Заседание № 167
О проекте федерального закона № 469143-7 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к совершению противоправных действий, опасных для их жизни и жизни иных лиц).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Докладывает Марина Алексеевна Мукабенова. Пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к третьему чтению, все необходимые процедуры проведены, замечаний не имеется. Профильный комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марина Алексеевна. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Данный законопроект является ещё одной яркой иллюстрацией того, как Ирина Анатольевна и другие депутаты активно и, я сказал бы, с чувством гражданской ответственности постоянно совершенствуют систему мер по защите нашего подрастающего поколения. Данным законопроектом тоже вносятся важные дополнения, он позволяет не только не допустить склонения детей к совершению противоправных действий, но и защитить самих детей от противоправных действий. Более того, он позволяет привлечь к работе наши правоохранительные органы, расширяет степень их влияния, то есть не только тогда, когда есть суицидный компонент, но и в случае других противоправных действий, что является существенным дополнением к системе мер; он позволяет не только удалять, но и блокировать сайты, действовать оперативно, привлекать внимание соответствующих служб. Я думаю, это правильное решение. Другое дело, что, может быть, надо каким-то образом вот эту энергию, вот эту нацеленность на сохранение молодого поколения перенести, передать средствам массовой информации, телевидению в частности. Ирина Анатольевна, очень важную работу вы проводите, я это в начале выступления отметил, но давайте ещё обратим внимание и на телевидение: вот где уродуют души и сердца тех, кто принадлежит к молодому поколению, и не только к молодому поколению, потому что они не дают и нашим ветеранам спокойно встречать старость, они практически переформатируют сознание, что тоже очень опасно, недопустимо в обществе! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддерживает принятие этого нужного закона, которым будут внесены важные дополнения, как я сказал, касающиеся системы мер, но давайте обратим внимание и на другие возможности в плане консолидации нашего общества и недопущения каких-либо противоправных действий, в том числе действий, разрушающих морально-нравственную составляющую общества. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Выступает Ирина Анатольевна Яровая, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы последовательно работаем над тем, чтобы предложить прежде всего профилактические меры. Всегда самое сложное - это сработать на упреждение, выработать практический комплекс мер, которые позволят спасти жизнь ребёнка, позволят не сделать его ни преступником, ни жертвой преступления. Сегодня мы рассматриваем именно такое решение, позволяющее правоохранителю действовать на упреждение, профилактировать ситуацию, заведомо опасную для ребёнка. Принятие комплексных мер по защите детей от вовлечения их в заведомо опасную, преступную деятельность, которая опасна для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих, - это то решение, которое мы сегодня принимаем. Мы даём возможность правоохранителям своевременно начинать оперативные мероприятия по установлению лиц, которые предлагают опасный, преступный контент, а значит, блокировать их действия не только в настоящем, но и в будущем. Мы обеспечиваем в том числе неотвратимость наказания для тех, кто готов многократно вступать во взаимодействие с неограниченным кругом детей, чтобы вовлекать их в преступные действия. Преступные сообщества разнообразны, поэтому наша задача - создать унифицированную модель, которая позволит охватить любые преступные проявления, а это могут быть колумбайн-сообщества, это может быть "АУЕ", это может быть "Фея огня", это может быть "Беги или умри". Различные варианты преступного мышления будут рождать различные квазипроявления сообществ, то есть преступные сообщества, через которые детей будут вовлекать в заведомо опасные и преступные действия, - сегодня мы предлагаем именно тот механизм, который решает задачу универсального взаимодействия общества и государства по обеспечению безопасности ребёнка. Более того, мы предлагаем сократить срок принятия решения с трёх суток до одних суток - для чего это делается? Современные коммуникации, безусловно, позволяют мгновенно достучаться до самого дорогого - сознания, индивидуального мышления и мотивации поведения детей, поэтому чем оперативней действует правоохранительная система, тем больше шансов не допустить совершения преступления. Кроме того, в Десятилетие детства мы понимаем, что наша общая задача (и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" именно так для себя её и формулирует) - рассматривать все вопросы защиты жизни и здоровья ребёнка как главнейшую национальную стратегию. Мы очень надеемся, что, как и при рассмотрении в первых двух чтениях, позиция парламента в этом вопросе будет консолидированная. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы современные технологии работали на развитие ребёнка, работали на его образование и воспитание, но ни в коем случае не срабатывали как самый быстрый спусковой механизм совершения преступлений против детей, поэтому очень надеемся на нашу общую работу в этом вопросе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 11 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 166
О проекте федерального закона № 469143-7 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к совершению противоправных действий, опасных для их жизни и жизни иных лиц; принят в первом чтении 11 октября 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к совершению противоправных действий, опасных для их жизни").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к совершению противоправных действий, опасных для их жизни и жизни иных лиц). Пожалуйста, Марина Алексеевна Мукабенова. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступило восемь поправок, все они включены в таблицу поправок № 1. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту нет. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок № 1 и проголосовать за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 40 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", второе чтение, 12-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 24 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 151
О проекте федерального закона № 469143-7 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к совершению противоправных действий, опасных для их жизни".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19, также приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к совершению противоправных действий, опасных для их жизни". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, как вы помните, ранее мы с вами приняли очень важное решение, впервые установив уголовную ответственность за суицидальный контент, за вовлечение детей в заведомо опасные и преступные действия, и сегодня мы можем с удовлетворением говорить, что принятые меры показали свою эффективность. Наша самая главная задача - это упреждение совершения преступления, когда ребёнок ещё не стал жертвой. На основании принятого нами ранее закона в 2017 году было возбуждено 200 уголовных дел, выявлено полторы тысячи групп смерти, деятельность которых пресечена, выявлено несколько сотен тысяч - заметьте, я называю объективные данные - публикаций, которые побуждали детей к совершению противоправных действий или вовлекали их в организованные группы, деятельность которых заведомо представляет опасность для жизни и здоровья детей. И, как вы помните, ранее мы дали правоохранителям определённый механизм, но именно по группам суицидальной направленности, не распространив эти меры на все формы преступной деятельности по вовлечению несовершеннолетних в заведомо опасные, противоправные действия. Сегодня мы предлагаем это сделать, поскольку эти формы взаимодействия правоохранителей и Роскомнадзора показали свою высокую эффективность и позволяют действовать оперативно и на опережение. О чём идёт речь? Речь идёт о том, чтобы по всем информационным контентам, контактам, связанным с вовлечением детей именно в такие опасные группы, а их может быть разное, вариативное множество... Преимущество нашего законодательства в том, что оно универсально, поэтому какие бы новые преступные сообщества ни появлялись, пресечение их деятельности будет охватываться предлагаемыми и уже действующими нормами. Это и колумбайн-сообщества, и всё, что связано, так сказать, с криминальной романтикой, и мы видим, что сейчас появляются самые разные гибриды и разновидности воздействия на сознание несовершеннолетних с целью побуждения их к странным на первый взгляд действиям, но именно действиям, которые заведомо представляют опасность для их жизни и здоровья. У правоохранительных органов в случае принятия закона появится возможность в течение суток принимать решение о блокировке такого контента, а следовательно, сократится период возможного негативного воздействия на сознание ребёнка - сегодня этот срок составляет три дня. И кстати, срок в одни сутки был предложен именно Роскомнадзором, потому что сама практика показывает необходимость более оперативного реагирования. Ещё одна новелла - очень важно, чтобы во всех случаях негативного воздействия на несовершеннолетних сохранялись следы, которые позволяют возбуждать уголовные дела и используются как процессуальные доказательства виновности при расследовании совершённых преступлений. Поэтому, помимо блокировки такого контента, налагается обязанность сохранения и фиксации следов, для того чтобы правоохранитель мог данную информацию истребовать и положить в основу процессуальных действий по привлечению виновных к уголовной ответственности. Но самое главное, что мы, как я уже сказала, охватываем законопроектом не только формы преступного воздействия на несовершеннолетних, которые связаны с суицидальным контентом, - мы охватываем любые виды преступных действий с использованием современных коммуникаций, направленные на вовлечение несовершеннолетних в заведомо опасные для их жизни и здоровья действия. Такие комплексные меры, безусловно, будут эффективны. Как я уже говорила, наша главная задача не просто пресечение преступления - гораздо более важно не позволить совершить преступление в отношении несовершеннолетнего. Наша задача - сберечь несовершеннолетнего и в том случае, когда на него направлен негативный контент с целью, чтобы он сам стал преступником, речь идёт о колумбайн-сообществах, а также о тех случаях, когда возможно прямое причинение вреда жизни и здоровью ребёнка. Уважаемые коллеги, данную законодательную инициативу мы обсуждали на экспертном совете, который я возглавляю по поручению Вячеслава Викторовича Володина, это консолидированная позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и вообще в отношении того, что связано с вопросами безопасности детей, мы, весь парламент, не единожды занимали общую консолидированную позицию, что, наверное, особенно ценно и важно. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Марины Алексеевны Мукабеновой. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Профильный комитет поддерживает концепцию законопроекта, но мы обращаем внимание на то, что его отдельные положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства, поэтому требуют дополнительного обсуждения при доработке проекта закона ко второму чтению. Во-первых, что касается противоправной информации, комитет считает, что предлагаемая норма может неоднозначно толковаться в ходе правоприменительной практики. Во-вторых, если говорить о замене процедуры удаления противоправной информации на процедуру ограничения к ней доступа, то надо сказать, что в настоящее время в статье 15-1 закона предусматривается процедура фиксации материалов, которые подлежат удалению, в связи с чем данное изменение также нуждается в дополнительной аргументации. На законопроект поступили положительные заключения Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Ирина Анатольевна, законопроект, безусловно, важен и очень нужен, но надо понимать, что досудебная блокировка сайтов - это довольно серьёзный инструмент, и хотелось бы быть уверенным в том, что мера воздействия будет адекватна опубликованному контенту. Например, сейчас в Сети довольно много контента, посвящённого зацеперам, руферам или даже просто самым разным оригинальным селфи, сделанным в нестандартной обстановке, - такие вещи, даже без призывов сделать то же самое, также цепляют молодёжь, побуждая идти на бессмысленный риск ради красивой фотографии. Вот как всё это учтено? Или, может быть, это ко второму чтению будет учтено в вашем законопроекте? Ведь запрещать селфи - это тоже не выход. И каким образом планируется определять, несёт ли содержание угрозу здоровью и жизни детей или, наоборот, побуждает их к причинению вреда другим? ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопросы. Уважаемые коллеги, я не случайно обратила ваше внимание на то, что сегодня мы рассматриваем изменения именно в закон "Об информации...", в то время как ранее мы с вами внесли изменения в уголовное законодательство и в уголовном законодательстве квалифицировали по вполне конкретным признакам, что является преступлением, что является противоправным действием, что является вовлечением в противоправные действия, то есть все эти квалифицирующие признаки уже определены. Относительно позиции комитета я хотела бы обратить внимание ваших юристов на то, что уже действуют нормы уголовного права, дающие ответы на эти вопросы. Что касается практики применения, то такая практика тоже уже есть, данные я вам привела, но есть самые главные данные: если мы с вами говорим, допустим, о группах смерти, то их полторы тысячи, а других групп намного больше - это и игра "Фея", это и зацеперы, которых вы упоминали, это и колумбайн-сообщества, где фактически напрямую предлагается совершать те действия, которые неизбежно приведут к опасным последствиям для жизни и здоровья ребёнка, а очень часто и к его гибели. В колумбайн-сообществах и в тех сообществах, которые вовлекают детей в так называемую криминальную романтику, речь идёт об изменении психологии поведения ребёнка, ему предлагают самому совершать преступления против сверстников. В этой части с точки зрения квалификации вопросов уже нет, потому что сама жизнь это подтвердила, практика уже наработана и на основании работы органов следствия и судебных органов, и с точки зрения Роскомнадзора. Данную законодательную инициативу мы готовили, обсуждали её с экспертами Роскомнадзора и пришли к общему выводу о том, что на сегодня по квалифицирующим признакам практики уже достаточно наработано, единственный пробел, который существовал, заключается в том, что мы не распространили унифицированные нормы противодействия на любые преступные сообщества, так как первоначально рассматривали это только на практике суицидального контента. Сейчас, получив подтверждение, мы можем сделать следующий шаг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ирина Анатольевна, ну, идея законопроекта правильная, единственно, вот в названии законопроекта отражена самая суть - именно совершение детьми противоправных действий, опасных для их жизни, но речь может идти об опасном не только для жизни, но и для здоровья ребёнка, например о вовлечении его в распитие спиртных напитков, то есть предмет может быть любой. Может, имеет смысл привязать это не только к уголовному законодательству (то, о чём вы ранее говорили), но и к административному? Потому что, например, действия тех же руферов и зацеперов не являются уголовно наказуемым деянием, это административка. Понимаете, о чём я говорю? ЯРОВАЯ И. А. Евгений Евгеньевич, конечно, я понимаю, о чём вы говорите, но именно для того, чтобы было прямое корреспондирующее взаимодействие норм, для того, чтобы не было двойственного толкования... Ведь наша задача, как правильно было сказано в первом вопросе, не допустить преувеличения, злоупотребления, поэтому мы действуем в логике абсолютно прямолинейной. То, что уже в законодательстве отнесено к категории "преступление", предполагает и соответствующую форму реагирования правоохранителей, в том числе отсечение противоправного контента и воздействия на сознание несовершеннолетних либо с целью побуждения их к совершению преступлений, либо с целью прямого негативного влияния, влекущего последствия для их жизни и здоровья. В этом смысле мы выдержали определённую логику и абсолютную корректность, для того чтобы как раз данная норма носила предметный, прикладной характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Марченко Евгений Евгеньевич, пожалуйста. МАРЧЕНКО Е. Е. Ирина Анатольевна, спасибо за ответ на мой вопрос. Вот в части того, что действия, скажем так, оговорены, криминализированы в Уголовном кодексе, здесь всё очень чётко и понятно, то есть это абсолютно верно. Но, я ещё раз хочу обратить на это ваше внимание, есть ряд противоправных действий, ответственность за совершение которых устанавливается Кодексом об административных правонарушениях. Вот мне, например, не до конца ясно, как вы будете квалифицировать такие противоправные действия, притом что у нас есть право уголовное и право административное. Моё предложение - ко второму чтению более чётко всё это оговорить. Вы говорите о преступлениях суицидальной направленности (мы вносили нормы) - это всё понятно, и то, что в Уголовном кодексе это есть, тоже понятно, но то, что перечисляется в административном кодексе... Вот сейчас, кстати, коллега поднимал вопрос: для руферов, зацеперов ответственность минимальная - по 100 рублей, и мы здесь эти штрафы, по 100 рублей, обсуждали. Вот это тоже необходимо каким-то образом регулировать, то есть, например, в случае нарушения административного кодекса те сайты, которые это пропагандируют и провоцируют на административное правонарушение, точно так же надо закрывать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Заключительное слово? Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, с учётом того что, видимо, не до конца был понят ответ, я немножко его расширю. "Противоправные действия" - это значит и преступления, и правонарушения, потому что сам термин, юридическое определение "противоправные" охватывает и преступления, и правонарушения, но с одним очень важным квалифицирующим признаком в отношении применения нормы, которую мы обсуждаем, - влекущие опасность для жизни, то есть последствия, которые могут вызвать смерть ребенка. Точность и выверенность предлагаемых нами новелл неоднократно рассматривалась на экспертном уровне буквально до атомов и молекул. Коллеги, что касается информации, современного контента, мы должны понимать, что современный мир будет продуцировать формы взаимодействия, которые не только облегчают, совершенствуют, делают более качественной жизнь человека, но и, к сожалению, могут использоваться в том числе для совершения изощрённых, искусных преступлений, которые будут появляться и будут видоизменяться. Преимущество решений, которые мы принимаем сегодня, в том, что они носят универсальный характер: быть может, даже не зная о преступных формах воздействия на сознание ребёнка, которые появятся завтра, мы уже сегодня закладываем механизм их профилактики, упреждения и оперативного пресечения. Огромное вам спасибо, и, уверена, на экспертной площадке по вопросам безопасности детей мы вместе продолжим совместную работу, буду очень рада вашему участию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к совершению противоправных действий, опасных для их жизни". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 41 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.