Заседание № 32
27.06.2008
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 471825-4 "О внесении дополнения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (по вопросу о даче правительством заключений на законопроекты; внесён Ю. А. Шарандиным в период исполнения полномочий члена Совета Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3362 по 3538 из 9017
Тогда продолжаем работу по повестке дня. Мы с вами рассмотрели пункт 23. Рассматриваем пункт 24, проект федерального конституционного закона, обращаю ваше внимание, "О внесении дополнения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Автор рассматриваемого законопроекта, ссылаясь на постановление Конституционного Суда, - вам оно известно, - которым был признан не соответствующим Конституции пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации, предлагает дополнить статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" положением, которым не допускался бы отказ от дачи заключения на законопроект в связи с отсутствием финансово-экономического обоснования. Не формируя большого коридора в обсуждении этого предложения, отмечу лишь несколько обстоятельств в самой пояснительной записке, которые, на наш взгляд, отразили общую концептуальную ошибку автора законопроекта, не позволяющую в связи с этим поддержать нам этот законопроект. Идея законопроекта основывается, в частности, на том, что законопроект якобы направлен на исполнение решения Конституционного Суда. Однако решение Конституционного Суда (постановление от 29 ноября 2006 года) о соответствующим Конституции пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации уже исполнено правительством. Таким образом, следует признать, что в настоящее время отсутствует сама проблема, которую автор законопроекта хотел бы решить. Также сама постановка вопроса, выраженная в предлагаемой норме права, является несколько некорректной, так как толкование её может свидетельствовать о полном освобождении авторов любых законопроектов от рассмотрения финансово-экономических вопросов, хотя мы знаем, что и обязанность, и ответственность за обеспечение бюджетной сбалансированности как была, так и остаётся за Правительством Российской Федерации. С другой стороны, предлагаемые нормы никакого правила поведения и взаимодействия не формируют и не обеспечивают, а вносят, на наш взгляд, лишь элементы раздражения и непонимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что обмен колкостями на данном уровне и в таком виде не совсем уместен. В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Александру Петровичу? Есть вопрос. Депутат Штогрин. ШТОГРИН С. И. Скажите, а как вот тогда в таком случае поступать. Я получаю заключение правительства, но в этом заключении неправильно обозначено наименование законопроекта. И на этом основании, хотя в тексте всё правильно написано, наше Правовое управление говорит, что это заключение на другой законопроект, и мне его возвращают. Вот такие казусы возникают. Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Я абсолютно уверен, что если вы даже в рабочем режиме или позвоните, или подойдёте к Андрею Викторовичу и скажете, что здесь вот не совсем верно написано, - да тут же всё исправят, и всё будет нормально! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. По казусу: он действительно имел место, мы отправили письмо. В данном случае просьба наша адресуется председателю комитета. Действительно, законопроект, внесённый депутатом Штогриным, содержал как бы в себе противоречивую информацию. В сопроводительном документе законопроект был назван так, как он и назван, а в самом тексте законопроекта название было обрезано: внесение изменений в такие-то и такие-то статьи, далее обрезано. Когда мы давали заключение - была, безусловно, допущена нами эта неточность, - мы опирались на то название, которое было непосредственно в самом тексте законопроекта, но при этом мы не указали в своём заключении на имеющиеся расхождения. Поэтому в Думе возникла коллизия при рассмотрении данного заключения. Мы обратились к председателю комитета с предложением считать данное заключение аутентичным заключению на имеющийся законопроект. Фактически этот вопрос полностью находится в компетенции комитета Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Вопросы закончены, теперь выступления. Депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, уважаемый Андрей Викторович! А вы поясните вчерашнюю коллизию, когда вы в заключении правительства пишете, что финансово-экономическое обоснование закона будет сделано после того, как он год поработает. Это вообще, мне кажется, не просто нонсенс, а что-то из ряда вон выходящее. Потому что в принципе без финансово-экономического обоснования, как вы сами написали и в Регламенте, и во всех документах, не должен закон рассматриваться. Но его вчера приняли! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, можете не отвечать. Логинов готов ответить. Пожалуйста. А вы присаживайтесь. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, что касается финансово-экономического обоснования, то это тот документ, который Регламентом Государственной Думы, а также после этого уже и Регламентом Правительства Российской Федерации предусмотрен как некий документ, содержащий расчёты, обоснования предлагаемых изменений законодательных норм, на которые правительство даёт заключение. Если вы помните, в течение многих лет была практика, когда правительство отказывалось давать заключения, если информация, содержащаяся в финансово-экономических обоснованиях, признавалась недостаточной или там фигурировали абсолютно стандартные формулировки, что законопроект не потребует расходов за счёт федерального бюджета. После принятия решения Конституционным Судом (я обращаюсь к коллеге Коломейцеву, это произошло в тот период, когда он отсутствовал в Государственной Думе)... В постановлении Конституционного Суда по статье 100 Регламента Правительства Российской Федерации Правительству Российской Федерации было указано, что не надо ограничивать субъект права законодательной инициативы в его праве вносить ту или иную законодательную инициативу, а нам соответственно препятствовать её рассмотрению тем, что мы не даём на неё заключение. Поэтому сегодня любая бумага, содержащая любую информацию в качестве финансово-экономического обоснования, будет принята правительством, и, если законопроект направлен к нам на заключение не из Совета Думы, повторяю, когда он уже считается внесённым в Думу и приходит к нам с думским номером, а непосредственно субъектом права законодательной инициативы, на любой такой законопроект мы будем давать, если просят, заключение. Случай, который касается фонда жилищного строительства. Там ситуация абсолютно прозрачная. Речь идёт о формировании финансовых и имущественных средств этого фонда за счёт передачи ему федеральных земель, федерального имущества. Мы отдавали себе отчёт в том, что для осуществления деятельности фонда потребуются некоторые расчёты, поскольку реализуется серьёзная задача по обеспечению доступного жилья. Авторы обоснованно заявили, что это возможно просчитать только по результатам первых месяцев работы фонда, когда будут подготовлены его уставные документы, свёрстана штатная структура и будут осуществлены те действия, которые вытекают из принятия этого закона. Никакой коллизии в этой ситуации не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разъяснение дано. Уважаемые коллеги, у нас были и выступления, и вопросы, поэтому обсуждение заканчиваем. Я обращаюсь к представителю президента: хотели бы вы выступить? Нет. Правительство уже прокомментировало. Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении дополнения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 08 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Я прошу прощения, но я так понял, что от фракции КПРФ было два вопроса, а выступлений не было. Поэтому я прошу Андрея Викторовича, несмотря на то что нам уже даются без достаточных, по мнению правительства, финансово-экономических обоснований заключения, всё-таки проследить за сроками. По Регламенту у вас месяц, но сроки не соблюдаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, я отчасти только могу принять ваши замечания. Дело в том, что я объявил вопросы и, когда задал вопрос представитель фракции КПРФ Штогрин, я подвёл черту, после чего поднял руку депутат Коломейцев, и я ему дал слово в рамках выступления от фракции, но прозвучал вопрос, на который отреагировал Андрей Викторович.