Заседание № 146
10.03.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 470294-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (об установлении пенсии за выслугу лет работникам государственных и муниципальных учреждений образования, медицины и культуры; внесён И. Н. Харченко и А. В. Чуевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1873 по 2099 из 5594
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был инициирован нашими коллегами предыдущего созыва Харченко и Чуевым и предусматривал право работников государственных и муниципальных - подчёркиваю: государственных и муниципальных - учреждений образования, медицины и культуры на государственную пенсию за выслугу лет при наличии соответствующего стажа в дополнение к трудовой пенсии, то есть право на это работников учреждений образования, медицины и культуры, ещё раз подчёркиваю, в зависимости от принадлежности этих учреждений к государственной или муниципальной собственности. Комитет в установленном порядке, уважаемые коллеги, рассмотрел данный законопроект и предлагает вам отклонить его по следующим основаниям. Первое. Он противоречит решению Конституционного Суда, принятому ранее, ещё в 2004 году, которое отвергает обстоятельства, предполагающие различия в условиях и характере профессиональной деятельности работников, и не связывает эти различия с принадлежностью к той или иной форме собственности. Второе. Уважаемые коллеги, законопроект предлагает внесение изменений в обозначенный закон, который даёт право на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим. При этом коллеги не переносят в данный законопроект ряд ограничительных мер, которые установлены законом о государственном пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих. Третье. Законопроект вносится в целях усиления степени социальной защиты, но хочу сказать для сведения коллег, чтобы просить вас осознанно поддержать наше решение по данному законопроекту, что этой категории лиц мы с вами уже дали соответствующие преференции. Во-первых, это право на досрочное пенсионное обеспечение при соответствующем стаже работы в этих учреждениях. Во-вторых, мы такое право дали независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. То есть определённые преференции этой категории лиц у нас даны. И главное, хотя не всегда в этой аудитории мы с вами это воспринимаем, - это то, что в соответствии с финансово-экономическим обоснованием требуются дополнительные затраты за счёт федерального бюджета, но дополнительных расходов, уважаемые коллеги, на эти цели не предусмотрено. Исходя из изложенного комитет предлагает отклонить данный законопроект. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Плетнёва, депутат Беляков. Никого не пропустил, коллеги? Двое, подводим черту. Депутат Плетнёва, ваш вопрос. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Фарида Исмагиловна, как вы правильно отметили, мы в принципе дали уже эти преференции и педагогам, и медикам, и работникам культуры, тем, кто имеет определённый стаж. В данном случае я правильно вас поняла, что в этом законопроекте остались только федеральные госслужащие, или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Данный законопроект предполагает внесение изменений в закон о государственном пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих. Для того чтобы мы с вами говорили на одном языке: авторы хотят приравнять эту категорию работников к государственным федеральным служащим и дать им право на вторую пенсию. С этим комитет не мог согласиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович по карточке Тумусова. Пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Уважаемая Фарида Исмагиловна, правильно ли я понимаю, что речь идёт вот о той законодательной инициативе, которая много освещалась в прессе, о том, чтобы дать если не зарплату, то хотя бы пенсию такую же, как у чиновников, врачам, преподавателям и сотрудникам образовательных учреждений? И вы сейчас говорите о том, что есть позиция Конституционного Суда, что не должен доктор иметь такую же пенсию, как госслужащий, и о том, что нельзя это сделать ещё и потому, что не предусмотрены затраты в бюджете? Вот два основных аргумента, которые я от вас услышал. Если коротко, правильно ли я вас понял? ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Нет, я не могу согласиться с вами с точки зрения как эмоциональной, так и профессиональной. Безусловно, работники учреждений образования, культуры и здравоохранения заслуживают достойного пенсионного обеспечения, но это возможно прежде всего на основе решения проблемы установления их заработной платы, поскольку мы с вами приняли небезызвестный, я думаю, для вас 213-й федеральный закон, в котором перешли на страховые принципы социального обеспечения в целом и пенсионного обеспечения в частности, а наши и ваши коллеги предлагают поставить телегу впереди лошади, то есть они хотят решать вопросы пенсионного обеспечения, не решая главной проблемы - проблемы заработной платы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присаживайтесь, Фарида Исмагиловна. Есть ли желающие выступить? Да, есть - Плетнёва Тамара Васильевна и Беляков. Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вообще, вопрос о пенсиях за выслугу лет поднимался постоянно на протяжении работы нашей Думы, начиная с первого созыва. Очень долго мы бились за то, чтобы эту пенсию могли получать учителя, медицинские работники, работники культуры. И что это предполагает? Это предполагает досрочную пенсию, то есть если проработал человек двадцать пять лет, то он может досрочно получать пенсию за выслугу лет и в то же время продолжать трудиться на своём рабочем месте. Раньше этого не было, было только право на получение пенсии, но тогда уходи на пенсию, работать ты уже не можешь, или работай, но не получай пенсию. Я считаю, что это очень большое достижение, одно из немногих, которых нам удалось добиться в Государственной Думе. Но опять же не все работники образования, медицины и культуры получают эту пенсию. Я, например, хорошо осведомлена о том, что наши пионерские вожатые до сих пор не получают эту пенсию, некоторые другие категории работников. Кроме того, с принятием закона о пенсиях этот вопрос, я знаю, как дамоклов меч висит над нашими учителями, медиками, потому что уже много раз власть говорила о том, что эта пенсия незаконная, что у нас сегодня новая пенсия, другая, другой закон о пенсиях, давайте будем это отменять. Поэтому каждый раз нас спрашивают: будет это принято или нет? Сегодняшний законопроект, то, что мы сегодня рассматриваем, - такую же пенсию за выслугу лет просят наши бывшие коллеги дать нашим госслужащим. Вы знаете, в последнее время мы с вами видим, что на местах, в субъектах Федерации, предлагается установить такой размер пенсий для депутатского корпуса, для чиновников высшего ранга, что просто уму непостижимо. Я уже говорила в этом зале, что, например, пенсии устанавливают в регионах губернаторы себе, замам своим, депутатскому корпусу, послушному естественно, тем, кто работает на постоянной основе, от 50 тысяч (добавка к пенсии, вы посмотрите) до 100 тысяч рублей. В данном случае речь, конечно, идёт не об этих людях, речь идёт о госслужащих федерального значения, которые, в общем-то, получают небольшую заработную плату и небольшую пенсию. Поэтому это вполне обоснованное требование, которое содержится в этом законопроекте. И я считаю, что нам следует его поддержать. А аргумент, который Фарида Исмагиловна привела, о том, что нет экономического обоснования... У нас, особенно в Думе пятого и четвёртого созывов, все экономические обоснования делаются там - в министерстве или в Кремле. Вот если отмашку дадут и скажут: давайте - вот тогда у нас все основания появляются сразу в один день. А так мы ничего не можем, мы совершенно не можем и не хотим ничего, потому что гораздо удобнее и проще сидеть и нажимать кнопки за то, что велели, - будешь всегда хорошо выглядеть в глазах правительства, получать награды и так далее. Поэтому я просила бы... В общем-то, в данном случае мы защищаем огромную массу людей, которые получают и небольшую зарплату, и небольшую пенсию. Наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Уважаемая Фарида Исмагиловна, на меня, к сожалению, не произвела впечатления та мотивировочная составляющая, которую вы привели, а именно в части того, что, оказывается, Конституционный Суд считает, что чиновники, учителя и врачи - это, так сказать, разные классы или разные касты. Это один аргумент. И второй аргумент о том, что вот надо всё-таки где-то деньги в бюджете искать и всё такое. Вы знаете, я некоторое время назад поинтересовался, как у нас идёт борьба с коррупцией в стране. Я издалека начну, но потом будет понятно почему. Оказалось, что в 2009 году правоохранительные органы возбудили примерно тринадцать тысяч уголовных дел о коррупции. Среди них примерно 35 процентов - это врачи, примерно 23 процента - преподаватели, примерно 20 процентов - сотрудники правоохранительных органов, ну, и так далее. Средняя сумма взятки, на которой ловились злостные коррупционеры в нашей стране, - это 3 тысячи рублей. Почему это происходит? Потому что мы поставили преподавателей, врачей в положение официантов, по большому счёту. Все знают, что на ту зарплату, которую они получают, жить невозможно, на ту пенсию, которую они будут получать, когда выйдут на пенсию, жить невозможно, не говоря уже о том, чтобы семью содержать. Но при этом все понимают, почему официант работает за относительно небольшую зарплату, - у него есть его чаевые. Вот мы в такое же положение - проживание на чаевые - поставили сегодня львиную долю нашей интеллигенции, прежде всего работников культуры, врачей и преподавателей. А когда вот эти чаевые они получают, их ещё ловят доблестные правоохранительные органы как злостных коррупционеров и отчитываются по своему плану, что вот они коррупционера этого злостного поймали, того самого преподавателя. Почему американский врач или американский полицейский не возьмёт никогда взятку? Потому что у него есть, по крайней мере, гарантированное будущее, потому что у него, по крайней мере, есть его закладная на дом, у него есть его гарантированная пенсия и уважение в обществе. Что сегодня имеет в России наш доктор? После шести лет обучения в медицинском университете или институте, двух лет ординатуры при высочайшей ответственности, потому что на кончиках его пальцев находится чья-то жизнь, он имеет зарплату в 4 тысячи или 6 тысяч рублей в провинции и абсолютно смехотворную пенсию. И предложение наших коллег-"справедливороссов", Харченко и Чуева, надо было бы ещё усилить: не только пенсию дать такую же, как чиновникам, нашим врачам и преподавателям, но и зарплату им дать такую же, как чиновникам. Это было бы справедливо. Очень жаль, что вот на эту инициативу мы с вами реагируем, как говорится, абсолютно сомнительным аргументом о том, что Конституционный Суд решил, что врачи - это не чиновники (ну, конечно, они не чиновники, это справедливое замечание Конституционного Суда), и разговорами о том, что надо делать финансово-экономическое обоснование и денег в бюджете нет. Жаль, очень жаль, потому что, повторяю, это было бы абсолютно справедливо. И знаете, это было бы такое решение, которое вот просто вся страна оценила бы. Но к сожалению, на такие решения наша партия власти, видимо, не способна, а жаль. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Представители президента, правительства не настаивают. Докладчик настаивает на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование данный законопроект в первом чтении, пункт 17 повестки дня. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 31 сек.) Проголосовало за 111 чел.24,7% Проголосовало против 13 чел.2,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 124 чел. Не голосовало 326 чел.72,4% Результат: не принято Отклоняется.