Заседание № 72
О проекте федерального закона № 46986-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства" (внесён депутатами Государственной Думы В. А. Черешневым, Н. В. Левичевым, А. В. Чепой, В. М. Кононовым, а также В. К. Осиповым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства". Доклад депутата Государственной Думы Валерия Александровича Черешнева. Пожалуйста. ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона, который связан с введением дополнительных налоговых льгот для предприятий малого и среднего бизнеса, ведущих инновационную деятельность. В связи с чем разработан такой законопроект? В связи с тем, что малый и средний бизнес сегодня, по оценке многих специалистов, находится просто в критическом состоянии в нашей стране. Судите сами, у нас инновационной деятельностью на сегодняшний день охвачено более двадцати тысяч предприятий, из этих двадцати тысяч производят наукоёмкую продукцию и занимаются этой деятельностью всего восемь десятых от этого общего числа, а количество инновационных товаров и услуг, которые они производят, не превышает 1 процента. В развитых странах на малые и средние предприятия приходится примерно 70 процентов продукции. Дальше. В последние годы, вот в последние пятнадцать-шестнадцать лет, идёт критическое сокращение числа малых предприятий. Вот такие цифры я вам приведу: в 97-м году - это был расцвет - всего было 46 тысяч (я округляю десятые), примерно 46 тысяч предприятий, через три года их было уже 37 тысяч, а в 2004 году их стало 20 тысяч. Начиная с 2005 года мы статистики не видим, она просто не представляется, её не дают, но могу сказать, что, конечно же, цифра ещё примерно на 30-40 процентов ниже. Я по чему сужу об этом? По тому, что после принятия нами закона от 2 августа 2009 года о том, что малым и средним предприятиям, созданным при академических институтах и вузах, можно заниматься коммерческой деятельностью, - мы помним слова Дмитрия Анатольевича Медведева, сказанные в 2009 году, мы дважды собирались по этому закону - через год-два в стране должно было быть примерно три тысячи таких предприятий, но по итогам 2010-2011 годов число их не перевалило за 700, причём примерно 50 из них - при академических учреждениях и 630-650 - при вузах. Сейчас этой статистики тоже не ведётся. Мы неоднократно собирали комитет, проводили слушания и "круглые столы" (последние были в октябре прошлого года): почему тормозится-то процесс? Вроде бы дело хорошее и даём возможность инициативы, и простор есть, но участники - это в основном студенты, аспиранты, бакалавры и магистры, то есть молодые учёные и студенты, - говорят, что налоговое бремя очень тяжёлое, не могут справиться они, не могут. И должен сказать, что с этим мнением совпадает мнение наших авторитетных политиков, я могу процитировать. В каждом послании президента, посмотрите, это есть, вот 2009 год: необходимо установление налоговых льгот для субъектов малого и среднего бизнеса. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации через год, в 2011 году: государство должно быть обращено к малому и среднему бизнесу. Последнее: в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года записано, что надо предусмотреть предоставление дополнительных налоговых льгот для стимулирования малого и среднего бизнеса. И уж совсем последнее: 24 октября состоялось заседание совета при президенте по модернизации и инновациям, поручение было разослано всем профильным комитетам Госдумы, где Сергей Евгеньевич написал: прошу учесть поручение Президента Российской Федерации в законотворческой деятельности. Вот в ответ на все эти предложения мы и подготовили простой и ясный законопроект, потому что закон о государственной поддержке инновационной деятельности в целом уже десять лет разрабатывается в Думе, мы встречались с представителями Минфина и Минэкономразвития: надо принять изменения в сто двадцать законов, чтобы он заработал, поэтому Минфин, конечно, отклоняет. То есть это вариант того же "сколковского" закона: мы внесли изменения в сто два закона - и заработало. И кстати, все ректоры, все участники сегодня говорят: "Ну почему для "Сколково" можно отменить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, а здесь нельзя? Почему молодые сотрудники, молодые учёные должны нести эти налоговые нагрузки?" Правительство дало отрицательный отзыв на законопроект, но его анализ показывает, что замечания как-то не корреспондируются с текстом внесённого законопроекта. О многом говорится, ну, например, Правительство Российской Федерации говорит о том, что в случае освобождения от налога... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. ЧЕРЕШНЕВ В. А. Я хочу сказать, что и в заключении бюджетного комитета очень много сказано правильных вещей о том, что уже есть налоговые послабления, но они не делают главного, - они не перекрывают тех расходов, которые мы предлагаем. Наш комитет дал положительное заключение, Правовое управление Аппарата Государственной Думы дало положительное заключение, и получается два на два: правительство и комитет по бюджету дают отрицательные заключения, но мы просим поддержать. Комитет по бюджету и налогам мы просим дать конкретные предложения, чтобы это заработало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Александрович. Уважаемые коллеги, продолжим обсуждение этого и других законопроектов после перерыва.
Возвращаемся к рассмотрению 13-го вопроса. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Раисы Васильевны Кармазиной. Пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, автор законопроекта подробно его доложил, но я хотела бы изложить позицию комитета. Авторами представлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления - подчёркиваю: для осуществления - инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства. Указанным законопроектом предусматривается освобождение от налогообложения на добавленную стоимость реализации товаров (работ, услуг), основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более пяти лет. Также законопроектом предлагается дополнить перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходами от реализации товаров (работ, услуг), полученными субъектами малого предпринимательства от использования в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) с даты начала их использования в пределах срока действия исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более пяти лет. Судя по названию законопроекта, авторы руководствуются целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, однако по сути предлагаемые меры направлены в первую очередь на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих в своей деятельности достижения в области инноваций. Однако, по мнению комитета, реализация положений законопроекта повлечёт трудности в налоговом администрировании, обусловленные сложностью процедуры идентификации факта использования в собственном производстве товаров (работ, услуг), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных схем, секретов производства (ноу-хау). Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства". Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносится на "час голосования".
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 52 сек.) Проголосовало за 206 чел.45,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 211 чел. Не голосовало 239 чел.53,1 % Результат: не принято Не поддерживается.
Заседание № 71
О проекте федерального закона № 46986-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства" (внесён депутатами Государственной Думы В. А. Черешневым, Н. В. Левичевым, А. В. Чепой, В. М. Кононовым, а также В. К. Осиповым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, есть предложение рассмотреть законопроекты по сокращённой программе, а пункт 10 оставить на пятницу. Нет возражений?