Заседание № 285
16.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 469586-6 "О внесении изменений в статью 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (о судебных извещениях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4163 по 4368 из 6393
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В законопроекте речь идёт о судебных извещениях. Мы предлагаем внести изменения в статью 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно дополнить часть 6 данной статьи новыми абзацами следующего содержания. "В судебном заседании судом выясняется необходимость получения участниками процесса извещений о движении рассматриваемого дела. В случае заявления участником процесса ходатайства о необходимости дополнительного извещения суд принимает решение о направлении таких извещений ходатайствующему. Если участник процесса не заявляет ходатайства о его дополнительном извещении, такой участник не вправе при обжаловании судебного решения ссылаться на основание, предусмотренное пунктом вторым части четвёртой статьи 270 настоящего кодекса". В настоящее время статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и о возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путём направления копии судебного акта в порядке, установленном кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено кодексом. Необходимо отметить, что в настоящее время лица, участвующие в процессе, и иные участники процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу (например, заявления о принятии искового заявления или определения о привлечении к участию в деле) должны самостоятельно принимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Под любыми источниками информации и любыми средствами связи подразумеваются телефонная связь и официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет. Однако для многих наших граждан, к сожалению, использование данных видов связи в определённый момент может быть затруднительным, например, отсутствует компьютер, не подключён Интернет или нет возможности дозвониться до суда, но эти обстоятельства на сегодняшний день не могут быть приняты судом в качестве уважительной причины отсутствия одной из сторон в судебном заседании. Нашим законопроектом предлагается в полной мере урегулировать вопросы получения участниками процесса дополнительных судебных извещений. На наш взгляд, необходимо, чтобы в судебном заседании судья выяснял необходимость получения участниками судебного процесса извещений о движении рассматриваемого дела. В случае заявления участником процесса ходатайства о необходимости дополнительного извещения суд принимает решение о направлении таких извещений ходатайствующему. Если участник процесса не заявляет ходатайства о его дополнительном извещении, такой участник не вправе при обжаловании судебного решения ссылаться на основание, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 270 Кодекса. Предлагаемые изменения, на наш взгляд, позволят достичь цели ускорения и упрощения арбитражного процесса. Благодаря выяснению заранее необходимости получения сторонами дополнительных судебных извещений можно будет избежать ненадлежащего извещения участников процесса о месте и времени судебного заседания и, как следствие, отсутствия лица, участвующего в деле, при рассмотрении дела, что может являться основанием для отмены и пересмотра судебного решения. Ходатайство о дополнительном судебном извещении необходимо, на наш взгляд, для более полного обеспечения конституционного права лиц на судебную защиту в арбитражном процессе. Комитет в своём заключении, делая замечания, ссылается на то, что судом, рассматривающим дела, выполняется обязанность по размещению всей необходимой информации о движении дела в сети Интернет. Однако хочу напомнить, что 29 июня 2015 года вступил в силу федеральный закон номер 154 о банкротстве физических лиц, и теперь дела о банкротстве физических лиц отнесены по подсудности как раз к ведению арбитражных судов. Вы представьте себе, какой огромный процент населения нашей страны, сколько людей брали кредиты в банках, сколько людей просто взяли деньги в долг и могут быть подвергнуты процедуре банкротства, сколько таких дел на сегодняшний день возбуждено арбитражными судами! Мы, как депутаты, которые исполняют свои обязанности в соответствии с законом, постоянно посещаем наши регионы, постоянно общаемся с гражданами, и я вам могу честно сказать, что в той же Башкирии - хотя это не самый застойный регион Российской Федерации, наоборот, я бы назвал его одним из самых прогрессивных - в некоторых районах нет сотовой связи, нет сети Интернет, поэтому ссылаться на то, что граждане смогут получать информацию оттуда, ну, по крайней мере неверно, хорошо, если там есть телефон и трубка цела! Мы всё-таки считаем, что в первую очередь наш законопроект основывается на статье 46 Конституции, гарантирующей гражданам нашей страны судебную защиту их прав и свобод, и, соответственно, на реализацию этой статьи и направлен. Что касается заключения Правового управления, где написано, что необходимо дополнительно обсудить данный законопроект, то в принципе мы открыты для обсуждения и готовы обсуждать любые замечания ко второму чтению. Я считаю, что законопроект хороший, правильный, нужный, направлен на реализацию статьи 46 Конституции, поэтому прошу его поддержать. Чтобы больше не отнимать время, также скажу, что фракция ЛДПР данный законопроект поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович. С содокладом выступает Александр Александрович Ремезков. РЕМЕЗКОВ А. А. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тема, которую поднял докладчик, действительно важная, нужная, и, скорее всего, необходимо обсуждение, но вашему вниманию представлен конкретный проект закона. Комитет рассмотрел его 14 декабря 2015 года, и, по мнению комитета, положения данного законопроекта находятся в противоречии с частью 6 статьи 121 АПК. В соответствии с действующей редакцией кодекса лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и о возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса - после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно принимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, а также несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела. Также следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 мая 2012 года № 992-О указал, что часть 6 статьи 121 АПК РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя с учётом того, что судом, рассматривающим дело, выполняется обязанность по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ. Таким образом, в производстве в арбитражном суде соблюдается принцип диспозитивности. Применительно к производству в арбитражном суде диспозитивность означает, что арбитражные процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорных материальных правоотношений, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться процессуальными правами и спорным материальным правом. Кроме того, согласно абзацу второму части 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путём вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, - путём направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Также Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 17 февраля 2011 года № 12 отметил, что указанный порядок применяется в дополнение к размещению на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет информации о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Вместе с тем физическим лицам, участвующим в деле либо являющимся иными участниками арбитражного процесса, копии судебных актов в любом случае направляются заказным письмом с уведомлением о вручении. Таким образом, действующим законодательством, на наш взгляд, уже предусмотрен необходимый порядок информирования участников арбитражного процесса о движении дела. В связи с этим, по мнению комитета, принятие данного закона является нецелесообразным. Предлагаем данный законопроект отклонить в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ян Викторович Зелинский, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Александрович, очень внимательно слушал ваш доклад, но, к сожалению, не услышал ни одного существенного аргумента против принятия данного законопроекта. При вынесении решения суд ссылается на две нормы - на законность и на внутренние убеждения, так вот депутатам Государственной Думы тоже хотелось бы при принятии или отклонении законопроекта также ссылаться на внутренние убеждения. Ко мне приходит очень много граждан, которые говорят о том, что решение, принятое не в их пользу, они не могут обжаловать в связи с тем, что не знали закон. Да, незнание законов не освобождает от ответственности, но у нас не все люди такие грамотные, как депутаты Государственной Думы, которые знают, в какой срок подать ходатайство, когда обжаловать и так далее. Как мы будем помогать таким людям? Эта норма не будет лишней именно для защиты прав граждан. По поводу Интернета. Безусловно, может быть, в европейской части России есть люди... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович, это вопрос или выступление? Александр Александрович Ремезков, пожалуйста. РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Ян Викторович, кроме тех мнений, которые были высказаны членами комитета, мы внимательно изучили мнение правоприменителей, которые в том числе говорили, что предложенный вами порядок усложнит работу судов и ещё больше запутает всех участников процесса. Что касается особенностей нашей связи и прочего, то это вопрос, не относящийся к конкретному законопроекту, который мы рассматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5142 по 5158 из 6393
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 55 сек.) Проголосовало за 144 чел.32,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 144 чел. Не голосовало 306 чел.68,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.