Заседание № 224

04.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 471420-8 "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (о проектном финансировании профессиональных подрядных организаций в частном домостроении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2507 по 2545 из 6212
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О строительстве жилых домов по       
договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу". С докладом     
выступит Нестеренко Юрий Юрьевич.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Ю. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во    
втором чтении 3 июля. Напомню, проект федерального закона предусматривает       
внедрение механизма эскроу-счетов при индивидуальном жилищном строительстве с   
1 марта 2025 года. Проведены все необходимые экспертизы, получены все           
заключения, замечания отсутствуют. Законопроект готов к принятию. Просьба       
поддержать.                                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                            
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                

Заседание № 223

03.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 471420-8 "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (о проектном финансировании профессиональных подрядных организаций в частном домостроении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4174 по 4267 из 6400
7-й вопрос, проект федерального закона "О строительстве жилых домов по          
договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу". Докладывает    
Сергей Владимирович Колунов.                                                    
                                                                                
КОЛУНОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, законопроект направлен     
на внедрение механизма эскроу-счетов в индивидуальном жилищном строительстве,   
принят в первом чтении 29 ноября 2023 года.                                     
                                                                                
К законопроекту поступило 16 поправок. Семь поправок вошли в таблицу № 1. Они   
допускают заключение договора эскроу при индивидуальном строительстве на        
земельных участках, принадлежащих гражданам не только на праве собственности,   
но и на праве аренды или безвозмездного пользования. Конкретизируются понятия   
"подрядчик", "заказчик", "домокомплект", "уполномоченный банк". Граждане        
смогут самостоятельно приобретать домокомплекты и передавать их подрядчику.     
Производители домокомплектов, в свою очередь, смогут воспользоваться мерами     
государственной поддержки, постановление правительства по данному вопросу уже   
принято. Конкретизируется перечень информации для раскрытия в информационной    
системе жилищного строительства. Устанавливаются обязательные условия           
договора строительного подряда, и предусматривается раскрытие счета эскроу      
после государственной регистрации права собственности заказчика, которую по     
соглашению сторон может произвести и подрядчик. Закон в случае его принятия     
вступит в силу с 1 марта 2025 года. Все эти поправки направлены исключительно   
на защиту прав наших граждан и рекомендуются комитетом к принятию. Девять       
поправок вошли в таблицу № 2 и рекомендованы к отклонению.                      
                                                                                
Хочу ещё раз подчеркнуть важный момент: введение эскроу не будет обязательным   
ни для потребителя, ни для подрядчика. Принятие закона позволит поддержать и    
потребителя, и отечественного производителя.                                    
                                                                                
Комитет просит поддержать, принять законопроект во втором чтении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   23 чел.5,1 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
КОЛУНОВ С. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все процедуры              
согласования и экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Прошу            
поставить его в повестку пленарного заседания на 4 июля 2024 года.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.                     

Заседание № 173

29.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 471420-8 "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (о проектном финансировании профессиональных подрядных организаций в частном домостроении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4116 по 4709 из 5859
13-й пункт, проект федерального закона "О строительстве жилых домов по          
договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу". Доклад         
официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра          
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Юрия       
Петровича Муценека.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального    
хозяйства Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! По данным проведённых       
опросов, на сегодняшний день больше 65 процентов наших граждан хотели бы жить   
в своём доме. Так, всего за десять месяцев этого года введено уже порядка 86    
миллионов квадратных метров, из которых на индивидуальное жилищное              
строительство приходится более 50 миллионов. Благодаря совместной работе в      
прошлом году был реализован ряд мер, направленных на поддержку строительства    
объектов ИЖС, в частности распространены все льготные ипотечные программы,      
ДОМ.РФ запущен пилотный проект по предоставлению ипотеки на строительство       
хозспособом, также запущен суперсервис "Цифровое строительство". В целом это    
позволило за прошедшие десять месяцев выдать на цели строительства объектов     
ИЖС 248 тысяч кредитов общим объёмом 967 миллиардов рублей.                     
                                                                                
Вместе с тем для повышения безопасности и качества домов президент в начале     
этого года поручил распространить механизм счетов эскроу на строительство       
частных домов подрядными организациями. Законопроект вводит возможность         
защиты средств граждан, подлежащих уплате по договору подряда, с помощью        
счетов эскроу. Типовая форма будет подготовлена Минстроем России. Причём        
такой договор можно будет заключать в том числе при использовании типовой       
проектной документации, домокомплектов из отечественных материалов, в том       
числе продукции деревянного домостроения лесопромышленного комплекса.           
                                                                                
Отмечу, что законопроект также предусматривает ряд мер по повышению             
прозрачности и усилению контроля за подрядчиками. Кроме того, вводится          
возможность привлечения специалиста, включённого в национальный реестр          
специалистов, для технического осмотра построенного дома, если есть             
разногласия между заказчиком и подрядчиком по его недостаткам. Порядок          
проведения осмотра будет также установлен приказом Минстроя России.             
                                                                                
Всё это позволит повысить доступность ИЖС для граждан, защитить их средства,    
а также снизить риски незавершения строительства.                               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Сергея Владимировича Колунова.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛУНОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Юрий Петрович достаточно     
доступно и широко рассказал о законопроекте. Комитет по строительству и         
жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел законопроект и поддерживает его,     
считает, что принятие закона будет положительно принято и потребителями, и      
подрядчиками, которые занимаются строительством индивидуального жилья. Также    
принятие закона позволит поддержать отечественного производителя, о чём было    
сказано, а это в перспективе будет способствовать достижению национальных       
целей по ежегодному улучшению жилищных условий наших граждан. Кроме того,       
законопроект добавит системности и прозрачности в отношения между               
заказчиками, подрядчиками, банками и государством.                              
                                                                                
Ещё хочу подчеркнуть важный момент: при реализации предложенного механизма      
использование эскроу-счетов необязательно, то есть это альтернативная мера,     
это необязательно будет приниматься подрядчиком и заказчиком.                   
                                                                                
Безусловно, совместно с коллегами готовы работать над законопроектом, готовы    
рассмотреть все предложения. Прошу принять законопроект в первом чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Вопрос уважаемым докладчикам - кто ответит.                        
                                                                                
Как известно, за последние три года цены на жильё в крупных городах             
повысились примерно на 90 процентов. Какую долю в этом повышении повлёк         
переход на эскроу-счета? Это первая часть вопроса.                              
                                                                                
Вторая часть вопроса. Мы понимаем, что эскроу-счета вводили прежде всего для    
того, чтобы не обманывали дольщиков. Есть ли реальная статистика о количестве   
обманутых дольщиков в частном строительстве? И насколько могут быть повышены    
цены при переводе частного домостроения на эскроу-счета?                        
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Если можно, я постараюсь ответить на этот вопрос.                 
                                                                                
Уважаемый Олег Николаевич, в отношении первого вопроса, о повышении цен. Вот    
когда механизм эскроу в 214-й закон вводился, тоже были достаточно большие      
дискуссии по поводу того, повлияет ли это на стоимость. В конечном счёте вот    
сейчас, по оценке экспертов, в этой части влияния не произошло. Есть ряд        
других объективных факторов - это предмет отдельного рассмотрения, - в том      
числе вопросы, связанные со стоимостью материалов, но к предмету настоящего     
законопроекта это отношения не имеет.                                           
                                                                                
Если вести речь об индивидуальном строительстве, мы говорим о том, что такой    
механизм позволит защитить средства граждан при строительстве частных домов.    
Если возвращаться к МКД, у нас сегодня всего строится, находится в стадии       
строительства 106 миллионов квадратных метров, с применением механизма эскроу   
- более чем 101 миллиона квадратных метров, то есть практически всё, что        
сейчас строится, делается через механизм эскроу.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Канаев Алексей Валерианович.                              
                                                                                
КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, механизм, на мой взгляд, достаточно интересный,        
предложения верные, но возникает вопрос. Вспоминаю, как вводились               
эскроу-счета в сфере строительства многоквартирных домов, вспоминаю             
сопротивление застройщиков переходу на эту модель, и невольно напрашивается     
вопрос: а что сподвигнет подрядные организации идти навстречу заказчику и не    
отказываться от эскроу-счетов в сфере ИЖС? Какие механизмы, направленные на     
создание предпосылок для этого, предлагает правительство? В законопроекте       
этого нет.                                                                      
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Добрый день, уважаемый Алексей Валерианович! Спасибо большое за   
вопрос. Как я уже отметил, вот по примеру механизма эскроу... мы видим в        
динамике, что сегодня практически всё перешло на этот механизм. С применением   
эскроу в строительстве МКД построено уже 73 миллиона квадратных метров - о      
чём это говорит? О том, что в целом механизм для подрядчиков интересный,        
интересный за счёт того, что есть стабильное проектное финансирование с         
определёнными условиями, и они могут свою экономическую модель с учётом этого   
подстраивать. Безусловно, в части банковского финансирования и применения       
механизма эскроу ключевую роль играет ключевая ставка финансирования, тут       
будем смотреть и с точки зрения мер дополнительного регулирования тоже          
отдельно отрабатывать. В частности, в комитете рассматривали вопрос,            
связанный с отменой НДС (по аналогии с 214-м законом, для МКД), это тоже одна   
из мер, предмет отдельного законопроекта, буду готов доложить отдельно.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Юрий Петрович, всё-таки скажите, основная цель принятия этого       
закона - это страховка заказчика строительства от обмана или какого-то          
форс-мажора и снижение стоимости строительства? Если снижение, то на сколько    
процентов, как предполагается?                                                  
                                                                                
Ну и, если можно, пусть не очень по теме, но ещё вопрос: всё-таки стоимость     
земли - вот это должен быть обязательно собственник участка - в какой           
пропорции находится, как относится к стоимости строительства дома? Но не в      
регионах, где совсем пустынно, там, на Севере, на Дальнем Востоке, а в          
густонаселённых районах Центральной, Южной, Северо-Западной России. Какова      
пропорция, отношение стоимости земли к стоимости дома, если есть информация?    
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Олег Анатольевич, начну с последнего. С точки зрения    
стоимости, конечно, всё индивидуально, это зависит от конкретного участка в     
конкретном регионе, но мы говорим о типовых решениях и домокомплектах. Вот в    
целом, по оценке ДОМ.РФ, - есть портал "stroimdom.ru" - средняя стоимость       
домокомплекта составляет 7,4 миллиона рублей. Вот исходя из этого нужно         
смотреть с точки зрения пропорции.                                              
                                                                                
По первому вопросу. Защита - это, безусловно, вопрос номер один. Что касается   
стоимости, напрямую этот законопроект не влияет на изменение цены, но мы все    
знаем, достаточно предметно обсуждали, что это вопрос технологических           
решений, технических,  то же техническое задание, - можно один и тот же рубль   
вложить в разные проекты и разную эффективность получить от этого. Здесь мы     
исходим из того, что есть типовой реестр проектов, их 26 штук, они проверены    
Главгосэкспертизой России, и эти решения позволяют использовать те ресурсы,     
которые есть у гражданина, максимально эффективно, с максимально удобными       
планировками и с высоким качеством. Дополнительно к этому, помимо 26 типовых    
решений, вот на том же портале ДОМ.РФ уже более 900 аккредитованных проектов    
с разной площадью, от 100 квадратных метров и более.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Юрий Петрович, как я понял, с начала этого года было     
возможно использовать счета эскроу при строительстве частных жилых домов.       
Вопрос: а сколько таких договоров со счетами эскроу было заключено с начала     
этого года?                                                                     
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Олег Юрьевич, действительно, по 214-му федеральному     
закону есть право у застройщика реализовывать комплексный проект по застройке   
в том числе индивидуальными жилыми домами, но это работает при условии, что у   
застройщика земля находится в собственности. В законопроекте говорится о том,   
что, когда у гражданина в индивидуальной собственности находится земля, он      
может по аналогии использовать такой механизм. А что касается цифр, я подберу   
более подробную статистику и вас проинформирую.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович.                             
                                                                                
ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, в пояснительной записке к законопроекту указано, что   
эскроу-счета будут являться правом граждан и будут распространяться только на   
типовые проекты домов. А как быть остальным гражданам, которые хотят себя       
обезопасить? Возможно, имеет смысл распространить обязательность применения     
такого вида расчётов на всё частное домостроение, в финансировании которого     
используется ипотечное кредитование?                                            
                                                                                
Вот в многоквартирном домостроении процент использования эскроу-счетов сейчас   
составляет почти, наверное, 90 процентов, близится уже к 100 процентам. А       
какой процент сделок вы ожидаете в ИЖС после принятия этого закона?             
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Владимир Владимирович, я предлагаю рассмотреть          
концепцию, принять, заняться донастройкой этого механизма. С точки зрения       
эффективности... когда мы поймём, что это действительно комфортный и            
доступный для граждан механизм, тогда уже будем говорить о каких-либо           
ограничениях. Сегодня вот депутат Колунов сказал, что это одно из прав, одна    
из возможностей.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Юрий Петрович, три вопроса.                            
                                                                                
Всё-таки вы не назвали процент обманутых на сегодня - они не дольщиками,        
правда, называются, вот такие несостоявшиеся хозяева - в среднем по России.     
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второй момент. Всё-таки что заставит сегодня подрядчика прежде всего... Ему     
не совсем выгодно идти по этой схеме. Понятно, что для покупателей это          
здорово, но они должны достичь договорённости, и, я думаю, подрядчики будут     
против.                                                                         
                                                                                
И третий момент - это страховка: только на 10 миллионов рублей и только, я      
так понял, на один объект. Почему такое ограничение, вы боитесь, что это        
приобретёт какую-то коммерческую составляющую, вот такое строительство по       
эскроу-счетам, или почему?                                                      
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Если можно, я бы начал с последнего вопроса, о 10 миллионах.      
Здесь цифра взята по аналогии с 214-м законом - в многоквартирном               
строительстве такая же сумма. Как я уже сказал, исходя из тех типовых           
решений, которые мы сегодня видим, в целом по стране стоимость проекта          
типового решения - в среднем 130-140 квадратных метров - составляет примерно    
7,4 миллиона рублей, то есть по регионам, мы видим, эта сумма позволяет         
компенсировать.                                                                 
                                                                                
С точки зрения привлечения подрядчиков. Вот по МКД они начали переходить и      
плавно перешли. Здесь, конечно, будет период адаптации, я уже сказал, это       
зависит от ключевой ставки и от возможностей с точки зрения банковского         
финансирования, которые будут сформированы. Будем смотреть, будем               
докручивать.                                                                    
                                                                                
С точки зрения статистики по ИЖС я тоже отдельно сформирую информацию и вам     
представлю.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Юрий Петрович, скажите, решает ли данный проект        
федерального закона те проблемы и те риски, которые уже выявлены при            
строительстве объектов ИЖС, я имею в виду для сторон договора подряда? К        
примеру, для граждан это высокая ставка по кредиту, для подрядчиков - риск      
несвоевременного получения денежных средств в случае затягивания заказчиком     
срока подписания актов сдачи или отказ от договора подряда.                     
                                                                                
И в связи с этим ещё один вопрос: прорабатываются ли вами льготы в целях        
реальной поддержки застройщиков, которые будут использовать отечественные       
материалы, или в этом необходимости нет?                                        
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Анатолий Борисович, вы абсолютно корректно сказали,     
действительно, этот механизм позволит избежать, снивелировать риски, когда у    
нас гражданин, заключая договор подряда, к сожалению, распоряжается своими      
ресурсами, а строительство объекта не заканчивается.                            
                                                                                
С точки зрения стимулов будем смотреть, будем обсуждать. Мощный механизм,       
который тоже, я надеюсь, будет рассматриваться на пленарном заседании, - это    
отмена НДС. Будем смотреть, будем докручивать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич.                             
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Юрий Петрович, ну, относительно того, что возможно сохранить обычные методы     
строительства, - это мы услышали, но хотелось бы дополнительного                
подтверждения, всё-таки основные переживания с этим связаны. И помимо этого     
вопрос о "Дальневосточной ипотеке": вот мы говорили о банковском                
финансировании - Дальний Восток всё время спрашивает, будет ли подпадать        
"Дальневосточная ипотека" под существующие процентные ставки при подобных       
методиках строительства?                                                        
                                                                                
И вот в пояснительной записке указано, что подобные эскроу-счета возможно       
применять при строительстве на земельных участках, которые принадлежат          
гражданам на праве собственности. Всё-таки уточните, пожалуйста, что касается   
аренды и других видов пользования, возможно ли использовать такие счета при     
строительстве в подобных случаях?                                               
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Большое спасибо за вопросы, уважаемый Юрий Иннокентьевич.         
                                                                                
Начну с последнего. Вы абсолютно точно и корректно формулируете задачу, и мы    
сами над ней работаем, понимая, что у нас большое количество граждан имеют      
земельные участки в долгосрочной аренде, и планируем эту тему дополнительно     
обсуждать с учётом тех ограничений, которые есть в Гражданском кодексе.         
                                                                                
С точки зрения возможности применения этого механизма. Ещё раз подчеркну, это   
право добровольное, это один из дополнительных вариантов, которым может         
воспользоваться гражданин, в том числе с учётом собственных интересов.          
                                                                                
И по Дальнему Востоку. Естественно, все механизмы с точки зрения поддержки      
спроса будут иметь место в рамках предлагаемого регулирования.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович.                                    
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, считаю необходимым отметить, что запуск                
эскроу-счетов для рынка жилищного индивидуального строительства - это важный,   
ожидаемый гражданами шаг в направлении создания понятного (вот уже было         
отмечено), защищённого рынка ИЖС.                                               
                                                                                
Вопрос: не считаете ли вы необходимым в направлении усиления защищённости       
рынка сделать страховое покрытие свыше 10 миллионов рублей аналогично тому,     
как этот механизм уже действует в финансировании долевого строительства?        
                                                                                
И ещё один вопрос, на который я хотел бы получить ответ. Вы сказали о           
стоимости проектов. Я хотел бы услышать, есть ли уже разработанные варианты,    
не один, а несколько вариантов типовых проектов ИЖС.                            
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Айдар Раисович, спасибо за вопросы.                     
                                                                                
Что касается типовых проектных решений, есть 26 проектов, как я сказал.         
Типовой реестр сформирован на базе Минстроя России, и все проекты прошли        
через Главгосэкспертизу России.                                                 
                                                                                
И, если можно, повторите вопрос, вот с чего вы начали.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшину включите микрофон.                                
                                                                                
МЕТШИН А. Р. С тем чтобы усилить защищённость рынка...                          
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Всё, всё, понял, извините.                                        
                                                                                
10 миллионов рублей - вот эта цифра взята по аналогии с той, что для квартир    
в МКД. Давайте посмотрим, но, исходя из типовых решений, я говорил, 7,4         
миллиона рублей, мы планировали, что этого объёма хватит для того, чтобы        
нивелировать риски. Давайте пообсуждаем, посмотрим.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПЛЯКИН В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ко мне          
поступает очень большое количество обращений от людей, попавших в сложную       
жизненную ситуацию в связи с действиями подрядных организаций на рынке ИЖС. В   
основном это связано с тем, что строители получают деньги на строительство      
дома, но в силу различных причин его не достраивают, и люди остаются с          
ипотекой на руках, но без жилья. Это фактически новые обманутые дольщики, как   
было в многоквартирном домостроении до недавнего времени.                       
                                                                                
Одна из причин этого заключается в том, что банки, выполняя планы по выдаче     
ипотечных кредитов под строительство частных домов, в большинстве случаев       
ограничиваются лишь декларативной проверкой подрядных организаций в процессе    
их аккредитации. Из перечня предъявляемых требований остаётся только            
отсутствие налоговой задолженности и отрицательные судебные истории.            
Фактически для доступа к кредитным средствам достаточно любого нового           
юридического лица или свидетельства о постановке на учёт в качестве             
индивидуального предпринимателя. Не владея профессиональными знаниями и не      
имея опыта, участники рынка привлекают кредитные средства и не выполняют свои   
обязательства перед потребителями, а страдают чаще всего самые незащищённые     
слои населения, так как в силу низкого дохода они не могут воспользоваться      
услугами юристов и специалистов в сфере ИЖС. Они полностью доверяют свои        
кредитные средства подрядчику, рассчитывая на то, что банк выполнил функцию     
входного контроля.                                                              
                                                                                
Сегодня самая распространённая схема расширения жилплощади выглядит следующим   
образом. Молодая семья, имея в собственности однокомнатную квартиру,            
планирует своё расширение, а это требует увеличения жилплощади. Денежные        
средства от продажи квартиры вносятся в качестве первоначального взноса по      
ипотечному кредиту на строительство дома. Банк расходование средств не          
контролирует, ну, или контролирует на бумаге. Подрядчик же дом строит только    
частично, и объект замораживается ввиду отсутствия финансирования. В            
результате таких действий семья остаётся и без квартиры, и без дома. Она        
вынуждена оплачивать ипотечный кредит и арендовать жильё, неся при этом         
двойную финансовую нагрузку. Правоохранительные органы на заявления граждан     
не реагируют, ссылаясь на невозможность доказывания умысла со стороны           
подрядчика и невозможность применения статьи 159 УК РФ. В свою очередь,         
подрядчик не имеет, как правило, никакого имущества, которым он мог бы          
отвечать по своим обязательствам перед заказчиком. И в случае положительного    
решения суда в гражданско-правовом споре с подрядчиком заказчик получает        
исполнительный лист, возбуждается исполнительное производство, которое вскоре   
закрывается за отсутствием имущества у должника. (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - от фракции.                              
                                                                                
ПЛЯКИН В. В. Принимаемый закон, конечно, частично поможет решить эту            
проблему, так как простимулирует банки тщательнее проверять организации,        
которые будут кредитоваться именно в период строительства и резервирования      
средств на эскроу-счетах.                                                       
                                                                                
Мы поддерживаем этот законопроект, однако по нему есть вопросы - четыре         
небольших блока.                                                                
                                                                                
Первый. В статье 1 законопроекта указано: "Закон регулирует отношения,          
связанные со строительством юридическими лицами и индивидуальными               
предпринимателями жилых домов на земельных участках, принадлежащих гражданам    
на праве собственности, с использованием продукции отечественной                
промышленности, в том числе продукции лесной промышленности". Зачем ставить в   
приоритет какую-то конкретную отрасль промышленности, в данном случае -         
лесную? Особенно с учётом того, что кубический метр сухой струганой доски -     
основного материала для строительства каркасных домов - стоит на рынке в        
среднем в 3-5 раз дороже, чем тот же бетон или блоки. Ценообразование на        
продукцию лесной промышленности зачастую зависит от экспортных цен и            
колебания курса национальной валюты. Как только рубль ослабевает, на рынке      
образуется дефицит пиломатериалов, что вызывает неконтролируемый рост цен,      
как это уже было в 2021 году. Для отсутствия зависимости от экспорта основной   
стеновой материал не должен быть легко транспортируемым. Кирпич, бетон,         
газобетон за границу перевезти невозможно ввиду финансовой                      
нецелесообразности, поэтому цена на эти материалы относительно стабильна.       
                                                                                
Второй блок. В статье 2 говорится о типовой проектной документации. Порядок     
признания типовым решения закреплён постановлением правительства № 278 и        
включает в себя прохождение экспертизы. При этом в случае использования         
домокомплектов признания типовым решения и прохождения экспертизы не            
требуется. Очевидно, что статья 2 скорее в интересах производителей             
каркасно-панельных домов, так как всем остальным подрядчикам, занимающимся      
строительством каменных домов, придётся проходить процедуру признания их        
решений типовыми, а производителям каркасно-панельных домокомплектов нет.       
                                                                                
Вообще, вопрос отсутствия стандартов проектирования является ключевым для       
целей защиты прав потребителей. Нормативная база по проектированию              
индивидуальных домов имеет большое количество пробелов. Низкокачественный       
проект, отсутствие рабочей документации не дают потребителю ясного              
представления о том, что ему построят. Методы оценки и контроля качества        
строительства не регламентированы в полной мере.                                
                                                                                
В случае существенных нарушений или иных требований к качеству дома заказчик    
и подрядчик могут привлечь специалиста из НОСТРОЙ или НОПРИЗ. Почему только     
НОСТРОЙ и НОПРИЗ? Кому угодно доверять проведение осмотра, конечно, нельзя,     
это понятно. Но, например, сейчас в реестре НОПРИЗ около 147 тысяч              
специалистов - они точно все имеют квалификацию для оценки качества             
построенных индивидуальных жилых домов? Там же есть своя специфика.             
Требуется, пусть и на базе этих организаций, проведение квалификационных        
экзаменов по направлению ИЖС, к примеру, в течение года после принятия.         
                                                                                
Ну и последнее. В законопроекте упоминается о техническом осмотре жилого дома   
только в случае разногласий по дефектам. Пора уже подумать о выполнении         
простых и понятных требований к оценке качества строительства на основе         
такого показателя, как кратность воздухообмена или наличие таких обязательных   
элементов дома, как вентиляция, например.                                       
                                                                                
Мы обязательно подготовим и направим поправки к законопроекту.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бондаренко Елена Вениаминовна, пожалуйста.                                      
                                                                                
БОНДАРЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён          
правительством в целях повышения доступности индивидуального жилья и            
регулирует отношения, связанные с его строительством, с использованием          
продукции отечественной промышленности, в том числе лесной. Предлагаемый        
механизм регулирует особенности договора подряда на строительство объектов      
ИЖС в случае привлечения средств граждан с использованием счетов эскроу.        
Такая конструкция позволит улучшить качество строящихся индивидуальных домов    
за счёт привлечения профессиональных застройщиков, привлечёт дополнительные     
инвестиции, а также обеспечит защиту потенциальных покупателей частных          
домостроений от недобросовестных подрядчиков. Принятие данного закона поможет   
возродить отрасль деревянного домостроения, а также улучшит качество            
возводимых индивидуальных домов.                                                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект в первом чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Многие из вас    
были вчера вечером в Кремле. Помните, весь зал бурными аплодисментами           
поддерживал одного из докладчиков - Марию Попову, мать десятерых детей? Там     
немного было, так скажем, содокладчиков - наш коллега Толстой и вот Мария       
Попова. И основной мыслью, основным призывом к ВРНС, который, ещё раз           
подчёркиваю, был поддержан абсолютным большинством, да всеми, было              
предложение, просьба предоставить каждой многодетной семье свой дом. И это не   
каприз, свой дом на своей земле - это необходимость, чтобы воспитывать много    
детей, без этого, если мы хотим, чтобы у нас в ближайшие десятилетия,           
действительно, многодетные семьи получили всё необходимое для рождения,         
воспитания, ну и для счастливого детства наших будущих поколений, не            
обойтись. Тем более впереди Год семьи, традиционной семьи, а традиционная       
семья - это большая семья и, я считаю, в своём доме. Да, пусть будет            
квартира, потом дети будут учиться, пусть будут и в городах у них какие-то      
возможности, чтобы решать какие-то проблемы, но вот свой дом на своей земле,    
я подчёркиваю, необходим.                                                       
                                                                                
Конечно, мы поддержим этот законопроект.                                        
                                                                                
Я от фракции выступаю. Добавьте сразу время.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Конечно, этот законопроект - это ещё один кирпичик на пути к этой   
цели, на пути к этому дому. Но я не просто так задал вопрос: а что с землёй,    
со своей собственной землёй, уважаемые коллеги? Вы в министерстве-то должны     
знать, это ваш подвед. Вы предлагаете строить конвейерным способом дома,        
замечательные дома по проектам, 7 миллионов - нормальная цена, ну, в            
сравнении с ценами на квартиры в городах, а земельный вопрос вы не решаете.     
Почему, интересуюсь я, вы не решаете земельный вопрос? Потому что цена земли    
вокруг Москвы, Петербурга, крупных центров, где сегодня живут в основном все    
наши сограждане, - десятки миллионов, в разы больше, чем стоимость дома! То     
есть вы, получается, предлагаете хорошую формулу, которая существует сегодня,   
скажем, при продаже автомобилей, когда мы приходим в магазин и выбираем         
модель (хочешь такую, хочешь эдакую, белый верх, чёрный низ - всё что           
угодно), приобретаем автомобиль, страхуем, берём кредит, всё нормально. А       
потом мы спрашиваем: а куда на этом автомобиле мы можем поехать? А никуда, у    
вас нет собственной земли, вы никуда на этом автомобиле не сможете ехать!       
Поэтому нельзя вот так в отрыве решать проблему, только построение дома, тем    
более что у большинства, у 80 процентов наших граждан, просто нет денег,        
чтобы купить землю в собственность. А без земли в собственности этот проект     
не работает.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги из ДОМ.РФ, из министерства, я вас сейчас вот как бы на        
примере законопроекта, который сегодня есть в повестке, хочу, ну, что           
называется, призвать поучиться у тех коллег, которые занимаются развитием       
туризма в России. Сегодня в повестке есть такой законопроект... Кстати,         
знаете, в какой закон вносятся поправки нашими представителями этой отрасли,    
важнейшей, нужной отрасли? В закон "О содействии развитию жилищного             
строительства". Вот такой законопроект есть, и смогли, смогли в хорошем         
смысле пролоббировать его ваши коллеги из этой отрасли! Вы его представите, и   
он будет принят, законопроект, согласно которому наделяется организация, не     
ДОМ.РФ, не ведомство, не какое-то агентство, не министерство, а просто          
организация, - у меня ещё будет вопрос: что за организация наделяется? -        
полномочиями выступать агентом Российской Федерации и от своего имени           
совершать сделки с находящейся в собственности федеральной землёй, оформлять    
договоры аренды, проводить аукционы по приобретению в собственность             
туристическими компаниями земли для развития туризма.                           
                                                                                
Вы почему не можете сделать то же самое? Возьмите себе эти полномочия и         
федеральную землю вот так в пакете предоставляйте в первую очередь нашим        
многодетным семьям, семьям защитников Отечества. Для защитников Отечества там   
должны быть особые условия, особая, военная ипотека. Почему у нас сегодня       
есть "Дальневосточная ипотека" под 1-2 процента, но до сих пор мы не можем      
принять решение и закон по военной ипотеке? И тогда будет всё логично и         
понятно, а самое главное - доступно для миллионов и миллионов наших граждан.    
Поэтому я вас призываю вот к такой амбициозной, активной деятельности.          
Надеюсь, указ о том, что следующий год будет Годом семьи, многодетной,          
надеюсь, семьи, да ещё живущей в своём доме (ну, при желании), мы вместе с      
вами в обязательном порядке реализуем.                                          
                                                                                
А так, если вы согласны, я предложу поправку, вот в случае принятия поправок    
в закон "О содействии развитию жилищного строительства", которая предоставит    
вашему ведомству, министерству - давайте сразу ДОМ.РФ - вот такие же права,     
какие мы предоставим этим законом организации, которая будет распоряжаться      
федеральной землёй в интересах туристической отрасли.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово?                                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МУЦЕНЕК Ю. П. Большое спасибо. Хотел сказать слова благодарности депутатам.     
Все вопросы в рабочем порядке будем рассматривать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Колунову.                                         
                                                                                
КОЛУНОВ С. В. Я хотел бы привлечь внимание коллег всё-таки к идее               
законопроекта. Идея законопроекта в том, чтобы защитить права заказчиков и      
расширить возможности подрядчиков, вот его основная идея. А то очень много мы   
говорили...                                                                     
                                                                                
И самое главное всё-таки привлечь к этому большее внимание, потому что мы       
сейчас, судя по всему, - вот я слушал выступления и вопросы коллег -            
относимся к индивидуальному жилищному строительству как к строительству         
дачного домика, а таким образом строится гораздо больше половины того, что      
строится по всей стране.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О строительстве    
жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов          
эскроу", пункт 13.                                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.