Заседание № 176
06.12.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 470837-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 989 по 1274 из 5818
Рассматривается 2-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", второе чтение. С докладом выступит председатель Комитета по просвещению Ольга Михайловна Казакова. Пожалуйста, Ольга Михайловна. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по просвещению с учётом предложений и замечаний, которые поступили ко второму чтению, доработал текст законопроекта. К законопроекту поступило всего 10 поправок, мы сформировали две таблицы поправок - к принятию и к отклонению. Сейчас я хочу подробнее остановиться на тех нормах, которые вошли в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. Принимая рассматриваемый законопроект в первом чтении, мы с вами, коллеги, проголосовали за укрепление правового статуса педагогов, ввели механизм их защиты, закрепив в законе "Об образовании..." право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм насилия, оскорбления личности. Также определили, что дополнительные меры поддержки и иные социальные гарантии для педагогов теперь могут предоставлять не только федеральные и региональные органы власти, но и муниципальные, а также федеральная территория "Сириус". С целью повышения качества обучения и воспитания включили в компетенции образовательных организаций возможность устанавливать требования к дисциплине на учебных занятиях и правила поведения в организации. В этой части, коллеги, у нас поступили только технические поправки, поэтому я на них останавливаться не буду и перейду к содержательным поправкам. У нас есть две важные содержательные поправки, авторами которых являются 62 наших коллеги-депутата, все руководители фракций, возглавляет этот список Вячеслав Викторович Володин. Мы с вами обсуждали эти поправки в зале - приняли решение, что такие нормы нужны, и вот что у нас получилось ко второму чтению. Первое, регулирование использования школьниками мобильных телефонов на уроках. По итогам нашего обсуждения мы с вами пришли к выводу, что необходимо более точно сформулировать эту норму. Мы это сделали, и теперь она выглядит так: ученики не пользуются на уроках - подчеркну, на уроках - средствами радиотелефонной связи. Исключение сделано только для случаев угрозы жизни и здоровью обучающихся или работников организаций, а также иных экстренных случаев. Теперь эта норма звучит абсолютно однозначно и не допускает никаких двойных трактований. Хочу подчеркнуть, что эта формулировка, эта норма не касается тех средств связи и той техники, которая находится в школах, стоит на балансе школ и используется непосредственно в кабинетах на занятиях. Это про мобильные телефоны, то, о чём мы с вами говорили, про те средства связи, которые дети приносят с собой и используют в большей степени как игрушки, а не с целью какой-то полезной деятельности на уроках. Вторая поправка, коллеги, касается урока труда. Мы с вами вносим этот предмет в перечень защищённых предметов, по которым разрабатываются и принимаются неизменные базовые, основные федеральные образовательные программы. Напомню, что до этого мы включили в данный перечень русский язык, литературу, историю, обществознание, географию и основы безопасности и защиты Родины, теперь добавляем труд. Отмечу, что у образовательных организаций остаётся право дополнить эту образовательную программу, исходя из региональных, национальных, культурно-исторических особенностей региона. Не так давно мы с вами приняли закон о трудовом воспитании, а также о профориентации в школе. И конечно, мы с вами говорили о том, что эта работа должна быть комплексной и в том числе нужно принять решение ещё по трудовому обучению, ну, то есть, собственно говоря, по уроку труда, одной из основных целей которого в первую очередь является подготовка учеников к важнейшему выбору в их жизни - к выбору профессии. И конечно, это формирует ещё огромный комплекс социально-бытовых навыков, которые нужны нашим детям для достижения успеха в будущем и уверенности в разных областях: в образовании, в семье, в профессии, в повседневной жизни. Это, конечно, целый такой комплекс базовых навыков. Урок труда - это не про механические действия, это про становление мышления, это про черчение, планирование, расчёты, работу в коллективе, работу самостоятельную, это про оценку результата своей деятельности и, конечно же, в конечном счёте про уважение к труду других людей. Коллеги, в ходе обсуждения этой поправки нам задавали вопрос: а что, современные дети опять будут заниматься ручным трудом, как в советское время, делать полочки, там, табуретки, варить борщ, да? Ну, во-первых, ничего плохого мы в этом не видим. А во-вторых, знаете, табуретки они, конечно, делать, наверное, не будут, а стоило бы. Почему? Когда обсуждали это с Советом отцов, вот я у себя в регионе обсуждала, один из отцов сказал: слушайте, любой конструктор вам скажет, что, чтобы какую-то сложную деталь создать, нужно, конечно, отталкиваться от простого, чему-то научиться ещё в детстве. То есть ничего не создаётся просто так, ни один конструктор не создаёт сложный механизм, ничего не умея. Приводили, знаете, пример с кузовом автомобиля: ребро жёсткости, чтобы создать это ребро, нужно при изготовлении пресловутой табуретки с этим столкнуться, когда ты ещё был подростком и делал это в школе. Так что всё очень просто: от простого - к сложному. Поэтому предмет труда - это и про трудовые навыки, формирование принципов работы с разными технологиями, с уже современным техническим оборудованием в новом формате. Если школьники себя попробуют в разных направлениях на уроке труда, то это точно и окажет дальнейшее влияние на выбор профессии, и поможет их становлению, и, самое главное, укрепит их, и в том числе сработает на становление мышления, и инженерного, и конструкторского. Уважаемые коллеги, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин буквально... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КАЗАКОВА О. М. ...в каждом своём выступлении подчёркивает необходимость развития собственной инженерной школы, собственных технологий, собственного производства. Но чтобы развивалось собственное производство, оно должно быть обеспечено кадрами разных уровней, поэтому, конечно, урок труда в том числе и про это - он является неотъемлемой частью ранней профориентации наших детей. И мы вот тут ещё с Ниной Александровной и с нашим Комитетом по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства обсуждали, что это ещё и семья: посмотрите на крепкие семьи, на большие семьи, там же все всё умеют, очень много всего умеют делать. Это также и про укрепление наших семей. Уважаемые коллеги, мы со всеми обсудили, регионы нас поддержали, поддержали нас родители, педагоги, потому что все хотят, чтобы страна развивалась, чтобы у нас дети были крепкими, много умели, были трудолюбивыми, и, конечно, мы должны их готовить к этому со школы. Мы просим поддержать, коллеги, решение комитета, поддержать таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Уважаемые коллеги, по таблице № 1 (там у нас восемь поправок, комитет предлагает их принять) нет замечаний? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Комитет предлагает принять данную таблицу. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 05 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается таблица № 1 единогласно. По таблице поправок № 2 нет замечаний? Нет. Комитет предлагает отклонить данную таблицу поправок. Ставится на голосование таблица № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Своим голосованием за мы поддержим решение комитета, потому что эти поправки будут отклонены, но голосование "за". Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 45 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается решение по таблице поправок № 2. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", 2-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 23 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Уважаемые коллеги, поздравляю вас. (Аплодисменты.) Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Ольга Михайловна, пожалуйста. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл лингвистическую и правовую экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Мы просим сегодня рассмотреть и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Переходим к процедуре рассмотрения данного законопроекта в третьем чтении. Есть возможность высказаться по мотивам. Есть ли желающие от фракций? Коллеги, всё понятно? Всё понятно. Более того, это законопроект всех депутатов Государственной Думы, независимо от политических фракций, мы с вами все поддерживаем нормы. Это ответ на обращение к нам родительского сообщества, учителей. Все они просили поддержать решение, в рамках которого мы с вами повышаем эффективность образования: ребёнок, придя на урок, не будет отвлекаться на телефон, не будет играть, используя телефон, ну и учителя, со своей стороны, также не будут сидеть в гаджетах. Только в исключительных случаях, когда будет угроза жизни ребёнка или какая-то экстренная ситуация, можно будет использовать телефон. Это просьба всего родительского сообщества и учителей. Ну и, коллеги, труд никого ещё не испортил. (Аплодисменты.) Когда, мы говорим, есть талант, - талант без трудолюбия проспят на диване, размотают. В итоге даже самый талантливый ребёнок окажется в ситуации тяжелейшей, потому что у него не будет того, что должно появиться ещё в юном возрасте, - у него должны быть навыки трудолюбия. Ну и, конечно, когда речь идёт о ребятах, о девочках - их надо готовить к взрослой жизни, учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже, учить держать молоток либо пускай это будут какие-то новые технологии, потому что в жизни они пригодятся, надо думать о нашей второй половине, о жёнах. А какой это мужчина, если у него нет навыков труда, если он не будет опорой для женщины в будущей жизни? Поэтому всё это отражено в нашем законе. Это также просьба всех родителей. А если кого-то пугает слово "труд", наверное, сам растерял какие-то качества и думает, что на пользу пойдёт ребёнку, если его никак не будут вовлекать в процесс трудового обучения. Но это, скорее всего, заблуждение. Мы с вами понимаем, успех - это трудолюбие, если хочешь добиться результата, обязательно надо трудиться, и чем больше трудится человек, тем больших успехов он достигает. Так, коллеги? Так. (Аплодисменты.) Вот именно об этом сегодня наш закон. Это ответ критикам, потому что есть такие, их очень мало, мы с вами опросы проводили. Принятие закона поддерживают все - и учителя, и родительское сообщество. Ну а те, кто хочет нашу страну разрушить, да, они выступают против введения такого предмета, как труд, они за то, чтобы дети вместо занятий сидели в гаджетах. Поэтому, коллеги, мы это тоже должны понимать. И ещё раз хочу подчеркнуть, что это закон, инициированный всеми депутатами, это редкий случай, такое в нашей практике точно бывает не часто. Давайте проголосуем? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", 2-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Поимённое голосование. Николай Васильевич, вы не промахнитесь, на правильную кнопку нажмите, а то потом Останина вас исключит из тех, кто поддерживает правильные... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А контроль тройной, понятно, Геннадий Андреевич рядом. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 48 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно: 390 - за, против - нет, воздержавшихся нет. (Аплодисменты.) Уважаемые коллеги, давайте скажем слова благодарности Ольге Михайловне Казаковой, председателю комитета, ей досталось пройти этот тернистый путь согласований, определения формулировок - очень непросто, - но за сегодняшнее решение нам точно не стыдно. Так, коллеги? Спасибо, Ольга Михайловна. (Аплодисменты.) Нина Александровна, спасибо, что вы поддерживаете такие законодательные решения. А всё почему? Как только сменили название комитета, где вы наконец-то поняли, что в семье есть не только женщина, но и мужчина, работа пошла. Вот видите, женщины, вы всегда в этом случае скромно улыбаетесь. Мы никогда не отрицаем, что заслуги мужчины - это во многом поддержка женщин. А женщины, как только говорят о своих заслугах, забывают о мужчинах, забывают. Ни одна ещё не сказала. Мы вот всё время говорим. Вот Александр Дмитриевич всегда говорит: всё, что у меня получается, - это благодаря тому, что супруга обеспечивает тыл, поддерживает, помогает. И это вот всегда мужчины говорят, это сильная сторона мужского характера.
Заседание № 170
16.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 470837-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4586 по 5324 из 6210
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 21-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад и содоклад сделает председатель Комитета по просвещению Ольга Михайловна Казакова. Пожалуйста, Ольга Михайловна. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы с вами продолжаем работу по совершенствованию законодательства в сфере образования. Законопроект, который я сегодня представляю, внесён депутатами всех фракций в Государственной Думе, и я, докладывая об этом законопроекте, хотела бы разделить его на три блока. Первый касается дополнительных мер поддержки педагогических работников. Законопроектом предлагается дать право Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам публичной власти федеральной территории "Сириус" и органам местного самоуправления устанавливать дополнительные меры государственной поддержки и иные социальные гарантии для педагогов. Сегодня в законе у нас прописаны только субъекты Российской Федерации. Мы считаем, что в отраслевом законе эта норма должна быть прописана прямо, по аналогии с законом о здравоохранении, где у нас прописана также поддержка медицинских работников, в отраслевом законе. Второе. В ходе работы над этим законопроектом мы отдельно выделили тему правового статуса педагогов. Правовой статус сегодня у нас в законе "Об образовании..." прописан как права и обязанности педагогических работников, это статья 47. Мы предлагаем добавить, уважаемые коллеги, в права учителя нормы, которые устранят существующее правовое неравенство между участниками образовательного процесса. К примеру, сегодня в отношении обучающихся закреплено право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности. По педагогам у нас такой нормы сегодня нет, и, думаю, все согласятся, что мы это должны исправить. Также в настоящий момент обучающиеся, родители обучающихся в случае возникновения конфликтной ситуации могут обратиться в органы управления образовательной организацией с требованием о дисциплинарной ответственности педагога. А если ситуация зеркальная, то в отношении педагогов у нас такого механизма тоже в законе нет, и мы тоже устраняем это неравенство. Уважаемые коллеги, а что касается вообще самого процесса в классе... Если мы возьмём ещё ответственность педагогов за качество образования, то увидим, что довольно большая ответственность лежит на их плечах. А что сегодня в обязанностях у учащихся? Мы с вами видим, что у нас нет такой простой, доброй, отработанной годами нормы, как соблюдение учащимися дисциплины, для того чтобы педагог мог качественно организовать процесс, что, собственно говоря, мы с него требуем. Нам нужно либо помочь создать те механизмы, которые будут содействовать этому процессу, либо не требовать его организации. Коллеги, мы считаем, что соблюдение дисциплины должно стать обязанностью всех обучающихся. Хочу подчеркнуть, что это касается всех образовательных организаций - как школ, техникумов, колледжей, так и вузов. А как будут выглядеть нормы дисциплины на уроке - вот эти нормы и правила примут сами образовательные организации. Такая практика, когда принимаются правила поведения, есть. Безусловно, это делается вместе с родителями; где студенческие коллективы, там уже студенты сами участвуют. Когда все нормы и правила приняты, с ними все согласились, мы можем требовать соблюдения этих правил во время урока. Дальше. Очень важной темой обсуждения в части дисциплины стало использование средств связи на уроках - это наши пресловутые мобильные телефоны, которые дети приносят в школу, играют на уроке в игрушки, снимают видео, фото, сидят в соцсетях и, безусловно, не занимаются образовательным процессом. На этот счёт в 2019 году Рособрнадзором и Роспотребнадзором вместе были выпущены рекомендации, они были направлены в регионы. В некоторых школах с этим вопросом справились, то есть уже это прошли, там давно дети не пользуются мобильными телефонами во время уроков. Но не у всех это получилось. Сегодня это достаточно вариативная норма. Мы считаем, что, поскольку это влияет на процесс получения качественного образования, мы должны закрепить это прямой нормой в отраслевом законе, тогда это станет общим правилом для всех. И безусловно, учитывая детскую психологию, такое правило и соблюдать легче, не нужно каждому учителю, приходя на урок, доказывать, почему этого делать нельзя. То есть сегодня это лежит на плечах либо педагога, либо директора школы, и в одной школе это разрешено, в другой школе - нет. Мы берём на себя эту ответственность, определяем это правило и с ним дальше работаем. Коллеги, мы просим поддержать в этой части, но при этом мы сохраняем возможность использования средств связи, когда это касается жизни и здоровья детей, - это очень важное исключение, о котором нас просили все, особенно те родители, у которых дети пользуются специальными программами, связанными со здоровьем, ну, например, дети с диабетом, и мы это требование учли. И ещё исключение. Мы используем средства связи - а это не только мобильные телефоны, это компьютеры, которые есть в классе, это планшеты, это интерактивная доска - именно в образовательном процессе. Например, урок информатики - мы с вами понимаем, что на уроке информатики средства связи используются, но, подчеркну, не личные мобильные телефоны учеников. Сегодня мы об этом говорим: на уроке дети должны учиться - мы, родители, для этого их отправляем в школу, учитель делает всё для того, чтобы ребёнок воспринимал образовательную информацию в полном объёме, но нужно помочь, создать ему условия. Коллеги, нас поддержал Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, Комитет по науке и высшему образованию... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время. КАЗАКОВА О. М. Есть у нас положительное заключение ГПУ. Профессиональное сообщество поддержало. Просим и депутатов, наших коллег, всех поддержать этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Ольгу Михайловну и наших коллег-депутатов, инициировавших этот очень важный, необходимый законопроект. Он запоздалый, но лучше позже, чем никогда. Вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Пока идёт запись, правильно отметить позицию Министерства просвещения: она поменялась, она стала другой, и надо отдать должное министру - он эти темы понимает, чувствует и поддерживает комитет и коллег-депутатов, инициирующих законопроекты. Раньше нам не удавалось эти вопросы решить, в том числе из-за позиции профильного министра. Пожалуйста, покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, по-разному бывает. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С. Ольга Михайловна, я считаю, что это абсолютно правильный и здравый законопроект. И абсолютно правильно, Вячеслав Викторович, вы сказали: инициатива запоздалая и нужная. У меня такой вопрос практического характера. Вот есть международный опыт, на самом деле в ряде государств телефоны на уроках давным-давно запрещены школьникам, тем более в начальной школе, там тоже есть, ну, несколько уровней, система ступенчатая. Как это, скажем так, в практическом поле будет сделано? Есть практика, когда отдают только кнопочный телефон, но не гаджеты, а есть, когда полностью запрещают даже старшеклассникам. Вот в наших реалиях это как будет? Мы же прекрасно понимаем, что телефон в школе - это в том числе средство для кибербуллинга: отдельных детей потом шантажируют или какие-то определённые действия... И конечно, это отвлекает внимание, потому что это постоянные, значит, посиделки во всех социальных сетях. Как это на практике вот будет?.. (Микрофон отключён.) КАЗАКОВА О. М. Спасибо большое за вопрос. Знаете, очень важно, что вы в своём вопросе как раз сказали о таком отвратительном явлении, как травля. Действительно, когда ребята начинают снимать такого плана видеоролики и фотографии на уроках, это ещё более недопустимо, потому что родители, думая о том, что ребёнок на уроке защищён, не знают, что там может происходить такое, а потом это является основой для дальнейшей травли детей. Какая практика? Вот смотрите, мы сейчас предлагаем норму, которая вносится в обязанности учащихся, то есть не пользоваться средствами связи во время учебного процесса - это обязанность учащихся. Как это будет организовано? Ну, то есть вы имеете в виду - в рюкзаке это будет храниться или в каком-то специальном месте? Каждая школа решает, как это будет, исходя из своих возможностей, из диалога с родителями. В некоторых школах даже приняли решение на переменах не пользоваться. Вот мы с Советом отцов это обсуждали как раз, когда я у себя в округе была, приходили представители Совета отцов и говорили: слушайте, мы, вообще, за то, чтобы дети и на перемене этим не пользовались, мы в своей школе это отрегулировали, ребёнок на перемене должен общаться с друзьями, контактировать с другими детьми, а не увлекаться играми, потому что потом он заходит в класс и ещё продолжает думать о том, на чём остановился, на каком-то моменте в телефоне. Дальше уже будет пошагово приниматься в каждой школе, как там это будет выглядеть, потому что здесь обязательно нужно учесть мнение родителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аиткулова Эльвира Ринатовна. Подготовиться Буцкой. АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ольга Михайловна, мы, как профильный комитет, достаточно подробно уже обсуждали этот законопроект. Действительно, дискуссий и в том числе вопросов от родительского сообщества очень много. Вы знаете, нам учителя очень часто задают вопрос по статье, которая делает родителей полноправными участниками образовательного процесса. Но зачастую родители нам говорят именно о своих правах, а не об обязанностях. И сейчас, когда мы ведём речь об усилении дисциплины... Конечно, есть дети, которые систематически нарушают дисциплину, но, когда встаёт вопрос об отчислении, нам необходимо согласие родителей, а родители могут и в школу не приходить, и согласия не давать. Вот как вы считаете, необходимо ли нам проработать вопрос об усилении ещё и обязанностей родителей? КАЗАКОВА О. М. Спасибо за вопрос, Эльвира Ринатовна. Да, действительно, эта тема очень широко обсуждается. Практически на каждой встрече сегодня учителя задают вопрос: "А как нам вести себя с ребятами, которые постоянно деструктивно себя ведут? Мы начинаем говорить о каких-то дисциплинарных мерах, но мы должны учитывать мнение родителей, а родители не хотят в этом участвовать, и мы как бы в тупике - не знаем, куда дальше двигаться". Давайте посмотрим ко второму чтению. Вот если будет поддержана такая норма, может быть, родители, которые не приходят, когда разбираются дисциплинарные проступки ребёнка, или отказываются... У нас есть такие случаи, например, мама пришла и говорит: "Слушайте, вот возьмите и занимайтесь с ним! Я не могу с ним справиться. Я одна его воспитываю и не могу уже с ним заниматься, он меня не слышит, я не знаю, что делать". То есть она сама призналась в том, что не может выполнять обязанности, которые на ней лежат. Получается, и школа не может принять решение, и мама, конечно, никогда не выступит за то, чтобы отчислили её ребёнка, это понятно. Вот предлагаю включить тогда в обязанности родителей их участие, когда рассматриваются вопросы поведения, систематические дисциплинарные нарушения детей, а потом уже комиссия по делам несовершеннолетних может принимать участие, тогда с учётом мнения родителей, как сегодня прописано в законе. Но в законе у нас опять: с учётом мнения родителей, а не обязательно вот чтобы... Однако, когда родители отказываются, при этом нарушается право всех остальных детей на обучение - ну, тут уже нужно принимать решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Буцкая Татьяна Викторовна. Подготовиться Куринному. БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ольга Михайловна, из вашего выступления я поняла, что компьютеры и планшеты мы в школе запрещаем, а как тогда быть с той компьютерной техникой, которая нужна детям для учёбы, которая у нас прописана в образовательных программах? Как тогда это будет реализовано, как это будет работать? КАЗАКОВА О. М. Спасибо за вопрос. Мы говорим о гаджетах, которые дети приносят чаще всего для игры, ими они не должны пользоваться. А та техника, которая есть, например, в компьютерных классах, она как раз используется на уроках информатики. Или другой пример приведу. Мы с вами здесь обсуждали основы безопасности жизнедеятельности и приняли решение, что у нас с 1 сентября будет новая программа - "Основы безопасности и защиты Родины". Там есть курс по информационной политике: как правильно воспринимать фейковую информацию, как отличать плохое от хорошего, то есть о кибербезопасности. И конечно, когда мы показываем, что происходит в информационной сети, мы не можем это показывать в отрыве как раз от тех гаджетов, где это всё и происходит, то есть учитель может для показа их использовать. Ученик не может использовать свои средства связи не для учебных целей - вот о чём идёт речь. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАЗАКОВА О. М. Да, да, да. Но опять же в учебном классе не мобильные телефоны, там есть всё необходимое, например интерактивная доска, на которой могут показываться видеоролики. И кстати, хочу вам ещё пример привести: прямо в образовательной программе по физике есть тема, когда изучаются магнитные волны, когда изучаются вообще волны, и это показывается именно на примере мобильных устройств, и, конечно, учитель их использует. Конечно, мы не отказываемся от использования техники в школе именно на уроках, когда это нужно. Вот о чём речь идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ольга Михайловна, несколько моментов. Вот вы предлагаете уточнить правила внутреннего распорядка, включая правила поведения в организации, соблюдение дисциплины, но в принципе правила внутреннего распорядка и так включают и дисциплину, и правила поведения в организации. Будут ли какие-то общие методические подходы в данном случае со стороны органов регулирования? Потому что уж сильно различаться правила, я думаю, не должны в общеобразовательных организациях. Это первое. Второй момент, что касается ответственности для тех, кто, например, пользуется теми же телефонами не в учебных целях, как вы говорите. Ну вот сейчас запрещено курить, но многие подростки курят, и, к сожалению, никакой ответственности на сегодня не существует. И здесь точно так же: запретили, ну и запретили - будут пользоваться дальше. Какова степень ответственности, по-вашему? И третий момент. Среди тех случаев, когда, как вы оговариваете, возможно использование телефонов или мобильных устройств, нет фиксации противоправной деятельности. У нас, к сожалению, бывают случаи, когда именно ученики фиксируют либо физическое насилие со стороны педагогов, и такое бывает, либо, мягко говоря... (Микрофон отключён.) КАЗАКОВА О. М. Понятно. Спасибо большое за вопросы, Алексей Владимирович. У вас было два вопроса, по различиям и по правилам. Первое. Действительно, сейчас школы принимают правила распорядка, но это не всегда дисциплина, а мы говорим, что должны быть приняты правила именно дисциплины во время урока, чтобы ученик учителю на каждом шагу не говорил: "Вы не имеете права!" Посмотрите, какие механизмы сегодня есть у педагогов. Я работала когда-то в школе, и тогда было больше механизмов у педагогов. А сегодня ученик постоянно нарушает дисциплину - может ли педагог удалить его из класса, может ли педагог поставить его рядом с партой и сказать: "Постой, пока не успокоишься", как нам говорили учителя, может ли учитель для строгости повысить голос? Нет, коллеги! Нет никаких инструментов и возможностей сегодня у учителя, кроме личных профессиональных качеств, если они сработают. А дети сегодня очень разные, это прямо вызов учителям, как с ними работать. Конечно, когда будут чётко правила дисциплины определены, всё-таки, мы полагаем, будет проще справляться, не нужно будет каждый раз детям объяснять, как себя вести на уроке. Вот мы договорились, правила есть, с родителями на родительских собраниях обсудили, все с этим согласились - всё, ребята, выполняем. И тогда можно требовать от детей, и тогда не будет в ответ "вы не имеете права" - имеем право! В законе прописано, что должна быть дисциплина в классе, что ученик должен её соблюдать. Вы говорите, что не все соблюдают, так же как в случае с курением, - да, но мы же не можем тогда ничего не делать. Так же мы по вейпам принимали нормы. Это не значит, что нам не нужно ничего делать, если кто-то требования не будет соблюдать. Или вот правила дорожного движения: есть люди, которые не переходят, к сожалению, по пешеходному переходу и попадают в беду, а ещё и жизнь прерывается, но это же не значит, что не нужно нормы принимать. Скажу ещё раз: мы исходим из того, что правила общие принять нужно, а потом уже с ними работать и смотреть, каким образом они будут действовать. И, вы знаете, дисциплинарные меры будут касаться ребят, которые систематически нарушают дисциплину, пользуясь телефонами, например. Просто уже не будет "вы не имеете права" - это причисляется к тому, что человек деструктивного поведения, он систематически нарушает норму. Мы полагаем, что это будет работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лавриненко Алексей Фёдорович. ЛАВРИНЕНКО А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ольга Михайловна, строго по тексту. В законопроекте предусматривается, что "контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка осуществляется педагогическими, руководящими работниками организации..." ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон поближе, пожалуйста. ЛАВРИНЕНКО А. Ф. "...а также иными лицами, на которых возложены соответствующие обязанности". Поясните, пожалуйста, кто такие иные лица. КАЗАКОВА О. М. Спасибо за вопрос, Алексей Фёдорович. Контроль осуществляют не только педагоги. Если ребёнок нарушает правила поведения, это может быть, например, и вахтёр, это может быть и психолог, который нарушение зафиксировал, это может быть, допустим, человек, который в гардеробе работает, и, так как нормы касаются и вузов, это могут быть лаборанты, то есть это все, кто работает с обучающимися. Эти лица тоже могут участвовать в фиксации систематического нарушения дисциплины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Родина Виктория Сергеевна. РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ольга Михайловна, законопроект действительно очень важный. Знаю, что он обсуждался на многочисленных площадках, равнодушных нет, и это понятно. В связи с этим у меня вопрос: а есть какие-то данные опросов? Поддерживают эти решения сообщества родителей, педагогов? КАЗАКОВА О. М. Спасибо большое за вопрос. Уважаемые коллеги, конечно есть, я просто не успела в докладе об этом сказать. Опросы проводились. Ну и у Вячеслава Викторовича - я очень благодарю - как раз в телеграм-канале прошёл большой опрос, там большое количество... Вячеслав Викторович, у вас столько людей на это отозвались! Слушайте, это очень важно. И в "Московском комсомольце" проводился такой опрос, и ВЦИОМ проводил такие опросы. 85 процентов поддерживают эту норму, 4 процента тех, кому всё равно, видимо, дети не в школе, как бы никак не соотносятся с этой нормой. Когда в "МК" проводился опрос, там 80 процентов родителей поддержали, среди педагогов - 90 процентов. Также институт воспитания нас поддержал, всероссийское родительское собрание поддержало, прислали отзыв, ну и, конечно, учителя на всех площадках, в том числе классные руководители. Когда приезжали на всероссийский форум педагогов, было порядка 3 тысяч педагогов, мы, знаете, прямо в зале спрашивали, просили поднять руку, проводили вот такой живой опрос. Все педагоги подняли руку, считают, что нужно этот вопрос регулировать, в школе дети должны учиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Михайловна, мы с Борисом Александровичем посмотрели как раз итоги голосования: поддерживают 84 процента, а участвовали в голосовании, то есть высказались, около 300 тысяч. На самом деле многие, высказывая предложения, говорили о том, что норма, которая сейчас вот вами, авторами законопроекта, предлагается по поводу телефонов, размывается, что вносит отчасти сомнения и тревогу на предмет использования на занятиях телефонов в том случае, если они будут требоваться для образовательного процесса. Вот здесь есть вопрос. Поэтому, когда будем законопроект дорабатывать ко второму чтению, может быть, правильно будет уточнить эту норму и сделать всё для того, чтобы (так как это закон прямого действия) найти решение вопроса, которое устроит и родителей, и учителей? Мы с вами однозначно должны сказать: вот телефоны использовать нельзя, кроме экстренных случаев, когда речь идёт о здоровье учеников, ситуаций, связанных с необходимостью задействовать средства связи для учителя во время образовательного процесса именно в связи с экстренной ситуацией. И не вкручивать сюда планшеты, телефоны и многое другое, что могло бы, ну, если хотите, дать лазейку, ведь потом возникнут из-за этого конфликты. Всё-таки нормы закона должны трактоваться однозначно. Когда есть разные формы трактовки, это ни к чему хорошему не приведёт, потому что в рамках правоприменительной практики всё это начнёт буксовать, возникать будет напряжение, возникать будут, как я уже говорил, конфликты. Поэтому, может быть, нам, коллеги, в этой части посмотреть при подготовке ко второму чтению, как вы считаете? Поддерживаете? Сейчас норма звучит таким образом: "...не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий при реализации основных общеобразовательных программ, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой". Вот это как раз и вызывает у людей, у родителей, у учителей закономерные вопросы. А что такое образовательная программа? Имеется в виду дистанционная форма обучения или какие-то другие случаи? Мы открываем ящик Пандоры, мы с вами неопределённость даём в толковании. А вот, допустим, далее по тексту: "или возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях" - это ни у кого не вызывает сомнения. Это я вот как раз анализирую обратную связь от тех, кто принял участие в обсуждении этой поправки, а их, как уже говорил, около 300 тысяч (могу сказать, основываясь на этом диалоге). Если мы с вами, допустим, внесём норму, что не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации, тогда здесь будет всё ясно и понятно. Если мы к этому будем готовы, ко второму чтению, доработав законопроект, внесём такую поправку и дальше она будет принята, то, наверное, будет лучше, потому что норма закона будет качественная и, самое главное, всем будет понятно, почему она вносится и какую цель мы ставим. Кстати, коллеги, с учётом того, что мы обсуждаем закон "Об образовании...", у нас есть возможность ещё одну проблему решить - мы о ней говорили и с Ольгой Михайловной, и с вами, - ранее нам не удавалось это сделать, но, учитывая позицию Министерства просвещения и правительства в целом, мы практически вышли на договорённость, в рамках которой мы с вами можем сегодня инициировать предложение для принятия в ходе обсуждения законопроекта во втором чтении, вернувшись к такой теме, как труд. И с учётом того что сегодня как самостоятельного предмета труда нет, правильно было бы нам с вами внести изменения в закон, сделав урок труда самостоятельным и защищённым, чтобы он уже преподавался по отдельной программе, как и ряд других предметов. Коллеги, как к этому отнесётесь? (Аплодисменты.) Спасибо за поддержку, потому что трудовое обучение, уроки труда никому вреда не принесут. И вообще, если прививается трудолюбие, считайте, в будущем у ребёнка будет всё хорошо. Даже самый замечательный талант можно размотать и проспать потом на диване, но если человек трудолюбив, у него обязательно всё будет хорошо. Давайте мы об этом тоже подумаем и, если вы поддержите, все вместе выступим авторами этой поправки и предыдущей нормы, которую мы с вами только что обсуждали. Поддержите? Поддержите. (Аплодисменты.) Пётр Олегович, поддержите? Это как раз норма данного закона, статья 12, поэтому мы с вами могли бы защитить предмет "Труд", который был убран... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вы правильно говорите. Вы правильно говорите: был убран теми, кто сделал всё для того, чтобы молодёжь, ребята в школе не думали, что надо трудиться. А это всё наносит вред не только самим детям, но и будущим семьям, стране и демократии нашей. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И демократии. Ну вы сразу про демографию. Всё-таки здесь не надо путать труд и удовольствие. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну конечно, я бы вам рассказал, Николай Васильевич, чем это отличается, если бы не принятое вами ранее решение о трансляции по Интернету. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ладно, Николай Васильевич, я вам потом отдельно расскажу, чем отличается удовольствие от труда. Вот смотрите, женщины меня поняли, а он до сих пор пытается убеждать. Это как, когда одного генерала спросили, он сказал так же, как вы, а ему ответила женщина... Я вам отдельно, не будем создавать повестку. Пожалуйста, Бондаренко Елена Вениаминовна. БОНДАРЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ольга Михайловна, правила поведения и дисциплинарные взыскания, о которых говорится в законопроекте, будут одинаковы для всех школ? У нас же кроме государственных школ ещё есть и частные. КАЗАКОВА О. М. Спасибо за вопрос, Елена Вениаминовна. У нас закон "Об образовании..." соблюдают все образовательные организации, которые получили лицензию на свою деятельность, поэтому, что касается и частных, и государственных, и муниципальных учреждений, здесь всё соблюдается. Ну а по поводу того, насколько нормы в отношении дисциплины будут одинаковыми, я уже сказала: в школах будет утверждён этот распорядок с учётом соблюдения дисциплины на уроках и на занятиях, если это вузы. И если будет необходимо профильным министерствам создать типовые решения, то такие решения будут созданы. Сегодня мы такой необходимости не видим, то есть потребности у образовательных организаций такой нет, они не говорят, что не справятся. Но если будет необходимо, обязательно это будет сделано, структурировано министерствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ольга Михайловна, я спрошу и как соавтор, и от комитета, который был соисполнителем. Вы, наверное, ознакомились уже с заключением нашего комитета, понятно, что, поддерживая этот законопроект, мы высказали два замечания, собственно, их уже концентрированно отразил Вячеслав Викторович. Да, действительно, и в наш адрес тоже много обращений было от родительского сообщества. Как раз вопрос вызван вот этой новой статьёй, новым пунктом 4-1, где говорится о необходимости... о возможности использования средств связи в случаях, предусмотренных образовательной программой. Давайте мы "за исключением личных средств связи" вот сюда включим, чтобы мы зафиксировали это сейчас на нашем заседании, потому что такую поправку мы подготовили от своего комитета, предложили вам. А вот второй вопрос касается дисциплинарной ответственности. Наверное, не надо это отдавать на откуп образовательным организациям. Всё-таки давайте мы попросим правительство, предложим, чтобы они разработали, наверное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАЗАКОВА О. М. Нина Александровна, спасибо большое. Со второго вопроса начну. Мы на заседании комитета обсуждали этот вопрос и уже обратились, чтобы нам дали информацию о том, какие есть решения по этому поводу. Вы абсолютно правильно говорите, есть наука, которая занимается педагогическими методиками, вот пусть дадут эти решения, чтобы школы не изобретали, не теряли на это время. А затем уже сами образовательные организации - школы, вузы - смогут доработать их с учётом своей специализации. У нас ведь школы есть разные: есть коррекционные школы, есть спортивные школы и так далее. Поэтому нужны типовые требования, и, ещё раз хочу сказать, мы обратились, чтобы министерства их сделали. А по поводу вот этой нормы, в отношении которой вы вначале сказали, что Вячеслав Викторович уже дал поручение, - безусловно, мы отработаем. И мы с вами, как авторы законопроекта... Коллеги, я просто прошу это услышать, когда мы обсуждали эту норму, это было достаточно длительное обсуждение во всех профессиональных сообществах, и именно вот в такой форме нас просили её внести и обосновали, почему так нужно, чтобы не исключить из образования использование в принципе других средств связи, которые не про игрушки, которые про дело. Но если в процессе обсуждения у нас сформировался ещё вот такой запрос, о котором Вячеслав Викторович сказал, так как раз ценность закона в этом же и заключается - все его обсуждали и есть предложения, которые мы ко второму чтению все рассмотрим. И предлагаем всем принять в этом участие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Вячеслав Викторович уже поручение дал. И у меня вопрос был исходя из той проблемы, которая была обозначена. Обратная связь на протяжении долгого времени не просто была, она была очень агрессивной: поступали письма, где обвиняли в том, что мы всех путаем, обманываем и пытаемся под видом борьбы за дисциплину навязать использование в учебном процессе новых информационных технологий как шаг к дистанционному образованию. Этот миф сейчас развенчан, это хорошо. Есть консенсус, поэтому, пользуясь правом выступить сейчас, предлагаю тогда, может быть, отказаться от дальнейших выступлений по данному законопроекту, сэкономить время, учитывая то, что у нас есть консенсус и по поправке ко второму чтению и по обсуждению мы видим, что поддержка единогласная. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ну, здесь решение председателя, как дальше пойдёт обсуждение. Я готова отвечать на вопросы, Вячеслав Викторович, но если... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы в любом случае отвечайте, если вопрос прозвучал. Но смысл-то заключается в следующем, коллеги: нам необходимо принимать качественные законы, которые будут однозначно трактоваться. Первое. Второе. Если мы взялись решать проблему, давайте её решим и не будем оставлять на потом какие-то сложные ситуации, которые возникают, так как они прилетят к нам назад, давайте мы сразу примем качественную норму. И если вот мы все видим, что нам надо запретить телефоны, давайте их запретим. Все иные ситуации обсуждать не будем, кроме экстренных случаев. А если речь идёт уже о применении каких-то технологий в обучающих процессах, давайте эту тему отдельно рассматривать. Тогда будет всё правильно, и люди нас поддержат, и проблема будет решена, и, соответственно, детишки сберегут здоровье - то, чего хочет каждый родитель. Правильно? Давайте поблагодарим Ольгу Михайловну за непростой путь, который она прошла с коллегами, добившись, чтобы законодательная инициатива сегодня была рассмотрена, потому что у нас в законотворчестве участвует много сторон и нам, конечно, важно, вынося законопроект, получить поддержку, убедить всех, во всяком случае ключевых игроков точно. Спасибо, Ольга Михайловна. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Нет желающих? (Шум в зале.) Пройдём по процедуре. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Поддерживает. Правительство? Александр Юрьевич, а почему вы как-то задумчиво отвечаете? Надо отдать должное Правительству Российской Федерации - в итоге мы от вас получили поддержку, отдать должное министру просвещения - поддержал данные нормы. Поэтому есть что сказать. А почему молчите? Вы думаете, что не дойдём до второго чтения с поправками? СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Вячеслав Викторович, задумался исключительно потому, что мои дети уже закончили школу и я пожалел, что этой нормы не было... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы что, не думаете о внуках? СИНЕНКО А. Ю. У меня уже есть внучка, поэтому... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так о них надо думать! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, тем более Коломейцев здесь как раз рядом, он говорит, что надо трудиться. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю. Вячеслав Викторович, правительство поддержало данный законопроект. Соответствующий отзыв будет представлен. Ну, будем готовы работать над поправками ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот, коллеги, вы участвуете в этом разговоре - и полномочный представитель президента, и полномочный представитель правительства, - вы видите тональность разговора и видите, о чём говорят депутаты: обращаются с предложениями, которые не сами они вот придумали и придуманные двигают, а к ним, к каждому из нас обращаются избиратели - родители, учителя. Об этом речь идёт. Нормы законопроекта, которые сейчас выносятся для рассмотрения в первом чтении, безусловно, поддерживаются и вами, Гарри Владимирович, но мы говорим о доработке закона, потому что на обсуждение вынесли основные положения, а родители и учителя говорят: давайте ряд норм доработаем. Поэтому мы, конечно, надеемся на то, что вы нас в этом поддержите, и мы уберём вот этот дуализм, вот эти размытые нормы, более того, которые пугают родителей, что да, вы решение-то примете в отношении телефонов, но вместе с этим в образовательный процесс введёте возможность для тех, кто хочет использовать какие-то электронные игрушки для обучения детей. Нам надо взять и отделить тему использования телефонов от темы использования всех других электронных устройств, гаджетов и так далее в образовательном процессе. Вот не надо соединять их здесь, потому что иначе у нас будут проблемы в будущем. Мы говорим о том, что надо запретить телефоны, дать возможность использовать их только в экстренных случаях, когда речь идёт о здоровье детей и преподавателей, всё. Именно это предложение будем выносить на обсуждение во втором чтении. Это говорит о том, что мы дорабатываем нормы, улучшаем их, совершенствуем, через режим обратной связи слышим родителей и образовательное сообщество. Это первое. Второе. Вышли на согласование позиции в отношении труда как самостоятельного урока, защищённого статьёй 12 закона, и вводим трудовое обучение в школах. Это ещё одна поправка, которая должна появиться ко второму чтению. Мы, безусловно, и первую поправку, и вторую ещё раз обсудим, спросим людей, насколько это для них оптимально, есть ли сомнения или дополнения, но совершенно очевидно, что нам надо прививать детям трудолюбие. Ни у кого сомнений в этом нет. Коллеги, очень важное сегодня обсуждение, поверьте, мы с ним запоздали на много лет. Поэтому спасибо большое авторам законопроекта и всем тем, кто поддержал эти предложения. У вас есть возможность, Ольга Михайловна, выступить с заключительным словом. КАЗАКОВА О. М. Уважаемые коллеги, я благодарю за то, что равнодушных к теме в этом зале не осталось, я была уверена, что мы все болеем за наших детей, за образование. Вячеслав Викторович, хочу, ну, просто лично, правда, поблагодарить за уроки труда, потому что такое количество обращений по этой теме - это просто у всех депутатов на каждой встрече, - особенно от наших бабушек и дедушек, от представителей старшего поколения, потому что они точно знают толк в труде. Это всё в копилку воспитания и укрепления наших детей, а значит, нашей страны. Коллеги, спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. На самом деле уроки труда необходимы ещё и по причине того, что вот эти все новые технологии, как правило, погружают ребёнка в виртуальный мир, а в этом виртуальном мире нет труда, там совершенно другие образы будущего рисуются. А нам важно, чтобы наши дети твёрдо стояли на ногах, чтобы они понимали, что такое жизнь, и трудолюбие будет хорошей основой, фундаментом, на который можно опираться, если хочешь уверенно смотреть в будущее. Давайте из этого исходить. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 21, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто за? Это тот случай, когда может быть консенсус. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, когда у нас есть хорошие идеи и предложения, вы инициируете их сворачивание и не считаете возможным их обсуждать. А когда есть другие темы, вы на них хорошо оттаптываетесь, но как-то... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да-да, это вы опять политику сюда притягиваете, а нам надо законотворчеством заняться. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 34 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято За - 391, против - один, воздержался один. Законопроект в первом чтении принят. Поздравляю, уважаемые коллеги, это на самом деле хорошее решение. (Аплодисменты.) Мы переходим к рассмотрению 22-го вопроса. Ольга Михайловна, а мы когда будем во втором чтении рассматривать законопроект, который обсуждали? Вы когда будете готовы? Чтобы поправки были сданы вовремя. Казаковой включите микрофон. КАЗАКОВА О. М. Вячеслав Викторович, 15 дней у нас на поправки, и мы сразу будем готовы. У нас уже ряд поправок, в общем-то, готов, и мы приглашаем коллег принять участие, кто хочет, может подписаться под ними. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно понимаю, что мы, скорее всего, рассмотрим законопроект в начале декабря, во время пленарной недели с 4-го по 8-е, где-то так, да? Не будем откладывать? Пожалуйста, включите Казаковой микрофон. КАЗАКОВА О. М. Не будем откладывать, Вячеслав Викторович. Мы всё пройдём, будем готовы, уже обсуждение идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте тогда ориентироваться, что с 4-го по 8-е. За это время можно будет обсудить, пройдёт три недели. Мы по процедуре две недели минимум должны обсуждать, направив поправки в регионы, и, соответственно, дальше уже можем рассматривать законопроект в Государственной Думе по предложению профильного комитета. Договорились.