Заседание № 275
06.02.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 472031-7 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (об уменьшении размера страховой премии в случае составления договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3848 по 4195 из 4319
11-й, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", 12-й, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и 13-й, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР в целях оптимизации процесса рассмотрения проектов законов предложила рассмотреть все три законопроекта, которые касаются автострахования гражданской ответственности, одновременно, и для экономии времени я сделаю по трём законопроектам один доклад. Суть первого законопроекта, под пунктом 11. Вы знаете, что полис ОСАГО можно приобретать не только в бумажном, но и в электронном виде. Для этого достаточно иметь доступ в Интернет, вбить данные, и система отправит на электронную почту полис с номером, подлинность которого можно проверить на сайте Российского союза автостраховщиков. Таким образом, здесь исключается посредник, страховой агент, который за свою работу получает денежные средства. Мы считаем, что надо стимулировать, в том числе в рамках развития цифровой экономики, продажу электронных полисов, с учётом того что для страховых компаний это выгодно, для людей это выгодно, так как исключается оплата работы страхового агента, и делать это можно путём предоставления соответствующей скидки. Мы предлагаем установить скидку до 10 процентов при приобретении полиса ОСАГО в электронном виде. Такой вариант - это удобно, это быстро, это дешевле и это в рамках общего курса государства на развитие и внедрение современных цифровых технологий. Вот в чём смысл законопроекта под пунктом 11. Смысл законопроекта под пунктом 12 заключается в том, чтобы дать автомобилистам право самостоятельно определять срок, на который заключается договор, при приобретении полиса ОСАГО. Например, мне надо перегнать машину из одного города в другой, для этого достаточно оформить полис всего на два дня, но сегодня действующее законодательство не позволяет это сделать. При этом, например, если мне надо оформить на несколько дней медицинский полис для выезда за рубеж, то такую возможность страховая компания предоставляет. Так вот по аналогии с другими страховыми продуктами мы предлагаем дать возможность автолюбителям самостоятельно выбирать срок действия полиса ОСАГО. Да, может быть, такой полис будет чуть дороже исходя из расчёта на день по сравнению с годовым полисом, если его общую стоимость разделить на 365, рассчитав таким образом, сколько приходится на день, но выбор будет уже за автовладельцем или водителем, который понимает, выгодно ему это или невыгодно. Зачем мы заставляем человека покупать полис на полгода, использовать его два дня, а потом возвращать деньги каким-то образом, ходить в страховую компанию, переоформлять? Всё это неудобно. Вот ради удобства мы и предлагаем дать такое право. Ну и третий законопроект, под пунктом 13. Мы предлагаем обязать страховые компании в течение пяти дней принимать решение либо о продаже полиса ОСАГО, либо о мотивированном отказе. Сегодня страховые компании руководствуются нормами Гражданского кодекса и имеют возможность затянуть решение вопроса на срок до 30 дней, а после этого, например, отказать, если те, кто обратился, входят в так называемую группу риска: таксисты, автоперевозчики, грузоперевозчики и так далее. Существуют ещё внутренний распорядок, внутренние нормы, которые позволяют этот вопрос регулировать, но они не всегда выполняются, чаще всего страховые компании руководствуются именно Гражданским кодексом. Мы предлагаем в законе об ОСАГО указать срок пять дней, в течение которого страховая компания либо продаёт полис, либо мотивированно отказывает, что позволяет потом обжаловать это решение. Вот смысл трёх законопроектов фракции ЛДПР, направленных на защиту прав наших граждан, управляющих транспортными средствами. Напоминаю, что это одна из самых больших социальных групп: порядка 50 миллионов человек в нашей стране обладает правом управления транспортным средством. Просим все три законопроекта поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Изотова. Пожалуйста. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Все три законопроекта касаются Федерального закона № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Тоже по порядку по ним пройдусь. Первым законопроектом предлагается снижение страховой премии, если договор ОСАГО заключается в электронном виде. Возражения здесь какие? Во-первых, не все договоры у нас оформляются через агентов. Во-вторых, агентское вознаграждение 10 процентов - это максимальная планка, которая установлена в законодательстве, естественно, оно может быть меньше. Исходя из практики сегодня вознаграждение составляет 6 процентов в целом по стране. Таким образом, прямая связь между вознаграждением в 10 процентов стоимости полиса ОСАГО и заключением договора в электронном виде или на бумажном носителе отсутствует. Кроме того, у страховых компаний имеются другие расходы - на ведение дел, взаимодействие со станциями технического обслуживания, ведение сайтов в сети Интернет и так далее, вот такие дополнительные расходы всегда присутствуют. На основании изложенного Комитет по финансовому рынку законопроект не поддерживает и просит его отклонить. Что касается законопроекта под пунктом 12 повестки дня, там предлагается установить срок действия договора от одного дня до одного года. Действительно, у нас сейчас в статье 10 федерального закона номер 40 прописано, что договор страхования заключается на один год, но при этом предусмотрены случаи, когда договор заключается на сокращённый срок. На случай следования автомобиля к месту регистрации, о чём здесь было сказано, или к месту технического обслуживания у нас в законе, в статье 10, прописан срок до 20 дней. Так что на сегодняшний день в законе об ОСАГО у нас предусмотрены все необходимые моменты, касающиеся заключения договора, в том числе и на один день, и на один год, и для сезонного использования. Поэтому данный законопроект комитетом тоже не поддерживается. И последний из рассматриваемых законопроектов. Предлагается установить срок, в течение которого страховщик должен заключить договор обязательного страхования, - пять дней. Ну, просто этот законопроект был представлен ещё до того, как 1 мая 2019 года был принят закон и были внесены изменения в 40-й федеральный закон: страховщик не имеет права отказывать в заключении договора и должен заключить его немедленно. Единственная оговорка: если не представлены соответствующие документы и не произведена оплата, тогда заключение договора может быть отсрочено. Но если все документы представлены и оплата уже произошла, то незамедлительно страховщик должен оформить полис ОСАГО. Данный законопроект комитет тоже не поддерживает: он излишен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вообще вопросы не положены, но, поскольку вопрос всего один, - пожалуйста. Депутат Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, всё-таки уточните, какая связь между формой заключения договора ОСАГО и автоматическим снижением стоимости страховой услуги на 10 процентов? Как вы считаете, снижение вследствие этого прибыли страховых организаций не повлечёт за собой повышения стоимости самих услуг страховых организаций? НИЛОВ Я. Е. Если вы будете приобретать билет на самолёт сами, используя сайт авиакомпании, то стоимость будет ниже, чем если вы возьмёте тот же билет, например, в думской кассе. Когда работает агент, агент зарабатывает, агент является посредником между страховой компанией и вами - потребителем, клиентом. Если вы будете бронировать номер в отеле на сайте, например на "Букинге" или "Островке", это будет стоить дешевле, чем если вы, допустим, приедете в этот же отель и будете напрямую оплачивать уже при регистрации или этот же номер в отеле забронируете через туристического агента. Очевидно, что при исключении из этой цепочки посредника снижаются соответствующие издержки, это и должно повлечь за собой снижение стоимости конечного товара или услуги. Это, по-моему, очевидно, это общие законы бизнеса, здесь никаких дополнительных издержек страховые компании нести не будут, никакой дополнительной нагрузки на них не будет, наоборот, это будет стимулировать приобретать полисы именно в электронном виде, что соответствует общему тренду, общему вектору - цифровизации нашей экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по данным вопросам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шулепов Евгений Борисович, пожалуйста. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, спасибо. Уважаемые коллеги, фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данных предложений. Алексей Николаевич, по-моему, очень чётко и аргументированно высказался от Комитета по финансовому рынку. Ваши аргументы, Ярослав Евгеньевич, ну, то ли недостоверны, то ли не очень профессиональны, я не очень понимаю. Вы говорите, что это не предусмотрено законодательством, но сегодня урегулированы многие вопросы, о которых вы говорили, а вы отрицаете, говорите, что этого нет. Ну и что касается последнего аргумента, который вы приводили в ответ на вопрос нашего коллеги о скидках, - о том, что напрямую у производителя покупать выгоднее, - это не всегда так. Рынок устроен таким образом, что оптовым покупателям дают значительные скидки и иногда у посредников покупать гораздо выгоднее, чем напрямую у производителя, вот так устроен рынок, к сожалению. Наша фракция будет голосовать против всех трёх законопроектов. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Алексей Николаевич Изотов, я вам дам выступить с заключительным словом. Заключительное слово докладчика. Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Я не хотел выступать с заключительным словом, но сказали, что мои доводы якобы непрофессиональны, хотя я этим профессионально занимаюсь, у меня была экспертная группа, которая занималась этими вопросами при комитете по делам общественных организаций в прошлом созыве - и в этом созыве она этим занимается, - мы плотно взаимодействуем с правозащитными организациями, с экспертным сообществом, я вхожу в группу при Центральном банке по борьбе с мошенничеством в этой сфере. Это так, маленькое лирическое отступление. Ещё раз приведу доводы, почему стоит принять данные законопроекты. Первое. Для страховой компании оформить электронный полис дешевле, чем бумажный с использованием услуг посредника. Это очевидные вещи. Второе, что касается срока действия. Действительно, в законе есть перечень оснований, при наличии которых срок действия полиса может быть коротким, это касается регистрации, иностранных транспортных средств. Но, например, если мне необходимо будет перегнать или ещё с какой-то целью поуправлять автомобилем Алексея Николаевича Изотова, уважаемого депутата, то я вынужден буду заключить договор страхования не на один день, а минимум на полгода. Третье, что касается отказов. К сожалению, страховые компании, несмотря на то что в законе прописана необходимость оформления немедленно, пользуются нормой Гражданского кодекса и по надуманным причинам отказывают, говорят, мол, не нравится - напишите заявление, в течение 30 дней мы его рассмотрим и дадим вам мотивированный ответ. Попробуйте в Москве получить полис в электронном виде или даже в бумажном виде, если автомобиль зарегистрирован в другом субъекте Российской Федерации, а потом как-то попытайтесь с нами поспорить. Повторю, данные законодательные инициативы действительно достаточно давно находятся в повестке, они давно были внесены, все они были проработаны вместе с экспертным сообществом, с такими серьёзными организациями, как "Синие ведёрки", Федерация автовладельцев России и другие, которые находятся в постоянном контакте с нашей фракцией, мы вместе занимаемся защитой прав автомобилистов. Самое главное, мы со временем придём к тому, что эти нормы будут приняты. И кстати, когда шло обсуждение в комитете, комитет сомневался, стоит ли рекомендовать к отклонению, по крайней мере в отношении срока действия полиса, объясняя это действительно удобством и наличием потребности у наших автомобилистов. Кроме того, практика показывает, что, например, билет на самолёт авиакомпании "S7", если покупать его в кассе, будет стоить дороже (потому что возьмут дополнительный сбор за оформление билета), чем если этот же билет оформлять на сайте авиакомпании. Так что можно говорить про оптовиков, про разные случаи, да, это действительно есть, но практика показывает, что так дешевле, и мы сами, и вы тоже, все с этим сталкиваются. Не нужно выдумывать дополнительные аргументы, эти вопросы не политизированы. Если нет желания поддерживать, есть фракционная позиция, я с пониманием к этому отношусь. Прошу поставить законопроекты на голосование, а дальше, со временем мы придём к тому, что это всё равно будет принято. Несколько лет назад я с трибуны Государственной Думы убеждал вас в том, что необходимо отменить в России внутрисетевой роуминг. Тогда звучали разные аргументы, но спустя три или четыре года это было сделано. То же самое - с чёрными списками пассажиров-дебоширов: сначала нам говорили, что мы всё делаем неправильно, это не нужно, но мы пришли к тому, что это теперь законодательно урегулировано. То же самое - с агрессивной ездой: мы первые предложили ввести ответственность за агрессивную езду на дорогах, нам говорили, дескать, не надо, неправильно, потом правительство внесло законопроект и в первом чтении он был принят (сейчас в комитете лежит, его готовят ко второму чтению). Повышена ответственность за употребление алкоголя за рулем: сначала мы внесли такую инициативу, и нам тоже говорили, мол, не надо, не нужно, всё и так хорошо, потом, когда произошёл страшный случай, погибли дети-инвалиды, Ирина Анатольевна Яровая внесла проект закона - он был поддержан, то есть были предложены и поддержаны точно такие же санкции, как те, которые предлагала ЛДПР. Знаете, мы живём не одним днём, сегодняшним, давайте смотреть на перспективу. А история законотворческого процесса показывает, что нельзя всё отвергать сегодня, придумывая разного рода аргументы, потому что завтра придётся изменить позицию кардинально, на прямо противоположную. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содокладчик, Алексей Николаевич Изотов. ИЗОТОВ А. Н. Мы всё-таки должны констатировать, что та норма, которая предлагается, это изменение уже устарело. Вот вы говорите, что незамедлительно полисы не предоставляются, но на сегодня уже введена административная ответственность, поэтому, пожалуйста, можно подавать жалобы и будут наказывать страховщиков за неисполнение ими своих обязательств. По "Синим ведёркам". Да, действительно, много было возмущений начиная с 2016 года, но на сегодняшний день в Центральном банке доля жалоб на рынок ОСАГО сократилась с 40 процентов до 1 процента. Что касается посредников, агентов и брокеров. Статья 6-1 Закона № 4015-I "Об организации страхового дела..." гласит: "Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования в виде электронных документов... не допускается" - таким образом, электронный полис ОСАГО приобретать через агента нельзя, это противозаконно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункт 11 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 39 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункт 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 17 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункт 13 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 55 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Не принимается.