Заседание № 242
О проекте федерального закона № 471077-8 "О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений о применении отсрочки отбывания наказания в отношении отдельной категории лиц).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Важный законопроект, направленный на гуманизацию положений Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса, касается уточнения положений о применении отсрочки отбывания наказания в отношении отдельной категории лиц, а именно в отношении беременных женщин. Комитет подготовил данный законопроект к рассмотрению во втором чтении, таблиц поправок нет. Просьба поддержать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 16 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемые коллеги, данный законопроект также подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, пройдены все необходимые экспертизы, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 57 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 208
О проекте федерального закона № 471077-8 "О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений о применении отсрочки отбывания наказания в отношении отдельной категории лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 6-й и 7-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и одним содокладом. 6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", и 7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проекты федеральных законов подготовлены во исполнение плана законопроектной работы правительства на 2023 год и соответствуют Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, в которой содержатся положения, направленные на расширение возможностей применения института отсрочки отбывания наказания в отношении беременной женщины, женщины, имеющей ребёнка в возрасте до 14 лет, мужчины, имеющего ребёнка в возрасте до 14 лет и являющегося единственным родителем. В целях гуманизации законодательства законопроектами предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и предоставить возможность суду по ходатайству осуждённых к ограничению свободы отсрочить реальное отбывание наказания указанным категориям. Действующим законодательством такая возможность не предусмотрена. Предлагаемые изменения позволят значительно расширить круг лиц, в отношении которых может быть применена отсрочка отбывания наказания. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, депутаты Государственной Думы, добрый день! Только что Андрей Викторович упомянул Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, и в связи с этим вносятся изменения в три кодекса. В настоящее время согласно части первой статьи 82 УК РФ правило об отсрочке реального отбытия наказания для категорий, только что перечисленных в докладе, возможно, и работает, если в качестве наказания назначены обязательные, исправительные и принудительные работы. С целью расширения круга лиц, в отношении которых может быть применена отсрочка отбывания наказания, предлагаются изменения в статью 82 УК РФ, корреспондирующие изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса и в часть девятую статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, что в случае принятия будет предусматривать возможность обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания в случае наступления беременности не только осуждённых к обязательным, исправительным, принудительным работам, но и при ограничении свободы. При этом в случае наступления беременности авторы законопроекта предлагают предоставлять отсрочку отбывания наказания женщинам со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Как замечание, которое обсуждалось на заседании комитета: законопроектом не учитывается, что ограничение свободы, как вид уголовного наказания, не предполагает обязанности работать, то есть к этому моменту женщина может и не работать, в связи с чем не совсем корректно связывать время возникновения права на отсрочку отбывания с моментом предоставления женщине отпуска по беременности и родам. Это замечание вполне может быть учтено ко второму чтению. Авторы с ним согласны. Представленная в пояснительной записке статистика показывает, что количество лиц, которые в случае принятия законов смогут воспользоваться отсрочкой, возрастает более чем на 30 процентов. Представленные изменения в статью 82 УК РФ в соответствии со статьёй 8 64-го Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" изучены в Верховном Суде в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс, и возражений не поступило. С учётом изложенного комитет предлагает принять данные законопроекты в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Андрей Викторович, поддерживая гуманизацию уголовного законодательства, тем более когда мы ведём речь о лицах, у которых имеются дети до 14 лет, хотел бы уточнить, каким вы видите механизм отмены такой отсрочки, к примеру, в случае прерывания беременности? ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, это будет предусмотрено в тексте законопроекта. В случае прерывания беременности уже суд будет рассматривать, принимать решение о том, как будет продолжать исполняться наказание в отношении такого лица. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Викторович, с момента рассмотрения этого законопроекта в профильных комитетах прошло четыре месяца. Скажите, пожалуйста, за этот период изменилась статистика или нет? Вот Ирина Викторовна сказала о 30 процентах, а сколько это будет вот в таком реальном выражении? Это первое. И второе. И Ирина Викторовна, и Правовое управление говорили как раз о том, что далеко не все женщины трудоустроены к моменту наступления беременности. Как будет тогда выглядеть вот этот документ, на основании которого будет приниматься решение как раз о применении заложенного в этом законопроекте механизма отсрочки? ЛОГИНОВ А. В. В случае если у женщины отсутствует справка о работе, которая как бы исходит из наступления беременности или родов, в связи с предоставлением отпуска по этим поводам, она вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания при наличии медицинского заключения о беременности. Это ответ на вторую часть вопроса. Что касается статистики. Вот мы дополнительно предлагаем, у нас свежая статистика только на 1 января 2024 года: на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях состояли 1605 женщин, имеющих ребёнка до 14 лет, 183 мужчины, имеющих ребёнка в возрасте до 14 лет, и 120 беременных женщин. Всё это только осуждённые к ограничению свободы, коллеги. Это, вы знаете, соответствующая форма исполнения наказания, и это, конечно же, связано с установленными судом ограничениями в отношении осуждённого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Нина Александровна, я по поводу второй части вашего вопроса. Я так понимаю, это касается именно привязки к сроку - то, что произнесено сейчас, об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности, и комитет говорит, что это некорректно? Сейчас будет работа над текстом - если хотите, присоединяйтесь, поправка будет в любом случае. Действительно, не все женщины работают. Это, ну, такой пример, и пример этот был приведён на заседании комитета. Мы с вами просто займёмся лингвистикой в этом случае, потому что концепция не изменится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скрозникова Анна Валерьевна. СКРОЗНИКОВА А. В. У меня вопросы к докладчику, их несколько. Уважаемый Андрей Викторович, каким образом будет осуществляться контроль за лицами, которым будет предоставлена отсрочка отбывания наказания, как будут обеспечиваться безопасность и благополучие их детей? Планируется ли предоставление дополнительной соцподдержки и помощи в трудоустройстве лицам, получившим отсрочку отбывания наказания, для их успешной ресоциализации? Будут ли предусмотрены какие-либо ограничения или дополнительные условия для предоставления отсрочки лицам, осуждённым за определённые категории преступлений, с учётом необходимости обеспечения безопасности в обществе? ЛОГИНОВ А. В. Ну, последний вопрос, конечно, в принципе обоснован, но к тем лицам, которым суд выносит приговор об ограничении свободы, он, конечно же, не применяется, он больше как бы в отношении лиц, которых приговаривают к лишению свободы. Что касается всех прозвучавших до этого вопросов, а именно по отсрочкам и исполнению, конечно же, всё это будет регулироваться решениями суда. Напомните ещё первый ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Скрозниковой включите микрофон. ЛОГИНОВ А. В. А, да, извините, всё это будет осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями, в том числе и ресоциализация. Сейчас законодательство предоставляет на этот счёт большие возможности. Напомню, коллеги, депутатами Государственной Думы был принят в этом направлении достаточно важный закон "О пробации...", есть функционал уголовно-исполнительных инспекций, на чьи плечи ложится вся работа, связанная с исполнением наказаний по ограничению свободы, там, конечно же, и все вопросы, связанные с ресоциализацией, с обеспечением работы, с предоставлением возможностей даже для образования и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Я бы хотела добавить по поводу вашего первого вопроса. В настоящее время отсрочка возможна только для тех категорий, которым назначены исправительные, принудительные и обязательные работы. Вы услышали, что это будет возможно и при ограничении свободы, вас это смущает. Но Андрей Викторович произнёс, что это два совершенно разных понятия - "ограничение свободы" и "лишение свободы". Тем не менее субъективные признаки тяжести преступления устанавливаются только судом на основании обстоятельств совершения преступления. Вы спрашиваете о том, как мы будем наблюдать за безопасностью тех, кто будет оставаться наедине, я правильно поняла вас? Мы с вами сегодня говорим о преступлениях небольшой тяжести. Что может предполагать ограничение свободы? Это может быть оскорбление, уклонение от погашения кредиторской задолженности, то есть это перечень правонарушений, которые позволяют гуманно отнестись к беременной женщине или к мужчине, который имеет ребёнка до 14 лет и является единственным родителем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вороновский Анатолий Владимирович. ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект очень важный и гуманный, как вы уже сказали, но он направлен в первую очередь на защиту интересов несовершеннолетних детей. У меня вопрос: почему до 14 лет? Ведь в 14 лет ребёнок ещё не становится дееспособным, он учится в школе, и получается так, что ребёнок получает паспорт... Если суд рассматривает возможность предоставить отсрочку, почему бы не до 18 лет? Ведь ребёнок потом уйдёт в детский дом, он потеряет социальную защиту, и квартира уйдёт, и всё остальное. Может быть, всё-таки доработать и посмотреть, чтобы закон на самом деле был эффективен до конца, как сегодня председатель говорил, чтобы потом поправки не вносили? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Коллеги, он точно не уйдёт в детский дом. Мы сейчас рассматриваем случаи, которые связаны не с лишением свободы, а именно с ограничением свободы, и ребёнок останется жить с родителем, осуждённым к ограничению свободы, после наступления 14-летнего возраста. Вы уловили главное, суть этого законопроекта: он направлен на гуманизацию. Вы понимаете, что гуманизировать нашу уголовную исполнительную систему достаточно сложно. Очень многие человеческие судьбы оказались затянуты в этот, скажем, очень непростой, тяжёлый механизм, в результате возникли такие последствия для семьи, для отношений близких людей, мужа и жены, родителей и детей, и как раз вредность этих последствий мы пытаемся минимизировать, вот так, точечно, может быть, корректируя отдельные нормы действующего законодательства. В основе всего лежит наш анализ уголовной практики. По результатам анализа и уголовной практики, и последствий и по результатам консультаций с соответствующими федеральными органами возраст 14 лет признан оптимальным при введении такой гуманной меры, как предоставление отсрочки от исполнения наказания в виде ограничения свободы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. И всё-таки я хотела бы, чтобы вы услышали основную фразу, которую вы хотите слышать: ребёнок не уйдёт в детский дом, не попадёт в него, он останется со своим родителем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Ирина Викторовна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Останина Нина Александровна. Включите микрофон на рабочем месте. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я вот согласна сейчас с Анатолием Владимировичем, который, задавая вопрос, дал оценку предлагаемому законопроекту, говоря, что это не столько вопросы уголовного законодательства, сколько вопросы защиты детей. И когда 8 марта текущего года президент подписал указ о помиловании 52 осуждённых женщин, конечно, это было воспринято в обществе... нашло в обществе поддержку. Иными словами, дальнейшая гуманизация уголовного наказания, когда родители остаются со своими детьми, женщины, мужчины, которые воспитывают в одиночку ребёнка в возрасте, как здесь вот, в законопроекте, до 14 лет, - это, конечно, тоже воспринимается с пониманием, как действительно государственная забота о детях, тем более сейчас, в Год семьи. И в адрес нашего комитета сейчас поступают письма, вот буквально на этой неделе, от женщин, которые отбывают наказание, предположим, по статье "Мошенничество". Им отказывают в предоставлении отсрочки или в замене наказания на более мягкое, дети в это время воспитываются бабушками, дедушками, другими родственниками. Женщина уже шесть лет изолирована, то есть ребёнок её не видел, забыл, как выглядит мама. Можно ли рассматривать вопрос о дальнейшей гуманизации и добавлении статей, по которым могут наступить либо отсрочка, либо смягчение наказания? И, поддерживая опять же Анатолия Владимировича, задаю себе вопрос. По нашему семейному законодательству ребёнок - это лицо в возрасте до 18 лет; ну хорошо, в 14 лет он получил паспорт, но от этого он взрослее не стал; 15 лет - это вот девятиклассники-подростки, которые находятся в переходном возрасте. Поэтому у меня тоже этот вопрос: почему в возрасте до 14 лет? Можно ли рассматривать вопрос об увеличении вот этого возраста ребёнка, когда мы принимаем решение о гуманизации законодательства для беременных женщин, для женщин, воспитывающих ребёнка, - чтобы не до 14 лет, а до 18 лет - либо для отца, который воспитывает в одиночку этого самого ребёнка? Поддерживая предложенный законопроект, мы хотели бы, чтобы ко второму чтению была возможность рассмотреть те поправки, которые прозвучали в качестве предложений в заданных депутатами вопросах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович, заключительное слово, если есть необходимость. Нет необходимости. Ирина Викторовна? Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Большое спасибо всем за высказанные предложения, но всё-таки я хотела бы уточнить. Вот на то, что сейчас прозвучало от Нины Александровны (предложение и желание расширить и категорию лиц, и возможные статьи, по которым возможна отсрочка отбывания наказания в том числе), я хочу обратить внимание всего зала: мы с вами сегодня рассматриваем только то, что касается преступлений небольшой тяжести, за что может быть действительно ограничение свободы. Давайте мы с вами в этих терминах наведём небольшой порядок. Умышленное и неосторожное деяние, максимальное наказание - три года лишения свободы. То, что сейчас произнесла Нина Александровна, - это абсолютно другая статья, это должен быть другой законопроект, это концептуально в данный законопроект, даже если мы с вами очень захотим, не уложится. Давайте сейчас мы расширим категории, помимо принудительных работ, исправительных и обязательных добавим ограничение свободы. Мы должны будем посмотреть, как это работает на практике, и дальше будем просто работать. До 2030 года у нас с вами есть и время, и возможности работать над законодательством, но первые шаги вот такие. И мы, когда будем с вами думать над поправками, должны помнить, что второе чтение концептуально не может изменить законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 6-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 48 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо. И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", 7-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 20 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.