Заседание № 258
О проекте федерального закона № 472902-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся операций, подлежащих обязательному контролю; принят в первом чтении 14 ноября 2007 года с наименованием "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Коллега Резник докладывает. С места. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, в комитет поступило всего три поправки, которые комитет предлагает принять. Поправки, рекомендуемые к отклонению, отсутствуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 04 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 27 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Резник, пожалуйста. С места. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, данный законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Замечаний правового, юридико-технического, лингвостилистического характера нет. Предлагается поддержать его в третьем чтении, причём просьба проголосовать всем - этот закон окажет очень серьёзное влияние на борьбу с финансированием терроризма. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли кто-то на выступлении по мотивам? Нет. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 22 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 472902-4 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части, касающейся перечня операций, подлежащих обязательному контролю).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 22. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём, и финансированию терроризма". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Сергея Дмитриевича Шаталова. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, вносящий поправки в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём, и финансированию терроризма". Суть этого законопроекта заключается в расширении сферы обязательного контроля, проводимого в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступных путём. В настоящее время законодательство предусматривает ограниченный круг операций с крупными суммами наличных денежных средств, в отношении которых такой контроль осуществляется. Практика показала, что этот контроль является недостаточным, и поэтому предлагается ввести универсальный критерий, в соответствии с которым операции с наличными денежными средствами будут подпадать под такой контроль. Этот универсальный критерий состоит в том, что любые операции с наличными денежными средствами на сумму 600 тысяч рублей или более в российской валюте или в иностранной валюте в эквивалентном размере будут подлежать такому контролю. При этом хочу подчеркнуть, что речь не идёт о введении какого-либо запрета или ограничения на осуществление таких операций. И в равной степени законопроект не вводит никакого тотального контроля за такими наличными операциями по той простой причине, что такой контроль осуществляет ограниченный круг организаций. Среди них банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые лизинговые компании, ломбарды, организации, которые осуществляют скупку, продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, кроме того, тотализаторы, букмекерские конторы и риэлторы. Вот этот ограниченный круг лиц. И таким образом, в сфере контроля по-прежнему остаются операции, которые, с одной стороны, совершаются указанными участниками и, с другой стороны, превышают сумму 600 тысяч рублей. Есть два основания для того, чтобы поддержать этот законопроект, поскольку он, на наш взгляд, с одной стороны, даёт возможность усилить контроль за наличными денежными средствами именно в целях борьбы с терроризмом, с другой стороны, это обязательство, которое берёт на себя Россия в рамках ФАТФ, в рекомендациях которой предусматривается, что такие механизмы будут созданы. Большинство государств - членов ФАТФ такие или подобные меры уже давно приняли, Соединённые Штаты или Европа например. Мы просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Содоклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроектом предлагается внести изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 6 указанного закона, исключив из него, подчёркиваю, именно исключив из него исчерпывающий перечень конкретных операций с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю. Таким образом, это изменение приведёт к тому, что уже любая, не только из конкретного перечня, а любая операция с денежными средствами в наличной форме вне зависимости от её содержания и правовых оснований будет подлежать обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или более 600 тысяч рублей, то есть ранее был исчерпывающий перечень, сейчас - любая операция. При подготовке законопроекта ко внесению в Государственную Думу, когда этот вопрос обсуждался в правительстве, были представлены аналитические материалы, в соответствии с которыми приведены примеры мировой практики установления лимита суммы совершения сделки, превышение которой устанавливает обязанность направлять информацию о ней в уполномоченный орган. И тут практика разная. В частности, в Соединённых Штатах абсолютно так, как сейчас глубокоуважаемый Сергей Дмитриевич рассказывал, все такие операции контролируются. В Европейском союзе имеется так называемая Третья директива, и там ситуация несколько иная в отличие от того, что сейчас нам предлагает правительство, а именно: Третья директива Европейского союза о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег (это директива 2005 года) предусматривает возложение соответствующих обязанностей не только на финансовые учреждения, но и на все иные физические и юридические лица, занимающиеся, подчёркиваю, только куплей-продажей товаров, если платёж осуществляется в наличной форме и на сумму более 15 тысяч евро, то есть не любые операции, а только купля-продажа. Почему я об этом говорю? Потому что используемое в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 закона понятие "операции с денежными средствами в наличной форме" по своему смыслу является значительно более широким, чем, например, платёж, связанный с куплей-продажей товаров, осуществляемый в наличной форме. Исключение из действующей редакции закона уточняющего перечня операций с денежными средствами в наличной форме приведёт к включению в перечень подконтрольных операций большого количества операций с денежными средствами в наличной форме, в том числе таких, как уплата обязательных платежей, налогов, сборов, передача денежных средств в доверительное управление, размещение во вклад (на депозит) и многое другое. Так, например, в случае принятия данного законопроекта под его действие подпадает внесение таможенных платежей в кассу таможенного органа или, например, операции Центрального банка по уничтожению ветхих денег, по их перевозке - это операции, можно рассматривать и так. Неясным остаётся вопрос о перечне организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, так как статья 5 закона содержит закрытый перечень таких организаций, а предложенные изменения требуют включения в него всех организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами в наличной форме. Кроме того, принятие предложенного изменения потребует дополнительного согласования подпункта 1 с другими подпунктами пункта 1 статьи 6 закона. Например, в подпункте 3 пункта 1 статьи 6 закона перечисляются операции по банковским счетам (вкладам), а именно: размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме. В случае принятия предложенного изменения обязательному контролю будут подлежать не только указанные операции по банковским счетам (вкладам), но и все операции по банковским счетам (вкладам) с денежными средствами в наличной форме, если сумма их равна 600 тысячам рублей или превышает её либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тысячам рублей, либо превышает её. Таким образом, принятие предложенного изменения потребует дополнительного уточнения понятия "операции с денежными средствами в наличной форме", так как данное понятие включает в себя не только использование денежных средств в наличной форме в качестве средства платежа, но и множество других операций, не связанных с хозяйственной деятельностью или переходом права собственности на денежные средства. Именно как раз переход права собственности на денежные средства в своё время и явился тем критерием, которым руководствовалась ФАТФ при подготовке своих директив. Кроме того, реализация федерального закона вызовет значительное увеличение информации, направляемой в Росфинмониторинг, соответственно, также затрат хозяйствующих субъектов, связанных с направлением, документальным фиксированием и обеспечением конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ осуществления внутреннего контроля. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует принять данный законопроект в первом чтении при условии учёта указанных замечаний в ходе работы над законопроектом во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, законопроект первого чтения. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Я вижу, вопрос у депутата Решульского. Подводим черту. Владислав Матусович, куда вы пошли? Вы пока задержитесь, закончим с вопросами. Пожалуйста, Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу и Владиславу Матусовичу. Сергей Дмитриевич, скажите, а вот операции с наличными средствами в сумме 599 тысяч 500 рублей уже не подпадают под этот контроль? Я правильно понимаю? И сразу вопрос к Владиславу Матусовичу. Поясните мне, вот жизненная ситуация. Продал человек дом, тот по наследству достался, сейчас хочет расширить площадь, купить новую квартиру и, чтобы деньги не лежали в чулке дома, пошёл и внёс на свой вклад. Он тоже подпадает под контроль, что ли, этот вклад? Человек же не передаёт их никому, он просто не держит их дома в наличной форме, а открыл на себя вклад. Это тоже теперь будет подпадать под контроль, так я понимаю? ШАТАЛОВ С. Д. Да, Сергей Николаевич, два вопроса. По первому отвечу: вы абсолютно правы. Если сумма меньше 600 тысяч рублей, то, соответственно, сведения об этой операции не будут передаваться в Росфинмониторинг и она не будет подлежать контролю. Понятно, что, какую бы мы планку ни поставили, всегда существует значение ниже этой планки, и здесь нужно просто выбрать какую-то сумму. Что касается второго вашего вопроса, то да, действительно, если операция совершается с наличными денежными средствами, в этом случае сведения об этом в Росфинмониторинг попадут. Это никакое не ограничение на совершение такой операции и не обязательно там будет проводиться какое-нибудь расследование - скорее всего этого и не будет - в отношении источника происхождения этих денег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. По первому вопросу ситуация такая. Да, если это единичная операция и сумма будет меньше 600 тысяч рублей (или эквивалентная этой сумме), то она не попадёт в сообщение, скорее всего, банк не направит его. Если таких операций будет, допустим, две, то полагаю, что банк направит. Вот это я хотел бы сказать, отвечая на первый вопрос. Второй вопрос. Да, безусловно, если человек продаст дом и понесёт деньги от продажи дома в сумме свыше 600 тысяч в банк, информация о такой операции попадёт в уполномоченный орган. Я хотел бы сказать, что в последнее время, видимо, при борьбе с так называемым... с тем, что вот на жаргоне принято называть обналичиванием, или со снятием денежных средств со счетов в банках, которое приобрело достаточно угрожающие размеры... И снятие средств, и борьба с этим снятием, потому что перехлёсты есть везде. И было очень много предложений, насколько я понимаю, при подготовке этого законопроекта, которые сводились к запретам. Насколько я понимаю позицию Росфинмониторинга, как показывают мои консультации с людьми, которые там работают, Росфинмониторинг занял такую позицию, что нужно хотя бы разобраться и посмотреть, что это такое. Поэтому давайте поставим под контроль, прежде чем что-либо запрещать, потому что информации о том, что же на самом деле происходит, ну, не очень много. Разговоры о том, что, например, в каком-то банке каждый день физическое лицо снимает по 3 миллиарда рублей... И такие данные приводятся. Ну, может быть, данные верные, но физически, наверное, выполнить это невозможно, поэтому это скорее всего какое-то движение документов в большей степени, чем реальное движение наличных денег. Вот для того, чтобы это посмотреть, и вносится данный законопроект. Но ещё раз говорю, что у комитета по законопроекту много вопросов. Во втором чтении, я думаю, можно будет его доработать, в том числе и посмотреть возможность учёта европейской директивы, поскольку она закроет дополнительные пробельности, так сказать, в законе в этой части и поставит под контроль вопросы купли-продажи на значительные суммы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представитель президента? Не настаивает на выступлении. Я так понимаю, что и Сергей Дмитриевич тоже не настаивает на заключительном слове. Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и формированию терроризма". Включите, пожалуйста, режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, и финансированию терроризма, прошу прощения. Действительно, оговорка такая нехорошая. Нет, а вообще-то, "о противодействии формированию" тоже неплохо. Кто без карточки? Нет таких. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 01 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8% Результат: принято Принято.