Заседание № 176

06.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 471073-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания дополнительных финансовых инструментов, направленных на формирование долгосрочных сбережений и приток инвестиций на финансовый рынок).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3188 по 3224 из 5818
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные           
законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича        
Аксакова.                                                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект          
направлен на формирование финансовой ресурсной базы для финансирования          
технологической, основанной в том числе на научных изобретениях, экономики.     
Индивидуальные инвестиционные счета будут на срок от пяти лет, постепенно       
срок действия этих счетов будет увеличиваться до десяти лет, соответственно,    
появится длинная ресурсная база для финансирования разных экономических,        
научных, технологических проектов. Уже сейчас по ИИС-I и ИИС-II у нас почти 6   
миллионов человек инвестирует в экономику свои средства. Мы рассчитываем, что   
благодаря этому закону многие граждане профинансируют многие, многие проекты,   
необходимые нашей стране.                                                       
                                                                                
Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 4.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против           17 чел.3,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        

Заседание № 175

05.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 471073-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания дополнительных финансовых инструментов, направленных на формирование долгосрочных сбережений и приток инвестиций на финансовый рынок; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 10-2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3440 по 3545 из 7004
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич    
Аксаков.                                                                        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                               
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на    
то, чтобы сформировать новый инструмент для инвестирования вдолгую в проекты    
структурной перестройки экономики и технологического развития страны.           
                                                                                
Сегодня у нас есть индивидуальные инвестиционные счета первого и второго        
типов, их приобрели около 6 миллионов наших граждан, но в основном они          
вкладывают средства в такие инструменты на короткий срок. Мы же предлагаем      
инструмент, который будет длинным, не меньше пяти лет, ну и поэтапно будем      
увеличивать до десяти лет. При этом, для того чтобы простимулировать            
приобретение таких инструментов, государство будет доначислять на               
приобретение таких инструментов гражданам свои средства, то есть каждый         
индивидуальный инвестиционный счёт гражданина... вот в пользу этого             
гражданина государство будет 1 рубль добавлять, и таким образом государство     
будет доначислять до 36 тысяч рублей в год. Одновременно будет действовать      
инвестиционный налоговый вычет на инвестиции на сумму до 400 тысяч рублей, то   
есть государство фактически вернёт инвестору 52 тысячи рублей, тем, кто         
инвестирует в соответствующие инструменты. Ну и освобождаются от налога         
доходы, которые получит инвестор, на сумму до 30 миллионов рублей, после того   
как он инвестировал в соответствующий инструмент свои средства, ну и получил    
соответствующий доход. Вот такие стимулы включаются для того, чтобы наши        
граждане более активно приобретали эти инструменты. Как я уже сказал,           
средства, которые таким образом будут приобретаться бизнесом, как раз пойдут    
на структурную перестройку и технологическое развитие нашей экономики, мы       
рассчитываем, что благодаря этому появится источник средств для этого           
процесса.                                                                       
                                                                                
Прошу поддержать законопроект... Да, к законопроекту поступило 20 поправок,     
19 из них поддерживается. Одна поправка не поддержана Минфином, это связано с   
тем, что они опасаются злоупотреблений, которые могут быть в результате         
реализации этого предложения. Прошу поддержать таблицу поправок, ну и,          
соответственно, одну поправку отклонить.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, сейчас перейдём к таблицам поправок, но сначала скажу: у нас очень     
много законопроектов, поэтому, мне кажется, не надо возвращаться к первому      
чтению и подробно рассказывать.                                                 
                                                                                
Итак, коллеги, по таблице поправок № 1 есть ли вопросы? Нет.                    
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8 %                                    
Проголосовало против           19 чел.4,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              286 чел.63,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   17 чел.3,8 %                                     
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.32,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           13 чел.2,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Коллеги, просьба поставить законопроект для рассмотрения в        
третьем чтении на завтра. Спасибо.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                
                                                                                

Заседание № 165

07.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 471073-8 "О внесении изменений в статью 10-2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (в части создания дополнительных финансовых инструментов, направленных на формирование долгосрочных сбережений и приток инвестиций на финансовый рынок).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1475 по 2088 из 4839
6-й вопрос рассматривается, о проекте федерального закона "О внесении           
изменений в статью 10-2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и          
Федеральный закон "Об инвестиционных фондах". С докладом выступит официальный   
представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра           
финансов Российской Федерации Алексей Владимирович Моисеев.                     
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Владимирович.                                               
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
предлагается законопроект, разработанный во исполнение перечня поручений        
президента, направленных на развитие российского фондового рынка и вовлечение   
средств граждан на данный рынок.                                                
                                                                                
Законопроектом предполагается установить возможность начиная со следующего      
года оформлять новый договор на ведение индивидуального инвестиционного счёта   
- с более гибкими условиями, который предполагает наличие больших льгот, чем    
любой из существующих сейчас договоров по индивидуальным инвестиционным         
счетам. Также предполагается установить возможность продолжать пользоваться     
уже открытыми индивидуальными инвестиционными счетами в течение                 
неопределённого времени, то есть если счёт уже открыт, то он так и останется    
открытым на весь срок его действия, пока гражданин не захочет его закрыть.      
Тем не менее законопроектом предлагается ввести запрет на открытие              
индивидуальных инвестиционных счетов старых типов - так называемых первого и    
второго - после 1 января 2024 года. В части дополнительных льгот                
предполагается, что в рамках нового закона, нового продукта гражданам будет     
предоставлена возможность изымать все или частично средства с этого счёта без   
негативных последствий для льгот, которые предполагаются при ведении данного    
счёта, в случае если у них возникнут тяжёлые жизненные обстоятельства, в        
частности если будет необходимо оплачивать дорогостоящее лечение. Кроме того,   
одному человеку будет дана возможность иметь три счёта, при этом льготы будут   
суммироваться, льготы будут делиться соответственно на все три счёта.           
                                                                                
И кроме того, что очень важно, в соответствии с пожеланиями депутатов была      
разработана такая норма, проект нормы (в частности, это обсуждалось весной в    
Комитете по финансовому рынку, когда был доклад министра) - чтобы не            
вкладывали наши граждане в иностранные ценные бумаги, в частности в             
американские ценные бумаги. Ну так вот, данным законопроектом предполагаются    
полномочия правительства по определению перечня ценных бумаг, инвестиции в      
которые с данного счёта будут запрещены. Понятно, что в первую очередь          
имеются в виду ценные бумаги вражеских стран, которые, к сожалению, наши        
граждане пока продолжают покупать.                                              
                                                                                
Ну и также есть целый ряд других технических аспектов того, как этот новый      
счёт будет функционировать.                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
С содокладом выступает Анатолий Геннадьевич Аксаков.                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                               
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень важный законопроект. У нас    
сегодня есть на рынке индивидуальные инвестиционные счета первого и второго     
типа, но они, как правило, используются короткое время, то есть на год, два,    
максимум на три года инвесторы, используя эти инструменты, вкладывают свои      
средства в нашу экономику. Индивидуальные инвестиционные счета третьего типа    
предполагают инвестирование на срок от пяти лет, соответственно, в экономике    
благодаря этому инструменту появятся длинные деньги, которые будут              
направляться на реализацию многих проектов. Но при этом очень важно, чтобы у    
наших инвесторов был интерес такие инструменты использовать.                    
                                                                                
Ну и здесь несколько новаций предлагается, которые, мы надеемся, заинтересуют   
наших граждан, побудят их активнее использовать этот инструмент, направляя      
средства через ИИС-III в нашу экономику. Ну, прежде всего, сумма, которая       
направляется через эти счета, не ограничена. По индивидуальным инвестиционным   
счетам первого и второго типа могут инвестироваться средства в размере до 1     
миллиона рублей - используя ИИС-III, можете хоть миллиард направлять на         
инвестиционные цели. При этом под пунктом 8, по-моему, сегодня будет            
рассматриваться законопроект, им предусматривается ряд налоговых льгот,         
которые, с нашей точки зрения, также должны заинтересовать наших граждан, ну,   
мотивировать их использовать ИИС-III и, соответственно, вдолгую инвестировать   
в различные проекты. В том числе предлагается освободить от налога доход,       
полученный благодаря инвестированию, на сумму до 30 миллионов рублей. На наш    
взгляд, это может сподвигнуть многих наших граждан инвестировать, используя     
этот инструмент.                                                                
                                                                                
Также те льготы, которые использовались при ИИС-I и ИИС-II, сохраняют свое      
действие, это также должно стимулировать инвесторов использовать этот           
инструмент.                                                                     
                                                                                
У нас вызывает беспокойство возможность использования этого инструмента для     
инвестирования в иностранные бумаги, теоретически она законопроектом            
предусмотрена. И хотя Алексей Владимирович сейчас в своём выступлении сказал,   
что будет специальное решение правительства о запрете на инвестирование в       
иностранные бумаги, допускаю, что может быть разрешено инвестировать в          
иностранные бумаги дружественных государств, - на мой взгляд, это тоже риск,    
поскольку мы видим, что часть бумаг, выпущенных в так называемых                
дружественных странах, к сожалению, недолжным образом обслуживается, а в        
результате наши российские инвесторы несут потери, не имея возможности          
получить назад те деньги, которые они инвестировали в бумаги иностранных        
государств. С нашей точки зрения, в постановлении правительства должно быть     
чётко записано: инвестировать только в российские иностранные бумаги. Мы этот   
пункт специально отразили в проекте постановления, который предложен вам к      
рассмотрению.                                                                   
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Есть вопросы? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, могут ли те средства обязательных    
пенсионных накоплений, которые на настоящий момент скопились в ВЭБе и в         
негосударственных пенсионных фондах, быть инвестированы в те инструменты, о     
которых вы сегодня говорили? Можно ли эти средства перевести? И какой способ    
вот этого перевода, какова цепочка?                                             
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос, уважаемая Оксана Генриховна. В         
настоящий момент в соответствии с проектируемыми и действующими нормами         
средства так называемых ОПН (обязательных пенсионных накоплений) могут быть     
переведены только в систему ПДС (это программа долгосрочных сбережений,         
которую Государственная Дума приняла в конце весенней сессии). Пока только из   
ГУК в НПФ, из НПФ в НПФ, смена статуса ОПН на новые деньги в ПДС - и всё,       
никаких других движений пока не предполагается, то есть те инструменты,         
которые сейчас есть, не предполагают перевод туда денег пенсионных.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, несколько лет работает программа, позволяющая   
прежде всего гражданам открывать индивидуальный инвестиционный счёт, и она      
стимулировала тем, что давался налоговый вычет в размере 50 тысяч, это и        
привлекало. В связи с этим вопрос: как здесь предполагается решать вопрос       
стимулирования, будут ли привлекательные налоговые вычеты? И связано ли ваше    
предложение, предложение законопроекта с теми предложенными и законодательно    
закреплёнными формами долгосрочных накоплений, которые были введены вместо      
практически накопительной пенсии?                                               
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ну, это предмет не данного          
законопроекта, а предмет правительственного законопроекта, который идёт         
параллельно, о налоговых льготах. Тем не менее предусмотрены льготы.            
Во-первых, предусмотрены...                                                     
                                                                                
Почему я сказал в своём докладе, что данный продукт предполагает больше         
льгот, чем любой другой из подобного рода продуктов? Потому что человек может   
вносить туда ежегодно до 400 тысяч рублей из своей зарплаты и это будет         
вычитаться из налогооблагаемой базы по НДФЛ. Соответственно, это в общем        
случае 52 тысячи рублей, а для более богатых, тех, кто платит 15 процентов, -   
это 60 тысяч рублей получается. Плюс инвестиционный доход в объёме до 30        
миллионов рублей тоже не облагается налогом. Мало того что человек при входе    
не облагается налогом, ещё и инвестиционный доход не облагается налогом.        
Более того, если человек столкнулся с тяжёлой жизненной ситуацией и ему         
необходимо снять часть денег, в частности, как здесь прописано, на              
дорогостоящее лечение, то по механизму, когда деньги напрямую от брокера идут   
медицинской организации, это не является снятием с точки зрения налоговых       
последствий, то есть человек негативных налоговых последствий за это не         
несёт. Так что здесь действительно льготы беспрецедентные.                      
                                                                                
Что касается значений, то правильный вопрос, действительно. Мы полагаем, что    
для исполнения поручения президента о привлечении средств граждан на            
российский фондовый рынок надо три инструмента сделать. Первый инструмент,      
его Государственная Дума уже поддержала, - это программа долгосрочных           
сбережений, которую вы упомянули. Второй инструмент - это для тех, кто хочет    
активно инвестировать на брокерских счетах, это вот ИИС. Третий - это           
законопроект, который сейчас готовится ко второму чтению в Комитете по          
финансовому рынку, о создании так называемого долевого страхования жизни для    
тех, кто хочет иметь страховой компонент. Когда вот эти три, так сказать,       
кита будут приняты, то у нас будет с учётом опять же инструментов               
государственной поддержки (там в ряде случаев есть софинансирование, в ряде     
случаев есть гарантирование), я считаю, самая современная в мире и отвечающая   
всем потребностям граждан система для инвестирования на фондовом рынке.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, безусловно, длинные деньги     
очень нужны экономике. И во многих странах мира именно пенсионные фонды         
являются базовыми инвесторами. Но вот в заключении Правового управления         
написано, что законопроект почему-то не был отправлен в ЦБ на заключение. И     
здесь вопрос возникает. Смотрите, у нас был период массового создания           
всевозможных ПИФов-пирамид, где украли миллиарды, и никого найти не можем, и    
люди потеряли деньги. Не считаете ли вы правильным создать инструмент и         
вместе с этим законопроектом внести в том числе поправки в Уголовный кодекс в   
части ответственности управляющих этими ПИФами, управляющих компаний? Ну, 30    
миллионов - это хорошо, у кого есть, отдать, а кто будет возвращать? Каковы     
механизмы страховки?                                                            
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, ну, по поводу Центрального банка    
выглядит чудно, прямо скажем, - это я не вам, это я Правовому управлению, -     
потому что законопроект правительственный, не бывает правительственных          
законопроектов, которые не согласованы с Центральным банком.                    
                                                                                
Значит, я немножко расскажу, как работают в правительстве. Законопроект         
согласовывается до внесения в правительство, он согласовывается на этапе        
внесения в правительство, согласовывается на КЗД и Банком России,               
согласовывается на заседании правительства, то есть четырежды данный            
законопроект был согласован с Центральным банком, а то, может быть, и больше,   
потому что готовился он долго, я думаю, мы несколько раз его показывали. Это    
первое.                                                                         
                                                                                
Второе, что касается того, что вы сказали, уже действует по поводу пирамид      
уголовная статья, но, к сожалению, не слишком часто по ней привлекают. Здесь    
вопрос: может быть, стоит её действительно совершенствовать? Но в любом         
случае в этом законопроекте это сделать нельзя, потому что поправки в           
Уголовный кодекс, как вы знаете, вносятся всегда отдельным законопроектом.      
                                                                                
Что касается ответственности, то есть целый ряд уголовных статей за нарушения   
на фондовых рынках, и периодически, вы знаете, по ним привлекаются к            
ответственности, в частности, вот на слуху, могу вспомнить бывшего зампреда     
Центрального банка Корищенко, который привлекал какие-то деньги и сейчас был    
осуждён судом на довольно длительный срок. Так что нет, там как раз всё, мне    
кажется... Банк России вместе с правоохранительными органами работает           
нормально.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, Николай Васильевич, мы предусмотрели, что по пенсионным       
деньгам в негосударственных пенсионных фондах сумма 2,8 миллиона рублей         
теперь защищена системой страхования, как и для вкладчиков банков. Вот те,      
кто будет инвестировать через пенсионные фонды свои средства, защищены этой     
системой.                                                                       
                                                                                
Ну и надо сказать, что порядка стало намного больше, в том числе, наверное,     
поэтому мы наблюдаем рост использования индивидуальных инвестиционных счетов.   
Несмотря на все перипетии последнего времени, мы видим, что количество          
граждан, которые используют индивидуальные инвестиционные счета, постоянно      
растёт даже в этот сложный период.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Станкевич Юрий Аркадьевич.                                                      
                                                                                
СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Алексей Владимирович, в своём докладе вы сказали, что правительство выполняет   
поручение президента, внося данный законопроект. А скажите, пожалуйста,         
каковы прогнозные ожидания правительства в краткосрочном периоде в абсолютных   
значениях? Какие суммы, в случае если данный закон и последующие поправки в     
Налоговый кодекс будут поддержаны парламентом, подписаны президентом, скажем,   
в 2024-2026 годах можно будет дополнительно привлечь на финансовый рынок,       
опираясь на те самые сбережения граждан, о которых вы говорите?                 
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Вы знаете, вопрос, конечно... ну, я уверен, вы прекрасно          
понимаете, что мы точно прогнозировать поведение граждан не можем. И я,         
конечно, не хотел бы, чтобы сейчас прогноз, который дам, разошёлся в прессе и   
в итоге все сказали, что вот Минфин столько видит. Но мы, конечно,              
рассчитываем, что будет несколько миллионов счетов такого рода. Я надеюсь,      
что в среднесрочной перспективе мы дойдём до 10 миллионов счетов ИИС-III. Ну    
и средний чек по ним, видимо, по опыту, составляет где-то в районе              
полумиллиона рублей. Соответственно эта сумма - это где-то 10 миллионов         
счетов по полмиллиона рублей, я надеюсь, что у нас получится собрать. Это в     
среднесрочной перспективе - два-три года.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Николай Васильевич подошёл.                                       
                                                                                
Я ещё раз подтверждаю, Николай Васильевич, Центральный банк участвовал во       
всех дискуссиях и поддержал этот законопроект.                                  
                                                                                
Что касается ожидаемой суммы, которая будет инвестирована через эти счета.      
Вот сегодня, мы знаем, более 500 миллиардов рублей инвестированы через ИИС-I    
и ИИС-II. Поскольку ИИС-I и ИИС-II будут уходить по смыслу этого                
законопроекта, а на смену им будет приходить вот этот новый вид                 
индивидуального инвестиционного счёта, мы рассчитываем, что сотни миллиардов    
рублей как раз благодаря вот этому новому счёту будут инвестированы в           
экономику.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спиридонов Александр Юрьевич.                                                   
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Алексей Владимирович, законопроект направлен на приток инвестиций на            
финансовый рынок, это понятно. Но вот Анатолий Геннадьевич очень правильно      
отметил опасения депутатского корпуса, связанные с тем, что планируется         
ввести ограничения для иностранных государств, которые для нас враждебны. И     
здесь есть вопрос: какие именно государства будут признаваться враждебными и    
почему мы не вводим ограничения, например, для всех иностранных государств,     
обеспечивая поддержку именно отечественных компаний? Хотелось бы понимать,      
какое всё-таки решение будет принято правительством в итоге.                    
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Александр Юрьевич, спасибо большое за вопрос. Вопрос обсуждался   
на заседании комитета, когда законопроект рассматривался в рамках первого       
чтения. И было предложено депутатами и лично Анатолием Геннадьевичем всё-таки   
говорить, что раз мы даём льготы, то деньги, конечно, должны идти на развитие   
российской экономики. Этот вопрос обсуждался при подготовке, были разные        
мнения по этому поводу и была точка зрения, что необходимо диверсифицировать    
пакет владения российских граждан, но, честно говоря, моя личная позиция,       
конечно, поддержать предложение депутатов и уточнить или правительственным      
решением установить, что должны инвестировать только в российские ценные        
бумаги. Собственно говоря, вот очередное незаконное решение по введению         
санкций против биржи "Санкт-Петербург", которое было принято в четверг, в       
очередной раз показало все риски, связанные с покупкой ценных бумаг за          
границей. Много раз и мы, и Банк России говорили об этом гражданам, граждане    
всё равно иностранные ценные бумаги покупали, и сейчас все их ценные бумаги     
оказались заморожены - просто потому, что дядя Сэм так решил, понимаете? Вот    
здесь вопрос не только в том, что деньги надо направлять на развитие нашей      
промышленности, но ещё и в безопасности денег граждан. Поэтому я поддерживаю    
ваше предложение.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я думаю, что мы ко второму чтению именно так всё пропишем, тем    
более возникают сложности у наших инвесторов, инвестировавших даже в            
белорусские бумаги. Понятно, там есть для этого объективные причины, но         
дружественная страна выпустила бумаги, наши инвесторы купили эти бумаги, и      
сейчас у них проблемы. Поэтому очевидно, что надо жёстко прописать: деньги      
наших инвесторов должны идти на бумаги российских эмитентов.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, мы, несомненно, поддерживаем поручение          
президента, потому что, собственно говоря, уже давно было очевидно, что         
средства российских граждан и российских инвесторов должны работать на          
российскую экономику. Но этот же продукт кем-то навязывался и предлагался -     
разобрались ли с тем, кто навязывал и зачем? Это первая часть вопроса.          
                                                                                
Вторая часть. Вы не вносите изменения в важную статью, которая касается         
квалификационных признаков инвестора. У вас там перечень, много серьёзных       
субъектов и потом гражданин. Центробанк, мы обсуждали с ним, Мамута конкретно   
поддерживает необходимость серьёзных корректировок в этой части, чтобы          
граждане не признавались квалифицированными инвесторами, не становились ими,    
сами того не подозревая. Поэтому огромная просьба ко второму чтению с учётом    
позиции Центробанка о необходимости этих изменений предусмотреть их, потому     
что это как раз гарантия безопасности для граждан.                              
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Совершенно правильная постановка вопроса. Ну, по очереди.         
                                                                                
Первая часть, по поводу того, что наши инвестировали деньги за границей. К      
сожалению, я должен признать, что, ну, исторически это случилось тогда, когда   
мы построили депозитарный мост, в 2015 году, когда иностранцы пошли сюда, а     
наши пошли туда. Ну, вы знаете, сейчас большое количество иностранных у нас     
здесь заморожено в качестве ответных мер, как бы это дало нам определённую      
возможность по ведению переговоров теперь с точки зрения размораживания наших   
активов. Поэтому здесь вопрос такой взаимный, но понятно, что сейчас,           
конечно, настало время это всё действительно ограничивать.                      
                                                                                
Что касается квалов - неквалов. Такая практика есть, так называемое             
окваливание даже, есть такая негативная практика. Действительно, такая          
проблема есть, и, конечно, здесь вопрос в том, что надо пересматривать нормы    
закона, который был принят в 2020 году и уже ужесточил подход к разделению      
квалов и неквалов. Он уже устарел, несмотря на то что всего три года            
действует. Я должен признать, что тогда в рамках подготовки законопроекта       
было принято много компромиссов, в том числе с участниками рынка, и             
большинство из этих компромиссов оказались неправильными, то есть получается,   
что мы немножко пошли на поводу. Я здесь согласен с вами, надо это всё          
устранять.                                                                      
                                                                                
Ну а что касается данного законопроекта, ИИС направлены в первую очередь на     
неквалифицированных инвесторов, и здесь вопрос именно в ограничении тех видов   
ценных бумаг, которые должны туда допускаться. И тут, я поддерживаю, ко         
второму чтению нужно более жёсткое решение, чем сейчас в правительственном      
законопроекте, по запрету на иностранные ценные бумаги, особенно с учётом       
того, что случилось в четверг.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, с указанных в              
законопроекте счетов также можно будет вернуть НДФЛ и будет ли увеличиваться    
сумма НДФЛ, которую можно вернуть, в связи с увеличением суммы, вносимой на     
ИИС?                                                                            
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Это, строго говоря, не предмет данного         
законопроекта, это предмет налогового законопроекта, который идёт               
параллельно. Там предполагается, что льготы на входе от НДФЛ остаются такими    
же, предельный размер - 400 тысяч рублей в год.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, согласно проекту закона индивидуальный          
инвестиционный счёт (третий этап) не будет иметь лимита на размер ежегодных     
взносов, однако законопроект не уточняет минимальные сроки владения             
индивидуальным инвестиционным счётом и размеры налоговых льгот, которые будут   
предоставляться по новому типу счетов. Есть ли понимание у Минфина по срокам    
и по размерам налоговых льгот?                                                  
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Причина, почему не уточняются налоговые льготы, - это есть в      
параллельном законопроекте, который предполагает внесение поправок в            
Налоговый кодекс. Это, строго говоря, не предмет данного законопроекта, это     
предмет другого законопроекта, который, конечно, с этим законопроектом          
неразрывно связан.                                                              
                                                                                
Но, отвечая на ваш вопрос, скажу, что 400 тысяч в год - это вычет из НДФЛ и     
до 30 миллионов рублей - это вычет из инвестиционного дохода. То есть если      
инвестиционный доход до 30 миллионов рублей за весь период владения этим        
счётом, в момент закрытия счёта, то столько денег может человек получить, не    
уплатив налоги.                                                                 
                                                                                
Что касается сроков, минимальный срок владения - пять лет, однако ни размер,    
ни срок владения не ограничены, ограничен только размер льгот.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Ну, в целом, конечно, предлагаемые изменения, ну, неплохие, это     
всё будет добровольным решением граждан. Другой вопрос, как эта информация      
нормальным, доступным языком будет до широкого круга лиц донесена. Вот у нас    
много лет действует программа: гражданин может открыть индивидуальный           
инвестиционный счёт, максимальная сумма там 400 тысяч, и получать вычет 52      
тысячи ежегодно (ну, там есть условие - не менее трёх лет, в противном случае   
этот вычет потом теряется). В целом, когда была другая ситуация в экономике,    
это было привлекательно. Но вот откуда я узнал? Спасибо менеджеру банка         
"ВТБ", где у меня зарплатный счёт, если бы не менеджер, я бы про это не знал.   
Поэтому большая просьба уделить внимание не только введению дополнительных      
механизмов формирования будущих накоплений, но и разъяснительной,               
пропагандистской работе, чтобы наши граждане знали, как можно формировать       
себе будущие накопления.                                                        
                                                                                
Так же и с пенсиями. Я уже неоднократно отмечал, будут проблемы у               
негосударственных пенсионных фондов. Мы сейчас заморозили окончательно          
накопительную пенсию, всё, теперь тариф делиться не будет, это законом не       
временно, а постоянно недопустимо. Есть возможность открывать себе счёт и       
формировать долговременные накопления. Но граждане об этом не знают, и при      
общем недоверии к уровню пенсии, к пенсионной системе, к деятельности           
негосударственных пенсионных фондов, при маленьких заработных платах            
формировать себе добровольно будущие накопления, ну, будет очень                
незначительное число, если не предлагать серьёзные стимулирующие,               
привлекательные механизмы. Об этом надо гражданам говорить, для этого в том     
числе существует "Общественное телевидение России" - мы здесь законодательную   
базу создавали, для того чтобы там гражданам рассказывали, разъясняли,          
объясняли, показывали. А так, получается, у нас финансовый сектор живёт своей   
жизнью, абсолютное большинство граждан, для кого всё это далеко, живёт своей    
жизнью. И пока не будет нормального взаимодействия, пока не будет доступно      
передаваться информация, разъясняться и человек не будет чувствовать себя       
защищённым, работать нормально это не будет. И через пару лет мы столкнёмся с   
определённой кризисной ситуацией, когда негосударственным пенсионным фондам     
придётся выплачивать накопительную пенсию в больших объёмах, чем сейчас,        
либо это будет единовременная выплата, либо это будет ежемесячная выплата       
нашим гражданам. С учётом того что уже много лет негосударственные пенсионные   
фонды в рамках накопительных пенсий не получают часть тарифа от работодателя,   
у них упал, соответственно, приток средств, это влияет на их                    
финансово-хозяйственную деятельность, а все взятые на себя обязательства им     
придётся выполнять в полном объёме. Смогут они выполнять? Большой вопрос. И     
потом Центральный банк, Минфин вместе с другими блоками правительства начнут    
судорожно думать, что же делать. Вот думать надо сегодня, надо разъяснять,      
надо объяснять, а всем финансовым институтам - и страховым компаниям, и         
негосударственным пенсионным фондам - надо попросить прощения у наших граждан   
за то, что они, частично каждый из представителей, запустили ситуацию так,      
что у нас огромный уровень недоверия к ним.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Несколько замечаний по отношению к данному законопроекту.       
                                                                                
Первое. Он так или иначе связан с программой долгосрочных сбережений граждан.   
Программа долгосрочных сбережений граждан, в свою очередь, соединена с          
использованием средств обязательных пенсионных накоплений, которые скопились    
за счёт обязательных взносов с 2002 по 2014 год. При этом это были              
обязательные накопления, в основном они коснулись граждан 1967 года рождения    
и младше. И на ту сумму, на которую отчисляли страховые взносы на накопления    
(и скопились эти деньги в НПФ и в управляющих компаниях), на эту же сумму не    
вносились взносы на страховую часть пенсии. То есть когда люди, первые массы    
- это женщины 1967 года рождения, - выйдут на пенсию в 2027 году, то            
выяснится, что их пенсия страховая существенно меньше, потому что часть         
взносов, 6 процентов, они делали на накопительную часть, а эти накопительные    
деньги (уже около 5 триллионов рублей) скопились в НПФ и в ВЭБе, и взять их     
обратно невозможно. А дальше принимается решение, чтобы закрепить вот эти       
деньги - 5 триллионов - по провалившейся пенсионной реформе 2002 года в тех     
структурах, где они на данный момент находятся. И дальше цепочка следующая.     
Пока они живут собственной жизнью, гуляют между НПФ и управляющими компаниями   
и, как сказал Алексей Владимирович, дальше на инвестиционные счета и прочие     
инструменты они пока не инвестируются. Но это пока. А потом будет размывание    
дальше вот этих средств, и все уже забудут, как они появились, откуда они       
появились и на что - фактически на понижение пенсии - они повлияли. Это         
первое замечание.                                                               
                                                                                
И второе. Ну, вы знаете, когда говорят, что вот вложение в фондовый рынок,      
потом это придёт в промышленность и даст деньги промышленности, - ну это        
вообще глубокое заблуждение. У нас промышленность и вообще инвестиции в         
основной капитал практически не берут денег с фондового рынка, это ничтожная    
доля. На фондовом рынке они просто гуляют по марксовой схеме (сегодня 7         
ноября): "деньги - деньги", и ни в какой товар, "деньги - товар - деньги",      
они никогда не вкладываются. Поэтому мы очень любим давать льготы всем          
инвесторам в фондовый рынок и очень не любим давать налоговые льготы...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
Продолжайте, Оксана Генриховна.                                                 
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Да, последняя фраза.                                            
                                                                                
И очень не любим давать льготы тогда, когда идут реальные инвестиции в          
реальный капитал, это инвестиционные льготы по налогу на прибыль.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савченко Олег Владимирович.                                                     
                                                                                
САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я от фракции. Тезисно подтвержу,    
что фракция будет голосовать за, исходя из следующего.                          
                                                                                
Во-первых, предлагаемый законопроект предусматривает поэтапное введение - не    
радикальное, не "завтра проснулись, и надо срочно иметь квалификацию для        
того, чтобы инвестировать средства", а поэтапное. За это время будет            
подготовлена, наверное, и в том числе разъяснительная работа, связанная с       
тем, что получает инвестор со своим счётом.                                     
                                                                                
Второе - это то, что не будет негативных социально-экономических, финансовых    
или иных последствий после принятия этого закона.                               
                                                                                
И самое главное, я хочу отметить: какая альтернатива? Альтернатива в других     
рынках, в серых рынках, которые сегодня массово предлагаются, в том числе и     
юридическим, и физическим лицам. Поэтому мы оставляем деньги в нашей            
юрисдикции, в нашей экономике, в нашем финансовом рынке и, соответственно,      
дальше пользуемся. Государство будет их инвестировать в дальнейшие              
инструменты, в том числе и в промышленность, и в экономику.                     
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, есть возможность выступить с заключительным словом. Нет   
необходимости.                                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Большое спасибо за поддержку, за выступления.                     
                                                                                
Я согласен с Ярославом в том, что надо на человеческом языке людям объяснять    
о возможностях этого инструмента. На самом деле мы очень рассчитываем на те     
три закона, которые рассматриваются у нас в Госдуме, поскольку это реально      
средства, которые смогут насытить в определённой степени нашу экономику         
долгосрочными ресурсами для реализации тех задач, которые перед нами стоят.     
Но, действительно, надо объяснять людям о преимуществах этих инструментов. И    
беру на себя такую ответственность, обращаюсь к вам с такой просьбой, и,        
очевидно, будем финансовое сообщество просить, прессу, чтобы максимально        
разъясняли все преимущества этих инструментов.                                  
                                                                                
Что касается замороженных в ВЭБе денег. Оксана Генриховна, приняли мы закон,    
который начнёт действовать с 1 января следующего года, эти средства можно       
будет перевести в негосударственные пенсионные фонды, и они, соответственно,    
будут накапливаться, инвестироваться, увеличиваться в сумме. Таким образом,     
вот та проблема, которую вы обозначили, в определённой степени уже решена.      
Возможно, нам надо будет подумать над тем, чтобы и на индивидуальные            
инвестиционные счета эти средства можно было направлять, но это уже вопросы     
будущих законопроектов. Вносите - будем рассматривать.                          
                                                                                
Прошу всех поддержать.                                                          
                                                                                
Законопроект очень важен для нашей экономики.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против           23 чел.5,1 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.