Заседание № 167
О проекте федерального закона № 469683-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части, касающейся приёма в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке граждан Украины).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 14-го пункта порядка работы, проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". С докладом выступает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Закон очень короткий, но очень важный. Предлагаются следующие поправки в закон "О гражданстве Российской Федерации": граждане Украины - отмечаю, все граждане Украины - принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, без соблюдения условий, предусмотренных соответствующими подпунктами, которые говорят об обязательном проживании в течение пяти лет, об обязательном имущественном цензе и так далее. И осуществляется это соответствующими органами ФМС, так же как и по ранее принятому нами закону для граждан - носителей русского языка, ранее проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской Империи или СССР, в пределах границ Российской Федерации. То есть, иными словами, мы предлагаем сегодня, в действительно сложные, тяжёлые времена для многих граждан Украины, протянуть руку помощи, подставить плечо, чтобы во всяком случае сделать их поведение, их требования более смелыми. Они будут знать, что в любой момент, когда будет уже невыносимо тяжёлая жизненная ситуация и когда придётся, не дай бог, принимать решение об изменении гражданства, они смогут это сделать. Конечно же, абсолютное большинство и русскоязычных граждан, и русских граждан, живущих на Украине, не хотят менять свою малую родину, конечно же, они не хотят менять гражданство, и не нужно думать, что это будет какое-то действительно массовое явление. Им важно знать, слышать от нас, что мы в любой момент примем такой закон - лучше сейчас его принять! - и у них будет такая возможность. Поверьте, что им станет гораздо легче бороться, бороться за своё будущее, за будущее своих детей, за будущее Украины. Вот чем нужно поддержать смелых и сильных граждан! И сегодня мы говорили: да, там геноцид, да, там идёт блокада отдельных населённых пунктов. Поэтому давайте мы первыми примем вот такое принципиальное решение, а потом будем к этому призывать и парламентариев Европы: пусть они тоже примут решение, по которому предоставят гражданство тем украинцам, которым невмоготу жить на Украине, невмоготу слышать русскую речь - пусть они уедут из Украины туда, на Запад, и почувствуют там всю прелесть западной конкуренции, западного рынка и западных ценностей, о которых я только что, недавно говорил с этой трибуны! Вот таким способом я предлагаю развести эти стороны, которые сегодня точно просто так не разойдутся: уже пролита кровь, уже многое поставлено на карту. Мы считаем, что у всех без исключения, будь то русские, украинцы, евреи, татары, проживающие на территории Украины, раз так судьбой было решено и они стали гражданами Украины (возможно, не по своей воле), должно быть право вернуться на историческую родину всех славян, всего Русского мира. И я считаю, что вариант, предложенный в нашем законопроекте, как раз является компромиссным: в предложении коллег из фракции ЛДПР, по моему мнению, был перекос, там предлагается предоставить гражданство только русским по национальности (хотя, может быть, мы его и поддержим), коллеги из фракции КПРФ предлагают предоставлять гражданство всем, кто раньше проживал на территории Советского Союза, и это другая история, это сегодня, возможно, не всеми поддерживается в этом зале, но вот это первое наше предложение, которое появилось ещё до принятия обозначенного коллегой Вяткиным закона, я считаю, очень политически важно. Уверен, что если не сейчас, коллеги, то позже нам к этому вопросу придётся обязательно вернуться, и не только по гражданству. Я считаю, что и труд в России тех граждан Украины, которые сегодня находятся на территории России, которые захотят приехать работать в Россию, чтобы прокормить свои семьи, должен быть нами поддержан и должны быть созданы наиболее благоприятные условия, должны быть даны преференции, ну, например, такие, которые мы приняли недавно для граждан Таджикистана. Я напоминаю, по одному из международных соглашений мы сделали возможным, чтобы в течение трёх лет граждане Таджикистана без дополнительных каких-то бюрократических оформлений и проволочек работали на территории Российской Федерации. Я считаю, что то же самое как минимум мы должны принять для граждан Украины, и ещё многие другие поправки, законы нам нужно принимать. Нам нужно показывать пример западным парламентариям, показывать, что мы ближе, что мы действительно не только говорим, но и принимаем законы, которые помогут тем гражданам, которые уже приняли для себя решение о невозможности проживания в Украине. Согласитесь, что те люди, которых ранили, те семьи, которые потеряли своих кормильцев в Украине, они действительно не хотят и не смогут нормально жить в прежних стенах, на тех же самых улицах, где, не дай бог, будут продолжаться ещё бесчинства националистов. Поэтому для них, для их семей - а их сегодня уже тысячи - я и предлагаю принять вот этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. Включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Те же самые аргументы, которые я высказывал по законопроектам, обозначенным в пунктах 6 и 7 повестки дня, можно здесь точно так же изложить. Нами принят 71-й федеральный закон, которым решается вопрос о предоставлении в упрощённом порядке гражданства тем, кто собирается сюда переезжать, и мы считаем, что в определённом роде задачу по предоставлению гражданства в упрощённом порядке нашим соотечественникам, тем, кто является носителем русского языка и готов сюда переехать на постоянное место жительства, мы этим законом уже решили. Что касается данного законопроекта. Нисколько не умаляя тех задач, которые были поставлены, и тех идей, которые были высказаны здесь, по защите наших соотечественников, по защите тех, кто считает себя частью Русского мира, российской цивилизации (всё это правильно, вне всякого сомнения), хотел бы добавить уже лично от себя (ремарка небольшая): предоставлять, как записано здесь, в законопроекте, безусловно, в упрощённом порядке российское гражданство всем пожелавшим этого гражданам Украины - это, на мой взгляд, чрезмерно. Есть достаточно много граждан Украины, которым гражданство российское не должно светить даже теоретически, а вот российская тюрьма - пожалуйста, даже без предоставления российского гражданства. На мой взгляд, это было бы более справедливо. В связи с этим мы предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Практически на каждом заседании мы рассматриваем вопрос об упрощённом порядке приёма граждан Украины и других государств в наше гражданство. Это, наверное, самый горячий и актуальный вопрос, но вот ради чего всё это делается? Вы готовили законопроект и, наверное, владеете цифрами, скажите, если брать не Крым и Севастополь, а только оставшуюся Украину, в этом году сколько украинцев подали заявления о въезде в Россию и о получении российского гражданства (может, их там буквально сто-двести человек) и сколько ожидается до конца года? Насколько я знаю, большинство украинцев не хотели бы присоединяться к России, они автономию просят, но не присоединения. Каково количество, как вы оцениваете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, докладчику вопрос, да? Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. К сожалению, у меня нет и не должно быть, наверное, цифр о количестве заявлений, поступивших от граждан Украины. Речь идёт о чрезвычайной ситуации, и этот закон появился именно как ответ на те обстоятельства, о которых мы сегодня говорим большую часть заседания. Я уверен, что и те сотрудники "Беркута", и многие крымчане, которые уже воспользовались возможностью получить гражданство, действительно стали по-другому жить, по-другому себя чувствовать: они получили защиту со стороны России. Главная цель этого законопроекта - не просто провозгласить вот это намерение, а уже его реализовать. И я вас уверяю, что изменение гражданства, переезд в другую страну, где другие законы, другие, пусть и понятные, язык, культура, традиции, - это очень сложное решение (вы наверняка сами когда-то принимали такие решения), поэтому опасаться абсолютно нечего. Если даже... Вот представим себе ситуацию: миллионы граждан Украины приняли решение об изменении гражданства и приехали сюда. Я считаю, что это не проблема для России, это благо для России. Каждый раз, когда отдельные лоббисты приходят к нам и здесь защищают интересы иностранных мигрантов, людей, которые хотят получить гражданство, но не хотят учить русский язык, узнавать культуру и так далее, и так далее, мы слышим заявления о том, что у нас катастрофическое положение на рынке труда, мы не сможем выжить, жить и развиваться без привлечения мигрантов в миллионных масштабах. Так вот сегодня складывается ситуация, когда как раз в ответ на эти не всегда справедливые заверения, в том числе и со стороны правительства, есть возможность привлечь сюда именно те силы, которые только помогут России, а может быть, это даже и спасёт наших братьев из Украины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Олег Анатольевич, в принципе, конечно, мотивы, которые послужили основой для подготовки вашего законопроекта, заслуживают поддержки. С одной стороны, то, что группа таких законопроектов энергично, довольно быстро готовится и появляется за разными подписями, - это показатель осознания того, что Русский мир надо собирать, этап дробления прошёл, а с другой стороны, возникают вопросы. Вот мы записываем как бы широкую формулу: все граждане Украины, кто хочет, кто владеет русским языком, но там ведь есть и рецидивисты, и наркобароны, такого рода публика. Если, положим, в первом чтении этот законопроект примем, как вы считаете, какие должны быть введены дополнительные критерии, чтобы российское гражданство получали достойные люди? Хотя, повторяю, в целом мы сочувствуем всем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Я целиком и полностью с вами согласен. И могу напомнить, коллеги, что есть законопроект, в том числе и за моей подписью, которым не просто запрещается предоставлять гражданство вот тем, кого вы назвали, - рецидивистам, наркодилерам, насильникам, по этому законопроекту им въезжать на территорию Российской Федерации ни в коем случае будет нельзя, запрещено, а если они это сделают каким-то там тайным образом - уголовная ответственность до семи лет. Вот такая у меня позиция. Конечно же, ни в коем случае те люди, о которых Дмитрий Вяткин говорил, не то, что гражданами России не станут... Действительно, они сразу по прибытии в Россию отправятся работать на стройки Сибири и Дальнего Востока. Речь идёт о добропорядочных, законопослушных гражданах, которых абсолютное большинство как на Украине, так и в любой другой стране, речь не идёт об ублюдках, убийцах и палачах, поэтому, конечно, ни в коем случае... И над этим, я уверен, работают сейчас и наши спецслужбы, и другие соответствующие органы, уверен, что готовятся списки таких граждан Украины не для того, чтобы не предоставлять им гражданство, а как раз для другого - для того, чтобы осуществилось справедливое возмездие, в ближайшее время они будут опубликованы и по ним будут работать соответствующие органы, как я и предлагал, используя в том числе опыт Израиля. Поэтому не надо опасаться, а надо поддержать абсолютное большинство граждан, которые сегодня просто боятся иногда за свою судьбу, судьбу своих детей в ситуации, когда кругом маршируют националисты и фашисты, и которые о себе, может быть, и не подумали бы, куда идти и что делать, но думают о стариках и детях. И если не будет предложен такой выход из этой ситуации, многие примут решение промолчать, посидеть дома и не вступать в борьбу. Я предлагаю поддержать абсолютное большинство таких граждан и дать им надежду на то, что их мы в обязательном порядке не просто не бросим, когда уж совсем там будет плохо, а даже уже сейчас предоставим многим из них возможность отправить в Россию и детей, и женщин, которых мы здесь должны, обязаны принять, а они останутся там, для того чтобы бороться и не отдать Украину на растерзание всем этим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данную законодательную инициативу. Мы полагаем, что создание упомянутых преференций в отношении граждан Украины при приёме в российское гражданство не согласуется с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, где говорится о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, а также с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", которой предусмотрено, что принципы российского гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Вместе с тем ещё раз необходимо отметить, что те актуальные вопросы, для решения которых и были подготовлены все рассмотренные сегодня в рамках данной проблематики законодательные инициативы, к настоящему моменту отчасти урегулированы принятым Государственной Думой 4 апреля сего года Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Москалькова Татьяна Николаевна. От фракции: семь минут. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает очень важный инструмент защиты наших соотечественников, попавших в трудную жизненную ситуацию, подвергающихся репрессиям. Владимир Александрович, этот закон, конечно же, не противоречит статье 19 Конституции и никоим образом его действие не перекрывается ни государственной программой добровольного переселения соотечественников, ни законом номер 71, который мы приняли и который вступил в законную силу. Я хочу напомнить, что наш законопроект касается только граждан Украины, которые проживают на тех территориях, где идёт война. Мы сегодня принимали обращение, но кроме заявления о политической позиции нужно ещё и практические шаги делать, и таким практическим шагом может быть только одно - открыть двери тем, кто нуждается в защите, дать им возможность прийти в нашу страну. Можно осуществлять их защиту и на территории Украины, если у них есть соответствующее гражданство, и именно по этому пути мы с вами пошли, защищая и жителей Южной Осетии, попавших в 2008 году в трудную жизненную ситуацию, и абхазов, и граждан Приднестровья, и таких мотивировок мы тогда не приводили, таких ссылок на Конституцию не делали, что было абсолютно правильно. Конечно, мы понимаем наших коллег, в том числе из "ЕДИНОЙ РОССИИ", которые чувствуют свою ответственность за российский бюджет и понимают, что бюджет понесёт, безусловно, дополнительную нагрузку, так как надо будет выплачивать и материнский капитал, и пенсии по старости, и единовременные пособия, но надо сказать, что одновременно мы выстраиваем иерархию ценностей, на вершине которой защита прав наших соотечественников, решение проблемы воссоединения Русского мира, демографической проблемы, задачи пополнения трудовых ресурсов. Но всё это вторично, а первое и главное - это защита граждан Украины, которые сегодня подвергаются жесточайшим репрессиям. Столько было ярких выступлений на этот счёт, но они носили политический характер, а мы предлагаем единственный конкретный, практический инструмент для решения этого вопроса. Здесь правильно коллега Романов Валентин Степанович говорил об ограничениях, которые должны быть в этом законе, это так, и они ко второму чтению будут учтены. Здесь правильно звучал вопрос о количестве желающих, и можно сказать, что приблизительно это будет не более 500 тысяч человек, мы уже сейчас можем по 71-му закону такую статистику начать собирать. Наш законопроект отличается от 71-го закона тем, что распространяется на граждан Украины, проживающих или проживавших на территории Украины, а потом приехавших в Россию. Это будет очень важный и с политической, и с правоприменительной, и с правовой, и с нравственной точки зрения законодательный акт, если вы его поддержите. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Владимир Тимофеевич Поцяпун. ПОЦЯПУН В. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Я как раз о конкретной помощи беженцам, не гипотетическим, а тем, поток которых с марта реально проходит в том числе и через приёмную Государственной Думы. Можно менять закон, можно говорить о том, что 71-й закон плохой, но вот что выяснилось: те граждане, которые доехали до Москвы от пограничных наших городов, к сожалению, не имели информации на местах. В чём проблема? У нас в регионах есть рабочие места, и есть Федеральная служба по труду и занятости, и у них есть свои базы данных, но выяснилось, что договора заключены не со всеми регионами, а, допустим, двадцать договоров у одного региона, двадцать - у другого. То есть человек, пересекая границу, попадая в чужую страну, не зная о наших информационных ресурсах (данные можно найти в Интернете), приходит в Федеральную миграционную службу, там не получает информации о том, где есть жильё и работа, и едет дальше, дальше - и приезжает в приёмную Государственной Думы. То есть что нужно сделать сейчас? Во-первых, нужно сделать так, чтобы Федеральная служба по труду и занятости быстро заключила договора по крайней мере со всеми приграничными субъектами Российской Федерации, чтобы информация была полностью, целиком людям предоставлена, - это будет конкретный шаг. Во-вторых, те регионы, в которых есть рабочие места, скажем, для сельских врачей, учителей, эту информацию тоже должны туда передать, то есть и ведомство Топилина в том числе должно над этим работать. Вот это будут конкретные шаги. И третье, что нужно сделать, - это дать людям возможность до получения российского гражданства по действующему закону работать по их дипломам украинским - допустим, учителям, врачам, инженерам, ещё каким-то специалистам среднетехническим, - вот это будет конкретная помощь, потому что такие люди есть, они едут к нам уже сейчас, но, к сожалению, они доезжают аж до Москвы, и не потому, что Москва всё решает, а потому, что по дороге они не получают необходимой информации. А что касается Русского мира, то вот во мне половина польской крови, половина украинской, родился и вырос я в Крыму, но я русский человек, представитель русской культуры, как и многие здесь сидящие, и украинцы, и башкиры, и татары, и все мы вместе - Русский мир. Поэтому я тоже против, чтобы было вот такое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Дмитрий Фёдорович? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 40 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 166
О проекте федерального закона № 469683-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части, касающейся приёма в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке граждан Украины).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Александр Дмитриевич, нам осталось работать двадцать пять минут, а докладчик по 38-му вопросу сейчас принимает участие в федеральном мероприятии и не вернётся уже до шести часов, поэтому просим этот вопрос сегодня не рассматривать, перенести его на май. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.