Заседание № 247
О проекте федерального закона № 472992-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части, касающейся маркировки алкогольной продукции; принят в первом чтении 16 октября 2007 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Приступаем к рассмотрению блока законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Совет Государственной Думы 5 сентября принял решение рассматривать законопроекты из пунктов 2, 3, 4, 5 и 6 одновременно и по сокращённой процедуре. Я зачитаю названия всех этих проектов федеральных законов: пункт 2 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункт 3 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 4 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункт 5 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункт 6 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Докладчиком является член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Фридрихович Звагельский. Пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Первый из рассматриваемых законопроектов принят в первом чтении 24 мая 2006 года и направлен на введение государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта на основе формирования баланса производства и потребления этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции, а также разрешительного порядка купли-продажи этилового спирта. Комитет отмечает, что данный законопроект на сегодняшний день утратил свою актуальность, так как большинство предложений уже учтено в принятом этим летом комплексном антиалкогольном законе, в том числе уже введён государственный контроль за производственными мощностями, за производством и оборотом этилового спирта, предназначенного для медицинских целей. Кроме этого, были введены механизмы обеспечения полной уплаты акциза путём предоплаты либо банковской гарантии. И третье: была принята норма об установлении минимальных цен на этиловый спирт и алкогольную продукцию. При этом данным законопроектом, естественно, не предусматривается установление реальной государственной монополии на оборот этилового спирта, а те пункты, которые я перечислил, как раз и подразумевают очень жёсткое усиление государственного контроля, которое подразумевает элементы государственной монополии на сегодняшнем этапе. Второй законопроект был принят в первом чтении 23 мая 2007 года и направлен на установление запрета на потребление и распитие пива в любых общественных местах. Комитет отмечает, что данный законопроект утратил свою актуальность, так как вообще утратил свою актуальность так называемый закон о пиве. В связи с тем что пиво было приравнено к разряду алкогольных напитков, данный закон на сегодняшний день не существует. Все замечания и все новации данного законопроекта полностью учтены опять же в новом антиалкогольном законе. Третий законопроект был принят 7 декабря 2010 года и направлен на уточнение требований к переработке и утилизации барды - основного отхода спиртового производства. Комитет также отмечает, что данный законопроект полностью утратил свою актуальность, так как все его пункты были учтены в новом законе. Кроме этого, правительство на сегодняшний день разработало критерии по полной переработке барды, которые сейчас полностью принимаются и устанавливаются для всех производителей спирта. Четвёртый законопроект принят в первом чтении 16 октября 2007 года и направлен на установление новой формы федеральных специальных марок и акцизных марок, а также на исключение полномочий правительства устанавливать требования к укупорке потребительской тары алкогольной продукции. Комитет отмечает, что данный законопроект утратил свою актуальность, так как в настоящее время полностью разработаны эффективные способы визуального определения вскрытия потребительской тары, предотвращения повторного использования потребительской тары. Кроме этого, мы отмечаем, что предполагаемая законопроектом форма марок потребует изменений как нормативной, так и технологической базы, то есть потребует полностью изменения системы ЕГАИС. Это единственная система, которая сейчас реально работает, обеспечивая понимание того, какое количество контрафакта производится, и на самом деле сейчас практически исключает производство контрафакта. То есть, если мы сейчас вводим новые специальные марки, вводим новые механизмы, надо полностью менять систему ЕГАИС, которая дорабатывалась в течение семи лет. Это на сегодняшний день совершенно невозможно. Система ЕГАИС работает достаточно эффективно. И все пункты данного законопроекта учтены в новом законопроекте. Последний законопроект, о котором мы говорим, был принят в первом чтении 1 октября 2008 года, он направлен на установление запрета розничной продажи алкогольной продукции не только в детских образовательных, медицинских организациях и организациях культуры, но и на всех прилегающих к ним территориях. Все пункты данного законопроекта полностью учтены в новом пакете антиалкогольном, который принят этим летом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Виктор Фридрихович. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, я хотел бы, чтобы разъяснили. У нас вообще в Регламенте есть норма, когда можно дважды рассматривать в первом чтении, такая норма есть, но чтобы шесть законопроектов, которые в разные годы приняли, все вместе рассматривать - я такой нормы не нашёл. Ну каким образом мы можем свою позицию по этому высказать? По отклонённым законам раньше можно было хотя бы по мотивам выступить, сегодня нельзя. Дело в том, что здесь законопроекты, принятые начиная с 2006 года, один вообще совсем недавно - 7 декабря 2010 года, то есть буквально полгода назад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы закончили? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Этот вопрос мог бы обсуждаться на Совете Государственной Думы по нашему порядку. Выносятся вопросы на рассмотрение по сокращённой процедуре при единогласном мнении всех членов Совета. Таковым мнение и было, оно было единогласное: эти пять вопросов могут рассматриваться по сокращённой процедуре с одним докладом. Такая практика у нас уже имела место на пленарных заседаниях. Уважаемые коллеги, выносим 2-й вопрос на "час голосования", 3-й вопрос на "час голосования", 4-й вопрос на "час голосования", 5-й вопрос на "час голосования", 6-й вопрос на "час голосования". Так, по ведению - Лекарева Вера Александровна. Пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Борис Вячеславович. Мне хотелось бы, чтобы Виктор Фридрихович уточнил, по какой норме Регламента мы не будем обсуждать очень важные вопросы, тем более что он сказал, что закон не существует. Но ведь проблемы-то существуют, Россия погибает от пьянства, а мы сейчас снимаем с рассмотрения очень важные законы. Хотя бы дайте авторам выступить, сказать, как они относятся к этому. И мне хотелось бы уточнить норму Регламента, которая позволяет без обсуждения, по упрощённой, по ускоренной схеме обсуждать вот эти вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна, я только что объяснил, но я могу дать, конечно, возможность и Виктору Фридриховичу высказать свою позицию. Пожалуйста, включите микрофон депутату Звагельскому. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Уважаемая Вера Александровна, во-первых, норма Регламента есть, это часть пятая статьи 108, о том, что в данном случае законы снимаются в связи с тем, что те нормы, которые в этих законах предлагаются, либо уже учтены в действующем, новом законодательстве, либо утратили силу. Так вот, из пяти законопроектов, которые мы сейчас рассматриваем, три утратили силу в связи с тем, что, например, сейчас не существует закона о пиве, он утратил свою силу, поскольку пиво приравнено к алкогольной продукции. Часть пятая статьи 108. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я бы ещё раз хотела повторить вопрос Веры Александровны Лекаревой. Нам бы хотелось услышать комментарий комитета по Регламенту о норме Регламента, которая не разрешает палате рассмотреть вопросы, которые они хотели бы прогнать по ускоренной процедуре. Хотелось бы услышать ссылку именно регламентного комитета на конкретные нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я могу ещё раз лично прокомментировать эту позицию. Уважаемые коллеги, обращайтесь к своему представителю, который ходит на заседания Совета Государственной Думы. От вас присутствовал Миронов Сергей Михайлович, он не возражал против сокращённой процедуры при рассмотрении вопросов со 2-го по 5-й.
А сейчас объявляется "час голосования". На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Прошу вас проголосовать за отклонение данного законопроекта, который мы рассматривали с вами по сокращённой процедуре. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 03 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён. Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 45 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 91 чел.20,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принято, отклонён законопроект. Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 22 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён. Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 58 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён. И пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 32 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён.
Заседание № 253
О проекте федерального закона № 472992-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части, касающейся маркировки алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Доклад депутата Государственной Думы Юрия Германовича Медведева. Он автор законодательной инициативы. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Внесённый нами законопроект подготовлен в связи с необходимостью изменения порядка маркировки алкогольной продукции. Действующий порядок маркировки алкогольной продукции, установленный, я особо подчёркиваю, Правительством Российской Федерации, предусматривает нанесение федеральных специальных или акцизных марок не на горловину ёмкости, а на боковую её часть. В результате пустая тара от использованной алкогольной продукции стала востребована нелегальным сектором для вторичного использования под видом легальной алкогольной продукции с ранее нанесённой на ёмкость федеральной специальной или акцизной маркой. Появились даже специальные пункты приёма пустой тары с сохранённой маркой, которая, естественно, стала использоваться подпольно для производства нелегальной продукции. Контролирующие органы пока не способны обеспечить стопроцентный контроль за алкогольной продукцией, потому что единая государственная система, которая предусматривается законом, сегодня в полном объёме ещё не работает, тем более она ещё не выведена на розничную продажу. При осуществлении маркировки алкогольной продукции посредством нанесения федеральных специальных или акцизных марок на горловину ёмкости будет обеспечено их физическое повреждение в случае вскрытия ёмкости, что исключает возможность повторного использования ёмкости из-под алкогольной продукции с ранее нанесёнными на неё федеральными специальными или акцизными марками. Мы устанавливаем определённый порядок вступления в силу этого закона, предлагается, чтобы он вступил в силу с 1 января 2009 года, следовательно, есть целый год для переходного периода, это позволит учесть законное право участников рынка своевременно подготовиться к новым требованиям. Также предусмотрены переходные сроки для возможности реализации остатков алкогольной продукции, маркированной в соответствии с действующим в настоящее время порядком. Он в законе также изложен. Законопроект с точки зрения объёма небольшой, но с точки зрения значимости очень важный. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексея Евгеньевича Лихачёва. ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Юрий Германович Медведев достаточно точно объяснил техническую часть закона, его концепцию и цель. Комитет законопроект поддерживает, и по поручению комитета я довожу до вашего сведения следующую информацию. В этом созыве Государственной Думы мы последовательно ведём работу по вытеснению подделок с потребительского рынка вообще, и особому вниманию мы подвергли рынок алкогольный в частности. Количество случаев отравлений, смертельных исходов, которые были полтора-два года назад в России не редкостью, сокращается, и после уже принятых нами мер мы имеем положительную динамику сокращения смертности на этом рынке до 30 процентов. Это двенадцать - четырнадцать тысяч спасённых жизней в год. Мы предлагаем продолжить работу по очищению рынка алкогольной продукции от подделок. И вот Юрий Германович сказал о том, что не всегда у правоохранительных, проверяющих органов хватает сил бороться с подделками при старом формате наклеивания акцизных марок. При новом формате не только проверяющие и соответствующие силовые структуры, но и сами граждане будут иметь более лёгкий способ обнаружения этих подделок, поскольку единоразовое открытие бутылки оставляет повреждённой навсегда акцизную марку. Таким образом, не рассматривая данную меру как панацею, но в то же время считая её своевременной и необходимой. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, первое чтение, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Малышкин, Штогрин... Чего-то много вас, друзья мои. Ещё раз поднимите руку. Малышкин, Штогрин, Кулик, Плохотнюк, Савельев, Селезнёв. Пожалуйста, депутат Малышкин. МАЛЫШКИН О. А. У меня вопросы к докладчику и содокладчику. Ну вот сейчас в настоящее время подделывают денежные знаки, запчасти к самолётам подделывают. Как вы думаете, неужели вот это ваше предложение спасёт от чего-то? Ведь мы этим наверняка загоним деньги в теневой оборот. Это же естественно: левая будет акцизная марка, деньги - и пошёл левый оборот. Представляете, какой теневой оборот? Может, проконтролировать процесс от производителя до потребителя? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Савельев... Лихачёв готов ответить. ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемый Олег Александрович, вот именно для того, чтобы деньги не уходили в теневой оборот... И акцизную марку подделывать-то можно, но вот её авторы законопроекта предлагают сделать так, чтобы хоть поддельную, хоть настоящую, но вторично использовать было невозможно, она будет разрушаться во время открывания бутылки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Штогрин, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо. У меня к Юрию Германовичу вопрос. Скажите, а чья умная голова отменила прежний порядок, который действовал ещё год или два назад, когда акцизная марка клеилась как раз на пробку и разрушалась при вскрытии? Кто это додумался клеить её на бок бутылки, чтобы она там ровненькая была, аккуратненькая и чистенькая? И какова была роль вашего комитета, когда менялся этот порядок? И ещё вопрос. А почему вы тогда не вносите предложение об административных, других мерах к тем, кто такие пункты открывает и пишет объявление: принимаю бутылки с неповреждёнными марками и буду деньги какие-то платить? Ведь можно и с другой стороны к этой проблеме подойти и задавить так называемых предпринимателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Германович. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Сергей Иванович, что касается второй части вашего вопроса. Мы с вами пытаемся задавить пункты по приёму вторичного сырья, у нас тут ничего не получается. Сегодня мы чувствуем, что цветного металла стало больше на приёмных пунктах, чем в проводах или ещё где-то. То есть не так всё просто сделать. Сами понимаете, как у нас работают административные органы и как работают те структуры, которые отвечают за исполнение административного законодательства. Что касается первой части вопроса, кто такой умный. Мы по действующему закону как предполагали? Во-первых, правительству предложили, то есть дали ему право определять требования к марке - образец марки, размер и пятое-десятое. И мы ему дали право устанавливать, где и как должна наклеиваться эта марка. Это по закону. С другой стороны, понимая, что это может повлечь, если вдруг марка не будет наноситься там, где она наносилась ранее, мы также записали в статью 11 пункт 4, который мы сейчас отменяем: мы предоставили право правительству устанавливать общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары. То есть вот эта часть, вот эта норма, к сожалению, оказалась не исполнена - марки стали клеить не так, как раньше, не на горлышке. И с точки зрения обеспечения требований к укупорке - чтобы было видно, была или не была вскрыта бутылка, - эта норма не исполнена. Отсюда мы получили то, что имеем. Вот в чём причина наших законодательных инициатив. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик, пожалуйста. КУЛИК Г. В. Известно, что одна из причин теневого производства - это высокая стоимость водки. Насколько повысится цена в связи с введением ещё одной марки, если учесть оборудование, которое надо будет поставить на предприятиях для наклеивания этой марки на горло, и то, что стоимость хлеба на рынке сегодня 6 рублей (минимальная цена) и это является главным сырьём для производства ликероводочных изделий? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Юрий Германович Медведев, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Геннадий Васильевич, это вопрос абсолютно не праздный, вы его правильно задаёте. Если сравнивать с другими продуктами или с другим товаром, который является акцизным и который у нас в России, к счастью, меньше подделывается, то одна из причин того, что меньше контрафактной продукции в России, например табака, - это то, что всё-таки стоимость табачных изделий более или менее нормальная и производить контрафактную продукцию не выгодно. Что же касается ликероводочных изделий, то здесь тема цены, конечно, присутствует. Но мы же не говорим, что сегодня мы принимаем закон, а он завтра вступает в силу, есть время для изменения ситуации, для приобретения оборудования, для изменения технологий. Это первое. Второе - от нас же всё зависит. Если мы почувствуем, что тот вариант, который мы предлагаем, может повлечь серьёзное увеличение стоимости, давайте отрегулируем акцизами. Это наше право, в наших возможностях решать этот вопрос, и от нас зависит, будем мы акцизы на алкогольную продукцию увеличивать на уровень инфляции или мы оставим на том уровне, который есть сегодня. Это право депутатского корпуса решать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Плохотнюк, пожалуйста. (Шум в зале.) Геннадий Васильевич, нет у нас такой практики - выступать в зале пленарного заседания без микрофона. ПЛОХОТНЮК Б. В., фракция "Единая Россия". Вопрос к Юрию Германовичу. Ну, мне кажется, мы уже это дело проходили. Когда мы меняли марку в прошлый раз, мы оказались не готовы: марки нет, клеить нечем. Полгода правительство не могло решить, куда клеить. Как скоро мы всё это сделаем? Сейчас выяснится, что марки, которая на горлышко клеится, нет, считывающего устройства нет, на горлышко она не может быть наклеена, надо на другую поменять. И опять за полгода мы выпьем весь суррогат, всю палёную водку и неизвестно, сколько человек помрёт. Сколько времени займёт этот переход? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Медведев, с места. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Борис Владимирович, чтобы сейчас не получилось того, о чём вы говорите, а тогда действительно производители алкогольной продукции испытали некие неудобства с точки зрения несвоевременного получения марок - производство частично было остановлено, особенно в январе, феврале и марте 2006 года, и были некие убытки... Но нет худа без добра. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что по итогам 2006 года в конце концов мы производство алкогольной продукции не уменьшили, как нас все пугали. И с другой стороны, через введение новых марок, через введение новой системы мы навели порядок и существенно сократили присутствие контрафактной продукции, и это очень серьёзно сказалось на здоровье наших граждан, тут же цифры приводились, насколько меньше стало смертей от отравления алкогольной продукцией. Сейчас же мы не торопим поезд, а даём время в течение 2008 года постепенно решать вопросы. Если вы считаете, что этого времени не достаточно, давайте переходный период ещё изменим по времени. Я, в частности, разговаривал с представителями правительства, и они считают, что надо увеличить сроки переходного периода. Нет вопросов. Что касается того, способна или неспособна система Гознака решать эту проблему. Представители этой структуры присутствовали у нас на заседании комитета, и они сказали, что готовы сделать марку, которая, с одной стороны, сохранила бы сегодняшнюю информацию, необходимую для системы ЕГАИС, а с другой стороны, позволяла бы эту марку наклеивать на горлышко. То есть технических проблем для этих структур сегодня нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Савельев Юрий Петрович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда Селезнёв. Прошу прощения. СЕЛЕЗНЁВ Г. Н., фракция "Родина - Патриоты России". У меня вопрос к Юрию Германовичу. Юрий Германович, в своё время мне доводилось делать депутатский запрос, и я получил очень обтекаемый ответ из правительства. Кто конкретно понёс ответственность за вот эту систему ЕГАИС, когда действительно устроили переполох на этом рынке и когда действительно не знали, какой ликёро-водочный завод погибнет, какой выживет и что там дальше будет делаться? Говорят, там опять нашли каких-то стрелочников, сказали, что вот именно стрелочники и наказаны. Если мы дали правительству право своим решением определять, как должна крепиться марка, зачем мы это делаем федеральным законом? Если у нас в правительстве сидят люди, не способные понять, что марку надо оставить в прежнем состоянии, на пробке, а не клеить её на бок, для того чтобы меньше было фальсификата... Так пусть они эту норму выполнят. Почему это надо делать всё-таки, в конце концов, федеральным законом? Зачем мы за правительство берём на себя вот этот грех? Эксперты говорят... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд. СЕЛЕЗНЁВ Г. Н. Эксперты говорят, что 15 миллионов долларов потребуется для того, чтобы поставить вот эти новые машины, которые будут по-другому клеить марку, и цена на продукцию возрастёт не менее чем на 20 процентов. Это экспертная... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Германович. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Геннадий Николаевич, сегодня несколько вопросов звучало, и в них делается акцент на то, что вырастет стоимость данного продукта. Мне кажется... как будто мы здесь говорим о каком-то социально необходимом продукте типа хлеба, масла, молока и так далее, и так далее! Вы сравните, пожалуйста, стоимость алкогольной продукции, которая производится в России, со стоимостью этой продукции на других рынках - Европы и так далее. Я понимаю, что надо учитывать особенности русских традиций, особенности русского человека и так далее, и так далее. Наверное, сегодня не совсем будет правильно, если мы, определяя государственный контроль за этим рынком, будем исходить из того, сколько это будет стоить и какие потребуются расходы от производителей. Никто, ни один производитель не убежал ещё с этого рынка по причине того, что это неэффективно - работать на этом рынке. Конечно, какие-то издержки будут, я прекрасно понимаю. Почему мы на себя взяли такую ответственность? Потому что мы не очень уверены, что, если мы сами не примем решение при таком публичном обсуждении, правительство найдёт в себе, образно говоря, мужество или смелость решить вопрос именно так, как мы считаем нужным. Будут дискуссии, будут дебаты, а в последующем может всё так и остаться, потому что мы знаем, что есть несколько поручений президента по усилению государственного контроля за алкогольным рынком, но практически ни одно поручение... Реальных предложений сегодня мы с вами не видим, и я не знаю, докладывались или не докладывались они президенту. Поэтому мы взяли на себя смелость решать таким образом вопрос. Правительство в целом считает такой подход, принятие Думой именно такого решения наиболее правильным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Две руки вижу: Штогрин и Малышкин. Никого не пропустил? Двое выступающих, подводим черту. Пожалуйста, депутат Штогрин. ШТОГРИН С. И. Спасибо. Конечно, на наш взгляд, надо бы поддержать законопроект, но вот такой вопрос Комитету по экономической политике, который занимается регулированием алкогольного рынка. Слишком частые изменения в порядок его регулирования, на наш взгляд, больше создают трудностей легальным производителям, а нелегальные очень быстро ко всему этому приспосабливаются и придумывают новые формы, как свою контрафактную продукцию выкинуть на рынок и более выгодно её продать, с большей доходностью. Поэтому я думаю, что депутатам, кто занимается этой проблемой, надо всё-таки задуматься, надо ли так часто вносить изменения, тем более в законодательство. Я понимаю, что переклеили марку с горлышка на бок, чтобы ЕГАИС лучше работала, но не продумали до конца, как же это должно работать вообще, где-то там на середине, на опте остановились. Теперь нет ни того, ни другого, и возвращаемся назад. Вообще-то, надо эксперименты над этой отраслью закончить, и тогда, наверное, она будет работать более стабильно и будет меньше контрафакта. А что касается итогов - смертности и прочего, я думаю, судить ещё рано, поскольку ситуация в стране меняется: и заработная плата поднимается, и появляются другие факторы, которые влияют на потребление контрафактной продукции. Поэтому давайте подождём с выводами. А сейчас мы считаем, что можно было бы законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Малышкин. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемые коллеги, ну не решит это проблемы. Ну хорошо, акцизная марка повреждена, но у меня есть новая, я пойду ещё на базар, куплю и буду лепить, то есть оборот теневых денег увеличивается - вот в чём вопрос. Ведь смотрите, какая сейчас ситуация. Скоро вы будете обсуждать вопрос о повышении цен на водку. Почему? Потому что цены на хлеб подросли. А раз цены на хлеб, на зерно подросли, стало быть, и цены на такие спирты, как "Экстра", "Люкс", спирт высшей очистки, естественно, подрастут. И чтобы они были рентабельные, чтобы рентабельным был спиртзавод, надо цену фуражного зерна примерно на рубль уменьшить. Самое главное сейчас - произвести контроль от производителя до потребителя. Но для этого нужно работать, нужно шевелиться. А кто хочет работать-то? Легче всего марку залепить - и всё, и проблема закончена. Ведь суть не в этом, суть вопроса в том, что действительно нужно заниматься этим очень плотно. Ведь сейчас возникнет вопрос о повышении цен на водку, потому что цены на зерно-то подросли. Ещё раз запомните: чтобы цена спирта была рентабельная, цену на фуражное зерно надо уменьшить на рубль. Вот какая ситуация. Поэтому сейчас вот об этом нужно говорить, а не о том, какую марку прилепить, - найдут марки! Ну ради бога - денежные знаки подделывают, чего хотят делают! Сейчас уже не стоит вопрос о суррогатах, сейчас не пьют суррогаты. То есть мы уходим, уходим от огромных денег, которые должны поступить в бюджет, это всё будет расходоваться втеневую! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Да, просит слова депутат Медведев. И Лихачёв тоже. Пожалуйста, Юрий Германович. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Спасибо, Олег Викторович. Я согласен, Сергей Иванович, с вами в том, что частые изменения ни к чему хорошему не приводят, но, к сожалению, действительно к сожалению, мы никак не можем сегодня в России сформулировать государственный подход, сформулировать политику в области алкогольного производства и алкогольной розницы, и поэтому идёт поиск тех или иных подходов, которые наиболее эффективно работают и закрывают рынок от контрафактной продукции и от продукции, которая приводит к отравлениям и смерти наших людей. Я уверен, что в ближайшее время мы вместе с ассоциациями, которые работают на алкогольном рынке, подготовим проект государственной политики в области алкогольного рынка. Я надеюсь, что этот проект Государственной Думы дойдёт до президента. Там будут чётко сформулированы подходы к решению этой проблемы на ближайшие годы. И небольшое замечание, касающееся подделки акцизных марок и подделки денежных знаков. Не только российские денежные знаки сегодня подделывают, подделывают и американские доллары, и евро, но это уже совершенно другая опера, это совершенно из другой сферы, это же уголовно наказуемое деяние и за это есть уголовная ответственность. Поэтому смена марок, наоборот, должна привести к тому, что тем, кто подделывает сегодняшние акцизные марки или другие марки, придётся перестраивать себя, потому что появятся новые модели. В системе Гознака это легче сделать - усилить защиту, сложнее тем, кто занимается подделкой вот этой продукции. И я ещё раз повторяю: если мы сегодня перейдём на новые акцизные марки, это в той или иной степени позволит увеличить акцизный сбор. Спасибо за вопросы, спасибо за замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Лихачёв, заключительное слово. С места. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое. Мне хотелось бы ответить на два заданных вопроса, которые касались непосредственно внесённого законопроекта, а не в целом алкогольной политики. Что касается цены, комитет прогнозирует минимальное или вообще нулевое увеличение цены на водку по двум причинам: во-первых, собственно, повышения цены на акцизную марку не происходит, второе, подавляющее большинство существующих предприятий оборудовано уже соответствующими устройствами, потому что буквально полтора-два года назад именно так и клеилась акцизная марка. Это первый момент. Второй момент, замечание о том, что можно было решить эту проблему решением правительства. Вот коллеги из комитета и в первую очередь Юрий Германович, наверное, меня поддержат в том, что с правительством, по крайней мере в старом составе, мы не достигали взаимопонимания по решению этих вопросов и взятию на себя ответственности. Так было, когда мы занимались проблематикой, связанной с парфюмерной продукцией, и многими-многими другими вопросами. Поэтому раз уж Государственная Дума приняла стратегическое решение по наведению порядка на алкогольном рынке, так, видимо, ей и придётся в ближайшее время заниматься "постройкой" этого законодательства и принятием таких практических решений, как сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 00 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 12 чел.2,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято.