Заседание № 38
05.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 470897-4 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (о 50-процентной компенсации оплаты местных телефонных соединений абонентам-гражданам, являющимся получателями трудовой пенсии).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1200 по 1551 из 4313
Переходим к 6-му вопросу повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Доклад представителя Курганской областной Думы депутата Государственной Думы Любови Михайловны Цветовой. От неё есть письменная информация, она просит рассмотреть без её участия. Слово для доклада предоставляется члену Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Ольге Владимировне Носковой. Пожалуйста. НОСКОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", который был внесён в Государственную Думу в сентябре 2007 года Курганской областной Думой. Вкратце их предложение выглядит так: авторы законопроекта предлагают дополнить статью 54 Федерального закона "О связи" положением, согласно которому абонентам-гражданам, являющимся получателями трудовой пенсии, за счёт средств федерального бюджета выплачивается 50-процентная компенсация оплаты местных телефонных соединений при использовании абонентской системы оплаты. При этом порядок компенсации определяется Правительством Российской Федерации. Я напомню, что в соответствии с Положением о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи у абонентов как раз с 2007 года появилась возможность выбирать тарифные планы и минимизировать свои затраты на телефонную связь. Вместе с этим, как мы все знаем, финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в бюджет при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. Принятие данного законопроекта согласно финансово-экономическому обоснованию обойдётся в 4,5 миллиарда, которые в федеральном бюджете до 2010 года не предусмотрены. При этом данный законопроект положений об источниках и порядке финансирования дополнительных расходов не содержит. Комитет также отмечает, что пунктом 1 статьи 47 Федерального закона "О связи" уже предусмотрена возможность установления льгот для отдельных категорий пользователей услугами связи. Так, льготы и преимущества в части очерёдности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты могут устанавливаться международными договорами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. И пунктом 2 статьи 47 этого же Федерального закона "О связи" установлено, что пользователи услугами связи, которым эти льготы установлены, обязаны вносить плату за оказанные им услуги связи в полном объёме с последующей компенсацией произведённых ими расходов непосредственно за счёт бюджета соответствующего уровня. Федеральным законом номер 184 предусматривается возможность предоставления законами субъекта Российской Федерации для граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда и других категорий граждан льгот по оплате услуг связи. Данный вопрос законом отнесён к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и должен финансироваться из бюджета субъекта Российской Федерации. У нас имеется заключение Правительства Российской Федерации, не поддерживающего данный законопроект. В связи с теми аргументами, которые я вам привела, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Владимировна. Есть ли вопросы? Есть. Давайте запишемся на вопросы. Покажите список записавшихся. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый докладчик, вы знаете, вот здесь на момент проведения так называемой реформы по оптимизации связи Рейман рассказывал нам, как будет хорошо, когда сделают платными различные виды услуг связи, и как от этого выиграют малоимущие слои населения. С моей точки зрения, нам надо поддерживать инициативы с мест, там люди в первую очередь ощущают на себе весь негатив проводимых реформ. Почему? Потому что реформы в больших головах рождаются и не учитывают интересы самых необеспеченных слоёв населения. Мне непонятно, почему комитеты, и не только ваш, как правило, отвергают инициативы с мест, ведь там как раз наиболее остро чувствуют боль, которая возникает в результате... (Микрофон отключён.) ЦВЕТОВА Л. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я согласна с вами в принципе, но относительно данного конкретного законопроекта думаю, что он не решает проблему, о которой вы говорите. И частичная помощь отдельным категориям пенсионеров не решает в принципе проблемы поддержки пенсионеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста, вопрос. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. Уважаемая Ольга Владимировна, вот вас когда слушаешь, то как-то, знаете, разные чувства испытываешь. Ваш аргумент, который касается того, что нет средств в федеральном бюджете, он просто, ну, неуместен. Почему? Потому что наше право, как законодателя, во втором, в третьем чтениях изменить порядок введения в действие закона. И мы могли бы это сделать со следующего года, вы знаете, что внесён проект бюджета на следующий год. Так что же мешает? 4 миллиарда рублей - это не такая большая сумма, но для конкретного пенсионера, который сегодня получает не слишком большую пенсию, - даже средняя пенсия у нас в Российской Федерации где-то 3,5 тысячи рублей - это была бы серьёзная помощь. Вот вам не кажется, что в ваших ответах или в ваших посылах было только одно желание - как бы отмахнуться от этой инициативы? НОСКОВА О. В. Ваше право оценивать моё выступление так, как вы его оценили. Что касается существа вопроса, то, когда будет обсуждаться федеральный бюджет на новый год, вы можете выступить с этой инициативой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемая Ольга Владимировна, я, конечно, не удовлетворён вашим ответом на вопрос моего товарища Коломейцева: как же это не поддержка? Это как раз попытка поддержать наших пенсионеров и ликвидировать вот эти хвосты, это эхо 122-го закона, которое к нам прилетело ещё из того созыва. И кстати сказать, как обстоит дело с повременной оплатой, этой давнишней мечтой компаний связистов? Ответьте, пожалуйста, потому что логика вот этих всех реформ совершенно очевидна - закончить всю эту реформу введением повременных тарифов. НОСКОВА О. В. На самом деле ваш тезис имеет право на существование, безусловно, но не имеет отношения к данной поправке. Мы можем его обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Афанасьева Елена Владимировна, пожалуйста, вопрос. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Ольга Владимировна, я, конечно, в шоке сейчас от вашего заявления, от того, что вы сказали, что введение льгот не решает вопросы помощи населению, эта фраза меня просто сейчас убила. Тем не менее, если мы можем помочь своему населению, используя закон "О связи"... Будьте любезны, ответьте: мы можем использовать этот закон, чтобы ввести льготы? Вот дайте конкретный ответ, потому что всё, что вы тут нагромоздили, закон на закон, не проясняет, почему это невозможно сделать. Тут одно объяснение - просто нет денег в бюджете и правительство из-за этого даёт нам отказ. Вы воспользовались этой лазейкой, тем, что правительство в очередной раз отказывается помочь своему населению, и комитет даёт такое же заключение. Можем мы использовать закон "О связи", для того чтобы ввести льготу? Он предполагает, что мы можем вводить федеральные льготы на уровне федеральных законов? (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просьба соблюдать тишину в зале! Отвечайте, пожалуйста. НОСКОВА О. В. Видит бог, я не хотела вашей смерти. То, что вы так горячо приняли к сердцу наше предложение, на самом деле означает, что здесь есть что обсуждать. Но перечисленные мной уже имеющиеся в законе нормы позволяют вводить такую компенсацию на местном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Есть ли желающие выступить? Есть, давайте проведём запись. Пожалуйста, покажите результаты записи. Пять человек записались. Слово для выступления предоставляется Белякову Антону Владимировичу. Пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, я очень разочарован и ответами докладчика, и самим подходом к проблеме, потому что, действительно, когда у нас есть возможность принять какое-то конкретное решение, мы прикрываемся тем, что нет денег в бюджете. Повторяю, позиция законодателей правильная, можно принять всё-таки этот законопроект, с тем чтобы он вступил в силу после принятия следующего бюджета. Я очень прошу поддержать эту законодательную инициативу, она нужна нашим избирателям. Нельзя вечно прикрываться тем, что в бюджете нет денег, это неправда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Поскольку было высказано пожелание вернуться к сути законопроекта, давайте вернёмся к сути, потому что вот эти лаконичные, краткие ответы госпожи Носковой, с моей точки зрения, в чём-то циничные, не позволили нам раскрыть суть этого законопроекта. Мы имеем дело, очевидно, с последствиями принятия 122-го закона, с эхом того самого явления, которое в народе назвали "зурабовщиной". Что произошло тогда? Я напомню. Сначала лишили наших ветеранов льготы на проезд, то есть их заперли в квартирах, их заперли по месту жительства. Затем лишили льготы по оплате связи, ввели стопроцентную оплату. А затем логический третий шаг - повысили тарифы за телефонные разговоры. Дальше был четвёртый шаг - это введение повременной оплаты. И здесь мы услышали ответ, что, конечно, это вожделенная мысль, эта цель остаётся, её хотят достигнуть, эту цель. И мы говорим нашим ветеранам: а теперь выживайте как хотите. Врач, скорая помощь, общение с родственниками - сегодня всё это затруднено, мы лишили их последней возможности коммуникации. А ведь многие просто обездвиженные живут в своих квартирах, и эти телефонные разговоры были последней ниточкой, связывающей их с внешним миром. Законодатели сделали слабую попытку здесь, попытались как-то помочь этим ветеранам. Действительно, сумма не такая уж большая. Сегодня мы уже последовательно признаём, что тогда, уж извините, накосячили со 122-м законом и надо исправлять ошибки, которые допущены в этом законе, но мы почему-то не хотим вот этот шаг сделать. Я считаю, что этот шаг надо делать. Наша фракция будет голосовать за, потому что это пусть малая забота, это пусть мало, но возвращение долга. В конечном итоге это вопрос элементарной справедливости. Мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Афанасьева Елена Владимировна, пожалуйста. АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, я тоже от имени своей фракции хочу попросить вас поддержать этот законопроект, тем более у нас есть возможность ко второму чтению подготовить поправки и внести свои поправки в бюджет нашего государства на трёхлетие. Со стороны комитета хотелось бы видеть более адекватного докладчика, который может конкретно ответить на поставленный конкретно вопрос: можем ли мы облегчить жизнь наших россиян при помощи использования федеральных рычагов и федеральных законов? Если можем, значит, да, если не можем, значит, нет. И тогда бы фракции уже не ставили вопрос о том, чтобы этот закон принимать. Докладчик так на мой вопрос и не ответил, не сказал, что мы можем использовать федеральный закон, для того чтобы ввести такие льготы. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Владимировна. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Ну просто нельзя не выступить по таким вопросам, честное слово. Сейчас в связи с ухудшением наших отношений с Америкой очень усиленно в обществе обсуждается вопрос: а вернут ли нам американцы деньги Стабфонда или не вернут? С чьего согласия туда они направлялись, мы тоже хорошо знаем, находясь в этом зале: не без помощи партии власти. Увы, к сожалению, это так. 4 миллиарда рублей - на самом деле большая ли это сумма, для того чтобы решить вот такую глобальную проблему в целом по Российской Федерации? Не пенсионеры сегодня виноваты в том, что средняя пенсия в Российской Федерации где-то в пределах 3,5 тысячи рублей. И каждому пенсионеру было бы нелишне, если бы мы хотя бы вот такую заботу о них проявили и эту инициативу поддержали. Не так это много сегодня для общества, а для пенсионеров это очень существенно. Я вот слушала докладчика с некоторым удивлением. Мы же хорошо помним, что ветеранов мы действительно, так скажем, спихнули на уровень субъекта Федерации, когда принимали 122-й закон, репрессированных тоже туда же мы отправили, а также ряд других категорий. Но то, что пенсионеры у нас почему-то должны льготы получать на уровне субъекта Федерации, - это, вообще-то, какая-то очень серьёзная новация, потому что на самом деле пока ещё государство не снимало с себя обязанности пенсионного обеспечения, а значит, и введения каких-то правовых гарантий, которые могли бы обеспечить эту категорию пожилого населения. Да, тут уже говорилось, что сегодня единственная, может быть, привилегия - вызвать скорую помощь. И что, мы не понимаем, что это действительно очень существенно с учётом состояния здоровья многих наших ветеранов? И последнее, что мне хотелось бы сказать. Есть хорошая истина, хочу напомнить её здесь: не бойся врага своего - он может только убить тебя, не бойся друга своего - он может только предать тебя, но бойся людей равнодушных - с их молчаливого согласия совершаются все убийства и предательства. И вот когда слышишь такие доклады по таким законопроектам, хочется спросить: ну откуда же столько равнодушия? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, вы знаете, вот прочитал за вчерашний вечер тридцать пять заключений правительства по разным законопроектам. Меня очень удивил один факт: мы с вами только полгода назад, напомню вам, рассматривали перевод из 2,5 триллиона рублей профицита бюджета 2 триллионов в Стабфонд. И нам говорят, что нет денег, причём, как особо циничное, мне запомнилось заключение, подписанное одним и тем же вице-премьером, нашим бывшим коллегой Жуковым. Одиннадцать одинаковых законопроектов по поводу повышения пособия по смерти, все они направлены на то, чтобы повысить это пособие с 2 тысяч, например, до 5 тысяч. И самое интересное, что последнее предложение, правительства, то же самое: поправка повышает с тысячи до четырёх. Так вот, по десяти законопроектам он пишет, что нельзя поддержать, а по одиннадцатому пишет: надо поддержать. Я это к чему говорю? Вот сегодня докладчик от комитета нам продемонстрировал примерно то же. Вот я вспомнил Реймана не случайно. Он нам рассказывал, как оптимизация реформирования связи приведёт к благу всех граждан России, но на самом деле мы с вами знаем, что кроме многократного повышения абонентской платы и платы поминутной ни к чему другому это не привело... и к обогащению определённой группы ограниченных людей, ну, часть из которых сегодня арестовывают и так далее. Поэтому я всё же предлагаю провести обучение председателей и заместителей председателей комитетов и согласовать с правительством проведение совместных парламентских слушаний по поводу подготовки заключений, потому что выглядит циничным, когда мы, с одной стороны, раз в три или два месяца проводим уточнение бюджета и профицит отправляем в виде чужой валюты в чужие ценные бумаги непонятно, подо что и зачем, и в то же время отказываем самым обездоленным нашим избирателям. И второе. Я просил бы докладчиков: коль вы столь цинично относитесь к своим коллегам, вы перед зеркалом прорепетируйте своё выступление и ответы на вопросы, относитесь более уважительно к своим коллегам. Ну не знаете, как ответить, скажите: я не знаю, но не надо свою агрессию в отношении коллег переводить в цинизм. Вообще-то, я предлагаю поддержать этот законопроект и поручить комитету ко второму чтению учесть все предложения. И давайте хоть одну инициативу за полгода, разумную инициативу субъекта, поддержим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Просьба только обсуждением законопроекта ограничиваться, а не оценки коллегам здесь давать. Все, кто записался, выступили. Полномочные представители президента и правительства не хотят выступить? Нет. Считает ли нужным докладчик выступить с заключительным словом? Нет. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи"? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 29 сек.) Проголосовало за 129 чел.28,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 129 чел. Не голосовало 321 чел.71,3% Результат: не принято Не принято.