Заседание № 273
04.02.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 471205-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления дня голосования в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)" (внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, И. И. Мельниковым, В. И. Кашиным, Н. В. Коломейцевым, В. С. Шурчановым, В. Ф. Рашкиным, Н. В. Арефьевым, Ю. В. Афониным, А. В. Куринным, Д. Г. Новиковым, Ю. П. Синельщиковым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5039 по 6042 из 6361
Коллеги, дальше три альтернативных законопроекта - пункты 27.1, 27.2 и 27.3. Предлагается следующий порядок: три доклада депутатов, внёсших эти законопроекты, - до 7 минут; единый содоклад представителя ответственного комитета, Комитета по контролю и Регламенту, - до 10 минут; ответы на вопросы; выступления представителей фракций - до 7 минут и, соответственно, заключительное слово. Только у меня вопрос: у нас по третьему, пункт 27.3, Гартунг значится докладчиком - Емельянов будет докладывать? Хорошо. Коллеги, тогда приступаем к рассмотрению этих вопросов. Пункт 27.1, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления дня голосования в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)". Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Здесь много раз в разных трактовках обсуждался вопрос даты дня голосования. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что мы проанализировали, как влияет день, дата голосования на явку на выборы за последние 20 лет. Могу вас заверить, что перенесение с декабря на сентябрь сразу привело к падению на 12-15 процентов явки избирателей, по официальным данным. Если посмотреть ещё более глубоко, то можно увидеть, что на многих местных довыборах фактически явка составляет в крупных городах 4-10 процентов, это реальная явка на избирательные участки. Легитимность власти фактически обнуляется, потому что чем меньше людей пришло на выборы, тем больше вероятность любыми электронными средствами возбудить, настроить людей против тех или иных решений, ведь тогда человек не считает себя, скажем, ответственным в отношении решений тех, за кого он не голосовал. Мы считаем, что если мы с вами хотим, чтобы власть была легитимной, а я уверен, что большая часть сидящих в зале именно этого и хочет, если мы хотим возвращения доверия к институту выборов, а я утверждаю... Вот судя по моим встречам, ну, я думаю, многие из вас ставили такой вопрос, люди, к сожалению, разуверились в институте выборов, и, с моей точки зрения, средства массовой информации этому способствуют. Сегодня превалирует такая тенденция: никуда не ходи, никому не верь и ни в чём не участвуй. Есть известное уголовное выражение "не верь, не бойся, не проси" - вот здесь что-то соразмерное, понимаете? С нашей точки зрения, эту тенденцию надо менять. Этого можно добиться, только если сделать так, чтобы день выборов был максимально удобен человеку, чтобы он минимально мешал проведению, скажем, его семейноценностных мероприятий. Есть проверенный факт: наилучшая явка у нас в марте и декабре. Это проверено и доказано статистикой - кому интересно, могу показать. Поэтому мы считаем, что в данной ситуации надо перенести день выборов на третье воскресенье марта: посевные в большей части страны ещё не начались, у людей на курорты желания ехать нет, а весна как раз пробуждает желание думать о возрождении жизни и мотивирует к походу на избирательные участки. Если мы действительно хотим, чтобы не "цветные", "оранжевые", "тюльпановые" и прочие революции изменяли тенденции развития нашей страны, а нормальный процесс с участием максимального числа избирателей, согласитесь, любой разумный человек поддержит наше предложение. Если же вы за то, чтобы у нас манипулирование сознанием продолжалось и выборы как институт отмирали сами по себе, а превалировал институт револьвера... К сожалению, то, что происходит сейчас, именно к этому и ведёт. Я сэкономлю для своих коллег ещё три минуты. Предлагаю вам поддержать наше предложение об установлении единого дня голосования - третье воскресенье марта. Это оптимальная дата, которая всех устраивает и позволяет с максимальным вовлечением избирателей провести выборы и сделать власть более легитимной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 27.2, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Из текста, который указывает нам на содержание вопроса, понятно, что ЛДПР предлагает перенести дату единого дня голосования на последний вторник апреля. С одной стороны, эта идея, конечно, интересная, с другой стороны, она весьма применимая. Выборы в будние дни - норма для многих стран, в том числе и европейских. Западная демократия в некоторых случаях использует будние дни, в частности вторники, для того чтобы проводить общефедеральные выборы. К примеру, президентские выборы в Соединённых Штатах Америки обычно проводятся во вторник, и в этом нет никаких проблем. Я не буду, как коллеги-коммунисты, искать взаимосвязь между возрождением жизни и походом на избирательные участки - мне хотелось бы другие тезисы для обоснования предложить. Первый тезис: весна - это время, когда у людей настроение лучше, когда погода лучше, когда есть возможности для того, чтобы пойти на выборы. Второе: перенос голосования на будний день интересен тем, что даёт возможность предоставлять дополнительный выходной тем людям, которые проголосовали, а также мы можем увеличить время голосования, если оно будет продлено, то человек и после работы сможет прийти на избирательный участок, проголосовать, выбрать ту политическую силу, которая ему близка. Я думаю, что никаких проблем у избирателей это вызвать не может, напротив, больше интереса вызовет, потому что в понедельник можно обсудить со своим трудовым коллективом, кто за кого будет голосовать, улучшится процесс информирования людей, они не будут разбивать свои выходные, не будут приезжать раньше с дач, а после работы смогут пойти проголосовать. В связи с этим предлагаю поддержать идею ЛДПР и данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И доклад по пункту 27.3, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части переноса даты единого дня голосования на второе воскресенье октября". Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы действительно предлагаем перенести дату единого дня голосования на второе воскресенье октября. К уже высказанным аргументам коллег в пользу переноса единого дня голосования добавлю ещё один, он связан с агитационным периодом. Голосование в сентябре, по сути, девальвирует весь агитационный период, всю предвыборную агитацию, поскольку она приходится на август, а август - сезон отпусков, и вести агитацию практически не с кем, все люди либо на пляже, либо на даче, либо отдыхают. Почему мы предлагаем перенести на октябрь и не поддерживаем коллег в части переноса на март и апрель? Мы предлагаем перенести дату голосования на октябрь в связи с тем, что в сентябре на подавляющей части территории Российской Федерации ещё тепло, это значит, что можно спокойно клеить листовки, вести пикетную агитацию, ну и избирателям более комфортно идти на выборы в октябре. Перенос на март или апрель приведёт к тому, что агитационный период будет приходиться на холодное время года, когда очень тяжело заниматься расклейкой, тяжело проводить пикеты, и качество агитации пострадает. Предлагаем поддержать наш законопроект и перенести единый день голосования на второе воскресенье октября. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по данному вопросу Дмитрия Викторовича Ламейкина. Пожалуйста. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, хотелось бы сказать, что Комитет по контролю и Регламенту очень внимательно рассмотрел аргументацию по обсуждаемым сегодня проектам федеральных законов, внесённым представителями разных думских фракций и направленным на изменение законодательства о выборах. Предложения уже прозвучали: третье воскресенье марта (КПРФ), последний вторник апреля (ЛДПР) и второе воскресенье октября ("СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"). В выступлениях и с этой трибуны, и с места звучали разные аргументы в пользу новых дат проведения единого дня голосования. Я не буду цитировать постановление Конституционного Суда, лишь акцентирую ваше внимание на том, что любые изменения должны быть реально обоснованными и не должны допускаться произвольные изменения, затрагивающие права граждан. Следует также учитывать, что единый день голосования, приходящийся на второе воскресенье сентября, был установлен с учётом климатических особенностей отдельных труднодоступных и удалённых местностей Российской Федерации и необходимости создания для избирателей максимальных удобств для реализации активного избирательного права. Коллеги, отмечу, что при проведении голосования в третье воскресенье марта участники избирательного процесса могут столкнуться со сложностями при реализации требований избирательного законодательства, а также часть периода избирательной кампании будет совпадать с новогодними и рождественскими праздниками, при этом большинство организаций и учреждений в праздничные дни не работает или работает по сокращённому графику. Поскольку ряд отдалённых и труднодоступных местностей Российской Федерации характеризуется суровыми климатическими условиями и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, проведение единого дня голосования в третье воскресенье марта может ухудшить для избирателей транспортную доступность помещений для голосования, для членов участковых избирательных комиссий осложнится работа по организации и проведению голосования среди избирателей, проживающих в труднодоступных и отдалённых местностях, а также в значительно удалённых местностях, транспортное сообщение с которыми отсутствует полностью или затруднено. Говоря о голосовании в последний вторник апреля, хотелось бы отметить, что с учётом исторических традиций и культурных особенностей в Российской Федерации днём голосования на выборах является воскресенье, общий выходной день согласно части второй статьи 111 Трудового кодекса Российской Федерации, это обусловлено прежде всего необходимостью создания наиболее комфортных и удобных условий для голосования избирателей. Вместе с тем в настоящее время последний вторник апреля не является выходным днём, что в случае реализации предлагаемых новаций создаст существенные затруднения для участия в голосовании граждан, выполняющих в этот день трудовые, служебные или иные обязанности. Предложение о проведении голосования на выборах в рабочий день также требует дополнительного анализа и аргументации. Наряду с указанными одним из важнейших аргументов при принятии данного решения должно быть мнение наших граждан, тогда как авторами проектов федеральных законов, на наш взгляд, не представлены необходимые обоснования. В ходе работы комитета над обсуждаемыми законопроектами мы проводили консультации, обсуждение данных инициатив с экспертным советом, который создан при нашем комитете. По мнению экспертов, частая смена дня выборов негативно влияет на явку избирателей, а ныне существующая дата единого дня голосования - она, кстати, не так давно у нас принята, менее семи лет назад - за прошедшие годы в принципе стала уже привычной для нашего избирателя. Эксперты в обсуждении также отметили, что явка на выборы зависит в первую очередь от интереса граждан к избирательной кампании, а не от даты проведения. Таким образом, для избирателей приоритетом является не дата, время проведения, а интерес к самим кампаниями. И в принципе Николай Васильевич в своём выступлении как раз таки и говорил о том, что необходимо повышать активность наших граждан и вовлекать их в более активную реализацию своих прав. В завершение, уважаемые коллеги, хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, одним из главнейших достижений Думы седьмого созыва является конструктивный диалог между фракциями. Действительно, по многим вопросам между фракциями либо вырабатывается согласованная позиция, либо позиции очень близкие. И наверное, мы в своей работе должны как раз таки опираться на этот опыт и приходить к каким-то единым мнениям. Сегодня представлены как минимум три, а фактически четыре разных мнения о дате выборов, они во многом диаметрально противоположны. Так что необходимо работать в этом направлении. Правительство Российской Федерации данные законопроекты не поддерживает. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству концепцию данных законопроектов не поддержал. В связи с изложенным Комитет по контролю и Регламенту считает, что принятие какого-либо из трёх законов, проекты которых представлены, было бы преждевременным, и рекомендует Государственной Думе отклонить данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Вопросы сразу по всем трём законопроектам, только говорите, кому вопрос. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Мой вопрос касается всех докладчиков, тем не менее я задам его Николаю Васильевичу. Николай Васильевич, ответственный комитет отмечает, что предлагаемые вами новеллы не согласуются с частью 1 статьи 96 Конституции России и с позицией Конституционного Суда России от 2015 года. Напомню, что речь идёт о том, что возможность изменения даты очередных выборов, которое ведёт к сокращению срока полномочий Государственной Думы текущего созыва, допускается только при условии, что такое сокращение осуществляется в конституционно значимых целях и является минимально незначительным. Как вы можете прокомментировать свою позицию с учётом позиции Конституционного Суда и ответственного комитета? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо за вопрос. Я и содокладчику, и вам хотел бы ответить, что мы не предлагаем новую дату, мы предлагаем вернуться к устоявшейся дате, к дню, в который многократно проводились выборы на территории России. Ещё более странной кажется мотивация, когда 0,3 процента избирателей в Российской Федерации ставятся в колоссальный приоритет перед 99,7 процентами избирателей, которые не в труднодоступных районах проживают. Я подчёркиваю, цель нашего предложения заключается в том, чтобы как раз обеспечить исполнение конституционных прав граждан и усилить легитимность власти. Если в Конституционном Суде, может быть, больше заняты теоретическими вопросами, то на практике... Если вы встречаетесь с избирателями, постарайтесь ответить на вопрос: почему у нас, по официальной статистике, во многих городах-миллионниках больше 10 процентов жителей в течение последних десяти лет на выборы не ходят? Где Конституционный Суд и где конституционная гарантия реализации права 90 процентов граждан, не участвующих в выборах? Решения-то принимают нелегитимные органы - вот в этом проблема! Решение Конституционного Суда всегда даётся применительно к постановке вопроса, поэтому, с моей точки зрения, оно к нашему законопроекту никакого отношения не имеет. Но я хотел бы на вас посмотреть после того, как будут объявлены на декабрь досрочные выборы в Государственную Думу, - тогда вы мне поясните мнение и Конституционного Суда, и тех, кто примет такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Викторович, вопрос вам. Дело в том, что из опыта встреч с избирателями я могу сказать, что сами избиратели просят перенести время выборов, причём очень настойчиво просят. И мы прекрасно понимаем, что меньше людей стало ходить на выборы в том числе и по этой причине. Вот скажите, пожалуйста, вы намеренно держитесь так за эту дату, чтобы меньше избирателей приходило на избирательные участки? Или всё-таки правящая партия заинтересована в том, чтобы люди пришли на избирательные участки на выборы? Дело в том, что приходит 25-30 процентов избирателей на выборы, - насколько вы считаете легитимной избранную на таких выборах власть в нашей стране? ЛАМЕЙКИН Д. В. Спасибо огромное за вопрос. Вера Анатольевна, мы же с вами должны понимать, что наши встречи с избирателями, конечно, многочисленны и действительно разные мнения звучат на встречах по разным вопросам. При этом, если мы пытаемся объективно смотреть на вещи, нам надо апеллировать к статистике, нам надо апеллировать к исследованиям. В работе комитета мы как раз опираемся и на статистические данные, которые у нас есть, и на мнения наших экспертов, а они как раз таки не подтверждают те высказывания, которые вы сейчас привели. Более того, акцентирую внимание на том, что в вашем выступлении прозвучало, что 25-30 процентов голосующих, а ваш коллега по фракции назвал другую цифру - 10 процентов, тут тоже данные расходятся. Наша позиция здесь чёткая: мы всё изучили, ещё раз повторю, очень внимательно и поговорили с экспертами. И ещё один важный аргумент. Коллеги, мы говорим о том, что у нас сегодня четыре разных даты в принципе фигурируют. Давайте говорить о том, что... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛАМЕЙКИН Д. В. Хорошо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Вопрос Борису Александровичу Чернышову. Борис Александрович, международный опыт подсказывает, что во всех странах с развитой демократией всё-таки голосование проходит в будний день, и, насколько я помню, когда у нас день голосования был не в сентябре, а в другие месяцы, явка была больше. Как я понимаю, практика - главный критерий, и если явка там больше и у нас она больше в другие месяцы... Я просто этот вопрос до конца не изучал - скажите, не ошибаюсь ли я, правильно ли, что в зарубежных странах именно такая практика и приводит к большей явке? ЧЕРНЫШОВ Б. А. Спасибо большое за вопрос. Это действительно так, в будние дни проводятся выборы, я уже говорил про опыт президентских выборов в Соединённых Штатах Америки (они проводятся во вторник), а также про опыт парламентских выборов - в Британии, в Италии, - этого бояться не надо, и, мне кажется, с этим справляются. В продолжение этой темы хотелось бы высказаться по поводу определённых мнений, которые были заявлены содокладчиком, особенно мне понравился тезис (крайне экстравагантный для меня) о мнении граждан. Есть такие граждане, которые организуют выборы, - это члены избирательных комиссий, при выборах в сентябре мы их, как и кандидатов в депутаты, каждый год лишаем летних каникул. Страдают не только они, но и члены их семей, дети и так далее. Это вопрос, который постоянно поднимается. Про интерес к выборам. 30 процентов, 20 процентов, 10 процентов - всё зависит от уровня выборов. Если выборы президентские, то согласно большинству экспертных мнений... Вот вы говорите: эксперты, эксперты, - а вы зайдите на главный экспертный сайт в этом вопросе, сайт Центризбиркома, там вам будет выгружена вся статистика по выборам: чем ниже уровень выборов, тем процент явки ниже, это абсолютная логика, и, я не знаю, если вы найдёте других экспертов, тогда вопрос к их экспертности будет в этом случае. Ну и конечно, частые смены даты выборов... Ну мне кажется, тоже звучит весьма комично, когда говорят о том, что из-за частых смен даты выборов что-то произойдёт. Кто у нас предлагает сменить дату выборов? Обычно это представители власти. Представители власти и говорят: давайте сменим, люди желают этого, люди хотят, давайте идти навстречу пожеланиям трудящихся - а потом вы уже обосновываете это решение и находите иногда совершенно, весьма нелепые доводы, чтобы дату выборов поменять. Ну и конечно же, мне кажется, один момент... Депутат Коломейцев сказал: что вы будете говорить, если на декабрь досрочка будет?.. А что вот депутат Коломейцев скажет, если досрочки в декабре не будет, это тоже нужно будет посмотреть, возможно и какое-то заключение пари. Спасибо большое за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. У меня к представителю комитета вопрос. Говоря про будний день, приводили тезисы, что это неудобно, некомфортно, непривычно и ещё это сопряжено с нарушением в том числе трудовых прав. Вы знаете, у нас по указу президента создана рабочая группа по подготовке поправок, изменений в Конституцию, и у нас одно из заседаний было посвящено проведению как раз всероссийского голосования. Общая задача - провести его удобно, доступно, а самое главное, с максимальной явкой. И вот мною, как членом этой рабочей группы, было как раз и предложено провести это в будний день. Памфилова, председатель ЦИК, поддержала, и в основном звучали позитивные отклики, которые сопровождались в том числе и словами о последствиях именно проведения в будний день с точки зрения легитимности результата. Вот как вы оцениваете такой подход, который... (Микрофон отключён.) ЛАМЕЙКИН Д. В. Ярослав Евгеньевич, я в выступлении сказал о сложившихся исторических и культурных особенностях, связанных с днём голосования, и повторю: на самом деле исторически нам привычно идти на выборы в выходной день, это всегда большое действо, во многих населённых пунктах это даже сродни определённым праздникам, и это эффективно на протяжении уже десятилетий происходит. Говоря о предстоящих голосованиях по изменениям: мы с вами знаем, что планируется 12 апреля, эта дата определена, и прекрасно будем агитировать наших людей принять в этом активное участие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Викторович, вы обратили внимание на разницу в цифрах, которые привели наши коллеги, и сказали, что комитет тщательно изучал вопрос. В связи с этим у меня вопрос: назовите, пожалуйста, средние результаты явки на выборы в прежние даты голосования и при голосовании в сентябре. Ведь совершенно очевидно, что часть народа на огороде, часть не вернулась из отпусков и так далее, и так далее. И кстати, не является ли всенародное голосование в апреле лучшим опровержением представления о том, что с сентября ничего никуда переносить нельзя? ЛАМЕЙКИН Д. В. Олег Николаевич, повторю, что действительно комитет очень внимательно изучал и ту статистику, которая сложилась за последние годы, повторю, что как раз таки по голосованию в сентябре у нас не так давно произошли изменения, поэтому статистика по выборам федерального уровня не такая большая. Вместе с тем давайте возьмём во внимание и те новеллы, которые у нас в законодательстве произошли: и система электронного голосования, и также цифровые участки - это позволяет повышать возможности наших граждан принимать участие и в том даже случае, когда они не находятся в непосредственной близости к участку голосования, прекрасно себя показало как раз таки электронное голосование, когда человек, находясь в Москве, мог принимать участие в выборах, происходящих в его регионе, и отдавать голос на электронном избирательном участке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, поскольку я просил назвать конкретные данные, они не прозвучали - ну, очевидно, докладчик не готов сейчас это сделать, хотя говорил о тщательном изучении вопроса, - просим комитет представить нам официально эти самые данные по явке при голосовании в разные даты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Кузьмин Михаил Владимирович, пожалуйста. КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Александр Дмитриевич! "А вы, друзья, как ни садитесь..." Получается, сегодня, вот в данной ситуации, рассматривается то, как бы какой период важнее для левой, для правой партии, для населения - весна, осень, - но есть центральная позиция, она сегодня определена действующим законодательством: мы в сентябре проводим выборы. И, уважаемый Олег Николаевич, явка в разные периоды, когда проводились выборы, зависела прежде всего от участников выборной кампании, от тех людей, которые организовывали эту выборную кампанию. И сегодня эта дата - то ли это будет рабочий день, то ли это будет выходной день - не повлияет на явку, так показала практика. Мы с вами участвовали во многих выборах, вы участвовали в выборах вместе со мной в советское время, и мы участвовали вместе с вами в нынешнее время, в разные абсолютно даты. Апрель, октябрь, рабочее время - я не желаю и не думаю, что будет правильно вступать в полемику, какой из этих периодов интереснее и лучше. История определит, пройдёт какое-то время, и, возможно, в дальнейшем изменится ситуация, но я хочу сказать о сентябре, в чём преимущество этого времени. Свыше 40 процентов территории России - это территория сельских жителей. К сентябрю мы привели в порядок поля, прибрались в своих огородах, подготовили учащихся детей, внуков к школе, мы выполнили все задачи и готовы к проведению мероприятий, связанных с днями городов, с днями краёв, которые проводятся в основном в этот период времени. Мы удовлетворены. И с тем настроением, которое опять же зависит от того, кто участвует в выборной кампании, насколько она чётко организована... Ведь мы с вами умеем делать так, чтобы это был праздник, если есть великолепный кандидат. Пока, на данный момент сентябрь - это более преимущественный, точнее, подходящий период. И я предлагаю, конечно, отнестись соответственно к трём законопроектам, которые мы рассматриваем. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Первое, с чего хотел бы начать, на чём заострить ваше внимание, это то, что 12 апреля как единый день голосования по поправкам в Конституцию... что такая дата не определена. Никакого окончательного решения на заседании рабочей группы не принято, как раз и обсуждается, в какой день, периодичность, звучат разные предложения: будет это один день для голосования или несколько дней, выходной, будний, или надо специально сделать это выходным днём - всё это ещё предмет дискуссии. Что касается переноса с летнего периода, точнее, со второго воскресенья сентября (летом проходит сама избирательная кампания), я обращаю ваше внимание на то, что у нас страна действительно очень разная. Если взять северные территории, то мы увидим, что для них очень неудобны сегодняшние нормы: один день голосования - кандидатов невозможно найти, агитировать некого, у людей отпуска. Вот я курирую Ненецкий округ. Так вот исходя из того, что люди должны уходить в отпуск, у них существует план отпускных периодов, они уезжают летом отдыхать, и не все возвращаются даже в начале сентября. Мы не можем найти кандидатов, не можем нормально вести избирательную кампанию, а наши люди, которые должны отдыхать, задействованы в этих избирательных процессах, в том числе и члены "ЕДИНОЙ РОССИИ", и представители исполнительной власти, законодательной власти, органов местного самоуправления, и это касается всех северных территорий. Нельзя сравнивать север России и юг России. На севере России полярный день, полярная ночь, отсутствие достаточного количества кислорода в воздухе, отсутствие витаминов, дорогие продукты питания, проблемы с транспортным сообщением и так далее. Так что когда мы предлагаем, мы исходим из сегодняшних реалий: у нас уже было два дня голосования, и раньше у нас выборы проводились в марте, и не звучали никакие аргументы, что якобы невозможно обеспечить избирательный процесс, потому что трудная доступность и так далее, проводили в любой период, и сейчас у нас проводятся довыборы практически каждое воскресенье. Не надо искать оправдания. Завтра будет принято решение перенести, и все будут рукоплескать - мы все это здесь неоднократно наблюдали. Давайте думать в том числе и о себе: мы все задействованы в избирательном процессе, и когда летом вместо отдыха во время нашего официального отпуска мы занимаемся избирательным процессом, а не отдыхаем, то наносим вред своему здоровью и здоровью всех тех, кто также задействован в избирательном процессе. Все члены избирательных комиссий, все те, кто организует, все те, кто сопровождает избирательный процесс, все те, кто должен летом отдыхать, но задействован в избирательном процессе, наносят урон своему здоровью. Мы исходим из логики здравого смысла и в целях повышения явки и обеспечения максимального количества тех, кто будет голосовать на избирательных участках... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит все три варианта, потому что с действующей датой, с началом сентября, могут конкурировать только две даты в году, правда, конкурировать в таком антирейтинге по принципу: что бы вообще такого можно было бы придумать вредного, чтобы легитимность выборов и интересы людей, участвующих как с одной стороны, так и с другой стороны, свести к отрицательному значению. Так вот конкурировать могут 1 января и 1 апреля - вот в эти даты, конечно, ещё больше будет, извините, какого-то маразма. А все разговоры про то, что это, мол, сложившаяся практика или, как Дмитрий Викторович сказал, привычной стала дата в начале сентября... Про такую привычку в России говорят: как собака к палке. Вот так вы хотите приучить наших граждан проводить выборы. Тем более главный вред наносится не здоровью, не условиям отдыха, уважаемые коллеги, главный вред наносится легитимности выборов. Неужели это не понятно? Всему народу понятно, что никакой должной легитимности здесь нет. Её не стало в должном объёме после того, как сначала устранили требование 50 процентов явки. Опытные депутаты помнят, была такая норма: нет 50 процентов явки - нет выборов, народ голосовал ногами, мол, думайте, организаторы выборов, что сделать, чтобы явка была больше 50 процентов. Но у народа хотя бы была возможность проголосовать против всех. Когда начались вот эти "кручу-верчу", разные придумки в законодательстве, была возможность проголосовать таким способом - против всего списка, и это убрали. Что теперь имеем? Вот спрашивали, почему 10 процентов? Да 10 процентов у нас зачастую определяют победителя на выборах. 10 процентов! Разве это легитимно? Откуда 10 процентов? Пожалуйста: 20-30 процентов - средняя явка в ваши сентябрьские деньки, больше её просто быть не может. Как ни натягивай, как ни вытаскивай с отдыха, с садового участка, с охоты, с рыбалки, от грибов, больше 30 процентов вы никак не пригласите. Добавьте, пожалуйста, ещё две минуты. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НИЛОВ О. А. А сколько из 20-30 процентов получает победитель? Он и получает 10 процентов, максимум 15 процентов. И это вы считаете легитимным?! Обсуждаем сегодня многие важнейшие вопросы Конституции - вот этот вопрос почему не обсуждаем? Вот это нужно прописать, в том числе в Конституции, - вопросы про эту явку, про эту легитимность, про этот фильтр пресловутый, придуманный для того, чтобы вот так подкручивать, в очередной раз организовывать себе, партии власти, преференции. "Давайте спросим..." - вот это часто звучит. Так давайте спросим у людей каким угодно способом - соцопрос, референдум, - и вы увидите результаты: выборы в сентябре не нужны даже вашим сторонникам и тем, кто организует выборы! Причины были названы здесь совершенно правильно. К учебному году надо готовить школы, а не к выборам! Вы загоняете постоянно 2-3 миллиона учителей, лишаете их летнего отпуска, а когда им ещё взять отпуск? Чиновнику, председателю УИК можно после выборов слетать куда-нибудь на море, а как учитель полетит отдыхать, если у него учебный год? А летом - готовь школу, готовь выборы! Вот это что такое?! Представителей участковых избирательных комиссий сотни тысяч человек, агитаторы, депутаты вот должны париться в августе - сентябре, бегать искать людей, которых нет. Получается действительно какое-то издевательство над всеми! Понятно, результат оправдывает средства, но, уважаемые коллеги, в сегодняшней ситуации, когда президенту, да и новому правительству прежде всего нужно доверие народа, вот такими выборами мы точно это доверие не обеспечиваем, не обеспечиваем выбор. Отсюда вот такие последствия, вот эти губернаторы, которых выбирают 10-15 процентов, вот эти какие-то там коррупционеры, которых тоже не выбирает народ, - замкнутый круг! Уважаемые коллеги, наше предложение - любая дата. Любая дата, только не та, которую вы избрали по причине, ну, своих интересов. Мы это понимаем, но не принимаем такие ходы, такие вот рулёжки в важнейшем законодательстве - о выборах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Авдеев Александр Александрович, пожалуйста. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит ни один из представленных законопроектов. Олег Анатольевич красноречиво завершил своё выступление: неважно, какая дата, пусть любая, но лишь бы против того, что есть. Соответственно, мотивация к тому, чтобы менять, скорее от противного и не доказывает то, что какая-то дата является лучшей. Ярослав Евгеньевич правильно подчеркнул, что у нас каждый выходной проходят довыборы, выборы, перевыборы и так далее. И статистика по дням недели - 52 выходных у нас - показывает, что, в общем-то, никакой разницы в том, когда проходят выборы, нет, никакого подъёма в предлагаемые даты абсолютно нет. Действительно, интерес к выборам упал. Только там, где проходят интересные кампании, конкурентные, удаётся привлечь большее количество избирателей и оппозиции, и партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И безусловно, само событие, сами выборы вызывают или не вызывают интерес - неважно, когда, в какой день будет голосование по поправкам к Конституции или выборы президента, в эти дни обязательно явка будет выше. Опять же ссылаются на то, что после лета многие заняты в аграрном секторе, на дачах, на сельхозуборке. Это на самом деле не так - у нас с каждым годом количество занятых в аграрном секторе уменьшается. Кстати, этот фактор когда-то привёл к изменению расселения жителей, избирателей на территории субъектов, на территории России в целом. У нас вне зависимости от дня голосования явка в городах всегда ниже, а в сёлах традиционно выше, но за последние 20 лет количество жителей в сёлах сократилось в несколько раз, а в городах увеличилось, однако интерес к выборам в городах гораздо меньше, чем в сёлах. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что мы должны повышать доступность выборных процессов для людей и развивать такие технологии, как электронное голосование, дистанционное голосование, для того чтобы вне зависимости от того, где человек находится - на Крайнем Севере, где тяжело обеспечить предвыборные и выборные процессы, в отпуске, на санаторном лечении, в командировке, - он мог изъявить свою волю, проголосовать. И избирательная кампания также сейчас спокойно проходит в интернет-сервисах и абсолютно подменяет собой реальные избирательные кампании, которые мы видели ещё десять лет назад. То, что низкая явка... Ну так, коллеги, если оппозиция или партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может привести и 10 процентов своих сторонников, тогда это не вопрос даты голосования, это вопрос доверия. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает ни один из представленных законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Ну, уважаемые коллеги, под конец рабочего дня тяжёлого немного истории. Почему у нас традиционно выборы проводятся в воскресенье? Потому что у нас раньше была шестидневная рабочая неделя, воскресенье было единственным выходным днём, когда можно было избирать депутатов Верховного Совета СССР или какого-нибудь сельского совета. Это первое. Второе. В 2006 году был отменён так называемый порог явки. Как вы помните (уже упоминалось об этом), на региональных выборах порог явки был 20 процентов, на федеральных выборах - 25 процентов, на выборах президента и на референдуме - 50 процентов. В 2010 году я с моими коллегами внёс законопроект по поводу смены дня голосования, единого дня голосования, на последнее, четвёртое воскресенье марта. Это было вызвано совершенно другими причинами - неудобно было начинать регистрацию в новогодние праздники: банки закрыты, счёт не откроешь, комиссии тоже не особенно отличались активностью. И, о чудо, коллеги, этот закон был принят! В первом чтении решили, что единый день голосования будет в четвёртое воскресенье марта, а потом во втором чтении ваши коллеги по партии, по фракции, как угодно, взяли и придумали на сентябрь его перенести. А знаете почему, уважаемые коллеги? Потому что если раньше люди действительно доверяли и думали, что от Думы, от депутатов что-то зависит, они могут что-то сделать, они заинтересованы, все 450 сидят в зале, а потом едут в регионы и гоняют нерадивых чиновников, то с каждыми выборами это доверие сходило на нет, уменьшалось до нуля. И сейчас выборы перенесены на сентябрь, потому что порог явки отменён и победителем будет тот, за кого проголосуют даже просто члены избирательных комиссий. Вот сейчас выступал ваш коллега, вот передо мной выступал, он говорит: а теперь мы дальше идём. Да потому, что вам уже даже этих голосов не хватает, вы теперь развиваете электронное голосование, которое никто из нас проконтролировать не может. Если в избирательную комиссию мы можем направить своего представителя, которого, кстати, в систему ГАС "Выборы" не пускают даже посмотреть, как там всё это подсчитывается, то теперь можно голосовать где угодно и сколько угодно и мы не можем это проверить. Ну зачем мы с вами друг друга обманываем? На какой бы день мы с вами ни поставили вот этот день голосования, у нас всё уже решено. Вот сейчас ваш коллега сказал, что 12 апреля якобы решили проводить голосование по Конституции, а до этого, извините, ещё вчера буквально, сообщили, что 90 процентов россиян одобрили изменения в Конституцию. А у нас завтра заседание комитета, мы там поправки собираемся обсуждать - зачем, коллеги?! От нас с вами ничего не зависит, вот поэтому и день голосования не играет абсолютно никакой роли. Вот для того, чтобы вы свои места сохранили, да, это нужно, а ради доверия избирателей к выборам надо себя менять, а не дату выборов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Парфёнов Денис Андреевич. ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, в который раз, будучи свидетелем того, как проходит обсуждение, вспоминаю о том, как было здорово, когда всё-таки транслировались заседания Государственной Думы по государственному телевидению, а не только в Интернете, как сейчас. Я думаю, что, если бы наши избиратели, наши граждане могли видеть, как проходит обмен мнениями, ну, наверное, многие задумались бы о том, стоит ли повышать степень своего политического участия, или можно, как сейчас многие делают, не ходить на выборы, что мы, собственно, и обсуждаем. Ведь как получается? Коллеги из моей партии, из фракции КПРФ, наши коллеги из ЛДПР, из других фракций выдвигают достаточно разумные аргументы, зачастую подкреплённые статистикой, просят привести какие-то контраргументы, обоснованные цифрами, реальной ситуацией, но, к сожалению, в ответ мы слышим достаточно пространные рассуждения. На мой взгляд, это неправильная ситуация, это похоже, извините, на российскую международную торговлю: мы на Запад газ по трубе, а они нам Майкла Джексона по телевизору - это называется неэквивалентный обмен. Вот и здесь у нас такая ситуация. Ведь на самом деле - правильно коллега Иванов только что сказал - мы столкнулись с тем, что граждан, с одной стороны, поразило, ну, просто глубочайшее неверие в собственные силы, в возможность что-то изменить в своей собственной стране, и это в большой степени способствует тому, что явка на выборы низкая. А с другой стороны, мы видим, что мы в принципе находимся в состоянии такого, знаете, вялотекущего, хронического политического кризиса: явка из года в год снижается, в том числе и на федеральные выборы, и мы видим, что большая часть граждан, голосуя ногами, потом, как правильно сказал коллега Коломейцев, гораздо охотнее участвует во всевозможных мероприятиях, зачастую даже инспирированных недоброжелателями нашей страны. И получается, что, стремясь сохранить действующую систему, власть сама потворствует тому, что возникает её же собственная неустойчивость. Это может работать какое-то время, это может работать год, два, может быть десять, может быть пятнадцать лет, но рано или поздно это даст сбой, и тогда уже, как говорится, мало никому не покажется. Я не думаю, что коллеги в этом заинтересованы. Более того, если уж на то пошло, продолжая культивировать неверие населения в собственные силы и продолжая всячески способствовать уменьшению явки - а ведь именно об этом сейчас идёт речь, - установив семь лет назад... Вот сказали, что это маленький срок, - нет, это уже достаточно большой срок, чтобы можно было делать выводы. У нас выборы каждый год проходят, мы видим, что за эти семь лет явка уменьшается, причём уменьшается существенно, люди проводят своё время где угодно - в отпусках, на дачах и так далее - ну просто потому, что это зачастую для них приоритетнее, предпочтительнее, потому, что нет других вариантов. А сейчас, как правильно было сказано, ещё вводится электронное голосование, которое позволит манипулировать любыми выборами на любых участках, и скоро, кстати, электронных участков будет 5 тысяч по всей России. Уважаемые коллеги, это гибельный путь, ни к чему хорошему он не приведёт. И здесь не принцип "любой другой день, кроме нынешней даты", не принцип "Баба-яга против", мы предлагаем вам внести конструктив в работу избирательной системы. Поддержите нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, ну, мне кажется, лучше аргументами, а не эмоциями руководствоваться при рассмотрении вопросов. Олег Николаевич, две цифры: на выборах в 2011 году в Государственную Думу участвовало 51,7 процента, а на выборах в 2016 году нынешний состав избирали 40,37 процента. Вот это для ясности. Это первое. Второе. Уважаемый коллега Выборный, если апеллировать к Конституции, нельзя поправки в Конституцию вносить с грубейшим нарушением Конституции. Ну, с моей точки зрения, ваши с содокладчиком аргументы не выдерживают никакой критики и действительностью опровергаются. Третье. Уважаемый Михаил Владимирович, я, к несчастью, был на ваших выборах и могу сказать (вы же мне почти земляк): ставропольчане, как и ростовчане, костерят на чём свет стоит тех, кто выборы ставит на второе воскресенье сентября, с матом и с горбылями. Я думаю, что вы иногда их слышите. Так что не надо как бы своё за общее выдавать. И теперь по поводу электронного голосования. Уважаемые коллеги, ну, вы не будете спорить, что, к сожалению, Германия технологически сегодня значительно сильнее России, а Францию испытывают уже несколько лет на прочность "жёлтые жилеты". Знаете, кто там проводит выборы? Министерство внутренних дел. Можете прочитать в заключении министра внутренних дел и организатора выборов в Германии о том, почему они против электронного голосования. Поняли, да? А вы всё время пытаетесь апеллировать к современности. Выборы без выборов приводят к ружью, я прошу меня услышать. Мы с вами должны заботиться о целостности своей страны и возрождении доверия избирателей ко всем выборным органам и к самой власти. Если вы этого не поймёте, то всех нас, и левых, и правых, и центральных и не центральных, вынесут на вилах. И поверьте мне, в некоторых местах это происходит, к несчастью. Я всегда избирался не благодаря, а вопреки, у меня есть восемь фильмов о том, как проходят выборы, в 19 субъектах Российской Федерации был... Могу вам сказать: у нас 100 тысяч избирательных участков, и скоро членов избирательной комиссии будет больше, чем реально пришедших на выборы избирателей. Ну чего вы добиваетесь?! Подчёркиваю: мы не новую дату устанавливаем, мы предлагаем восстановить дату, проверенную временем. Я не хочу критиковать своих коллег, но я иногда их не понимаю. Вы зачастую выступаете поборниками традиций - так это российская традиция, даже выборы в Учредительное собрание и земские соборы проводили всегда по выходным дням, это не советская власть придумала. Ну традиции надо уважать, чтить, тогда и наши с вами дети и внуки будут нас чтить. Что касается аргументации в части труднодоступных территорий. Уважаемые коллеги, ну вы вообще анализируйте, какие аргументы вы приводите! Подчёркиваю: в крупных городах категорически игнорируют выборы, это страшное дело! У нас во всех избирательных комиссиях во всех крупных городах, райцентрах и малых городах, как правило, пока занимаются организацией учителя, ещё оставшиеся в школах, всё более обозлённые в силу невыполнения указов президента и нищенской зарплаты, хотя пообещали ещё в 2012 году повысить. (И оставшийся медицинский персонал всё более оптимизируем.) Сейчас подключились к процессу управляющие компании, там кумовская система в комиссиях зашкаливает, там кум, сват, брат, дочь, невестка и так далее, ну это сверхкоррупционная схема! Я по поводу выборов доходил до Страсбургского суда, но я отказался от рассмотрения, отказался судиться с Россией, потому что там ещё более политизированный суд, чем у нас, и мы с вами должны не судиться-рядиться, а заботиться о своих избирателях и объективности выбора власти, не о своих креслах, а о том, чтобы большая часть людей участвовала, хотела избираться и хотела избирать. Только этим обосновывается наше предложение по возвращению даты выборов на третье воскресенье марта. Голосуйте за наш проект закона! Спасибо вам за внимание и обсуждение. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Александрович Чернышов будете выступать? На рабочем месте включите микрофон, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Уважаемые коллеги, конечно, прозвучало много интересных тезисов во время обсуждения - о традициях народа и так далее. Но традиции у нас не всегда были удачными, особенно в политической истории России, особенно связанные с парламентаризмом, так было и во времена царя, и во времена советской власти у нас тоже были весьма большие проблемы с легитимностью, хотя явка была 99 процентов, но в итоге-то получилось, что те люди, которые заседали в советах и далее, что называется, по списку, не всегда представляли народ, не всегда это были те депутаты, которых народ хотел бы видеть на местах. Уважаемые коллеги, мне кажется, главный тезис в поддержку нашего проекта закона о переносе выборов на апрель - это, конечно же, то, что предполагаемой датой голосования по поправкам в Конституцию является 12 апреля. Я думаю, что нужно последовать этому примеру, нужно выбрать законопроект ЛДПР, поддержать его, и я уверен, что большинство людей, которые будут приходить на выборы, будут приходить туда сознательно, имея возможность, с одной стороны, получить дополнительную информацию через обсуждение в понедельник со своими трудовыми коллективами той или иной партии, того или иного кандидата, и это было бы правильно, с другой стороны, получить возможный выходной день при условии голосования на выборах. Ну конечно же, скажу ещё об одном, очень важном тезисе поборников технического прогресса, по поводу электронного голосования, цифровых участков. Эту историю приводили в пример как крайне удачный опыт, однако этот опыт был всего лишь один раз - в Москве на выборах в Мосгордуму. И вы знаете, вы любите ссылаться на экспертов, так вот многие эксперты посчитали, посмотрели и пришли к выводу, что на одном из участков, по-моему, в Чертаново, на юге Москвы, выборы были абсолютно нерепрезентативны и те избиратели, которые якобы отдали голоса за одного из кандидатов, на самом деле эти голоса не отдавали. А посчитать, посмотреть, проверить в ручном режиме просто невозможно, поэтому мы будем после очередных выборов сваливать всё на блокчейн, на хакеров и так далее, но до правды не докопаемся, и легитимности через эти истории мы не обеспечим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Емельянов не будет выступать. Дмитрий Викторович Ламейкин, содокладчик, пожалуйста. ЛАМЕЙКИН Д. В. Коллеги, действительно, очень обстоятельное обсуждение, но всё-таки хотелось бы в конце акцентировать внимание на нескольких моментах. Прежде всего, все доводы сводятся к тому, что необходимо поменять дату исходя из того, что явка снижается. Но абсолютно нет ни одного аргумента, который бы подтверждал взаимосвязь снижения явки с днём голосования. Приводя аргументы, практически каждый выступающий говорил о том, что сегодня есть определённое снижение интереса к выборному процессу у избирателей. Но, наверное, здесь правильнее и корректнее говорить о том, что действительно нам всем необходимо активнее работать с нашими избирателями для привлечения их внимания и вовлечения (я в своём выступлении об этом говорил) именно в выборный процесс и к участию в голосовании непосредственно в день выборов. И когда мы говорим об аргументированных доводах и статистике, то здесь объективно надо сказать, что эта статистика - исключительно сухие цифры анализа тех дней, но, ещё раз повторю, мы не видели ни одного материала, касающегося опроса граждан, социологических исследований и мнения людей. Вот здесь этот тезис, наверное, всё-таки должен быть одним из основных. Второй важнейший аргумент - это позиция фракций, потому что сегодня есть четыре мнения четырёх фракций. И мне кажется очень важным тот выработанный механизм, который, я подчеркну, в седьмом созыве появился, - это возможность и умение слышать друг друга, находить вот именно те точки, которые действительно близки, и находить правильные решения, которые помогут нашим жителям и в социальных, экономических вопросах, ну и, конечно, создадут условия - в данном случае говорю об активном участии в выборном процессе. Поэтому, наверное, одним из ключевых, главным в том числе является и то, чтобы мы с вами могли найти какую-то среднюю позицию. И буквально для справки. Отсылка пошла на электронные, на цифровые участки - вот очень важно, чтобы мы с вами в обсуждении тоже предельно чётко озвучивали... Ведь проводилось два эксперимента, один из них - это цифровые участки. Что такое цифровые участки? Коллеги, я напомню, это система замкнутого цикла, это система внутри ГАС "Выборы", которая не просто не подвергается взлому - она подконтрольна именно избирательной комиссии, и она прозрачна, и она показала свою эффективность. Прозвучало с этой трибуны, что порядка 5 тысяч участков планируется, - да, действительно, но, когда подводились итоги работы этого эксперимента, практически и на площадке нашего комитета, и на площадке экспертных сообществ, в том числе в избиркоме, практически не было никаких нареканий именно по работе этих цифровых участков. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛАМЕЙКИН Д. В. Это правда. Если говорить об эксперименте, который проводился в Москве, там есть разбирательства, там, конечно, необходимо более детально анализировать и смотреть, но, ещё раз повторю, тот опыт цифровых участков показал свою эффективность и закрытость контура безопасности. Поэтому, коллеги, ну, всё-таки попрошу не поддерживать данные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, сейчас мы переходим к голосованию. Я просто хочу всех предупредить, что после рассмотрения этого вопроса у нас одно протокольное поручение. Я прошу не расходиться после голосования ещё буквально минуту-полторы, задержаться. Итак, коллеги, переходим к голосованию. Я прошу не показывать результаты голосования. Голосуется проект федерального закона под пунктом 27.1 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления дня голосования в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)". Законопроект фракции КПРФ. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 27.2. Законопроект фракции ЛДПР. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части переноса даты единого дня голосования на второе воскресенье октября", пункт 27.3. Законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Так, покажите, пожалуйста, результаты по пункту 27.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 02 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % 83 голоса "за". Покажите, пожалуйста, результаты по пункту 27.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 31 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % 75 голосов "за". Покажите, пожалуйста, результаты по пункту 27.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 03 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 74 чел. Не голосовало 376 чел.83,6 % 74 голоса "за". Таким образом, законопроекты под пунктами 27.2 и 27.3 отклоняются. А по пункту 27.1 мы ещё раз голосуем. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 06 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3 % Результат: не принято 84 голоса "за". Законопроект отклоняется.