Заседание № 154
О проекте федерального закона № 468798-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение требований по информированию организатором о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо за подачу уведомления без цели его проведения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Сергеевич Грибов. ГРИБОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был существенно доработан при подготовке к рассмотрению в третьем чтении. Все спорные формулировки, на которые указал комитет в своём заключении, были исключены, теперь понятно, каким образом положение законопроекта об ответственности за административные правонарушения соотносится с нормами базового отраслевого законодательства о собраниях и шествиях. Считаем, что законопроект в такой редакции можно поддержать. Все необходимые экспертизы проведены, все необходимые заключения имеются. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сначала по ведению. Александр Николаевич Шерин, пожалуйста. Пожалуйста, депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Иван Иванович, я хотел бы уточнить один вопрос. По решению Комитета Государственной Думы по обороне за мной закреплены вопросы по Сирии. У нас тут была сирийская делегация, но ни наш комитет, ни я лично не были уведомлены. У меня к вам просьба: может быть, Аппарату Госдумы это поручить?.. Как это всё происходит?.. Я, конечно, рад приветствовать делегацию из Сирии, но вообще есть комитет, который работает, в частности, с этим замечательным государством, и в нём есть ответственный за вопросы по Сирии, а я знать не знаю!.. Такие уважаемые люди приходят в Госдуму, а... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, я думаю, вас услышали и международный комитет, и Аппарат и вам предоставят соответствующую информацию. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект. Попытаюсь объяснить почему. Дело в том, что у нас заявитель публичных мероприятий изначально в неравных условиях с тем, кто ему отказывает, то есть с органами государственной власти либо органами местного самоуправления: не вовремя заявил - отказ, не вовремя пришёл - отказ, пришло больше людей, чем было заявлено, - штраф, какие-то изменения в рамках публичного мероприятия - дополнительно наступает ответственность. И вот новый вид ответственности: если ты заявил о мероприятии, но не пришёл или не предупредил, что мероприятия не будет, тебе новый штраф - от 5 тысяч до 20 тысяч рублей для физического лица. А какая ответственность предусмотрена для другой стороны, которая принимает решения и может отказать в проведении публичного мероприятия? В рамках второго чтения мы это уже обсуждали. Да никакой ответственности, просто никакой! Любой чиновник, который принимает эти уведомления, просто пишет, что, например, это место занято. Вот как в Ульяновске: там сейчас проходит фестиваль "Золотая осень". Что это значит? Это значит, что в сентябре, октябре и ноябре все центральные площади заняты. Там ничего не происходит, туда никто не выходит, иногда там кто-то поёт песни - иногда! - но занимать эти площади нельзя, потому что там "Золотая осень". Либо чиновник пишет, что якобы там перед вами некая организация уже согласовала другое мероприятие, - и вот сотрудники управления внутренней политики выходят туда и вынуждены изображать население либо из дальних районов привозят представителей администраций, которых мы не знаем, и они точно так же участвуют в неких мероприятиях, последний раз было якобы от подводников или ещё от кого-то. И совершенно никакой ответственности не наступает - ну разве это правильно? И так сильная сторона - органы государственной власти, органы местного самоуправления! Ни реестра никакого нет, куда заносили бы сведения, чтобы можно было хотя бы отследить, каким по очереди стоит публичное мероприятие, занято или не занято место, есть только отдельная книга, в которую в любой момент можно внести изменения. И нет никаких условий, когда можно отказать и что является причиной для отказа. Предлагают идти в суд и оспаривать решения. Ходили в суд, и раза три мы выигрывали суд, и суд признавал незаконным отказ, но, вручая вам уведомление, обычно за полчаса или за час до публичного мероприятия, судья одновременно говорил, что это решение ещё не вступило в законную силу, поэтому воспользоваться им, по сути, нельзя, мол, подождите областного суда недельки через две - и тогда можете оспорить. Нами была предложена абсолютно нормальная поправка - это в любом случае не выравнивание сил, но хотя бы какая-то ответственность: если суд подтвердил, что был незаконный отказ либо незаконное требование о перенесении места и времени, штрафовать за это чиновника либо вообще лишать возможности исполнять эти полномочия - только тогда это будет нормальной угрозой, ну или, скажем так, таким действенным методом борьбы с подобного рода незаконными отказами. А сейчас у нас есть заявитель, которому можно отказать по любому поводу, и чиновник, которому за это абсолютно ничего не будет. Я повторяю: надо вносить изменения в закон, вот в этот 54-й федеральный закон, надо вводить ответственность для чиновников, которые необоснованно отказывают, в противном случае весь механизм, весь этот институт публичных мероприятий у нас превращается в фикцию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле возмущение наших коллег, товарищей, которые жалуются на то, что они подают заявку, а место занято, не совсем обоснованно. Дело в том, что изменения, которые мы предложили и которые были внесены в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также корреспондирующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях как раз таки создают определённый механизм, который не позволит произвольно занимать все возможные места для проведения публичных мероприятий (в первую очередь речь идёт, конечно, о политических публичных мероприятиях) просто для того, чтобы занять эти места, потому что в случае, если мероприятие не проводится, организаторы обязаны об этом уведомить. Кстати, и по действующему закону, до внесения в него изменений, они обязаны уведомлять, но не указаны сроки - сейчас мы уточнили эти сроки, и за несоблюдение сроков уведомления о том, что мероприятие не состоится (а за это время можно опять-таки подать заявку и занять это место), предусматривается ответственность. Казалось бы, мы, наоборот, облегчаем тем, кто хочет проводить публичные политические и неполитические мероприятия, возможность это делать. Без всякого сомнения, те, кто подаёт заявку, получает согласование на проведение публичных мероприятий, а потом не делает этого, злоупотребляют правом. Мы убрали эту формулировку из текста предлагаемой статьи Кодекса об административных правонарушениях: действующее законодательство относит термин "злоупотребление правом" в первую очередь к сфере гражданско-правовых отношений - здесь несколько иная сфера. Возможно, со временем появится такая формулировка, но сейчас мы сочли необходимым от неё отказаться. Ну и ещё. Законодательство о митингах неоднократно проходило через рассмотрение в высших судебных инстанциях, в том числе в Конституционном Суде. Именно благодаря решениям Конституционного Суда в законодательство были внесены изменения, которыми органам государственной власти и местного самоуправления предписывается определять перечень площадок, где можно проводить любое публичное, политическое и не политическое, мероприятие без каких-либо проблем и согласований. Многим не нравятся места, где это проходит. Наверное, можно об этом спорить, тем не менее в настоящее время законодательство позволяет провести любую политическую акцию, ну кроме напрямую запрещённых законом - акций экстремистского характера и так далее. В этом смысле наше законодательство ещё, наверное, можно совершенствовать, но основная база уже сформирована. Наша фракция будет голосовать за этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 59 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 42 чел.9,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 468798-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение требований по информированию организатором о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо за подачу уведомления без цели его проведения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Сергеевич Грибов. ГРИБОВ А. С. Уважаемые коллеги, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило две поправки: одну поправку комитет рекомендует принять - она в таблице № 1, вторую поправку рекомендует отклонить - она в таблице № 2. Прошу поддержать позицию комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 36 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Куринный Алексей Владимирович. Выносите на отдельное голосование поправку? КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Ну, она единственная, в принципе могу сразу и обосновать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, обосновывайте, потому что там одна поправка. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что при организации публичного мероприятия у нас две стороны вступают в правоотношения: первая - это заявитель, слабая сторона, и вторая - это, собственно, тот, кто согласовывает, даёт разрешение (хотя на самом деле это вроде бы не разрешение), это либо органы местного самоуправления, либо органы государственной власти. Соответственно, для первой стороны мы вводим всё новые виды ответственности - ответственность за неправильную организацию, за неправильную подачу, за то, что не уведомил в случае непроведения публичного мероприятия, а для второй стороны никакой ответственности на сегодня не существует, то есть можно отказать по любому поводу в согласовании мероприятия, ни на что не ссылаясь, особенно не заморачиваясь в плане, там, объективного обоснования: якобы запланировано на этом месте проведение иного мероприятия, якобы там какие-то строительные работы будут проходить. Причём даже когда фиксируешь камерой, что никаких мероприятий на этом месте в обозначенное время нет, никаких строительных работ нет, предоставляешь всю эту информацию в УВД с требованием возбудить уголовное дело по факту воспрепятствования проведению публичного мероприятия, абсолютно никакой реакции не следует. И поэтому сегодня органы местного самоуправления, органы государственной власти могут делать что хотят в плане отказа в проведении публичных мероприятий. Ещё раз повторяю, никакой ответственности для них не предусмотрено. Поправкой предлагается уравнять ответственность как физических лиц, юридических лиц - самих заявителей, так, собственно, и тех, кто принимает решение. И в случае, если будет принято необоснованное решение об отказе либо необоснованно будет предложено перенести время и место проведения публичного мероприятия, точно такие же штрафы будут и точно такие же меры ответственности будут и для должностных лиц либо органов государственной власти, либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, кто принимает такое решение. На наш взгляд, подобный подход, конечно, не уравняет в правах обе стороны, которые вступают в правоотношения, но, во всяком случае, какая-то ответственность для чиновников появится. Сегодня её нет, и они открыто насмехаются, когда в очередной раз необоснованно отказывают нам в проведении того или иного публичного мероприятия либо говорят о том, что на этом месте уже кто-то согласовал это самое мероприятие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич, мнение комитета. ГРИБОВ А. С. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, я постараюсь достаточно развёрнуто ответить на поправку и на предложение Алексея Владимировича. Напомню, что в Кодексе об административных правонарушениях мы предлагаем прописать ответственность за нарушение правил и норм, которые были закреплены, и этот закон уже одобрил Совет Федерации, в базовом законе номер 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", там прописана как раз обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган власти, в случае если организатор передумал это мероприятие проводить, кроме того, проинформировать потенциальных участников. То, о чём сейчас Алексей Владимирович говорил, на самом деле часто в России встречается - бронируется, что называется, или ещё каким-то образом может быть застолблена площадка, а мероприятие не проводят. Вот на то, чтобы таких ситуаций не возникало, как раз законодательные изменения, которые мы сейчас обсуждаем, и направлены. Иными словами, если кто-то хотел провести публичное мероприятие, но передумал, он обязан проинформировать о том, что этого мероприятия не будет, с одной стороны, орган, который отвечает за обеспечение безопасности, а с другой стороны, всех потенциальных участников - вот именно для того, чтобы не было обмана и тех самых случаев, о которых говорит Алексей Владимирович. Что касается его поправки. Безусловно, она заслуживает внимания, но та мотивация, которая положена в основу этой поправки, - уравновешивание ответственности всех участников правоотношений... сейчас, по мнению комитета, это уже достигнуто благодаря тем поправкам, которые мы сейчас обсуждаем. Почему? Потому что сейчас как у прокурора, так и у организатора публичного мероприятия есть право обжаловать неправомерность отказа в суд. Эта позиция закреплена и в статье 19 "Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия" закона № 54-ФЗ "О собраниях, митингах...", о котором я говорил, где написано, что можно обжаловать в случае, если организатор мероприятия не согласен с неправомерным отказом, точнее говоря, считает его таковым. Кроме того, есть постановление Пленума Верховного Суда от 26 июня 2018 года № 28, совсем свежее, во втором пункте которого также написано, как оспорить, каким образом осуществляется эта процедура и кто вправе это сделать, прописаны все участники этой системы правоотношений. Таким образом, коллеги, достигается баланс как раз для всех участников правоотношений. С удовольствием подискутируем об этом, но на сегодняшний день позиция комитета выражается именно в этом. Я добавлю, что новая статья, которая вводится в Кодекс об административных правонарушениях и в которой устанавливается ответственность за нарушение правил и норм, существующих в базовом законе, касается одного субъекта ответственности, а в поправке предлагается существенное расширение. Здесь ещё и выход за пределы концепции, поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование отдельно вынесенную поправку из таблицы поправок № 2. Комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 43 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Все поправки рассмотрены. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 17 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ГРИБОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, прошу включить данный законопроект в проект порядка работы на 18 октября для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 468798-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за злоупотребление правом на проведение публичного мероприятия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь мы рассматриваем 37-й и 38-й пункты повестки дня с одним докладом. Пункт 37 - проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 38 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Суть предлагаемых изменений в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также в Кодекс об административных правонарушениях довольно проста. В настоящий момент организатор публичного мероприятия, подав заявку для проведения того или иного мероприятия и получив соответствующее уведомление о возможности его проведения, может отказаться от его проведения. В этом случае закон о собраниях и шествиях предусматривает обязанность организатора принять все меры по информированию участников, а также компетентных органов, в которые была подана заявка, с которыми проведение было согласовано, о том, что это мероприятие не состоится. В ряде случаев инициативные группы, которые подают заявку на проведение того или иного публичного мероприятия, делают это сознательно без цели проведения мероприятия. В частности, в декабре 2017 года в Санкт-Петербурге был случай: одними и теми же инициативными группами было подано 660 заявок - ни одно из этих мероприятий не состоялось, то есть цель была просто-напросто застолбить за собой то или иное место. И естественно, никаких уведомлений о том, что мероприятие не состоится, не подавалось. В то же время, как мы знаем, органы государственной власти, органы местного самоуправления принимают меры по обеспечению безопасности при проведении того или иного публичного мероприятия, особенно когда заявлено достаточно большое количество участников: выставляют специальные рамки для прохода, ограждения, дежурят, естественно, сотрудники полиции, дежурит, как правило, бригада скорой помощи. С одной стороны, это отвлекает сотрудников, с другой - это определённые затраты, но когда нет уведомления о том, что мероприятие не состоится, получается, что все эти затраты впустую. В связи с этим мы предлагаем уточнить в законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанность организаторов уведомлять о том, что мероприятие не состоится, - сейчас нет сроков и формы подачи такого уведомления. Мы предлагаем переместить эту норму из статьи 10 в статью 5 закона и указать, что не позднее чем за сутки уведомление о том, что мероприятие не состоится, должно быть подано. Это первое. Ну и для того, чтобы эта обязанность всё-таки исполнялась, мы предлагаем внести в Кодекс об административных правонарушениях новую статью - 20.2-3, в которой предусмотреть ответственность для граждан, в частности, в виде штрафа в размере от 5 до 20 тысяч рублей за то, что такая обязанность не была исполнена или заявка была подана без цели проведения публичного мероприятия. Что касается законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендовал принять его в первом чтении. Коллеги высказали определённые замечания, я думаю, что ко второму чтению мы текст поправим, эти замечания не носят принципиального характера. Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и внёс определённые предложения в части уточнения формулировок - это может быть изменено ко второму чтению. Мы просим палату принять оба законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 37-му пункту содоклад Александра Сергеевича Грибова. ГРИБОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Фёдорович уже остановился на позиции, которую занял комитет, рассматривая предложенную инициативу. В части изменения административного законодательства лишь дополню, что термин "злоупотребление правом" более характерен для гражданско-правового оборота, и здесь, если палата поддержит данные инициативы, ко второму чтению можно доработать, более чётко прописав непосредственно те обязанности, которые возлагаются на организатора мероприятия, и ту ответственность, которая будет наступать за их неисполнение. Концептуально поддерживаем, случаи такие бывают. Вот Дмитрий Фёдорович привёл пример, действительно часто бывает так, что в отношении крупного места, большой площади, где проходят публичные мероприятия, подаётся заявка, а самого мероприятия там не проводится и соответствующим образом тех, кто обязан обеспечить безопасность в этом месте, не уведомляют о том, что мероприятия не будет. Так что предлагается своего рода установление более понятных, более открытых взаимоотношений между теми, кто хочет провести публичное мероприятие, и теми, кто обязан обеспечить соответствующую безопасность жителей. На наш взгляд, инициативы актуальные и могут даже служить экономии бюджетных средств, потому что организация безопасности - это всегда затраты бюджета. Комитет поддерживает предложенную инициативу в части административного законодательства и рекомендует Государственной Думе поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо. Вопрос докладчику и содокладчику. Конечно, партия ЛДПР выступает за исключение любых злоупотреблений, но мы сталкивались и с действиями со стороны власти, когда места для проведения публичных мероприятий занимают какие-то организации и мы не можем провести публичное мероприятие. Между тем в законопроекте предлагается закрепить обязанность организатора в том числе информировать о том, что мероприятие не будет проведено, потенциальных участников мероприятия, ну и, конечно, здесь это прозвучало, обязанность без ответственности не работает, но, слава богу, за это ответственность не предусмотрена. Хотелось бы услышать ответ на следующий вопрос: каким образом организатор должен проинформировать всех участников и вообще возможно ли это сделать в реальности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Константинович, тем же способом, которым организаторы уведомляли граждан о том, что мероприятие состоится, можно уведомлять и о том, что оно не состоится. А что касается ответственности за то, что не уведомлены граждане, то ответственность за это устанавливать не предлагается, а предлагается установить ответственность только за то, что не были уведомлены соответствующие государственные или муниципальные органы власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу, ну, и к содокладчику. У нас часто бывают ситуации, когда, собственно, сама исполнительная власть в лице муниципальных органов либо государственных органов неправомерно отказывает в проведении тех или иных протестных мероприятий, ссылаясь на что угодно: на то, что там якобы заранее запланировано какое-то мероприятие, даже непубличное, концерт, праздник, спортивные игры и так далее. Не считаете ли вы необходимым уравнять две стороны в их обязанностях и правах? И если уж мы будем наказывать фейкового организатора, давайте мы будем наказывать и за неправомерный отказ в проведении разного рода протестных мероприятий. Я чуть позже в выступлении объясню. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Алексей Владимирович, видите ли, закон не различает, к какой политической силе или партии принадлежат организаторы, и в данном случае с точки зрения закона все находятся в абсолютно равном положении. Это первое. Второе. В том случае, если по тем или иным причинам потенциальным организаторам публичного мероприятия отказано в его проведении, то у нас в законе установлен порядок такого отказа, отказ должен быть мотивированным, обоснованным. И в любом случае административное процессуальное законодательство предусматривает возможность оспаривания таких решений об отказе в проведении публичного мероприятия. С этой точки зрения здесь есть равенство субъектов и на уровне организаторов. Ну, а что касается равенства при проведении тех или иных мероприятий, мы же прекрасно понимаем, если проходит, скажем, массовое спортивное мероприятие на том же самом стадионе, и оно реально проходит, и подана заявка на проведение там, допустим, общественно-политического мероприятия, пришёл отказ, который в данном случае можно и оспорить, но если проводится традиционное спортивное мероприятие, то, собственно, все же там не поместятся, и то и другое мероприятие не совместить. Но в любом случае, если организаторы не согласны с отказом, можно его обжаловать. И закон достаточно жёсткие рамки ставит, кстати, при формулировании таких отказов. Ещё раз подчеркну, что касается организаторов массовых мероприятий, то все они равны перед законом, вне зависимости от политических предпочтений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. У меня конкретный вопрос по известной теме выборов. Допустим, на следующие три дня после дня голосования политическая организация подаёт заявку (по закону не ранее чем за 15 дней и не позже чем за 10 дней) на проведение трёх митинговых дней на площади перед зданием региональной избирательной комиссии, для профилактики, под лозунгом "Защитим результаты выборов". Затем оказывается, что в день голосования всё вроде прошло нормально: ждут подсчёта, съезжаются наблюдатели, подаётся информация. Как быть в таком случае, когда выясняется невиданное: у нас выборы прошли честно, всё нормально, и протестов, митингов в связи с результатами выборов не будет? Что в этом случае наступает в соответствии с вашими новеллами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Алексеевич, в этом случае можно провести митинг в поддержку проведённых выборов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно же, замечательная эпоха наступает - эпоха, когда мы как бы слишком много позволяем себе, слишком много позволяем демократии. Мы уже и так в этом зале однажды урезали права депутатов, сократили возможности для проведения встреч с избирателями, сейчас мы будем бороться и с тем, что люди могут отказываться от своих мероприятий. Конечно же, очень много вопросов возникает к формату, в котором нужно будет информировать всех участников мероприятия. Каждый из вас, ну, или хотя бы большинство участвовали либо проводили эти большие публичные мероприятия. После того как ты пригласил людей через Интернет, через звонки, через СМС-рассылку прийти на то или иное мероприятие, ожидая, что оно будет согласовано с администрацией, но в итоге получил отказ, тебе уже очень сложно будет этих людей обзвонить или как-то уведомить о том, что мероприятия не будет. Они могут прийти на это мероприятие, может прийти достаточно большое количество людей, и что им делать дальше? Мы будем их наказывать или нужно всё-таки как-то обеспечить безопасность тех людей, которые приходят на это мероприятие, - это тоже один из больших вопросов, которые задавались на заседании комитета и в ходе обсуждения данного законопроекта. Ну и конечно же, ещё один очень важный момент связан с тем, что большое количество ограничений мы создаём для развития российской демократии. Это уже не раз и не два повторялось - мы принимаем один за другим законы, которыми ограничиваем возможности для того, чтобы люди собрались, встретились, высказались, одним из способов обозначили своё политическое участие. Ведь само право на участие в том или ином формате - это самое важное для развития любого государства. Мы же пытаемся раз от раза всё меньше и меньше дать возможностей, наказать, сделать так, чтобы люди боялись в очередной раз собраться по тому или иному вопросу. Это вот один момент. Ну а главное - это, конечно же, то, с чем сталкиваются оппозиционные партии. Три партии, которые сейчас здесь представляют парламентскую оппозицию, да и большое количество непарламентских оппозиционных партий, пытаются собраться, встретиться с гражданами, с теми, кто их поддерживает, или просто с людьми, которые выступают против той или иной проблемы, постоянно сталкиваются с отказом администрации в проведении мероприятий. Это большая проблема, с которой, к сожалению, Государственная Дума никак не борется. Мы сейчас должны дать самое большое количество прав, свобод и никак не ограничивать демократию - это позиция фракции ЛДПР. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, Конституция Российской Федерации - самый главный нормативный документ нашей страны - гарантирует нашим гражданам право собираться мирно и без оружия для выражения своего отношения к тем или иным процессам. Я думаю, сейчас как раз то время, когда многие граждане, точнее, сотни тысяч своё отношение к пенсионной реформе планируемой и выражают. Но есть Конституция, а есть 54-й закон, который уже значительно ограничил вот эти прямые, вроде бы действующие на территории Российской Федерации правовые нормы: теперь требуется уведомление, а по сути согласование с соответствующими органами исполнительной власти - либо региона, либо местного самоуправления, только с их согласия, фактически с их разрешения можно проводить то или иное мероприятие. Ну вот для примера: за последние две недели мы подали 25 уведомлений о проведении публичных мероприятий в городе Ульяновске, ну и в соседних районах - ни одно из них не было согласовано. Ни одно! Практически по всем были отказы, нам предлагались другие площадки, причём самые неожиданные, на окраине города, как обычно, вдалеке от разного рода транспортных узлов, чтобы люди не могли туда добраться, ну и, естественно, сколько мы ни старались, сколько ни писали жалобы в правоохранительные органы, что нарушается наше право на проведение протестных мероприятий, фактически воспрепятствуют их проведению - на этот случай даже есть статьи в Уголовном кодексе Российской Федерации и в административном кодексе, - ни разу никто к ответственности из соответствующих чиновников привлечён не был. Причины, которые чаще всего приводятся для того, чтобы отказать. Ну, самая распространенная - ранее запланированные мероприятия. Что такое "ранее запланированные мероприятия", чиновники не поясняют, написали, и всё, этого достаточно для того, чтобы отказать. Ну, для примера: мы приходим на большую площадь пять дней назад, где якобы должно проходить ранее запланированное мероприятие, - площадь пустая, ни одного человека. Естественно, провели встречу с депутатом Государственной Думы, с депутатами Законодательного Собрания, но факт остаётся фактом: чиновник отказал, никаких мероприятий нет, но ни к какой ответственности он не привлечён. Второй вариант. Нам говорят: обжалуйте в суде неправомерный отказ. Обжаловали - суд выносит определение, что отказ незаконен, ну, как обычно, за 20-30 часов до самого мероприятия, и судья, вручая соответствующее постановление, говорит: только оно не вступило в законную силу, возможно, его будут обжаловать, поэтому через определённый промежуток времени оно вступит в законную силу, а сейчас ещё не вступило. И проводить или не проводить, правы мы или не правы - совершенно непонятно, тем более что суд довольно часто встаёт на сторону... Я прошу добавить время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. ...встаёт на сторону органов власти, и такое определение, как... Вот последний отказ нам: ввиду неудобства, которое могут создать ваши мероприятия для граждан. Хорошая причина для отказа - неудобство для граждан, которое может создать ваше протестное мероприятие. Этого достаточно для того, чтобы направить нам отказ в проведении мероприятия, естественно, опять направить нас в суд, опять попытаться обжаловать с точно таким же результатом. Что получим после того, как этот закон будет принят? Провели незаконное мероприятие - штраф... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, я же сказал. КУРИННЫЙ А. В. Провели незаконное мероприятие - штраф 10 тысяч рублей, не провели мероприятие - штраф от 5 до 20 тысяч, вот что сегодня предлагают для организаторов. Почему это происходит, почему мы вынуждены сейчас подавать уведомления на несколько площадок? Потому что отказывают и мы вынуждены закрывать те площадки на окраинах города, куда традиционно нас отправляют. Естественно, подавая уведомления, мы лишаем возможности городские власти или областные власти под надуманным предлогом отказать в проведении того или иного мероприятия. Если уж будем это вводить, давайте обе стороны ставить в равные условия. Чиновник незаконно отказал - давайте его оштрафуем на предусмотренные в законе в том числе для должностных лиц 20-50 тысяч рублей. Доказали мы в суде, что незаконно отказал, - получи штраф 50 тысяч рублей, а если ещё от имени органа местного самоуправления это сделано - 100 тысяч рублей. Тогда мы окажемся на таких более-менее равных чашах весов, конечно, с поправкой на судебную власть. В таком варианте, после внесения соответствующих поправок, во втором чтении мы готовы поддержать законопроект. А сейчас, в первом чтении, когда мы даём ещё одну дубину органам исполнительной власти, для того чтобы мешать, препятствовать и тому подобное проведению нормальных публичных, открытых, законных протестных мероприятий, тем самым лишая возможности прежде всего оппозицию выражать свою позицию, лишая возможности тысячи наших граждан сегодня выразить свою позицию, в том числе в отношении повышения пенсионного возраста, ну это ведь нечестно! Принимаем закон - дайте людям высказаться, путь выйдут и скажут всё, что думают о нынешней власти, о депутатах в том числе, о губернаторах, которые поддержали или не поддержали соответствующий законопроект. Это их право - зачем его лишать? Зачем опять загонять проблему куда-то внутрь, пытаться её каким-то образом консервировать? Это неправильно, неверно! Возвращаюсь всё-таки к самому началу: фракция КПРФ не будет поддерживать законопроект в данной редакции. Ко второму чтению мы, безусловно, внесём поправки, для того чтобы ответственность в равной мере распределялась и на организаторов, которые заявляют мероприятие, но его не проводят, и на тех, кто незаконно отказывает в проведении протестного мероприятия. Вот если оба будут под приличными штрафами, если оба будут висеть, что называется, на ниточке ответственности, тогда, возможно, и порядка с проведением протестных мероприятий будет гораздо больше, чем сейчас. А сейчас фактически разрешительный порядок. Конституционный Суд выкручивается различными способами: нет, не разрешительный - уведомительный, но по факту разрешительный. Неудобство для граждан, заранее запланированные мероприятия, что-нибудь ещё придумывают, и это никак не проверяется, никоим образом не оспаривается. И если бы это был единичный случай... К сожалению, система. Четыре раза в последний раз заказывали площадь - и три раза она была пустая, там никого не было, ну, один раз вывели двух бабушек, которые пели песни на совершенно пустой площади! Вот огромная пустая площадь, и две бабушки в жару на сцене непонятно для кого поют. И тренер одной детско-юношеской спортивной школы ходит и рычит, что его в очередной раз заставили ребят пригнать, чтобы якобы катать мяч по жаре на этой площади. Он с трудом их нашёл в лагерях, вытащил пять человек, они постояли, конечно, но, слава богу, их отпустили. Вот чтобы такого не было, ответственность должна быть равной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает важность и актуальность предлагаемых законопроектом изменений. Совершенствование механизма проведения публичных мероприятий и максимальное урегулирование на федеральном уровне отношений между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в первую очередь направлены на соблюдение конституционных прав граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, собираться мирно и без оружия. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагает, что внесение предлагаемых изменений позволит снизить финансовые и организационные затраты органов власти, которые обязаны обеспечивать общественный порядок при проведении публичных мероприятий, а также не будет препятствовать открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций. Также мы считаем важным установление ответственности для организаторов публичных мероприятий за нарушение предлагаемого порядка подготовки таких мероприятий. Ввиду изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие обоих законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что фракция ЛДПР не поддержит ни законопроект под пунктом 37, ни законопроект под пунктом 38, и я скажу почему. Дело в том, что, как здесь отмечали, обязанность без ответственности не будет работать, это действительно так. Фракция ЛДПР, конечно, выступает за то, чтобы исключить любые злоупотребления, в том числе касающиеся публичных мероприятий. Действительно тратятся огромные деньги. В пояснительной записке достаточно яркий пример приведён - 660 уведомлений о проведении в один выходной день 660 публичных мероприятий. Действительно, это очень много, действительно, это расходы бюджета. Но зачастую именно оппозиционные партии - я не буду повторять то, что здесь уже говорили, - сталкиваются с тем, что, когда подаётся уведомление, партии отказывают в связи с проведением каких-то мероприятий, и это не соревнования, кроме того, на этом месте может ничего не проводиться. Мы выступаем, конечно, за то, чтобы в том числе и власть несла ответственность за подобного рода деяния. Как здесь уже говорили, в данном законопроекте предлагается закрепить обязанность за сутки уведомить, что публичного мероприятия не будет, не только исполнительный орган власти, но и всех участников. "Каким образом?" - здесь был задан вопрос, на который адекватного и объективного ответа получено не было. А если там тысяча участников, причём они уведомляются совершенно разными способами, в том числе через сарафанное радио? Уведомить за сутки всех участников того же десятитысячного митинга просто невозможно. И эта норма, которую мы закрепляем, об обязанности уведомления, соответственно, работать не будет. Для чего мы это делаем? Непонятно. Конечно, в связи с изложенным и в связи с тем, что норма будет работать, на наш взгляд, избирательно, а именно в отношении каких-то неугодных, в том числе оппозиционных парламентских партий, в данный момент в первом чтении фракция ЛДПР не будет поддерживать ни законопроект под пунктом 37, ни законопроект под пунктом 38. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 37. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 40 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пункт 38 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 11 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 8 чел.1,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается.