значит, они будут принимать решения вопреки воле большинства фракции. И подобное, поверьте, приводит лишь к такому явлению, как произрастание, возникновение политического кризиса: это приводит к конфликту как с региональным отделением представительного органа и руководством палаты, так зачастую и с политической партией в целом. Мой коллега Александр Николаевич Шерин, я думаю, об этом в своём выступлении от фракции скажет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Мне три минуты, я не от фракции. Уважаемый Игорь Вячеславович, я приношу вам свои извинения за то, что случайно назвал вас по отчеству по-другому. Дело в том, что - вот коллеги знают - у нас в прошлом созыве был Собко Сергей Васильевич, именно поэтому я и перепутал. Я не стал бы выступать, если бы вы не сделали мне замечание о некорректности моего вопроса. Я не буду оценивать ваш ответ. Я вас спросил, не является ли положение дел, которое ныне существует, вмешательством исполнительной власти в деятельность политической партии, - вы ответили про что? Про то, что в некоторых регионах не все эти должности замещены. Вы что, подтвердили, что это оппозиционные депутаты никак не могут провести решение о том, кого назначить? Или, может быть, это следствие того, что одна партия никак не может аукцион провести и разыграть эти места? Вы говорите, что мы, руководствуясь единством закона, должны принимать те или иные решения, так давайте этим и воспользуемся! Закон должен быть один на всей территории России, а у нас в огороде бузина, а в Киеве дядька: в одном месте так можно, а в другом по-другому. Давайте будем корректнее по отношению друг к другу и не будем оценивать наши вопросы и выступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я считаю, что это вполне рациональный и правильный законопроект. Отталкиваясь от реплики докладчика от комитета о том, что законопроект не в полном объёме решает проблемы, хочу сказать следующее. Игорь Вячеславович, в полном объёме проблемы вообще ничто не решает: нельзя принять один документ, который отвечал бы на все вызовы, поскольку вызовы имеют обыкновение по мере их преодоления множиться, открываются новые горизонты и какие-то новые грани, - но применительно к ситуации, которая сегодня обсуждается в этом зале, закон действительно снимет часть нагрузки. В частности, очевидно, что есть сложность, когда от политической партии избираются, допустим, два человека и оба они претендуют на то, чтобы официально представлять данную политическую партию в качестве руководителя её фракции, соответственно, претендуют на освобождённую должность, и в законопроекте предлагается вполне рациональная и единственно возможная процедура, а именно включение в выработку решения непосредственно политического органа, который сформировал список кандидатов, то есть представительного органа данной политической партии. Никакого иного рационального подхода и иного инструментария, очевидно, просто объективно выработать невозможно. Это первое. Второе. Я признателен вам за ответ на вопрос, который я задавал, - что есть возможности для того, чтобы вести диалог о пропорциональном замещении освобождённых должностей кандидатами тех политических партий, которые представлены в парламенте, естественно, с учётом сохранения минимальной квоты на одну вакансию, как это предусмотрено действующим законодательством. Такой закон рационально принять, и принять, наверное, в рамках весенней сессии, то есть до сентябрьских выборов. Он послужит цели обеспечения большего дружелюбия в региональных парламентах, с тем чтобы не было пренебрежения к меньшинству, тем более что, я полностью согласен, одной из представленных здесь политических партий, которая привыкла быть в большинстве, по крайней мере в ряде регионов уже надо привыкать быть в меньшинстве или как минимум в коалиции. Надо двигаться к меньшей конфронтации, к большему учёту взаимных интересов и к формированию моделей, позволяющих каждой политической партии, за которой стоят сотни тысяч людей в регионах, голосуют за неё в ходе выборов, реализовать ту линию, которую она считает наиболее правильной и наиболее рациональной, в том числе в кадровом контексте. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкесов Леонид Ильич. ЧЕРКЕСОВ Л. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" солидарна с Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Предложенные в законопроекте изменения не согласуются с целым рядом норм Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, в законопроекте подробно регламентируется принятие фракцией решения о выдвижении кандидата для осуществления полномочий депутата на профессиональной постоянной основе, но это относится в большей степени к внутрипартийным отношениям и не согласуется с нормой пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 95-ФЗ "О политических партиях" о недопустимости вмешательства в деятельность политических партий органов государственной власти и с положением пункта 4 статьи 4 федерального закона № 184-ФЗ о том, что порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного органа. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич от фракции. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, о чём говорим, и прекрасно понимаем, почему коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не хотят поддерживать предложение ЛДПР. Нашей партии в этом году исполняется 30 лет - это самая опытная и старейшая парламентская партия, которая предлагает появившиеся эволюционным путём определённые дополнения и изменения в наше законодательство, для того чтобы демократия в Российской Федерации действительно становилась настоящей и не была таким предметом, который постоянно находится в режиме ручного управления. Конечно, мы прекрасно понимаем, что когда речь идёт о свободах, о невмешательстве в интересы регионов, в их внутреннее законодательство... Меня всегда это умиляет, и с представителями партии парламентского большинства очень интересно на эту тему говорить, особенно после того, как мы тут недавно, перед Новым годом, вносили изменения, касающиеся формирования Совета Федерации, прекрасно понимая, что в Липецкой области (это субъект, который я курирую по линии ЛДПР) прекратились полномочия губернатора, пришёл исполняющий обязанности и предыдущего губернатора надо определить в Совет Федерации: пока выборы не прошли, здесь быстренько были приняты соответствующие изменения - и никто особо не говорил о вмешательстве, о демократии, об интересах регионов. Представьте себе ситуацию: вот есть, скажем, такой преданный партиец, он не зависит от региональных властей, не занимается бизнесом, не работает у какого-то работодателя, который может в любой момент его уволить под давлением региональной власти, этот партиец является депутатом парламента, чётко выполняет инструкции и указания партии, чётко блюдёт интересы своих избирателей, а ещё при этом получает заработную плату из субъекта Российской Федерации и портит жизнь своими выступлениями губернатору. Ну кому же это понравится? Конечно, существует парламентское большинство, которое всегда будет принимать те или иные нужные регламенты и нормы в региональном парламенте. Я приведу пример из своей жизни: с 2005 года я являлся депутатом Рязанской областной Думы от фракции ЛДПР, работал на профессиональной постоянной основе, в этом плане, конечно же, был абсолютно независимым и принимал решения в интересах партии, в интересах наших избирателей. Но в 2005 году наша партия получила 8,43 процента, в 2010 году ЛДПР в Рязанской области получила уже 18,56 процента, после чего региональная власть и фракция партии большинства в региональном парламенте поняли, что нужно что-то делать, и (конечно, под лозунгами укрепления демократии и сокращения расходов бюджета) приняли решение, что на платной, на постоянной основе в Рязанской областной Думе могут работать только те депутаты, которые назначены либо председателями комитетов, либо их заместителями. Естественно, председателями комитетов либо их заместителями назначаются представители парламентского большинства. Конечно же, ни один из депутатов фракции ЛДПР в Рязанской областной Думе не получил должности председателя комитета либо его заместителя, и, конечно же, никому не было предоставлено ни одной оплачиваемой ставки. Здесь у нас, в цивилизованном парламенте, на федеральном уровне были приняты решения о том, что хотя бы по одному мандату, по одной оплачиваемой ставке, нужно дать каждой парламентской партии в региональных парламентах, а то как-то неудобно получается, когда все оплачиваемые ставки уходят депутатам от одной политической партии, которая в этом парламенте имеет большинство. Приняли это решение, а потом пошли дальше: если оплачиваемая ставка всего одна, давайте этим партиям вообще будем давать по одному мандату. И выборы проходят так, что та же самая политическая партия, у которой на выборах в Государственную Думу хороший результат, буквально через год на выборах региональных получает всего один мандат! Уважаемые коллеги, когда вы говорите о демократии, я вспоминаю, как у нас проходят выборы губернаторов: политическая партия может спокойно выдвинуть кандидата в президенты, не собирая никаких подписей, если она имеет фракцию в Государственной Думе, при этом на региональном уровне введён муниципальный фильтр. И самое интересное, что нужно собрать подписи депутатов, причём выборы депутатов районного уровня во многих субъектах Российской Федерации отменены. Чтобы стать депутатом районной Думы, необходимо либо стать главой сельского поселения, либо быть делегированным группой депутатов от сельского поселения. И понятно, что у ЛДПР или у какой-то другой политической партии просто-напросто нет технической возможности для избрания своего депутата в районную Думу. И когда такие законы и такие решения принимаются на региональном уровне, наш федеральный парламент почему-то не говорит о нарушении принципов демократии. Почему же мы, политические партии, имеющие фракции в Государственной Думе, можем спокойно выдвинуть своего кандидата в президенты, а чтобы выдвинуть кандидата в губернаторы, должны собрать голоса, пройти муниципальный фильтр в регионе, в парламенте которого большинство депутатов относятся к партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Не кажется ли вам, что это вмешательство во внутренние дела политической партии, которая хотела бы выдвинуть кандидата в губернаторы, но при этом должна спросить мнение депутатов, которые за этого губернатора якобы будут ручаться? Только почему-то, когда губернатора снимают с должности, никто не привлекает к ответственности депутатов, которые поставили подписи за него в рамках муниципального фильтра, - их, наверное, тоже надо увольнять, если они несут за него ответственность? Так что, коллеги, это абсолютно логичное и грамотное решение. Мы строим нормальную, здоровую политическую систему, в которой особая роль отведена политическим партиям. И если политическая партия выдвигает кандидатов для участия в выборах в региональный парламент, то, естественно, руководящий орган партии и должен принимать решение о том, кто из числа депутатов в данном региональном парламенте будет работать на профессиональной постоянной основе. И тогда на региональном уровне, когда будут приниматься решения, как голосовать по вопросам, подобным пенсионной реформе (с тем чтобы потом здесь, с трибуны Государственной Думы, нам могли сказать, что региональные парламенты практически единогласно поддержали эту реформу), у губернатора не будет рычага давления на депутата, не получится запугать тем, что если он не проголосует за пенсионную реформу - антинародную пенсионную реформу! - то региональный парламент, в котором одна политическая партия имеет большинство, примет решение об освобождении, о лишении его оплачиваемой ставки. Такая ситуация, кстати, была в Липецкой области: мы много лет говорили бывшему губернатору, что совершенно другой человек из состава фракции ЛДПР должен работать на профессиональной постоянной основе, что депутат, который работает на профессиональной постоянной основе, уже исключён из рядов ЛДПР, но региональному парламенту и губернатору, как мы понимаем, выгоднее действовать по принципу "разделяй и властвуй", делать так, чтобы совершенно другой депутат осуществлял деятельность на платной основе. Уважаемые коллеги, давайте не будем придерживаться двойных стандартов, давайте пойдём по логичному пути: политическая партия имеет свою структуру, имеет определённую систему, она должна отвечать за своих депутатов, но, соответственно, должна и принимать решение о том, кто из депутатов будет работать на профессиональной постоянной основе, или, возможно, отзывать этот статус. Фракция ЛДПР, естественно, поддерживает свою законодательную инициативу. Вы прекрасно понимаете, о чём идёт речь, поэтому прошу вас поддержать предложение фракции ЛДПР о том, чтобы руководящий орган партии принимал решение, кто из депутатов её фракции в региональном парламенте будет работать на профессиональной постоянной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Пожалуйста, депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Совсем коротко, поскольку уже 14.02. Я благодарен за интересную, яркую дискуссию, в которую в большей степени были вовлечены, конечно, представители оппозиционных фракций, знающие, о чём идёт речь. Конечно, регионы разные, я понимаю недоумение некоторых коллег - депутатов, представляющих субъекты, где вообще подобной проблемы не существует и таких споров не возникает. Но, уважаемые коллеги, дискуссия свидетельствует только об одном: нам необходимо законодательно усовершенствовать порядок деятельности наших коллег - не меньших, а полноправных коллег-депутатов в регионах, - поскольку они совершенно исключены из работы по формированию позиции по законам совместного ведения. Коллеги, которые прошли региональный парламент, знают, что мы отправляем на согласование, в рассылку законопроекты по предметам совместного ведения, и фактически дискуссия, которая здесь сегодня разворачивается, может быть полностью и целиком перенесена в стены парламентов региональных, где также представлены фракции, иногда там даже иная раскладка, а где-то другие, малые партии представлены, то есть состав на территориях в любом случае ярче и разнообразнее, и в какой-то степени там возможен экспертный уникальный региональный взгляд, преломление взгляда на эти процессы. Вместе с тем, с учётом того что депутатов, действующих на постоянной основе, там не так много - оппозиционных депутатов вообще не балуют, - этой дискуссии, к сожалению, в региональных парламентах нет, а она бы только улучшила и украсила заключения по законопроектам совместного ведения, которые регионы нам присылают. Иногда это просто решение, а иногда это целое заключение по проекту закона - поверьте, мы в комитете этим активно занимаемся. Собственно говоря, и комитет у нас по федеративному устройству. У нас очень много пробелов и есть потенциал для развития и функционирования наших региональных парламентов - кстати, сегодня во вступительной речи Председатель Думы Вячеслав Викторович Володин говорил о том, что нам нужно активнее с регионами работать, с региональными депутатами. Совет законодателей - два раза в год, а сессии региональных законодательных собраний как минимум раз в месяц, где-то два раза в месяц. Нужно расширять возможности и перечень инструментов, совершенствовать механизм работы депутатов федерального парламента в парламенте региональном - это, к сожалению, тоже не в каждом регионе есть. Ещё раз: потенциал и фронт работы у нас колоссальный. Я благодарен тем депутатам, которые экспертно погрузились в существо обсуждаемого вопроса, благодарен и оппозиционным фракциям. Просьба поддержать инициативу ЛДПР и принять законопроект в первом чтении. Уверен, что минусы, о которых сегодня в зале мы слышали, могут быть поправлены во втором чтении. Приглашаем к работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Депутату Сапко включите микрофон. САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ещё раз хочу подчеркнуть, что представленный законопроект исключает, выборочно и несистемно, регулирование вопросов организации законодательных (представительных) органов и деятельности депутатов уставами субъектов Российской Федерации. По сути говоря, в данной редакции ставятся под сомнение двадцатилетние принципы легитимности региональных конституций (уставов). Обращаясь к уважаемому Сергею Владимировичу, хочу ещё раз подчеркнуть, что во главу угла при обсуждении столь важного и действительно актуального вопроса нужно ставить не собственные политические амбиции и предвзятость, а всё-таки важность обсуждения представленного законопроекта и его ключевых подходов. Прошу также обратить внимание на различие определённых букв в моей фамилии и в созвучной фамилии депутата Думы прошлого созыва. Хочу ещё раз подчеркнуть, что деятельность депутата любого уровня в первую очередь связана с представлением интересов граждан и уже опосредованно связана с деятельностью политической партии, причём это было подтверждено решением Конституционного Суда Российской Федерации. Обсуждать, уважаемые коллеги, данную тему нужно взвешенно, в том числе нужно учитывать мнения с мест. Считаю, что принимать в предложенной редакции данную инициативу, напрямую противоречащую действующему законодательству, нецелесообразно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие высказались. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 10 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 27 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Не принимается.