Заседание № 123
О проекте федерального закона № 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 16 сентября 2014 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виталий Борисович Ефимов. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект призван урегулировать вопрос об организации и осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, определить требования к транспортным средствам и к водителям такси. Законопроект был внесён в Думу в 2014 году. За четыре года действующее законодательство претерпело существенные изменения, в частности, приняты изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые как раз обеспечивают защиту информации о заказе такси. Рынок тоже не стоит на месте: появились службы заказа (в народе их называют агрегаторами), что существенно изменило все отношения, при этом их деятельность никаким образом не регулируется, и недостаток регулирования приводит к развитию нелегальных перевозок. Необходимо создать систему государственного регулирования рынка легкового такси, которая охватывала бы всех участников, все процессы на этом рынке, а не только перевозки. Однако при внесении всех этих изменений мы выйдем за пределы концепции, следовательно, её надо будет изменять. В связи с этим комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект. Мы сейчас работаем над новым проектом закона, как только он будет готов, внесём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Полномочные представители президента, правительства будут выступать? Нет. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 53 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 181
О проекте федерального закона № 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Вячеслав Иванович Лысаков. Пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении представляется проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым регулируются правоотношения в области осуществления в Российской Федерации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и признаются утратившими силу статья 9 и пункты 2 и 5 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект направлен на совершенствование механизма государственного регулирования таксомоторной отрасли путём создания системы стабильных условий для деятельности легальных перевозчиков и, соответственно, неблагоприятной финансовой ситуации для теневого рынка. С этой целью смягчается административная ответственность, установленная ранее для легальных перевозчиков, и значительно ужесточается ответственность за нелегальные перевозки в данной сфере деятельности. Соответствующие изменения вносятся и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Законопроектом определяется компетенция органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в проекте содержатся положения, касающиеся организации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, их прав и обязанностей. Изменения вносятся в подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части установления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов организации транспортного обслуживания населения легковыми такси. Действующей редакцией к их компетенции относится организация транспортного обслуживания такси исключительно в пригородном и межмуниципальном сообщении, однако маршрут движения таксомотора определяется пассажиром, и такси относится к виду транспорта, осуществляющему как городские, так и пригородные и межмуниципальные перевозки. Законопроектом вводится понятие операторской службы как информационного центра, который, предоставляя доступ фрахтовщикам и перевозчикам к информации посредством телекоммуникационных каналов связи, снижает дополнительные издержки при формировании себестоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, обеспечивая тем самым массовый характер данной услуги для граждан, что особенно характерно для российской провинции. Вносятся изменения, касающиеся введения системы добровольной аккредитации субъектов рынка, направленные на создание дополнительных стимулов легализации рынка таксомоторных услуг. Комитетом концепция законопроекта поддерживается. Представляется, что его принятие позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования отношений в сфере предоставления таксомоторных перевозок, который будет способствовать повышению безопасности дорожного движения, улучшению качества обслуживания пассажиров, созданию конкуренции в данном сегменте рынка, формированию спроса на услуги перевозок легковыми такси, увеличению объёма поступлений в бюджет. По законопроекту имеется ряд замечаний неконцептуального характера. Так, следует уточнить в статье 1 законопроекта перечень нормативных правовых актов, составляющих систему правового регулирования данной области правоотношений. Уточнения требует также содержащееся в статье 2 законопроекта понятие "государственные услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси" в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Есть ряд и других замечаний, которые, конечно же, будут учтены ко второму чтению, в том числе что касается ответственности так называемых операторских диспетчерских служб. Вместе с тем не могу не сказать, что отзывы с мест, из субъектов на данный законопроект положительные, и на основании изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. И последнее, что хочу добавить. 29-30 сентября сего года мы с Евгением Сергеевичем Москвичёвым проводим в Ялте международную конференцию по вопросам таксомоторной отрасли, куда приглашены представители органов законодательной, исполнительной власти, профессионального сообщества, эксперты, в том числе зарубежные, и на этой конференции, я думаю, будут подготовлены замечания, предложения и поправки ко второму чтению данного законопроекта в случае его принятия сегодня в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Валерианович Журавлёв. ЖУРАВЛЁВ С. В., фракция ЛДПР. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы, что в современном мире бороться с интернет-технологиями невозможно? Если вы считаете, что невозможно, тогда зачем нужен этот законопроект, а если нет, то почему в законопроекте нигде нет ни одной ссылки на это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. Да, спасибо за вопрос. Вопрос имеет отношение прежде всего к диспетчерским службам, к так называемым операторским службам, которые мы впервые определяем, прописываем в данном законопроекте. И если говорить коротко, то есть надо сказать, что нормальные диспетчерские, которые стоят на учёте, то есть работают официально, легально, платят налоги и так далее, и есть диспетчерские, работающие вчёрную, работающие действительно нелегально, они пользуются интернет-технологиями, и с этим достаточно сложно, практически невозможно бороться. Ко второму чтению будет прописана ответственность диспетчерских служб, но надо сделать таким образом, чтобы с водой не выплеснуть ребёнка, потому что у нас в тысячах малых российских городов, населённых пунктов такси поднятием руки не остановишь, там работают только такси по заказу: вы звоните по телефону либо через Интернет вызываете автомобиль, и он через две, три, четыре минуты к вам приезжает. Есть опасения, что, вводя достаточно жёсткие санкции по отношению к диспетчерским службам как к институту вообще, мы угробим, образно говоря, те службы, которые работают легально, а теневые, работающие вчёрную диспетчерские службы уйдут на западные серверы и будут действовать оттуда. То есть это вопрос достаточно сложный, но он будет ко второму чтению проработан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Вячеслав Иванович, вот вы знакомы с резолюциями, принятыми на двух профильных форумах, которые в прошлые годы вы сами модерировали, я имею в виду, например, такой форум, как "Транспорт Сибири", и где в вашем законопроекте строки, которые показали бы всему профессиональному сообществу, что вы считаетесь с его мнением? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. Могу сказать, что очень много проходит форумов, различных мероприятий, в которых участвуют представители и законодательной власти, и исполнительной власти, и профессионального сообщества. Результаты работы форумов, которые назвали вы, у нас в комитете отсутствуют - пусть присылают, и мы рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Иванович, сегодня мне по почте пришло письмо от Кизима, председателя саморегулируемой организации Некоммерческое партнёрство автотранспортных компаний Республики Мордовия, нашего коллеги - низового депутата. Он от имени транспортников Мордовии ставит вопрос о том, чтобы предусмотреть ответственность диспетчерских оперативных служб, указывают конкретно на то, что нет страховок, нет медицинских осмотров и так далее. Я просил бы ко второму чтению эти предложения проработать и решить, что можно в рамках концепции этого законопроекта учесть, копию вам передам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не вопрос, это пожелание, да, Валентин Степанович? Спасибо.
Продолжаем обсуждение 19-го вопроса повестки. Мы заслушали доклад, начали задавать вопросы. Следующий вопрос задаёт Сергей Владимирович Иванов. Пожалуйста, микрофон включите. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вячеслав Иванович, вот приоритетами данного законопроекта, как вы сказали, является и повышение безопасности, и повышение конкуренции. Поскольку в законопроекте я не нашёл требований, которые предъявлялись бы и к качеству автотранспортных средств, и к самим водителям, не приведёт ли это к тому, что подаваться будут автомобили, которым место на свалке, а пассажиры будут водителям показывать дорогу? То есть вот такие в конкурентной борьбе как раз выиграют? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков. (Шум в зале.) Коллеги, пожалуйста, потише! Рассаживайтесь по местам, мы уже начали работать. ЛЫСАКОВ В. И. Сергей Владимирович, вы в данном случае ошибаетесь, поскольку автомобили и водители обязаны проходить ежедневный предрейсовый осмотр. Это во-первых. Во-вторых, машины дважды проходят технический осмотр, хотя сейчас уже это не государственный технический осмотр, а просто технический осмотр, но если машина не будет допущена к движению на дорогах общего пользования, то отсюда возникнут все вытекающие последствия для водителя, будь он таксистом или обычным автовладельцем автомобиля, все последствия уже прописаны в законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Вячеслав Иванович, мы на протяжении достаточно долгого времени, когда рассматривали здесь законопроекты, которые предлагались субъектами Российской Федерации, слышали от вас фразу: "Мы занимаемся мониторингом... мониторингом... мониторингом...". Вот хотелось бы узнать, коль скоро уж этот законопроект внесён и сейчас рассматривается, где результаты мониторинга, как вы его проводили, кто принимал участие в этом мониторинге, где, повторяю, его результаты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Александр Сергеевич, если у вас есть конкретные вопросы по конкретному законопроекту, я готов на них ответить, а просто рассуждать на тему о том, где, кто и так далее, - я думаю, это потеря времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович, коллеги всё-таки интересуются, поэтому если не в рамках пленарного заседания, то хотя бы потом расскажите. Да-да-да, не надо так... ЛЫСАКОВ В. И. Ну конечно, пожалуйста, Александр Сергеевич, подойдите, я вам покажу отзывы субъектов и так далее, и мы с вами поговорим на эту животрепещущую тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Валентинович Свиридов. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вячеслав Иванович, перевозка пассажиров - тема больная вообще для всех наших регионов. Какие гарантии даёт этот закон тем, кто сейчас получит разрешение на перевозку, вложит большие деньги? Мы все хотели бы, чтобы пришли серьёзные предприятия на этот рынок, в эту сферу услуг. Разрешение даётся на пять лет - а почему бы не сделать его бессрочным? Ведь кто знает, что будет через пять лет, а вложения в этот бизнес, если им заниматься по-серьёзному, по-хорошему, весьма и весьма большие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Валентин Валентинович, если бы вы чуть внимательней прочитали законопроект, вы увидели бы, что в тексте указано, что разрешение даётся на срок не менее пяти лет. Пожалуйста, субъект может выдать на больший срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы... Нет, простите. Константин Сергеевич Субботин задаёт вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет? Не выдержал - первый день, устал. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Александр Сергеевич Старовойтов, пожалуйста. Выступление от фракции, семь минут. СТАРОВОЙТОВ А. С. Даже не хватит, Сергей Евгеньевич, клянусь. Если можно, я могу взять ещё время фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ... Я даже хотел помощника с собой пригласить, чтобы взять все материалы из субъектов Российской Федерации, которые у меня есть, как от уполномоченных органов, так, собственно говоря, и от профессиональных сообществ. Вячеслав Иванович, я вот сейчас приехал такой, знаете, разгорячившийся после "честных" выборов в Астраханской области, поэтому вы - не обессудьте! - попались под горячую руку. Всё, начнём, собственно говоря. В ответах на наши вопросы, конечно, большая доля лукавства, наверное, процентов девяносто. И уход от ответа на мой вопрос - очередное проявление неуважения ко мне как к своему коллеге. Сергей Евгеньевич правильно вам сделал замечание, ведь я вам задал конкретный вопрос. Когда мы вносим какую-либо законодательную инициативу, мы должны давать чёткую аргументацию, например, что мы провели мониторинг, что мы приняли участие в таких-то встречах, что в работе участвовали такие-то уполномоченные, приводить статистику. Вот вы же использовали слово "мониторинг" все эти годы, когда здесь отклоняли законопроекты, в частности, Краснодарского края, Ярославской области, - ну так расскажите, какой же мониторинг вы провели и где вы это делали! Но почему-то вы сказали, что мой вопрос носит риторический, а не конкретный характер. Самый что ни на есть конкретный, Вячеслав Иванович, дорогой! Учитывая большой объём информации, которую мне хочется сообщить коллегам, я буду некоторые моменты озвучивать тезисно. В частности, мы не ставим сегодня задачу дать подробный анализ содержания норм предлагаемого законопроекта, этот анализ чётко и подробно дан в проекте официального отзыва Правительства Российской Федерации, подготовленного профильными министерствами, который имеется в нашем распоряжении и в котором правительству не рекомендуется поддерживать предлагаемый законопроект, а также в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, где тоже чётко написано: не рекомендуется. Хотим отметить, что продемонстрированная авторами текста законопроекта... Ну, вы знаете, когда люди делают ошибки какие-то юридические, можно сказать, что человек ошибся, а если характеризовать ваш законопроект в целом, я бы сказал, что здесь вопиющая безграмотность и неприкрытое лоббирование интересов основных организаторов нелегального извоза в Российской Федерации, так называемых федеральных диспетчерских служб. Сегодня, когда один из моих коллег задавал вопрос по поводу диспетчерских служб, вы сказали, что есть чёрные диспетчерские службы и белые диспетчерские службы. Когда я несколько месяцев назад здесь выступал по тематике такси, я уже упоминал некоторые фамилии и структуры. Например, Национальный совет такси, председателем которого вы являетесь, - в руководстве ассоциации присутствуют представители руководства фирмы "Сатурн", федеральной диспетчерской службы. "Сатурн", "Максим" - это основные диспетчерские службы, которые работают по-чёрному на территории Российской Федерации и к кому профессиональные сообщества и уполномоченные органы предъявляют огромное количество претензий. Партия "Автомобильная Россия", которая состоит в основе своей из представителей Национального совета такси, - в руководстве вашей партии опять же представители этих чёрных диспетчерских служб, как считает профессиональное сообщество. Думаю, что небезосновательно считает, потому что я сам принимал участие в борьбе с нелегальными перевозчиками, выезжал в субъекты Российской Федерации вместе с представителями ГИБДД на местах и уполномоченных органов, и лично являлся свидетелем, очевидцем того, как всё это происходит, Вячеслав Иванович. Так вот, в деятельности такси, причём не только в Российской Федерации, но и во всём мире, в настоящее время как раз происходит некая технологическая революция, обусловленная следующими факторами: широкая доступность легковых автомобилей и массовая автомобилизация населения, глобализация таксомоторного бизнеса и прорывное развитие информационных технологий - спутниковая навигация, автоматизация деятельности таксомоторных предприятий и диспетчерских центров (вам это известно, Вячеслав Иванович), существенное увеличение транспортной мобильности населения. Так вот, за последние десятилетия благодаря этим факторам произошло кардинальное изменение технологий ведения таксомоторного бизнеса, связанное с повсеместным применением фактически нового способа мгновенной коммуникации между пассажиром и водителем с помощью интернет-приложений. В Российской Федерации широкое развитие получило использование диспетчерскими службами программно-аппаратных комплексов приёма и передачи заказов, функционирующих на основе технологий спутниковой навигации с использованием телефонной связи, но Россия стоит на пороге массовой замены телефонного заказа вызовом такси через интернет-приложения, и вы неоднократно говорили, выступая на разных площадках, что бороться с этим практически невозможно, очень сложно по крайней мере. Слушайте, с педофильскими сайтами получается бороться, можем блокировать их, а с интернет-приложениями, которые работают с нелегальными перевозчиками, тем самым давая им толчок к процветанию, оказывается, мы бороться не можем? Замечательно! Если мне не изменяет память, даже в проекте негативного отзыва Правительства Российской Федерации написано о том, что, фактически вводя понятие диспетчерских служб, вы не даёте никакого алгоритма, как вообще бороться с этими диспетчерскими службами, то есть как их наказывать, каков вообще алгоритм действий против диспетчерских служб, если они будут допускать нарушения. Ну, вы знаете, я считаю - это моё право, собственно говоря, я ни в чём не пытаюсь обвинить вас напрямую, но имею право так считать, - что вы как-то действительно странно занимаетесь лоббизмом вот этих диспетчерских служб, Вячеслав Иванович. Идём далее. Наверное, абсолютно очевидно, и многие уже слышали, что сейчас на рынок выходит известная структура под названием "Убер". Вот сейчас пошла реклама по Российской Федерации: перевозка за 99 рублей - всё замечательно, всё шикарно, все довольны тем, что перевозка дешевеет. Ну не может стоимость перевозки быть равна, по сути дела, себестоимости, Вячеслав Иванович! В Германии 3 сентября прошлого года, по-моему, была запрещена деятельность "Убер" в судебном порядке на всей территории ФРГ в целях сохранения национального рынка такси. Что такое "Убер"? Это та же самая диспетчерская служба, которая, также используя уже более совершенные интернет-технологии, выходит сюда. Но, господа, это несколько миллиардов долларов, которые профинансировал "Google", - то есть американская транснациональная корпорация профинансировала эту структуру, которая сейчас выходит сюда, в Российскую Федерацию, уже вошла, точнее, для того чтобы валить рынок такси. Сейчас, когда кто-то из вас будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении, подумайте над тем, что вы делаете. Учитывая геополитическую обстановку, учитывая санкции, которые объявлены против нас, я считаю, что уже надо бить в колокола, заявлять об этой угрозе во всеуслышание. Если сейчас законопроект будет принят, уважаемые коллеги, то, вы знаете, я даже не исключаю того, что объявлю голодовку и выйду с табличкой, что я против закона о такси и против лично Лысакова, и буду делать всё возможное, чтобы Президент Российской Федерации обратил внимание на ситуацию, которая разворачивается в сфере такси. Ещё раз напомню вам, Вячеслав Иванович, что лично вы поднимались на этой протестной волне таксистов и должны отдать должное профессиональному сообществу, а не диспетчерским службам. А когда вы, отвечая на вопрос, говорите, что у вас нет резолюции... В прошлом году в Санкт-Петербурге состоялся международный евразийский форум, на котором вы председательствовали, - так вот все принятые резолюции были направлены в адрес всех уполномоченных органов. Повторяю, вас туда приглашали, вы знаете о том, какие были резолюции, но в вашем законопроекте нет ни слова о том, что было предложено вам профессиональным сообществом и уполномоченными органами из шестидесяти субъектов Российской Федерации, присутствовавшими там, Вячеслав Иванович. Голосовать за данный законопроект - преступление, фракция ЛДПР делать этого не будет и не рекомендует никому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Александр Сергеевич, вместо таких пламенных политических речей вы лучше написали бы конкретные поправки, которые касаются этой отрасли, пользы было бы больше, поверьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 54 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.