Заседание № 54
О проекте федерального закона № 470820-4 "О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления дополнительного образования взрослым; внесён депутатами Государственной Думы А. А. Козерадским, В. А. Стальмаховым, А. Е. Хинштейном и А. Н. Косариковым, А. Б. Курдюмовым, А. Е. Лихачёвым, Л. И. Тяном, З. А. Багишаевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "Об образовании". Докладывает депутат Государственной Думы Анатолий Александрович Козерадский. Пожалуйста. КОЗЕРАДСКИЙ А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действующим Законом "Об образовании", статьёй 31, в числе полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования предусмотрена организация предоставления дополнительного образования исключительно только для детей, в то время как на территориях муниципальных образований имеется потребность обучения и взрослых. Так, постановлениями Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на органы местного самоуправления возложены полномочия по обучению населения в области гражданской обороны и подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эти вопросы, так же как охрана окружающей среды и многие другие, относятся к вопросам местного значения. В соответствии с Законом "Об образовании" обучение и подготовка по таким вопросам по форме и содержанию относятся к дополнительному образованию взрослых, а сами курсы должны быть организованы по организационно-правовой форме как учреждения дополнительного образования взрослых. Существующее положение дел исключает также образование, обучение граждан, вышедших из школьного возраста и не получивших по каким-либо причинам среднего образования, и ситуации, схожие с сюжетом любимого нашего фильма "Большая перемена", у нас уже не предвидятся. Как уже было сказано, Законом "Об образовании" на органы местного самоуправления возложены полномочия по организации предоставления дополнительного образования только детям. В связи с этим и предлагается внести соответствующее изменение в Закон "Об образовании". На законопроект есть заключение правительства от 27 июля 2007 года, в котором отмечается необходимость исключения существующих противоречий в законах "Об образовании" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и официальный отзыв правительства от 9 сентября 2008 года, в котором оно просто не поддерживает законопроект по формальному основанию: по статье 83 Бюджетного кодекса средства в федеральном бюджете на 2008, 2009 и 2010 годы просто не предусмотрены для этого. Я предлагаю поддержать наш законопроект, как законопроект, который может поправить положение дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, спасибо. Я предлагаю сделать содоклад заместителю председателя Комитета по образованию Гаджимету Керимовичу Сафаралиеву. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В представленном проекте федерального закона предлагается внести изменение в статью 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" и наделить органы местного самоуправления полномочиями по организации предоставления дополнительного образования взрослым. Авторов законопроекта побудило к этому, как, собственно, следует из выступления Анатолия Александровича, принятие постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и постановления от 4 сентября 2003 года "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которыми на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов возлагается бремя создания и содержания курсов гражданской обороны. Деятельность курсов гражданской обороны по форме и содержанию представляет собой дополнительное образование взрослых и в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" должна лицензироваться. Поскольку органы местного самоуправления городских округов и муниципальных образований в соответствии с действующей редакцией статьи 31 Закона "Об образовании" не наделены полномочиями по организации и предоставлению дополнительного образования взрослым, в настоящее время лицензирование деятельности таких курсов гражданской обороны не представляется возможным, что, по мнению авторов законопроекта, является существенным обстоятельством, требующим внесения поправки в Закон "Об образовании". По оперативной информации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, рассматриваемый вопрос не актуален. Органы местного самоуправления не создают курсы гражданской обороны в связи с отсутствием финансовых средств для оснащения таких курсов и вместо их создания заключают договоры с руководителями учебно-методических центров субъектов Российской Федерации по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности для обучения соответствующего контингента населения в области гражданской обороны, а также обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в уже имеющих лицензию образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Вместе с тем в настоящее время согласно положениям пункта 11 части 1 статьи 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления дополнительного образования отнесена к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов только для детей, что согласуется с положением подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Закона "Об образовании". Поэтому принятие указанного законопроекта приведёт, с одной стороны, к противоречию положений статьи 31 Закона "Об образовании" положениям закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а с другой стороны - к финансовым затратам за счёт средств федерального бюджета, которые потребуются на реализацию нового государственного полномочия, возлагаемого на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В этом случае при подготовке законопроекта не учтены также положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете, и законопроект должен содержать нормы, определяющие источник и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Законопроект был направлен в регионы Российской Федерации, получены положительные и отрицательные отзывы. Было два заключения правительства, и во втором оно не поддерживает этот законопроект по обстоятельствам, о которых с уже сказал. Исходя из этого Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть один вопрос. Подводим черту. Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Гаджимет Керимович, практика разработки и применения закона номер 122 о монетизации льгот показала, что не всё то, что исходит от Правительства Российской Федерации, является истиной в первой инстанции. Поэтому не очень убедительно звучат, во всяком случае для меня, ссылки на мнение правительства как на безусловно правильное. На мой взгляд, законодатель указал на явные пробелы в нашем законодательстве, даже на его противоречия, особенно в части подготовки специалистов по гражданской обороне, это очевидно совершенно, ну и самое главное - на отсутствие логики в тех решениях, тех документах, которые сегодня готовятся для организации этого процесса. Мне кажется, что депутат Козерадский, когда представлял законопроект, назвал очень сильные аргументы, касающиеся гражданской обороны и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. САФАРАЛИЕВ Г. К. Вопрос понятен. Ну, во-первых, я не говорил, что заключение Правительства Российской Федерации - это определяющий в данном случае мотив отказа, я просто говорил, что было два заключения: сначала было положительное, а после того, как вышел закон о том, что муниципальные органы занимаются только дополнительным образованием детей, пришёл, действительно, отрицательный отзыв. Что касается гражданской обороны. Есть постановление правительства от 2 ноября 2000 года "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны". Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в образовательных учреждения дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, например на курсах гражданской обороны муниципальных образований по месту работы, месту учёбы и месту жительства. Так что в принципе эта работа проводится, и вносить изменения в этот закон, добавлять, что помимо детей надо ещё и взрослых обучать... ну, не справится муниципальное образование с этим. И денег нет, и такая работа уже проводится, поэтому параллельно вводить смысла нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ, присаживайтесь, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу с места не выкрикивать. Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Афанасьева. Других рук нет, подводим черту. Пожалуйста. АФАНАСЬЕВА Е. В. Я постараюсь кратко. То, что нам говорят, что муниципальные образования не справятся с этой задачей, я считаю, не совсем верно, потому что в вашем же заключении отмечено, что на данный законопроект поступили отзывы из тридцати субъектов Российской Федерации и только девять дали отрицательные отзывы. Значит, можно сделать вывод, что двадцать один субъект дали положительные отзывы, то есть они смогут справиться с этой задачей. Задача любой власти - это сохранение своего населения, сохранение его здоровья, сохранение его жизни, охрана его жизни в том числе. Вот, рассматривая предыдущий закон, мы не дали возможности матери, которая получает деньги от государства, воспользоваться ими для того, чтобы сберечь жизнь своего ребёнка. В данном случае, обсуждая данный законопроект, мы не хотим обременить органы местного самоуправления и, соответственно, обременить федеральный бюджет дополнительной нагрузкой по созданию курсов гражданской обороны. Я считаю, что наша позиция, наш подход, в данном случае подход комитета, не совсем правильный, если исходить из реалий жизни. Возьмём для примера последнее событие в Оренбургской области: обрушилась школа, погибли дети. Летом 2007 года город Оренбург несколько раз накрывала, скажем, волна газовой атаки, которая шла от газового завода. Ни исполнительные органы власти не предприняли правильных шагов, чтобы проинформировать правильно население, что ему делать в этой ситуации, ни сами граждане не знали, что они должны предпринять. Весь город несколько раз подвергался газовым атакам, были случаи отравления людей, и никто за это не понёс ответственности. А когда у нас на уроках физкультуры учитель, не рассчитывая сил своих учеников, гоняет их, и потом они гибнут от разрыва сердца, от сердечной недостаточности, - это разве не говорит о том, что требуется обучение тем самым нормам гражданской обороны, которые должны знать все, в том числе преподаватели, исполнительные органы власти, да и вообще любой гражданин? А где этому научиться? Кто этому должен учить? Я считаю, что мы должны поддержать данную законодательную инициативу, потому что мы должны дать возможность в том числе и взрослому человеку иметь доступ к информации и возможность обучения, как себя вести и в какой ситуации, что предпринимать для спасения своей жизни и спасения жизни окружающих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово, докладчик, вернее, содокладчик. У нас докладчик не настаивает на заключительном слове. Пожалуйста, Гаджимет Керимович Сафаралиев. С места. САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемая Елена Владимировна, вы, видимо, невнимательно слушали вторую часть моего ответа на вопрос депутата Локотя. Дело в том, что никто не говорит, что обучение не нужно, оно проводится централизованно и на всех уровнях власти. Поэтому говорить о том, что от того, что мы сейчас дадим какие-то полномочия (оно было - полномочие обучать взрослых, потом его изменили, только для детей ввели) и введём дополнительно вот этот пункт... Он ситуацию не улучшает. Местные органы, в конце концов, не могут осуществлять подготовку лучше, чем то же министерство по чрезвычайным ситуациям и другие органы, которые ответственны за неё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "Об образовании". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 02 сек.) Проголосовало за 121 чел.26,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 121 чел. Не голосовало 329 чел.73,1% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 48
О проекте федерального закона № 470820-4 "О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления дополнительного образования взрослым; внесён депутатами Государственной Думы А. А. Козерадским, В. А. Стальмаховым, А. Е. Хинштейном и А. Н. Косариковым, А. Б. Курдюмовым, А. Е. Лихачёвым, Л. И. Тяном, З. А. Багишаевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Докладчик по пункту 21 порядка работы - депутат Козерадский - просит перенести рассмотрение законопроекта на более поздний срок в связи с командировкой. Письменное заявление на имя Председателя Государственной Думы имеется. Прошу поддержать. Спасибо.
Балыхин Григорий Артёмович по просьбе докладчика Козерадского просит перенести рассмотрение пункта 21 на другой день. Уважаемые коллеги, не будет возражений против того, чтобы не рассматривать сегодня пункт 21? Возражений нет, мы пункт 21 снимаем.