Заседание № 124

23.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 469291-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части введения специальных норм, устанавливающих ответственность за производство и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок" (внесён депутатами Государственной Думы Ф. С. Тумусовым, О. Л. Михеевым, а также А. В. Беляковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6231 по 6337 из 6684
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации в части введения специальных норм,                  
устанавливающих ответственность за производство и сбыт фальсифицированных       
лекарственных средств и биологически активных добавок". Докладывает Федот       
Семёнович Тумусов.                                                              
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Хочу      
сразу подчеркнуть, что данный законопроект мы внесли ещё в 2010 году, уже       
тогда эта проблема была сверхактуальна, однако все эти годы законопроект        
благополучно пролежал в недрах Комитета по гражданскому, уголовному,            
арбитражному и процессуальному законодательству - видимо, его вытащили на       
свет божий в связи с международными обязательствами Российской Федерации:       
дело в том, что 30 сентября этого года стартовало общественное обсуждение       
законопроекта о ратификации Конвенции Совета Европы "О борьбе с                 
фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими     
здоровью населения", так называемой конвенции "Медикрим".                       
                                                                                
Мы, авторы законопроекта, надеемся, что наш законопроект будет вами поддержан   
и, конечно, будет доработан ко второму чтению. Проблема оборота на рынке        
фальсифицированных лекарственных средств приобретает характер национального     
бедствия. По статистике, фальсификация лекарств считается четвёртым злом в      
здравоохранении после малярии, СПИДа и курения, а смертность от побочных        
реакций на лекарства входит в первую пятёрку причин наравне с                   
сердечнососудистыми, онкологическими, бронхолёгочными заболеваниями и           
травматизмом. За последние сорок лет поддельные лекарства в мире, как           
некоторые эксперты считают, убили около 200 тысяч человек, тогда как по вине    
террористов за это же время погибли 65 тысяч человек.                           
                                                                                
В России до сих пор нет единых статистических данных относительно доли рынка    
фальсифицированных лекарств. Так, по сведениям Росздравнадзора, ежегодно        
количество фальсифицированных лекарств, выявленных на фармацевтическом рынке    
Российской Федерации, составляет не более 0,4 процента от всего количества      
лекарственных средств, однако ряд экспертов подвергают эти показатели           
сомнению, они считают, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место     
по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию,           
Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и          
одновременно потребителями лекарственных фальшивок. Некоторые независимые       
эксперты называют цифры от 20 до 60 процентов, иногда и до 70 процентов. По     
оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля                     
фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12 процентов от    
общего числа препаратов. По информации экспертов, объём рынка фальсификата в    
России составляет более 20 миллиардов рублей.                                   
                                                                                
Проблема фальсифицированных лекарств остро стоит не только в нашей стране,      
поскольку с точки зрения прибыльности лекарственный рынок находится на          
третьем месте после продажи оружия и наркотиков, однако зарубежное              
законодательство устанавливает жёсткую ответственность за производство и        
оборот фальсифицированных лекарственных средств. В Соединённых Штатах           
Америки, например, торговля фальшивыми лекарствами наказывается штрафом до      
200 миллионов долларов или пожизненным заключением, в Турции - тюремным         
заключением на срок от тридцати до пятидесяти лет, в Индии торговля карается    
пожизненным заключением, во Франции производство и импорт фальсифицированных    
лекарственных средств карается лишением свободы на четыре года или штрафом в    
размере до 400 тысяч евро. К сожалению, российское законодательство не так      
сурово к производителям и распространителям фальсифицированных лекарственных    
средств. Эксперты признают, что российское законодательство не в силах          
соответствовать увеличивающимся темпам роста оборота фальсифицированных         
лекарственных средств, поэтому мы разработали этот законопроект и просим        
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Александрович Ремезков.                                               
                                                                                
Александр Александрович, мы оценим очень компактный содоклад.                   
                                                                                
РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно,   
эти проблемы требуют серьёзного внимания и необходимо разработать самые         
жёсткие меры в законодательстве, для того чтобы такие проблемы исключить, но    
в то же время предложенный законопроект, по мнению комитета, вносит             
изменения, которые конкурируют с действующим законодательством и подлежат       
отклонению на основании следующих нескольких мотивов.                           
                                                                                
В настоящее время статьёй 238 УК уже предусмотрена ответственность за           
производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и          
продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям       
безопасности жизни или здоровья потребителей. По своему буквальному             
содержанию проектные статьи 238-1 и 238-2 отличаются от действующей статьи      
лишь своим предметом, которым являются лекарственные средства и БАДы,           
соответственно, выделять их в самостоятельные составы нецелесообразно.          
                                                                                
Правительство не поддержало данный законопроект, Правовое управление имеет      
ряд замечаний концептуального характера, соответственно комитет предлагает      
данный законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет.                          
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              185 чел.41,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    185 чел.                                          
Не голосовало                 265 чел.58,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.