Заседание № 181
О проекте федерального закона № 470798-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сделает Олег Владимирович Савченко. Пожалуйста. САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный к третьему чтению проект федерального закона, как уже было сказано, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Напомню, он касается совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и согласования, готов к принятию. Заодно хотел бы отметить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает законопроект важным и актуальным и будет голосовать за его принятие в третьем чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам, коллеги, есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. Подготовиться Мархаеву. Спасибо, Олег Владимирович. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР данную инициативу поддержит по нескольким основаниям. Первое. Здесь реализуется то, о чём я два дня назад с этой трибуны говорил. Я призывал вас поддержать нашу инициативу, она тогда не прошла, но теперь расчёт накопительной пенсии при достижении пенсионного возраста, для того чтобы реализовать право получения накопительной пенсии, отвязывается от виртуальной страховой пенсии. Это то, о чём говорила ЛДПР в своём законопроекте, нас не поддержали, но данный законопроект эту норму реализует. Теперь будет привязка к прожиточному минимуму пенсионера, это правильно, и предел не 5 процентов, как сейчас, а 10 процентов. Я считаю, это означает, что большее количество граждан смогут получать накопительную пенсию в виде единовременной выплаты. Второе. Все фракции в Государственной Думе на протяжении многих лет критиковали то, что много лет назад в систему обязательного пенсионного страхования был введён накопительный элемент, и вот то, что сегодня принимается, - это в развитие исправления той самой ошибки. Возможность добровольного (подчёркиваю, добровольного) формирования долгосрочных сбережений - это и есть добровольная накопительная составляющая для тех граждан, которые её для себя определили. Одновременно с этим создаётся механизм, который позволяет средства накопительной части пенсии переводить в добровольную систему и добровольно (ещё раз подчёркиваю, добровольно) формировать себе будущую прибавку к пенсии. Конечно, не надо было вводить в систему обязательного пенсионного страхования накопительный элемент. Тогда была другая ситуация в экономике, другие зарплаты, другие прогнозы, тогда это законодательно сделали. Но то, что уже много лет накопительная пенсия заморожена, говорит о том, что пенсионная система барахлит, и десятки миллионов наших граждан, которые выбрали добровольное формирование накопительной пенсии, определили себе негосударственный пенсионный фонд, почувствовали себя обманутыми. Замораживание накопительной пенсии означает лишь то, что весь тариф, который работодатель платит, идёт на формирование страховой пенсии. Для кого-то это даже выгодно - для тех, у кого маленькая заработная плата, - но в целом это создаёт нездоровую, нервозную обстановку. Данная инициатива позволяет гражданам распоряжаться накопленными средствами, переводя их в новый инвестиционный продукт, и позволяет нам ещё раз задуматься о том, что 15 лет назад рассматривали, принимали, говоря о формировании накопительной пенсии как обязательной. Вот этой обязательности не должно было быть, и хорошо, что несколько лет назад Государственная Дума не пропустила вариант, когда хотели сделать автоподписку для формирования добровольной накопительной пенсии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Мархаев Вячеслав Михайлович. Включите микрофон на рабочем месте. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, предлагаемый на утверждение законопроект, разработанный, согласно мнению авторов, в целях совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан, на самом деле защищает интересы государства, но никак не интересы самих вкладчиков. Это уже шестой вариант пенсионной реформы. И порядок перевода средств пенсионных накоплений, и досудебное урегулирование споров потребителей финансовых услуг, и отсутствие необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации - всё это инициативы, защищающие в той или иной степени интересы государства, но никак не интересы, не долгосрочные сбережения граждан. Под видом совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан на самом деле наблюдаем попытку создания новых и новых преград, что в конечном счёте может привести к новой потере доверия граждан к банковской и финансовой политике власти. Мы предлагали ряд инициатив, они, к сожалению, были отклонены. Необходимо ещё раз взглянуть на предлагаемые инициативы, но глазами самих же вкладчиков. Данную инициативу фракция КПРФ не поддерживает, не будет голосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 3-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 22 мин. 49 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 470798-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон № 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сделает Олег Владимирович Савченко. Пожалуйста, Олег Владимирович. САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович! Добрый день, коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающийся совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан. В прошлый раз, при рассмотрении в первом чтении, у нас была достаточно долгая и подробная дискуссия, я тогда попробовал объяснить, о чём идёт речь. Речь идёт о том, что мы совершенствуем инструменты, которые предоставляются гражданам, и контроль за тем, как будет исполняться данный закон. Этот законопроект был подробно рассмотрен в профильном комитете, поступило 19 поправок: 16 поддержаны, 3 рекомендованы к отклонению. Если будут вопросы, я готов подробно ответить по поводу трёх поправок на отклонение. Прошу поставить на голосование таблицы поправок № 1 и № 2, а затем и сам законопроект во втором чтении и проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 34 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2, предложенных комитетом к отклонению? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 10 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 11-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 40 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. САВЧЕНКО О. В. Я хотел бы напомнить, что это очень важный процесс, благодаря которому мы привлекаем инвестиции граждан в негосударственные пенсионные фонды, которые в дальнейшем будут гарантировать им дополнительные выплаты, дополнительные социальные гарантии. И государство берёт на себя ответственность, я обращаю внимание на поправку: 2,8 миллиона рублей гарантирует государство, если наступает страховой случай. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САВЧЕНКО О. В. Третье чтение - так, сейчас не готовы... Давайте на завтра, да, попрошу вас... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Аксакову Анатолию Геннадьевичу. Готовиться надо. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Спасибо за поддержку. Законопроект очень важный - просьба поставить в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обращаю внимание, мы сегодня формировали повестку с учётом того, что законопроекты будут рассмотрены во втором чтении, а значит, либо сегодня будет третье чтение, либо завтра. Мы работаем по максимально напряжённому графику и готовим законопроекты для того, чтобы они могли быть рассмотрены сегодня во втором и в третьем чтениях. Обращаю внимание руководителей комитетов, потому что все вы в зале. Коллеги, нет возражений, рассмотрим завтра законопроект под пунктом 11 нашей сегодняшней повестки? Нет возражений. Таким образом, на завтрашний день уже выносится два вопроса - 10-й и 11-й. Спасибо.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 470798-8 "О внесении изменений в Федеральный закон № 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон № 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад и содоклад по этому законопроекту сделает Олег Владимирович Савченко. САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Речь идёт об изменении очень важного закона, связанного с долгосрочным размещением средств через, так скажем, инструмент, который сегодня существует на рынке, - негосударственные пенсионные фонды. Во-первых, мы убираем риски, во-вторых, помогаем гражданам разобраться, какие возможности есть у этого инструмента. Целью законопроекта является совершенствование, оптимизация процесса формирования долгосрочных сбережений граждан, это очевидно. Я бы тезисно прошёлся по важным моментам, которые отражены в этом законе. Первое - это включение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. То есть мы включаем ещё один надзорный орган, который будет достаточно авторитетно и независимо наблюдать за реализацией данной процедуры. Более того, он может до судебного решения, до арбитража вмешиваться и, соответственно, решать те или иные конфликтные ситуации или спорные ситуации. Второе - совершенствование порядка перевода средств. Это тоже очень важный вопрос, потому что не все граждане имеют возможность разобраться в сложной процедуре перевода ценных бумаг, перевода своих активов или перевода своих сбережений в новую систему. Третье - это включение администратора софинансирования в процесс осуществления государственной поддержки. Речь идёт о том, что эту процедуру будут осуществлять уполномоченное юридическое лицо от центрального депозитария или сам центральный депозитарий, что говорит о том, что Центральный банк полностью контролирует данное юридическое лицо и отвечает за то, чтобы там ни в коем случае не было не то что злоупотреблений, а просто даже небольших нарушений. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает законопроект, проголосовали все единогласно. В большей степени законопроект носит технический характер в части процедуры осуществления предыдущего, 299-го закона. Обращаюсь к залу от имени Комитета Государственной Думы по финансовому рынку с просьбой поддержать данный законопроект. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Наша фракция, после того как в мае прошлого года мы уже приняли аналогичный закон, понимая, что данный законопроект - это продолжение покушения на накопительные пенсии наших граждан, задавалась вопросом: с какой целью это сделано, действительно улучшить благосостояние наших пенсионеров всё-таки или речь идёт о том, чтобы привлечь средства тех, кто получает пенсию, в создаваемые новые программы? То есть фактически принятие этого закона закроет возможности для альтернативного применения средств при отмене накопительной пенсии. Вопрос вам в части законопроекта. Речь идёт о том, что в предлагаемом вами варианте законопроекта вообще отсутствует описание порядка взаимодействия администратора софинансирования с остальными участниками отношений по формированию долгосрочных сбережений. Как планируете урегулировать этот процесс? САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. Я считаю, что есть возможность во втором чтении учесть ваше замечание. Оно достаточно аргументировано и, на мой взгляд, актуально. Спасибо большое. Комитет примет данную поправку к рассмотрению, и мы оценим и рассмотрим её важность на сегодняшний день. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Олег Владимирович, вокруг предлагаемых изменений много домыслов, разговоров. Для того чтобы развеять некие сомнения, прошу вас свою позицию высказать. Во-первых, по предлагаемым изменениям в части перевода имеющихся у гражданина средств из накопительной составляющей в систему добровольных сбережений - будет ли это добровольно или это будет делаться автоматом, по умолчанию? Я понимаю, что это будет добровольно, но лучше это прояснить. И во-вторых, речь идёт о переводе средств, которые граждане заработали и имеют в негосударственных пенсионных фондах в рамках накопительной составляющей, о возможности перевода этих средств на другой счёт по другой программе - программе системы долгосрочных накоплений, правильно? САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. Очень важный вопрос, он ещё, так скажем, некоторое время будет обсуждаться. Ещё раз подчеркну, в 299-м законе речь идёт только о добровольном решении гражданина в связи с тем, что у него появляются дополнительные возможности, связанные с размещением его личных средств, которые он заработал, которые принадлежат ему, и дальше, соответственно, он должен сам думать и принимать решение: инвестировать или не инвестировать. На заседании комитета, когда рассматривали этот вопрос, мы в том числе поставили ЦБ задачу маркетировать, то есть популяризировать, этот вопрос, разъяснить гражданам, что появляется у них через какое-то время, учитывая, что мы говорим о долгом сроке. Это риск на самом деле с учётом предыдущего опыта в нашей финансовой системе, я не буду говорить про негативный опыт, сегодня мы говорим о позитиве всё-таки. Исходя из этого, моё мнение, это очень хороший инструмент, и в данном случае, что касается сегодняшних поправок, мы обсуждаем и рассматриваем, как обезопасить, как сделать так, чтобы он фактически не провоцировал мошенников или какие-то недобросовестные финансовые институты на то, чтобы злоупотребить средствами данной программы. Моё мнение, что те вопросы, которые мы рассматриваем, дополняют и, ещё раз говорю, убирают, максимально убирают риски. Естественно, всегда будет борьба между людьми, которые хотят заполучить, злоупотребить средствами граждан, и Центробанком, регулирующими органами и банками в целом, которые хотят сохранить эти средства, для того чтобы работали эти программы, которые государство инициирует и в которых государство заинтересовано, экономика Российской Федерации заинтересована в данных средствах сегодня, заинтересована в том, чтобы оживлялся финансовый рынок, который сегодня ограничен в связи с санкциями. Я считаю, что сегодняшние поправки, сегодняшние изменения как раз помогают и Центральному банку, и государственным органам сделать так, чтобы этот процесс был безболезненным и контролируемым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Олег Владимирович, чинить негодный механизм очень сложно, а мы знаем, что система долгосрочных сбережений - это некий аналог, попытка заместить государственную пенсионную систему. То есть государство вам гарантирует минимум, вот на уровне выживания, грубо говоря, такого физического, если хотите больше, будьте добры, делайте долгосрочные сбережения, но государство вам ничего не гарантирует, потому что там могут быть жулики, ПФР и тому подобное. Вот мы сегодня чуть-чуть упрощаем, даём Центробанку дополнительные полномочия, финансовому уполномоченному. Но может быть, людям просто дать простое и понятное объяснение, что государство им гарантирует рост их вкладов на уровень не ниже инфляции? Почему сегодня инвесторам, которые приобретают ОФЗ, которые покупают ценные бумаги, государство это гарантирует, а своим же гражданам - нет, говорит, вы давайте там как-нибудь вкладывайтесь, постарайтесь не ошибиться и тому подобное? И ваш законопроект опять на это же и направлен, как вы говорите. САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. Я считаю, что здесь граждане должны выбирать из небольшого количества действующих сегодня негосударственных пенсионных фондов, к сожалению, небольшого, потому что эволюционный процесс прошёл, какие-то умерли, какие-то обанкротились, какие-то негосударственные пенсионные фонды, естественно, с уголовными делами остались. Сегодня сформировался некий, так скажем, пул негосударственных пенсионных фондов, которые доказали и показали, что они способны и готовы размещать и умножать средства граждан, которые им доверяют. Возвращаясь к вашему вопросу по поводу гарантий государства, мы как раз и рассматриваем инструменты гарантирования того, что эти средства ни в коем случае, даже по ошибке, не могут быть использованы в том или ином направлении без участия государства. Что касается инфляции, вы знаете, всё-таки решение, что называется, самого гражданина - в какой негосударственный пенсионный фонд вкладывать, а инфляция - это такая величина, которая подвергается изменениям, и, если завтра инфляция будет 3 процента, не факт, что гражданин согласится средства размещать под 4 процента годовых, потому что может быть предложение гораздо лучше. У меня такое мнение: мы предлагаем гражданам самим принимать решения, мы вовлекаем граждан в экономику страны и, соответственно, вовлекаем в то, чтобы они самостоятельно принимали решение, а со стороны государства, со стороны Центрального банка уже должны быть гарантии исполнения, выполнения регуляторных нормативов, которые в том числе сегодня мы обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Владимирович, в продолжение вопроса. Вы знаете, что было 143 негосударственных пенсионных фонда, осталось 35, по моим данным, все их уже регистрирует и контролирует ЦБ. Но я вам напомню, среди всех фондов, которые, вы сказали, исчезли, обанкротились, есть такие, в которых пропало по 100 миллиардов, и Следственный комитет за восемь лет ничего не смог сделать. Меня беспокоит, что мы, создавая дополнительные промежуточные звенья, ну, каким-то образом будем помогать вот этим недобросовестным жуликам уводить деньги и потом исчезать. Вам так не кажется? САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. Нет, не кажется. Ну, во-первых, вы рассказали историю - я напоминаю, что истории были разные, была история, по-моему, со Сбербанком, который, к сожалению, средства граждан... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САВЧЕНКО О. В. Я вернусь к истории, я ещё раз скажу, гораздо больше средств, которые куда-то пропали. Давайте говорить о будущем, о сегодняшнем статусе и о сегодняшнем законопроекте. Мы, ещё раз, утверждаем, обсуждаем инструменты, которые позволят государству контролировать, ещё больше контролировать исполнение того закона, который мы с вами приняли, поэтому большая просьба поддержать и отнестись к нему очень серьёзно. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку готов принимать ко второму чтению поправки, которые помогали бы и, может быть, ещё больше, что называется, совершенствовали уже принятый закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Владимирович, вопрос также в развитие данной темы. Настоящим законопроектом власть снова пытается создать нового посредника между вкладчиками и давно определённым законодательно преемником по обязательствам, запутывая ещё больше порядок возврата сбережений. Все совершенствования, оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан по факту оборачиваются обогащением порождённого новой властью зажиточного класса бизнес-элиты и олигархов. Вопрос: почему нельзя направить получаемую банковским сектором сверхприбыль или её часть на выплаты по обязательствам в части долгосрочных вкладов граждан? САВЧЕНКО О. В. Ну, наверное, мы сейчас этим вопросом начинаем обсуждение каких-то других законопроектов, в которых вы, надеюсь, будете автором, я там готов быть соавтором, если разберусь и пойму, что это действительно нужно нашей экономике, нашей стране, нашим гражданам. Но сейчас, ещё раз напоминаю, мы говорим об инструментах, которые помогают и которые не усложняют. Вот скажите, пожалуйста, включение уполномоченного по правам потребителя финансовых услуг в данную схему, просто наблюдателем или арбитражным, так скажем, судьёй, усложняет или упрощает? На мой взгляд, упрощает, потому что, когда граждане вдруг неожиданно почувствуют, или заподозрят, или подумают, что где-то, ну, не обман даже, а нарушение, они пойдут к этому финансовому уполномоченному. Мы сегодня его добавляем, то есть мы упрощаем процедуру. Дальше, включение администратора софинансирования, который контролируется Центробанком полностью, упрощает или усложняет? На мой взгляд, упрощает, потому что достаточно обращения в Центробанк, и, если существует ошибка, ещё раз говорю, или злоупотребление, это сразу ликвидируется и ситуация возвращается к нормальному статусу. Я не понимаю, о чём мы сейчас говорим, что мы сейчас обсуждаем. Мы обсуждаем такие глобальные планы, а речь идёт о трёх или четырёх инструментах совершенствования уже принятого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Олег Владимирович, если я не ослышался - если ослышался, извините, - вы сказали, что Банк России отвечает за пенсионные накопления. Вот как, каким образом, чем он отвечает за пенсионные накопления, когда даже в банках защитить от мошенников людей он не может? Далее. Пенсионные накопления людям невыгодны в принципе по сравнению с обычными вкладами. И какой вообще смысл разговора о долгосрочных рублёвых сбережениях, когда политика Банка России направлена на девальвацию рубля, когда он блокирует все меры по укреплению рубля вроде запрета на вывод капитала и даже ограничение валютной выручки приходится указом президента вводить при сопротивлении банка, когда стимулирует рост цен повышением процентной ставки? Ну о каких долгосрочных вложениях граждан мы можем сейчас с вами говорить в этой ситуации? Ну а финансовый уполномоченный, он просто беспомощен, вы извините. САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, когда финансового уполномоченного мы вызовем в этот зал, наверное, спросим, насколько он способен или не способен осуществлять свои функции. Это первое. Второе, по поводу контроля Центробанка за пенсионными накоплениями. Я ни в коем случае... Наверное, или вы ослышались, или, может быть, извините, я оговорился - спасибо большое, что вы поправили, если действительно была оговорка. Ни в коем случае! Здесь речь идёт о том, что Центробанк контролирует финансовые услуги, речь о регуляторике финансовых услуг, которая сегодня существует и утверждена законодательно в Российской Федерации, не более того. Что касается того, размещать или не размещать долгосрочные накопления, собственные долгосрочные накопления гражданина в том или ином финансовом инструменте, который предлагает сегодня рынок. Это его право, ещё раз, мы говорим о добровольном размещении гражданами своих средств. Государство в этом заинтересовано, поэтому государство будет ещё, может быть, много раз, в том числе с этой трибуны, нормативно предлагать некие документы, для того чтобы граждан вовлекать. Во всём мире, ну, в цивилизованном мире, так скажем, граждане вовлечены, они заинтересованы в экономике, они, соответственно, помогают своей экономике, и дальше государство, со своей стороны, в благодарность через рост экономики, рост дивидендов по акциям, процентные ставки возвращает и компенсирует гражданину, может быть, даже те инфляционные процессы, которые сегодня, к сожалению, находятся в таком состоянии... естественно, очень высокие инфляционные показатели сегодня, но завтра они будут другими. Давайте вспомним те времена, когда были другие показатели инфляции, всё было по-другому. Так что чем больше граждан будет вовлечено в этот процесс, тем лучше для экономики, чем больше будет расти экономика и чем лучше она себя будет чувствовать, тем лучше будет гражданам. Я считаю, что это взаимный процесс, ещё раз я хочу обратить внимание, это на добровольной основе. Сегодня мы обсуждаем инструменты, которые помогают гражданам убрать риски и разобраться в том, в чём сегодня, к сожалению, не все ещё полноценно разбираются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Владимирович, ну вот я внимательно прочитала пояснительную записку, и у меня сразу возник вопрос: на какую действительную практику вы опирались, когда решили внести этот законопроект? Вот 299-й закон ещё вообще не вступил в силу, а мы уже нашли дополнительную работу уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Знаете, создаётся впечатление, что этим законопроектом мы всё-таки пытаемся уйти от государственных пенсий и попробовать людям пояснить, что должны копить на старость сами себе. Вот ваша точка зрения? САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое. Хочу сказать, что эту постановку вопроса мы обсуждали, когда утверждали 299-й закон, когда звучал вопрос, целесообразно или нецелесообразно. Мы очень внимательно отнеслись к вопросам, которые звучали вот из левой - ну, я лицом стою к залу, - из левой половины зала. В принципе все вопросы были учтены, и по этому, так скажем, мотиву мы, в том числе я, автор законопроекта, инициировали эти поправки. Будут ещё вопросы - спасибо большое за активность сегодня, - значит, мы ещё будем вносить поправки. Это очень хорошо, что закон ещё не вступил в силу, а мы уже помогаем закону, чтобы он адаптировался быстро и чтобы граждане принимали его и работали с ним и государственные органы власти более внимательно и ответственно относились к реализации данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Владимирович, законопроект направлен на совершенствование и оптимизацию процесса формирования долгосрочных сбережений граждан, в связи с этим будут ли предусмотрены какие-либо инструменты, программы софинансирования взносов граждан юридическими лицами или господдержка? САВЧЕНКО О. В. Да, уже во втором чтении будут рассматриваться, и можно сказать, что комитет Государственной Думы, поддерживая данный законопроект, в случае его принятия в первом чтении считает целесообразным перед вторым чтением рассмотреть ряд рекомендаций. Я просто в целях экономии времени эти рекомендации не прочитал, но сейчас зачитаю вам рекомендации, которые будут в ближайшее время рассматриваться в профильном комитете. Это в первую очередь возможность доработки законопроекта в части распространения продукта через страховые организации, второе, участие юридических лиц в софинансировании взносов по договорам и долгосрочным сбережениям, третье, совершенствование механизма подачи документов. Я могу расшифровать, на целую страницу здесь механизм, я прошу прощения, мне придётся зачитывать, потому что здесь есть очень сложные технические моменты, если вам интересно, я готов это зачитать. Если вы доверяете Комитету Государственной Думы по финансовому рынку, где представлены все фракции, в комитете мы будем рассматривать и скрупулёзно разбираться. Слава богу, у нас в комитете достаточно, так скажем, компетентные специалисты, которые помогут разобраться и сделать доклад по поводу новых поправок более сжатым. Спасибо большое за вопрос, я надеюсь, что вы поддержите в следующем рассмотрении поправки уже к данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить по законопроекту? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. Семь минут поставьте, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Дорогие коллеги, вы знаете, я, наверное, сейчас заработаю 28 или 29 врагов, но я очень люблю Комитет по финансовой политике, я считаю, что это самый эффективный, самый открытый, самый позитивный, самый конструктивный комитет, ну, по крайней мере, из тех, с которыми я сталкивался, - и что мы получаем? Мы делаем, да, хорошие вещи, правильные вещи, но мы занимаемся третьестепенными вопросами. Мы очень тщательно ставим очень сложные, тонкие технические формулировки, мы громоздим детали, мы закапываемся в деталях - для того, как мне кажется иногда, чтобы не заниматься фундаментальными, базовыми вопросами. У нас огромное количество проблем, которые вопиют в прямом смысле слова. У нас не только советские вклады в Сбербанке и всё остальное, у нас ещё закон, который мы уже успели принять по поводу этих вкладов, так сказать, грубо говоря, висит в воздухе. У нас как бы действие некоторых наших регуляторов таково, что они скорее дерегулируют экономику, чем её регулируют. У нас инфляция... Простите, пожалуйста, когда вы называете в обычной аудитории официальный показатель инфляции, ну, кто-то над вами смеётся, кто-то в вас кидается, а кто-то и в драку лезет, потому что это уже неадекватность вопиющая. Мы знаем реальные продажи в легальном секторе экономики, мы знаем всё в режиме онлайн с точностью до минуты и реальной цены, мы знаем о реальной пересортице, при этом мы пользуемся откровенно фантазийными данными Росстата в своих расчётах, а потом удивляемся, что у нас концы с концами не сходятся: то не хватает, то, наоборот, избыток. Мы, в том числе присутствующие в этом зале, абсолютно беззащитны перед самыми разными финансовыми мошенниками, самыми разнообразными. Нам говорят, что не хватает людей, не хватает этого, не хватает этого. Нам рассказывают про плохие законы, которые недостаточны, которые мы, кстати, принимаем. Мы всё это терпим и закапываемся в деталях. Коллеги, у нас проблемы системные в экономике, в социально-экономической сфере, в финансовой сфере, проблемы системные. Можем сколько угодно принимать замечательных, гениальных, восхитительных законов, можем работать 26 часов в сутки, но, пока мы вместо системных проблем занимаемся улучшением деталей, мы ситуацию не улучшим. И отношение к себе мы, кстати говоря, не улучшим тоже. Мы воздержимся по поводу этого законопроекта именно потому, что он урегулирует тщательно, хорошо и замечательно вопрос, который практического значения существенного, на мой взгляд, не имеет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Геннадьевич. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. От фракции, Ярослав Евгеньевич? От фракции - поставьте время. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. На что я сразу хотел бы обратить внимание? В своём выступлении Олег Владимирович абсолютно правильно сказал, что Центральный банк озабочен вопросом о разъяснении тех сложных механизмов, которые мы с вами здесь принимали, о разъяснении возможностей, которые уже были ранее даны нашим гражданам, в части формирования долгосрочных добровольных накоплений, но, к большому сожалению, ни встреча с организацией, которая объединяет негосударственные пенсионные фонды, ни неоднократные призывы усилить разъяснительную работу к реальным каким-то шагам не привели. Вот посмотрите на конкретном примере: сегодня обсуждается серьёзный законопроект, который связан с накопительной пенсией, с добровольным формированием гражданами долгосрочных накоплений, звучит критика, с которой я полностью согласен, со стороны депутата Делягина, но я сомневаюсь, что будут в эфире гражданам разъяснены, уточнены какие-то моменты на понятном языке. И вот так всё проходит у нас на протяжении многих лет, предлагаемые идеи имеют негативный, критический фон, а к негосударственным пенсионным фондам давно уже отрицательное, негативное отношение, сложился определённый стереотип в отношении негосударственных пенсионных фондов - это всё результат и мизерных пенсий, и сложной пенсионной системы, и пенсионной реформы, и всего остального. Пока не произойдёт, скажем так, ментальная перезагрузка, пока не будет настроена нормальная разъяснительная, пропагандистская работа, причём понятным гражданам языком, чтобы донести, что они могут себе оставить накопительную пенсию и, достигнув пенсионного возраста по старым параметрам пенсионной системы, либо получать по 500 рублей в месяц на протяжении, там, 20 лет, либо, если подпадут под определённые, установленные законом условия, получить единовременную выплату, либо, после того как всё это будет законодательно закреплено, перевести деньги из системы обязательного пенсионного страхования - все накопленные деньги по программе накопительной пенсии - в добровольные долгосрочные накопления... Какие плюсы, какие минусы - это гражданин должен видеть и понимать. А вот такие сухие позиции, очень сложный юридический язык, финансовые термины, конечно, граждан будут путать, пугать. И когда люди, которые сегодня получают пенсию по старости, страховую пенсию, даже социальную пенсию, слышат, что в Государственной Думе обсуждается что-то связанное с пенсией, у них уже возникает некое напряжение и непонимание. Это, может быть, вообще не касается людей, которые сегодня получают пенсию, - да, этот законопроект не касается этой категории граждан, - но напряжение всё равно будет расти, потому что опять обсуждается какое-то изменение пенсионного законодательства, вопрос о формировании пенсий и так далее. Вот на это надо обратить внимание. Хорошо, что Олег Владимирович подчеркнул, что это добровольно, - это ключевое. А почему возник вопрос, добровольно или недобровольно? Да потому, что на протяжении многих лет, когда обсуждалась реформа накопительной компоненты, говорили о том, что будет некая автоподписка, что будет якобы добровольное, но по умолчанию обязательное формирование накоплений. Благодаря дискуссии, благодаря нам, депутатам, на это решение правительство не пошло, с такой инициативой даже не вышло в Государственную Думу, и позже мы приняли, что формирование добровольных накоплений - это некая альтернатива накопительной пенсии, которая с 2016 года у нас заморожена. Ещё раз подчёркиваю позицию фракции ЛДПР. Мы говорили о том, что формирование накопительной пенсии изначально, когда это вводили в систему обязательного пенсионного страхования, было ошибочно, это всегда должно было быть добровольным. Но тогда была другая ситуация в экономике, тогда законом закрепили деление тарифа и часть тарифа уходила на накопительную пенсию, на её формирование. Кто-то выбирал негосударственный пенсионный фонд, кто-то менял негосударственный пенсионный фонд, при этом не зная о том, что смена без уведомления приводила к потере инвестиционного дохода, заработанного за годы. И у многих граждан сложилось такое мнение, впечатление, что лучше вообще... идёт и идёт, как будет, так будет. И сегодня я понимаю негосударственные пенсионные фонды: у них нет притока со стороны работодателей, но обязательства, взятые ранее, им придётся выполнять. Через несколько лет на них будет серьёзнейшая финансовая нагрузка, и они ищут механизмы, как уйти от старых обязательств через добровольные решения граждан и взять на себя новые обязательства. И вся эта реформа в принципе выглядит достаточно привлекательной. Когда я встречался с представителями негосударственных пенсионных фондов, они всё раскладывали на бумаге, рисовали схемы - это всё достаточно интересно, но очень сложно. Надо чётко, ясно, на конкретном примере рассказать, показать, и для этого есть средства массовой информации, то же "Общественное телевидение России". А мы здесь лет семь назад или больше принимали законодательную базу для открытия такого канала в нашей стране, он для этого и был создан, поэтому просьба к журналистам "Общественного телевидения России" усилить разъяснительную работу. Это канал, который обязательно доступен для всех наших граждан, и там как раз можно эту информацию доносить. В противном случае мы сколько угодно будем законодательных изменений вносить, но нормально эта система работать не будет, потому что граждане просто не знают, не понимают, у них возникает страх, стереотипное, клиповое мышление не позволяет им глубоко погружаться, они предпочитают от этого всего дистанцироваться. Так что поддерживаем, так как предлагаются добровольные вещи, но обращаем внимание прежде всего на необходимость усиления нормальной, полноценной разъяснительной работы. В противном случае это будет постоянно сопровождаться критикой - связанной с законопроектом, не связанной, в целом критика будет звучать в адрес НПФ, в адрес пенсионных фондов, размера пенсий, накопительной пенсии, и этот шлейф будет постоянным, когда будут обсуждаться те или иные, даже хорошие, изменения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемые депутаты, ну, я начну с того, на чём остановился Ярослав Евгеньевич, - с разъяснительной работы. Так вот я разъясняю. Вся эта совокупность законов по переходу к долгосрочным сбережениям граждан связана с тем, что реформа 2002 года о введении обязательного накопительного элемента полностью провалилась. Но при этом граждане, в основном 1967 года рождения и младше (потому что те, кто родился с 1958-го по 1966-й, только два года копили), с 2002 по 2014 год отчисляли на накопительную часть пенсии 6 процентов из 22. В итоге у НПФ и ВЭБа скопилось около 5 триллионов рублей. Дальше, поскольку вся реформа доказала свою абсолютную неэффективность, возникает вопрос: что делать с этими средствами? По-хорошему, если бы действительно был принцип добровольности, гражданам надо было бы предоставить право: либо вы дальше играете в игры с накопительной пенсионной системой, добровольно оставляете эти средства как накопительный элемент, либо вы их переводите в страховую часть, и ваши деньги, соответственно, переводятся в пенсионный фонд, и дальше вам их переиндексируют, потому что доходность вот этих 6 процентов, которые были в накопительной части, меньше, чем индексация, которая была по страховому пенсионному капиталу. Вот это добровольность! А вот этот весь туман с многочисленными законами и поправками, которые мы сейчас принимаем (то мы уполномоченного введём, то мы информацию дадим, то мы гражданам будем разъяснять, что всё это добровольно), - это только для того, чтобы эти 5 триллионов не отнимать у финансового сектора. Добровольно их вытащить оттуда нельзя. Всё. А расплата будет в 2027 году, когда первая возрастная когорта - это женщины 1967 года рождения - выйдет на пенсию. И они обнаружат, что страховая часть пенсии у них существенно меньше, потому что фактически 6 процентов из 16, которые были на индивидуальную часть, у них в страховую не поступали, а накопительная пенсия, если они вообще её найдут, будет существенно меньше. Вот и всё. А это всё... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. Продолжайте. ДМИТРИЕВА О. Г. А это абсолютный туман, потому что уже все вообще не понимают, где эта добровольность. А добровольность в том, чтобы не понимать, что всё вот это... обязательный элемент полностью остался в этой системе, и взять его обратно нельзя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, от фракции. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, известный всем Остап Бендер знал 400 относительно честных способов отъёма денег у населения. Ну, наше правительство экспериментирует с пенсией, это уже шестая попытка приблизительно такого же характера: как бы сделать так, чтобы денег не платить, а люди были довольны? Я имею в виду всю систему государственного обеспечения. Нам сегодня дан простой выбор. Государство вам гарантирует минимум. На все пенсионные реформы можно наплевать, на все обещания о повышении пенсий, о покупательной способности можно наплевать - вот 23 тысячи в среднем. Что можно на 23 тысячи сделать, вы можете посмотреть: за ЖКХ заплатить, продукты купить, на всё остальное не хватает денег. Поэтому если вы хотите ещё купить лекарства, обновить бытовую технику или в какой-нибудь кинотеатр сходить, то тогда, будьте добры, копите сами. Но государство вам ничего не должно и по варианту накопительной пенсии брать на себя ответственность никакую не хочет, учитывая предыдущий опыт, о котором нам только что рассказывала депутат Дмитриева, потому что из тех нескольких сотен негосударственных пенсионных фондов, которые заграбастали огромные деньги, часть обанкротилась, часть исчезла, а с ними исчезли десятки миллиардов рублей, ну, про это никто не пытается вспоминать. Реформа действительно провальная. И выбран очень хитрый вариант: хотите копить на пенсию - вот вам, пожалуйста, добровольный инструмент. Что гарантирует государство в плане этого добровольного инструмента? Ну практически ничего. Вот сегодня мы пытаемся этот механизм немножечко поднастроить, то есть мы будем следить через Центробанк, усилим его полномочия, финансовый уполномоченный будет тоже вам что-то советовать периодически или в досудебном порядке что-то регулировать, но за результат накопления, инвестирования ваших средств мы не отвечаем. Когда этот закон обсуждался, мы предлагали самый простой механизм: не хочет государство, не может, ну тогда закрепите хотя бы вариант, что те деньги, которые человек откладывает добровольно (пускай добровольно), хотя бы на уровень инфляции автоматически индексируются. Нам говорят: "Нет, вы что, это коммерческие предприятия, они не могут так". И поэтому базовый закон, основной, направлен прежде всего, естественно, на обогащение негосударственных пенсионных фондов и банков, которые с ними плотно связаны. Именно по этой причине сегодня 2,5 триллиона доходов у банков. Я думаю, такие же огромные доходы получат и негосударственные пенсионные фонды, если к ним, не дай бог, понесут деньги, на что сегодня пытаются уговорить, провести разъяснения каким-то образом именно в связи с этим. Государство ни при чём: мы ни за что не отвечаем, только минимальный, так, скажем, номинал мы вам вернём, и какую-то сумму застрахуем, гарантированную, и чуть-чуть добавим кому-то по особой формуле, может быть. То есть совершенно негодная система, которая никак не гарантирует человеку, что он, ну, хотя бы на уровне инфляции восполнит свои сбережения, которые он вынужден откладывать, компенсируя недостачу государственной пенсии как таковой. И нам предлагают его чуть-чуть подрегулировать: давайте немножко тут подкрутим, там подкрутим, но, по большому счёту, он не заработает сам по себе. И разъясняй не разъясняй, люди на протяжении 30 лет видели, как государство их грабило под разными предлогами в виде пенсионных реформ, в виде одного захода с накопительными пенсиями, негосударственными пенсионными фондами и так далее, а потом говорит: нет, теперь всё будет по-другому, проводим линию, теперь честное государство начинается вот отсюда, но оно ни за что не отвечает, вместе с Центробанком оно просто смотрит со стороны, как вы пытаетесь эффективно инвестировать лишние, накопившиеся у вас деньги (хотя они далеко не лишние, если мы возьмём уровень заработных плат сегодня в Российской Федерации). Понятно, что эта схема не может быть улучшена никоим образом. И те поправочки, которые вносятся в закон, который ещё не вступил в действие, - и это тоже такой очередной звоночек, может, ещё придётся корректировать, это даже ещё не заработало, а уже дефекты обнаруживаются - никак не повлияют на жизнь наших людей. Поэтому мы не будем поддерживать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Олег Владимирович Савченко. САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое, коллеги, спасибо большое за активность. Честно скажу, я сэкономил бы минут пятнадцать времени зала, если бы знал, что темой сегодняшнего обсуждения будет сутевая тема 299-го закона. Вот я зафиксировал все замечания - спасибо большое за замечания, за мнения. Коллеге Нилову хочу сказать и пообещать, что при встрече с руководством Центробанка мы передадим мнение фракции ЛДПР по поводу того, что нужно на бытовом, понятном уровне разъяснять, и помогать гражданам, и вовлекать их таким образом в принятие добровольного решения, где размещать свои средства. Теперь по поводу статистики. 37 негосударственных пенсионных фондов осталось. Да, их было много. Но хочу обратить внимание, что за 2023 год не было ни одного банкротства негосударственного пенсионного фонда и это количество - 37 уже давно стабильно присутствует на финансовом рынке. То есть ещё раз хочу объяснить и донести, что стабильная система сегодня, что она эволюционировала, что вся шелуха уже в прошлом. Если мы будем всё время обращаться в прошлое, искать золото партии, там, конца 80-х (давайте ещё им займёмся!), будем искать и вспоминать ещё какие-то плохие, негативные моменты нашей истории... Давайте смотреть вперёд, давайте смотреть, как завтра жить нашим гражданам, как улучшить их благосостояние. Теперь ещё статистика. С 2016 года по 2022 год средневзвешенная доходность по пенсионным накоплениям застрахованных лиц составила 6,2 процента, средств участников добровольного пенсионного страхования - 6,5 процента, средняя инфляция за аналогичный период была 5,6 процента. Я специально взял данные до 2022 года, потому что сейчас услышу, наверное, о том, какая сегодня инфляция, мол, давайте данные на сегодня рассмотрим. Сегодня сложная ситуация для экономики страны, в том числе испытания сегодня достойно выдерживает финансовая система Российской Федерации, давайте через два года посмотрим итоги доходности по этим программам, но с 2016 по 2022 год - это статистика, это очевидно, и, что называется, из песни цифры не выкинешь. Дальше, очень важный, вот тот самый момент, на который я хотел бы обратить внимание и сэкономить те самые 15 минут. 100 процентов средств негосударственных пенсионных фондов гарантировано государством: напоминаю, с 1 января 2023 года заработала система гарантирования для негосударственных пенсионных фондов в пределах 1,4 миллиона рублей, а с апреля 2023 года сумма гарантированного возмещения была увеличена до 2,8 миллиона рублей - будьте любезны!.. 2,8 миллиона рублей сегодня гарантирует государство вне зависимости от тех случаев, из-за чего эти средства попали или были вовлечены в какие-то там махинации, как вы говорите, или какие-то злоупотребления, - государство со своей стороны контролирует и гарантирует. Но для того, чтобы это происходило, нужны как раз те самые инструменты, которые сегодня, так скажем, были вынесены на обсуждение мной от имени Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, которые мы с вами должны были обсуждать, совершенствовать, может быть улучшать даже. А мы опять пошли в историю, опять пошли в сутевые какие-то вопросы, которые мы уже давно здесь обсуждали, спорили и, что называется, ломали копья. И самое главное, повторю, 100 процентов взносов на накопительную пенсию и 100 процентов средств, необходимых для осуществления выплат уже назначенных пенсий, сегодня по факту гарантировано, и многоуровневая система защиты и контроля сегодня это обеспечивает. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 57 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.