Заседание № 178
О проекте федерального закона № 472415-6 "О внесении изменения в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о принятии во втором чтении законопроекта, принятого в первом чтении с названием "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Сергей Вячеславович Калашников предлагает включить ранее подготовленный законопроект, который мы исключили по техническим причинам. Нет возражений? Принимается.
Следующий вопрос - дополнительно включённый в нашу повестку проект федерального закона "О внесении изменения в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 21 мая. Это законопроект наших коллег, которым предусматривается перенос сроков передачи полномочий по закупке лекарств для лечения редких заболеваний с 2015 года на 2018 год. Всего поступило две поправки, комитет поддерживает их. Прошу принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по поправкам из таблицы № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Сергей Вячеславович, три поправки в таблице? Да, три поправки, спасибо. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 53 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается. По третьему чтению, Сергей Вячеславович, есть предложения? КАЛАШНИКОВ С. В. Да. Данный законопроект в установленном порядке подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все экспертизы. Прошу в случае принятия законопроекта во втором чтении в "час голосования" принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Ставлю на голосование дополнительный вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 19 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принят во втором чтении. Было предложение и в третьем чтении его проголосовать. Нет желающих выступить по мотивам голосования? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 40 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 472415-6 "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о переносе срока вступления в силу отдельных положений закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Ольга Юрьевна Борзова. БОРЗОВА О. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разработанный мною совместно с другими депутатами, он направлен на то, чтобы перенести срок передачи субъектам Федерации полномочий по организации обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих редкими заболеваниями, по программе "Семь нозологий", с 1 января 2015 года на 1 января 2018 года. Необходимо подчеркнуть актуальность, целесообразность и необходимость принятия данного законопроекта, исходя из того что согласно действующему законодательству вопросы организации обеспечения этой категории граждан лекарственными препаратами должны быть с 1 января 2015 года перенесены на уровень региона. Нужно сказать, что децентрализация данного вида государственных закупок без проведения пилотных проектов в некоторых субъектах Российской Федерации, без изучения вопроса о том, как это скажется на обеспечении больных данной категории, на наш взгляд, нецелесообразна. Во-первых, потому, что резко увеличится количество торгов: сколько субъектов в Российской Федерации, столько будет и торгов. Редкие заболевания потому и называются редкими, что в некоторых субъектах по каким-то нозологиям всего один, два, три или четыре больных. Во-вторых, производители не будут участвовать в таком количестве торгов, и появится масса посредников, которые, как вы понимаете, заинтересованы в максимальной цене. Вопрос цены - это главный вопрос. В настоящее время этот вид закупок осуществляется федеральным органом власти - Министерством здравоохранения, и производители дают объёмные скидки, за счёт которых приобретаются дополнительные лекарства. Министерство здравоохранения является практически единственным оператором федерального реестра данной группы больных, оно может не только планировать централизованные закупки, но и, самое главное, перемещать эти препараты в случае необходимости или в случае появления таких больных в каких-либо субъектах Российской Федерации. Уважаемые коллеги, авторы данного законопроекта обращаются с просьбой к Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Георгиевна. С содокладом выступает Олег Анатольевич Куликов. Включите микрофон. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Ольга Георгиевна подробно обосновала необходимость принятия данного законопроекта. А вообще, по моему мнению, это наиболее эффективная государственная программа поддержки больных с редкими заболеваниями, она работает с 2008 года, и уже сам этот период говорит о том, что необходимо ещё продлить финансирование этой программы из федерального бюджета, потому что наши регионы не готовы к полноценному финансированию достаточно сложной с точки зрения логистики программы поддержки больных. За время действия данной программы значительно повысился уровень выявления заболеваний: в 2008 году в регистре было 26 тысяч больных, сейчас уже более 80 тысяч; повысился уровень доступности получения лекарственной терапии: средняя стоимость рецепта в 2008 году была 80 тысяч рублей, сейчас - 50 тысяч; сегодня можно говорить уже о продлении жизни пациентов на пять лет, об уменьшении смертности и о существенном улучшении качества жизни больных. Уважаемые коллеги, на законопроект получены положительные отзывы Комитета Совета Федерации по социальной политике, Счётной палаты Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, и двадцать три положительных отзыва поступило из субъектов Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по охране здоровья, фракция КПРФ - а я ещё представляю мнение фракции - поддерживают принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Вопросы есть, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Ольга Георгиевна, я, конечно, поддерживаю данный законопроект полностью, но считаю, что обеспечение лекарствами больных такими серьёзными заболеваниями, о которых говорится в вашем законопроекте, должно быть только в руках федеральной власти, потому что передача этих полномочий регионам вызовет дополнительную волну коррупции и, возможно, покупку не оригинальных лекарств, а их заменителей из-за нехватки, острой нехватки средств в регионах. И вот в связи с этим главный вопрос. Год назад, по-моему, Роспотребнадзор сообщил, что из проверенных групп лекарств 72 процента лекарств не соответствовали нормативным требованиям, - 72 процента на федеральном уровне! - а если мы отдадим это в регионы, ведь количество таких нарушений возрастёт! Как будет контролироваться не закупка, а качество закупаемых лекарств, не увеличится ли количество поддельных лекарств - люди будут покупать лекарства или получать их, а эффекта не будет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Борзовой включите микрофон. БОРЗОВА О. Г. Уважаемый Владимир Николаевич, большое вам спасибо за вопрос. Если вы хотите знать моё мнение, я поддерживаю вашу позицию относительно того, что централизованные закупки необходимо оставлять на уровне Федерации. Я хотела бы вам доложить, что государством выделен из федерального бюджета 51 миллиард на эту группу заболеваний и эту категорию граждан, поэтому диссеминировать закупки, что приведёт к нерациональному использованию бюджетных средств, думаю, нецелесообразно. Что касается производства данных лекарственных препаратов, я хочу сказать, что более 90 процентов этих препаратов производится, к сожалению, за рубежом, это импортные препараты, все они проходят клинические испытания и имеют соответствующие сертификаты качества. Кроме того, могу вам доложить, что в Российской Федерации в каждом округе открыты контрольно-аналитические лаборатории по контролю за качеством лекарственных препаратов. Службы, которые это контролируют, теперь имеют на вооружении названные мной лаборатории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Ольга Георгиевна, уважаемый Олег Анатольевич! Мы помним, что при обсуждении бюджета на 2014-2016 годы назывались данные, согласно которым долги российских регионов составляли порядка 1 триллиона 300 миллиардов рублей, думаю, с тех пор эти долги не уменьшились, скорее, выросли. Люди в регионах, и в особенности люди больные, постоянно ставят один и тот же вопрос: нельзя ли расширить список тех заболеваний, обеспечение лекарствами по которым финансируется из федерального бюджета, выйти за пределы "Семи нозологий"? Ваше мнение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Борзовой включите микрофон. БОРЗОВА О. Г. Уважаемый Олег Николаевич, могу вам доложить, что вопрос о расширении перечня лекарственных препаратов обсуждается. Это связано, к сожалению, с огромными финансовыми вливаниями, но вопрос не снимается, он обсуждается, в том числе и на коллегиях Министерства здравоохранения Российской Федерации. Активную позицию занимает наш Комитет по охране здоровья, и, безусловно, перечень будет расширяться. С другой стороны, решит ли это расширение все проблемы обеспечения этой категории граждан лекарственными препаратами в Российской Федерации? Могу вас заверить: нет! Кроме того, могу сказать, что нет ни одной страны в Европе и в мире, в которой вопросы обеспечения этой категории граждан лекарственными препаратами решались бы только за счёт государства. Дело в том, что в европейских странах наряду с существованием государственных программ действует система благотворительных фондов, а самое главное - там рациональное назначение этих препаратов. В вопросе, который вы задаёте, есть рациональное зерно, и вопрос требует решения - я полагаю, в последующих законопроектах эту проблему надо будет решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Петров Александр Петрович. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, я считаю, что этот законопроект необходимо поддержать, потому что, самое главное, очень мала правоприменительная практика по этому закону, нельзя сегодня распылять те немногие федеральные средства, которые выделяются на лечение орфанных заболеваний. Это первое. Второе. Поддерживаю позицию депутатов в отношении необходимости организации производства орфанных препаратов на территории Российской Федерации. Это крайне сложно, мы только приступили к решению этого вопроса, но его тоже нужно решать, а не только расширять список жизненно важных препаратов. Следующий момент. Я хочу в защиту регионов сказать: из бюджетов субъектов Российской Федерации наравне с фининсированием из федерального бюджета выделяют средства на лечение и профилактику орфанных заболеваний, особенно у детей, и размеры этих сумм тоже увеличиваются. Но нам действительно нужно на уровне федерального бюджета оставить финансирование тех заболеваний, лечение которых является самым дорогостоящим, самым сложным, для лечения которых требуется наблюдение в федеральных научно-исследовательских институтах медицинского профиля, лечение которых требует очень длительных процедур и взаимодействия, потому что количество жалоб по орфанным заболеваниям, поступающих в наш комитет, к сожалению, не уменьшается. Законопроект поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Данным законопроектом регулируется вопрос, кто будет платить, точнее, из какого бюджета будет оплачиваться лечение тех граждан, которые болеют орфанными заболеваниями: либо это будет федеральный бюджет, либо это будут региональные бюджеты. Как мы знаем, многие региональные бюджеты сегодня трещат по швам, денег нет, и именно поэтому урезаются социальные расходы - если ещё перекладывать нагрузку по лечению орфанных заболеваний на соответствующие субъекты, то велика вероятность того, что просто из-за нехватки денег и медицинская помощь просто не будет оказываться. На прошлой неделе, 15 мая, мы в составе большой группы депутатов посетили Смоленскую область, и при встрече с коалиционным правительством замгубернатора по социальным вопросам, являющаяся представителем "ЕДИНОЙ РОССИИ", первым подняла вопрос, касающийся орфанных заболеваний, сказав, что в области просто нет денег на лечение этих заболеваний, и она очень просила Государственную Думу как минимум отсрочить вступление в силу закона, а лучше вообще оставить это в ведении Российской Федерации. Фракция ЛДПР поддерживает законопроект, мы считаем, что надо не просто дать некую отсрочку на определённый период, а вообще оставить этот вопрос в ведении Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Ольга Георгиевна, с заключительным словом будете выступать? Депутату Борзовой включите микрофон. БОРЗОВА О. Г. Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу поблагодарить всех депутатов, принявших участие в обсуждении данного законопроекта, и хочу внести уточнение. В данном законопроекте речь идёт об обеспечении лекарственными препаратами категорий граждан Российской Федерации, страдающих редкими заболеваниями, только за счёт федеральных денег. Это особая группа, которая выделена 323-м законом. Кроме того, я хотела бы сказать, что разделяю мнение тех, кто считает, что необходимо расширение постановления Правительства Российской Федерации и снятие бремени - пусть поэтапно, пусть постепенно, - по обеспечению этими лекарственными препаратами с субъектов Российской Федерации. Во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" концентрируются письма на эту тему, их действительно очень много, мне думается, что положительное движение в этом направлении есть, и я за это всех очень благодарю. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Куликову Олегу Анатольевичу включите микрофон. КУЛИКОВ О. А. Спасибо большое, Иван Иванович. Я также хочу поблагодарить и всех депутатов, которые поддержали данный законопроект, его концепцию, с тем чтобы из федерального бюджета продолжить финансирование программы "Семь нозологий". На заседании нашего комитета также было высказано пожелание обратиться с отдельным письмом в Министерство здравоохранения, в правительство, с просьбой о расширении данной программы за счёт включения в неё наиболее затратных и жизнеугрожающих нозологий. Сейчас, кроме программы "Семь нозологий", есть программа "Двадцать четыре нозологии" - это программа, которая финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации, и мониторинг показал, что 60 процентов субъектов Российской Федерации вообще не могут финансировать, а остальные финансируют на уровне не более 40 процентов от необходимого. При этом программа "Семь нозологий" фактически финансируется на все сто процентов, все необходимые лекарства больные получают, притом получают в поликлиниках по месту жительства, и это достаточно удобный метод обеспечения граждан лекарствами. Думаю, что мы найдём понимание и ежегодно будем наиболее дорогие и затратные нозологии внедрять в программу "Семь нозологий", тем более что за прошлый год по этой программе полностью не выбрано финансирование, которое было предусмотрено государственным бюджетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 18 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.
АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. По 15-му вопросу Агеев, Зубов и по 14-му вопросу Агеев, Зубов и Михеев голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.