Заседание № 145

20.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 468862-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение должником требований о прекращении распространения информации или её опровержении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1850 по 1880 из 4818
Коллеги, переходим к рассмотрению 7-го вопроса. Проект федерального закона "О   
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях", третье чтение. Докладывает Отари Ионович Аршба.               
                                                                                
АРШБА О. И. Сейчас точно третье чтение. Проект федерального закона              
подготовлен, заключение Правового управления имеется, замечаний к               
законопроекту нет. Наш комитет предлагает его принять.                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович.                                   
                                                                                
Есть желающие выступить от фракции по мотивам голосования? Нет.                 
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 143

18.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 468862-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение должником требований о прекращении распространения информации или её опровержении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1561 по 1603 из 4681
Переходим к 7-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений   
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе      
чтение, докладывает Отари Ионович Аршба.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам             
депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 17      
июля текущего года. Срок представления поправок был установлен до 15 августа    
- поправок к законопроекту не поступило. Законопроект подготовлен к принятию    
во втором чтении. Просим принять.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблиц поправок нет. Ставится на голосование     
проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях", 7-й вопрос. Законопроект        
рассматривается во втором чтении.                                               
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.34,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект под пунктом 7 во втором чтении принят единогласно.                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
АРШБА О. И. Я хотел просить поставить законопроект для рассмотрения в третьем   
чтении в повестку дня пленарного заседания на 20 сентября.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений поставить в порядок работы на     
20 сентября данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении? Нет          
возражений. Принимается.                                                        

Заседание № 133

17.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 468862-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение должником требований о прекращении распространения информации или её опровержении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6702 по 6966 из 8220
Теперь пункты 39 и 40, они также рассматриваются с одним докладом и одним       
содокладом.                                                                     
                                                                                
Пункт 39, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 315         
Уголовного кодекса Российской Федерации", и пункт 40, проект федерального       
закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об                   
административных правонарушениях". Доклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В настоящее     
время, в век информационных технологий, распространение той или иной            
информации, особенно чувствительной для наших граждан или для юридических       
лиц, может наносить ущерб, даже превышающий ущерб непосредственно               
материальный. Конституция Российской Федерации в статье 21 провозглашает        
достоинство личности и его охрану государством: "Достоинство личности           
охраняется государством". Личные неимущественные права, в том числе право на    
достоинство, честное имя, тайну личной жизни, также охраняются законом. В то    
же время государственные органы, отвечающие за исполнение решений судов,        
которыми защищаются эти личные неимущественные права граждан и юридических      
лиц, в частности решений, которыми предписывается удалить или запрещается       
распространять ту или иную информацию через любые источники, чаще всего через   
Интернет... такие судебные решения очень часто не исполняются. По информации    
Федеральной службы судебных приставов, в настоящее время таких 27               
исполнительных производств - казалось бы, немного, но они были возбуждены в     
2013-2014 годах, то есть пять лет судебные решения не исполняются. Особо        
цинична ответственность, предусмотренная за неисполнение подобного рода         
исполнительных документов, об удалении информации, и иных требований            
неимущественного характера, - она не особо жёсткая, до 2,5 тысячи рублей на     
самом деле.                                                                     
                                                                                
Как действуют приставы? Они устанавливают определённый срок и требуют           
исполнить судебное решение; если оно не исполняется, то налагают штраф; если    
оно опять не исполняется, после установления ещё одного срока, налагают ещё     
один штраф - собственно говоря, если оно не будет исполнено и в этом случае,    
то дальше можно штрафовать бесконечно.                                          
                                                                                
Кроме того, есть судебные решения, которыми предписывается удалить или          
запретить распространять информацию о личной жизни, о несовершеннолетних,       
распространять изображения, которые могут порочить честь, достоинство,          
деловую репутацию тех или иных лиц. Есть такое понятие (правда, это             
иностранный термин) - "диффамация", это не клевета, то есть такое деяние не     
подпадает под санкции Уголовного кодекса, но тем не менее это распространение   
информации, которая соответствует либо не соответствует действительности и      
которая порочит честь и достоинство, то есть является компрометирующей. Вот     
очень часто распространение подобного рода информации используется для          
сведения личных счётов, для выражения личной неприязни, в бизнес-конфликтах,    
в политической борьбе. Я думаю, многим из нас подобного рода случаи знакомы и   
многие из нас испытали это, как говорится, на собственной шкуре.                
                                                                                
Что предлагается? Предлагается выделить два специальных состава в статье        
17.15 и предусмотреть ответственность в первую очередь в виде штрафа за         
неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в             
соответствии с которым предписывается удалить информацию или не                 
распространять запрещённую к распространению информацию. Если же это носит      
характер злостного неисполнения, то есть два раза и более, а также если имеет   
место воспрепятствование исполнению судебным приставом, для таких случаев мы    
предлагаем внести изменение в статью 315 Уголовного кодекса, реализовать        
механизм административной преюдиции и применять в этом случае уголовную         
ответственность - опять же, подчеркну, за многократное, систематическое,        
злостное неисполнение судебного решения. Мы предполагаем, что всё-таки это      
будет в отношении преступлений небольшой тяжести, максимальное наказание - до   
1 года лишения свободы, а минимальное - штраф в размере 50 тысяч рублей. В      
Кодексе об административных правонарушениях в новых двух частях статьи 17.15    
мы также предусматриваем наказание в виде штрафов как для граждан, так и для    
должностных лиц и для юридических лиц.                                          
                                                                                
Просим поддержать внесение изменений в Кодекс об административных               
правонарушениях и в Уголовный кодекс.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Александра Сергеевича Грибова.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРИБОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К               
исчерпывающему докладу Дмитрия Фёдоровича могу добавить, что комитет            
внимательно рассмотрел предложенные законодательные инициативы и отмечает,      
что в мировой практике юриспруденции много внимания уделяется установлению      
ответственности за неисполнение решений суда.                                   
                                                                                
Что предлагается, Дмитрий Фёдорович уже подробно рассказал. Главный принцип -   
вводится, по сути, двойная преюдиция за неисполнение решения суда. Сегодня      
количество случаев, когда люди идут в суд за поиском правды, растёт - здесь,    
по сути, предлагается создание правового механизма исполнения судебных          
решений. По многим неимущественным требованиям, о которых сегодня говорил       
Дмитрий Фёдорович, есть правовая возможность исполнения решений суда,           
например, если есть решение о вселении или о выселении, пристав берёт с собой   
полицейского и осуществляет это судебное решение. А что касается сферы, о       
которой мы сегодня ведём речь, здесь механизма исполнения решения суда нет,     
поэтому вводится такая многоступенчатая система.                                
                                                                                
Комитет согласен с тем, что тема актуальная, сейчас начинается обсуждение       
серьёзной темы - исполнение судебных решений по неимущественным требованиям.    
Комитет понимает, что предложенная правовая конструкция, может быть, где-то     
не идеальна, но при этом заимствует, вообще говоря, работающие, в том числе в   
западной практике, механизмы защиты деловой репутации, и, рассмотрев            
внимательно предложенные изменения, предлагает Государственной Думе в первом    
чтении законопроекты поддержать.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, знаю вас как большого профессионала. Вот мы сейчас одной     
рукой боремся с микрофинансовыми организациями и с теми последствиями,          
которые они обеспечили нам всем, здесь сидящим коллегам, в регионах. Люди,      
пенсионеры, приходят по десять, по двадцать человек на приём, и у всех одна и   
та же проблема: супруга купила супругу онкологические лекарства или какую-то    
кровать, она взяла кредит 20-30 тысяч, он был поручителем, и на ней сегодня     
висит 250 тысяч. Суды весело выносят решение в пользу микрофинансовых           
организаций, и с пенсий наших избирателей забирают до 50 процентов.             
Подскажите, пожалуйста, нельзя ли было эти нормы оставить для юридических       
лиц, для каких-то мошенников, которые берут многомиллиардные кредиты, но        
вывести из-под их действия граждан, которые взяли микрофинансовые займы -       
причём договоры мы знаем каким почерком и каким шрифтом написаны, - чтобы они   
не подпадали под действие данного закона?                                       
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон.                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Кирилл Игоревич, в законопроектах речь идёт как раз об   
усилении ответственности за неисполнение исполнительных документов, в которых   
содержатся требования неимущественного характера, то есть к микрокредитным, к   
микрофинансовым организациям и к этим сумасшедшим долгам данные предложения     
никакого отношения не имеют.                                                    
                                                                                
Что касается ответственности, то вы затронули очень важную тему.                
Ответственность для тех же самых микрофинансовых организаций, когда они         
действуют с нарушением закона, предусмотрена другими нормами, как и             
ответственность для коллекторов, которые действуют с нарушением закона, и там   
ответственность, кстати, гораздо более жёсткая. Для тех, кто не исполняет       
решения суда, не возвращает долги, тоже установлены меры ответственности, в     
том числе и уголовной, но применяются они, как известно, крайне и крайне        
редко.                                                                          
                                                                                
Ну а что касается взыскания долгов, раз уж мы стали дискутировать на эту        
тему, то, как известно, у суда есть возможность снижения штрафных санкций,      
процентных ставок и так далее, всё это гражданское законодательство             
предусматривает.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопросы к Дмитрию           
Фёдоровичу.                                                                     
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, а какова судьба, на мой взгляд, альтернативного варианта     
решения этой проблемы - законопроектов, которые внёс коллега Боярский, там      
предлагались огромные штрафы за распространение информации и прочее-прочее, и   
которые мы приняли в первом чтении, после чего они зависли? Они ведь во         
многом пересекаются с представленными вами. Это первый вопрос.                  
                                                                                
Второй вопрос касается решений судов. Речь идёт об окончательных решениях       
либо об обеспечительных решениях, которые суд выносит с целью ограничить        
распространение информации во время проведения судебной процедуры?              
Невыполнение даже такого промежуточного решения тоже будет наказываться?        
                                                                                
И третий вопрос касается злостности. Какие критерии злостности в данном         
случае будут, по вашему мнению, применяться?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Вяткин.                               
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Алексей Владимирович, это очень точные и своевременные   
вопросы.                                                                        
                                                                                
Действительно, если говорить о судебных решениях, которые вступают в силу, то   
это может быть судебное решение по соответствующему гражданскому делу,          
которое вступает в силу, оно может быть обжаловано или не обжаловано, по нему   
выдаётся исполнительный документ, и это может быть судебное решение, которым    
накладываются обеспечительные меры, так вот по таким судебным решениям точно    
так же выдаётся исполнительный документ и они так же защищаются законом, это    
действительно так. Но, что касается длительного неисполнения исполнительных     
документов, в том числе и исходя из той практики, на которую мы опирались, то   
речь идёт в первую очередь всё-таки об окончательных судебных решениях,         
которые были приняты в результате полного и всестороннего рассмотрения дел,     
то есть в первую очередь не о промежуточных обеспечительных мерах.              
                                                                                
Теперь что касается тех законопроектов, которые вносились. Они касались         
санкций за неисполнение решения административных органов. Вы знаете, что у      
нас запрет на распространение или ограничение на доступ к той или иной          
информации может устанавливаться не только в соответствии с судебным            
решением, но и, допустим, с решением Роскомнадзора, закон это позволяет в       
отдельных случаях, когда решение не терпит отлагательств, это может быть и      
решение правоохранительных органов. Есть определённые процедуры, когда те или   
иные ресурсы попадают в разряд вообще запрещённых, например, экстремистские,    
террористические, там тоже действует свой специальный порядок, и                
предусмотрены как судебные, так и внесудебные процедуры. Мы сейчас, если вы     
обратите внимание, говорим именно об уголовной ответственности за               
неисполнение судебных решений, а там речь шла об усилении административной      
ответственности за неисполнение любых исполнительных документов, не только по   
судебным решениям.                                                              
                                                                                
Что касается злостности - это оценочная категория, без всякого сомнения, но     
мы постарались максимально её уточнить. Привлечь к уголовной ответственности    
за неоднократное неисполнение судебного решения можно будет только то лицо,     
естественно, физическое лицо, которое считается привлечённым к                  
административной ответственности по соответствующей части статьи 17.15, то      
есть когда уже повторно не исполнено решение, повторно наложен штраф...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Вяткину.                                   
                                                                                
Достаточно аргументов? Достаточно.                                              
                                                                                
Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочные представители     
президента, правительства? Нет. Заключительное слово, Дмитрий Фёдорович? Нет.   
Содокладчик, Александр Сергеевич Грибов? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации", вопрос 39.                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят, уважаемые коллеги.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вопрос 40.    
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят единогласно.                                
                                                                                
По ведению - Осипов Илья Владимирович, пожалуйста.                              
                                                                                
ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Вячеслав Викторович, по 39-му вопросу Осипов голосовал за.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просьба учесть в стенограмме: по 39-му вопросу Осипов     
голосовал за.