Заседание № 183
19.09.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 473552-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка увеличения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4579 по 4872 из 6033
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Докладывает Василий Михайлович Тарасюк. Василий Михайлович, пожалуйста. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Начну с предыстории возникновения данного законопроекта. Многие жители нашей страны обращаются к депутатам фракции ЛДПР, да и к другим депутатам, и спрашивают: почему тарифы на оплату коммунальных услуг разные в субъектах Федерации? И вот я предложил внести следующие изменения в статью 157-1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Первое - изложить часть 2 в следующей редакции: "Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утверждённых Правительством Российской Федерации... и могут быть изменены (пересмотрены) в сторону увеличения... только по решению Правительства Российской Федерации в случае существенного непрогнозируемого роста стоимости энергоресурсов...", то есть в случае стихийного бедствия на производстве или предоставления дополнительных коммунальных услуг. Второе - дополнить данную статью частью 3-1 следующего содержания: "В случае если утверждённый по муниципальным образованиям предельный индекс более чем на 20 процентов превышает предельный индекс, установленный Правительством Российской Федерации в среднем по субъекту Российской Федерации, применению на территории соответствующего муниципального образования подлежит предельный индекс, установленный Правительством Российской Федерации в среднем по субъекту Российской Федерации", так как мы живём в едином государстве. И всё-таки какой богатый русский язык! Если посмотреть заключение Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на данный законопроект, то в первом абзаце можно увидеть, что законопроект квалифицируется как устанавливающий порядок увеличения индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, но комитет не увидел, что законопроектом предлагаются изменения в статью 157-1 Жилищного кодекса в части ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и что контролировать это должно правительство! (Шум в зале.) Тема этого законопроекта очень болезненная. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги всегда бьёт по самым незащищённым категориям населения нашей страны, а этот рост продолжается, несмотря на принятие всё новых и новых законов и постановлений правительства. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на который ссылается комитет, говорит об утверждении основ формирования индексов на уровне Правительства Российской Федерации на долгосрочный период начиная с 2014 года, а также о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации, однако нормами закона не устанавливается порядок регулирования в случае увеличения данных индексов, не оговаривается соотношение предельных индексов по муниципальным образованиям и предельных индексов по субъектам Российской Федерации, что способствует дальнейшему неконтролируемому росту платы граждан за коммунальные услуги. Если внимательно посмотреть, то можно понять, что отсутствие чётких цифр и индексов в федеральном законодательстве, постоянные отсылки на распоряжения правительства, которые меняются из года в год, никогда не позволят ограничить рост коммунальных платежей. Вы знаете, что в Российской Федерации донорами являются восемнадцать субъектов, они могут себе позволить планировать развитие коммунальных услуг в регионах, остальные субъекты получают дотации из федерального бюджета. Для того чтобы органы высшей исполнительной власти регионов имели возможность выполнять свои обещания перед гражданами по реализации планов развития коммунальной структуры, они неизменно из года в год ищут ресурсы, при этом они идут по лёгкому пути: увеличивают плату за коммунальные услуги, что ложится на плечи населения. По мнению комитета, в существующем федеральном законе № 417-ФЗ "предусмотрен гибкий набор инструментов, позволяющих принимать сбалансированные решения на региональном уровне, касающиеся вопросов установления предельных индексов". Это очень интересная цитата из заключения комитета - красивые слова, а на деле плата за коммунальные услуги для населения только увеличивается. Представленным законопроектом предусматривается применение на территории соответствующего муниципального образования постоянного индекса, установленного Правительством Российской Федерации в среднем по субъектам Российской Федерации. Всем понятно, что правительству нужно показать, что субъекты самостоятельные, что они сами могут решать вопросы, устанавливать предельные индексы платы за коммунальные услуги, но никто почему-то не говорит о том, что шестьдесят восемь регионов получают средства из бюджета государства! Фракция ЛДПР считает, что только Правительство Российской Федерации может регулировать индексы платы за коммунальные услуги, так как оно и выделяет деньги. Проект закона получил положительные отзывы от Законодательного Собрания Ульяновской области, от Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Цель данного законопроекта - отказ от расплывчатых... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд. Завершайте, пожалуйста. ТАРАСЮК В. М. ...формулировок, установление единых регламентированных норм, по которым существует единое государство, - только это позволит навести порядок в стране, сделать жизнь нашего многонационального народа лучше. Я знаю, что данный законопроект большинством будет не принят, но поверьте, уважаемые депутаты, что мы будем к этому вопросу возвращаться ещё и ещё раз, особенно перед выборами в Государственную Думу следующего созыва. Прошу подумать и сделать свои выводы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Михайлович. Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Действительно, затронута очень важная тема, касающаяся, во-первых, отношений с монополистами, во-вторых, повышения тарифов на коммунальные услуги, и мы не можем просто так пройти мимо неё, не отметив некоторые моменты. Действительно, комитет дал отрицательное заключение на этот законопроект, но это не потому, что члены комитета выступают за повышение, а потому, что это тот самый случай, когда благими намерениями вымощена дорога... Этим законопроектом предполагается единственное основание для увеличения тарифов. Мы знаем, что вот недавно, на прошлой сессии, даже не на прошлой, а, по-моему, на позапрошлой, мы приняли законопроект о предельных индексах, и в том законопроекте было чётко обозначено, что совокупный платёж должен индексироваться не более чем... ну, и так далее, и это определяется субъектом. Сегодня, с одной стороны, вроде бы некоторое ужесточение предлагается внесённым законопроектом, а с другой стороны, учитывая реально хитрость и изощрённость наших естественных монополистов, это может оказаться лазейкой, позволяющей им найти кучу оснований, чтобы поднять цены. Если говорить про отношения жителей и естественных монополистов, то, на мой взгляд, их суть таится именно в частной собственности на инфраструктурные объекты: когда собственником является частное лицо и когда это лицо является единственным поставщиком на какой-то территории, поверьте, оно найдёт тысячу способов, как повысить цену! (Шум в зале.) Я понимаю, что у автора, когда он вносил законопроект, были благие намерения - он думал, что нужно уменьшить количество оснований, но как только мы... В том законопроекте, который рассматривался, об изменениях в Жилищный кодекс, чётко говорилось, что есть предел изменения платы, а дальше неважно, почему, как и что будет происходить, то есть вот имеется предел, и не дай бог... Как только мы их просим рассказать, почему повышают, - тут же находится тысяча причин, это мы уже тысячу раз видели. А если они не повысят плату напрямую, то потребуют компенсацию из бюджета, если же они не потребуют компенсацию, значит, придумают какую-нибудь предоплату, ещё что-нибудь... В связи с этим законопроект, который предлагается нам для принятия, требует, на мой взгляд, более внимательного отношения либо его нужно менять на законопроект, в котором принципиальным образом будут изменены отношения между естественными монополистами и потребителями. Опыт многих стран мира показывает, что единственный способ удерживания цен - это изменение формы собственности инфраструктурных объектов, например общественная собственность, как это сделано во многих странах, и эта общественная собственность может быть реализована либо через какие-то объединения граждан, либо через муниципалитеты. То есть, если собственность является муниципальной, реально общественной, тогда у ресурсоснабжающей организации пропадает стимул повышать цены, потому что получается, что мы повышаем цены сами для себя, а в данном случае всегда есть искушение заработать прибыль, есть искушение, как вы правильно сказали, решить свои проблемы за счёт повышения цен, и они это всегда с успехом будут делать. И ещё есть действительно очень основательное обоснование комитета, почему этот законопроект принимать не надо: скоро наступит первый отопительный сезон, когда будет действовать закон об ограничении предельных индексов, и я считаю, нам необходимо посмотреть, как он будет работать, а вот тогда уже точечно, может быть, определить, что надо делать, чтобы сдержать рост цен. Я ещё раз повторю: их аппетиты совершенно безграничны, они будут пытаться найти любые лазейки, и сегодня наша задача - не дать им повышать цены бесконтрольно! Наш комитет этот законопроект не поддерживает и предлагает его отклонить. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие есть вопросы? Депутат Золочевский, пожалуйста. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Александр Николаевич, непонятна, конечно, мне ваша позиция против ограничения роста коммунальных тарифов. Уверен, что новосибирцы вас не поддержали бы в этом вопросе, если бы смотрели сейчас наше заседание. До тех пор пока губернаторы решают этот вопрос каждый сам в своём субъекте, мы никак не сможем на них повлиять, а если будет решать этот вопрос правительство - на правительство мы всегда можем повлиять. Проходят отчёты правительства - мы можем потребовать соответствующих данных, цифр, будет правительство плохо работать - скажем, что плохо работают, а вот каждому конкретному губернатору мы не можем претензии предъявлять, не можем заставить систематизировать данные по восьмидесяти пяти субъектам и отслеживать все изменения. Я уверен, никто не против ограничения роста тарифов на коммунальные услуги. Надеюсь, коммунисты, фракция КПРФ тоже поддержит законопроект коллеги из фракции ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Сергеевич, вопроса у вас не было, вы решили, что мы уже к выступлениям перешли, да? Кто ещё хотел бы выступить? Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. У нас сегодня день такой - мы обсуждаем очень много вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и всё время Александр Николаевич выходит на трибуну, и концепция его выступлений одна и та же: мол, очень правильно, что мы с этой темой выходим, эта проблема должна быть решена для наших граждан, но обязательно есть "но". Опять возвращаясь к этому моменту, я хотел бы сказать, что, конечно, ограничение роста тарифов для муниципальных образований - это проблема сверхактуальная, потому что люди не могут понять: ну как же так, они живут через дорогу от другого муниципального образования, но там вода стоит, условно, 16 рублей, а здесь - 28. Почему так происходит рост тарифов - там повысили на 7 процентов, а здесь - на 12? Однако на самом деле проблема, которая поднимается данным законопроектом и нашим сегодняшним обсуждением, намного глубже. Дело в том, что муниципальные образования очень долгое время имели возможность самостоятельно принимать решение об индексировании тех или иных тарифов, и, к сожалению, в тех регионах, где губернаторы не отслеживали, насколько актуальна утверждённая цена на тот или иной продукт, сегодня пришли практически к коллапсу, поскольку правительство жёстко ограничило индексы и мы не в состоянии выйти на экономически обоснованные цены. Что делать в этих условиях муниципальным образованиям, понять вообще невозможно! Я вот знаю по Оренбургской области, что касается "Регионгаза": очень многие муниципалитеты с одобрения губернатора старались вообще не индексировать целый ряд показателей (это касается сферы теплоснабжения и так далее), а сегодня, когда долги по газу достигли уже практически миллиарда, они и рады бы повысить тарифы, да нет никакой возможности, потому что есть этот закон, который определяет ограничения индекса по субъекту. Мы должны, конечно, защитить наше население, но я думаю, что защищать его надо, скажем так, не только от ресурсников, но и от безграмотного управления на территориях, когда главы муниципалитетов старались быть хорошими, дабы переизбраться, и никак не реагировали на реальные условия, в результате чего сегодня муниципалитеты оказались в ситуации, когда вся коммунальная инфраструктура полностью развалена и компенсировать это индексацией на уровне инфляции никоим образом невозможно. Так что проблема намного серьёзнее, и к её решению нужно подходить, сохраняя баланс интересов - и интересов населения, и в то же время интересов ресурсоснабжающих компаний, которые сегодня попали в такое положение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Михайлович, вы будете выступать ещё раз? Нет. Спасибо. Александр Николаевич? Пожалуйста, вам слово. Александр Николаевич Абалаков, содокладчик. АБАЛАКОВ А. Н. Уважаемые коллеги, ваше замечание, что я выступаю за увеличение индексов, ни в коей мере не соответствует действительности, потому что уж более последовательного человека, который пытается их ограничивать и борется с этими организациями, наверное, трудно найти. Если только Галина Петровна Хованская ещё. (Шум в зале.) Значит, что касается индексов. Вот Сергей Михайлович сказал, что нужно найти баланс интересов, но вся беда в том, что, как только мы начинаем искать баланс, вступаем в диалог с естественными монополистами, и получается, что... Знаете, есть такая интересная поговорка: "У нас свисток - у них задвижка". (Шум в зале.) Действительно, кажется, что законопроект предполагает единственное основание для увеличения цены, но как только вы пропишете это основание, тут же окажется, что неожиданно резко поднялись цены: случилась авария или ещё что-то, а может быть, они даже не потребуют повышения индексов - они могут попросить компенсацию за что-нибудь... Сам факт того, что мы пытаемся дать лазейку естественным монополистам, - это очень порочная практика, потому что, как только мы даём им небольшой шанс, тут же возникает большая-большая дыра, куда проваливается вообще всё! (Шум в зале.) Что касается губернаторов и правительства (здесь говорили, что надо дать право решать этот вопрос правительству). Вообще-то говоря, часть 3 статьи 157-1 Жилищного кодекса Российской Федерации как раз и предусматривает полномочия правительства по регулированию индексов. Сергей Михайлович сказал, что правительство индексами зажимает этих самых монополистов, - так, может, мы как раз того и добивались, чтобы правительство зажимало монополистов, и мы помогали правительству бороться с монополистами. А если исходить из ваших слов, то, значит, законопроект предполагает ослабление этой удавки, тогда так он, наоборот, работает на повышение тарифов, с чем уж точно никак не могут согласиться ни один комитет, ни одна фракция, думаю, и ни один депутат не подпишется под тем, что нужно повышать индексы! (Шум в зале.) Мне кажется, что действующим законодательством предусмотрен широкий набор инструментов, позволяющих принимать сбалансированные решения на региональном уровне, касающиеся вопросов установления этих параметров. И ещё раз говорю: заключение комитета никак не направлено на увеличение тарифов, и уж тем более моя позиция никак не связана с увеличением тарифов. Я считаю, что позиция комитета в данном случае правильная, а вообще, что касается закона, в ходе диалога, может, выработаем какие-то другие формы, потому что рано или поздно в той ситуации, которая есть, при нынешнем уровне монополизации нашей экономики... ну, монополисты всё равно держат нас за горло, поэтому надо объединить усилия, чтобы бороться с ними! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5790 по 5806 из 6033
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 49 сек.) Проголосовало за 193 чел.42,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел.57,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.