Заседание № 182
17.09.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 471501-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся территориальной организации местного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5903 по 6137 из 6605
24-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Владимир Павлович Таскаев. ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Перейдём к более серьёзным вопросам, хотя и эта проблема, сегодняшнее обсуждение которой заняло очень много времени, заслуживает, несомненно, большого внимания. Данный законопроект родился у нас после выступления Президента с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. Мы с вами приняли закон о реформе муниципальных образований, но эта реформа сегодня успешно задвинута и, к сожалению, региональными парламентами тормозится. Основная цель законопроекта - заставить всё-таки депутатов из регионов более внимательно посмотреть на сеть муниципальных образований в Российской Федерации и, не доводя ситуацию до абсурда, принять наконец своё решение. Я, например, по Свердловской области могу сказать: у нас 68 городских округов, в том числе 4 ЗАТО, 5 муниципальных районов, включая 16 сельских, и 5 городских поселений - всего 94 муниципальных образования. Но самое главное, в 6 муниципальных образованиях на одной улице находятся... Администрация муниципального образования Алапаевское, городского муниципального образования, и в то же время администрация Алапаевского муниципального района, то есть две Думы, два главы находятся на одной территории. Такая же ситуация и в Каменск-Уральском, в Красноуфимске, в Ирбите, в Рефтинском, в Камышлове, а если взять соседние близлежащие области, то в Челябинской - 313 таких случаев, в Курганской - 458, в Башкирии - 1019. То есть абсурдность этой ситуации - вопрос для нас достаточно принципиальный, и в связи с этим наказы наших избирателей: ситуацию надо как-то менять. Сегодняшнее законодательство позволяет нам это сделать, и именно региональщикам, но этого не происходит. Мы хотим объективно подойти к объединению муниципальных образований и к сокращению аппарата чиновников - это даст положительный экономический толчок. Вот в Подмосковье губернатором Воробьёвым уже принято решение о сокращении, и это сэкономило областному бюджету от 7 до 10 миллиардов - это яркий пример решения проблемы. Я предлагаю данный законопроект принять. Возможно, в тексте есть какие-то неточности, но ко второму чтению их можно исправить. Прошу, уважаемые коллеги, сразу не отвергать, а посмотреть внимательно - я думаю, что народ нас похвалит за это! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Павлович. С содокладом выступает Пётр Иванович Пимашков. ПИМАШКОВ П. И. Рассмотрев в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления данный законопроект, полагаем, что указанные изменения не соответствуют требованиям 131-го федерального закона, согласно которым территорию поселения составляют лишь исторически сложившиеся земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, а также земли для развития поселения. На основании изложенного комитет не считает возможным поддержать рассматриваемый законопроект и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос только у Николая Васильевича Коломейцева, больше нет вопросов. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я с большим уважением отношусь к Петру Ивановичу, но всё-таки... Вы же сибиряк и знаете, что поселение у сибиряков ассоциируется всё-таки не с теми населёнными пунктами, которые исторически сложились. Может, всё-таки есть смысл уйти от поселений и вернуться к сёлам, деревням, станицам - это более приемлемо. Аул, например, - у нас же многонациональная страна... ПИМАШКОВ П. И. Но здесь, в этом законопроекте, предлагается включать в состав поселений населённый пункт только тогда, когда численность населения там составляет более 5 тысяч человек, а в России в 92 процентах сельских поселений население составляет менее 5 тысяч, так что смысла нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР будет голосовать за принятие данного законопроекта по нескольким причинам. Владимир Павлович сегодня пытался, наверное, больше в экономическую плоскость перевести данный вопрос, и это правильно, на мой взгляд, потому что экономический эффект можно, так сказать, потрогать, пощупать: та экономия, которую мы получим, реально пойдёт как раз на выполнение наказов наших избирателей и на муниципальные нужды. Точка зрения комитета имела бы право на жизнь в том случае, если бы у нас муниципалитеты были в определённой мере финансово самостоятельны, - вот здесь никаких вопросов не было бы, а при той системе, скажем так, построения и распределения налогов, которая сегодня существует в нашей стране, они фактически являются распорядителями средств, и, конечно, то количество чиновников, которое у нас сегодня есть, абсолютно нецелесообразно. Речь идёт не только, скажем так, о городе и районе, но даже такое соединение в рамках районного центра, где есть собственный поссовет, глава поссовета и глава района, - это тоже, на мой взгляд, излишнее нагромождение. Существует схема: у нас есть депутаты, работающие на неосвобождённой основе на уровне районного поселения, и глава поселения может совмещать и отчитываться перед ними и как глава района, и как глава поселения - в этом случае логика есть: здесь не только экономия, но это сказывается положительно и на взаимоотношениях. Вы посмотрите, какие отношения у нас между главами на территориях: они постоянно между собой что-то делят, решают, чья территория, можно ли там разместить объект... Это бывает и тогда, когда мы распределяем средства федеральных программ на финансирование, например, строительства спортивных объектов: каждый пытается что-то отхватить. Такое предложение является обоснованным не только экономически, но и с точки зрения управляемости территорий: чем меньше у нас будет руководителей на одном квадратном метре, тем лучше будут результаты. Это связано в первую очередь с тем, что финансирование у нас чётко определено из центра и муниципалитеты де-факто никакой самостоятельности не имеют. Мы будем данный законопроект поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шрейдер Виктор Филиппович. Включите микрофон. ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно же, проблема есть, если абстрагироваться от надпартийных или каких-то иных позиций, но давайте посмотрим на базовый 131-й федеральный закон. Проблема в основном возникала из-за норм этого закона, сегодня она решена: есть поправки к этому закону в рамках 136-го закона, который мы с вами недавно приняли, - полномочия в этой части переданы субъекту, и субъект имеет полное юридическое право и законодательную базу решать вопросы на территории в соответствии с ситуацией, которая там сложилась. По мнению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", нормативная база достаточна, для того чтобы эти вопросы решать на местах, поэтому фракция данный законопроект поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Иван Иванович. Я хотел бы подчеркнуть, что совсем недавно мы дополнили 131-й закон и ввели понятия городского округа с внутренними муниципальными районами и муниципальных районов внутри городского округа. Вот применительно к Свердловской области и ряду других субъектов мы могли бы сегодня рассмотреть это предложение. Действительно, если понятие "муниципальный район" заменили понятием "городской округ", то и избирают только депутатов городского округа, обычно очень ограниченное количество, а сельские поселения и городские поселения, которые входят в состав городского округа, по сути дела, не имеют своих депутатов и не могут принимать свои бюджеты. Можно было бы в 131-й закон при принятии этого законопроекта, вот этих поправок, дополнений, включить понятие "городской округ с городскими и сельскими поселениями внутри городского округа" и точно такие же новые понятия "сельское поселение внутри городского округа" и "городское поселение внутри городского округа" - тогда мы, собственно, выравняли бы возможности муниципальных районов городских округов, которые охватывают, как, например, в Свердловской области, сельские населённые пункты. Это было бы намного демократичнее и действительно позволяло бы рассматривать и принимать законы о бюджете, в том числе строить собственную и финансовую, и экономическую бюджетную базу на уровне сельских и городских поселений, которые входят в состав городских округов. Мне кажется, надо поддержать законопроект, а ко второму чтению можно внести поправки и определиться точнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Каргинов Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г. Мы можем много законов принимать и о бюджете, и о коррупции, и даже о домогательствах - обо всём, о чём угодно, но страна всё время будет тормозить и пробуксовывать, пока мы не определимся с основным вопросом - с устройством нашей страны. Что это будет - области, края, республики, муниципалитеты, поселения, сёла, деревни? У нас сплошной винегрет не только в названиях, но и в территориальном устройстве, о чём ЛДПР говорит уже двадцать пять лет! Нужно чётко понять, какое устройство необходимо и эффективно сегодня для Российской Федерации как на уровне регионов, так и на уровне муниципалитетов, необходимо уходить от национального деления, надо подходить к практике эффективного территориального деления региона. И Виктор Филиппович, и Пётр Иванович - уважаемые люди, я считаю, что они знают проблемы управления и знают, что такое муниципальная власть, и если уж они говорят, что проблема существует, то её надо решать. Может быть, ко второму чтению надо как-то подчистить и что-то изменить, уточнить какие-то критерии деления, потому что численный подход, наверное, не совсем корректен, а вот экономический - эффективный, он сегодня выгоден. Несмотря на то что Виктор Филиппович сказал, что часть полномочий передана на уровень регионов, многим дотационным регионам сегодня неинтересно проводить реформу местного самоуправления: получают они деньги на управление, тратят их спокойно и при наличии двух или трёх администраций практически в одном и том же месте, географически рядом находящихся. Дополнительно появилась масса чиновников во времена реформ 2000-х годов, и не только чиновников - количество депутатов тоже выросло, а управление не стало более эффективным. Я думаю, что нужно сегодня говорить не о доступности власти для человека, а о доступности услуги, которую предоставляет власть, а для этого необязательно, чтобы чиновник был практически в каждом населённом пункте, то есть надо уменьшать их количество, отсюда и экономия средств, и эффективности управления территорией. Правильно были приведены примеры по Подмосковью, и я могу аналогичный пример по Вологодской области привести, где вместо двенадцати поселений стало три, и они стали лучше работать: там и дороги лучше чистят, и власть стала доступнее, ближе, и эффективность расходования бюджетных средств выросла. То есть управляемость сегодня - это первый и основной критерий, в соответствии с которым надо подходить к оценке работы территорий поселений. XXI век: всё очень быстро меняется, и мы должны соответствовать этим понятиям! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Павлович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Пётр Иванович? Тоже нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 03 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.