Заседание № 17

04.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 473653-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (закрепление исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации по некоторым вопросам, выносимым на референдум Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 412 по 448 из 6437
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, голосование за поправки в закон о референдуме - это ещё     
один виток политического давления на оппозицию, а именно на Коммунистическую    
партию Российской Федерации.                                                    
                                                                                
За намерение коммунистов провести референдум власть подвергает нас сегодня      
травле в государственных СМИ. Так, например, 2 апреля в "Российской газете"     
нас назвали и обманщиками, и провокаторами, а с другой стороны, пренебрегая     
Конституцией Российской Федерации, сегодня предлагается принять поправки в      
закон о референдуме, которые делают невозможным инициацию и проведение          
референдума. Тем самым ещё раз вы оказываете чрезвычайное давление, причём не   
на партию, а на российский народ. Ответственность за последствия этого ляжет    
полностью на Государственную Думу.                                              
                                                                                
Поэтому пока не поздно, мы предлагаем сегодня снять с повестки дня пункт 2.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.                 
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В четвёртом созыве, помните,   
мы просили, умоляли 122-й и 131-й законы не принимать. В итоге оказалось, что   
фракция КПРФ права.                                                             
                                                                                
Я предлагаю сегодня снять с рассмотрения пункт 2 повестки дня, о референдуме.   
Почему? По Конституции единственным носителем власти в России является её       
многонациональный народ. Эту власть он реализует путём либо митингов, через     
своих избранников, либо референдумов. Мы, избранники, своему народу, который    
избрал нас, практически перекрываем возможность проявить свою волю, так         
сказать, высказать своё мнение на референдуме.                                  
                                                                                
Я достаточно много лет в большой политике, поэтому предлагаю, прошу: снимите    
этот пункт! Пройдёт немного времени - вы будете жалеть об этом сами.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 465 по 514 из 6437
КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Куликов Александр по карточке Савицкой.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги из правящей партии, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", к вам прежде всего       
приходится обращаться. На протяжении восьми лет вами в Государственной Думе     
принимались законы, которые всё более и более ущемляли права избирателей,       
наших российских граждан. Это касалось не только выборов, это касалось любой    
сферы жизни, какой ни коснись. Сегодня намечено рассмотрение законопроекта о    
референдуме, который фактически окончательно затыкает рот нашим избирателям,    
лишает возможности изменить существующее положение вещей в политической         
системе государства. Я должен совершенно определённым образом выразить          
опасение: вы провоцируете холодную гражданскую войну в Российской Федерации,    
ещё раз прошу вас, одумайтесь, остановитесь и снимите с рассмотрения            
законопроект о референдуме.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич? Кашин Владимир Иванович.        
                                                                                
КАШИН В. И., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я также присоединяюсь к мнению своих коллег по поводу снятия пункта 2,          
проекта закона о референдуме. Дело в том, что та реальность, в которой мы       
живём сегодня, свидетельствует, что жизнь становится для абсолютного            
большинства людей всё хуже и хуже. Речь об экономической, социальной            
составляющей, но и политическая составляющая добавляется, когда от этого        
сегодня страдают по большому счёту все, даже те, кто поддерживает власть,       
говорят по этому поводу, что волеизъявление народа в целом, как говорится,      
корёжится и Конституция наша страдает. Поэтому мы предлагаем снять этот         
законопроект с рассмотрения и также законопроект под номером 10 снять с         
повестки исходя из того, что впереди парламентские слушания и сама система      
показывает, что мы не готовы к 1 января 2009 года решить вопросы,               
связанные... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КАШИН В. И. ...чтобы передать всё муниципальное имущество в собственность за    
счёт приватизации частными лицами или юридическими компаниями. Дело в том,      
что в данном случае мы потеряем огромное количество средств. Сегодня от         
управления имуществом мы получаем 358 миллиардов. А та часть, которая будет     
продана, - это небольшая толика, которая просто-напросто, как говорится,        
стоит годового размера этой управленческой составляющей.                        
                                                                                
И второе. Само производство также теряется на этих направлениях, когда идёт     
использование этого имущества в рамках частного капитала. Поэтому просьба       
снять этот законопроект с рассмотрения и после парламентских слушаний           
рассмотреть проблему, связанную с переносом вообще исполнения 131-го закона в   
этой части года на три-четыре.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 616 по 624 из 6437
ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Я прошу записать меня на "час заявлений".                                       
                                                                                
И присоединяюсь к мнению, высказанному депутатами, чтобы снять с рассмотрения   
пункт 2 нашей повестки дня. Предлагаю депутатам других фракций не участвовать   
в этом, скажем так, издевательстве над Конституцией и конституционными          
правами наших граждан.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 629 по 645 из 6437
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Иванов, ЛДПР, по карточке Селезнёва.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, и в первую очередь коллеги из фракции КПРФ и "Справедливой   
России"! Если уж быть последовательными, то вы в первую очередь должны были     
потребовать роспуска Конституционного Суда, а тогда уже говорить о том, чтобы   
снять с рассмотрения пункт 2, потому что этот законопроект - это исполнение     
решения, постановления Конституционного Суда, в котором говорится, что, если    
требуется по каким-то вопросам принимать конституционные законы, - это именно   
наша задача, депутатов Государственной Думы, - по этим вопросам референдум      
проводить не следует. Вот и всё! И не надо наводить тень на плетень и           
говорить, что это покушение на Конституцию, на права граждан и так далее. Я     
вас призываю не говорить об этом просто так и не вводить людей в заблуждение.   
Ещё раз говорю: есть постановление Конституционного Суда. Если вы не согласны   
с ним, тогда идите пикетируйте Конституционный Суд.                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 666 по 697 из 6437
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Иванову Сергею Владимировичу рекомендую почитать решение Конституционного       
Суда по референдуму, а потом апеллировать к фракции КПРФ.                       
                                                                                
Кроме того, дополнительными аргументами для снятия считаю следующее. Вот        
часть 3 статьи 3 Конституции гласит: "Высшим непосредственным выражением        
власти народа являются референдум и свободные выборы". Также почитайте          
Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Там одна из статей гласит,      
что, если человеку не дают свободно на свободных выборах выбрать власть или     
организовать референдум, значит, он имеет право на отстаивание своих прав       
даже с оружием в руках. То есть те, кто вносит вот эти поправки, умышленно      
толкают людей, лишаемых права на референдум и на решение своих вопросов, к      
тому, чтобы они брались за оружие, то есть они - экстремисты.                   
                                                                                
Предлагаю снять пункт 2 с повестки дня.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина. Пожалуйста, Нина Александровна.                 
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Во-первых, я поддерживаю предложение моих коллег и прошу обратить внимание,     
что это позиция не только депутатов нашей фракции, но и тех избирателей,        
которые голосовали за нас, и тех избирателей, которые принимали участие в       
референдуме и с помощью которых мы набрали шесть миллионов подписей.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 707 по 751 из 6437
Далее. Ряд депутатов фракции КПРФ предложили не рассматривать сегодня пункт     
2, исключить его из порядка работы. Первым это предложение сформулировал        
Локоть Анатолий Евгеньевич. Я думаю, что докладчик, наверное, выскажет свою     
точку зрения.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Искужин Рамиль Кабирович.                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ИСКУЖИН Р. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального            
конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный     
закон "О референдуме Российской Федерации" внесён 28 сентября 2007 года,        
одобрен в первом чтении 11 октября 2007 года. Достаточно было времени, чтобы    
комитеты Государственной Думы тщательно проработали данный законопроект,        
имелась такая возможность. По данному законопроекту проведены консультации и    
экспертизы во всех комитетах и фракциях, результаты положительные.              
Рассмотрение во втором чтении состоялось 2 апреля, из шести рассмотренных       
поправок одна поправка после коллективного обсуждения принята. (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
ИСКУЖИН Р. К. В связи с указанными обстоятельствами мы считаем, что данный      
законопроект тщательно проработан и готов к рассмотрению в третьем чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение    
снять с рассмотрения на сегодняшнем заседании пункт 2. Кто за? Прошу            
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               65 чел.14,4%                                     
Проголосовало против          207 чел.46,0%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    273 чел.                                          
Не голосовало                 177 чел.39,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 809 по 820 из 6437
ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Мы             
рассмотрели повестку дня, и наша фракция не может найти в себе силы - ни        
моральные, ни физические, ни духовные, чтобы присутствовать при обсуждении      
законопроекта под номером 2 повестки дня. Мы пришли к мнению, что в этой        
ситуации мы не можем находиться в зале, когда нашим избирателям, гражданам      
России, затыкают рот и лишают их последней возможности повлиять на ситуацию в   
стране, поэтому мы покидаем зал, не участвуя в обсуждении пункта 2 повестки     
дня.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождём, пока вы зал покинете, и будем голосовать        
дальше. Мы вас ждём хотя бы на тысячное заседание, уважаемые коллеги.           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 840 по 879 из 6437
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 2. О проекте       
федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный        
конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Доклад              
заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству Рамиля Кабировича Искужина. Пожалуйста.          
                                                                                
ИСКУЖИН Р. К. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект           
федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный        
конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" был внесён 28        
сентября 2007 года. В первом чтении он рассматривался 11 октября 2007 года.     
                                                                                
Вносимые в действующий закон "О референдуме Российской Федерации" изменения     
заключаются в том, что на референдум не могут выноситься вопросы, принятие      
решения по которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации,          
федеральными конституционными законами относится к исключительной компетенции   
федеральных органов государственной власти. При рассмотрении во втором чтении   
из шести предложений публично-коллегиально было рассмотрено и принято одно.     
                                                                                
Данный законопроект тщательно прорабатывался во всех комитетах и фракциях и     
готов к рассмотрению сегодня в третьем чтении.                                  
                                                                                
Более того, хочу сказать, что в марте 2007 года Конституционный Суд             
Российской Федерации по обращению граждан рассматривал вопрос о референдуме     
Российской Федерации, и по данному вопросу было принято положительное           
решение. Комментарий к данному постановлению Конституционного Суда гласит: из   
предмета референдума фактически исключаются все вопросы, относящиеся к          
компетенции органов государственной власти.                                     
                                                                                
Законопроект подготовлен к третьему чтению. Имеется положительное заключение    
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет предлагает          
Государственной Думе одобрить данный проект федерального конституционного       
закона в третьем чтении.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть замечания по докладу? Выносим законопроект на "час голосования".           
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 912 по 1038 из 6437
Ставлю на голосование пункт 2. Есть желающие выступить по мотивам.              
Пожалуйста, от фракции ЛДПР Жириновский Владимир Вольфович.                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это действительно очень важный законопроект. Но когда         
фракция КПРФ совершает вот такого рода демарш, это вызывает у нас, у фракции    
ЛДПР, возмущение, потому что партия всё время работает на негативе и            
провоцирует обострение обстановки в стране. И не только сейчас - это идёт с     
17-го года, это 91-й год, это 93-й год, это 99-й год. У них было их             
правительство, они хвалятся этим своим правительством, и их председатель        
правительства Примаков просил их занять другую позицию в Думе, чтобы            
сохранить правительство, - они и его не сохранили. У них программа "Двадцать    
шагов". Куда? Двадцать шагов к смерти этой партии. Мы не раз требовали          
запрета левых экстремистских организаций в стране. И наш министр юстиции        
ничего не может сделать. Это слабость власти.                                   
                                                                                
Они постоянно говорят о вооружённом восстании. 23 февраля здесь рядом, у        
памятника Карлу Марксу, был прямой призыв к вооружённой борьбе с действующим    
режимом. Мы сами оппозиция, мы не к одному режиму, так сказать, находимся в     
оппозиции, критикуем, но призывы к вооружённому восстанию, к вооружённой        
борьбе, к насилию - за это любая партия в любой стране мира подлежит запрету.   
В Турции решается вопрос о запрете правящей партии - они разрешили носить в     
вузах национальную мусульманскую одежду всего-навсего. Здесь прямые призывы к   
вооружённому восстанию - и партия продолжает существовать! Она вытаскивает      
для себя, умоляет...                                                            
                                                                                
А что Зюганова нету в зале? Почему без руководителя фракция действует? Потому   
что он боится. Как в 91-м году сбежал в Кисловодск в санаторий, в 93-м году     
бросил коммунистов под расстрел в парламенте, так и сейчас... То есть это       
действует саботажная группа в этой фракции. Зюганов не их руководитель. Он      
вообще незаконно занимает этот пост, у них были другие съезды партии, которые   
не избирали его руководителем. Такой саботаж мешает... Они идут по пути блока   
Тимошенко - лишь бы срывать заседания. В следующий раз они выйдут к             
президиуму, Борис Вячеславович, и микрофон у вас вырвут, так сказать.           
                                                                                
Я считаю, что так нельзя себя вести парламентской партии. У нас много           
законов, которые надо совершенствовать, но устраивать вот такой саботаж - это   
отрицательная характеристика, эта партия не хочет быть парламентской. И,        
начиная с первого руководителя, основателя этой партии, они никогда не хотели   
быть в парламенте, они всегда понимали, что проиграют любые выборы. Это они     
расстреляли рабочих, которые вышли 6 января 1918 года в защиту Учредительного   
собрания. Понимаете? Это продолжается, они то же самое делают сегодня, так      
сказать. Они сегодня рабочих выведут куда-нибудь где-нибудь, чтобы опять        
выступать против любых представительных органов власти, хотя сами довели дело   
до состояния, когда в 91-м году эту же власть отказались... И это они           
ратифицировали беловежские соглашения 12 декабря, Верховный Совет СССР! Это     
они не пошли на досрочные перевыборы. То есть везде, где есть негатив в нашей   
стране, - везде следы КПРФ. И Зюганову стыдно, поэтому он не пришёл. Может      
быть, сегодня вечером он уже запустит... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание ещё кого-то выступить по мотивам?         
Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я полагаю, что в связи с такой повышенной эмоциональностью   
при обсуждении этого вопроса необходимо дать исключительно правовой             
комментарий, который обосновывает нашу позицию.                                 
                                                                                
Действительно, Конституция Российской Федерации - это высший закон, и нормы     
Конституции надлежит рассматривать в едином контексте. Я просто напомню о       
том, что в статье 3, на которую ссылались наши оппоненты, есть ещё часть 4, в   
которой говорится о том, что никому не дозволено присваивать полномочия         
федеральных органов власти. А на сегодняшний день статья 104 Конституции        
Российской Федерации определяет предмет исключительной компетенции высших       
органов государственной власти. Есть также и статья 134 Конституции             
Российской Федерации, которая не допускает пересмотра Конституции в             
произвольном порядке, а только в установленном порядке.                         
                                                                                
Исходя из всего этого проект закона, который мы сейчас рассматриваем и за       
который будем голосовать, прежде всего направлен на обеспечение исполнения      
Конституции Российской Федерации. Речь не идёт даже об изменении федерального   
закона, речь идёт об уточнении тех позиций, которые уже сегодня действуют на    
основании Конституции России и других федеральных законов. Исполнение решения   
Конституционного Суда - это не более чем уточнение и формальное приведение в    
соответствие с Конституцией действующего Федерального конституционного закона   
"О референдуме...".                                                             
                                                                                
Я полагаю, что наши избиратели должны знать, что ни в коей мере не ущемляются   
их права, напротив, принятие этого закона в полной мере исключит любые          
манипуляции и ущемление прав граждан Российской Федерации.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лекарева Вера Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, с чувством глубокого сожаления мы наблюдаем, как депутаты    
фракции КПРФ демонстративно бросили работу. Видимо, закончились аргументы. Я    
вижу, что в этой фракции очень много профессиональных, опытных политиков,       
имеющих авторитет и вес в обществе, к мнению которых мы всегда                  
прислушиваемся. Тем более досадно, что фракция в полном составе покинула зал    
пленарных заседаний, нарушив принцип состязательности. Нужно доказывать         
аргументированно, профессионально свою позицию. Это не метод для политиков      
такого уровня - обидеться и уйти. Я имею печальный опыт. Как многие помнят,     
"Союз Правых Сил" также не согласился с решением палаты и вышел из зала.        
Ничего мы этим не добились, кроме того что парализовали работу своей            
собственной фракции.                                                            
                                                                                
Поэтому я считаю, что со своими коллегами так нельзя поступать. И если уж       
решили уйти, целая фракция, то пусть отдыхают весь день. Я предлагаю, чтобы     
фракция КПРФ подумала, обсудила своё решение и сегодня отдохнула.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам высказались представители   
присутствующих фракций, и в рамках "часа голосования" я ставлю на голосование   
в третьем чтении проект федерального конституционного закона "О внесении        
изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской         
Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7%                                     
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3222 по 3227 из 6437
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Во-первых, я хочу сказать, что депутаты Андреев, Коломейцев Виктор Андреевич,   
Соловьёв, Обухов и Гаврилов голосовали за исключение из повестки дня пункта     
2. Это для протокола.                                                           
                                                                                

Заседание № 16

02.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 473653-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (закрепление исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации по некоторым вопросам, выносимым на референдум Россйской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3159 по 3392 из 8589
Уважаемые коллеги, будем считать, что мы завершили работу по пункту 10,         
обсудили тему "правительственного часа", поэтому я предлагаю приступить к       
обсуждению пункта 9 порядка работы. Проект федерального конституционного        
закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О             
референдуме Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по              
конституционному законодательству и государственному строительству Владимира    
Николаевича Плигина. Обращаю внимание, что мы обсуждаем федеральный             
конституционный закон.                                                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен в        
целях выполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от    
21 марта 2007 года № 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений   
статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской    
Федерации"...". С этой целью предлагалось исключить норму, предоставляющую      
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации полномочие прекращать   
процедуру референдума Российской Федерации на том основании, что вопросы,       
выносимые на всенародное голосование, противоречат Конституции Российской       
Федерации, ограничивают или умаляют общепризнанные права и свободы человека и   
гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (часть      
шестая статьи 6 федерального конституционного закона).                          
                                                                                
В настоящей редакции законопроекта, подготовленного ко второму чтению, данное   
полномочие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации исключено.   
А часть семнадцатую статьи 15 федерального конституционного закона              
предлагается дополнить положением, в соответствии с которым в случае            
выявления необходимости оценки вопросов референдума Российской Федерации на     
соответствие Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской          
Федерации направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.         
Данное положение соответствует компетенции Конституционного Суда Российской     
Федерации, установленной статьёй 125 Конституции Российской Федерации. Кроме    
того, устраняется вмешательство в компетенцию Верховного Суда Российской        
Федерации в части оценки фактических обстоятельств порядка принятия ЦИК         
решения о соответствии и соблюдения процедуры.                                  
                                                                                
Ко второму чтению поправками уточнено, что в случае принятия Конституционным    
Судом Российской Федерации решения о признании вопроса о референдуме            
несоответствующим Конституции Российской Федерации прекращаются процедуры по    
его реализации.                                                                 
                                                                                
Кроме того, к процедуре второго чтения учтены замечания Конституционного Суда   
и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Редакция нормы пункта 2   
статьи 1 законопроекта уточнена таким образом, что на референдум не могут       
быть вынесены вопросы, отнесённые Конституцией Российской Федерации,            
федеральными конституционными законами к исключительной компетенции             
федеральных органов государственной власти.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитетом предлагается на ваше рассмотрение данный           
законопроект, подготовленный ко второму чтению, а также две таблицы поправок    
- таблица 1 поправок к проекту федерального конституционного закона,            
рекомендованных к принятию, и таблица 2 поправок, рекомендованных к             
отклонению. И в той, и в другой таблице по три поправки. Предлагаю принять      
таблицы и принять законопроект во втором чтении.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас процедура второго чтения. Я      
обращаю внимание, что по данному законопроекту есть две таблицы. Таблица 1      
включает в себя не две, а три поправки, да? Обратите внимание, там              
исправление делаем. Пожалуйста, есть ли замечания по этой таблице? Депутат      
Соловьёв, пожалуйста.                                                           
                                                                                
Включите микрофон депутату Соловьёву.                                           
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Прошу поставить на отдельное голосование поправку 1 из таблицы 1 в связи с      
наличием по ней возражений.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Таблица 1, выносим первую поправку. Других       
замечаний нет. Ставится на голосование таблица 1, за исключением поправки 1.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9%                                      
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Соловьёв, ваше обоснование по поправке 1.                   
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемый господин председательствующий, уважаемые коллеги!      
Данная поправка, которую внёс господин Москалец, по моему мнению, не подлежит   
принятию, так как она ведёт к ограничению конституционного права граждан на     
референдум. При этом данное ограничение в нарушение части 3 статьи 55           
Конституции вызвано не необходимостью защиты основ конституционного строя       
либо обеспечения безопасности нашего государства, а исходит (цитирую автора     
поправки) "из необходимости усложнения процедуры референдума, для того чтобы    
не использовать плебисцит в политических целях", то есть, проще говоря, чтобы   
не допустить возможности проведения референдума по инициативе оппозиции. А      
то, что при этом нарушается важнейшее конституционное право граждан, в расчёт   
не принимается.                                                                 
                                                                                
Кроме того, данная поправка, вместо того чтобы внести правовую определённость   
в пункты 6 и 7 части пятой статьи 6 ФКЗ "О референдуме..." и устранить их       
несоответствие Конституции, как того требует постановление Конституционного     
Суда, вводит совершенно новый пункт ограничений с такой же расплывчатой         
формулировкой, которая вновь позволит Центризбиркому и Верховному Суду          
запретить выносимые на референдум любые неугодные действующей власти вопросы.   
Так, например, к исключительной компетенции Государственной Думы,               
установленной Конституцией, отнесено принятие федеральных законов, а законы     
могут приниматься практически по любым вопросам, в том числе и по вопросам,     
предложенным на референдум. Таким образом, данная поправка фактически ставит    
крест на возможности проведения любого неугодного партии власти референдума.    
Однако интересы России и интересы "ЕДИНОЙ РОССИИ" - это далеко не одно и то     
же, поэтому фракция КПРФ будет голосовать против данной поправки и призывает    
всех депутатов последовать нашему примеру.                                      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, мнение комитета, Владимир Николаевич. Центральная трибуна.          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Вадим Георгиевич, уважаемые коллеги! Я позволю себе      
обратить внимание на очень большой текст, который всем доступен, это            
постановление Конституционного Суда от 21 марта. Там проведён достаточно        
подробный анализ соотношения института референдума и других инструментов,       
которые имеются в распоряжении для влияния на законодательство и процессы       
внутренней жизни в стране.                                                      
                                                                                
Конституционный Суд отмечает, что референдум не может использоваться как        
институт, подменяющий иные институты непосредственной демократии, либо как      
противовес институтам представительной демократии, в том числе в нарушение      
исключительных прерогатив Федерального Собрания и других федеральных органов    
государственной власти. Это отражает, в частности, и ту позицию, которую        
заняла Парламентская ассамблея Совета Европы в рекомендации 1704 от 29 апреля   
2005 года, где было обращено внимание на то, что прямая и представительная      
формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны           
рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии.               
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно же, такое обсуждение, когда мы выносим отдельный     
вопрос, акцентируем внимание на нём и исключаем в принципе его из комплекса     
других инструментов - в данной ситуации референдум из комплекса иных            
инструментов, как то: выборы, возможность направления обращений и прочее, -     
иногда вызывает, скажем, нарушение вот этой логики. Референдум - один из        
инструментов реагирования на ситуацию в стране и возможность влияния            
политических партий, возможность влияния избирателя на ситуацию в стране, и     
он должен находиться в соподчинении с другими инструментами.                    
                                                                                
И совершенно понятно, что такого рода инструменты, как, например, выборы в      
органы местного самоуправления, выборы в Государственную Думу, выборы в         
законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской           
Федерации, постоянно позволяют актуализировать различные вопросы, в том числе   
и оппозиции. Поэтому я предлагаю согласиться с предложенной нормой, которая     
описывает, определяет возможности для референдума.                              
                                                                                
Также хотел бы подчеркнуть, что возможности для проведения референдума          
достаточно подробно... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, завершайте ответ.                             
                                                                                
Добавьте время.                                                                 
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Возможности для проведения референдума, в частности,               
устанавливаются очень чётко Конституцией Российской Федерации. В статье 135     
говорится о том, что Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность    
Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции и может выносить его   
на всенародное голосование. Таким образом, мне кажется, что формула             
достаточно определена и должна быть принята.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 1     
из таблицы принятых поправок. Комитет предлагает её поддержать, депутат         
Соловьёв настаивает на её отклонении.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2%                                     
Проголосовало против           61 чел.13,6%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Поправка остаётся в таблице принятых.                              
                                                                                
Таблица 2. Тут три поправки, которые комитет рекомендует к отклонению. Есть     
ли у депутатов намерение обсуждать какую-либо из этих поправок? Нет. Ставится   
на голосование таблица 2.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    5 чел.1,1%                                      
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального                 
конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный     
закон "О референдуме Российской Федерации" во втором чтении. Регламент          
требует от нас, закон требует от нас поставить этот вопрос в следующей          
редакции: кто за то, чтобы одобрить проект федерального конституционного        
закона во втором чтении?                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2%                                     
Проголосовало против           61 чел.13,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    422 чел.                                          
Не голосовало                  28 чел.6,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобрено. Одобряем проект федерального конституционного закона во втором        
чтении, и комитет готовит его к третьему чтению.                                
                                                                                

Заседание № 252

11.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 473653-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (в части, касающейся исключительной компетенции государственных органов власти по некоторым вопросам, выносимым на референдум).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5652 по 5864 из 7182
Пункт 30 порядка работы. Проект федерального конституционного - обращаю ваше    
внимание - закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон     
"О референдуме Российской Федерации". Мы с вами утром договорились, что и       
доклад, и содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по          
конституционному законодательству и государственному строительству Александр    
Петрович Москалец.                                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Настоящий         
проект подготовлен в целях выполнения постановления Конституционного Суда       
Российской Федерации от 21 марта этого года, из которого следует, что запрет    
на вынесение на референдум вопросов о принятии и об изменении федерального      
бюджета вытекает непосредственно из положений Конституции Российской            
Федерации и что отсутствие такого запрета, обусловленного особой природой       
Федерального закона о федеральном бюджете", могло бы приводить к подмене        
закреплённого в Конституции механизма принятия решений по указанным вопросам    
Федеральным Собранием как его исключительной прерогативы.                       
                                                                                
Также Конституционный Суд указал, что законопроект о введении или отмене        
налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об        
изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты,            
предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут      
быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения               
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Кроме того, Конституционный Суд пришёл к выводу: поскольку регулирование и      
защита прав и свобод человека и гражданина, а также финансовое регулирование    
- это предметы ведения Российской Федерации, постольку и конкретизация          
указанного конституционного положения осуществляется федеральным                
законодателем.                                                                  
                                                                                
Таким образом, Конституционный Суд указал, что функции по принятию законов,     
порядок внесения, рассмотрения и принятия которых непосредственно               
предусмотрен в Конституции Российской Федерации, составляют исключительную      
компетенцию Федерального Собрания нашего государства. Следовательно,            
вынесение на референдум вопросов, составляющих компетенцию исключительно        
органов государственной власти, не допускается.                                 
                                                                                
Предлагаемые изменения Федерального конституционного закона "О референдуме      
Российской Федерации" не позволят выносить на референдум вопросы, требующие     
принятия федерального конституционного или федерального закона в                
установленном Конституцией Российской Федерации порядке. Это относится к        
вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов - далее повторять   
не буду, я об этом говорил выше.                                                
                                                                                
Преимуществом данных предложений является наличие чёткого критерия для работы   
Центральной избирательной комиссии, рассматривающей вопросы допустимости        
проведения референдума по поставленным заявителями вопросам. Кроме того,        
Конституционный Суд России указал, что федеральному законодателю надлежит,      
исходя из части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации, урегулировать    
в федеральном конституционном законе соответствующие полномочия по судебному    
конституционному контролю за разрешением споров, возникающих из признания       
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вопросов референдума   
не отвечающими требованиям статьи 6 Федерального конституционного закона "О     
референдуме Российской Федерации". В проекте предусмотрен и механизм судебной   
проверки решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,       
разрешения юридических споров в порядке конституционного - подчёркиваю,         
конституционного - судопроизводства.                                            
                                                                                
Предлагается дополнить часть 17 статьи 15 положением, в соответствии с          
которым в случае выявления необходимости оценки вопросов референдума на         
соответствие Конституции Верховный Суд направляет запрос в Конституционный      
Суд. Предлагаемый вариант соответствует компетенции Конституционного Суда       
Российской Федерации, установленной статьёй 125 Конституции России. Кроме       
того, устраняется вмешательство в компетенцию Верховного Суда России в части    
оценки фактических обстоятельств порядка принятия Центральной избирательной     
комиссией решения, соответствия, соблюдения процедуры и так далее, а также      
учитывается особенность принимаемых Конституционным Судом решений:              
соответствует или не соответствует вопрос Конституции Российской Федерации.     
                                                                                
В связи с изложенным авторы законопроекта просят Государственную Думу           
поддержать законопроект, а Комитет по конституционному законодательству и       
государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять его в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, первое чтение. Есть ли вопросы к      
Александру Петровичу? Есть, у депутата Тюлькина. Больше я не вижу               
записавшихся, подводим черту.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Аркадьевич, ваш вопрос.                                      
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, правильно ли я понял из вашего доклада, что в     
принципе власть выше народа и что народ, даже если захочет изменить эту         
власть (а это требует изменения бюджетных обязательств, в том числе это         
касается и выплаты зарплаты этой самой власти), этого сделать уже не сможет     
никогда, ни при каких обстоятельствах и ни в какой исторической перспективе?    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Нет, это ваше мнение по данному тезису, потому что вы в этом     
вопросе не учитываете статус самого референдума: что это такое, что это за      
вещь в жизни государства и общества? Мы имеем законы уровня субъекта            
Российской Федерации, имеем нормативные акты ещё и ниже, имеем федеральные      
законы, федеральные конституционные законы, Конституцию имеем. Референдум...    
Даже Конституция принимается на референдуме, и природа референдума несколько    
иная, она не предполагает решать вопросы, даже повседневной жизни, в том        
варианте, как вы предполагаете. Мы вообще полагаем и сам закон содержит тот     
смысл, что выход на референдум лёгким быть не может, потому что иначе страну    
можно развести, вообще-то, очень легко по разные стороны баррикад.              
Представьте себе, каково отношение к той или иной ситуации, где решаются        
финансовые, денежные и бюджетные вопросы.                                       
                                                                                
Я понимаю, что есть у нас ещё дальше два законопроекта, которые внесены вами,   
но мы не видим здесь альтернативы, мы рассматриваем вопрос в том ключе, как     
он поставлен Конституционным Судом, а Конституционный Суд рассматривал этот     
вопрос в соответствии с тем запросом, который был сделан рядом граждан. Ну и    
естественно, там присутствовали представители - я вижу по определению           
Конституционного Суда - и вашей фракции, которую вы представляете. Поэтому      
данный законопроект направлен только лишь на выполнение рекомендаций            
Конституционного Суда.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по данной   
теме?                                                                           
                                                                                
Александр Петрович, вы можете присаживаться.                                    
                                                                                
Депутат Тюлькин, других рук я не вижу. Одно выступление, подводим черту.        
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Аркадьевич.                                                  
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я думаю, Александр Петрович несколько слукавил, сказав, что       
наши законопроекты не являются альтернативными, хотя вообще, если правильно     
говорить, они являются не просто альтернативными, они являются                  
противоположными, поскольку речь идёт не просто о соблюдении принципов          
Конституции, речь идёт об уважении к собственному народу. Встаёт вопрос:        
вообще, народ имеет право или не имеет права определять свою судьбу? Наша       
фракция, мы, как коммунисты, считаем, что народ имеет право определять свою     
судьбу. Народ также имеет право на ошибку: сначала проголосовать,               
предположим, за партию, которая называет себя "Единая Россия", а потом,         
посмотрев и сделав вывод, что зажрались ребята, кроме как о себе, ни о чём не   
думают, прийти и изменить свою позицию. Но народ может столкнуться с            
ситуацией, когда нельзя просто на выборах изменить судьбу, избрав других,       
потому что уже система изменилась, уже правила игры другие, уже политический    
и экономический строй совсем другой и главный лозунг - "Пересмотра              
приватизации не будет, собственность священна, мы тут стоим охраняем". И        
народ говорит: "Но вы же записали в Конституции, что мы являемся суверенным     
народом и имеем право на референдуме всё решить". Ему говорят: "Нет, это        
изменение бюджетных обязательств, государство какие-то расходы несёт, бумаги    
надо выпустить, для того чтобы это всё провести. Всё, не можете, не имеете      
права, не пойдёте!"                                                             
                                                                                
Александр Петрович тут нам формулу нарисовал, что якобы можно зайца гонять:     
Конституционный Суд - Верховный Суд, Верховный Суд - Конституционный Суд...     
Я, говорит, вообще, обязан говорить, что я законопослушный человек, хотя        
понимаю всю условность этих понятий. Но мы тоже знаем, что такое                
Конституционный Суд. Когда Ельцин издал свой знаменитый указ, Конституционный   
Суд высказал своё мнение: неконституционно, ни в какие ворота не проходит.      
Два раза танки стрельнули - и что? Ворота расширились, стало всё проходить.     
Конституционный Суд сказал, что вроде всё нормально, как-то пролезает.          
                                                                                
Этот вопрос не столько юридический, сколько человеческий. Это вопрос об         
уважении к своему народу и об отношении к возможности развития исторических     
процессов вообще.                                                               
                                                                                
Допустим, мы - вот жаль, что нет Владимира Вольфовича у нас тут в зале, а то    
он бы сейчас выпрыгнул из штанов и подскочил выше - предложим народу (ну,       
теоретически, вообще) поставить вопрос на голосование: идти по пути             
капитализма или социализма? Имеет народ право определять свою судьбу или нет,   
Александр Петрович? Вот вы как считаете, как прокурор, - имеет или нет? Как     
прокурор. Вот, правильно там подсказывают, говорят: не имеет. Потому что        
прокурор обязан сохранять то, что есть, то, что уже записано: всё, ребята, вы   
попали в систему, всё, выхода отсюда нет, шаг влево, шаг вправо - не            
получится у вас.                                                                
                                                                                
Поэтому, уважаемые друзья, первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание в   
своём выступлении - а у меня ещё два последующих будут, - на то, что лукавит    
Александр Петрович о самом главном: альтернативные эти законопроекты, и не      
просто альтернативные - антагонистические! Вы пытаетесь сегодня заняться        
самосохранением, оградить то, что сегодня вами уже достигнуто. Всё это          
выражается главной формулой... как его назвать, не знаю... лидера, которого     
вы поставили во главе своих списков, - что пересмотра приватизации не будет.    
Вот это главный ваш тезис, за который вы держитесь, который вы охраняете. И в   
этом вам помогает в том числе так называемая "Справедливая Россия" с её         
лидером.                                                                        
                                                                                
Мы однозначно, во-первых, голосуем против этого законопроекта, а во-вторых,     
подчёркиваем, и не просто для вас, тех, кто в зале сидит (тут у нас расклад     
сил примерно ясен), а для всех избирателей сегодняшней России, для всех         
граждан сегодняшней России, что речь идёт об ущемлении прав и свобод            
человека, об урезании той самой Конституции, которая и так является далеко не   
демократичной, далеко не свободной и прочее. Поэтому не надо рассказывать нам   
сказки про Конституционный Суд, отдельные законы и так далее, речь идёт         
сейчас о самосохранении системы, о самосохранении того слоя, который сегодня    
находится у власти, который сегодня находится при деньгах, который сегодня      
находится в тёплых креслах, - один выше, другой ниже, третий, как Фарида        
Исмагиловна, обслуживает все эти дела. Никакие интересы российского народа на   
самом деле за этим не стоят, и это мы просим подчеркнуть, уважаемые коллеги,    
жирной чертой.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось, больше никто   
не настаивает на выступлении. Александр Петрович, вы не настаиваете? Нет.       
Ставится на голосование проект федерального закона, обращаю внимание, проект    
федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный        
конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Кто за то, чтобы    
одобрить данный законопроект в первом чтении?                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против           54 чел.12,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.