Заседание № 28
О проекте федерального закона № 471534-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (об установлении ответственности за непринятие мер по предотвращению незаконного сбыта или потребления наркотических средств и психотропных веществ; внесён депутатом Государственной Думы А. М. Бабаковым и депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. В. Чуевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы переходим к следующей четвёрке альтернативных законопроектов - это пункты 15.1-15.4. Пункт 15.1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает представитель Московской городской Думы Михаил Иванович Москвин-Тарханов. МОСКВИН-ТАРХАНОВ М. И., представитель Московской городской Думы. Уважаемые коллеги, дамы и господа! Тот законопроект, который мы хотели бы предложить в качестве законодательной инициативы, вызван сложными обстоятельствами нашей жизни, столичного мегаполиса, а также отражает реалии других крупных городов Российской Федерации. В связи с распространением наркотических средств и психотропных веществ в молодёжной среде мы вносим в Государственную Думу проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который предлагает дополнить текст кодекса статьёй 6.15 "Попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ". Вопрос получил в Московской городской Думе и в Москве в целом довольно серьёзное развитие в 99-м году, когда социологическое исследование выяснило, что основными перевалочными пунктами мелкооптового распространения наркотиков, а также потребления наркотиков являются ночные клубы, бары, дискотеки и многие другие вот такие же увеселительные заведения. При этом руководство этих заведений, обладая достаточными мощностями, обладая собственными помещениями, собственной внутренней, наружной и другой охраной, тем не менее не предпринимает серьёзных действий для пресечения этого зла и, более того, попустительствует ему либо в форме непринятия мер, либо в форме даже, так сказать, косвенного поощрения. На самом деле эта очень тяжёлая ситуация привела к тому, что после долгих обсуждений, после международно-правовых экспертиз, после дискуссий с субъектами малого предпринимательства, которые у нас владеют дискотеками, а это всё малые предприятия - клубы, дискотеки, массажные салоны, обращаю ваше внимание на эту особенность, мы приняли закон города Москвы, который устанавливал ответственность за попустительство незаконному обороту наркотиков и, соответственно, механизм для пресечения этой деятельности. Были приняты постановления правительства, были проведены организационно-технические мероприятия, началась работа. Были предупреждены больше сотни заведений, в которых обнаружили наркотики, выданы предписания ещё семидесяти, составлены протоколы на несколько десятков заведений. И по результатам применения норм административной ответственности семь заведений было закрыто по решению суда как, так сказать, систематически нарушающие правила безопасного предоставления услуг. Казалось бы, работа пошла, но в этот момент вмешалась прокуратура Российской Федерации, вмешались другие органы власти, в том числе федеральные органы власти, которые заявили, что мы превысили полномочия субъекта Российской Федерации, приняв такой закон. Дальше, естественно, приостановили действие закона, потому что протест прокуратуры - серьёзная вещь. Начались суды. Суды были нами частично выиграны, потом проиграны. И таким образом, на протяжении нескольких лет мы занимались судилищем, закон не работал. Естественно, в процессе этого судилища мы подготовили законодательную инициативу и направили её в Государственную Думу, памятуя то, что наш закон, города Москвы, был признан Советом Государственной Думы второго созыва образцовым для субъектов Федерации и рекомендован субъектам Федерации как модельный. Мы надеялись, что Государственная Дума тоже поддержит нас, что Государственная Дума примет соответствующий закон, поскольку речь о превышении полномочий в случае принятия закона Государственной Думой идти не может, Государственная Дума обладает всей полнотой государственной власти в рамках Конституции, но, к сожалению, Государственная Дума задержала на очень долгое время обсуждение данного законопроекта, получила отрицательное заключение правительства и вынесла своё отрицательное заключение в рамках комитета. Юридическую сторону я рассматривать не буду. Я сам юрист, преподаватель академии правосудия, и хорошо знаю, что в юридическом споре прав тот юрист, у кого выше статус. Естественно, статус юристов Госдумы и Правительства Российской Федерации выше статуса юристов как исполнительной, так и законодательной власти Москвы, здесь остаётся только склонить голову, но нельзя склонить голову перед тем, что мы не решаем эту проблему. Вот сейчас, уважаемые господа, вы собираетесь облегчить жизнь малым предприятиям. А я напоминаю вам, что малые предприятия - это ночные клубы, это бары, это дискотеки, это вся вот эта сфера, обитающая в крупных городах преимущественно, да и в мелких тоже. Что же, мы будем теперь ограничивать проверки санитарных инспекций, пожарных, милиции, защищать их права, в результате чего мы получим наркопритоны и бордели? Вот, собственно говоря, к чему можно прийти, поэтому необходимо такую борьбу вести. Как и в каких формах, я не готов предложить Государственной Думе, потому что я предлагаю ту форму, которую мы проверили в городе Москве, которая принесла положительные результаты, была сломана, так сказать, усилиями многих органов власти и которую сейчас, к сожалению, не поддерживает ни Правительство Российской Федерации, ни профильный комитет Государственной Думы. Я понимаю, что существуют юридические проблемы, я понимаю, что существуют экономические проблемы, политические проблемы, но мы не можем оставлять дело в том состоянии, в котором оно есть, и не можем превращать нашу молодёжь в субъект преступной деятельности, которая творится в ночных заведениях, в клубах, притонах, на дискотеках и так далее. Поэтому прошу вас, если это возможно, принять данный законопроект, если невозможно, не бросать саму идею, продолжить работу, создать рабочие группы и всё-таки довести проблему до того, чтобы она решалась. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, в президиум поступило письменное обращение Александра Михайловича Бабакова, который просит рассмотреть законопроект без его участия, это пункт 15.2, по пункту 15.3 есть обращение Государственного Собрания Республики Башкортостан с той же мотивацией, поэтому на трибуну для содоклада приглашается Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, для протокола: по пункту 15.4 у нас также есть обращение Рязанской областной Думы с просьбой рассмотреть данный вопрос без участия её представителя. Извините, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, все четыре предложенные к одновременному рассмотрению законопроекта и концептуально, и по схеме выражения концепции являются альтернативными, и даже законопроектное предложение о внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах..." не выходит за тему обсуждения. Вообще, поднятая тема серьёзная, и содоклад, да ещё при отсутствии трёх докладчиков, мог быть весьма длительным, но спасибо за предоставленную возможность выступить с одним содокладом. При этом я не буду входить в тему издалека, изложу только то, что касается доводов, обоснования позиции комитета. Должен сказать, что мы многократно обсуждали эти законопроекты, в том числе и с участием представителей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, других правоохранительных органов, и однозначно пришли к выводу, что предлагаемые законопроекты не будут способствовать решению поставленных перед ними задач. Общими для всех законопроектов недостатками являются, во-первых, нечёткость и неопределённость используемой терминологии, во-вторых, отсутствие в законопроектах норм, создающих возможности действовать в предложенном варианте, и, в-третьих, отсутствие в действующем законодательстве норм, способных создать взаимодействие между законопроектными предложениями и обязанностью юридических лиц. Всё это, по мнению комитета, создаёт условия не для противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а для злоупотреблений на практике, для предъявления необоснованных претензий, причём к самому неограниченному кругу юридических лиц. При этом законопроекты не разграничивают предусмотренные ими составы правонарушения от случаев соучастия в совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а тут уже может возникнуть возможность необоснованного ухода от уголовной ответственности под видом привлечения к административной. По содержанию каждого из представленных законопроектов дополнительно следует отметить следующее. Основным недостатком законопроекта, внесённого Рязанской областной Думой, является отсутствие в нём определения содержания понятия "попустительство незаконному обороту и незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ". При этом следует отметить, что ни в Федеральном законе "О наркотических средствах...", ни в каком-либо другом законодательном акте не содержатся нормы, устанавливающие обязанность юридических лиц, гражданских юридических лиц, по указанным вопросам. Отсутствует также и перечень конкретных мер, которые должны быть ими приняты. Таким образом, законопроектом предлагается установить административную ответственность за неисполнение обязанностей, которые не установлены законодательством. При этом из предлагаемой диспозиции не представляется возможным установить причинно-следственную связь между виновными действиями лица, привлекаемого к административной ответственности, и случаями незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ. Что касается законопроекта, внесённого Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, то, по мнению комитета, данный законопроект также устанавливает административную ответственность за неисполнение обязанностей, которые не предусмотрены действующим законодательством, и предлагаемая редакция законопроекта не позволяет установить взаимосвязь между виновными действиями лица и случаями незаконного оборота и потребления наркотических средств. А вот говоря о законопроекте, внесённом Московской городской Думой, нельзя не отметить определённую даже оригинальность. Она заключается в том, что под попустительством незаконной реализации, хранению, приобретению и потреблению наркотических средств и психотропных веществ авторами понимается - заметьте, я читаю дословно - "непринятие указанных в обязательном для исполнения предписании органа внутренних дел мер по недопущению незаконного оборота или незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, если непринятие указанных мер не подпадает под признаки уголовно наказуемого деяния". Но полагаю, уважаемые коллеги помнят, что невыполнение должностным или юридическим лицом законных предписаний органов внутренних дел уже подпадает под действие статей 19.5 и 19.6 Кодекса об административных правонарушениях, и ничего нового здесь совершенно не требуется, ну, кроме одного - исполнения действующего закона. Кроме того, и этим законопроектом предлагается установить административную ответственность опять же за неисполнение обязанностей, не установленных законодательством. Также следует отметить, что эти предложения не соответствуют и концептуальным положениям Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", устанавливающим систему органов, осуществляющим противодействие незаконному обороту наркотиков. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 53 этого закона принимать меры по пресечению административных правонарушений или преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, обязаны должностные лица органов прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств, органов внутренних дел, таможенных органов и органов федеральной службы безопасности. Таким образом, предлагаемые авторами законодательной инициативы дополнения в Кодекс об административных правонарушениях представляются лишёнными достаточных оснований. И последнее. Законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы, предусматривает дополнение к тому же и Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" нормой, устанавливающей обязанность юридических лиц принимать меры по предотвращению и пресечению незаконного оборота наркотиков, однако предлагаемые изменения в статью 41 этого федерального закона носят самый общий характер, не раскрывают содержания предусмотренной ими обязанности, не позволяют определить, какие именно действия должны совершать юридические лица и их работники в целях пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, предложение о возложении на указанных юридических лиц обязанности принимать меры по предотвращению и пресечению этого оборота порождает даже и внутреннее противоречие в самом тексте федерального закона о наркотических средствах. Так, предлагаемые изменения не учитывают того, что в соответствии со статьёй 53 обязанность принимать меры по пресечению этих правонарушений возложена на специально указанные органы, и возложение каких-либо обязанностей на юридических лиц, а также правовой механизм наделения их какими-либо полномочиями в указанной сфере ни указанным федеральным законом, ни рассматриваемым законопроектом не предусматривается. И с учётом изложенного, уважаемые коллеги, как вы понимаете, я не могу предложить ничего другого, кроме как рекомендовать Государственной Думе от имени Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству все четыре рассматриваемых законопроекта отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Две руки - подводим черту. Депутат Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня к Александру Петровичу вопрос. Вот вы сказали, что во всех законопроектах отсутствует причинно-следственная связь, всё это лишено оснований, нет каких-то примеров, но наш коллега Михаил Иванович Москвин-Тарханов очень убедительно здесь докладывал законопроект и на примере Москвы показал позитивные результаты тех проверок, которые они сделали, были приняты необходимые меры. Но вы говорите, что это всё уже законами утверждено. Тогда почему прокуратура опротестовывала это всё? Это же действительно большая трагедия, Александр Петрович! Я не знаю, давно ли вы на дискотеки ходили или были там хотя бы просто из любопытства, но иногда туда ходишь для того, чтобы, как говорится, повысить свою информационную базу... (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Николаевич, но мы с вами уже работаем в таком режиме, что абсолютно точно понимаем, что принимаемые законы не должны страдать бессистемностью, несогласованностью или недоговорённостью. Ну а уж вводить дополнительные сложности для применения действующего закона ну никак нельзя! Вот смотрите, Московская городская Дума предлагает... Вот её вариант статьи 6.15. Они пишут в диспозиции статьи следующее: "Попустительство... то есть непринятие указанных в обязательном для исполнения предписании органа внутренних дел мер по недопущению незаконного оборота..." То есть, понимаете, само название статьи говорит о попустительстве незаконному обороту, и в диспозиции статьи говорится о непринятии мер согласно предписанию, которое выдано органом внутренних дел. Но я же сказал уже в своём содокладе, что в Кодексе об административных правонарушениях есть чёткие статьи, которые прямо предусматривают ответственность, и немалую, за непринятие мер по законно вынесенному предписанию органа внутренних дел. И вот тогда перевёртывать действующую норму и говорить, что здесь что-то новое... Ничего подобного! Это как раз вводит конкуренцию норм, то есть и та работать толком теперь не будет, и эта не сможет действовать, потому что о той норме мы никак не говорим. Мы с вами только что рассматривали пункт 13 - инициативу с места - и дополнили главу 6 статьёй 6.16 как раз в области оборота наркотиков. Вот там мы не отменили статью 6.15, мы ничего не поменяли, но здесь мы заполнили нишу, которая сформировалась теперь практикой жизни. Да, мы с вами знаем, что право практически всегда отстаёт от жизни. И там, несмотря на все недостатки, мы поддержали инициативу. И спасибо вам за единодушное голосование по этому вопросу. Вот поэтому, я думаю, такие варианты, которые нам предлагаются в данном комплекте документов, конечно, неприменимы. Даже понять слово "попустительство" или же ответить на целый ряд других возникающих здесь вопросов просто невозможно, потому что непонятен объект, непонятно, в отношении каких объектов... И в чём будет заключаться объективная сторона, на которую мы попытаемся возложить административную ответственность? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. У меня вопрос к Михаилу Ивановичу. Уважаемый Михаил Иванович, вот вы сказали, что при обстоятельствах, когда прокуратура отменяла ваши решения, вы не могли понять причины. А вы не пытались понять связь, скажем, владельцев ночных клубов ("Распутин" и масса других известных в Москве клубов)... Кто там, вообще-то, является реальным хозяином? Может, вот в этом причина? Потому как всем известно, что наркоторговля - это сверхприбыль. И я сомневаюсь, что ночной клуб на танцах или ещё на чём-то зарабатывает деньги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Иванович. МОСКВИН-ТАРХАНОВ М. И. Обычно хозяев найти нельзя, а статус - малое предприятие, или индивидуальная предпринимательская деятельность, или группа малых предприятий. Вот почему я так ещё встревожен ситуацией? Потому что сейчас малые предприятия будем поддерживать... Ох, мы можем поддержать не тех. Ох, мы можем так поддержать, что мало не покажется. Поэтому вот такая ситуация. А связи тонут в криминальном мире и, по-видимому, в мире политическом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Петрович. У нас осталось три минуты. На выступлении по ведению настаивает депутат Осадчий. Пожалуйста, Сергей Юрьевич. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У нас не так много вопросов осталось, и чтобы не переносить их на пятницу, я предлагаю рассмотреть все вопросы сегодняшней повестки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата Осадчего рассмотреть сегодня все вопросы, внесённые в повестку дня. Включите режим голосования. Сергей Николаевич, у нас во фракции все любят цитировать Егора Кузьмича Лигачёва: "Чертовски хочется работать". (Оживление в зале.) Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 26 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8% Результат: принято Принято. Есть ли желающие выступить? Есть. Сергей Николаевич Решульский как раз и хочет выступить, продолжая тему. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович, вы действительно правы: чертовски хочется работать хотя бы по таким вопросам. У нас складывается какая-то негативная практика в обсуждении очень важных, очень острых для общества проблем, когда мы говорим, что такая проблема должна решаться комплексно. Весь этот комплекс переносится, растягивается на годы, если не на разные созывы. Я имею в виду и борьбу с коррупцией. Мы уже, по-моему, пять или шесть лет об этом говорим и всё друг друга убеждаем, что вот-вот сейчас какая-то мощная, грамотная рабочая группа подготовит нам законопроект и он будет внесён сюда. В то же время наш законопроект лежит уже пять лет, хотя в первом чтении принят. Да есть и ряд других таких же законопроектов, касающихся непосредственно всего нашего общества. Наши коллеги из разных регионов, в том числе из города Москвы, проявили инициативу. Хотим мы это понимать или не хотим, обидно это москвичам будет или нет, но, наверное, в городе Москве средоточие всех этих негативных процессов наиболее остро воспринимается. Я не удовлетворён ответами Александра Петровича. Я понимаю, что - не в обиду ему будь сказано - когда собирается группа юристов, то каждый высказывает своё профессиональное мнение, они часто не совпадают, бывают диаметрально противоположны друг другу. Но когда опять говорят, что проблема эта есть, но её надо каким-то другим, комплексным образом решать, не затрагивая действующее законодательство, - мне кажется, это не совсем верно, это просто страусиная, извините, политика, когда (опять не в обиду кому-то говорю) мы просто закрываем глаза или прячем голову в песок. Наши коллеги показали на примерах, что в городе Москве они попытались решить эту проблему, проблему, касающуюся и здоровья, и, наверное, общего состояния нашего общества, в первую очередь молодого поколения, нашей смены, будем прямо говорить, которая именно совращается и порой даже умышленно втягивается вот в эту наркозависимость. Я не пойму, что неясного в законопроекте, представленном Московской городской Думой? Тут чётко и ясно написано: "Попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ, то есть непринятие указанных в обязательном для исполнения предписании органа внутренних дел мер по недопущению незаконного оборота..." и так далее. Александр Петрович, как я понимаю, достаточно органам внутренних дел один раз побывать в таких клубах, в таких заведениях и увидеть, что там делается, - после этого, вообще-то, в разумном органе внутренних дел должно быть моментально написано это предписание и вручено владельцам или тем, кто использует этот клуб, с указанием необходимости принятия мер, хотя бы наведения элементарного порядка и проверки если не всего этого зала, то хотя бы тех закоулков или углов, где... Я ведь не просто так это сказал. Ну вы зайдите посмотрите ради любопытства, что там творится. И если в следующий раз проверка показывает, что никаких мер ни со стороны руководства, ни со стороны владельцев, ни со стороны охраны не принимается, - вот, пожалуйста, на мой взгляд, это уже и есть попустительство. Правильный вопрос Николай Васильевич Коломейцев задал. Мы же все прекрасно понимаем, что наркотики - это одна из тех сфер, которая приносит сверхприбыль за счёт здоровья, состояния людей, нашего общества и так далее. Кто-то обогащается, вокруг разворачиваются какие-то коррумпированные мафиозные кланы, а мы всё объясняем друг другу: вот нужно что-то предпринимать потом в комплексе. Я не буду останавливаться на других примерах, на других законопроектах, в каждом есть положительное, я считаю, предложение. И если бы мы всё-таки осмелились, прямо говорю, переступить через своё нежелание принимать или... нежелание, может быть, не то слово, ну, скажем, через опаску принимать первый законопроект в первом чтении, мы могли бы из остальных трёх законопроектов взять дельное и разумное и, наверное, ко второму чтению подготовить... Иначе у нас получается так, что больной уже в тяжёлом состоянии, и, может быть, ему в первую очередь надо дать кислородную подушку, чтобы он хотя бы дышать начал нормально, а мы всё консилиум собираем и обсуждаем: давайте продумаем ему диету, давайте продумаем, что ему пить и что ему не пить, давайте подумаем, какие лекарства ему прописать, и так далее. Так дайте хотя бы возможность ему кислородом подышать и привести, может быть, своё дыхание в норму! Я, коллеги, обращаюсь к вам и предлагаю в первом чтении поддержать проект под номером 15.1, внесённый Московской городской Думой. Думаю, ко второму чтению не только мы, депутаты, но и большинство субъектов Российской Федерации, субъектов права законодательной инициативы могли бы дополнить его, внести свои поправки и сделать первый шаг на пути ликвидации того огромного зла, которое всё больше и больше, как метастазы, охватывает наше общество. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вяткин. Я не сразу заметил его руку. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Всё так, как Сергей Николаевич сказал, как сказали предыдущие выступавшие. Действительно проблема есть, есть проблема распространения наркотиков в публичных местах, есть проблема распространения наркотиков, к сожалению, в учебных заведениях. Но то решение, которое предлагается, к сожалению, не достигнет декларируемой цели. К сожалению, потому что, как бы мы ни штрафовали администрации различных заведений, как бы мы ни старались обложить дополнительными обязанностями людей, которые не могут проконтролировать процесс, мы не достигнем своей цели. И к сожалению, даже принятие вот этого закона не станет первым шагом в борьбе за денаркотизацию учебных заведений, общественных мест. Юридическая чёткость, юридическая правильность в подобных вещах всё-таки должна стоять на первом месте, потому что лучше сделать правильно и решить проблему в целом, чем под видом желания решить проблему совершить какие-то шаги и тем самым усугубить ситуацию. В связи с этим я предлагаю своим коллегам поддержать решение комитета и отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не настаивают на выступлении? Ставится на голосование... А, заключительное слово. Пожалуйста, докладчик по законопроекту под пунктом 15.1. МОСКВИН-ТАРХАНОВ М. И. Уважаемые коллеги, в своё время Мефистофель сказал Фаусту: "Теория суха, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет". Вот мы даём пышно зеленеть древу конопли и других наркотиков. А теоретические вещи действительно серьёзные, можно говорить об объективной стороне, скорее, даже о субъективной стороне, но я ещё раз напоминаю: мы приняли этот документ в Москве, он работал, выдавались предписания, принимались меры, ставился фейс-контроль этими самыми ночными клубами, даже ставились газоанализаторы, заводились собаки, чтобы не пропускать людей с наркотиками, то есть делалась работа, она была системная, она была налаженная. Может быть, закон был несовершенен, может быть, было несовершенно правоприменение, но что-то делалось. Для того чтобы ничего не делать существует много причин. Самая большая и лучшая из них - юридическая стройность, чёткость и законченность: можно не делать ни-че-го. Поэтому я прошу принять в первом чтении, чтобы всё-таки поработать над этим законопроектом, если нет, то двигаться дальше в этом направлении, всё равно не оставляя наших усилий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Предпринимать усилия в этом направлении мы, конечно же, будем. Александр Петрович, вы настаиваете на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование пункт 15.1, это первый из рассматриваемых законопроектов. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 15.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 15.3. Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.) И последний из обсуждаемых законопроектов. Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 36 сек.) Проголосовало за 123 чел.27,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 124 чел. Не голосовало 326 чел.72,4% По пункту 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 58 сек.) Проголосовало за 112 чел.24,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1% По пункту 15.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 22 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 113 чел. Не голосовало 337 чел.74,9% И по пункту 15.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 46 сек.) Проголосовало за 119 чел.26,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел.73,6% Поскольку наибольшее число голосов набрал пункт 15.1, он ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 36 сек.) Проголосовало за 135 чел.30,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива. Я обращаюсь к комитету: продолжайте работать в этом направлении.