Заседание № 26
21.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 468806-4 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (об установлении ответственности за совершение преступления, связанного с завладением транспортным средством).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7131 по 7251 из 8687
Пункт 42, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Калининградская областная Дума просит рассмотреть данный законопроект без участия своего представителя, поэтому я вновь приглашаю на трибуну Андрея Геннадьевича Назарова. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" по вопросу ответственности за совершение преступления, связанного с завладением транспортным средством, был внесён 10 сентября 2007 года. Указанным законопроектом в целях противодействия преступлениям, связанным с угоном автотранспорта, предлагается ужесточение санкций, предусмотренных частями первой и второй статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также дополнение части второй указанной статьи квалифицирующим признаком: "с причинением крупного ущерба". Одновременно предлагается ужесточить санкции, предусмотренные частями первой и второй статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства"). При этом преступления, предусмотренные указанными положениями статьи 326 Уголовного кодекса, переходят из категорий преступлений небольшой и средней тяжести в категории преступлений средней тяжести и тяжких. При рассмотрении законопроекта следует учитывать, что временное завладение чужим автомобилем без цели обращения чужого имущества в пользу виновного характерно, в частности, для несовершеннолетних. В связи с этим теряет смысл увеличение штрафа, поскольку несовершеннолетние, как правило, не имеют собственного дохода. Кроме того, можно заметить, что уже сегодня санкции, предусмотренные статьёй 166, более жёсткие, чем санкции, предусмотренные статьёй 158 "Кража". В частности, часть первая статьи 166 среди прочих предусматривает наказание лишением свободы на срок до пяти лет, тогда как часть первая статьи 158 - до двух лет. И дальнейшее ужесточение мер приведёт к дальнейшему перекосу в законодательстве. Не вполне оправдан перевод преступлений в категории средней тяжести и тяжких, а также установление безальтернативной санкции в виде лишения свободы для преступлений, квалифицированных согласно части второй статьи 326 Уголовного кодекса. С учётом того что преступления, предусмотренные этой статьёй, обычно совершаются для сокрытия или совершения других преступлений, в случае необходимости они могут быть квалифицированы по совокупности преступлений. Проблема борьбы с указанным видом преступлений может решаться путём совершенствования правоприменительной практики в рамках действующего законодательства. Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает отклонить данный законопроект. Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам также не поддерживает законопроект. В официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации этот законопроект тоже предложено отклонить. Против высказались тридцать пять субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Депутат Решульский, пожалуйста, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. У меня к Андрею Геннадьевичу вопрос. Вот вы доложили по этому законопроекту и сказали, что существующая правоприменительная практика позволяет решать эту проблему. Это действительно проблема. Я так понял из вашего доклада, что вы согласны с тем, что это проблема. Действительно, число краж или угонов автомобилей только растёт. Тогда объясните нам, пожалуйста: почему существующая правоприменительная практика нисколько не снижает количество этих краж? Почему? Не пользуются, что ли, ныне действующими статьями Уголовного кодекса или каких-то других действующих законов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Сергей Николаевич, на самом деле та статистика, которая существует по угонам автомобилей, нами была изучена. Она на первый взгляд не поддаётся какому-то простому анализу в силу того, что она, так сказать, волнообразна: количество угонов то уменьшается, то увеличивается. Вот я привёл примеры исходя как раз из того, что есть альтернатива: усилить наказание за угон по сравнению с наказанием, например, за кражу. Вы представляете, что получается? Человек завладел чужим автомобилем, а мы сегодня наказываем его сильнее за то, что он потом его оставил. Получается, что мы ему сегодня создаём такую правовую ситуацию, когда ему выгоднее этот автомобиль разобрать, уничтожить, в конце концов, то есть не оставлять себе, потому что мы его тогда накажем меньше, чем если он просто угонит автомобиль и соответственно потом сделает его своей собственностью. Вот поэтому в данном случае именно этот законопроект однозначно не улучшит ситуацию. И что касается правоприменения, то здесь тоже много обстоятельств. Например, после угона автомобиля, не дожидаясь результатов его поиска, владельцы часто дают объявление, в котором просят вернуть автомобиль за вознаграждение, и ситуация как бы переходит в другую плоскость, потому что когда автомобиль вернули, ну, за вознаграждение, например, угонщики либо ещё какие-то люди, посредники, то, получается, что потом работники МВД занимаются другими проблемами, которых у них хватает, вместо того чтобы заниматься автомобилем, который уже к владельцу как бы вернулся. Так что причина и в этом, понятно, что не единственная причина, далеко не главная, но тем не менее это так. Хотел бы сказать, что этот законопроект в корне ничего не изменит, но вот правовой крен в сторону того, чтобы... Мы и так в два раза больше наказываем за угон, а тут мы ещё усилим наказание. Я думаю, что это совершенно неверно. В общем, в заключении комитета как раз об этом и говорится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по обсуждаемому законопроекту? Нет. Присаживайтесь Андрей Геннадьевич. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Комитет - против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 18 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.