Заседание № 282
03.03.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 470635-7 "О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части введения временного косвенного запрета на экспорт деловой древесины хвойных пород).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4337 по 5207 из 5965
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, 28-й вопрос, приоритетный законопроект фракции ЛДПР. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей Валерьевич Андрейченко. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Добрый день, коллеги! В приоритетном законопроекте фракции ЛДПР речь идёт о запрете экспорта деловой древесины. Почему именно деловой древесины? Потому что мы же понимаем, что с лесом-кругляком происходит: когда повысилась пошлина на его экспорт, сообразили, что можно распилить пополам или просто сбить щепки и это будет уже считаться некой переработкой, некой обработкой, и, соответственно, в таком виде всё это снова продолжает утекать за границу, в частности в Китай. В связи с этим мы настаиваем именно на этом термине и на запрете экспорта такой древесины. Вывоз готовых изделий из дерева мы запрещать не собираемся. Почему мы настаиваем на запрете экспорта такого леса, либо необработанного, либо лишь выдаваемого за обработанный? На самом деле мы это делаем по трём главным причинам. Первая причина - это то, что в России критически остро стоит вопрос воспроизводства лесного фонда. Надо сказать, что данные, которые у нас выдаются за официальные, чаще всего не подтверждаются. Так, мы уже не раз обращали внимание на исследования Института мировых ресурсов и компании "Google", когда они по снимкам "Google"... ну, понятно, что сейчас, может, многие усомнятся, чуть ли не иностранным агентом компанию назовут, но по снимкам видно, что леса в России уничтожается гораздо больше, в разы больше, чем это указывается в официальных отчётах. Причём понятно, почему официальные отчёты не могут показывать правду, - потому что, по сути, лесной фонд управляется вслепую. Лесоустройство... С момента, когда мы приняли новый Лесной кодекс, поставлена на кадастровый учёт в лучшем случае одна четвёртая леса, то есть государство и официально не закладывало на это деньги, до конца не проводило эти исследования, не знает. Плюс, когда появились типовые договоры, по этим договорам лесоустройство заказывают даже не те, кто аукционы выиграл в своё время, а те, кто ещё просто продлевает аренду лесных участков у коммерческих структур. Они заказывают и лесоустройство, и проект разработки. И соответственно, как они заплатят, как они захотят, так лесоустройство им коммерческие структуры и проведут, а также проект освоения чётко распишут: сколько чего нужно восстанавливать, высаживать. Это никуда не годится! Вы мне можете сказать, что есть государственная инспекция, государственная инвентаризация, есть некая процедура. Так вот в ответ могу сказать, что либо эта процедура в большинстве краёв, областей России не проводится, либо она проводится, но ни к чему не приводит. И есть документы совершенно официальные, с которыми можно выступать, обсуждать эту проблему, когда комиссия показывала, что есть расхождения между тем, что выявили лесные инспектора, лесники, и тем, что существует на самом деле. Итак, первый аргумент: если лес будет так же вырубаться, мы с вами просто останемся без леса, тем более что мы, фракция ЛДПР, в своём законопроекте говорим именно о ценных породах леса - ценных пород, если будет такая динамика, через пять, через десять лет в России может практически не остаться. Второе. Вот мы сейчас с коллегами обсуждали - у кого-то в крае зарегистрировано уже более 100 случаев, у кого-то более 800 случаев, я говорю про незаконные рубки. Незаконные рубки - это большая проблема, причём проблемой являются не только незаконные рубки, но и, по сути, законные рубки. Почему? Потому что после принятия нового Лесного кодекса вся система находится в запущенном состоянии: лесников у нас либо нет, либо они получают нищенскую зарплату, либо у них вообще нет никакой техники. То есть человек, который должен обрабатывать один участок земли, смотреть за ним, на самом деле получает (поскольку нищенская зарплата, с кадрами недобор) гораздо больший участок, за которым он смотреть не успевает. Чаще всего бывает так, что лесник едет смотреть арендованный предпринимателями участок на машине арендатора. То есть, по сути, он находится в бесправном положении, без техники, и понятно, что он увидит в лесу то, что ему там покажут. Да даже если он увидит что-то другое... Ну представляете: привезли человека на машине, его встречают люди, ну, например, с оружием, известно, что у них толпа юристов, известно, что это люди, связанные ещё с 90-х годов с криминалом. Вот что, он будет говорить: "Так, я фиксирую то и то и еду это рассказывать"? Понятно, что есть принципиальные люди, но всё-таки лучше таких ситуаций избегать. Мы с вами обсуждали, что расходы на зарплаты лесникам мы не увеличили, поэтому никакого контроля за рубками, как законными, так и незаконными, у нас в стране - нужно констатировать - практически нет. Следующее. Если запретить экспорт, то какой эффект это произведёт в экономике? Люди начнут перерабатывать этот ресурс, будут уже делать... ну мебель ту же самую, какие-то другие вещи и продавать их. Соответственно, это новые рабочие места, причём именно в депрессивных районах, лесных районах, как правило, которые сейчас как раз нуждаются в финансировании. Вот мы обсуждали с коллегами эту проблему: чаще всего лесопилки чьи? Китайские (ну, назовём их так). Работает китаец и работает русский - китаец обычно в 2 раза больше получает, чем русский. То есть китайцы, по сути, из русских мужиков и женщин в деревне так или иначе делают как раз чёрных лесорубов. А если в этих районах начать перерабатывать древесину, то это и повышение заработной платы, и рабочие места, и отчисления в местный бюджет, что очень важно. То есть таким образом мы поможем этим районам с точки зрения и бюджета, и налогов, и зарплаты. Три аргумента я уже назвал, и ещё один важный момент. По сути, сейчас на самом деле государство от этого ценнейшего, уникального ресурса Российской Федерации - леса - ничего должным образом, что касается рынка, не получает. Вот мы говорим про повышение пошлин на необработанный лес - на самом деле там не более 1 процента. Можно посмотреть, сколько арендатор, если он начинает заниматься лесом... Ну, в лучшем случае в какой-то области, предположим, он платит государству за кубометр 100 рублей, хотя рыночная цена древесины ценных пород (они перечислены в законопроекте), о которой мы говорим, часто доходит и до 30 тысяч рублей. То есть, по сути, бизнес строится так: 100 рублей государству, 1,2-1,3 тысячи потратил на заготовку, а всё остальное - чистая прибыль! Так что государство сейчас ничего не получает от этого ценнейшего ресурса, и мы этот ресурс скоро просто весь утратим. И за лесовосстановлением никто не следит: просто молодняк оставили, деревья протащили и выдали это за минерализацию - часто коммерческими структурами это выдаётся за лесовосстановление. Давайте защитим наш лес и поможем вернуть деньги в бюджет! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валерьевич. С содокладом выступает Николай Петрович Николаев, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я в довольно затруднительном положении, потому что я абсолютно, полностью согласен с Андреем Валерьевичем, вернее, с его программной речью, но эта программная речь практически не имеет ничего общего с законопроектом, который внесён и который мы обсуждаем. Собственно, чтобы было понимание, можно я зачитаю этот законопроект? Это не займёт много времени. Он заключается в следующем: "До 31 декабря 2030 года заготовка деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы) допускается только в целях переработки на территории Российской Федерации либо использования без переработки на территории Российской Федерации". Собственно говоря, всё, больше ничего здесь нет. Если смотреть сам законопроект, то возникает очень много вопросов, и с юридической точки зрения тоже. Ну, например, у нас нет такого определения, как "деловая древесина", - ну нет его в законодательстве! Непонятны цели переработки: что такое "переработка"? Мы сейчас услышали от Андрея Валерьевича абсолютно справедливое замечание: снять небольшую стружку с бревна - это уже переработка. Но мы-то с этим не согласны, правильно? Поэтому, конечно, невозможно решить все проблемы лесной отрасли путём вот такого простого запрета. Более того, мы не должны забывать о том, что в этой отрасли сейчас работает более 1 миллиона человек, и это не только предприниматели или так называемые чёрные лесорубы, которые получают незаконный доход от нашей древесины, но и люди, которые работают у нас на территориях, вы все их прекрасно знаете, и для которых очень часто даже такой доход является единственно возможным источником обеспечения семьи. Что касается мер, которые необходимо принять, то мы здесь проводили несколько парламентских слушаний, для того чтобы вот именно системные меры выработать, но я могу сказать и о фактах. Дело в том, что постепенно - мы можем быть недовольны, конечно, интенсивностью реализации этих мер - доля необработанной древесины в структуре экспорта снижается, снижается постоянно, и сейчас (вот данные за 2017 год) доля круглых лесоматериалов, то есть того самого кругляка, составляет около 11 процентов. Мы смотрели статистику за десять лет, так вот структура поменялась: если раньше две трети древесины отправлялось на экспорт как кругляк, то сейчас это приблизительно меньше одной трети. Что касается аргументов, которые приводил Андрей Валерьевич, то я считаю, что нам необходимо это рассматривать - и мы на этом настаивали и в рамках работы нашего комитета, и в рамках подготовки рекомендаций парламентских слушаний, - нужно добиться принятия комплекса решений в отношении реформирования лесной отрасли. Что касается данного законопроекта, мы считаем, что он не приведёт к достижению этих целей, более того, он оставит без доходов и без возможности получения заработка огромное количество людей, именно поэтому мы не готовы поддержать такой законопроект. Надо сказать, что наше мнение разделяют и Правительство Российской Федерации, и другие структуры, которые обычно согласуют все наши законопроекты. В связи с этим мы предлагаем отклонить данный законопроект, при этом, повторяю, мы абсолютно согласны со всеми замечаниями, которые прозвучали сегодня, и работаем над тем, чтобы исправить ситуацию. В частности, вы знаете, мы уже приняли законы и об обязательном лесовосстановлении, и об обязательной публикации информации о лесах, и это только начало пути. К сожалению, до успеха нам ещё довольно далеко, но это не значит, что мы опускаем руки. А что касается этого законопроекта, мы предлагаем его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов... Есть? Включите режим записи на вопросы. Коллеги, когда есть вопросы, реагируйте. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый докладчик, вот вы читали роман "Русский лес" Леонида Леонова или не читали? Если не читали, тогда что мне спрашивать? А если читали, то какова основная идея романа? (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, во-первых, это вопрос докладчику, а не содокладчику, правильно я понимаю? А во-вторых, ну, максимум, что я могу предложить, - это ответить на первую часть вопроса, Андрей Валерьевич, если вы считаете нужным это сделать. Пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Я отвечать не буду, потому что боюсь, что будет так же, как тогда, когда был вопрос Вячеславу Викторовичу и возникла некая дискуссия, а потом в СМИ было много комментариев по этому поводу и много просмотров на "YouTube". Я в Государственной Думе не хочу прослыть звездой "YouTube", я хочу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валерьевич. У вас такое право есть. Кузьмин Андрей Альбертович. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Вопрос Андрею Валерьевичу: подскажите, пожалуйста, просчитывали ли вы ориентировочно, какие средства с принятием вашего закона для бюджета будут сохранены, скажем так, на какую часть бюджет страны и бюджеты региональные и местные будут пополнены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Андрейченко включите микрофон. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Эксперты оценивают рынок незаконной древесины у нас в стране в сотни миллиардов рублей. Эти цифры легко подтвердить, я уже говорил об этом: государство получает с кубометра той древесины, о которой мы говорим, примерно 100 рублей (ну, это зависит от коэффициентов, от разных вещей), а его стоимость на рынке, рыночная стоимость часто доходит до 30 тысяч рублей. Понятно, что лесозаготовитель несёт ещё ряд затрат, но все эти затраты на кубометр именно такой дорогой древесины можно оценить максимум в полторы тысячи рублей, поэтому всё остальное, собственно, может идти в доход государства. И хотелось бы, пользуясь возможностью, сразу сказать, что понятие "деловая древесина" содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 17462-84 "Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения". То есть такой термин всё-таки, я настаиваю, существует, и это есть в пояснительной записке к законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопрос к докладчику. Уважаемый Андрей Валерьевич, вы устанавливаете запрет - есть ли у вас понимание, как всё-таки реализация данного закона в случае его принятия отразится на деятельности предприятий в этой сфере в целом, а также именно на доходной части бюджетов всех уровней? АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Начну с конца: скажется, понятно, положительно, потому что сейчас (я сказал уже про расчёты) деньги в местные бюджеты практически не поступают. То есть мы свой ресурс расходуем, ну, государство расходует, и Николай Петрович со всеми этими доводами тоже согласен, но государство получает копейки от рыночной стоимости. Местные бюджеты, понятно, будут получать больше, потому что, если будет переработка, это означает новые рабочие места, это означает открытие новых производств, а не только лесопилок, которые, как я уже говорил, превращают наше население в основном в чёрных лесорубов. Если говорить о Дальнем Востоке, то там лесопилки, как правило, китайские, как правило, всё равно там проводится не всё, часто не проводится даже то, что можно отрегулировать на уровне местного законодательства. Например, часто не удаётся добиться в законодательных и областных собраниях даже того, чтобы на лесопилке лес, который заготавливают на дрова пенсионеры, имеющие на это право, и нелегальный лес лежали раздельно и были так или иначе прописаны. То есть здесь, в этой отрасли, контроля нет, поэтому государство деньги недополучает. В любом случае это скажется положительно, потому что мы же понимаем, что просто так, просто кусок леса... Почему мы говорим о деловой древесине? Потому что, я согласен с Николаем Петровичем, да, сейчас, когда повысили пошлину, кругляк не вывозят, но, если пополам его распилить, он под понятие "кругляк" уже не подпадает, и так его вывозят. Так суть в чём? Ну понятно, что кто-то строит себе дом и ему кругляк нужен, но всё-таки мы же понимаем, если говорить об экономической модели, что в первую очередь нужно то, что можно изготовить из дерева, поэтому, если это будет изготавливаться на территории Российской Федерации, нам это будет выгоднее. Будет ли это изготавливаться? Ну, опять же те регионы, которые у нас сейчас закупают древесину, заинтересованы в такой продукции (по тому же картону Китай находится в лидерах, например), есть рынок сбыта продукции из дерева, то есть экономический интерес не пропадёт. Будет стоить дороже - будут это всё равно покупать, потому что, повторю, спрос в этих регионах на наши, российские изделия из ценных пород древесины существует. Просто мы переместим, локализуем, и производство будет не где-то там в Китае, а у нас - соответственно, и денег у нас будет больше, а спрос, повторяю, огромен, он никак от принятия данного закона не изменится. Данный законопроект направлен на то, что... Я согласен с Николаем Петровичем, что многие меры принимаются (я тоже вхожу во все эти рабочие группы Государственной Думы), есть прогресс, но нам здесь порядок ещё наводить и наводить! И проще всё-таки, пока мы порядок не навели, повлиять на экономику таким образом - на лесовосстановление, потому что иначе потом нам просто уже нечего будет охранять и нечего будет производить, так что порядок наводить нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня к Николаю Петровичу вопрос. Вот такие законопроекты, конечно, способствуют в некотором смысле сохранению, сбережению наших лесов, но мне хотелось бы всё-таки узнать: скоро весна, затем лето, и мы опять можем столкнуться с теми же самыми проблемами, которые были в предыдущем году, - вот в случае принятия этого закона что изменится? Изменится что-то в Лесном кодексе, чтобы мы больше таких проблем не испытывали? НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. Ну, достаточно большое количество депутатов из лесных регионов сейчас принимают участие в абсолютно конкретной работе. Если вы помните, в конце прошлого года мы на заседании трёхсторонней комиссии подняли вопрос прежде всего о финансировании регионов: дело в том, что регионы финансируются, и то в редком случае, всего до 50 процентов от необходимой суммы, да и сам необходимый объём финансирования изначально занижается. Мы с вами тогда подняли вопрос о пересмотре методики распределения субвенций и в декабре прошлого года подписали "дорожную карту" совместно с руководителем Рослесхоза Сергеем Михайловичем Аноприенко. В соответствии с этой "дорожной картой" до июля этого года должны появиться, во-первых, новая методика распределения субвенций, во-вторых, новая методика определения необходимого объёма субвенций - этого не было, это исключительно важный элемент - и, в-третьих, должны быть внесены в Лесной кодекс изменения, которые позволят соответствующим образом распределять эти средства. Сейчас законопроект должен получить заключение, мы его направляем с целью получения заключения. А что касается методики, то первые варианты нам Рослесхоз уже представил, мы готовы поделиться и пригласить вас к этой работе - пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Я от фракции хочу выступить в поддержку данной законодательной инициативы. Андрей Валерьевич не просто говорил о законопроекте и произнёс пламенную речь, он поднимал вопросы, которые стали институциональными, они не решаются из года в год. Разве вопрос, связанный с производством посадочного материала, с созданием соответствующих селекцентров и, естественно, надёжного лесовосстановления, а не естественного лесовосстановления, новый? Разве правоприменительная практика не свидетельствует о том, что идёт сплошь лжеинформация, а те данные, которые даёт статистика, по существу, не соответствуют реальности? Мы естественное возобновление считаем чуть ли не восстановлением лесов! Это первая тема, которая напрямую связана с приоритетными проектами. Я не знаю ни одного приоритетного проекта, предусматривающего льготные составляющие для арендаторов исходя из тех условий, которые прописываются под каждый такой проект и которые связаны с созданием соответствующей инфраструктуры, с созданием перерабатывающих мощностей, с обязательным лесовосстановлением и так далее, и так далее. Это тоже ничего не выполняется и не исполняется, поэтому убыточность отрасли, уничтожение леса уже стало притчей во языцех. Мы всё говорим и рассуждаем о непонятных "дорожных картах", которые только лишь блудят всех нас, вместе взятых, и ничего не делают. Ну слушайте, что надо сказать и сделать Государственной Думе, чтобы навести порядок в ценообразовании и вытащить отрасль из убыточного состояния? Она ведь третьей была в советское время по наполнению бюджета и шла сразу после нефтегазовой! Мы сегодня всё отдали арендаторам! Арендаторы кладут себе в карман в 15-30 раз больше, чем дают государству, в зависимости от породы и ценности леса, это касается не только хвойных пород, с лиственными такая же ситуация. И не надо ездить в Иркутск, это можно и во Владимире увидеть, и в Рязани, и в других регионах, где сегодня, как говорится, необходимо сберегать лесные богатства в связи с экологическими проблемами. Арендатор продаёт на корню какому-нибудь фермеру или какому-нибудь юридическому или физическому лицу хвою вот здесь, в центральных областях, по 1700-1800 рублей, а отдаёт государству максимум 80-100 рублей - как это можно называть?! Он ничего не затратил, он на корню отдаёт лес этому фермеру или этому юридическому лицу, а потом кругляк или пиломатериал - что необходимо, то и делают из этого леса. И кто эти арендаторы, мы тоже знаем: губернатор, окружение и так далее, и так далее. Ну налицо коррупционная составляющая! Когда мы говорим министру, другим людям, что пора навести в этом плане порядок... Не может, в конце концов, государство терять сотни миллиардов рублей на одной только этой дурной операции! Уважаемые товарищи, я глубоко убеждён, что вопросы ценообразования сегодня лежат на поверхности, они являются главными. Если мы решим этот вопрос, тогда у нас появятся лесники, и лесоохрана будет более мощная, и многие другие вопросы будут решаться, включая инфраструктурные составляющие и так далее, и так далее, в том числе вопрос восстановления лесных деревень и лесных посёлков. Поэтому надо, чтобы в конце концов начали применяться нормы и 415-го закона, и 27-го закона и чтобы законы, связанные с охраной наших лесных богатств с точки зрения защиты от вредителей, болезней, через те, по существу, муниципальные организации в виде лесхозов, о которых мы ранее приняли закон, тоже заработали. Это надо стимулировать, вот тогда у нас всё получится. Конечно, этот законопроект решает узкую проблему, но ко второму чтению можно и те вопросы, с актуальностью которых все согласны, в этом законопроекте решить. Или давайте договариваться, создавать межфракционную группу и отрабатывать эти институциональные проблемы в законопроекте, который поддержали бы все фракции. Министру одному сегодня страшно решать эти вопросы, давайте подставим наше плечо депутатское, тогда это дело сдвинется с мёртвой точки. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы обратить внимание на то, что законопроект, который внесли депутаты фракции ЛДПР, является актуальным не только для Дальнего Востока, Сибири, но и для Центральной России, для Северо-Западного региона. Тверская и Новгородская области, которые я представляю в Государственной Думе по списку ЛДПР, тоже испытывают сложности, большие трудности в организации лесного хозяйства. К сожалению, на наших встречах в глубинке, в дальних сёлах, районах мы постоянно слышим со стороны тружеников лесной отрасли жалобы на то, что, действительно, лес скупается на корню различными перекупщиками и местным труженикам достаются сущие копейки за то, чем они привыкли заниматься всю свою жизнь. Система организации конкурсов на право заключения договора аренды лесного участка построена таким образом, что большие лоты, на которые нарезаются территории, могут выиграть только большие, крупные компании, посреднические, которые потом осуществляют перепродажу местным заготовителям за копейки, так что никто не может на этом заработать. В итоге у нас районы и маленькие муниципальные образования испытывают трудности с занятостью, с наполнением бюджетов, а наживаются посредники, которые действительно по большей части вывозят кругляк за рубеж. В моих областях это поставлено на поток, и никто не может этому противостоять. Если мы запретим вывоз кругляка за рубеж, это действительно будет стимулировать лесопереработку именно на территориях, где этот лес заготавливается, и мы сможем сохранить наши леса, мы сможем дать работу нашим труженикам лесной отрасли, мы сможем обеспечить экономическое развитие территорий. Здесь, недалеко от Москвы, в Тверской области, в Новгородской области люди страдают. Я считаю, что наш профильный комитет мог бы внимательнее отнестись к инициативе депутатов ЛДПР. Целый аппарат работает - посоветовали бы, как сформулировать, если вы разделяете концепцию! ЛДПР настаивает на принятии этого ограничения, это действительно очень важная и востребованная мера государственного регулирования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Евгений Владимирович. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, как человек, который профессионально владеет вопросом, хочу постараться донести до вас суть, собственно говоря, законопроекта и тех идей, которые я не первый раз слышу в этом зале. Самым первым, наверное, законодателем-лесоводом, вы не поверите, был Пётр I, и один из его, так сказать, законопроектов звучал таким образом: крестьянам позволялось рубить лес не толще Дунькиной ляжки - вот такая была формулировка. Так вот, я хочу вам сказать, что наше сегодняшнее регулирование в лесном комплексе выглядит примерно так, как написал Пётр I в том первом указе, - нормы непонятны ни для самих лесников, ни для государства, они непонятны ни для кого. Соответственно, количество злоупотреблений, которые происходят на сегодняшний день в этом сегменте, приняло уже катастрофические размеры. Многие из вас неоднократно говорили с этой трибуны о том, каков объём леса, вывозимого незаконно. Вы знаете, много передач снято на эту тему, на телеканале "Россия 24" буквально на этой неделе будет большой специальный репортаж - обязательно посмотрите, что происходит в этом сегменте. Много было дискуссий, разные варианты предлагались, как ограничить незаконные заработки, связанные с вывозом круглого леса. Что на сегодняшний день есть в стране? Есть утверждённый перечень компаний, которые имеют право на экспорт круглого леса. Посмотрите внимательно, что представляют собой эти компании. В таких компаниях имеется директор, бухгалтер, ну, максимум ещё секретарь, и именно через эти компании... А большая часть из них на сегодняшний день зарегистрирована, кстати, в Иркутской области. Большая часть этих компаний не являются главными работодателями в этих регионах, но средства, которые они зарабатывают на экспорте круглого леса, колоссальные. Если можно, сразу добавьте время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, от фракции. МАРКОВ Е. В. Давайте не будем забывать, что конъюнктура цен на древесину при экспорте круглого леса такова, что заниматься переработкой внутри страны в действующих макроэкономических условиях абсолютно нецелесообразно и неэффективно, и большая часть всех этих, так сказать, лесников пытается вывезти по различным каналам круглый лес на экспорт, основной потребитель - Китай. Какие решения предлагались в своё время, кроме того чтобы просто ввести тотальное ограничение (хотя на сегодняшний день мы считаем полный запрет единственной возможностью навести порядок)? В своё время были предложения по созданию специальных таможенных терминалов, через которые осуществлялся бы экспорт круглого леса. Такие терминалы спокойно можно создать, и это позволит навести порядок, на наш взгляд. Что ещё хотелось бы добавить? Очень много говорится о том, что этот запрет правильный. Давайте проведём параллель: мы сегодня экспортируем огромный объём энергоресурсов, газа и нефти, - вот сидит наш коллега Павел Николаевич Завальный - никто же не ставит вопрос о прекращении экспорта газа, нет такого предложения! И правильно сказал наш коллега, что в Советском Союзе экспорт круглого леса занимал второе место, так и было. Мы регуляторными механизмами ограничили всё настолько, что потеряли рынки, теряем рынки. Скандинавы перешли на покупку леса из Канады и Америки - мы потеряли эти рынки, и китайский в силу соответствующих запретов, если не подойдём к ним разумно, тоже потеряем. Мы много говорим с этой трибуны правды, но не говорим правду до конца. Мы не можем признать или не хотим признать тот факт, что ни таможенные органы, ни органы полиции до конца свою функцию не выполняют и большая часть составов с круглым лесом проходит фактически без должного таможенного оформления, колоссальный объём злоупотреблений. С учётом цен, финансовых возможностей, позволяющих предпринимателям зарабатывать, отмечу, всегда будет рынок так называемых чёрных лесорубов, ведь ими движет возможность заработка, который можно здесь получить. Пользуясь случаем, я хочу поддержать нашего коллегу из фракции КПРФ. Посыл правильный, и не нужно просто так, Николай Петрович, говорить, мол, нет, нельзя - давайте продолжим этот разговор! Есть здравые идеи, есть разумные мысли, и объём, ещё раз подчеркну, масштаб злоупотреблений в финансовом плане сегодня просто колоссален. В этой ситуации действительно, наверное, нужен некий временный запрет, для того чтобы в рамках временного запрета выработать механизмы, которые позволят государству создать правильную регуляторную среду в отношении экспорта. Мы не должны в рамках жёсткой регуляторики потерять рынки и не должны оставить без работы огромное количество предпринимателей, большая часть которых относится к малому и среднему бизнесу. Вспомните, когда мы приняли новый Лесной кодекс, все лесные посёлки практически вымерли, потому что люди потеряли возможность, так сказать, прийти в лес и остались без работы. А как же наше заявление о создании новых рабочих мест? Давайте старые постараемся оставить! Поэтому призываю к диалогу, призываю к дискуссии, призываю не просто так отклонять этот законопроект. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич от фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит представленный законопроект. Наша принципиальная позиция, может быть, даже более жёсткая, потому что идёт год за годом, а картина остаётся всё та же, если не становится ещё печальнее, - богатейшая отрасль приносит убытки. С кого надо спрашивать? Конечно, с правительства, которое хозяйничает таким образом, что на тушение пожаров, на компенсацию ущерба от пожаров и многих других бед, включая болезни леса, тратят больше денег, чем получают соответствующих поступлений в бюджет. А кого прогнать, кого к стенке поставить? Некого! Один руководитель агентства поруководил, его поменяли, сейчас новый - какой с него спрос? С нового правительства какой спрос? Уважаемые коллеги, вот это надо менять: надо поменять вот такую ответственность на персональную ответственность, и чтобы это было чётко понятно каждому, кто возьмётся за сбережение лесного богатства. Я хочу поставить вопрос несколько иначе. Ситуация действительно печальная. Климатические потрясения в мире, я считаю, в том числе происходят оттого, что не только в России по 10 миллионов гектаров лесов горит ежегодно, но и в Бразилии, и в Австралии, и в Америке, народы этих стран уже не могут справиться. В России сложная ситуация с обеспечением авиапожарной охраны леса: у нас летают 29 бортов советского производства, всё остальное арендуется для тушения пожаров - откуда будет эффективность тушения пожаров? Есть вроде бы страны богаче, у них больше денег, миллиарды, а побороть эту беду не получается, поэтому нужно ставить вопрос так, чтобы с лесными пожарами бороться всем миром, ведь леса - это же кислород, это лёгкие планеты! Здесь же речь идёт, как раз наоборот, о СО2. Кто-нибудь считал, сколько СО2 выделяется при горении колоссального количества древесины? Нужно "парижскому клубу" эти данные представить и закрыть его к чёртовой матери со всеми его размышлениями о том, что коровки выделяют СО2, поэтому, мол, давайте мы не будем их разводить, а будем питаться травкой-муравкой! И в этом участвуют в том числе представители нашего МИДа, они подводят нас к тому, чтобы подписывать парижские соглашения, чтобы ограничивать нашу промышленность. Ещё, не дай бог, российских коровок, которых и без того осталось - по пальцам пересчитать, которых и так вырезали... Вот что происходит! Конечно, уважаемые коллеги, принятием одного этого закона проблема не решается. Вопрос решается появлением или непоявлением политической воли на самом высоком уровне, появлением или непоявлением национального проекта по сбережению не только леса: лес - это дом для миллионов и миллионов наших сограждан. И этот вопрос нужно ставить перед новым правительством в каком-то отдельном серьёзном разговоре. Наши предложения были высказаны миллион раз, и вы все с ними согласны: не агентство, а министерство должно быть возрождено, хозяин тайги должен вернуться, должны быть и лесник, и непродажный участковый, не оборотень, и границы, конечно, не должны быть как решето. Что угодно вы тут запрещайте, но если лжетаможенники, лжефээсбэшники, которые, конечно же, знают о ситуации с расхищением, с разграблением... ну ничего не остановить! На эту ситуацию нужно обращать внимание наших коллег, прежде всего из Китая. А где партийная совесть? Коммунистическая партийная совесть Китая где?! Они не знают, не видят, что грабят Россию? Они не видят, не знают, что уже запредельное возмущение в приграничных странах? Какая тут будет дружба народов?! Этот вопрос надо ставить на всех уровнях, чтобы и с той стороны было запрещено пользоваться украденным. Это уголовная статья - вывоз краденого, награбленного, переработка и зарабатывание на этом миллиардов. Они свой лес уже запретили вырубать, теперь из нашего леса производят массу продукции, торгуют, зарабатывают миллиарды. Николай Петрович, это ваша сфера ответственности - за оставшееся время организовать вот такой серьёзный разговор и хотя бы представить народу план. Сегодняшние разговоры о том, что да, всё плохо, всё катастрофично, ужас, ужас... Народ уже только за это может нас прогнать поганой метлой, понимаете? Давайте хотя бы план представим с жёсткими сроками: когда мы выйдем из убытков, когда появится прибыль и, самое главное, когда работу людям дадим. Вы хотите сказать, что в телевизионном эфире показывают, как доведённые до отчаяния мужики идут в услужение к браконьерам, и говорят, что это их вина... Ничего подобного! Виноваты власти, что после решения возможности работы, в том числе в лесу, возможности его охраны, восстановления, посадки, сбережения от пожаров, вот эти мужики, миллион человек, брошенных на произвол судьбы, пошли по наклонной и вступили в ряды браконьеров. Конечно, сначала этих людей надо обеспечить работой, дать работу по восстановлению. Уже убито, угроблено сотни миллионов гектаров леса, восстанавливать - поле непаханое! Да, для этого нужны бюджетные деньги. Да, из Фонда национального благосостояния эти деньги можно и должно взять на восстановление лесов. Работу дадим - пусть из этого леса строят дома, пусть предприятия по производству быстровозводимых домов там растут как грибы. Раздали землю гектарами, десятками, сотнями гектаров - вот вам решение вопроса! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Наверное, подустали. Лес, наверное, самый дорогой бриллиант в короне Российской империи, и сегодняшний разговор, этот закон позволят решить проблему чуть-чуть, лишь частично. Жаль, нет Владимира Вольфовича Жириновского, он говорит, что надо преследовать депутатов, в результате работы которых принимаются законы, разрушающие экономику, страну. Докладываю вам, особенно молодым депутатам, что председателем комитета по природным ресурсам была Наталья Комарова, а министром экономразвития был Греф, который сегодня трудится в Сбербанке, в то время, когда был принят закон, после которого полетело в тартарары всё, что касалось леса. В начале 2000-х годов, когда Владимир Владимирович Путин был молодым президентом, я, будучи руководителем агропромышленной группы, вручил ему двухтомник об устройстве лесного хозяйства в России ещё со времён Петра I - то, о чём говорил сейчас коллега. Сознательно, сознательно сегодня вредители... Газ, нефть, рыба, лес - вот четырёхугольник, который даёт колоссальные деньги, но мало идёт в бюджет России. Сегодня мой коллега Нилов выступал: правительство гнать, туда-сюда... На моей памяти, за время работы в этом зале, Мишустин - двенадцатый председатель правительства, двенадцатый по счёту (президент почти не меняется)! Ну, наверное, вопросы надо задавать уже в лоб: почему так происходит? Почему?! Полтора года назад из Сабетты летели в Санкт-Петербург на экономический форум, 10 километров высота: все севера вырублены - из самолёта в иллюминатор мне было видно. Вырублены! С чьей подачи, почему? Мы с вами законодатели - ну давайте опомнимся! То, о чём говорят коллеги, то, что сегодня представили, - это совсем небольшая поправочка. А по большому счёту, необходимо закрыть всё производство, всю вырубку на время, может быть, только производства, которые работают на Россию, оставить в покое. Необходимо сделать мониторинг, посмотреть, что происходит с лесами. Нам учёные говорят: один ствол сосны держит тонну воды. Мы сегодня видим, какие беды творятся и в масштабах России, и в мировом масштабе, - ну давайте повлияем! Я думаю, что этот закон... наверняка завтра побежит уже кое-кто, побегут влиятельные люди и в правительство, и к губернаторам, но всё будет зависеть от того, как долго этот закон будет идти. Его надо принимать, но он чуть-чуть только решает, чуть-чуть... За эти годы в России на границе с Китаем заработало шесть лесоперерабатывающих заводов (шесть!), китайцы настолько умны, что кругляк уже не возят, всё остаётся на нашей границе, всё остаётся нам, а туда везут только пиловочник. Коллеги, надо голосовать за, но надо идти дальше в решении проблем леса, надо идти дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Если подумали, что какие-то депутаты занимаются пиаром, то прошу прощения у этих людей. Я не случайно упомянул роман "Русский лес". Почему? Потому что вот здесь в ходе выступлений звучали такие выражения, как Русский мир, я добавил бы ещё - русская земля. И основная мысль романа, замечательного романа нашего классика состоит в том, что без русского леса нет русского человека и нет тех народов, которые живут на территории России. Вот это главная мысль. И когда мы решаем вопросы, которые носят общемировоззренческий характер для населения, проживающего на территории нашего государства, мы не должны ограничиваться отдельными пунктами законов. Мне очень приятно, что сегодня здесь представители прежде всего оппозиционных фракций не уходили в сторону, а говорили по существу. Говорили о хозяине леса, говорили, что нет лесников. Ничего в природе пустым не бывает: нет лесника - пришёл бандит, и вот уже в лесах все участки поделены, и поделены даже более серьёзно и чётко, чем тогда, когда были лесники и был контроль за нашим лесом. Говорили о том, что есть выходы на высшие структуры власти, потому что то, что сегодня делают с лесом, без покровительства в высших структурах власти представить себе невозможно. Да, там сидят огромные силы, и то, что сделали с губернатором Иркутской области, который хотя бы попытался противостоять этой мафии, наглядно свидетельствует, каким образом расправляются с теми, кто встал против этой мафии. Китай. Вы знаете, уважаемые коллеги, здесь как раз я говорю о земле, о России. Одно дело - лес (и не надо здесь говорить о партийной совести, о китайцах и так далее, это страна совершенно иной культуры, и это надо учитывать), но дело даже не в лесе, дело уже в земле! Наша Чувашия, которую я здесь представляю, в последнее время действительно борется с так называемыми инвесторами китайскими, которые берут землю, но народ уже знает, что делают китайцы с лесом, что делают китайцы с нашей землёй российской!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте. От вашей фракции уже было выступление. МОЛЯКОВ И. Ю. Здесь прозвучала идея кого-то там гнать метлой и так далее. Уже на собраниях, допустим, в Чувашии, в глубинке, люди говорят: мы нашу землю не отдадим! Уважаемые коллеги, хорошо, что подняли этот вопрос представители фракции ЛДПР, конечно, надо поддержать этот законопроект. Но я хочу сказать: отступать некуда - позади Москва, а Чувашия в пределах ночи езды на поезде от Москвы, понимаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Якубовский Александр Владимирович, пожалуйста. ЯКУБОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2030 года разрешить заготовку деловой древесины хвойных пород исключительно в целях её переработки либо использования без переработки на территории Российской Федерации. Согласно пояснительной записке к законопроекту введение таких ограничений позволит решить проблему лесовосстановления, уменьшит возможности сбыта и незаконного заготовления древесины, будет способствовать развитию переработки древесины на территории Российской Федерации, а также наращиванию экспорта пиломатериалов и другой продукции. При этом авторами не учитывается, что Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года уже предусматривается значительное сокращение доли экспорта необработанной древесины в круглом виде с одновременным увеличением объёма её глубокой переработки на всей территории Российской Федерации. По данным Минприроды России, с 2008 года наблюдается падение объёмов экспорта необработанной древесины; по итогам 2015 года в структуре отгруженной продукции доля необработанных круглых лесоматериалов составляла 11,4 процента, и этот показатель продолжает снижаться. Предлагаемый запрет противоречит международным обязательствам России во Всемирной торговой организации, вводимая норма будет иметь негативные последствия с точки зрения противоречия имеющимся международным обязательствам Российской Федерации. В законопроекте отсутствует механизм реализации ограничения оборота древесины хвойных пород, заготавливаемой гражданами, юридическими лицами в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Реализация закона повлечёт выпадающие доходы федерального бюджета, размеры и источники возмещения которых в материалах к законопроекту не отражены. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Андрейченко, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Спасибо тем, кто поддержал, спасибо соратникам из оппозиционных партий. Присоединяюсь к каждому вашему высказыванию, видно, что все с болью, с душой говорили об этом, спасибо за такую активную дискуссию. Сразу хочу сказать, что я прекрасно понимаю, что этим законопроектом мы не решим всех проблем. Это я прекрасно понимаю, поэтому и у нас, и, думаю, у других оппозиционных фракций есть масса предложений, многие из которых сформулированы в виде законопроектов. Также мы, представители ЛДПР, входим во все рабочие группы, где отстаиваем интересы, то есть, конечно, программа должна быть, и она есть, и меры предлагаются. А почему именно этот законопроект вынесен в качестве приоритетного? Просто дело в экономике: в снижении спроса на необработанные материалы... В любом случае закон спроса и предложения - это экономический закон, а количество незаконных рубок и количество незаконных продаж за рубеж в любом случае снижается (закон спроса и предложения), именно поэтому, пока мы наводим порядок, нужно принять этот закон. Нарушения. Даже тех семи минут, которые у меня были для выступления с трибуны, не хватило, чтобы перечислить всё, что происходит, - все приписки, все махинации, которые есть в этой отрасли, - я думаю, что целого пленарного заседания не хватит, если каждый из нас, кто работает в регионах, будет рассказывать, какие случаи нарушений зафиксированы, ведь их не единицы, а сотни! Например, те же самые проходные рубки: под видом проходных рубок на самом деле где-то происходят рубки осветления... При проходных рубках должны рубить то, что мешает расти, а вместо этого рубят как раз ценные породы, то есть, по сути, вместо процедуры, которая способствует лесовосстановлению, делают обратное. Часто бывает, что прокладываются целые дороги, то есть говорят, мол, нужно к месту заготовки продолжить дорогу, и дорога прокладывается через лес - даже такое подписывается! И даже то, что должно население Российской Федерации, наши люди, получать от нашего леса, они не получают. Те же арендаторы, например, должны предоставлять дрова. Вот когда я выезжаю в сельскую местность, в деревню на региональной неделе - вот на этой так было, - постоянно идёт разговор о дровах: дров нет! Снижаются квоты, где-то просто дров нет. По типовому договору арендатор должен предоставлять, и арендатор на самой дальней лесопилке говорит: приезжайте и берите. А я в своё время ездил сам по регионам Дальнего Востока и смотрел - ну, мы там даже на машине вэдовой, поднятой не можем пробраться к этим местам, где дрова предоставляют, что уж о наших пенсионерах говорить! То есть люди пользуются ресурсом и при этом ничего государству и людям, которым по Конституции этот ресурс принадлежит, не дают. Давайте ситуацию менять и начнём с этого законопроекта. Хватит разбазаривать наш лес за копейки! Нового у нас не будет, лесовосстановление - это очень тонкий процесс, очень долгий процесс, поэтому давайте защитим здесь и сейчас наш русский лес. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Пожалуйста, Николай Петрович. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вообще, мы проводим парламентские слушания по теме леса раз в полгода, но я понял, что надо это делать чаще, - будем как минимум раз в квартал, потому что тема, которую мы сегодня обсуждали... Мы обсуждали действительно всю проблематику: мы сегодня поговорили и о посадочных центрах, и о лесных пожарах, и о совести коммунистов Китая, и ещё о многом-многом другом. И я вас уверяю, коллеги, что если бы вот этот один абзац, который был внесён нашими коллегами, смог решить хотя бы часть этих проблем, то нужно было бы голосовать за этот законопроект, но, к сожалению, ситуация обратная. Вот здесь прозвучало: а давайте закроем всё производство и вырубку - ну, это означает только то, что мы сейчас говорим, мол, ребята, давайте мы 1 миллион наших граждан оставим без работы. Нам предлагают: давайте просто временно экспорт приостановим в Китай - коллеги, в структуре импорта Китая наша древесина занимает только 20 процентов! Я вас уверяю, если мы вернёмся туда через пять лет, мы уже никому там не будем нужны - может быть, слава богу, - но в этом случае нам нужно говорить и о другом, о том, как, например, стимулировать внутренний спрос на потребление древесины, это очень важно, потому что это и биоэнергетика, и мебель, и деревянное домостроение, абсолютно согласен. Даже если мы возьмём и, как минимум, запретим одноразовую посуду из пластика, это уже создаст колоссальный спрос на деревянную продукцию. Коллеги, я ещё раз повторяю, мы абсолютно согласны со всей проблематикой. Более того, если вы хотите увидеть всё это в структурированном виде, я вам предлагаю ознакомиться с рекомендациями наших последних (и не только последних) парламентских слушаний. Если мы говорим о том, что надо решать эти проблемы, давайте их решать, но мы рассматриваем сегодня абсолютно конкретный законопроект, и этот законопроект способен принести больше вреда, к сожалению, чем пользы. Мы готовы дальше работать, мы уже готовим ещё несколько законопроектов и приглашаем вас присоединяться к этому процессу, но данный законопроект, к сожалению, мы поддержать не можем, потому что, повторю, он принесёт больше вреда, чем пользы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации", пункт 28. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 06 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1 % Результат: не принято Не принимается.