Заседание № 168
О проекте федерального закона № 471381-7 "О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части предоставления резидентам права совершать валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договоров репо).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, давайте пока 4-й вопрос рассмотрим. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", третье чтение. Дмитрий Станиславович Скриванов, пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к третьему чтению, вопросов не поступило, предлагаем принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 07 мин. 32 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 471381-7 "О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части предоставления резидентам права совершать валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договоров репо; принят в первом чтении 19 сентября 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Докладывает Игорь Борисович Дивинский. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотелось бы напомнить, что в соответствии с проектом федерального закона вносятся изменения в часть 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которым предлагается предоставить резидентам возможность совершать валютные операции, связанные с исполнением или прекращением договоров репо, при условии, что одной из сторон по такому договору будет являться уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг. К законопроекту поступило четыре поправки, все они рекомендованы к принятию и включены в таблицу поправок № 1. Текст подготовлен ко второму чтению. Законопроект поддержан правительством в лице Минфина, Государственно-правовым управлением президента, Банком России и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 19 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 41 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Включите микрофон, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 5 декабря для рассмотрения в третьем чтении, он полностью готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 144
О проекте федерального закона № 471381-7 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части предоставления резидентам права совершать валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договоров репо).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Доклад Игоря Борисовича Дивинского. Пожалуйста, Игорь Борисович. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Все мы знаем о трудностях с получением кредитов сегодня для юридических лиц: высокие ставки, непомерные требования, длительность рассмотрения - целый ряд сложностей, о которых вы все прекрасно знаете из поступающих в наш адрес обращений с призывами о помощи в этом вопросе. Сделки репо - отличная альтернатива традиционному банковскому кредиту. Сделки репо - это сделки купли-продажи ценных бумаг, главная особенность которых состоит в том, что обязательно через заданный промежуток времени выполняется обратная операция по их приобретению или продаже по оговорённой цене, поэтому подобные контракты относятся к краткосрочному кредитованию. При этом совершение валютных операций репо в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации допускается только по сделкам между банками, то есть кредитно-финансовые институты имеют допуск к краткосрочному валютному финансированию путём совершения сделок репо, а обычные юридические лица нет. Если вы поддержите этот законопроект, то ситуация изменится к лучшему и для этой категории участников финансового рынка. Законопроектом предлагается разрешить резидентам совершение валютных операций, связанных с исполнением или прекращением договоров репо, при условии, что одной из сторон по такому договору будет являться уполномоченный банк или профучастник рынка ценных бумаг. Принятие такого закона позволит юридическим лицам полноценно использовать дополнительные функциональные возможности рынка репо для привлечения финансирования и управления своей ликвидностью. Правовое управление Аппарата Государственной Думы, Центральный банк, Государственно-правовое управление Президента и Правительство Российской Федерации законопроект поддержали. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы докладчику? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Шилков Данил Евгеньевич. ШИЛКОВ Д. Е. У меня вопрос к Дивинскому Игорю Борисовичу. Игорь Борисович, вы в начале своего выступления сказали, что на сегодняшний день много отказов по кредитованию. А есть ли какая-то статистика, каков процент отказов по заявкам малого и среднего бизнеса на кредитование? ДИВИНСКИЙ И. Б. На самом деле такая статистика ведётся в Центральном банке, я просто не запрашивал её - если хотите, мы запросим, чтобы можно было соотнести. Но я хочу вам сказать, что при подготовке законопроектов мы подобрали другую статистику - в отношении того, когда в отсутствие такого закона участники финансового рынка вынуждены прибегать к иным договорным конструкциям в обход существующих ограничений, например заключать договор репо, предусматривающий передачу внутренних или внешних ценных бумаг и осуществление расчётов в российской валюте, с одновременным заключением валютного своп-договора, и за 2017 год сводный объём операций по валютным своп-договорам составил 400 миллионов долларов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Борисович, а не кажется ли вам странным, что в условиях кризиса все цивилизованные страны, вообще, ужесточают валютное законодательство и все операции с валютой, а вы предлагаете сделать наоборот? Конечно, я вам признателен за то, что вы наконец-то признали существование сложностей с банковским кредитованием и необоснованной невыдачей кредитов, но всё же поясните... Вы не читали Рузвельта? Почитайте внимательно, как он из кризиса предлагал выходить и вообще ужесточал правила поведения банков, ужесточал валютный и финансовый контроль. ДИВИНСКИЙ И. Б. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос, за то, что вы подняли эту тему. На самом деле вы абсолютно правы: во время кризиса надо ужесточать. У нас уже был период, когда мы ужесточали валютное законодательство, а сегодня нам помогают в этом Запад и Америка, когда ставят ограничения, вводят санкции. В этой ситуации если ещё и мы будем вводить дополнительные санкции, то нашему бизнесу придётся просто загнуться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё какой-то вопрос, Николай Васильевич? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Ну, законопроект вроде бы и ничего: разрешает резидентам участвовать в договорах репо на общих основаниях, поправка совсем маленькая. Но весь вопрос заключается в том, что... Давайте разведём два вопроса: вопрос кредитования и вопрос финансового рынка, купли-продажи ценных бумаг и валюты. Во-первых, в нашей банковской системе 27 триллионов рублей лежат не востребованными. Вопрос: а почему эти деньги не востребованы, почему люди обращаются на внешний рынок за займами, почему вынуждены прибегать к каким-то ухищрениям, а не просто брать кредиты в банках? Ну, говорят, что не дают по какой-то причине, - а по какой причине банк может не давать какие-то деньги, если он на то и создан? Если есть какой-то произвол в этом вопросе, ну, наверное, надо решать прежде всего вопрос о том, чтобы кредиты были доступные, - никаких отказов в банковской системе быть не должно. Во-вторых, вопрос валютного рынка. Мы и так погрязли в валютных долгах довольно основательно. Вывоз капитала ежегодно составляет довольно внушительную сумму: если в прошлом году 30 миллиардов утекло за границу, то в этом году только за первое полугодие уже 17 миллиардов утекло, и это уже превысило сумму вывоза капитала в прошлом полугодии - 14 миллиардов долларов. Мы, коммунисты, всё время выступали за ужесточение валютного контроля, а сегодня нам предлагают, наоборот, либерализировать валютный контроль, сделать определённое послабление. Это значит, что утечка капитала только возрастёт, но не сократится ни в коей мере. Сегодня ставится вопрос об отказе от доллара, о переходе в расчётах на национальную валюту, а сейчас нам предлагают, наоборот, расслабить рынок, чтобы легче было управлять валютными операциями. Ну, финансовый рынок и без того сыграл довольно негативную роль в развитии нашей экономики. Сами посудите: сегодня спекулятивные операции во внутреннем валовом продукте занимают гораздо большую долю, чем реальный сектор экономики. Именно поэтому фракция коммунистов не будет голосовать за этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, вопрос простой, можно было и не выходить на трибуну, но я услышал выступления коллег, что надо ужесточать валютный контроль, дескать, капитал вывозят за границу, и вышел для того, чтобы пояснить, о чём же идёт речь. Дело в том, что, когда вывозится капитал, это сделки между резидентом и нерезидентом, потому что капитал вывозится за рубеж, а тут сделки между резидентами, поэтому никакого вывоза капитала этот законопроект не касается вообще. А вот вторая часть, как справедливо заметили наши коллеги из фракции КПРФ... Да, действительно, у нас есть проблемы с кредитованием экономики нашей страны, с кредитованием резидентов. Конечно, было бы правильнее, если бы мы не с помощью таких дополнительных возможностей обеспечивали для участников рынка фактическое кредитование, разрешая участие в сделках репо, а создали бы условия для нормального функционирования финансового рынка, когда наши компании могли бы занимать на финансовом рынке оборотные средства под приемлемые проценты на приемлемых условиях. Но для этого нужно изменить политику Центрального банка, который упорно не собирается этого делать: вместо того чтобы создавать условия для развития экономики внутри страны, для увеличения доступности кредитных ресурсов для внутренних товаропроизводителей, Центральный банк поднимает учётную ставку. Буквально только что взяли и подняли учётную ставку, сделали более дорогими кредитные ресурсы. Поэтому, учитывая, что действительно мы... Кстати, чтобы эту проблему решить, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вносила много законопроектов, но, к сожалению, они не были поддержаны вами. Например, буквально на прошлой неделе мы вам предлагали принять решение и передать функции по установлению ключевой ставки Национальному финансовому совету. Или вот ещё более ранняя наша инициатива: мы предложили, чтобы у нас было право досрочного отзыва членов Совета директоров ЦБ, если они совершают ошибки, - с этим тоже не согласились. Ну, слава богу, что появляются хоть такие предложения, когда не только финансовому, но и другому сектору, в том числе реальному сектору экономики, тем, у кого есть что заложить под сделки репо, даётся возможность заключать сделки между резидентами и получать фактическое кредитование, но без оформления кредитных договоров. Это более простая процедура, когда вы можете имеющиеся у вас ценные бумаги или ценные бумаги вашей компании, которые котируются на российской бирже, просто отдать в залог, не проводя двух конвертаций - сначала в рубли, а потом обратно. По нынешнему законодательству вы не можете производить сделки в валюте между резидентами, вы должны всё конвертировать в рубли, а тут мы две конвертации убираем и упрощаем систему обеспечения кредитования. Это очень хорошая инициатива, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" её поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олейников Юрий Павлович, пожалуйста. Выступление от фракции. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже поддерживает предложенный законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании...", потому что законопроект почти технический, очень простой и совершенно понятный, он не связан с какими-то глобальными финансовыми операциями. Речь идёт о том, что два резидента, собственно, могут поддерживать на время платёжеспособность друг друга с правом обратного выкупа акций и залога акций. Раньше это нужно было делать обязательно через банки, что налагало на клиента - владельца акций обязанность уплаты дополнительных процентов за банковскую услугу; мало того, конвертация, как вы знаете, тоже сопровождается банковской выгодой и обязательствами дополнительных расходов для любого заключающего сделку. Теперь всё это ликвидируется, теперь юридическое лицо - владелец акций может напрямую заключать сделку репо и экономить таким образом средства, а также это ускорит выполнение банковских финансовых операций и упростит саму ситуацию на финансовом рынке. Мы будем голосовать за и просим вас поддержать принятие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле вот два банкира и один человек, который хорошо разбирается в финансах, признали, скажем так, по косвенным признакам приближение коллапса нашей банковской системы. Почему? Если у нас банк, имея колоссальные деньги, которые не работают, препятствует их получению, значит, что надо делать? Ну, наверное, для начала сменить того, кто руководит банком. Далее, обратите внимание, я вам не зря напомнил про Рузвельта: я внимательно прочитал имеющиеся материалы о том, как всё-таки из Великой депрессии американцы выходили, потому что, с моей точки зрения, мы тоже находимся в депрессии, и это уже признают, к счастью, даже представители фракции большинства. Ну и проблема-то в чём? Вот говорят: всё, инфляцию мы подавили. Но я вас спрашиваю: почему тогда ЦБ поднимает ключевую ставку? Если деньги лежат и не работают, значит, банкиры незаслуженно получают сверхприбыли! Вы обратите внимание: у нас банковская система почти 1,5 триллиона прибыли получила за прошлый год - с какой стати? Экономика загибается, кредиты не получают - банки в шоколаде! Сбербанк, получая бесплатные деньги, имеет более полутриллиона прибыли - скажите почему?! Может, нам всё-таки не плодить суррогаты? Я это назвал бы суррогатом - почему? Вы, может быть, невнимательно к этому относитесь, а профессионалы лукавят: в большей части банков, лишённых лицензий, в сейфах были вот эти самые разные бумажки залоговые, которые ничего не стоят, а реальные деньги и активы выведены! Ну, если не справляется какая-то система... например, у вас сердце не работает, а вам предлагают подключить чужое - вы долго проживёте? С нашей точки зрения, здесь надо вопрос не о частностях решать, а надо разобраться фундаментально, почему денежно-кредитная система стала главным запором экономики?! Почему у нас не принимаются адекватные решения? Почему все, как попугаи, повторяют, что нужна дедолларизация, а между собой всё-таки доллары предлагают в залог? А кто вам сказал, что будет возврат, кто вам сказал, что предприниматели, которые такую систему начнут изучать, не найдут третий вариант, как оставить одни бумажки, а деньги всё же вывести?! У нас ведь, посмотрите, банковский контроль... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...банковский контроль надлежащим образом функции не выполняет. Получается, банковская система существует как бы сама по себе, экономика выживает вопреки банковской системе, а мы ещё предлагаем всевозможные нормы добавить и вернуться в 90-е, понимаете? Мы ведь сейчас, по мнению экспертов, на самом деле в кризисном состоянии находимся и в финансовой сфере. Наша промышленность фактически сегодня окружена со всех сторон: 38 контролёров приводят - не дай бог, ты куда-то чего-то нецелевым образом использовал, понимаете? Банковский контроль тем, кто получил кредиты, вообще жизни не даёт, потому что ещё не успел получить, как уже приходят: а как ты, а чего ты, а почему ты?.. А вот тебе штраф такой, а вот тебе штраф сякой! Мы считаем, что данный законопроект - это в принципе обходной вариант для тех, у кого ещё есть деньги, чтобы каким-то образом - мимо банков и бесконтрольно - этим инструментом пользоваться. Мы не можем поддерживать законы, которые в принципе не решают проблемы выхода из кризиса. Необходимо принятие фундаментальных законов: о Центральном банке, о введении для Центрального банка ответственности за деятельность в экономике. Хватит таргетировать инфляцию и изымать ресурсы из страны, хватит питать тех, кто уже многократно признан нашим основным не партнёром, а врагом! Они против нас всё больше санкций вводят, а мы продолжаем лавировать и изыскивать инструменты, чтобы продолжать поощрять валютных спекулянтов. Мы не будем поддерживать этот законопроект, потому что считаем, что он, в общем-то, ни одной серьёзной проблемы не решит! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Единственно, не увлекайтесь чтением трудов Рузвельта: всё-таки для коммунистов это чуждое учение, товарищи могут не понять. (Шум в зале.) Послушайте Калашникова, он... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите, потому и раскардаш такой. Полномочный представитель президента желает выступить? Нет желания. Полномочный представитель правительства? Нет. Заключительное слово? Дивинский Игорь Борисович вам хочет ответить. Пожалуйста, Игорь Борисович. ДИВИНСКИЙ И. Б. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я благодарен всем коллегам за активное участие в обсуждении данного законопроекта и изумлён, что представители Коммунистической партии предложили вспомнить о Президенте Соединённых Штатов Америки Франклине Рузвельте, так как договор репо был придуман именно в США сотрудниками Федеральной резервной системы в 1917 году, в конце Первой мировой войны. Мы всё-таки предлагаем, чтобы поднять экономику, позволить использовать дополнительные функциональные возможности рынка репо для привлечения финансирования и управления ликвидностью нашим юридическим компаниям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Вот видите, Николай Васильевич, вас все спасают от чуждых учений. (Оживление в зале.) По ведению - Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста. Сейчас Олег Николаевич ещё добавит. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, вы правы. Поскольку вы прокомментировали ситуацию с Рузвельтом, я хочу напомнить известную цитату Ленина: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Так что нормальные коммунисты должны читать не только Рузвельта, но и всю классику. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, когда вы признаёте, что труды Рузвельта обогащают коммунистов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, сразу начинаете говорить: если правильно применяете... Пожалуйста, Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы это приостановить и напомнить одну старую народную мудрость: "В карете прошлого далеко не уедешь". (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С этим не поспоришь. У нас всего пять человек, которых на протяжении четверти века избирают депутатами Государственной Думы, - Николай Васильевич, можете дальше уже в дискуссию не вступать: один из классиков, на которого можете смело ссылаться, сейчас обратил ваше внимание на то, что не в ту карету... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это уже представители фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вас пытаются поправить - чтобы вы в неё не садились. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Просто для чистоты отношений: как раз политика Вильсона, а не Рузвельта привела к Великой депрессии. Это я для Дивинского поясняю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, среди депутатов есть известные американисты, которые посвятили часть жизни изучению этих трудов. Вижу, как раз Вячеслав Алексеевич Никонов просит слова для выступления по ведению. Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Для справки: Великая депрессия началась в 1929 году, Вудро Вильсон оставил пост Президента Соединённых Штатов в марте 1921 года. (Оживление в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И вообще это был другой Рузвельт. (Оживление в зале.) Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", 8-й вопрос. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 00 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Коллеги, поздравляю.