Заседание № 180
04.07.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2162 по 2181 из 7176
Следующий - 6-й вопрос, проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит поддержать в третьем чтении названный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4756 по 4776 из 7176
6-й вопрос, проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 06 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 179
02.07.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2539 по 2664 из 9362
Следующий - 12-й вопрос, проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Названный законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Имеется три таблицы: в таблице № 1 - поправки, рекомендованные к принятию, в таблице № 2 - к отклонению, в таблице № 3 - поправки, по которым у комитета решения нет. Просим поддержать поправки из таблицы № 1, отклонить поправки из таблицы № 2 и определиться по поправкам из таблицы № 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 14 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю таблицу № 2 на голосование. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 41 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. В таблице № 3 две поправки. Ярослав Евгеньевич, поправку 1 из таблицы № 3 вы будете комментировать или сразу ставим на голосование? НИЛОВ Я. Е. Данные поправки расширяют перечень субъектов общественного контроля, что концептуально не соответствует тому, что мы приняли в первом чтении. В таблице рекомендованных к отклонению уже есть подобные поправки, поэтому тут комитет не определился с позицией, просим палату определиться голосованием и по одной, и по второй поправке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у кого-то вопросы по поправке 1 из данной таблицы? Александр Вадимович Ломакин-Румянцев, пожалуйста. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Обе поправки связаны с одной позицией. Очень хорошо, что появляется законодательство об основах общественного контроля. За те почти двадцать пять лет, которые существует Российская Федерация как самостоятельное государство, сформировался очень важный гражданский институт - это общественные организации, и именно им в первое время принадлежало право общественного контроля. Очень хотелось бы, чтобы этот институт не был забыт и действовал как инструмент общественного контроля, поэтому в поправках предлагается включить в перечень субъектов либо все общественные организации, либо хотя бы общероссийские общественные организации. Дело в том - и Общественная палата указывает на это, - что сужен круг субъектов общественного контроля, тех кто может его осуществлять. У нас есть совсем недавний яркий пример такой общественной организации, которая осуществляет общественный контроль, - это Общероссийский народный фронт, и это очень хорошо, что он есть, но по этому закону у "фронта", по сути, не будет права общественного контроля. Мне кажется, что к этому вопросу нужно подойти очень внимательно и лучше бы, конечно, всем общественным организациям предоставить право общественного контроля, а если нет, то хотя бы - это вторая поправка - общероссийским общественным организациям. Просил бы поддержать одну из двух поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич, ставим на голосование или вы комментируете первую поправку? Ставлю на голосование поправку 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Поправка отклонена. Поправка 2. Александр Вадимович, дополнительно не будете выступать? Нет. Ставлю на голосование поправку 2 из таблицы № 3. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 03 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2 % Результат: не принято Поправка отклонена. Законопроект выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7933 по 7949 из 9362
12-й вопрос, проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 29 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 165
23.04.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2114 по 2820 из 6689
Тогда приступаем к рассмотрению 9-го вопроса, проекта федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Вы знаете, что сама проблематика, связанная с активизацией деятельности институтов гражданского общества, достаточно давно находится под пристальным вниманием Президента Российской Федерации. Мы знаем, что есть определённые проблемы во взаимоотношениях государства, власти и тех общественных институтов, которые уже сложились и складываются в нашем обществе, и поэтому, чтобы каким-то образом стимулировать работу в этом направлении, чтобы поставить власть под более чёткий и более жёсткий общественный контроль, и предложена эта законодательная инициатива, о которой Президент Российской Федерации, хочу вам напомнить, говорил, в частности, в послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года. Поставленная задача привлечь институты гражданского общества к активному участию в обсуждении актуальных вопросов государственной политики, безусловно, требует своего законодательного регулирования, и этому посвящён предлагаемый вашему вниманию законопроект. В качестве основной цели законопроекта предлагается следующая: установить правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций, которые выполняют отдельные публичные функции. В самом законопроекте предусматривается, что он не регулирует целую группу общественных отношений, в частности, обеспечение обороны страны и безопасности государства, обеспечение общественной безопасности и правопорядка, деятельность полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, деятельность, связанную с исполнением наказаний, осуществлением контроля за оборотом наркотиков, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, но это не значит, что эти сферы остаются без общественного контроля, просто речь идёт о том, что своеобразие этих сфер и их значимость предполагают, что в специальном законодательстве будут закреплены - и уже закреплены, вы это знаете, - институты и инструменты общественного контроля за деятельностью органов в этих сферах. Предусматривается, что действие настоящего закона не будет распространяться также на отношения, которые связаны с организацией и проведением выборов и референдумов. Законопроект предусматривает, что граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, индивидуально, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Граждане могут лично участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролёров, общественных инспекторов и общественных экспертов. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут организовывать такие формы общественного контроля, как общественный мониторинг, общественные обсуждения, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в иных формах, которые не запрещены законодательством Российской Федерации. Даётся понятие общественного контроля - под ним понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. В законопроекте перечисляются субъекты общественного контроля. К этим субъектам относятся общественные палаты всех уровней - федерального, регионального и местного, а также общественные советы, которые создаются при федеральных органах исполнительной власти и при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предусматривается, что подобные общественные советы могут создаваться и при органах местного самоуправления. Помимо этого, для осуществления общественного контроля могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля. Законопроект закрепляет цели, задачи и принципы общественного контроля, определяет механизмы взаимодействия субъектов общественного контроля с подконтрольными органами и организациями, а также порядок установления результатов общественного контроля и их обнародования и требования к информационному обеспечению общественного контроля. Закрепляются формы общественного контроля - это общественный мониторинг, общественные проверки, общественные экспертизы и иные формы. Кроме того, закрепляются формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами и организациями - это общественное обсуждение, общественные и публичные слушания и другие формы взаимодействия. Регламентируются права и обязанности субъектов общественного контроля. Оговаривается, что в случае, если существует конфликт интересов и личная заинтересованность, это препятствует участию конкретных лиц в общественном контроле. В законопроекте закрепляется обязанность субъектов общественного контроля информировать население о результатах общественного контроля, что предполагает обнародование информации о результатах такого контроля. Закрепляется право граждан на открытый доступ к этой информации, единственное исключение - это информация ограниченного доступа: сведения, составляющие государственную тайну, касающиеся персональных данных, и иные формы ограниченной информации, закреплённые законодательством Российской Федерации. Субъекты общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина вправе поставить перед соответствующими органами и организациями вопрос об ответственности конкретных должностных лиц, допустивших подобные нарушения. Запрещается воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и необоснованное вмешательство в эту деятельность. Подобные нарушения, как предусматривается законопроектом, должны повлечь ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вот, уважаемые депутаты, основные положения законопроекта, внесённого президентом. Прошу вас поддержать эту инициативу и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Гарри Владимирович достаточно подробно рассказал о сути данной законодательной инициативы. Если подвести итог, то можно сказать, что появляется новая система общественного контроля, определяются субъекты, объекты, права, обязанности, формы отчётности и ограничения общественного контроля, то есть общественный контроль становится целостным, комплексным. Сегодня у нас есть элементы общественного контроля - федеральная и региональные общественные палаты, различные советы при разных министерствах, ведомствах, муниципалитетах, общественные наблюдательные комиссии, которые следят за тем, как соблюдаются права человека в местах принудительного содержания, большой перечень общественных некоммерческих организаций, которые заняты в совершенно разных сферах деятельности и занимаются в этих сферах общественным контролем. Данная законодательная инициатива систематизирует все те процессы, которые существуют сегодня, и определяет направление развития общественного движения в нашей стране. Действительно, в послании президента Федеральному Собранию звучали такие мысли, что власть отдалилась от народа и что качество работы людей, которые получают зарплату из бюджетов разных уровней, необходимо повышать через активность гражданского общества, и как раз общественный контроль может позволить делать это как гражданам, так и институтам гражданского общества в целом. Сегодня федеральная власть понимает, что все насущные проблемы страны без участия институтов гражданского общества и без общественного контроля решить невозможно, именно поэтому недавно мы с вами приняли законы о расширении перечня видов деятельности социально ориентированных организаций, которые финансируются из государственного бюджета, и о признании видами деятельности таких организаций профилактики коррупции, профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а на подходе рассмотрение законопроекта о профилактике в миграционных вопросах. Поэтому сегодня крайне важно - комитет это подчёркивает - развивать в стране общественный контроль. Уже есть положительные примеры, когда через общественный контроль добивались положительных решений в экологических вопросах, в строительстве. Благодаря активной деятельности общественных наблюдательных комиссий были возбуждены уголовные дела в отношении сотрудников администраций колоний, например, в Брянске, в Копейске Челябинской области, в Саратове, в Башкирии - это реальные примеры результатов такой деятельности. Необходимо отметить и определённые перекосы, например, создаются различные советы, представителями которых назначаются либо близкие к чиновникам люди, либо бывшие силовики, либо бывшие сотрудники, которые губят саму общественную идею, занимаясь отписками, покрывательством, что, конечно, вызывает только возмущение, - такая вот "карманщина", такая игра, работа для галочки, она, конечно, не годится. Мы считаем, что в целом общественный контроль сегодня необходим для повышения качества жизни в нашей стране. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении концептуально, а все поступившие сегодня замечания и предложения будут учтены в том числе в ходе проведения больших парламентских слушаний в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Просим поддержать законопроект в первом чтении, а ко второму чтению мы всё доработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, Совет Думы принял решение предоставить возможность выступить в течение пяти минут представителю Общественной палаты Иосифу Евгеньевичу Дискину. Пожалуйста. ДИСКИН И. Е., председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Обсуждаемый проект закона подготовлен в соответствии с поручением Президента России Владимира Владимировича Путина Общественной палатой Российской Федерации и Советом по развитию гражданского общества и правам человека. Работа над ним велась около четырёх лет, и многие из присутствующих здесь коллег принимали активное участие в этой работе. Проект закона прошёл активное общественное обсуждение и получил самую широкую поддержку общественных палат и общественных советов, его, скажу без преувеличения, с нетерпением ждут многочисленные структуры гражданского общества, об этом свидетельствуют многочисленные обращения. Нормы законопроекта расширяют возможности для реализации права граждан на участие в управлении государством, установленного статьёй 32 Конституции Российской Федерации. Проект закона создаёт основы для развёрнутой, всеобъемлющей системы общественного контроля, в нём определены и субъекты общественного контроля, Гарри Владимирович назвал их. Важно, что в законопроекте устанавливается ответственность государственных органов и должностных лиц за воспрепятствование правомерным действиям субъектов общественного контроля. Ко второму чтению есть необходимость внести ряд поправок, но по заключению Общественной палаты Российской Федерации законопроект готов для принятия в первом чтении. Законопроект устанавливает принципы, цели и задачи общественного контроля, на их основе предстоит вносить изменения в большое число законов и нормативных актов, перечень которых представлен президентом в приложении к проекту закона, но и те нормы, которые уже предусмотрены законопроектом, позволят существенно активизировать деятельность структур общественного контроля. Проект закона в большой степени базируется на недавних изменениях в законодательной и нормативной базе, на практике структур общественного контроля. Как вы все хорошо знаете, в настоящее время идёт реформирование общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти, но сейчас необходимо - и Общественная палата этим занята, - чтобы эти структуры стали более боевитыми, привлекали независимых экспертов и влиятельные общественные организации. Философия общественного контроля очень проста: можно купить нескольких контролёров, можно навязать госорганам ведомственную или местническую позицию, но нельзя купить всё общество, заставить его отказаться от защиты своих интересов. Миссия общественного контроля в том, чтобы заставить коррумпированных и нерадивых чиновников понять: соблюдать законы и общественные интересы намного безопасней. Не менее важно убедить граждан, что у общества есть возможности защитить свои интересы, права и свободы граждан. Важен тот факт, что данный проект федерального закона вносится президентом страны, - это, вопреки инсинуациям безответственной оппозиции, неоспоримое свидетельство того, что высшая государственная власть России твёрдо решила опереться на активное и ответственное гражданское общество. Развитие общественного контроля создаёт важные предпосылки для качественных изменений в общественных отношениях в нашей стране, для становления взаимно ответственных партнёрских отношений между государством и гражданским обществом - это залог независимости и процветания нашей Родины. Общественная палата просит вас, уважаемые депутаты, принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Гарри Владимирович, очевидно, конечно, что контроль за властью - это наша острейшая проблема, только встаёт вопрос: ту ли форму мы нашли и этим ли сейчас, в такой сложной ситуации, должна заниматься администрация президента? Когда мы обсуждали реформу Академии наук, были массовые протесты, но мы убедились, что реальных механизмов влияния на исполнительную власть у общества нет. А теперь делается попытка просто всё это урегулировать, создать, так скажем, общественный контроль при дворе его величества, или при администрации его превосходительства. Сами субъекты эти... Общественная палата в значительной степени формируется президентом, а уж общественный совет при министерстве... Как вы это видите? Что, будет критиковать Ливанова, допустим, этот совет? По-моему, это шаг не совсем в ту сторону, в которую нам сейчас нужно идти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Борис Сергеевич, спасибо за вопрос и за то, что, задавая этот вопрос, вы чётко показали, что инициатива президента абсолютно своевременна, и я очень надеюсь, что текст законопроекта в случае его прочтения окажет как минимум необходимое просветительское воздействие, в том числе и на широкую общественность, и, может быть, прежде всего на депутатский корпус. Это первое. Второе. Я абсолютно не согласен - и то же самое прозвучало, кстати, в выступлении нашего коллеги из Общественной палаты - с тем, что это некий "карманный" общественный контроль, у нас нет такой цели и такой задачи. Надеюсь, если вы внимательно проанализируете не только выступления главы государства, но также и те документы, которые подписываются президентом, решения, которые входят в его компетенцию, либо проекты, которые относятся к компетенции, в частности, Федерального Собрания, то увидите, что мы абсолютно искренне заинтересованы в том, чтобы власть была подконтрольна народу. Это не только базовые принципы Конституции Российской Федерации, но это и реальная потребность сегодняшнего дня, да и невозможно такое количество людей заставить плясать под одну дудку. Если говорить о роли главы государства, Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича, то я думаю, что та поддержка, о которой нам с вами известно и которую я чувствую в этом зале, не позволяет так уничижительно оценивать инициативы, которые предлагаются на ваше рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, посыл законопроекта понятен - повышение эффективности работы органов госвласти, местного самоуправления. Вместе с тем вы в своём выступлении сказали, что общественный контроль - это деятельность субъектов, перечень которых в законопроекте ограничен, и это перечень именно того, что сегодня де-факто существует. Всё, что вы туда вносите дополнительно: комиссии, организованные группы, - непонятно, чем они являются, но субъектами точно не являются, и создаются они, может быть, при тех же субъектах. Вот скажите, как вы хотите таким способом повысить эффективность работы госорганов? И ещё один момент. Вот вы им даёте право обращения в суд в целях защиты прав неопределённого круга лиц. А вы знаете, что у депутатов нет такого права? Может быть, мы сначала наведём порядок в представительной власти? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Михайлович, начну с последней части вашего вопроса, что касается наведения порядка в представительной власти. Вы знаете, я бы так сформулировал своё понимание тех правовых и политических возможностей, которые существуют у депутатского корпуса, у членов Совета Федерации. Любое произведение искусства можно оценить очень просто: 1 квадратный метр холста, 3 погонных метра деревянных рам и 150 граммов краски - стоимость этих ингредиентов, в зависимости от качества, ну, может быть, не копейки, но рубли, десятки, сотни рублей, а после того, как рука мастера все эти ингредиенты должным образом разместит на холсте, стоимость произведения искусства, если таковое получится, возрастёт в десятки, сотни, тысячи раз. Так и здесь, мне кажется, того набора инструментов, который у вас есть, вполне достаточно, для того чтобы создать произведение искусства, но необходимо руку мастера приложить, и тогда всё получится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Гарри Владимирович, в продолжение вопроса. У нас советов всё больше, а положение в стране всё хуже - и это навряд ли вы станете отрицать, так как темпы экономического и социального развития это подтверждают. Опять скажу, что у нас масса организаций, представители которых ходят, жалуются, добиваются, судятся, а результата никакого нет! В прошлом году у нас в ЖКХ было 320 тысяч нарушений, сколько ещё было обращений по этому поводу в муниципальные органы, в городские, в государственные, по нашей области знаю! Людей и на порог не пускают, говорят, чтобы шли судиться, они идут судиться - один суд проигрывают, другой суд проигрывают, третий суд проигрывают, потому что суд всегда на стороне власти, практически никогда не бывает на стороне народа: люди помучаются, потратят нервы и деньги, потом плюнут, обругают власть и замолчат. Вот я боюсь, что этот закон будет иметь такое же продолжение: мы его примем, но с этими советами никто считаться-то не будет. Я снова подчёркиваю, что нет механизмов воздействия общественного объединения на власть, на чиновника, - чиновник всегда будет выше этой организации... (Микрофон отключён.) МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Николаевич, прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что мы с вами по-разному оцениваем место и роль Российского государства, Российской Федерации, те перспективы и те результаты, которые имеются. Я понимаю, что, с вашей точки зрения, с точки зрения вашей идеологемы, в последние двадцать пять лет были только отрицательные результаты, но, насколько я понимаю реальность - а, как вы догадываетесь, я всё-таки не с Марса сюда прилетаю, в эту ложу, чтобы вам что-то рассказать и опять улететь куда-то в заоблачные выси, я живу на Земле, я общаюсь с людьми, поэтому я прекрасно понимаю ситуацию, - я абсолютно не согласен с теми оценками, которые прозвучали, в том числе и вчера в выступлении Геннадия Андреевича, и сейчас в вашем высказывании, когда вы формулировали вопрос. Это первое. Второе. Что касается общественного контроля. Это действительно общественный контроль, и здесь очень важно, что в законопроекте, который сегодня мы с вами обсуждаем, есть и механизмы, и технологии, и процедуры, и всё остальное. При этом, безусловно, не предусматривается каких-то топорных, примитивных ситуаций, когда, допустим, какая-то организация номер один, общественная организация или инструмент общественного контроля, завтра соберётся и примет решение, и всех, кто ей не нравится, уволят. Вы понимаете, это будет театр абсурда, - если вы хотите такой театр создать, то давайте думать в этом направлении. Если же мы хотим всё-таки реально достичь баланса между личными, общественными и иными интересами, то это достойный документ, который, безусловно, можно и нужно дорабатывать ко второму чтению, но который абсолютно нельзя считать - если вы его, ещё раз повторю, внимательно прочитаете, - неким пустым документом. При этом, как мы с вами знаем, если взять, в частности, сферу образования, к которой я, скажем так, тоже имею отношение - в силу не своей основной профессии, но второй профессии, - если посмотреть закон "Об образовании в Российской Федерации", прочитать его, то там можно обнаружить и общественно-профессиональную аккредитацию, и педагогическую экспертизу, а это всё инструменты общественного контроля, то есть там несколько инструментов общественного контроля. Это просто один пример, возьмёте любую другую сферу - тоже всё это найдёте, но, естественно, при вашем желании, а если нет желания, то, понятно, вы этого не обнаружите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эркенов Ахмат Чокаевич, пожалуйста. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Гарри Владимирович, на самом деле закон, наверное, очень хороший. Но мы привыкли, так уж случилось, что власть сама формирует, так сказать, себя, формирует программы, сама реализует их и сама контролирует их исполнение, - слава богу, что сегодня возникает такой инструмент, такой процесс, в котором народ будет принимать участие. У меня вот какой вопрос: есть ряд субъектов, в которых, допустим, выборы в парламент проходят не по смешанной системе, а только по партийным спискам, - как эти два направления развития демократии согласуются, сочетаются друг с другом? МИНХ Г. В. Что касается законодательства о выборах и референдумах, я сказал, что данный законопроект не распространяется на общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, это отдельная проблема, и действуют другие механизмы контроля за деятельностью органов и организаций, участвующих в избирательном процессе, в избирательных процедурах и в организации и проведении референдумов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Золочевский Виталий Сергеевич, пожалуйста. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, многие субъекты общественного контроля, такие как общественные советы при ведомствах или общественные палаты субъектов, не всегда самостоятельны, а порой даже фиктивны, и во многом это случается из-за нежелания руководства этих субъектов, ведомств иметь такой действенный совет. И бывают "спящие" общественные палаты, как, например, в Москве: уважаемые люди входят в Общественную палату города Москвы, но как институт она не работала долгое время, а вот когда она понадобилась, когда выдвинули гражданскую инициативу "Моя Москва", тогда она заработала, то есть мы узнали о ней. Вопрос: скажите, пожалуйста, поможет ли данный закон активизировать деятельность данных структур, чтобы они стали более эффективными и независимыми? МИНХ Г. В. Если кратко ответить, то, безусловно, да. Мы на это рассчитываем, и мы не просто рассчитываем, но тот текст законопроекта, который представлен вашему вниманию, как раз и содержит целый ряд норм технологического характера, и если, скажем, какая-либо общественная институция (это может быть и наблюдательный совет, и общественная палата, и какой-то другой субъект общественного контроля), как вы говорите, не совсем активна, то данный технологический аспект, безусловно, заставит её более активно и, я надеюсь, эффективно использовать имеющие возможности. Безусловно, здесь очень многое зависит от качественного состава общественных объединений и общественных организаций, но в любом случае, повторю, мы надеемся, что всё, что мы предлагаем, плюс какие-то, возможно, будут доработки, - это всё активизирует работу этих структур. Если говорить о зависимости или независимости, это две стороны одной медали, вот то, о чём вы говорите, - что не очень активная работа. А с правовой точки зрения, я думаю, утверждать, что эти структуры зависимы, бессмысленно, потому что вы знаете, что в соответствии с порядком формирования есть круг лиц, которые не могут входить в состав этих общественных советов (например, при федеральных органах исполнительной власти или при региональных органах власти), то есть ни государственные служащие, ни муниципальные служащие, ни парламентарии не могут входить в состав этих советов, и есть ещё целый ряд ограничений, в частности, в законе "Об Общественной палате Российской Федерации" указаны лица, которые тоже не могут войти в состав этих советов. И второе. Например, положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, об общественных советах при МВД и его территориальных органах утверждены указом президента, поэтому зависимость от министра внутренних дел здесь достаточно умозрительная. Безусловно, есть министр, который возглавляет МВД, и есть совет при Министерстве внутренних дел, - понятно, что это именно общественный совет, а не орган, который принимает решения и подменяет собой министра, но это орган достаточно автономный, статус - на уровне, первое, закона "О полиции", второе правовое основание - указ президента, формируется он не из чиновничьего люда. То есть здесь никаких прямых форм зависимости мы не усматриваем, наоборот, мы стремимся их устранить, и по крайней мере нам кажется, что и действующая база, и плюс те изменения, которые мы предлагаем, позволят эту проблему минимизировать, а всё остальное - в руках самих людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузин Сергей Павлович. КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, здесь много говорилось о субъектах общественного контроля, а у меня вопрос об объектах общественного контроля. Скажите, пожалуйста, вот тот перечень объектов, которые, так сказать, могут быть подвержены общественному контролю, приведённый в законе, является исчерпывающим? То есть ни область жилищно-коммунального хозяйства, ни область образования, ни область здравоохранения в этот список не вошли, стало быть, в этих отраслях и в этих областях общественного контроля не будет? Или я не так понял? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Павлович, вы поняли ровно наоборот. В законопроекте содержится перечень тех отраслей, тех сфер общественной жизни, которые регулируются специальными законами, вот то, что я перечислял: это оборона, безопасность, это деятельность правоохранительных органов, это деятельность по исполнению наказаний - на эти сферы законопроект, который мы рассматриваем, напрямую не распространяется. Почему? Потому что есть специальное законодательство. Все остальные сферы, о которых вы говорите, являются предметами регулирования этого законопроекта. В частности, я вам приводил примеры из закона "Об образовании...", в котором описывается несколько и субъектов, и механизмов общественного контроля, и всё это как раз подтверждает мысль о том, что этот законопроект в полной мере распространяется на образование, культуру, здравоохранение и иные сферы общественной жизни, за исключением тех, о которых я сказал. То есть это исключения, на которые этот законопроект не распространяется, потому что есть специальные федеральные законы - "О полиции", "О федеральной службе безопасности..." и ещё целый ряд федеральных законов. Там тоже предусматривается общественный контроль, но он достаточно специфический в силу деликатности тех сфер, о которых мы говорим. А те сферы, скажем так, мирные сферы, которые интересуют значительную, большую часть населения и затрагивают всё население, безусловно, являются предметом регулирования этого закона (в том случае, если законопроект станет законом). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, думаю, что проект закона написан профессионально, я бы сказал, аккуратно, но я вот о чём думаю и какой вопрос задаю. В своё время президент Ельцин первым указом ликвидировал народный контроль, потому что это была довольно жёсткая и эффективная структура, она мешала уничтожать советскую систему. Логика в действиях президента Путина, который вносит этот законопроект, тоже есть: на волне мощного патриотического сплочения это демонстрация того, что высшая власть готова прислушиваться к гражданам, к населению. Но вот только одно уточнение (у меня много вопросов): вот там, где речь идёт о принципах, в пункте 11, записано, что принципом является "соблюдение нейтральности, исключающей возможность влияния решений политических партий на деятельность по осуществлению общественного контроля", - правильно ли я понимаю, Гарри Владимирович, что этим проектом закона... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 15 секунд. Пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Спасибо. Правильно ли я понимаю, что этим законом "ЕДИНОЙ РОССИИ", которая - к чему закрывать глаза - пытается как бы всё охватывать, на всё влиять, предписывается не вмешиваться, потому что оппозиционные партии в любом случае такого влияния не имеют? МИНХ Г. В. Уважаемый Валентин Степанович, вы абсолютно правильно поняли тезис о том, что это общественный контроль, а не партийный: независимо от того, как называется политическая партия, независимо от того, каково место политической партии в системе органов власти, речь идёт именно об общественном контроле, о внепартийном, надпартийном, ну, по сути, о народном контроле, но уже в современном смысле этого слова. Если вспомнить историю функционирования народного контроля в рамках советской системы, то, чего греха таить, мы с вами понимаем, что это была разновидность государственного контроля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, ну вот когда внимательно читаешь закон, а я его внимательно читал, вообще складывается впечатление, что мы придумали Общественную палату, а теперь придумываем ей работу. Вот я вам докладываю: в Ростовской области общественную палату возглавляет бывший руководитель приёмной президента Путина, а до этого руководитель регионального отделения "ЕДИНОЙ РОССИИ". Второе. Вы здесь, мне кажется, немножко вводите в заблуждение сами, потому что отобранных на конкурсной основе кандидатов (Общественная палата конкурс проводит) утверждает руководитель органа исполнительной власти, - какой же тут независимый контроль, вы меня извините? И, Ярослав Евгеньевич, вы неправильно сформулировали в своём ответе, что якобы это касается и мест не столь отдалённых: в статье 13, пункт 2, чётко говорится, что это регламентируется другим федеральным законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Николай Васильевич, я принял к сведению, кто возглавляет общественную палату в Ростовской области, - если вопрос в этом, то спасибо за информацию. Но если говорить серьёзно, то как бы вы хотели, чтобы утверждался состав Общественного совета при МВД, кем? Чтобы он был просто как данность? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Нет, я ещё раз говорю, логика в том, что состав общественных советов при МВД, при любом другом федеральном органе исполнительной власти, при региональном утверждается... Ваше предложение: кем он должен утверждаться? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Хорошо, но это абсолютно понятная логика: у нас, если вы знаете, составы всех совещательных органов при Президенте Российской Федерации, например, утверждаются указами Президента Российской Федерации. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. А вы хотите, чтобы это делала Государственная Дума или фракция Коммунистической партии в Государственной Думе? Я думаю, что это такие несколько наивные предположения. Естественно, министр внутренних дел должен понимать, кто ему будет советовать, поэтому правовой статус и перечень лиц, которые входят в состав совета, для него важны. Но вопрос в другом: как я сказал, мы максимально стараемся создать правовую базу для того, чтобы эти люди были независимы. А иначе получается, что мы хотим навязать министру совет, что ли? Ну, я думаю, это несколько своеобразное понимание того, что такое общественный контроль и каковы его цели. Если стоит задача побузить, создать конфликт на пустом месте, показать оппозиционность, вы знаете, у нас есть такие люди, но они никакого отношения к повышению эффективности работы органов государственной власти, органов местного самоуправления не имеют. Если у вас такая задача - ну, пожалуйста... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Николай Васильевич, в своём выступлении Гарри Владимирович указал те сферы, на которые не распространяется действие данного общественного контроля, - это сферы, которые регулируются отдельным законом. Так вот уже более пяти лет у нас существует 76-й федеральный закон, который как раз и позволяет формировать общественные наблюдательные комиссии в каждом субъекте Российской Федерации, в нём прописаны права, обязанности, формы деятельности общественных наблюдательных комиссий. Да, есть свои перекосы, и я с вами соглашусь, что есть так называемые карманные советы, карманные общественные наблюдательные комиссии, куда проникают бывшие силовики, близкие к власти люди, которые вместо того, чтобы заниматься полноценно общественным контролем, занимаются покрывательством. Вот ситуация в некоторых субъектах продемонстрировала плохую работу общественных наблюдательных комиссий - случились бунты в местах не столь отдалённых. Мы все, конечно, сторонники того, чтобы максимально независимые граждане работали в соответствующих институтах, но при этом они должны руководствоваться принципами справедливости и профессионализма, потому как есть примеры, когда пытаются дестабилизировать работу общественных наблюдательных комиссий или, наоборот, использовать свой статус для каких-то криминальных делишек, имея возможность проходить в места принудительного содержания граждан. Поэтому правильно вы говорите, что подконтрольность власти портит всякую общественную идею, но я не совсем с вами согласен относительно замечания мне, у нас есть специальный закон, действующий уже более пяти лет, который регулирует деятельность общественных наблюдательных комиссий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Валерий Викторович. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Региональные общественные палаты используют в своей практической деятельности такую форму общественного контроля, как общественное расследование. Уважаемый Гарри Владимирович, как вы относитесь к тому, чтобы в данном законопроекте была закреплена такая форма общественного контроля, как общественное расследование? МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Викторович, законопроектом предусмотрена в числе форм общественного контроля и общественная проверка. Всё-таки я полагаю, что общественная проверка - это более широкое понятие, она предполагает оценку и того, что делается, и каким органом - органом государственной власти или местного самоуправления или органом организации, которая осуществляет отдельные публичные функции. Но я бы сейчас на этом термине не зацикливался (я бы такое употребил выражение), потому что это скорее, знаете, такая ментальная проблема, как мне кажется: у нашего населения есть вот такое желание примерить на себя форму сыщика, форму полицейского, форму следователя и поучаствовать в расследовании, выявлении чего-то. Если в процессе проверки выявится то, что предполагает включение каких-то правоохранительных механизмов, безусловно, тогда это будет уже никакое не общественное расследование, а реальная профессиональная работа соответствующего следователя, в зависимости от того, к чьей компетенции будет относиться расследование того или иного дела. И поэтому здесь, мне кажется, не надо детализировать, указывать, что должно быть расследование; это не расследование, это форма общественного контроля. Выйдем на выявление каких-то правонарушений - есть специалисты, профессионалы. Мне кажется, не надо подменять своей деятельностью работу правоохранительных органов, помогать, безусловно, надо, подсказывать надо, поправлять надо, контролировать надо, но подменять - я думаю, в этом нет никакого смысла, потому что у нас и так достаточно серьёзное количество людей работает в правоохранительной системе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свергунова Маргарита Николаевна, пожалуйста. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, действительно, в данном законопроекте указаны в качестве субъектов общественного контроля общественные палаты. Я здесь полностью согласна с депутатом Коломейцевым, что это закон ради закона, и у меня такой вопрос: готовы ли вы расширить этот список, включив в него не только общественные палаты, но и другие некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и организации? Я сейчас говорю не о политических партиях, а о других формах народного, так сказать, воздействия на органы государственной власти. И буквально немного добавлю, если успею. Ещё меня озадачил пункт 9 статьи 6, закрепляющей принципы общественного контроля, в котором прописана недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти. Вот не перечёркивает ли данный пункт весь законопроект в целом? То есть получается, что любое действие субъекта общественного контроля... (Микрофон отключён.) МИНХ Г. В. Уважаемая Маргарита Николаевна, перечень субъектов общественного контроля, если вы обратили внимание, не исчерпывающий. В законопроекте содержится формула "общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации" - это круг лиц, организаций, которые будут являться, в случае если законопроект станет законом, субъектами общественного контроля, поэтому перечень абсолютно не носит исчерпывающего характера. Если говорить о механизмах включения в эту работу... Ну, может быть, их надо усилить каким-то образом, но, повторю, субъектный состав описан очень широко. При этом - объясняю, почему здесь такая формула используется, - всё-таки речь идёт либо о личном контроле человека, гражданина, либо о контроле, осуществляемом в каких-то коллективных, коллегиальных формах, а вы знаете, что в отношении граждан применяется принцип "разрешено всё, что не запрещено", и поэтому - вот этот перечень, повторяю, он не исчерпывающий - любое легальное объединение граждан в виде некоммерческой негосударственной организации может быть полноправным субъектом общественного контроля. А что касается того пункта, о котором вы говорите, то это пункт универсальный, он ничего не перечёркивает, просто чётко показывает, что Богу - Богово, а кесарю - кесарево, потому что если мы не подчеркнём это специально, то... Вы знаете, это просто защита от, может быть, не очень качественной, не очень компетентной с точки зрения знания законодательства, с точки зрения знания каких-то других параметров работы институтов общественного контроля, потому что очень часто... Вы же знаете, у нас все являются специалистами в области юриспруденции, в области здравоохранения, в области физической культуры и спорта (то есть каждый знает, как лучше организовать сборную по любому виду спорта и как провести тот или иной матч), ровно поэтому вот здесь закладывается такая защита от неправильного вмешательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, ну, наверное, по одному от фракции. Выступления, естественно, состоятся после перерыва и после "правительственного часа".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4353 по 4785 из 6689
Продолжаем обсуждение 9-го вопроса повестки дня. Мы договорились о том, что будет по одному выступлению от фракции. От фракции КПРФ выступает Николай Васильевич Коломейцев. Пожалуйста, Николай Васильевич. Коллеги, рассаживайтесь, пожалуйста, начинаем работу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, никто, наверное, из присутствующих в зале не выступает против усиления общественного контроля, но, к сожалению, в силу разных убеждений и в силу разного опыта, полученного на предыдущих должностях, каждый это воспринимает по-своему. Если внимательно почитать законопроект, - а я убеждён, что все присутствующие в зале его прочитали, - то можно увидеть, что в статьях на страницах от 16-й, точнее, от 12-й до 14-й и на 38-й странице как раз дан такой основной посыл, который полностью дезавуирует название законопроекта - "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Почему? Ну, как выразился Гарри Владимирович, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево, так вот кесарь во время четырёхчасового общения как раз говорил, Гарри Владимирович, о том, что для него очень ценно другое мнение. И в связи с этим давайте подумаем, где эффективнее всего будет общественный контроль. Да именно там, где имеется концентрация неразрешённых проблем! Какие проблемы сегодня будоражат наше общество? Во-первых, проблема обманутых дольщиков. Скажите, что, у нас не было Общественной палаты до этого? Была! Скажите, что, у нас не было общественных палат субъектов Российской Федерации? Были! Но почему-то как раз снизу организовались - не только независимо, а даже вопреки мнению кесарей и мини-кесарей - общественные объединения обманутых дольщиков, и именно они своей активностью заострили внимание власти вот на этой проблематике. Во-вторых, проблема бунтов в тюрьмах. Я вас спрашиваю: что, не было общественных советов при ГУ ФСИН? Были! Не было общественных советов при прокуратуре? Были! Не было общественных советов при МВД? Были! Но все эти общественные советы, как и Общественная палата, к сожалению, не выполняют тех функций, которые декларируются в законах, и они в принципе не могут при таком способе их формирования и при предложенном варианте функционирования отражать мнение общественности. Почему? Потому что, по мнению экспертов, вот этим законопроектом как раз придумывается работа для Общественной палаты, поскольку мы с вами её создали, набрали туда людей. Я вам сказал, кто там, как правило, стоит во главе, а именно: все, кто не попал в Государственную Думу, в Совет Федерации, в правительственные органы, но хотели бы быть "при", - они все в Общественной палате! И туда не попадёт человек, который имеет особый взгляд, особое мнение и может его высказать, потому что такой человек - это как зелёный рак среди красных: всегда будет шевелиться, а это многим не нужно. Кроме этого, если вы внимательно посмотрите, то поймёте, что в результате конкурса, который будет организовывать Общественная палата, получатся, так сказать, её филиалы, потому что Общественная палата будет выбирать себе подобных, и туда вряд ли попадут представители вот этих общественных объединений, которые самоорганизуются для решения проблем. Но самый главный пункт, который есть здесь, следующий: отобранных на конкурсной основе утверждает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты. Ну, при чём тут общественный контроль, если руководитель того органа, контроль за деятельностью которого должен осуществлять этот орган общественного контроля, сначала фильтрует его состав через Общественную палату, а потом утверждает, кто подойдёт, а кто не подойдёт для этой работы?! Ещё более интересно то, что записано на странице 38, я вам просто даже выдержки зачитаю, вдруг кто-то не прочитал, здесь есть очень важная статья, называемая "Общественные (публичные) слушания": "Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан..." - внимание! - "...организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями...". Это о чём говорит? Все вы наверняка знаете о необходимости проведения в соответствии с Градостроительным кодексом общественных слушаний при утверждении генерального плана территорий - скажите, что, заместитель главы и главный архитектор пригласят на эти слушания тех, кто против каких-то серьёзных изменений, против того, что представил главный архитектор? Я вас уверяю, что нет, а я присутствовал на таких слушаниях, когда в выделенный зал на сорок мест приходят пятьсот человек, а им говорят: вы выберите из присутствующих сорок человек, пусть они заходят, потому что для других мест нет, у нас тут большие экспликации, у нас большие планы, мы хотим о многом рассказать, но немногим. Поэтому это неправильно, когда общественные слушания организует тот, кого контролируют! И о самом главном. Главной проблемой сегодняшней России, Гарри Владимирович, безусловно, является колоссальное падение исполнительской дисциплины в исполнительных органах власти. С моей точки зрения, здесь вы и президент делаете большую ошибку: вы как раз резко кастрируете права тех, кто мог бы заставить более эффективно работать исполнительную власть, - депутатского корпуса. Вот вы предложили в 68 городах отменить прямые выборы мэров и фактически депутатов городских и районных собраний - а это к чему приведёт? Вы берёте и фильтруете ещё и на уровне представительной власти, которую будут избирать, ну, на не совсем легитимной основе, то есть они будут не совсем корректно представлять общество, поэтому мне кажется, что вот этот закон ничего не решит, только породит очередных людей с какими-то удостоверениями, которые будут пыжиться, изображать, что они якобы общественный контроль, но ни одна серьёзная проблема с помощью таким образом организованного общественного контроля решаться не будет. Безусловно, только инициирование самоорганизации снизу и подбор по профессиональному принципу людей, которые возглавят эти организации, могло бы усилить контроль, но прежде всего повышение статуса представительных... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Выступление от фракции ЛДПР. Золочевский Виталий Сергеевич, пожалуйста. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемые коллеги! Прежде всего нужно сказать, что фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект, ведь последние годы в России всё приходит к тому, что общественные объединения, общественные организации играют всё большую роль и влияют на связь общества и власти. Я, конечно же, не могу согласиться с предыдущим выступавшим в том, что все разнообразные общественные структуры по контролю формируются ангажированно. Не согласен я по той простой причине, что лично присутствовал на этапе формирования разных общественных структур, в том числе общественных наблюдательных комиссий, в разных субъектах, я присутствовал и на заседании рабочей группы в Общественной палате России и видел, как всё это происходило. И хочу сказать вам, уважаемые коллеги, что во многих субъектах был жуткий недобор членов ОНК, по сути, принимали практически всех подряд. Здесь есть другая проблема - у нас не хватает как раз тех самых общественных деятелей, граждан с активной гражданской позицией. И от нас с вами, и от глав субъектов, и от власти в целом очень сильно зависит, как сделать так, чтобы это было популярно, нам надо это популяризировать. Я уже Гарри Владимировичу рассказывал о проекте "Моя Москва", который выдвинула Общественная палата города Москвы, и хотел бы добавить, что, конечно, и общественников надо тоже стараться контролировать и поправлять. Вот, например, данная инициатива московской Общественной палаты, которая провела такие своеобразные праймериз, и виден срез общественного мнения: тратятся деньги общественных организаций, чтобы собрать анкеты с граждан. И вместо того чтобы провести выборы кандидатов в депутаты Мосгордумы и дать возможность всем москвичам в них поучаствовать, мы сейчас устраиваем процедуру, при которой выборщики, используя иностранный образец, проходят процедуру регистрации, прежде чем голосуют. Я считаю, что это не совсем верно, так как надо всем москвичам дать возможность проголосовать на праймериз. Но если даже мы оставляем эту процедуру, то хотя бы надо её замкнуть на систему госуслуг, которая в нашей стране развита недостаточно, нам ещё есть куда двигаться, чтобы достичь стопроцентного развития этой сферы. Почему у нас выборы в Общественную палату, например, проходят с использованием системы госуслуг, а праймериз в Москве - нет? То есть мы должны сами друг другу помогать. Я вообще считаю, что главный субъект общественного контроля - это депутат Государственной Думы, потому что если депутаты работают активно и эффективно, то они влияют как раз на все сферы общественной деятельности. Если вернуться непосредственно к законопроекту, о котором нам сегодня рассказывали наши коллеги, то я хотел бы сразу внести два предложения (я обязательно представлю их в виде поправок ко второму чтению). Первое - это установить единый срок для всех общественных советов, потому что на сегодняшний день у всех общественных советов при ведомствах разный срок полномочий - у кого-то год, у кого-то три, у кого-то четыре. Давайте введём какой-то единый срок, предположим два года, это будет оптимальное количество времени для работы этих общественников. И второе предложение. Вот у нас есть некоторые люди, которые являются, так сказать, суперменами: они входят в бесчисленное количество общественных советов, комиссий и прочих структур. И получается такая сложная ситуация, что если они будут участвовать во всех заседаниях и во всех процедурах этих общественных организаций, то им некогда будет даже на жизнь зарабатывать, то есть это ущерб для них, а если они не будут участвовать, то это ущерб для процесса. Поэтому я считаю логичным ограничить количество таких общественных наблюдательных структур, в которые может входить один человек. Я не знаю, сколько это, может быть, одна-две, ну, наверное, три - это максимум, мне кажется, то есть тут надо будет в комитете посоветоваться с коллегами. Я хотел бы коротко отметить ещё два момента. Первый момент. Мы с вами такой важный закон принимаем, и на фоне этого в Москве сейчас сложилась серьёзная ситуация вокруг Общественного музея имени Николая Константиновича Рериха, я уверен, что многие из вас слышали эту фамилию и знакомы с таким документом, как Пакт Рериха, - это международный договор, который является первым международным документом, полностью посвящённым защите культурных ценностей. На сегодняшний день данный музей - общественный музей, я подчёркиваю, - пытаются уничтожить, причём пытаются уничтожить чиновники разных уровней. Я бы просил уважаемых коллег обратить на эту ситуацию внимание, потому что культурное наследие нашей страны может пропасть. И второй момент. Самый главный наш общественный ресурс - это ЛДПР-tube, видеоресурс, куда можно закачать любые ролики, видеообращения, и на их основе уже готовятся депутатские запросы и Жириновского, и депутатов нашей фракции. Фракция ЛДПР в том числе так своеобразно реализует общественный контроль. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович, будете выступать? Достаточно. Так, Михаил Юрьевич Маркелов выступает. Пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю. Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, с утра я уже говорил о своей позиции, и сейчас я просто хотел бы акцентировать внимание на следующих вещах. Предлагаемый президентом законопроект прежде всего повышает эффективность работы власти, мы должны это понимать. Общественный контроль - это не карательный инструмент, как некоторые наши коллеги себе это представляют, делая акцент на том, что некий общественный орган, представители общественных советов или отдельные граждане теперь получат возможность вмешиваться в деятельность или подменять функции следственных органов и прокуратуры? Это не так, ещё раз хочу об этом сказать. Что же касается предлагаемого законопроекта, то, безусловно, такая въедливость и кропотливость при рассмотрении отдельных новелл, как у нашего коллеги депутата Николая Васильевича Коломейцева, позволяет надеяться на то, что во втором чтении депутаты, которые сегодня выступали от фракции КПРФ, активно поработают над поправками, внесут свои предложения, различные новеллы, и мы - и все депутаты, и комитет - готовы эти поправки рассматривать. Надо учитывать ещё и тот момент, что нас, конечно же, ожидают ещё и слушания, и обсуждение и мы много различных мнений в стенах Государственной Думы ещё услышим при подготовке ко второму чтению. Коллеги, не надо смешивать разные законы, это, конечно же, не политический законопроект в чистом виде. Здесь уже прозвучало и о законе о выборах, и о законе о политических партиях, но президентский законопроект "Об основах общественного контроля..." направлен прежде всего на гармонизацию отношений общества и власти. Конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в первом чтении концептуально этот законопроект будет поддерживать, и мы ещё раз приглашаем всех депутатов присоединиться и ко второму чтению внести свои предложения. На сегодняшний день во многих регионах - это надо тоже учитывать - этот закон давно ждут, причём не только в общественных структурах, но и в исполнительной власти, потому что на сегодняшний день общественный контроль - это хорошее подспорье для эффективной, честной, прозрачной работы власти на местах. И мнение наших коллег в регионах, мнение людей, которые поддержали президентский законопроект, инициативу президента, мы, безусловно, не можем не учитывать и обязаны прислушиваться к тому, о чём нам говорят на местах. Ещё раз: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект об общественном контроле. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич. Олег Анатольевич Нилов. Микрофон, пожалуйста, включите. НИЛОВ О. А. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит представленный законопроект. Мы считаем, что действительно есть все предпосылки для того, чтобы общественный, народный контроль помог сегодня, в непростое время президенту навести порядок, потому что те проблемы, с которыми сталкивается сегодня и президент, и власть в целом, действительно сложно решить без поддержки, без помощи всего народа. Мне приятно отметить, что в качестве основных целей, которые как раз и обозначены в разделе задач общественного контроля, названы повышение эффективности власти и борьба с коррупцией - вот две основные задачи, которые поставлены президентом перед создаваемой мощной, надеюсь, системой общественного контроля. Как раз, может быть, это и правильно, что нет распыления: есть множество проблем, и об этом коллеги уже говорили, но более серьёзных и более страшных угроз, чем коррупция и неэффективность власти, на сегодняшний день для Российской Федерации нет. Поэтому, дай бог, если получится, чтобы это действительно повсеместно помогло в качестве целеуказания соответствующим силовым структурам (а если не поможет им, то вышестоящим структурам вот в этой создаваемой пирамиде общественного контроля), ну, не победить, так хотя бы минимизировать вот эту раковую опухоль на теле государства, которая не просто позволяет миллиардные суммы из бюджетов всех уровней уводить в личные карманы коррупционеров и казнокрадов, но и создаёт главную проблему - убивает здоровую конкуренцию, потому что коррупционер и казнокрад заинтересованы только в одном: чтобы не было реальной конкуренции, не было победы по результатам, а была победа во имя личных корыстных интересов с любыми итогами выполнения работ и заказов. Конечно, не нужно надеяться, что в результате получения такого "горчичника" коррупционер откажется от своего грязного дела, поэтому мы, объективно смотря на перспективы, всё-таки остаёмся при своём главном требовании, которое мы уже выразили не раз и будем выражать дальше: коррупционера и казнокрада сегодня можно напугать и остановить только конфискацией имущества. Соответствующий законопроект внесён, и я надеюсь, что и коллеги из вновь создаваемых структур общественного контроля также поддержат нашу инициативу. Сбор вот этой информации и предоставление её на все уровни государственной власти, в том числе и в партии, и в Государственную Думу, я думаю, будет очень полезной деятельностью. Теперь что касается конкретного предложения или пожелания, которое мы по возможности, конечно, в виде поправки могли бы внести, может быть, Гарри Владимирович, в ответном слове это прокомментирует. Есть в законопроекте очень важная статья - 23-я, "Общественные (публичные) слушания". Как мы знаем, общественные слушания и так в обязательном порядке проходят в процессе получения разрешений на строительство, на осуществление различных программ, но их постановления не носят никакого обязательного характера, и поэтому такая хорошая форма народного согласования и обсуждения в последнее время превратилась в какую-то формальность, которую даже организуют уже сами инвесторы, застройщики, и, в общем-то, народ в эту форму практически уже не верит, не откликается. Но я считаю, что, может быть, через этот закон этим общественным, публичным слушаниям всё-таки будет придан больший вес, большее значение, чтобы это было не просто проведение слушаний ради слушаний. Работая над подготовкой законопроекта ко второму чтению, надо подумать и сделать обязательным для власти, ну, если не принятие в полном объёме, то хотя бы учёт результатов этих общественных, публичных слушаний, а может быть, следует подумать о проведении не только слушаний, но и мероприятий более широкого формата - таких общественных референдумов, с помощью которых эти же институты, создаваемые сегодня, могли бы проводить более массовые опросы мнения населения, и сделать эту процедуру обязательной для принятия властями окончательного решения по тому или иному проекту закона. Ну и в завершение: на базе федеральной Общественной палаты, которая является разработчиком этого законопроекта и, наверное, будет в какой-то степени отслеживать результаты его принятия, надо создать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Гарри Владимирович, будете выступать? Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Прежде всего, большое спасибо за то, что вы очень заинтересованно отнеслись к тем новеллам, которые предложены в президентском законопроекте. И хотел бы несколько комментариев дать по тем предложениям и оценкам, которые были высказаны представителями фракций. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые коллеги (прежде всего из фракции КПРФ)! Хотел бы обратить ваше внимание на то, что, как я уже говорил, отвечая на вопросы и представляя содержание законопроекта, перечень субъектов общественного контроля не носит исчерпывающего характера. Если вы обратите внимание на нормы законопроекта, то увидите, что формула следующая: граждане Российской Федерации имеют право на участие в общественном контроле лично, в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, поэтому любые организационно оформленные структуры - обманутые вкладчики, обманутые дольщики, разъярённые домохозяйки, разгневанные горожане, какие угодно, но в любом случае организационно оформленные, подчиняющиеся требованиям законодательства, - добро пожаловать в открытый клуб субъектов общественного контроля! То же самое и по формам реализации различными институтами стадий общественного контроля. Перечень форм тоже не носит исчерпывающего характера, главные требования - это соблюдать закон и действовать в рамках тех правил, которые закрепляются в нормативных правовых актах. И если говорить о степени обязательности учёта тех предложений, тех оценок, которые делают субъекты общественного контроля, реализуя различные формы общественного контроля, участвуя в механизмах общественного контроля, то всё-таки я бы ещё раз подчеркнул: не надо демонизировать общественный контроль и превращать его в квазигосударственный. Я хочу напомнить, опять же обращаясь прежде всего к коллегам из фракции КПРФ, ситуацию, которая была связана с формой реализации, правда, не общественного, а государственного контроля, которая называется "правительственный час". Выступая в рамках "правительственного часа", один из наших коллег, депутат из фракции КПРФ, с именем и отчеством очень мне приятным, Владимир Владимирович, сказал - в рамках "правительственного часа", подчеркну, - что наша задача (это не мои слова, это цитата, близкая к первоисточнику) - пороть Правительство Российской Федерации. Вот я как не был согласен тогда, так и сейчас хочу подтвердить, что задача контролирующих инстанций, неважно, общественный или государственный это контроль, в рамках разделения труда не пороть друг друга, а предлагать оптимальные решения, для того чтобы иметь постоянно действующий механизм взаимодействия, уважительного отношения друг к другу, и учёта тех предложений, которые высказываются. Конечно, даже в большей степени это можно отнести к общественному контролю. Возвращаясь к предложению коллеги Нилова Олега Анатольевича о том, чтобы придать большую, так сказать, обязательность тому, что принимается в рамках парламентских слушаний. В этом законопроекте уже есть указание на две обязанности: первая - предложения обязательно рассматриваются и в случае их отклонения даётся мотивированный ответ; вторая - учёт предложений является обязательным в соответствии с законодательством. То есть в самом федеральном законе или в законе субъекта Федерации может быть прямо предусмотрено, что результаты парламентских слушаний - приводились примеры из области градостроительной политики, из области корректировки уставов муниципальных образований, - а именно те предложения, те итоговые документы, которые там были подготовлены, обязательно должны учитываться. Но опять же учёт, как вы понимаете, не означает взятие под козырёк, это всё же более строгая форма взаимодействия институтов общественного контроля и органов государственной власти и местного самоуправления. Так что базовые положения как раз такие, и те опасения, которые вы высказываете, риски, о которых вы говорите, здесь уже минимизированы. Но, конечно, дальнейшая работа над законопроектом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемые депутаты, и в вопросах, и в некоторых выступлениях прозвучало много пессимизма. Можно, конечно, подойти к решению этого вопроса пессимистично, сказать, что всё плохо, те плохие, эти плохие и ничего не получится, опустить руки и тихо ждать смерти, а можно смотреть с оптимизмом, пытаться что-то изменить, поставить цель и идти, пробиваться к ней, не мытьём, так катаньем добиваться поставленной цели! Я считаю, что в вопросе развития общественного контроля целесообразнее всё-таки пойти вторым путём. Прав Николай Васильевич в отношении проведения общественных слушаний? Ну конечно, прав! Действительно, чиновники безобразно проводят в большинстве случаев эти слушания, организуются они для галочки, объявления размещаются в тех изданиях, где их никто не читает, и предсказуемо, что потом мы получим возмущение граждан. Вот, например, пятилетняя работа общественных наблюдательных комиссий, которые следят за соблюдением прав людей, находящихся за решёткой, грубо говоря, доказала необходимость их деятельности. Да, есть перекосы: где-то засилье силовиков, которые мешают проводить в жизнь эту правозащитную идею, где-то покрываются правонарушения, где-то коррупционные схемы, но в целом сегодня те, кто выходит на свободу, говорят, что в присутствии общественников администрация уже боится, пытается вести себя сдержаннее, не идёт на правонарушения и преступления. В любом случае есть некий диалог между, так сказать, той стороной и этой стороной свободы. Почему чиновники так себя ведут? Прежде всего от безнаказанности - давайте посмотрим правде в глаза: не сегодня и не в современной России они воспитывались и учились так работать, абсолютное большинство из них ещё из прошлого века, наверное, тогда они научились и так себя вести с гражданами, и так решать вопросы. Есть определённый чиновничий стереотип, про который бывший вице-премьер Полторанин правильно написал: не система делает людей бездумными шестерёнками, а как раз вот эти бездумные шестерёнки любую систему сделают репрессивной, - потому что выгодно сидеть и ждать команды сверху, выгодно не проявлять инициативу, а пресмыкаться и, главное, выслуживаться перед начальством, чтобы тебя хвалили и продвигали дальше. К сожалению, у нас сегодня власть на местах принадлежит вот таким бездумным шестерёнкам, но как раз через общественный контроль можно хотя бы частично изменить стереотип их поведения. Я думаю, надо с оптимизмом смотреть в будущее, надо развивать общественную инициативу, надо пробуждать в гражданах сознание, правосознание и желание самим защищать себя и дальше двигаться в этом направлении. Федеральная власть понимает, что вот такое пассивное поведение общества, безынициативность стопорят наше дальнейшее общегосударственное развитие, поэтому она за общественный контроль. Приглашаю всех заинтересованных лиц к общественному обсуждению этого законопроекта - у нас пройдут большие парламентские слушания в мае, и мы постараемся получить на выходе хороший документ, который действительно позволит развивать институты гражданского общества. Ещё хотел бы в заключение привести высказывание бывшего руководителя администрации президента Волошина: создавать комфортные условия для себя - это инстинкт чиновника, а вот сдерживать это желание, создавать для него рамки как раз можно через общественный контроль. Так давайте мы все вместе создадим инструментарий, для того чтобы эти рамки появились и начали нормально и полноценно работать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5461 по 5477 из 6689
9-й вопрос, проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 29 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.