Заседание № 268

13.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 468651-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления принципа социальной ориентированности бюджетной системы Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3177 по 3318 из 4861
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс   
Российской Федерации в части установления принципа социальной                   
ориентированности бюджетной системы Российской Федерации". Докладывает          
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный        
законопроект носит понятийный характер, очень важный характер. Я сейчас         
поясню, о чём идёт речь.                                                        
                                                                                
Социальная политика в нашей стране основывается на конституционном принципе,    
согласно которому Россия, Российская Федерация - это социальное государство,    
которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1     
статьи 7 Конституции Российской Федерации). Этот принцип направляет нас с       
вами и все ветви власти в Российской Федерации, чтобы мы не забывали основные   
цели, ради которых трудимся. И одним из важнейших инструментов реализации       
указанной конституционной нормы является формирование федерального бюджета. К   
его формированию мы с вами, как Государственная Дума, имеем непосредственное    
отношение.                                                                      
                                                                                
Федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по        
перераспределению национального дохода и части национального богатства, а       
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает порядок формирования        
бюджета и его исполнения. Так вот, в действующей редакции статьи 28             
Бюджетного кодекса определены принципы бюджетной системы Российской             
Федерации, я коротко их перечислю. Здесь есть единство бюджетной системы;       
разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов           
бюджетов между бюджетами бюджетной системы; самостоятельность бюджетов;         
равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных         
образований; полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования    
дефицитов бюджетов; сбалансированность; эффективность использования бюджетных   
средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; их прозрачность         
(открытость); участие граждан в бюджетном процессе; достоверность бюджета;      
адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов    
бюджетов и единство кассы. Вот такой перечень, коллеги, но этот перечень        
большей частью технический, и в нём как раз отсутствует один из основных        
принципов, который в Конституции отражён. Ради чего этот Бюджетный кодекс,      
ради чего нужна вся вот эта упорядоченность, прозрачность, совокупность,        
сбалансированность бюджетов и так далее, то есть что является целью, по         
большому счёту? Может быть, кто-то скажет, что это надуманный вопрос.           
Казалось бы, мы и так понимаем, для чего мы развиваем нашу страну, но нет: мы   
с вами голосуем порой за конкретные решения, однако, если задать вопрос,        
работают ли они на социальную направленность нашего государства, ответ не       
будет положительным. Но оснований, для того чтобы рассуждать об этом, сегодня   
у нас нет. Показывают Бюджетный кодекс, говорят: в соответствии с Бюджетным     
кодексом. Прозрачность есть? Есть. Участие граждан есть, достоверность есть,    
эффективность есть, сбалансированность есть - всё. Какие вопросы вы ещё         
задаёте?                                                                        
                                                                                
Так вот, учитывая, что в Бюджетном кодексе не определён важнейший принцип       
бюджетной системы социального государства, а именно принцип социальной          
ориентированности бюджетной системы Российской Федерации, мы предлагаем         
внести такой принцип. Суть нашего предложения заключается в том, чтобы          
дополнить Бюджетный кодекс, статью 28, и дать следующее разъяснение значения    
данного принципа. Принцип социальной ориентированности бюджетной системы        
Российской Федерации означает справедливое распределение бюджетных средств,     
ресурсов в целях снижения социального неравенства. Для этого при формировании   
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закрепляется приоритетное       
выделение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджетов    
бюджетной системы Российской Федерации, государственных программ,               
национальных проектов в области культуры, науки, образования,                   
здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты        
семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны     
окружающей среды и мер социальной и пенсионной поддержки граждан, развитие      
системы социальных служб и иные гарантии социальной защиты.                     
                                                                                
В случае принятия федерального закона Бюджетный кодекс Российской Федерации     
будет приведён в соответствие с нормами Конституции о социально                 
ориентированной политике России. Кроме того, введение принципа социальной       
ориентированности бюджетной системы законодательно закрепит обязанность         
правительства формировать федеральный бюджет на очередной финансовый год и      
плановый период исходя из необходимости соблюдения приоритета социальной        
политики в Российской Федерации.                                                
                                                                                
Таким образом, коллеги, мы предлагаем закрепить идеологию нашей бюджетной       
политики конкретным принципом в Бюджетном кодексе.                              
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Валентины Николаевны Артамоновой.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Андрей Анатольевич очень     
детально рассказал, в чём заключается суть данного законопроекта.               
Предлагается внесение поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации,         
добавляется отдельный принцип бюджетной системы - принцип социальной            
ориентированности бюджетов.                                                     
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел данный проект и считает,    
что данный законопроект не следует поддерживать по следующим основаниям.        
Комитет отмечает, что предлагаемые в законопроекте изменения не соответствуют   
нормам бюджетного законодательства, а именно статье 65 Бюджетного кодекса       
Российской Федерации, где чётко прописано, как формируются расходы бюджетов -   
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных          
бюджетов. Прежде всего формирование расходов бюджета обусловливается            
расходными обязательствами, связанными с разграничением полномочий между        
федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации    
и органами местного самоуправления. Кроме того, помимо вот этих принципов       
формирования расходов бюджетов Российской Федерации для составления бюджета     
применяются другие очень важные нормативные документы, прежде всего Послание    
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое определяет       
бюджетную политику на каждый бюджетный год. Помимо того, основанием для         
формирования бюджетов являются документы, которые определяют национальные       
цели развития нашей страны: это национальные проекты, это государственные       
программы, это ещё другие документы, которые являются определяющими при         
определении расходов бюджета.                                                   
                                                                                
При этом если мы говорим о социальной направленности бюджета, то сегодня в      
рамках бюджетного законодательства уже предусмотрены механизмы учёта            
действующих расходных обязательств, которые направлены на оказание мер          
социальной поддержки населению, так называемые социальные выплаты населению.    
Они определены Бюджетным кодексом в отдельную группу - публичные                
обязательства, и в соответствии с данным определением Бюджетного кодекса они    
как раз защищены при формировании и исполнении бюджета. Так что предлагаемые    
нормы данного законопроекта являются избыточными.                               
                                                                                
И приведу ещё отдельно цифры. Бюджет нашей страны на 2025 год: 23 триллиона     
рублей - это социальные обязательства, поэтому говорить о том, что бюджет не    
является социально ориентированным... (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона, пункт 13.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.23,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    106 чел.                                          
Не голосовало                 344 чел.76,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.