Заседание № 230
30.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 902 по 914 из 9347
БУРЛЯЕВ Н. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я прошу перенести обсуждение законопроекта "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации", это 22-й вопрос, поскольку тут принципиальное дело. "Креатив" - это слово внедрено нашими либеральными коллегами, по-русски "творчество", "создатель" - принципиальные понятия. Эта концепция извращает поправки. Кстати, все поправки, которые мы дали, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", отклонены. И опасность здесь есть в приватизации учреждений культуры: не государство, а частные лица. А мы утверждаем, что культура и рынок - понятия несовместимые, и здесь мы должны быть бдительны. Всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 941 по 986 из 9347
Коллега Бурляев высказал предложение перенести законопроект под пунктом 22, о креативных индустриях. Топилину включите микрофон. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Прозвучал некий комментарий. Хотел бы отметить, что данный законопроект был подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации, на питерском экономическом форуме президент в своём выступлении поручил Государственной Думе доработать его, что и было сделано по результатам питерского форума, и принять в кратчайшие сроки. Все необходимые согласования... а к законопроекту действительно были определённые вопросы у различных профессиональных сообществ, но все эти шероховатости были устранены, все тонкости были согласованы со всеми министерствами и ведомствами. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации и администрацией президента. Ещё хотел бы сказать, что никакой приватизации законопроект не предусматривает, он предусматривает лишь условия для развития этих отраслей в соответствии с задачами, поставленными руководством страны, по увеличению объёма и вклада этих отраслей в экономику Российской Федерации. Комитет против этого предложения и считает необходимым 22-й вопрос рассмотреть сегодня на пленарном заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование предложение депутата Бурляева о переносе законопроекта под пунктом 22 сегодняшней повестки. Комитет против. Кто за то, чтобы перенести? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 08 мин. 23 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7 % Проголосовало против 262 чел.58,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: не принято Отклоняется.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5537 по 6011 из 9347
22-й вопрос, проект федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации". Докладывает Денис Борисович Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом по экономической политике долгожданный законопроект "О развитии креативных (творческих) индустрий..." подготовлен ко второму чтению. Напомню, что в законопроекте описывается полностью новый, ранее не закреплённый на законодательном уровне сектор креативной экономики. Ко второму чтению сформировано две таблицы поправок, в одной из них 18 поправок, рекомендуемых к принятию, в другой 11 - к отклонению. Поправки, рекомендуемые к принятию, предусматривают перераспределение полномочий по развитию креативных индустрий в пользу регионов, закрепление на законодательном уровне, на федеральном уровне единого координирующего органа по креативной экономике (мы предполагаем, что это Министерство экономического развития), а также расширение перечня креативных индустрий, поскольку в ходе широкой общественной дискуссии на площадке Государственной Думы и Общественной палаты было высказано множество предложений, основную часть которых мы учли. Кроме того, перечень видов остаётся открытым в тексте. Также в законопроект внесены правки уточняющего и корреспондирующего юридико-технического характера. 11 поправок предлагается отклонить. Поправки, рекомендуемые к отклонению, содержат дополнительные изменения относительно перечня видов креативных индустрий и смещают фокус законопроекта с креативной экономики на культурную политику, сферу культуры. Указанные поправки либо противоречат концепции законопроекта, либо не нуждаются в закреплении в тексте данного законопроекта в связи с действием иных нормативных правовых актов. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. У Государственно-правового управления президента замечаний также нет. Правительством Российской Федерации текст законопроекта, подготовленного ко второму чтению, поддержан единодушно. Учитывая изложенное, прошу утвердить таблицу № 1 из 18 поправок, рекомендуемых к принятию, и таблицу № 2 из 11 поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок № 1 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 54 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Есть? Извините. Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2. Покажите список. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я прошу поставить на отдельное голосование поправки 2 и 11 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2 и 11. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 2 и 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 58 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается. Переходим к обсуждению поправок, вынесенных на отдельное голосование. Поправка 2 - Елена Григорьевна Драпеко, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г. Статью 1 "Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона" предлагаем дополнить новой частью второй: "Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные и муниципальные организации культуры". В Комитете по культуре данный законопроект неоднократно обсуждался. Руководители учреждений культуры, представители организаций культуры высказывали опасения по поводу отнесения к креативным индустриям музейной, театральной, цирковой деятельности, деятельности в области кинематографии, народно-художественных промыслов и возможного переименования организаций культуры в креативные индустрии. Авторы поправки считают, что государственные и муниципальные учреждения культуры должны быть, безусловно, выведены из-под действия законодательства о креативных индустриях, так как их деятельность прежде всего направлена на создание и распространение, сохранение культурных ценностей и предоставление культурных благ. Эта деятельность регулируется законодательством в сфере культуры, а финансирование таких организаций осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом, иная поддержка уже осуществляется в соответствии с законодательством. Излишняя, крайне размыто определённая в законопроекте креативная деятельность в сфере культуры приведёт к произволу на местах, неразумным переименованиям учреждений культуры в креативные индустрии или в креативные кластеры и дополнительным, несвойственным нагрузкам. Я предлагаю поправку 2 принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемая, глубокоуважаемая Елена Григорьевна, мы считаем эту поправку избыточной и не видим никаких угроз в принятии этого закона для учреждений культуры. Более того, мы создаём новые экономические рычаги и возможности для учреждений культуры, деятелей культуры с точки зрения привлечения как мер поддержки, так и дополнительного финансирования. Принятием предложенной вами поправки вы полностью ограничите учреждения культуры от возможности каких-то дополнительных заработков. И в заключение хочу отметить, что деятели культуры или учреждения культуры только в заявительном порядке могут обратиться, чтобы их обозначали как участников креативных (творческих) индустрий. Если же они этого не пожелают, то могут оставаться и действовать дальше ровно в тех же рамках, по правилам того же законодательства, собственно, функционировать дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 08 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0 % Результат: не принято Не принимается поправка. По поправке 11 - Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г. К инфраструктуре креативных индустрий не может быть отнесено имущество, находящееся в собственности, во владении или в пользовании государственных и муниципальных организаций культуры. В законопроекте определяется, что имущественная поддержка субъектам креативных индустрий может оказываться в виде передачи во владение или пользование государственного имущества, а в статье 8 сказано, что инфраструктурой креативных индустрий является имущество, которое может быть отнесено к инфраструктуре креативных индустрий по решению правительства или органов государственной власти субъектов. На наш взгляд, в условиях отсутствия в законопроекте чётких критериев состава инфраструктуры, в частности имущества, которое будет предоставлено этим индустриям, очень велик соблазн воспользоваться на местах уже имеющимся имуществом учреждений культуры и передать его в пользование креативным индустриям, центрам и кластерам. Считаем это недопустимым. Предлагаю поправку 11 принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета. КРАВЧЕНКО Д. Б. Комитет не считает целесообразным поддерживать данную поправку. И вообще хотелось бы отметить, уважаемая Елена Григорьевна, что ваша поправка и тема, которую вы заявляете, не предмет регулирования данного законопроекта, совершенно не предмет. Использование или передача в пользование имущества, в том числе принадлежащего не субъектам культуры или учреждениям, а муниципалитетам, регионам или Федерации, - это предмет рассмотрения собственника. Собственник сам, пожалуй, определится, как ему распоряжаться имуществом. Если же собственник примет решение о передаче имущества во временное пользование под реализацию тех или иных направлений, связанных с развитием креативной экономики и креативных индустрий, то, я полагаю, он вправе это сделать - с законом нашим или без. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 11. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 40 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 05 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Денис Борисович, пожалуйста, вам слово. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо большое, уважаемые коллеги, за поддержку законопроекта во втором чтении. Текст законопроекта полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и проект постановления Государственной Думы имеются. Я прошу сегодня рассмотреть законопроект в третьем чтении, если не возражаете. И, пользуясь возможностью... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте определимся сначала. Или вы что-то дополнительно хотите сказать? КРАВЧЕНКО Д. Б. Да, хотел поблагодарить всех за поддержку. У нас было очень широкое обсуждение этого законопроекта... (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока рано, Денис Борисович, не проголосовали. Коллеги, нет ли возражений - рассматривать в третьем чтении? Есть возражение у Елены Григорьевны Драпеко. У нас по Регламенту, если есть возражение, депутату даётся минута на обоснование своего возражения, после этого вопрос решается голосованием. Пожалуйста, Елена Григорьевна, одна минута вам. Включите микрофон на рабочем месте. Вы же возражаете против того, чтобы рассматривать в третьем чтении? Пожалуйста, вам включён микрофон. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Наш закон о культуре, который сегодня действует, защищает учреждения и организации культуры от приватизации. Мы спасли в самое трудное время государственные и муниципальные учреждения культуры, поэтому они сохранились. И все эти годы мы отбиваем нападки и справа, и слева - пытаются добраться до гигантского имущественного комплекса, который сегодня им не по зубам. Сегодня запрещены перепрофилирование и приватизация, но как только эти креативные индустрии, неизвестно кто... Я хочу, чтобы вы посмотрели определение: как гласит определение, это всё, что создаётся с участием интеллекта, прибавочная стоимость чего создаётся с участием интеллекта. Здесь могут быть булочные, ресторанчики... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна, у вас ещё по мотивам будет возможность выступить. Коллеги, есть возражение, поэтому вопрос ставится на голосование. Профильный комитет просит рассмотреть законопроект в третьем чтении сегодня. Кто за то, чтобы рассмотреть его сегодня? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 55 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Решение принято. Рассматриваем. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие выступить по мотивам. Включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Так, Елена Григорьевна Драпеко не туда записалась, но не важно, она заявляла. Елена Григорьевна Драпеко, Топилин Максим Анатольевич, Певцов Дмитрий Анатольевич, Нилов Ярослав Евгеньевич. Ну давайте, в каком порядке я назвал, в таком и будем выступать. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. Вот теперь можно к микрофону. У вас три минуты на выступление. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один от фракции. А кто второй? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас по одному. Я слежу за этим, не волнуйтесь. Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые коллеги, я продолжаю свою пламенную речь. С 1993 года мы держим оборону, не отдаём наши учреждения культуры в приватизацию. Этот законопроект, который изначально был задуман, чтобы помочь бедным-несчастным мелким креативным организациям, которые не могут арендовать по коммерческим ценам имущественную... ну, собственность, был поддержан в марте, и мы тоже его поддерживали, и ряд наших товарищей даже вошли в состав авторов этого законопроекта. Ко второму чтению концепция этого законопроекта претерпела изменения, и сегодня возможность передавать имущественные комплексы учреждений культуры, государственных и муниципальных, в собственность неким креативным организациям... А я прошу вас ещё раз посмотреть, что такое эти креативные организации, там есть определение, - те, в которых создаётся добавленная стоимость при помощи интеллекта. Где у нас нет интеллекта при создании добавленной стоимости? Значит, кого угодно и где угодно... Закон, сегодня действующий, запрещает приватизацию учреждений культуры, их перепрофилирование. Мы спасли библиотеки, мы спасли национальный кинематограф, мы спасли репертуарный российский театр профильными законами, которые были приняты нашим Комитетом по культуре за последние 20 лет. Этот закон разрушает эту систему, поэтому мы категорически возражаем против того, чтобы этот закон был принят в таком виде. И мы возражаем против того, чтобы его рассматривали сегодня в третьем чтении. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Это было выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Топилин Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Елена Григорьевна сейчас очень красочно рассказала о том, чего нет в проекте закона. (Аплодисменты.) Я официально всем заявляю, повторяю, что ни поправками, ни текстом законопроекта в первом чтении никакая приватизация учреждений культуры не предусматривается. Прежде всего, законопроект ни о каких не об учреждениях культуры, он совершенно о другом предмете, он включает в себя разные сферы, которые мы относим к деятельности креативной экономики, это была достаточно сложная задача. Что касается имущества, имущественных комплексов, наоборот, в законопроекте прописано, что органы исполнительной власти субъектов и федеральные органы исполнительной власти при наличии возможности и при желании оказать поддержку дополнительную таким субъектам, которые сочтут себя, отнесут себя к креативным организациям, к субъектам креативной индустрии, окажут эту дополнительную поддержку. У меня большая просьба не вводить никого в заблуждение, читать тексты законопроектов и всё-таки как-то более ответственно относиться к тому, что заявляет выступающий, говоря о том тексте, который подготовлен, и все с ним могли ознакомиться. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ" выступает Певцов Дмитрий Анатольевич. Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич. ПЕВЦОВ Д. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я, наверное, с другой немножко стороны хочу посмотреть на этот вопрос. Я, как человек театральный, 40 лет проработавший на сцене, с большим удивлением наблюдал за процессом оптимизации московских театров. Если кто-то не в курсе, ну, из двух, иногда из трёх театров делали одно учреждение. Никакого отношения к законотворчеству это не имеет, с одной стороны. С другой стороны, в положении о театре и положении о культуре ясно указано - пока ещё это действует, - что государство не имеет права вмешиваться в творческий процесс. Так вот, слияние двух или трёх театров вместе - это и есть вмешательство в творческий процесс, который происходит внутри них. Это происходило, так сказать, по произволу чиновников. Один из них сейчас под следствием, дай Бог ему хорошего адвоката. Я целиком и полностью поддерживаю Елену Григорьевну, потому что опасения её небеспочвенны, и я, как соавтор этого законопроекта, хочу обратить внимание на то, что есть мелочи, как говорят, - а дьявол в мелочах. Мы - я говорю не только от партии и фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ", но и от Комитета по культуре, в котором я являюсь первым заместителем председателя, - озабочены этими мелочами, которыми могут воспользоваться добрые (в кавычках) люди. Да и вообще, само слово "креатив", которое используется в данном законопроекте, вызывает много вопросов: слово не наше, слово английское - можно его так повернуть, можно сяк повернуть. Мне кажется, что следует всё-таки вернуться и доработать этот законопроект осенью, посмотреть внимательно на мелочи и избежать ошибок, которые могут иметь серьёзные последствия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Нилов Ярослав Евгеньевич - от фракции ЛДПР. НИЛОВ Я. Е. Спасибо большое. Сразу скажу, что, так как большинство приняло решение рассматривать сегодня в третьем чтении и голосование в третьем чтении будет, фракция ЛДПР, как соучастник процесса подготовки и внесения, голосовать будет за. Одновременно с этим на что хотелось бы обратить внимание? Несколько лет назад Государственной Думой был принят закон о государственном и муниципальном заказе, и тот текст, который был правительством внесён в первом чтении, сильно отличался от текста, который был принят в третьем чтении. Были исключены некоторые сферы, выведены из-под действия предлагаемых норм, в том числе и сфера культуры. И в ходе обсуждения было указано на то, что сфера культуры - это вообще такая своя материя и там должен быть очень гибкий и острожный подход. Поэтому, поддерживая, одновременно хотел бы обратить внимание на ту обеспокоенность, которую выражают представители Комитета по культуре. Может быть, для того чтобы не оставался какой-то негативный осадок после принятия, вернуться к анализу правоприменительной практики осенью и посмотреть, а есть ли какие-то негативные последствия, есть ли какие-то примеры, когда в регионах начали злоупотреблять: злоупотреблять нормами, злоупотреблять понятиями? С одной стороны, мы партия креативная, современная и не боимся креатива, прогресса и всего нового. С другой стороны, должны быть, конечно, всегда рамки разумного и аккуратный подход с учётом того, что всё-таки у нас достаточно консервативная страна. Вот Олимпиада во Франции, её открытие - кто-то тоже может сказать, что это был своеобразный креатив. Но мы видим, сами испытали определённые чувства, когда всё это смотрели. Поэтому, несмотря на то что поддерживаем сегодня, предложение - всё-таки к этому вопросу вернуться для того, чтобы поставить точку, чтобы та обеспокоенность, которая была озвучена, либо была устранена, либо была подтверждена. Ничего страшного нет в том, чтобы вовремя исправить ошибки, если они есть, это нормальная работа. Я надеюсь и уверен, что всё будет хорошо, но обеспокоенность лучше снять. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо, Александр Дмитриевич. Просто в качестве реакции. Вчера на заседании Комитета по экономической политике было принято решение о создании экспертного совета, посвящённого развитию креативной экономики и креативных индустрий, он сейчас формируется, мы всех коллег приглашаем к сотрудничеству. Главная задача этого совета - слушать, слышать представителей креативных индустрий и следить за реализацией, надеюсь, принятого сегодня закона, который мы сейчас обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации". Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 10 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 172
28.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2915 по 3847 из 5453
15-й вопрос, проект федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации". Докладывает Денис Борисович Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я очень надеялся, что коллега Херсонцев задержится в правительственной ложе и послушает законопроект, которым предлагается закрепить за Министерством экономического развития полномочия в сфере регулирования креативных индустрий и креативной экономики. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект "О развитии креативных (творческих) индустрий...", над которым мы вместе с моими коллегами и соратниками трудились год. Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена поручением президента о законодательном регулировании основных элементов креативной экономики в нашей стране. Немного об истории вопроса. Сегодня креативная экономика набирает всё большие обороты в мире. Понятие креативных индустрий появилось ещё в далёкие 90-е годы и уже является устойчивым понятием для характеристики определённых видов деятельности. Для информации: 2021 год был объявлен ООН Годом креативных индустрий, и в том же году в нашей стране правительством была утверждена концепция креативных (творческих) индустрий, при этом сам термин "креативные (творческие) индустрии" утверждён указом президента лишь в январе текущего года. Креативная индустрия активно используется в качестве мягкой силы нашими стратегическими соперниками - странами Запада. Многие представители особенно более молодого поколения активно слушают западных исполнителей и с удовольствием носят продукты западной индустрии моды, и тем самым всё больше приобщаются к чужой культуре. Настало время менять ситуацию. Ведущие мировые экономики демонстрируют уверенный рост креативного сектора. Так, в ведущих развитых странах доля креативных индустрий в общем валовом продукте составляет 5, 7, а кое-где и 9 процентов ВВП. В нашей же стране этот показатель колеблется на уровне 2-2,5 процента. Что же нам сегодня мешает простимулировать развитие этого важнейшего сектора национальной экономики? В первую очередь нам мешает отсутствие законодательного регулирования этой сферы, её определения на федеральном законодательном уровне. Кроме того, регулированием креативных индустрий сегодня в правительстве занимается как минимум пять ведомств: это и Министерство промышленности и торговли, это, безусловно, Министерство культуры, это министерство строительства, где мы имеем архитектуру и дизайн, это Минэкономразвития, безусловно, поскольку это реклама, туризм и многое, многое другое. Да, есть законы на региональном уровне, но, к сожалению, они совершенно разные - отвечают разным идеологиям, дают разную терминологию. При подготовке нашего законопроекта мы изучили много наших региональных законов и пришли к выводу, что их очень сложно совместить. Поэтому сегодня мы предлагаем задать рамку, дать общий концепт и понятие, определить сферу креативной экономики и креативных индустрий на федеральном уровне, раскрепив полномочия между регионами и Федерацией. В 2022 году на Российской креативной неделе мы вместе с моими коллегами - Морозовым, Боярским, Денисом Майдановым, Наумовым и Свинцовым - приняли участие в большой дискуссии, где представители и лидеры индустрий обратились к нам с большой просьбой всё-таки протолкнуть законодательную инициативу, которая в подобном виде была разработана примерно четыре-пять лет назад, она, правда, двигалась по направлению культуры, и, я думаю, в этом была основная проблема. Мы с коллегами откликнулись, сформировав небольшую неформальную межкомитетскую рабочую группу, куда вошли представители всех ведущих комитетов, которых эта сфера так или иначе касается: комитетов по культуре, по информационной политике, по промышленности, по экономике и по региональной политике. И мы подготовили соответствующий текст. Среди основных положений законопроекта мы, во-первых, закрепляем общий перечень видов креативных индустрий, при этом правительство уполномочено определять перечень приоритетных креативных индустрий на федеральном уровне. Мы определяем единый ответственный орган исполнительной власти с обязанностью ведения информационного реестра о субъектах креативных индустрий, и в нашем понимании это Министерство экономического развития, и это принципиальная позиция. Мы также закрепляем и распределяем полномочия на региональном уровне. Больше того, основную часть полномочий мы отсылаем на региональный уровень, и регионы с принятием этого законопроекта, во-первых, смогут зеркально отобразить у себя на региональном уровне законодательства подобные законы, во-вторых, регионы определяют для себя приоритетные для них креативные индустрии. Их может быть две, три или пять, не обязательно весь перечень. В федеральном перечне сегодня около 16 креативных индустрий, и мы понимаем, что в Якутии, в Приморье, в Москве или в Калининграде это могут быть совершенно разные креативные индустрии. Предлагаемый сегодня законопроект задает рамку государственной политики в сфере развития креативных индустрий и формирует основу роста нового сектора российской экономики. Мы находимся на постоянной связи с правительством, с ключевыми федеральными органами власти, с Агентством стратегических инициатив, которым адресовано поручение президента разработать законодательное определение сферы креативной экономики. Мы тесно работаем с экспертным сообществом, и это очень важно. Я, кстати говоря, признателен: сегодня вместе с экспертным сообществом и с АНО "Креативная экономика" мы открыли выставку в переходе между зданиями, посвящённую законодательному обеспечению стимулирования развития креативных индустрий. И в эту пятницу состоятся большие слушания в Малом зале, уже более 200 зарегистрированных. Тех, кто интересуется темой, приглашаю к дискуссии, поскольку мы уже сейчас работаем над поправками ко второму чтению. Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Настал момент принять эту новеллу, внести в наше законодательство. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. С содокладом выступает Артём Юрьевич Кирьянов. КИРЬЯНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Иван Иванович, добрый день! После доклада Дениса Борисовича, конечно, трудно добавить что-то ещё в пользу принятия закона, однако доложу, что комитет провёл детальное рассмотрение данного законопроекта вместе с комитетами-соисполнителями - мы рекомендуем принять в первом чтении. Хочу отдельно сказать, что в ходе дискуссий говорилось о необходимости доработки и развития законодательства о креативных (творческих) индустриях. Я думаю, что этот процесс будет тем интереснее, что действительно регионы поддерживают такое начинание. Не могу не сказать, что в Новгородской области в начале этого года был принят сходный закон - о развитии креативных индустрий на территории Новгородской области, то есть уже видно, что вот такая насущная потребность есть. Конечно, мы видим интерес самых разных отраслей, мы видим запросы на поддержку, запросы на развитие. И в связи с этим хочу ещё раз подтвердить необходимость принятия такого закона. Комитет рекомендует проголосовать за законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Юрьевич. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Двадцать депутатов желают задать вопрос. Скляр Геннадий Иванович, пожалуйста. СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Денис Борисович, речь идёт, конечно, о появлении новой, очень интересной отрасли, но её становление в непростых условиях, очевидно, потребует и мер государственной поддержки. Как вы считаете, когда и кто их может сформулировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кравченко включите микрофон. И я обращаюсь, Денис Борисович, к вам с просьбой лаконично отвечать на вопросы, с учётом того что их много. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Геннадий Иванович, всё правильно, у нас закон носит, можно сказать, такой определяющий, рамочный характер. Мы в нём закладываем возможность оказания дополнительной поддержки на следующих временных этапах. Проект федерального закона сегодня внесён с нулевым ФЭО и не предусматривает дополнительных затрат. То есть мы создаём конструкцию, которая на следующих этапах позволит наполнять его конкретными мерами поддержки. Мы сейчас специально предлагаем законопроект общего характера, для того чтобы через год-два доработать его и донаполнить конкретными мерами. Спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тен Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Денис Борисович, вы заявляете о поддержке отрасли креативной экономики, но разве не проще в этом случае как раз не создавать лишних законодательных барьеров, как это было, например, с интернет-торговлей? Зачем всё это регулировать на таком раннем этапе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денису Борисовичу включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо за вопрос, Сергей Юрьевич. Я хочу отметить, что законопроект не создаёт никаких обременений для бизнеса, и это очень важно. Даже включение в реестр субъектов креативных индустрий носит принципиально заявительный характер. Вы совершенно правы, когда говорите, что регулирование любой отрасли на раннем этапе её существования следует осуществлять аккуратно, и мы это понимаем. Мы хотим создать основу и правовые предпосылки для развития данного сектора экономики, как я уже говорил, показать всем креативщикам, что у них есть большие возможности, что государство их видит, понимает их роль в экономике и, как следствие, оказывает содействие развитию креативных индустрий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Терюшков Роман Игоревич. ТЕРЮШКОВ Р. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Денис Борисович, сегодня мы во втором чтении приняли законопроект, касающийся народных художественных промыслов. Вот закон называется "О народных художественных промыслах". В вашем же законопроекте "народно-художественные" - через дефис. Это новый понятийный аппарат или это всё-таки то же самое? Это первое. И второе. С учётом принятых сегодня во втором чтении поправок, касающихся народных художественных промыслов, народные художественные промыслы рассматриваются как неотъемлемая часть культурного наследия народов России и нематериального этнокультурного достояния. Предлагаю обратить внимание на данную небрежность в отношении народных художественных промыслов, на то, что согласно Стратегии национальной безопасности у нас всё-таки приоритет духовного над материальным. И в связи с этим вопрос: корректно ли рассматривать народные художественные промыслы как экономическую деятельность, а не как культурную? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Роман Игоревич, спасибо за первую часть вопроса, мы обязательно внимательно отнесёмся к этому замечанию. Ко второму чтению я приглашаю вас принять участие в наших парламентских слушаниях. Это во-первых. Во-вторых, безусловно, моральное над материальным, но мы привлечём материальное для того, чтобы укрепить моральное. Мы привлекаем дополнительные средства и возможности в сферу культуры и, безусловно, рассчитываем с принятием этого закона усилить поддержку народных художественных промыслов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аршинова Алёна Игоревна. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Денис Борисович, спасибо большое за интересный и обстоятельный доклад. В законопроекте отведена целая статья образовательной поддержке субъектов креативных индустрий. Расскажите, пожалуйста, каким образом это будет реализовываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо за вопрос, уважаемая Алёна Игоревна. Как я уже сказал, никаких дополнительных затрат принятие данного закона не повлечёт. А оказание образовательной поддержки, так же как и иных мер поддержки, указанных в законопроекте, является правом, а не обязанностью. Мы лишь обозначаем наличие у правительства такой возможности. А что касается реализации, это в первую очередь возможная аккумуляция запросов отрасли на подготовку кадров. Мы видим сейчас эту проблему повсеместно и допускаем, что она может относиться и к сфере креативных индустрий, поэтому наша задача - подтянуть образовательные программы для стимулирования развития этой сферы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Денис Борисович, ну, мы, конечно, не могли не отметить ваш творческий подход к организации обсуждения сегодняшнего вопроса, побывали на вашей выставке, это действительно замечательно, но скажите, а что в действующем законодательстве мешает развитию креативной отрасли и чем конкретно принятие данного законопроекта поможет ситуации? В статье 9 сформулировано, что такое государственная поддержка, и там говорится (очень невыразительно), что в целях создания благоприятных условий для развития креативных индустрий органами госвласти и субъектов могут оказываться меры господдержки креативных технологий. То есть в принципе это можно делать, а можно и не делать - поди ты заставь тогда органы госвласти выделять какие-то средства, оказывать поддержку. Может, всё-таки изложить в императивной форме, обязать органы госвласти поддерживать тех, кто действительно создаёт продукт с помощью своего таланта, мастерства? И какое влияние на экономику страны в целом может оказать принятие этого законопроекта? И кто будет оценивать вклад субъектов креативных технологий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денису Борисовичу Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Иван Иванович, как мне можно коротко отвечать, если в одном вопросе четыре вопроса? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, по возможности, Денис Борисович. Что я могу сказать... КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо, Иван Иванович. По задумке автора вклад будет оценивать правительство - это минэк и Росстат. Это первое. Второе, что касается эффекта. Мы рассчитываем, что с принятием этой устойчивой правовой конструкции мы сможем на различных уровнях, как на федеральном, так и на региональном, оказывать достаточно существенную помощь представителям креативных индустрий. Сегодня ведь зачастую многие из них даже не определены, не существует ОКВЭД, нет понятия в профессиях, и вообще эта сфера сегодня находится в основном в тени. Моя задача, как экономиста, управленца и новатора, добиться того, чтобы мы создали условия для выхода из тени, а это создание новых рабочих мест, это увеличение отчислений в бюджеты всех уровней, это создание возможностей. Мы, как, знаете, в известном кино... Чтобы государство сказало: мы вас видим, мы готовы вам помочь, приходите, но при этом предполагается заявительный характер ведения реестра. Теперь что касается обязанностей или возможностей. Мы создаём законопроектом возможность поддержки этих сфер. Вот у нас Комитет по молодёжной политике принял закон о государственной молодёжной политике, он носил абсолютно рамочный характер - а что он дал? Но у нас, извините, в уважаемых университетах были проректоры по молодёжной политике и пожарной безопасности, департаменты во всех региональных органах назывались по-разному: где-то - по молодёжи и туризму, где-то - по молодёжи и спорту и так далее, а после принятия закона сфера была определена, соответствующие органы власти были правильно, корректно названы, а программы наполнились средствами из федерального и региональных бюджетов. Наша задача - помочь субъектам Российской Федерации развивать эту важнейшую отрасль экономики нашей страны. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Язык не терпит точных синонимов, всегда разводит их смыслы. Слово "креативный" уже давным-давно воспринимается массовым сознанием как имитирующий творчество. Нельзя ли всё-таки назвать закон "О развитии творческих производств"? Ну если не сейчас, то хотя бы при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо, уважаемый Анатолий Александрович. Знаете, нам, авторам, очень много поступает подобных инициатив и предложений. Дорогие коллеги, уважаемые друзья! Пожалуйста, присоединяйтесь к обсуждению, к публичному обсуждению этой важнейшей законодательной инициативы. Мы широким списком разослали приглашения на общественные слушания в Общественной палате Российской Федерации. Мы проводим выставку, дискуссии, рассмотрение в комитетах. И на заседание нашего комитета, по экономической политике, например, не пришёл представитель ни одного другого комитета: мы получили ряд замечаний, и предложений, и инициатив, но коллеги не пришли с нами обсудить и подискутировать на эту тему. Пожалуйста, уважаемый Анатолий Александрович, можно у вас в эфире поспорить об этом, можно в пятницу, 1 декабря, на слушаниях: приходите, обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Самокиш Владимир Игоревич. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Для протокола: вопрос задаёт Артём Метелев, мы поменялись местами. Уважаемый Денис Борисович, во-первых, хочется поблагодарить за законопроект: он действительно важен и создаёт правовую основу. Аналогия с молодёжной политикой, мне кажется, правильная. Как раз сейчас мы обновляем и закон о молодёжной политике, в том числе будем вносить в начале следующей сессии. Я хотел бы вопрос задать и сразу внести предложение потенциальное ко второму чтению. У нас креативная индустрия - большая часть экономики, генерирует триллионы рублей, но многие из них - это некоммерческие организации. Вот Большой театр - НКО, Институт развития Интернета - НКО. У нас "Таврида" создана в Крыму, Академия креативных индустрий, - тоже НКО. Можно ли дополнить субъекты креативных индустрий некоммерческими организациями, чтобы они также могли иметь право на поддержку? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Артём Павлович, спасибо за поддержку нашей законодательной инициативы и за активное участие. Вы первый, один из первых коллег после внесения законопроекта вышли с рациональными предложениями и вопросами. Я хочу отметить предметно по вашему вопросу: в определении, которое содержится в законопроекте, речь идёт обо всех юридических лицах независимо от их организационно-правовой формы, в том числе об НКО, которые могут осуществлять коммерческую, предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, поэтому определение, которое присутствует в тексте законопроекта, покрывает НКО. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арапов Георгий Константинович. АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Денис Борисович, законопроект действительно нужный, важный, назревший, но вопрос про ответственность. Вы заявили о том, что необходимо определить ФОИВ, который будет ответственным за развитие креативных технологий, при этом сейчас за разные отрасли, затронутые в законопроекте, отвечают разные ФОИВы, многие из них успешно. В связи с этим вопрос: вы предлагаете передать все полномочия по регулированию всех сфер креативных индустрий кому-то одному или как-то иначе с ними поступить, как распределить ответственность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Георгий Константинович, на самом деле это очень распространенный вопрос. Спасибо вам и за поддержку, и за заданный вопрос, нужно, чтобы было понимание у всех. Ни в коем случае мы не забираем существующие полномочия у федеральных органов исполнительной власти. Например, мы точно не можем отрицать, что вопросами развития кинематографии должно заниматься Минкультуры, а, например, сферой IT - Минцифры, которое прекрасно справляется с поддержкой этой отрасли. Мы этим законопроектом говорим, что сейчас формируется целая отрасль экономики, и для улучшения координации её развития, а также в целях создания условий взаимодействия представителей разных креативных индустрий следует определить ответственный федеральный орган власти, который будет осуществлять общую координацию в правительстве. И на наш взгляд, как раз этим органом и должно являться Министерство экономического развития, хотя законопроектом предусмотрено, что правительство определит и закрепит один отдельный орган. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Денис Борисович, скажите, пожалуйста, чем обусловлен указанный в законопроекте перечень креативных индустрий? Почему вы решили, что перечень креативных индустрий должен быть именно таким? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Владимир Владимирович, соответствующий перечень видов креативных индустрий был сформирован на основе утверждённой Правительством Российской Федерации концепции развития творческих (креативных) индустрий, о которой я говорил в своём выступлении и которая, в свою очередь, содержит перечень, разработанный Организацией Объединённых Наций. При этом мы уже фиксируем значительный отклик, в том числе от представителей данной отрасли, а также от Агентства стратегических инициатив о необходимости расширения указанного перечня и работаем над этой темой в рамках подготовки поправок ко второму чтению. Спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Денис Борисович, ну, бесспорно, вы очень сильно погружены в эту тематику, в этот вопрос. Вы на Восточном экономическом форуме отмечали, что креативные индустрии будут отличаться от региона к региону. А есть ли сейчас уже понимание, какие направления могут превалировать в том или ином субъекте Российской Федерации? Это первое. И второе. Закон вступит в силу через 90 дней после его принятия - скажите, пожалуйста, это необходимо для того, чтобы подготовить нормативные правовые документы, в частности Минэкономразвития? Вот, к сожалению, ушёл представитель - хотелось бы ему этот вопрос задать. Какие будут необходимы дополнительные решения, для того чтобы этот закон вступил в силу, начал работать? Если посмотреть по перечню документов... нет перечня документов, которые необходимо принять для начала реализации данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос, очень приятный и оригинальный вопрос. Что касается приоритетов... вот минэк с нами, видите, никуда минэк не уходит от темы. Что касается приоритетных индустрий для регионов, ну, практически никто, кроме местного населения или тех, кто проживал или проживает, например, в Красноярском крае, не может угадать, какая сфера креативных индустрий наиболее динамично в Красноярске развивается, а это гастрономия. И действительно, сегодня Красноярск становится гастрономическим центром для всей страны. Это здорово! Развитие сферы кинематографии активно стимулирует у себя Калининградская область. Сегодня и Москва заявляет амбицию, претендует на то, чтобы стать ключевой столицей и в области кинематографии. Центром IT-индустрии, изготовления, создания игр соответствующих и других IT-продуктов является Якутия. И кто бы мог подумать, но Якутия в прошлом году выиграла премию Russian Awards, когда соревновалась с другими регионами нашей страны (до этого первое место взяла, естественно, Москва). У регионов разные предпочтения, и законопроектом мы позволяем им самим определять для себя приоритеты. Что касается 90 дней. Действительно, там большая работа по подзаконным актам. Как мне рекомендовали Иван Иванович и Александр Дмитриевич, я, с вашего позволения, не буду тратить время - приходите на слушания, там будут федеральные органы власти, мы об этом поговорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Денис Борисович, ну, безусловно, в мире существует креативная индустрия, и она приносит определённые доходы в бюджет всех государств, но здесь очень много вопросов по отраслевому признаку. Вот сейчас что это будет - это будет культура, это будет сфера обслуживания? Всё вместе объединили, и в результате нам придётся, наверное, создавать министерство креативной экономики либо очередное агентство при Минэкономразвития. У нас сейчас больше 15 агентств, которые помогают бизнесу, а до бизнеса деньги мало где доходят, пожалуй только через фонд промышленности. Вот есть, так сказать, просьба, предложение и, наверное, вопрос сразу: если мы будем принимать закон - наверное, он нужен, потому что проделана большая работа, - тогда надо понимать, как он структурно будет реализовываться. Отдать креативные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СКРУГ В. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Отдать право принимать решения о креативности регионам - это не совсем правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Валерий Степанович, я хочу обратить внимание, что необходимость принятия, законодательного регулирования этой сферы определена президентом. Буквально вчера фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в которую вы входите, определилась с позицией о необходимости принятия и поддержке этого законопроекта. Если вы хотите поспорить по поводу распределения полномочий между Федерацией и регионами, приходите на слушания, мы с вами поговорим об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Денис Борисович, частично ответ прозвучал, но тем не менее. Существенную роль в производстве таких товаров и услуг или продуктов играет развитие новых технологий, инноваций, новаций. Но инновации и инновационная деятельность у нас давно законодательно поддерживаются, они по смыслу и так предполагают креативность и новизну. Вопрос: не проще ли дополнить толкование понятия "инновационная деятельность", чем под каждое новое и модное слово вносить целый законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо, уважаемый Вячеслав Михайлович, за ваш вопрос и за проявленный интерес к теме. Вы знаете, когда мы с моими коллегами работали над законодательной инициативой, мы различные форматы и варианты рассматривали. Посчитали, что не проще. И гораздо правильнее дать системное определение, ввести единый понятийный аппарат, распределить полномочия и предложить меры поддержки, которые могут быть осуществлены или не осуществлены в различных регионах и на уровне Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Денис Борисович, достаточно спорный законопроект, поэтому к вам будет ряд вопросов. Скажите, пожалуйста, кто и как будет оценивать экономическую ценность креативной индустрии или креативного продукта? И за чей счёт банкет? Законопроектом подразумевается адресная финансовая поддержка, различная помощь государства субъектам креативной индустрии, а расходов бюджета законопроект не предполагает, в связи с этим скажите, пожалуйста, из каких источников будет оказываться данная поддержка? И будет ли какой-то перечень или реестр того, что будет отнесено конкретно к креативным индустриям или к продуктам технической либо культурно-творческой новации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Михаил Сергеевич, не считаю свою законодательную инициативу спорной, она абсолютно необходима. Я могу вам сказать, что наша законодательная инициатива поддержана ГПУ, поддержана Экспертным управлением президента, внутриполитическим блоком, и все понимают, что давно назрела необходимость принятия этой законодательной инициативы. Всё, что касается детализации и поддержки, - я в своих предыдущих ответах уже говорил об этом, не буду повторяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Денис Борисович, во-первых, объясните, пожалуйста, почему в определении креативных индустрий у вас логический круг: вы определяете креативную индустрию через креативный продукт. И во-вторых, я хочу спросить: а, например, создание высоких технологий в станкостроении - это, с вашей точки зрения, не креативная деятельность? И вообще, чем отличается креативная деятельность от инновационной? Вы не ответили на вопрос моего коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо коллеге Смолину за вопрос. Значит, в перечень креативных индустрий входят только виды деятельности, определённые в соответствии со статьёй 6 законопроекта, и в связи с этим расширительное толкование видов креативных индустрий, в частности за счёт деятельности правообладателей по распоряжению интеллектуальной собственностью, мы исключаем. Кроме того, правообладатели могут быть признаны субъектами креативных индустрий только при условии создания и использования креативных продуктов. "Креативный продукт" - это термин, который определяет значимость вклада в ту или иную технологию или в тот или иной результат интеллектуальной деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Денис Борисович, в 2021 году Минцифры был запущен проект "Цифровые профессии" в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики", и в его рамках граждане ряда категорий имели возможность пройти льготное, в том числе бесплатное, обучение IT-профессиям. В креативной индустрии тоже остро стоит вопрос кадров. Как вы относитесь к предложениям экспертов о возможности запуска в целях развития креативного сектора экономики аналогичного федерального проекта - по льготному обучению креативным индустриям населения страны, например с возможностью бесплатного обучения профессиям инвалидов, многодетных, малообеспеченных родителей или ветеранов боевых действий и членов их семей? Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Яна Валерьевна, спасибо за ваш вопрос. Я не возражаю. Я вообще считаю, что это отдельная тема - нам необходимо создать отдельную государственную программу по подготовке кадров для обеспечения технологического суверенитета, а креативная экономика и креативные индустрии создают возможности для дополнительной конкуренции и уникальности тех продуктов, программ и проектов, которые реализуются в этой сфере. И я полагаю, что ваша инициатива может найти отклик, мы, по крайней мере, с основными институтами развития и индустриями эту тему обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Денис Борисович, ну, вопрос такой. Вы в своём выступлении сказали, что креативная индустрия будет вносить свой вклад в ВВП. Если ВВП - значит, статистика. А как учитывать креативную индустрию, если те отрасли, которые вы записали в неё, уже учитываются статистикой в других областях? И кроме того, сегодня мы будем принимать закон о туризме - эти же отрасли будут входить ещё и в сферу туризма. А как же тогда вычислить вклад в ВВП или отдачу от креативной индустрии, если она у нас пойдёт по тройному счёту? Вот такой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Я до сих пор переживаю, что вы единственный член Комитета по экономической политике, который не является соавтором этой законодательной инициативы. Мы долго вас пытались убедить. Что касается методики, то сегодня она разрабатывается Агентством стратегических инициатив совместно с уполномоченным федеральным органом потенциально, и мы сейчас смотрим, как и что учитывать. Мы на слушаниях этой темы будем касаться - я очень рассчитываю на ваше участие. При этом мы... я же в своём выступлении сказал, что мы предполагаем, что будет вестись федеральный реестр, будут определены соответствующие коды ОКВЭД, поэтому это всё, в общем, будет счётно. Плюс отдельная важнейшая задача - это определение и вывод из тени тех специальностей, сфер и индустрий, которые сегодня мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Денис Борисович, вот вы говорили там что-то о противодействии западному влиянию. На мой взгляд, вы пытаетесь сегодня навязать нам, всей стране навязать, какие-то западные клише, которые не имеют никакого отношения ни к нашей, так сказать... ну вот ни к нашим отраслям, которые вы пытаетесь там объединить, - гастрономию с литературой, с архитектурой, программированием и так далее, и так далее. Зачем вы навязываете, плодите эти сущности без необходимости? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Ренат Исмаилович, я не знаю, читали ли вы законопроект, о котором я докладываю. Предлагаю ознакомиться с ним. Никаких западных сущностей я не пложу, мы не стараемся плодить вместе с соавторами. Я вам хочу сказать, что в нашей стране те индустрии, которые определены в перечне приоритетных креативных индустрий, часть из них, имеют достаточно серьёзную историю и порой более яркую, чем у западных. Это и промышленный дизайн, архитектура и дизайн в сфере строительства, всё, что связано со строительными объектами, как внутренняя, так и внешняя часть, это и кинематография и так далее, и так далее. Ну, видимо, это была скорее реплика, чем вопрос. Я не согласен с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Денис Борисович, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что он направлен на увеличение вклада креативной экономики в ВВП страны. Скажите, пожалуйста, а есть какие-то плановые цифры, на сколько увеличится ВВП с внедрением элементов креативной экономики? Конкретные расчёты какие-то на сегодня есть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Мы с правительством предполагаем, что с принятием комплекса мер государственной как финансовой, так и нефинансовой поддержки развития креативной экономики в нашей стране до 2030 года доля вклада креативных индустрий в общий ВВП составит приблизительно 6-6,5 процента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Новичков Николай Владимирович, пожалуйста. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я являюсь соавтором данного законопроекта, сразу хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" будет поддерживать принятие данного законопроекта, будем однозначно работать над поправками ко второму чтению. И по поводу приглашения уважаемого коллеги Кравченко - в пятницу, конечно, будем участвовать в парламентских слушаниях. Собственно, присоединяюсь к приглашению. Хочется отдельно отметить, что процессы развития креативных индустрий идут в регионах по самым разным направлениям. И конечно, возможность регулирования должна присутствовать и возможность государственного, если хотите, пригляда тоже должна быть. Я, как один из организаторов федерального конкурса "Культурная столица года", который впервые прошёл в этом году, отмечу, что подобные мероприятия очень сильно влияют на активизацию экономической деятельности субъекта Российской Федерации, с одной стороны, а с другой стороны, подразумевают возможность развития регионального, местного патриотизма, самоидентичности и российской, и региональной. И поэтому, конечно, данный вопрос имеет не только экономическое значение, но и огромное значение с точки зрения национальной безопасности и сохранения нашей национальной идентичности. Ещё раз повторяю, мы будем поддерживать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Морозов Сергей Иванович. МОРОЗОВ С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект, потому что его ждёт огромное количество наших с вами сограждан. И я ещё раз, в какой-то степени поддерживая ответы Дениса Борисовича, хочу подчеркнуть: на собственном опыте, работая мэром и потом многие годы работая губернатором, доказал и себе, и своим коллегам, что поддержка таких вот индустрий и в целом креативной экономики даёт возможность повысить инвестиционную, туристическую привлекательность региона, а самое главное - резко сократить отток творчески активного населения, я уже не говорю про создание большого количества рабочих мест и благоустройство территории. Ну и много было задано вопросов - я обращаю внимание, что на креативную экономику действительно в целом по странам мира приходится чуть более 6 процентов мирового ВВП. Например, экспорт корейской креативной индустрии составляет до 8 миллиардов долларов, в Германии совокупный оборот креативных индустрий составляет 174 миллиарда евро, а в нашей стране приблизительно около 5 процентов ВВП России за 2021 год составила креативная индустрия, или более 6 триллионов рублей. Даже сейчас при не очень-то развитом рынке креативных индустрий у нас в Российской Федерации там занято до 2 миллионов человек. Мы поддерживаем эту замечательную инициативу Дениса Борисовича, и, Александр Дмитриевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От КПРФ - Смолин Олег Николаевич и Арефьев, по три минуты. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я не вижу смысла поддерживать этот законопроект, по крайней мере в первом чтении. И вот мои аргументы. Первое. Повторю ещё раз, крайне противоречиво определение креативных индустрий через креативный продукт - масло через масло. Если мы примем предложение уважаемого Анатолия Александровича и будем говорить о творческих индустриях, то, извините, содержание законопроекта придётся менять очень и очень сильно. Второе. Креатив связывается в законопроекте с рынком и продвижением на рынке. Коллеги, вообще-то, подавляющее большинство настоящих деятелей искусства о рынке никогда не думали. Очень многие из них умерли в бедности, и только потом их произведения пошли на рынок по бешеным ценам. Третье. Ложное понимание креативных профессий. Коллеги, я хочу понять, почему, скажем, архитектор - это не креативная профессия, а какой-нибудь строительный дизайнер - это креативная профессия? Кто мне объяснит? Почему педагог, врач, инженер - не креативные профессии, а какой-нибудь создатель попсы - креативная профессия? Кто мне объяснит? Четвёртое. Искусство, вообще-то говоря, коллеги, вообще не индустрия. Здесь вспоминали Толстого, но Лев Николаевич, я вас уверяю, был бы крайне удивлён, если бы ему рассказали, что он работал для рынка. Пятое. Это действительно худшая калька с Запада. Я не против заимствования у Запада того хорошего, что там есть, например прогрессивной налоговой системы, высокого уровня минимальной заработной платы, но это называется "производство симулякров", языком Бодрийяра, и не более того. И вообще, на мой взгляд, это приводит к попсовизации, прежде всего к попсовизации нашего искусства. Кто помнит... Напоминаю вам слова Валентина Гафта: "Попса дробит шрапнелью наши души, Её за это не привлечь к суду. Часть поколенья выросла на чуши, И новое рождается в бреду..." - ну и, заканчивая, - "...В халатике бесполая фигура Запела, оголившись без причин... Противно это. Спой нам, Юра, О женской теплоте и мужестве мужчин". И шестое, последнее и самое главное. Коллеги, что нам нужно? Нам нужна новая индустриализация. Нам нужны инновации. Нам нужна творческая деятельность во всех областях, а вовсе не только в тех, которые создают симулякры на рынке. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. Три минуты. От КПРФ два выступления. АРЕФЬЕВ Н. В. Ну, наш Комитет по экономической политике знаменит тем, что все одиозные законы проходят через него. Вот этот законопроект рассматривался во внеурочное время методом заочного голосования, так что мы его там не обсуждали. А зачем такая спешка, вот скажите на милость? Двадцать вопросов задали - ни одного ответа не услышали. А потому, что закон никакой, он ничего пока не регулирует. Это пока первый этап создания корпорации, которая будет потом служить кому-то, одному какому-то лицу. Вот посмотрите, в чём дело. Статья "Виды креативных индустрий", здесь перечисляются историко-культурное наследие, музеи, всё, а в конце - в конце вот что: видеоигры, реклама, издательское дело и деятельность средств массовой информации. Мы только недавно здесь по вопросу о рекламе копья ломали - а теперь всё это попадает в одну креативную индустрию, и вот эта креативная индустрия будет управляться каким-то неизвестным государственным органом, пока статус его даже не определили, но и не определили, собственно говоря, и его функции. Да и в общем-то, пока этот закон даже не рамочный, он ничего не регулирует. Я понимаю - вот "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорит: мы проголосуем, - за что голосовать-то? Он ничего не регулирует, этот закон, абсолютно ничего. Мы не будем голосовать за этот законопроект только потому, что перспектива у этого закона далекоидущая - наверняка после этого определится государственный орган, который сколотит вот эту индустрию, а затем она будет приватизирована и отдана очередному олигарху, - другого пути я просто не вижу, потому что ужа с ежом соединять в одно, в единое целое бесполезно, нельзя этого делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Топилин Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Анатольевич, по ведению? ТОПИЛИН М. А. Да. Всё дело в том, что Николай Васильевич Арефьев сейчас почему-то - наверное, текст написали как-то не так... Я хотел бы отметить от имени комитета, что никакого заочного голосования по данному законопроекту не было: заседание комитета проходило в очном формате и было обсуждение. И происходило это в прошлую пятницу, действительно, это было на региональной неделе, но все заранее были предупреждены, и те члены комитета, которые находились в других регионах, принимали участие в видеоконференции. Но это было очное обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Да, наши коллеги из КПРФ сразу нагнали жути, сразу приплели, что будет создан какой-то орган, который будет снова тормозить индустриализацию нашей страны, - не вижу связи. Всё-таки слово "креативный" действительно близко к слову "творчество", и, когда мы говорим о творческих профессиях, мы, конечно, понимаем: в первую очередь это писатели, художники, дизайнеры, в первую очередь дизайнеры каких-то потребительских товаров. Но с учётом того, что для художников, писателей отдельно закон вот такого плана создавать было бы, может быть... ну, маловаты по объёму экономики, поэтому мы, а я являюсь соавтором этого законопроекта, предложили всем обсудить его более широко. Здесь и, действительно, промышленная архитектура, и кинематография, и производство мультфильмов, и производство каких-то, может быть, образовательных программ. И сегодня новые отрасли появляются. Огромное количество рекламы ушло в социальные сети, и там рекламодателем является физическое лицо, не важно, как оно оформлено: как ИП, как самозанятый, - он, как человек, продвигает какие-то товары. Вот мы как его, куда мы его будем причислять? А сегодня это огромная отрасль, сегодня глобальные бренды, глобальные компании размещают достаточно приличные рекламные бюджеты именно у этих физических лиц. Понятное дело, что законодательство может быть для кого-то слишком новаторским, мы видим сегодня много разных мнений, но мы не видим в этом ничего страшного. Нас здесь 450 человек - ну давайте во втором чтении каждый предложит свою поправку, своё трактование, своё видение. Мы не видим здесь никаких, скажем так, табу, пожалуйста, предлагайте - и все вместе обсудим. Мы же здесь, как говорил Владимир Вольфович, одна семья, мы одна команда, мы же здесь для того, чтобы сделать лучше. Сегодня писатели, например, тоже себя считают незаслуженно, ну, не то чтобы брошенными, а, скажем так, зафиксированными в министерстве цифрового развития. Наш великолепный министр Максут Шадаев буквально вчера, по-моему, предъявил новую концепцию, госпрограмму "Экономика данных", там 1,5 триллиона, может быть больше, там огромная нагрузка, там фундаментальные вещи, искусственный интеллект. Где-то там у него в министерстве кто-то занимается писателями; писатели - это культура, это наш базис, но они где-то там на втором плане. Этот законопроект позволит как раз такие профессии вытянуть на первый план: писатели, художники, деятели культуры в широком смысле слова. Я не вижу ничего плохого, и фракция ЛДПР, безусловно, поддержит этот законопроект, потому что он направлен на наше с вами будущее, на образование, на проявление интереса нашей молодёжи к современным профессиям. Мы голосуем за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, пожалуйста, заключительное слово. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего хочу вас поблагодарить за вовлечённость в процесс обсуждения данной законодательной инициативы. Хотел бы вас пригласить более активно вовлекаться в процесс подготовки или доработки этого законопроекта. Для меня очень важно, что вместе со мной авторами этого законопроекта стали представители всех фракций без исключения. И я хочу отдельно поблагодарить сегодня и фракцию ЛДПР, и фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", и фракцию "НОВЫЕ ЛЮДИ", и, конечно же, нашу фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые поддержали и поддержат сегодня этот законопроект в первом чтении. Я призываю наших коллег из фракции КПРФ присоединиться к конструктивной дискуссии и не противоречить самим себе в начале и в конце выступления - все это, наверное, отметили. Безусловно, эта инициатива имеет большую перспективу, и, как всё новое, мы должны сначала её определить законодательно, наработать практику, а потом внести поправки и дополнения. Я очень рассчитываю на поддержку зала при принятии этого законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 41 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.