Заседание № 257
О проекте федерального закона № 469485-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения порядка изменения членства в региональной адвокатской палате, организации и деятельности адвокатского бюро и иных положений закона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Возвращаемся к законопроектам, рассматриваемым в третьем чтении. Пункт 11 нашего порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по государственному строительству и законодательству Олега Петровича Быкова. Пожалуйста, Олег Петрович. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Надо отметить, что к законопроекту поступило множество поправок (мы проводили парламентские слушания в стенах Государственной Думы с участием представителей экспертного сообщества, профессионального сообщества). Во втором чтении мы приняли данный законопроект 13 ноября текущего года. Среди множества изменений, которые вносятся в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", следует обратить внимание на возможность установления в соглашении об оказании юридической помощи положения о гонораре успеха, за исключением случаев оказания юридической помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. В законопроекте уточняется процедура формирования адвокатских образований, вводятся положения об информационной системе проведения квалификационного экзамена, уточняется процедура формирования советов адвокатских палат и выборов президентов адвокатских палат и вносится ещё множество других изменений, которые мы обсуждали в том числе в рамках процедуры второго чтения. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертные процедуры. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект. Наш коллега Олег Петрович подробно изложил суть законопроекта и рассказал о поправках, которые были приняты во втором чтении. Я хотел бы добавить только несколько слов, сказать о той важной роли, какую в адвокатском самоуправлении играют региональные палаты адвокатов и Федеральная палата адвокатов, в рамках деятельности которых возникает ряд регулируемых федеральным законодательством правоотношений. В настоящее время, на наш взгляд, они нуждаются в некоторой донастройке. Представленный законопроект как раз призван улучшить эти правоотношения, исключить возможные злоупотребления, в том числе при получении статуса адвоката, снять ненужные барьеры при создании адвокатских объединений и избрании главы Федеральной палаты адвокатов, усилить полномочия Федеральной палаты адвокатов при рассмотрении вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов. И отдельно, конечно, в законопроекте поднимается вопрос о возвращении гонорара успеха, о чём было сказано. В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Мы будем голосовать против принятия этого закона, и вот почему. К сожалению, у нас процветает порочная практика, когда во втором чтении вносятся поправки, концептуально меняющие проект закона, и это как раз тот самый случай. Да, действительно, в первом чтении был внесён проект закона, который улучшал ситуацию, и адвокатское сообщество его приветствовало, но во втором чтении была внесена поправка, которая фактически ввела запрет на профессию для юристов, по каким-то основаниям лишённых статуса адвоката. Напоминаю - во втором чтении, когда эта поправка вносилась, я об этом уже говорил, - что принятие этой поправки противоречит нескольким статьям Конституции Российской Федерации, и если, не дай бог, она будет где-то применена, это автоматически приведёт к обращению в Конституционный Суд, и я уверен, что Конституционный Суд признает эту норму неконституционной и нам придётся её отменять. Поэтому, чтобы нам не позориться перед обществом, я думаю, нужно просто самим отклонить этот законопроект, в таком виде его не принимать. О чём идёт речь? О том, что по законопроекту, если адвокат лишён статуса, ещё раз подчёркиваю, он потом не сможет быть представителем в суде, хотя имеет высшее юридическое образование. То есть любой другой гражданин может, а человек, лишённый адвокатского статуса, не может! Причём нет судебного решения, вступившего в законную силу, которое лишало бы его этого права, ведь гражданских прав человека можно лишить только по решению суда. У нас адвокаты что, особые люди, которые поражены в правах? Почему? На них разве действие Конституции Российской Федерации не распространяется? Коллеги, ну как за такой законопроект можно голосовать? Предлагаю ещё раз подумать. Очень жаль, что именно во втором чтении такая поправка была внесена. Если бы это было предложено сразу, в первом чтении, широко обсуждалось, прошло оценку регулирующего воздействия и так далее, то, я думаю, до третьего чтения эта норма не дошла бы. Так как процедура при прохождении законопроекта была фактически нарушена, мы получили вот такую ситуацию, а сейчас у нас есть возможность эту ошибку исправить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 11 нашего порядка работы. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 43 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
Заседание № 254
О проекте федерального закона № 469485-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения порядка изменения членства в региональной адвокатской палате, организации и деятельности адвокатского бюро и иных положений закона).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Доклад Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Закон тяжёлый...
Теперь, пожалуйста, Павел Владимирович, по 7-му пункту. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, спасибо. Мы рассматриваем 7-й вопрос - это второе чтение проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре...". Он был внесён больше года назад, в мае 2018 года, мы принимали его в первом чтении в январе 2019 года. Законопроект вызвал серьёзную дискуссию, особенно потому, что сейчас происходит реформирование судоустройства и судопроизводства, совещаний и различных конференций по этому поводу проводилось большое количество, в том числе мы проводили здесь парламентские слушания. Я хотел бы обратить внимание на некоторые принципиальные изменения, которые претерпел проект ко второму чтению. Ну, вы помните, когда мы рассматривали его в первом чтении, мы говорили о невозможности установления, так скажем, крепостного права для адвокатов, которые проработали менее пяти лет, с тем чтобы они не могли работать вне своего субъекта, где они таковыми стали. Дальше, у нас была большая дискуссия по поводу "гонорара успеха". И мы как раз долго говорили, наш комитет говорил, что "гонорар успеха" - это в принципе правильная вещь, поскольку очень часто этот гонорар всё равно выдаётся, но выдаётся по серым схемам, мимо бюджета конкретной адвокатской палаты, соответственно, мимо бюджета Российской Федерации. Поэтому мы всё-таки договорились, что "гонорар успеха" будет, он сейчас легализован в проекте закона. Есть оговорка, что "гонорар успеха" не может быть предусмотрен по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, поскольку здесь всё-таки немножко другая история. Дальше, ко второму чтению предлагается электронная система сдачи экзаменов. Как раз когда предлагалось ввести так называемое крепостное право, говорилось о том, что в разных субъектах Федерации разные возможности для назначения адвокатом. Вот сейчас правительство предложило, в частности Министерство юстиции, электронную систему сдачи экзаменов, что как раз обеспечит прозрачность, всё-таки минимизирует злоупотребления, минимизирует коррупцию. Также предлагается норма, касающаяся лишения статуса адвоката, которая - сразу обращаю внимание, поскольку вопросов достаточно много - будет вводиться в действие чуть позже, чем сам закон. Ну и также очень важно, что у нас здесь существуют дисциплинарный надзор внутри адвокатской корпорации и разделение должностей в адвокатском самоуправлении, чтобы одни и те же лица не занимали одни и те же должности, а сейчас, к сожалению, это всё-таки имеется. Ещё раз хочу подчеркнуть, что законопроект ко второму чтению тщательно проработан. Вашему вниманию предлагается 79 поправок: в первой таблице представлено 26 поправок, во второй, которая на отклонение, - 53 поправки. Прошу рассмотреть таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу вынести на отдельное голосование поправку 10. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 32 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, по 10-й поправке. Включите микрофон депутату Гартунгу. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! (Шум в зале.) Минуточку внимания! Почему я попросил вынести 10-ю поправку из таблицы принятых? Потому что она фактически нарушает несколько статей Конституции. Дело в том, что в этой поправке идёт речь о том, что если адвокат лишён своего статуса, то ему запрещено быть представителем в судах за плату, то есть фактически это запрет на профессию, при этом любой гражданин согласно статье 34 Конституции имеет право на свободное использование своих возможностей. Кроме того, в статье 56 написано, что не подлежат ограничению права граждан, перечисленные в статьях Конституции, в том числе в статье 34, часть 1. То есть как минимум две статьи Конституции нарушаются, а ещё статья 37 нарушается, в которой закреплено право на свободу выбора профессии и распоряжения своими способностями. Фактически любой гражданин имеет право быть представителем в суде, но, если он до этого был адвокатом и был лишён этого статуса, он лишается этого права - конституционного, подчёркиваю. Ограничение такого права может быть, если есть вступившее в законную силу судебное решение, где чётко прописан запрет на профессию в качестве самостоятельной нормы наказания, а здесь предлагается без судебного решения. Конечно, перечислен список оснований, по которым адвокат может быть лишён адвокатского статуса, в том числе по судебному решению. Да, наверное, судебное решение можно было бы оставить в этой части, если в нём прямо прописан запрет, но во всех остальных случаях (например, в случае неисполнения адвокатских обязанностей, нарушения адвокатской этики либо каких-то других нарушений, по которым нет судебных решений) лишать человека конституционного права нельзя, будь он хоть адвокатом, хоть кем угодно. Поэтому, коллеги, эту поправку принимать ни в коем случае нельзя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон, пожалуйста, включите. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что в Конституции также указано, что граждане имеют право на квалифицированную юридическую помощь. Это первое. Второе. У нас прямо говорится, что с 1 октября текущего года начиная с субъектового уровня интересы в суде могут представлять только лица с высшим юридическим образованием. К сожалению, мы знаем огромное количество случаев, когда граждан представляют неспециалисты, и это приводит, в общем-то, примерно к тому же, как если бы в сфере медицины неквалифицированный человек оказывает медицинскую помощь. Третье. Конечно же, если адвокат был лишён статуса адвоката - не по всем причинам, бывают случаи, когда человек просто сам уходит, - именно в силу каких-то таких порочащих его данных... Вот вы правильно, Валерий Карлович, сказали, здесь указаны только четыре причины, по которым он был уволен, в том числе из-за совершения преступления, нарушения этики, неисполнения надлежащим образом своих обязанностей. Подчёркиваю, если человек ушёл по каким-либо основаниям, существуют соответствующие процедуры и порядок обжалования этих процедурных решений. И конечно же, это всё даёт основание говорить, что в указанных случаях человек не может заниматься представлением чьих-либо интересов. При этом, если он, допустим, является законным представителем своих детей и так далее или представляет себя, конечно, он может выступать в суде, это совершенно очевидно. Здесь есть ещё одна проблема, и она заключается в том, что у нас на сегодняшний день нет даже надлежащего реестра самих адвокатов, а уж тем более нет реестра тех лиц, которые лишены этого статуса, и поэтому мы предлагаем эту норму не сразу вводить в действие. Сам закон вступает в силу с 1 марта 2020 года, а вступление в силу этой нормы - с тем чтобы провести доработку с точки зрения внутриадвокатских документов, чтобы соответствующий реестр был доступен в первую очередь, конечно же, в суде - мы предлагаем на год отсрочить, мы предлагаем, чтобы норма вступила в силу с 1 марта 2021 года. С учётом всех этих обстоятельств, я полагаю, данную поправку надо поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 10 из таблицы поправок № 1, рекомендуемых к принятию. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 12 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 17 чел.3,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается поправка 10. Коллеги, по таблице поправок № 2, где 53 поправки, есть вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, рекомендованных профильным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 49 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", 7-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 27 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 469485-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения порядка изменения членства в региональной адвокатской палате, организации и деятельности адвокатского бюро и иных положений закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Людмила Николаевна Бокова. БОКОВА Л. Н., член Совета Федерации. Уважаемые коллеги, законопроект направлен на создание дополнительных гарантий для реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь. С этой целью предлагается внести изменения, которыми прежде всего предусматривается: уточнение порядка деятельности адвокатских бюро, дополнение перечня оснований для приостановления статуса адвоката, увеличение численности совета Федеральной палаты адвокатов, установление возможности для лица, занимавшего должность президента палаты адвокатов в течение двух сроков, вновь занять указанную должность, но только путём избрания его президентом на собрании (конференции) адвокатов или на Всероссийском съезде адвокатов (для избрания президента Федеральной палаты адвокатов), утверждение порядка прохождения стажировки и порядка работы в качестве помощника адвоката. Конечно же, ряд поправок, которые внесены в данном законопроекте, вызвали дискуссию, тем не менее поправки достаточно сутевые, мы будем продолжать работать над ними в том числе в рамках второго чтения. Прежде всего, это касается ограничения для адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, в части изменения членства в региональной палате адвокатов, поправка очень нужна, необходима, чтобы повысить качество юридической помощи, которая оказывается в наших регионах, а также возможности Федеральной палаты адвокатов отменять решение по дисциплинарному делу и направлять дело на новое рассмотрение в региональную адвокатскую палату, а также давать обязательные для исполнения указания, это тоже необходимая мера, в данном случае она направлена на обеспечение более чёткой работы региональных адвокатских палат. Кроме того, предусматривается возможность включения в соглашение условия, согласно которому размер вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи, эта мера также поддерживается адвокатским сообществом, ввиду того что размер той работы, которую осуществляют адвокаты, бывает разным. Федеральная палата адвокатов на основании мнений большинства региональных адвокатских палат поддержала данную законодательную инициативу. Обсуждались и те поправки, которые вносятся, ну и, естественно, есть предложения по дополнению законодательной инициативы, которую мы вам предлагаем сегодня поддержать. Замечания и предложения мы, конечно, будем учитывать в ходе доработки законопроекта ко второму чтению. На законопроект имеются положительные заключения Государственно-правового управления президента и Правительства Российской Федерации. Коллеги, очень просим поддержать законопроект. Это давно назревшая тема, обсуждаемая в адвокатском сообществе, и, по их видению, пониманию, некоторые позиции закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре..." морально устарели и требуют корректировки, требуют изменений. Изменения, конечно, не глобальные, в основном они направлены на то, чтобы обеспечить доступную и качественную юридическую помощь со стороны адвокатского сообщества в наших регионах. Коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Николаевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Олег Петрович Быков. БЫКОВ О. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В дополнение к выступлению докладчика хотел бы остановиться на некоторых моментах подробнее. В частности, предлагаемыми изменениями дополняется порядок изменения членства в региональной адвокатской палате указанием на то, что адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, вправе изменить членство в адвокатской палате на основании решения совета палаты, членом которой он является, согласованного с Федеральной палатой адвокатов. Также закрепляется обязанность Федеральной палаты адвокатов обеспечивать соблюдение адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации законодательства об адвокатуре, в том числе вводится возможность для президента Федеральной палаты адвокатов истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Вводится положение о возможности включения в соглашение условия, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Предлагается, как было отмечено докладчиком в выступлении, увеличить численность совета Федеральной палаты адвокатов до 33 человек (вместо 30). Устанавливается возможность лица, занимавшего должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, вновь занять указанную должность исключительно путём избрания его президентом на собрании (конференции) адвокатов или на Всероссийском съезде адвокатов (если речь идёт о президенте Федеральной палаты адвокатов). На заседании комитета данный законопроект был рассмотрен и концептуально поддержан, были высказаны замечания. В частности, требуют дополнительного обоснования и возможной доработки ко второму чтению следующие позиции. Представляется, что вводимое законопроектом ограничение для адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, для изменения членства в региональной палате адвокатов не может быть обусловлено исключительно недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов, что в свою очередь представляется одним из мотивирующих факторов для предложения данного нововведения. Это может существенно ограничить конституционные права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. В соответствии с проектируемыми изменениями президент Федеральной палаты адвокатов будет вправе истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и передать дисциплинарное дело для рассмотрения в комиссию по этике и стандартам с последующим вынесением на рассмотрение совета Федеральной палаты адвокатов. При этом будет возможность направлять дисциплинарное дело не только в адвокатскую палату, в которой это дисциплинарное дело рассматривалось соответствующим органом палаты субъекта Российской Федерации, но и в иную адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, которая не рассматривала данное дисциплинарное дело. Предусматривается также право совета Федеральной палаты адвокатов дать обязательные для исполнения адвокатскими палатами указания, в том числе в части толкования подлежащих применению норм права, оценки как ранее установленных, так и вновь выявленных фактических обстоятельств, применения мер дисциплинарной ответственности в случае установления при новом рассмотрении оснований их применения, а также указания срока принятия нового решения и уведомления Федеральной палаты адвокатов о принятом решении. Вот по данной новации позиция комитета такова, что Федеральной палате адвокатов это позволит выступать в качестве вышестоящего юрисдикционного органа по отношению к региональным адвокатским палатам, что противоречит принципам законности, независимости, самоуправления, корпоративности адвокатуры, которые закреплены в соответствующей статье Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Также хотелось бы обратить внимание на то, что вводимое положение о возможности включения в соглашение условия, по которому размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи, должно быть соотнесено с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации. Такая позиция была выражена в постановлении Конституционного Суда в 2007 году, где не исключается право федерального законодателя с учётом конкретных условий развития правовой системы и исходя из конституционных принципов правосудия предусмотреть возможность иного правового регулирования, в частности в рамках специального законодательства о порядке и условиях реализации права на квалифицированную юридическую помощь, но при этом чётко обозначена позиция относительного того, что включение в текст договора о возмездном оказании правовых услуг условия о выплате вознаграждения в зависимости от самого факта принятия положительного для истца решения суда расходится с основными началами гражданского законодательства. И если мы будем решать вопрос об ином варианте правового регулирования по данным общественным отношениям, то должны исходить из учёта конкретных условий правовой системы. Комитет по государственному строительству и законодательству в целом поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Коллеги, вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К. Спасибо, Иван Иванович. Олег Петрович постарался за столь короткое время изложить суть такого сложного закона, давно ожидаемого профессиональным сообществом, но у меня вопрос к Людмиле Николаевне, и он касается как раз статьи 16 "Приостановление статуса адвоката". Статус адвоката возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через шесть месяцев после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса. Вопрос следующий: откуда это появилось, зачем и почему именно шесть месяцев? БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос. Действительно, мы обсуждали данную норму с точки зрения практики, которая уже есть. Зачастую адвокаты вынуждены приостанавливать свою деятельность, если находятся на лечении или проходят обучение, это занимает от двух до четырёх месяцев, шесть месяцев максимально, и на этот период адвокат должен приостановить свою деятельность по личному заявлению. Мы посчитали необходимым именно эту цифру зафиксировать, и большинство региональных адвокатских палат при обсуждении данной законодательной инициативы поддержали именно такую конфигурацию закрепляемой в законе нормы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Людмила Николаевна, ваше предложение ввести пятилетний ценз оседлости для адвокатов, как я понимаю, направлено прежде всего против тех московских юристов, которые закончили на тройки вузы и не в состоянии получить статус адвоката в Москве из-за очень высоких требований со стороны Московской адвокатской палаты. Вот эти люди едут на периферию, едут в те области, где статус адвоката получить очень просто, а потом через небольшой срок возвращаются в Москву и становятся здесь членами каких-то коллегий. Вопрос: а не проще ли, не правильнее ли было бы повысить уровень требований, которые должны предъявляться в адвокатских палатах регионов, но сейчас очень принижены? БОКОВА Л. Н. Спасибо, Юрий Петрович, за вопрос. Действительно, вы абсолютно правильную оценку дали той норме, которая прописана. Как я уже сказала в своём выступлении, она действительно вызвала дискуссию, и в отзыве правительства есть конкретные предложения по повышению качества... по уменьшению как раз ценза нахождения в регионе. Это всё-таки позволяет региону оказывать юридическую помощь, не обезглавливает его вообще, чтобы была возможность обратиться за адвокатской помощью, то есть предлагается уменьшить ценз, но при этом повысить качество и прозрачность экзамена, проводимого в том числе с использованием информационных технологий, который сдают адвокаты. Предложение очень хорошее, оно высказано в отзыве правительства, и я думаю, что мы его в обязательном порядке учтём, ещё раз с Федеральной палатой адвокатов и с региональными палатами обсудим более чётко. Действительно, экзамен должен быть такой хорошей, качественной стартовой площадкой, иначе мы нивелируем саму суть 48-й статьи Конституции, в которой говорится о праве наших граждан на получение квалифицированной юридической помощи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР в целом поддержит данный законопроект, потому что всё-таки повышение гарантий реализации предусмотренного статьёй 48 Конституции права на получение квалифицированной юридической помощи - это очень важный вопрос, я уже поднимал его с этой трибуны, когда говорил, что с уважением отношусь к тем, кто торгует семечками, но всё-таки они должны заниматься своим делом. Безусловно, это давно ожидаемый профессиональным адвокатским сообществом закон. Мы поддерживаем, конечно, те нормы, которые направлены на стимулирование пополнения состава адвокатуры молодыми адвокатами, поддерживаем то, что исключается норма, которой предусматривается стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет для вхождения в коллегию, вернее, наличие среди учредителей коллегии не менее двух адвокатов с таким стажем. Также стоит отметить, что так называемый гонорар успеха всё равно давно уже присутствует в адвокатской практике, хотя и вызывает много споров, даже Конституционный Суд разбирал этот вопрос, и хорошо, что мы здесь этот вопрос всё-таки решили. Но возникают вопросы о нахождении на должности президента адвокатской палаты в течение двух сроков - может быть, всё-таки надо как-то это рассмотреть? Я считаю, здесь всё правильно, за исключением, наверное, так называемого ценза оседлости. В отзыве правительства написано, что предлагаемое проектом федерального закона изменение пункта 5 статьи 15 Федерального закона "Об адвокатской деятельности...", согласно которому адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, вправе изменить членство в адвокатской палате только на основании решения совета адвокатской палаты (ну, это прочитать вы можете сами), вступает в противоречие, фактически нарушает Конституцию, гарантирующую единство экономического пространства в Российской Федерации и право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Возможно, необходимо изменить срок, например уменьшить с пяти лет до одного года, до двух лет, потому что проблема действительно существует. Я, как практиковавший в прошлом адвокат, также с этим сталкивался, и любой человек, который постоянно общается с адвокатским сообществом, знает о существовании этой проблемы. В целом фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект. Хотелось бы только отметить, что институт адвокатуры в России является системообразующим и позволяет нашим гражданам в рамках уголовного судопроизводства быть уверенными в высокой квалификации своих защитников - адвокатов. При этом данный институт устроен по принципу самоуправления: установления собственных внутренних норм и повышенных требований к своим членам и самостоятельного разрешения внутренних конфликтов, а также привлечения адвокатов к ответственности. И крайне важную роль в адвокатском самоуправлении играют региональные палаты адвокатов, Федеральная палата адвокатов, в рамках деятельности которых возникает ряд регулируемых федеральным законодательством правоотношений. Эти правоотношения в настоящий момент нуждаются в некоторой донастройке, и представленный законопроект призван их улучшить, исключить возможность злоупотребления, в том числе и при получении статуса адвоката, снять ненужные барьеры при создании адвокатских объединений и избрании главы Федеральной палаты адвокатов, усилить полномочия Федеральной палаты адвокатов при рассмотрении вопросов привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов. Отдельно законопроектом, как было уже сказано, поднимается вопрос о возвращении так называемого гонорара успеха. Представленный законопроект, как я уже говорил, фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" концептуально поддерживается, но с учётом необходимости внесения поправок по замечаниям, которые были высказаны Олегом Петровичем, выступавшим в том числе от комитета, и которые можно было бы рассмотреть и обсудить ко второму чтению. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует данный законопроект поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочные представители президента и правительства? Нет. Заключительное слово? Людмила Николаевна, пожалуйста. БОКОВА Л. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, замечания, по поводу которых здесь высказывались, обоснованные, но в целом законопроект направлен всё-таки на изменение уже существующих реалий, того, что есть в практике адвокатской деятельности, в том числе и по цензу оседлости. Всё-таки сегодня многие адвокаты просто по надуманным причинам пытаются уехать из региона, используя такой механизм. Выдумывать ничего не надо - здесь адвокату как раз предоставляется право в том же порядке обратиться в региональную палату, согласовать свой отъезд из региона, если он, например, проработал менее пяти лет, такое право за ним сохраняется. Так что в данном случае мы не нарушаем законодательства. Ну и что касается гонорара. Действительно, это в практике уже истребовано, и мы чётко согласуем данную норму с постановлением Конституционного Суда, который определил право законодателя установить возможность такого гонорара, точнее, включения этого гонорара в договор, но при этом опять же мы оставляем возможность, право использовать эту норму в договоре, но не обязательство. В этом случае мы полностью исполняем постановление Конституционного Суда Российской Федерации, который высказался как раз в отношении данной нормы. Прошу поддержать. Законопроект действительно очень важный, нужный. Те недочёты, которые есть, в том числе технического характера, мы, конечно, устраним ко второму чтению, учтём замечания, опять же работая в тесном сотрудничестве с Федеральной палатой адвокатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Петрович Быков, заключительное слово. Есть желание? Пожалуйста, Олег Петрович. БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Позиция комитета была представлена: в целом концепция поддерживается. Вот те замечания, которые были высказаны, предлагается учесть, поработать и ко второму чтению подготовить согласованную позицию. В целом законопроект поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Большая просьба: необходимо, чтобы с профессиональным сообществом обязательно был диалог, адвокатское сообщество достаточно профессиональное, с ним необходимо разговаривать, чтобы впоследствии выйти на принятие эффективного решения. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", 14-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 20 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Поздравляем, Людмила Николаевна. Спасибо, Олег Петрович.