Заседание № 209
20.01.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 472427-6 "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части финансового обеспечения деятельности медицинских организаций, расположенных в сельских населённых пунктах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5882 по 6291 из 6824
24-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона... "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Сергей Михайлович Катасонов. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть данного законопроекта - повысить доступность получения медицинской помощи в сельской местности. Если рассматривать, какие основные моменты мы предлагаем изменить своим законопроектом, то их два: первый - финансировать сельские больницы и ФАПы исходя из фактических затрат, и второй - перечень учреждений здравоохранения в сельской местности должен быть утверждён органом государственной власти. Почему мы пришли к необходимости внесения такого законопроекта, я думаю, вы все это представляете. Если мы с вами сегодня посмотрим, что у нас осталось от сельской медицины, от сельского здравоохранения на территориях, то увидим, что там не осталось практически ничего. Я могу сказать в отношении Оренбургской области, которую представляю: за три года реформ, которые там проходили, у нас ликвидировано семь участковых больниц, закрыто более ста ФАПов. Мы эту тему неоднократно поднимали, в том числе и здесь, когда министр здравоохранения докладывала нам о том, что ставятся задачи по открытию новых ФАПов, о дополнительных амбулаториях. Конечно, это настолько разнится с тем, что мы имеем фактически на территориях, что даже иногда стыдно, что такие вещи нам здесь говорят! Я не говорю о том, что от Счётной палаты нам докладывали в этом году, указывали, что не открыто более полутора тысяч ФАПов на территории России от запланированных, и так далее. Причина здесь, на мой взгляд, в том, что мы изначально попытались отказаться от медицинской помощи как от государственной услуги, мы почему-то решили, что рынок отрегулирует всё, в том числе и данную сферу. Я хочу сказать, что рынок, экономика могла бы отрегулировать, но в том случае, если бы у нас были, скажем так, нерешённые вопросы и человек шёл и рублём голосовал за получение медицинской помощи в том или ином учреждении, но когда их просто нет на территории сельской местности, то это выглядит в достаточной степени утопически. Мы с вами определили, что основной критерий оценки успешности "дорожных карт" в сфере здравоохранения на территории - это приближение заработной платы наших врачей к двукратному превышению средней заработной платы по региону, а зарплаты среднего и младшего персонала - к уровню 100 процентов от средней зарплаты по региону. Мне кажется, такие задачи были не совсем корректны, не совсем правильны, потому что регионы пошли по простому пути: учитывая, что у них недостаток средств для воплощения указов президента, они элементарно пошли по пути сокращения, в результате мы сегодня получили то, что на огромных территориях нет фактической доступности. На мой взгляд, конечно, нужно было вводить критерий доступности, определят срок, в течение которого человек... да вообще должна быть шаговая доступность! И конечно, если бы в тех документах, которые мы приняли, были такие пограничные точки, как, скажем, допустим, сколько должно быть медперсонала в поселениях с численностью 700 тысяч человек, как обязательное наличие ФАПа в поселениях с численностью 300 человек и более... Вот таких реперных точек мы не поставили, отдав принятие решений на откуп губернаторам, министрам здравоохранения, - и сегодня получили то, что имеем! Ну посмотрите, какой экономический стимул. Сегодня у нас в сельских поселениях все ФАПы, районные больницы, амбулатории являются структурными подразделениями ЦРБ, и когда перед главным врачом ЦРБ стоит задача повысить заработную плату, то, конечно, он решает её совершенно элементарно: закрывает ФАПы - освобождается от коммунальных платежей, освобождается от персонала, от расходов на заработную плату. Его абсолютно не интересует, куда пойдёт житель такого-то села и является ли эта медицинская помощь доступной, - у него нет таких критериев в "дорожной карте"! А вот по заработной плате у него критерий есть, причём это так гипертрофированно сделали, что главные врачи ЦРБ стали получать по 150 тысяч рублей, по 200 тысяч рублей, - вот результат! - а в среднем по больнице вроде у нас неплохо, уровень зарплаты у врачей составляет 130 процентов от средней заработной платы по региону. Если мы дальше углубимся, сделаем срез, то увидим, что между больницами средняя зарплата отличается в два с половиной раза (средняя в одном районе и средняя зарплата в другом районе), а если сравнить по категориям, то отличие между зарплатами младшего персонала в одной больнице и в другой будет составлять шесть с половиной раз! То есть вот эти, так сказать, извращения, которые мы получили в результате реформы, нам ещё аукнутся, потому что население совершенно точно помнит, как было, и может сравнить с тем, как стало. И в 2015 году у нас будут муниципальные выборы - я думаю, население, конечно, голосованием покажет, что оно против той реформы, которая прошла. Каким образом можно защитить население, и даже как помочь защитить губернаторов? Дело в том, что если бы были критерии и законодательно закреплённый перечень тех территорий и посёлков, в которых мы обязаны содержать ФАПы, в зависимости от численности населения, от доступности ближайшей точки, где можно получить медицинскую помощь, то вот здесь уже исполнительная власть, скажем так, обязана была бы в любом случае, хотя по минимуму, но содержать эти амбулатории и ФАПы. Мы считаем, что если бы этот законопроект был принят, то это частично сняло эту проблему, и финансирование по фактическим затратам - это на сегодня, как мы видим, единственный способ решить вопрос с доступностью. Убедительная просьба, учитывая ситуацию в сельском здравоохранении, поддержать данный законопроект. Я думаю, что он изменит отношение к нам в том числе наших избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. С содокладом выступает Салия Шарифьяновна Мурзабаева. МУРЗАБАЕВА С. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, наш Комитет по охране здоровья разделяет озабоченность автора - Сергея Михайловича - по поводу обеспечения доступности оказания медицинской помощи сельскому населению. Мы понимаем, что 26 процентов населения России проживает в сельской местности и, к сожалению, состояние здоровья у сельчан намного хуже, чем у горожан. Тем не менее существующее законодательство предусматривает все меры по обеспечению доступности медицинской помощи и для сельчан. Как вы знаете, в соответствии с федеральным законом № 323-ФЗ ежегодно формируется территориальная программа государственных гарантий на основании принятой постановлением Правительства Российской Федерации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Российской Федерации. Так, сейчас уже утверждена программа на 2015 год и на последующие 2016 и 2017 годы, которой предусматривается и предоставляется возможность субъектам устанавливать дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи с учётом этапов её оказания (уровни фельдшерский, участковый, уровень ЦРБ, республиканский уровень, федеральный уровень) и, безусловно, с учётом региональных особенностей. В целях обеспечения доступности медпомощи гражданам в малонаселённых, отдалённых населённых пунктах и в сельской местности территориальными программами в каждом субъекте устанавливаются и должны устанавливаться в соответствии с законодательством дифференцированные объёмы медицинской помощи с учётом использования санитарной авиации, телемедицины и других передвижных форм оказания медицинской помощи. Мы знаем, что дефицит кадров в России большой, эта проблема актуальна для всех субъектов, и поэтому мы считаем, что один из выходов - это, как сказал Сергей Евгеньевич сегодня в своём вступительном слове, рациональное и эффективное использование ресурсов, в том числе кадровых, и соответственно организация выездных форм оказания медицинской помощи с применением приобретённых в рамках модернизации здравоохранения различных медицинских мобильных комплексов, оснащённых соответствующим оборудованием. И хочу подчеркнуть, что с 2014 года программой госгарантий отдельно выделены критерии доступности и качества медицинской помощи в сельской местности. Вместе с тем, ещё раз подчёркиваю, члены комитета считают, что проблема доступности медицинской помощи для села остаётся актуальной, и поэтому на март в соответствии с планом работы комитета уже запланированы парламентские слушания для обсуждения этой проблемы и принятия конкретных решений. Представленный законопроект прошёл правовую экспертизу, получено заключение Правового управления, получено заключение Счётной палаты Российской Федерации - законопроект не поддерживается. Комитетом Совета Федерации по социальной политике проект закона не поддерживается. Получены отзывы от субъектов Российской Федерации: от законодательных органов получено девять отрицательных отзывов, семь положительных, от исполнительных органов власти получено двадцать девять отрицательных отзывов, десять положительных. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. С учётом изложенного Комитет по охране здоровья данный законопроект не поддерживает и просит его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сикорский Анатолий Сергеевич. СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Салия Шарифьяновна, вопрос такого характера. Вот то, что предложил коллега Катасонов, - это на сегодняшний день имеет право жить, этот законопроект актуален, такой закон очень нужен нашему населению. Я представляю активно развивающийся край - Краснодарский край: я не говорю о депрессивных регионах, но даже в Краснодарском крае сегодня недостаток ФАПов составляет порядка 150 единиц, это минимальную цифру я называю, и это при том, что регион довольно самостоятельный в финансовом отношении и так далее. Чиновникам глубоко плевать на всё это - если мы не примем этот закон или подобный ему и отложим опять до марта, то в итоге мы в этом году получим опять ту же историю: наши люди будут вымирать. Получается, нас это заботит в последнюю очередь, хотя это наша первоочередная задача! Отсюда вопрос: как вы считаете, что необходимо сделать сегодня, чтобы всё-таки подобные законы были приняты? МУРЗАБАЕВА С. Ш. Спасибо за вопрос. К решению проблемы обеспечения доступности медицинской помощи населению, в том числе в сельской местности, конечно, должен быть комплексный подход. Сегодня, как я уже сказала, у нас очень большой кадровый дефицит. Если мы даже построим в каждом населённом пункте ФАПы... у нас сегодня есть территории, где и средних медработников, фельдшеров, недостаточно, не говоря уже о врачебном персонале и об узких специалистах, поэтому я пыталась подчеркнуть, что необходимо развитие выездных форм оказания медицинской помощи. Это исключительно вопросы организации, когда из центральной районной больницы по графику выезжают в каждый населённый пункт конкретные узкие специалисты, и даже есть возможности с использованием этих мобильных бригад проводить диспансеризацию населения, уже есть у нас такие данные. Второй путь - это, конечно же, строительство ФАПов. Мы не отрицаем необходимости этого, не говорим, что нет необходимости обновлять, реконструировать, строить ФАПы. Программа даже есть развития села, вы знаете, в рамках курируемой Министерством сельского хозяйства федеральной целевой программы, сейчас госпрограммы, там тоже предусмотрено строительство ФАПов, не только в рамках Министерства здравоохранения Российской Федерации и госпрограммы по развитию здравоохранения в Российской Федерации. Никто не опровергает необходимости комплексного подхода к решению проблемы обеспечения доступности медицинской помощи населению, но данный законопроект предусматривает изменения механизма финансового обеспечения оказания медицинской помощи, что полностью противоречит существующему законодательству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Алексеевич Литвинцев. ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР. Уважаемая Салия Шарифьяновна, вот я вас слушал очень внимательно: сначала вы зачитывали некий документ, написанный специально (такое ощущение!) для такого матёрого чиновника, в котором объясняется, почему не хотят принять этот закон, потом вы отвечали на вопрос. Мне хотелось бы пригласить вас на какое-нибудь мероприятие в селе: если бы вы людям точно так же ответили, как сейчас предыдущему коллеге, я посмотрел бы на их реакцию, послушал бы, что они вам скажут, и на вашу реакцию посмотрел. Законопроект, о котором Сергей Михайлович докладывал, не просто актуальный - он на сегодняшний день единственный (к сожалению!), который даёт надежду на то, что мы что-то сможем изменить в селе. Все ваши рассказы про выездные бригады - это сказки непонятно про что. У нас, к сожалению, даже скорой помощи нет на селе, уазики разбитые там ездят! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Алексеевич, ну, это наверное, выступление было, не вопрос. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Михайлович, проблема одна из острейших, спасибо, что её подняли. Действительно, в России за постсоветское время количество медицинских учреждений сократилось с 10,5 тысячи до 6,5 тысячи, то есть почти в два раза. Действительно, когда мы спрашиваем руководителей регионов, зачем закрываются фельдшерско-акушерские пункты и роддома, нам отвечают: для блага пациентов. Между тем всё больше женщин рожают дома или в автомобилях. Вопрос: достаточно ли в вашем законопроекте норм прямого действия, чтобы остановить этот крайне вредный для страны процесс? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Катасонову включите микрофон. Присаживайтесь, Салия Шарифьяновна. КАТАСОНОВ С. М. Спасибо за вопрос. На самом деле действительно мы вот проанализировали эту ситуацию и попытались найти варианты, каким же образом, с одной стороны, ну, отчасти заставить исполнительную власть в субъектах поддерживать эти фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, а с другой стороны, дать субъектам возможность обоснованно использовать средства на содержание с точки зрения экономики убыточных, скажем так, вот этих ФАПов. Мы же знаем, об этом говорила содокладчик, что сегодня у нас одноканальное финансирование, и рублём, получается, своим полисом житель выбирает... ну, он не выбирает, если у него в селе одно место, где оказывается медицинская помощь, и он вынужден туда обращаться. Но если количество жителей ограниченно, скажем так, этот ФАП недобирает средства, которые необходимы на заработную плату, на коммуналку и так далее, и получается, что с точки зрения экономики его там содержать невыгодно. Знаете, мы вот это проходили с сельскими школами, мы объясняли, что если нет школы, то и нет села, я думаю, в отношении здравоохранения это ещё более актуально. У нас же сегодня принят закон, который позволяет финансировать нам школы по фактическим затратам, то есть сказать, что мы предложили какой-то здесь революционный подход, нельзя, это абсолютно не так. Мы проанализировали, что на селе работает, из опыта уже не советского, а российского, и вот это предложили. И мы понимаем, почему нам нужно именно законодательно закрепить этот перечень. Во-первых, это всегда делалось у нас в Советском Союзе. Во-вторых, надо исходить из двух критериев: прежде всего надо учитывать численность населения, то есть не менее 300 человек должно быть, но есть такие поселения на территории нашей страны, до которых добраться просто нереально, и поэтому нельзя исходить только из численности населения, необходим другой критерий - транспортная доступность. И вот здесь уже исполнительная власть должна определять этот перечень, решать, какие медицинские учреждения необходимо оставить, для того чтобы социальное напряжение не возрастало на территориях, чтобы людям была доступна медицинская помощь... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, извините, прерву вас: мне надо определиться по вопросу окончания работы. Я вам минуту ещё дам на ответы на вопросы. Коллеги, мы должны завершить рассмотрение этого вопроса, если не возражаете, и ещё рассмотреть два вопроса по сокращённой процедуре и одно протокольное поручение. Нет возражений? Нет. Включите микрофон депутату Катасонову. Ещё раз извините, Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Вот необходимо принятие двух мер: первая - это закрепить законодательно перечень таких субъектов здравоохранения по территории области; вторая - финансировать по фактическим затратам. Этого достаточно, для того чтобы, не используя дополнительных средств, а в рамках тех, которые есть у субъекта, решать этот вопрос так, чтобы население почувствовало, что мы хотим не формально решить только вопрос с заработной платой, а действительно сохранить здоровье людей, которые живут на территории России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, сегодня наше заседание началось с призыва быть добрее друг к другу, но, судя по тем процентам, по результатам голосования по законодательным инициативам представителей других политических партий... Такое ощущение, что мы живём в разных странах! Мы говорим о том, что необходимо поднимать и развивать сельское хозяйство, - а мы задаёмся вопросом, кто будет жить на селе? Людям нужно создать элементарные условия для существования! В населённых пунктах должны работать бани, библиотеки, детские сады, школы, должна быть доступная медицина. Если этих условий нет, то небольшие населённые пункты будут вымирать, а если эти условия есть, те населённые пункты, которые существуют, будут наполняться. Поэтому, если инициатива нашего коллеги неактуальна, нужно предложить другую инициативу! Вот факт на сегодняшний момент (не буду называть область, не буду называть район): у мужчины на руках умер ребёнок из-за высокой температуры, он нёс его на руках, так как скорая помощь отказалась ехать из-за того, что слишком далеко и дорогу занесло снегом. Вот реалии сегодняшнего дня! Рассматривать затраты государства на такие направления, как здравоохранение, медицина и Вооружённые Силы, с точки зрения того, окупаемые они или неокупаемые, - это, я думаю, большая глупость. Целесообразность для государства затрат на такие сферы, как здравоохранение, образование, оборона государства, не может обсуждаться. Для нашей страны эти затраты всегда будут целесообразны, поэтому я предлагаю, коллеги, поддержать данную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М. Спасибо. Постараюсь очень коротко. Оптимистичные выводы представителей профильного комитета, конечно, не будут поддержаны в первую очередь именно на селе, я думаю, и наши коллеги об этом уже сказали. Предложенную инициативу необходимо поддержать. Сегодня система здравоохранения основана на нормативно-подушевом финансировании, не учитывается территориальная удалённость некоторых населённых пунктов. Хотя и Счётная палата, и профильный комитет справедливо отмечают, что расходы, обозначенные в законопроекте, могут быть заложены именно в тарифном соглашении, однако реалии таковы, что тарифные соглашения в большинстве регионов составляются по принципу уравниловки, на основе единых рекомендаций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). В связи с этим концептуальная идея финансовой поддержки медицинских учреждений, находящихся в сельской местности, с целью создания медицинской инфраструктуры должна быть поддержана. Технический вопрос заключается только в том, из каких источников осуществлять эту поддержку: либо нормативно обязать регионы закладывать эти средства в тарифы, либо выделять целевые субсидии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович, будете ещё раз выступать? Нет. Салия Шарифьяновна? Депутату Мурзабаевой включите микрофон. МУРЗАБАЕВА С. Ш. Спасибо. Я от фракции, Иван Иванович. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не поддерживает, но я ещё раз, третий раз повторяю, что мы разделяем озабоченность автора законопроекта, поэтому мне хотелось бы подчеркнуть, что, кроме того что в марте будет "круглый стол" комитета по вопросам обеспечения доступности медицинской помощи, в рамках партийного проекта "Качество жизни..." отдельным направлением является решение кадровых проблем в здравоохранении и на 29 января запланировано проведение селекторного совещания, вторым вопросом которого будет обеспечение доступности медицинской помощи. Учитывая актуальность этого направления здравоохранения, партия считает его приоритетным. Кроме того, хочу поблагодарить всех коллег за дискуссию, за глубокое знание проблем здравоохранения и сказать, что при составлении тарифа на оказание медицинской помощи не только уполномоченные органы исполнительной власти принимают участие в работе тарифной комиссии, но и профсоюзные организации, и общественные организации, и страховые компании, и представители фонда медицинского страхования. Тарифная комиссия существует при каждом субъекте, и в её полномочия входит как раз дифференцированное определение объёмов оказания медицинской помощи с учётом транспортной, географической отдалённости районов, плотности населения, заболеваемости и смертности и так далее, с учётом всех демографических показателей. Поэтому наша задача, как парламентариев, как раз тоже принимать участие в парламентском контроле за реализацией территориальных программ госгарантий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 41 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.