Заседание № 216
О проекте федерального закона № 471726-5 "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл необходимые экспертизы, предлагаем принять его в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли какие-то замечания? Коломейцев Николай Васильевич записался по мотивам. Выносим 5-й вопрос на "час голосования".
По пункту 5 по мотивам голосования - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект предполагает реализацию многострадальной идеи о внедрении смешанной или пропорциональной системы выборов в муниципальных районах и городских округах, но напомню вам ответ Гарри Владимировича, что это коснётся всего тысячи из почти там полутора тысяч... извиняюсь, из почти двух тысяч. Но если вы посмотрите, то увидите, что предполагается внедрение закона только в тех муниципальных районах и городских округах, где число депутатов не менее двадцати. Я имел честь беседовать с некоторыми главами, которые говорят: "Да для меня никакой проблемы нет, завтра соберу ручное собрание и приму вместо двадцати восемнадцать или пятнадцать - сколько захочу, столько и приму". "Известия" сообщили очень такую бравурную новость: сто один миллиардер у нас за прошлый год появился. Обратите внимание: семьдесят девять живут в Москве. В Москве сто двадцать пять районов, в ста двадцати муниципальных собраниях количество депутатов меньше двадцати. Вы чувствуете, какая связь? Я вас к чему призываю? Да, закон устанавливает, что должно быть не менее двух партийных списков, да, закон устанавливает, что эти два списка должны набрать не менее 50 процентов, но, с нашей точки зрения, этот закон только чуть-чуть даёт возможность развитию гражданского общества и политических партий на муниципальном уровне. Мы убеждены, что закон о выборах по партийным спискам, если президент действительно желает развития политической системы и гражданского общества, должен опуститься до всех сельских поселений. Только тогда можно будет наблюдать какие-то всплески контроля за безудержно разрастающейся исполнительной властью. А я вам напомню, что Владимир Владимирович за десять лет увеличил количество только первых лиц вдвое. Вот если вы посмотрите структуру правительства 2009 года и структуру правительства 2011 года, то увидите, что тогда их было семьдесят пять, а сейчас уже сто тридцать пять. У каждого первого лица по семь заместителей, у каждого заместителя ещё по семь - десять своих заместителей и так далее. Геометрическая прогрессия приводит к полной бюрократизации страны и полному нерешению ни одной проблемы. Поэтому мы считаем, что если мы с вами действительно заботимся о будущем страны и хотим выполнять послания президента... Кстати говоря, это сказано в трёх посланиях президента, притом что был снят с рассмотрения принятый в первом чтении законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Мы поддержим этот закон, но призываем и Владимира Николаевича Плигина с его комитетом, и президента идти более решительно вперёд, для того чтобы пресечь и коррупцию, и необоснованный рост миллиардеров при нищающем населении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование пункт 5 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 15 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 471726-5 "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" (принят в первом чтении 25 января 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты второго чтения. Пункт 6. Так, длинное название, читаю: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поступило пять поправок, они включены в таблицу поправок, предлагаемых к принятию. Предлагаю утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас пять поправок, рекомендованных к принятию. Будут ли замечания по этим поправкам? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 32 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Таблица принимается. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 6, законопроект второго чтения "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 39 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 207
О проекте федерального закона № 471726-5 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" (о требованиях, предъявляемых к депутатам, входящим во фракции, и к фракциям в представительных органах муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас сейчас 26-й вопрос, который мы поставили на фиксированное время, - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект закона, внесённый президентом. Название я повторять не буду, Олег Викторович его назвал. Хочу вам напомнить, что законопроект направлен на реализацию тех идей, которые были высказаны главой государства в послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. Напомню, что речь в послании шла о том, чтобы предусмотреть обязательное использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее двадцати человек. Таким образом, это является результатом той дискуссии, которая была начата ранее в рамках реализации послания 2009 года. Тогда, хочу вам напомнить, обсуждалась возможность перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам, но общее мнение ещё не было выработано, и в результате дискуссии, которая проходила достаточно плодотворно, были предложены те самые новеллы, о которых сегодня я вам буду докладывать. В принципе практика показывает, что у многих политических партий реальной работы на муниципальном уровне в большинстве муниципальных образований не наблюдается. Поэтому у политических партий, являющихся, по сути дела, общероссийскими политическими организациями, тем не менее максимального приближения к тому уровню публичной власти, который наиболее близок к населению, ещё не было и в настоящее время пока нет. Те шаги, которые предлагаются, направлены на то, чтобы приблизить наши политические партии непосредственно к населению. Предлагается не менее половины депутатских мандатов в представительном органе муниципального района и городского округа с численностью двадцать депутатов и более распределять между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями. Распределение депутатских мандатов предполагается осуществлять на пропорциональной основе в зависимости от числа голосов избирателей, полученных каждым из списков. Таким образом, новелла позволяет на выборах указанных представительных органов применять либо пропорциональные, либо смешанные избирательные системы. Законом субъекта может устанавливаться минимальный процент голосов избирателей, который необходим для допуска к распределению депутатских мандатов, но этот процент не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Для того чтобы представительный характер муниципальных органов власти не был утрачен, предусматривается, что к распределению депутатских мандатов должно быть допущено не менее двух списков кандидатов и в совокупности эти списки должны получить более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Кроме того, устанавливаются требования к фракциям, которые формируются в представительных органах муниципальных образований, и к депутатам, которые входят в состав указанных фракций. Эти требования аналогичны тем, которые установлены для депутатов и фракций в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации, поэтому я на этой новелле подробно останавливаться не буду. В принципе вышеназванные новеллы затронут деятельность представительных органов порядка тысячи муниципальных образований. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович подробно остановился на законопроекте. В принципе идеи, в известной степени аналогичные положением данного законопроекта, неоднократно поднимались в зале заседаний Государственной Думы, они также рассматривались и в рабочей группе, которая создана из представителей всех политических партий, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации, по инициативе Президента Российской Федерации. С нашей точки зрения, несомненно, что те шаги, которые будут приниматься по развитию системы представительства политических партий на уровне представительных органов муниципальных районов и городских округов, сыграют позитивную роль в развитии российского общества. Они будут способствовать обеспечению конкурентности проводимых выборов, развитию повестки дня, которая будет обсуждаться политическими партиями. Это будет также способствовать более глубокой экспертизе программ развития муниципальных органов власти. Мы считаем, это будет последовательно отражать многообразие интересов общества, позволит учитывать представительство интересов меньшинства, будет служить гарантией соблюдения его интересов. Кроме того, это будет вести к усилению пространства представительства, возможности взаимодействия и (я употреблю это в кавычках) торга между различными группами элит. Это будет способствовать присоединению общественных групп, развитию социальной базы и многим другим, с нашей точки зрения, позитивным вещам. Не повторяя текста законопроекта, просим его поддержать в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Улас, пожалуйста. УЛАС В. Д. У меня вопрос к представителю президента. В вашем выступлении прозвучало, что данная новелла распространяется на те муниципальные образования, где не меньше двадцати депутатов. Ну вот если мы с вами возьмём Москву, то это огромный одиннадцатимиллионный мегаполис, но районов (их здесь более ста двадцати), где больше двадцати депутатов, фактически нет. И получается, что в таком огромном мегаполисе этот законопроект фактически работать не будет. Вот как вы могли бы прокомментировать этот случай? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Дмитриевич, я хотел бы сказать, что в настоящее время действующая редакция закона, который регулирует организацию выборов на муниципальном уровне, предусматривает возможность использования всех трёх вариантов: либо пропорциональной, либо мажоритарной, либо смешанной системы. Мы сейчас предлагаем, по сути дела, убрать мажоритарную систему в чистом виде при формировании выборных представительных органов муниципальных образований тех двух видов, о которых я говорил, где количество депутатов двадцать и более человек. Возможность использовать и тот, и другой, и третий вариант во всех этих видах образований независимо от численности депутатов сохраняется, здесь это на усмотрение субъекта: если его законом будет предусмотрена такая возможность, это будет реализовано. Поэтому здесь исходя из специфики, исходя из обстоятельств такая возможность по-прежнему сохраняется независимо от количества депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, но вот всё-таки хотелось бы уточнить, почему мы ставим ограничительную планку в двадцать депутатов. Может быть, имело бы смысл снять ограничительные барьеры проходные, которые сегодня существуют, и снять так называемую систему Империали, в результате которых оппозиция теряет до 30 процентов своих голосов, которые уходят в пользу партии, победившей на выборах, что обуславливает невозможность победы оппозиционных партий либо реальной конкуренции? Как вы считаете, во втором чтении к этому законопроекту возможны ли такие поправки, и как вы к ним относитесь? МИНХ Г. В. Если говорить о поправках, связанных с тем, что явно выходит за предмет правового регулирования, предложенного президентом, то, конечно, я не готов согласиться с таким подходом, потому что законопроект посвящён всё-таки конкретной проблематике. Мы сейчас не говорим о мерах, направленных на совершенствование избирательного законодательства на муниципальном уровне в целом, о чём вы говорите, эта тема гораздо более широкая. Я думаю, что, для того чтобы реализовывать новеллы, вами предлагаемые, нужна дополнительная аналитическая работа. Механизм для этой работы у нас есть, Владимир Николаевич об этом говорил, - рабочая группа, в рамках которой, кстати, и нынешний законопроект также обсуждался и получил единогласную поддержку и одобрение. Что касается количественных параметров, то это результат анализа правоприменительной практики. С учётом количества и качества и городских округов, и муниципальных районов было предложено проработать возможность применения пропорциональной либо смешанной избирательной системы на этих уровнях муниципальных образований. Я предложил бы такой алгоритм: сейчас, в случае принятия этого закона и вступления его в силу, посмотреть, что это нам даёт с точки зрения совершенствования политической системы, повышения эффективности работы политических партий непосредственно с населением через представительные муниципальные органы, а потом ещё раз вернуться уже к вашим предложениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Паутов Виктор Николаевич, ваш вопрос. ПАУТОВ В. Н., фракция КПРФ. Спасибо, озвучен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, идея закона, конечно, правильная, он остро необходим в нынешних экономических условиях, когда выборы всё меньше и меньше становятся честными. Но чиновник не дремлет. На днях я встречался в Ярославской области в одном небольшом городе с мэром - лидером партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И он мне сказал, что у них в законодательном собрании двадцать депутатов, естественно, он не желает проигрывать выборы и иметь оппозицию, поэтому сейчас они примут решение, что депутатов будет там пятнадцать или восемнадцать, чтобы под этот закон не подпадать. Это первый вопрос: как избежать такой ситуации, чтобы моментально в администрациях не подмяли закон под себя? И второе. Почему и смешанная, и по партийным спискам, и мажоритарная система? Потому что некоторые главы администраций, если знают, что они где-нибудь проиграют, обязательно делают выборы по смешанной системе, а не чисто по партийным спискам, потому что по партийным спискам выборы они проиграют, а в округах могут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, вы отвечаете? Пожалуйста. МИНХ Г. В. Я понял, что это мне был адресован вопрос. Ну, здесь всё-таки хочу вам напомнить, что базовое правовое регулирование, или основной массив нормативно-правового регулирования, связанного с выборами на муниципальном уровне, находится в компетенции субъектов Российской Федерации и самих муниципальных образований. Поэтому здесь всё-таки я исходил бы из того, что мы на федеральном уровне не вправе настолько глубоко регулировать эти отношения. Хочу вам напомнить, что мы с вами вносим изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Он у нас и так достаточно объёмный, этот закон, и то, что мы вместо общих принципов начинаем уже детальное регулирование на федеральном уровне вопросов организации муниципальных органов, связано с федеративным характером нашего государства. И второе. Понятно, что те или иные политические партии, имеющие то или иное преимущество в тех или иных органах власти, будут анализировать политическую ситуацию, будут анализировать всё, что связано с предстоящими выборами, и, естественно, они будут стараться маневрировать, чтобы наиболее эффективно реализовать нормы действующего законодательства. Здесь просто нужно иметь в виду, что такова логика представительной демократии, такова логика тех органов власти, которые формируются через процедуру прямых выборов: имеешь большинство в том или ином представительном органе или законодательном органе на уровне субъекта - естественно, у тебя больше возможностей для корректировки законодательства. Это процессы неизбежные, и тут мы с вами никакими федеральными нормами ничего сделать-то в принципе не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. Во-первых, Гарри Владимирович, рад видеть вас в добром здравии. А во-вторых, вопрос: насколько востребован этот законопроект? Действительно ли у нас столь велико число муниципальных образований, где двадцать и более депутатов сегодня, чтобы можно было говорить о необходимости принятия этого законопроекта? Спасибо. МИНХ Г. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Отвечая на ваш вопрос, могу привести ту информацию, которая была представлена при подготовке этого законопроекта Министерством регионального развития Российской Федерации. Муниципальных районов в настоящее время тысяча восемьсот двадцать шесть. Из этого количества муниципальных районов через выборы формируются представительные органы власти в более чем 80 процентах случаев. В ряде муниципальных образований иной порядок формирования представительных органов: из глав поселений, депутатов представительных органов поселений, ну, то есть, так сказать, делегированным образом. Вот из этих муниципальных образований, где выборные представительные органы, в 37 процентах случаев - это двадцать и более депутатов. Это в муниципальных районах. В городских округах, а их порядка пятисот, 70 процентов - это двадцать и более депутатов. То есть на уровне районов это треть, а на уровне городских округов - 70 процентов, поэтому, как мне кажется, здесь достаточно высокая... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Гарри Владимирович, всем известно, что деревни у нас вымирают, всё меньше становится количество жителей, поэтому количество депутатов уменьшается. Я поддерживаю предложение Уласа: давайте во втором чтении посмотрим и, может быть, действительно до пятнадцати, не до двадцати, там, где не менее пятнадцати, - вот такую поправку внесём, чтобы это было полезно для избирателей? И мой вопрос. Вот вы в своём выступлении сказали, что должно быть не менее двух партийных списков. А что если один список останется? Какова будет судьба этого списка, этой партии? МИНХ Г. В. Ну, начну со второго вопроса. Это означает, что выборы будут признаны несостоявшимися, потому что в любом случае мы не должны забывать, что это представительный орган. Если будет представлена только одна политическая партия, ну, если подходить без этих дополнительных требований... Напомню: это не менее двух списков и не менее 50 процентов голосов избирателей, пришедших на выборы. Если два этих условия, оба одновременно будут отсутствовать, то тогда выборы будут признаны несостоявшимися и будут назначены новые выборы. Ну а что касается численности, то я вам говорил, что даже при двадцати депутатах треть муниципальных районов мы уже затрагиваем и 70 процентов городских округов, поэтому здесь степень охвата достаточно высокая. Но это не сельские поселения - то, о чём вы говорите, не деревня, а именно уровень муниципальных районов и уровень городских округов, поэтому прямой взаимосвязи тут нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. Последний вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, безусловно, мы поддерживаем даже такую усечённую инициативу. Но скажите, пожалуйста, нельзя ли хотя бы в качестве эксперимента взять, скажем, крупные города и пойти, так сказать, на вторую крайность - от одномандатников сделать выборы только по партийным спискам? И тогда президент мог бы, как говорится, осязать результаты своего труда по строительству гражданского общества даже во время одного своего срока пребывания на посту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Или полуодномандатку. МИНХ Г. В. Ну, хочу вам напомнить (и это общепринятая точка зрения среди юристов - и учёных, и практиков, которые занимаются избирательным правом, избирательными системами): неважно, какая избирательная система используется - пропорциональная, мажоритарная или смешанная, главное, чтобы это была избирательная система, которая позволяет реализовывать принципы избирательного права - всеобщие равные и прямые выборы при тайном голосовании, ну, и ещё ряд принципов, которые тоже мы с вами хорошо знаем. Поэтому переход на муниципальном уровне только к пропорциональной... ну, по тем видам муниципальных образований, о которых вы говорите, при наличии нормативного регулирования... Напомню вам, что на уровне субъектов Российской Федерации действует ровно та норма, о которой сегодня мы с вами говорим. В настоящее время законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации формируются исходя из того требования, что не менее половины депутатов должны избираться по пропорциональной избирательной системе. Поэтому здесь мы с вами будем таким образом перепрыгивать через тот уровень государственной власти на уровне субъектов, который в настоящее время реализует вот эту смешанную либо пропорциональную избирательную систему. При этом напоминаю вам, что даже в соответствии с той нормой, которую мы предлагаем, субъект Российской Федерации может использовать только пропорциональную избирательную систему. Это вопрос его усмотрения: либо только пропорциональная, либо смешанная, но не менее половины депутатов по пропорциональному принципу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Может быть, по одному от фракции? Я вижу, есть как раз одна рука от КПРФ, одна рука - от ЛДПР, одна рука - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и рука есть от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Давайте по одному выступлению. Пожалуйста, Коломейцев. Ну, минут пять, я думаю. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я уже сказал, что мы, безусловно, поддержим даже эти робкие шаги по принятию этого законопроекта, который два года фактически продержал до принятия в первом чтении столь уважаемый демократ, как Владимир Николаевич Плигин, и сейчас президент всё же решил своей волей провести этот закон. Надеюсь, что после принятия в первом чтении он опять до выборов президента не зависнет. Это уже, конечно же, зависит от конъюнктуры - определились или не определились, кто же будет основным кандидатом от партии власти. Гарри Владимирович, я хотел бы обратиться к вам. С моей точки зрения, если быть последовательным с точки зрения посланий президента (я их все внимательно, с карандашом в руках читаю многократно), во всех своих посланиях президент Медведев говорил о гражданском обществе и вот только в последнем не говорил о шероховатостях избирательной системы. Поэтому вы, как квалифицированный юрист, прекрасно понимаете, что и коррупция, и ответственность, её повышение, они в первую очередь зависят от легитимности власти, то есть от того, как проводятся выборы. Зная российскую специфику и то, что в принципе вы не протестовали против повышения предвыборных фондов в два раза (что в принципе опять диктатуру денежного мешка насаждает), было бы правильным, ещё раз подчёркиваю, сделать так, чтобы не только в сельских поселениях... А то у нас получается парадокс: в управах Москвы все будут только денежные мешки, в сельском поселении, в небольшом, тысяч на шесть, - двадцать мандатов, и можно будет участвовать партиям. Понятно, что на селе надо развивать гражданское общество, но, согласитесь, это аномалия, когда в столице нашей Родины на десять миллионов избирателей всего тридцать пять депутатов, ну, чуть-чуть увеличат, и фактически в муниципалитетах будут только денежные мешки заседать. Это неправильно! Мы считаем, что президенту надо в этом смысле действовать смелее, и предлагаем ко второму чтению сделать следующее (вы это можете, мы не можем, потому что нам скажут, что это изменение концепции). Первое - надо, безусловно, хотя бы для крупных городов, городов-миллионников, ввести выборы только по партийной системе. Второе - надо обязательно постараться, чтобы выборы в муниципалитеты были только за счёт бюджета. Для чего? Чтобы создать равные условия для всех, это будет очень показательным моментом. Третье - надо обязательно сделать так, чтобы урны на избирательных участках были прозрачными. И самое главное, Гарри Владимирович, - надо ввести отдельной графой в законе об основных гарантиях избирательных прав граждан положение, приравнивающее фальсификацию на выборах к захвату власти, с соответствующими сроками отсидки. Тогда желания рисовать на выборах будут, как бабушка пошепчет. В данной ситуации все ваши новеллы нивелируются желанием усидеть в собственном кресле, и никакую коррупцию вы не поборете. И 94-й закон, кстати, лоббируют именно денежные мешки, которые делают бабки, ничего не делая. Потому что поиграли в тендерах, получили откаты - и зачем им работать? Они всё время могут жить на Канарах, никуда не уезжая, а учитывая, что средства связи распространяют быстро, можно по электронной почте команды давать. Мы поддержим, безусловно, этот законопроект, но предлагаем всё же наши предложения рассмотреть, возможность их реализации. Пусть это будет от "ЕДИНОЙ РОССИИ", мы даже не претендуем, если вы концепцию возьмёте, понимаете? Так как мы точно знаем, что в сложившейся ситуации все, даже самые здоровые, мысли, исходящие или слева, или справа, зависнут в воздухе, потому что вас триста шестнадцать. Поэтому мы поддержим этот законопроект, просим ко второму чтению всё-таки или в ближайшей перспективе и Владимира Николаевича, и особенно Гарри Владимировича, учитывая силу авторитета должности президента, внести вот эти поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я фиксирую, что уложился в пять минут Николай Васильевич, и просил бы всех придерживаться этого регламента. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект. Тем не менее мы считаем, что это достаточно робкий шаг в сторону демократии, потому что совесть в любом представительном органе власти определяет количество оппозиции и сохранение некоторых возможностей преуменьшить совесть в наших муниципальных округах - это, ну, наверное, большая ошибка. На сегодняшний день, думаю, самые большие бытовые проблемы, с которыми сталкиваются люди, как раз и растут из этих самых муниципальных образований. Именно там происходят те вещи, которые будоражат всё наше население и могут привести к нестабильности в обществе, именно там загаживаются улицы, а деньги, которые выделяются на уборку мусора, растаскиваются с молчаливого согласия монолитного местного парламента по своим карманам. Поэтому мы считаем, что именно на этом уровне надо предусмотреть возможность участия политических партий, что, наверное, позволит в какой-то степени если и не решить эти проблемы, то хотя бы донести их до федеральной власти и до власти субъектов. Кстати говоря, на этом уровне заинтересованность... В том, чтобы именно в муниципальных образованиях было больше порядка и больше проблемы обсуждались, наверное, самая большая заинтересованность. Шаг достаточно робкий, потому что он сохраняет дырки, через которые обязательно пролезут те люди, которым власть нужна, к сожалению, не для того, чтобы сделать жизнь людей лучше, а для того, чтобы либо сохранить наворованное, либо постараться обобрать как можно больше граждан. Здесь я говорю, что принцип Империали, который сегодня, возможно, начиная с заксобраний, действует везде, - ну, наверное, это неправильная позиция, потому он реально искажает тот расклад сил, который произошёл на выборах. Что это?.. Ну, пример той же самой Владимирской области, пример той же фракции ЛДПР: набрав больше процентов в Законодательное Собрание, чем на прошлых выборах, мы получили на одного депутата меньше. Это нормально? Если за нас больше людей голосует, то хотя бы пусть у нас останется такое же количество депутатов в заксобрании. Нет, был введён принцип Империали, по которому у нас депутатов стало меньше почему-то. Те же самые принципы спускаются вниз. Вводя ограничение в двадцать депутатов, действительно, как здесь говорили, сейчас многие не уверенные в себе районы, регионы быстренько изменят количественный состав представительных органов местной власти и не будут подпадать под регулирование этого закона. Для чего это делается? Для того чтобы была стабильность в обществе? Нет, потому что делается это исключительно в личных интересах и исключительно для того, чтобы сохранить текущее не совсем хорошее положение дел. Я думаю, что и президент, и мы с вами заинтересованы, чтобы в районах было представлено как можно больше оппозиционных сил, которые смогут выносить зарождающиеся проблемы на всеобщее обсуждение. И здесь, наверное, можно было бы, так как это общий принцип, определить, каким образом считать и распределять мандаты. Это действительно общий принцип, и его можно было бы принять, он вписывается в концепцию закона. Например, с такого-то уровня не применять такой-то принцип или вводить ограничения по преодолению определённого барьера - не выше там 2 процентов. Ну, в некоторых муниципальных образованиях уже существуют пределы, даже сегодня там 7 процентов проходной или его планируют. Мы общаемся, нам говорят: "Ну если введут выборы по партийным спискам, мы установим 7 процентов проходной, всё равно не пройдёте". Есть такие товарищи, которые говорят: "Мы придумаем, как это обойти". Ну, 5 процентов... Они говорят: "Ну всё равно загоним мы вас в такие условия, что вы не пройдёте или пройдёт один человек, и при пятнадцати вы всё равно ничего сделать не сможете: мы вам слово давать не будем". Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, но мы призываем прислушаться к этим моментам и всё-таки определить общие принципы, чтобы было понятно, как считать. И всё-таки, наверное, надо увеличивать количество совести хотя бы в наших муниципальных представительных органах власти. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Яровая от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, несомненно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект президента. Но прежде всего хотелось бы сделать несколько принципиальных акцентов. Всё-таки удивительность ситуации заключается в том, что, что бы ни обсуждали, какую бы инициативу ни обсуждали, наша оппозиция всегда умудряется говорить о чём угодно, только не о предмете. Уважаемые коллеги, сегодня рассматривается важнейший законопроект, сегодня мы говорим о том, что политические партии не вариативно, не по желанию, а должны идти работать с населением в муниципалитеты. Здесь говорилось о том, что, к сожалению, мы констатируем тот факт, что далеко не все партии осмыслили свою политическую ответственность. Кстати говоря, совестью власти является прежде всего готовность к диалогу с людьми, совестью является исполнение взятых на себя обязательств, поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти обязательства носили реалистичный характер, а не выглядели по принципу: кто больше пообещает... Этот период мы в истории Российского государства проходили, когда в 2000 году 6,5 триллиона рублей были социальные обязательства бюджета, что было в два раза больше, чем консолидированный бюджет страны. Если привести сухие цифры, то сегодня на местном уровне создано две тысячи пятьсот девяносто восемь отделений партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У нас создано восемьдесят четыре тысячи пятьсот девять первичных отделений. Уважаемые коллеги, постоянно "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выдвигает более 90 процентов кандидатов на замещение муниципальных выборных должностей. О чём это говорит? Это говорит о том, что не нужно постоянно с этой трибуны деморализовать людей и высказывать необоснованную подозрительность по поводу избирательной системы России, а нужно идти к людям и доказывать, что сегодня политическая партия готова работать программно, готова предложить решение проблем. Конечно, муниципальный уровень - это прежде всего решение вопросов жизнедеятельности. С восемнадцати лет сегодня наши уважаемые молодые граждане могут избираться в органы местного самоуправления. Поэтому свою задачу мы, как политическая партия, видим и в том, чтобы поддержать инициативу президента, и в том, чтобы реально на уровне политической конкуренции подтвердить свою состоятельность и конкурентоспособность нашей программы, которую мы предложили и будем реализовывать постоянно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Емельянов, пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". С места. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего не могу не обратить внимание на то, что две недели назад мы отклонили, ну, не мы, а большинство в Государственной Думе отклонило законопроект, аналогичный по содержанию тому законопроекту, который мы рассматриваем. Этот законопроект был внесён депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Бабаковым, Шеиным и Горячевой. Причём законопроект уже был принят в первом чтении, и его отклонили со второго чтения. Законопроект наших депутатов, о котором я говорю, вполне соответствовал по концепции тому законопроекту, который мы рассматриваем сейчас, и его можно было бы довести до такого состояния, чтобы по духу и по букве он соответствовал президентской инициативе. Я думаю, для нашей демократии было бы неплохо, чтобы президентская инициатива была реализована и в законопроекте партии, которая не является правящей. Но что сделано, то сделано. Какие-то личные амбиции не могут быть нашим мотивом при голосовании за данный законопроект. Безусловно, он отвечает нашим программным установкам и мы его поддержим. Этот законопроект является принципиально важным для демократизации ситуации на уровне местного самоуправления. Ведь какая у нас реальная ситуация в местном самоуправлении? После того как была разрушена советская система власти, где существовала определённая вертикаль, и мы восприняли европейскую концепцию независимости местного самоуправления от государственной власти, на самом деле сложилась ситуация, когда местная бюрократия оказалась независима от вышестоящих органов, от областной власти, но при этом не было создано реальных механизмов контроля населения над местной бюрократией. Думы были слабы, как правило, они и сейчас слабы, и подконтрольны исполнительной власти. И вместо независимости местного самоуправления мы получили независимость в кавычках, а по сути безответственность местной бюрократии. Отсюда и те результаты, которые мы наблюдаем: практически каждые три дня против руководителей исполнительной власти на местном уровне возбуждаются уголовные дела. Участие политических партий на местном уровне в работе представительных органов местного самоуправления чрезвычайно важно с точки зрения установления общественного контроля. Потому что политические партии являются тем, если можно сказать, передовым отрядом гражданского общества, который и должен контролировать бюрократию. Чем сильнее партии, тем меньше произвола со стороны бюрократических структур. Именно по этим мотивам мы будем поддерживать данный законопроект. Но ко второму чтению, конечно, хотелось бы внести определённые поправки, чтобы более жёстко увязать применение этой схемы не столько с численностью депутатов, сколько с численностью населения, или внести поправки в нормативный акт о местном самоуправлении, аналогичные тем, которые по предложению президента были сформулированы для субъектов Российской Федерации, когда, в зависимости от численности населения, устанавливались определённые минимум и максимум депутатов представительных органов. Вот с этой точки зрения мы поддерживаем законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента хотел бы выступить с заключительным словом? МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Я, единственное, хотел бы просто в порядке информации напомнить уважаемым коллегам, что объём законопроекта, который мы отклонили две недели назад, - одна страница. А законопроект, который сейчас у вас на столах лежит, вы видите, на шести страницах. Основная идея законопроекта на одной странице, о котором идёт речь, включена в президентский законопроект, но всё-таки, согласитесь, рассматривать это как попытку со стороны президента присвоить себе лавры первопроходца... Ну, наверное, это несколько завышенная самооценка. Это я в порядке информации. Всем спасибо за обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Президентом Российской Федерации предложен серьёзный шаг по демократизации системы выборов. Давать различного рода эпитеты, оценивать этот шаг, как шаг робкий в частности, - с моей точки зрения, это неуважение к нашей политической системе и такого рода оценки, особенно тех вещей, которые делаются высшим должностным лицом государства, наверное, не имеют права на существование. Это просто этика в любой нормальной стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 26. О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 54 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.