Заседание № 172

23.05.2014
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 468171-6 "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся состава Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2471 по 2486 из 8523
4-й пункт порядка работы, проект закона Российской Федерации о поправке к       
Конституции Российской Федерации "О Совете Федерации Федерального Собрания      
Российской Федерации". Доложит Владимир Николаевич Плигин.                      
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все             
необходимые экспертизы, предлагаем одобрить в третьем чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.               
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6333 по 6350 из 8523
Законопроекты третьего чтения. 4-й пункт порядка работы, проект закона          
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Совете    
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобрен закон.                                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7294 по 7297 из 8523
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Коротко для стенограммы: депутат Селиванов Юрий Алексеевич     
голосовал за по 4-му вопросу, о Совете Федерации, и по 9-му вопросу повестки    
дня.                                                                            
                                                                                

Заседание № 171

21.05.2014
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 468171-6 "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся состава Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1205 по 1217 из 6658
А пока 2-й вопрос повестки, проект закона Российской Федерации о поправке к     
Конституции Российской Федерации "О Совете Федерации Федерального Собрания      
Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                    
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный             
законопроект был рассмотрен в первом чтении 13 мая. Поправок к законопроекту    
не поступило, комитет подготовил его к принятию во втором чтении. Просим        
поддержать, одобрить представленный законопроект во втором чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5074 по 5091 из 6658
2-й пункт порядка работы, проект Закона Российской Федерации о поправке к       
Конституции Российской Федерации "О Совете Федерации Федерального Собрания      
Российской Федерации", второе чтение.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            9 чел.2,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобрен во втором чтении.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5695 по 5703 из 6658
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо большое, Иван Иванович.                                                 
                                                                                
Прошу исправить ошибку: по 2-му вопросу Сергей Петров и Валерий Зубов           
голосовали против.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                

Заседание № 167

13.05.2014
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 468171-6 "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся состава Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1862 по 2068 из 5658
Следующий - 4-й вопрос, проект закона Российской Федерации о поправке к         
Конституции Российской Федерации "О Совете Федерации Федерального Собрания      
Российской Федерации". Докладывает Владимир Вольфович Жириновский.              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот только что мы обсуждали важнейший международный           
документ, связанный с ситуацией на Украине, и, конечно, здесь большую роль      
играют наши председатели комитетов, в данном случае Леонид Эдуардович           
Слуцкий, председатель комитета по делам СНГ, - мы, конечно, ему благодарны за   
подготовку этого документа, принятие которого сегодня, буквально в первый       
рабочий день после праздников, очень актуально.                                 
                                                                                
Я выступаю докладчиком уже по другому вопросу, вопросу, связанному с            
формированием органа высшей государственной власти - Совета Федерации. Мы       
предлагаем внести поправку в нашу Конституцию, в статью 83, о полномочиях       
президента, дополнив её пунктом "е-2" следующего содержания: "назначает и       
освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации". То есть    
вводится новое понятие, связанное с составом Совета Федерации, а вы знаете,     
что в Совет Федерации входят по два представителя от субъекта Федерации: один   
- от законодательного органа и второй - от исполнительной власти. Теперь        
появляется третья категория сенаторов, и об этом поправка, которой изменяется   
редакция статьи 95, где говорится о Федеральном Собрании, в частности о         
представителях в Совете Федерации от каждого субъекта, - это всё мы с вами      
хорошо знаем, но появляется новелла: в том числе в Совет Федерации входят       
представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской          
Федерации, число которых составляет не более 10 процентов от числа членов       
Совета Федерации - представителей субъектов, то есть мы определяем, сколько     
их будет. Мы не можем дать абсолютного числа, поскольку это может не            
соответствовать реалиям времени, поэтому даём проценты: как бы ни менялся       
численный состав Совета Федерации, 10 процентов от этого общего состава         
назначает глава государства. Сегодня это 17 человек исходя из того, что от 85   
субъектов действуют 170 сенаторов.                                              
                                                                                
В новой редакции этой статьи также закрепляется статус члена Совета             
Федерации: "Член Совета Федерации - представитель от законодательного           
(представительного) или исполнительного органа государственной власти           
субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий        
соответствующего органа государственной власти субъекта Российской              
Федерации". Это прописывается, чтобы не было недоразумений относительно срока   
полномочий сенаторов от субъектов, то есть кончился срок полномочий             
губернатора или органа власти, законодательного собрания - и их представители   
слагают полномочия. Раньше это было в законе о Совете Федерации, но в разных    
субъектах могла быть разная ситуация, поэтому теперь это вносится в             
Конституцию, чтобы никто не мог задержаться слишком долго или чтобы,            
наоборот, кого-то не попросили раньше уйти. Конституция теперь указывает:       
пока длятся полномочия органа, наделившего полномочиями сенатора, он остаётся   
в Совете Федерации. Все эти уточнения дают определённый плюс.                   
                                                                                
Ну и наконец, срок полномочий представителей президента в сенате: "Президент    
Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в       
должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в         
течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев,                 
предусмотренных федеральным законом". Ну, здесь я хотел бы объяснить.           
Предполагалось это обозначить фразой, может быть, более доступной для           
понимания, ведь в некоторых странах мира подобное назначение считается          
пожизненным, но у нас слово "пожизненный" не любят, поэтому временной период    
таким образом обозначен. То есть если президент в период первого срока своих    
полномочий назначил сенаторов - это 10 лет, - то следующий президент сможет     
их освободить только в период второго срока своего пребывания, поэтому срок     
полномочий в 15 лет гарантирован этим представителям президента в Совете        
Федерации, ну а если президент не избирается на второй срок, тогда              
получается, что их никогда нельзя будет освободить. Если мы когда-нибудь        
перейдём к системе одного срока исполнения полномочий президентом, то есть не   
будет второго срока, тогда в течение этого срока он не будет иметь права        
освободить сенатора, то есть это завуалированная форма пожизненного             
назначения. Повторяю: обычные сенаторы наделяются полномочиями на срок          
полномочий органа, который они представляют, а здесь глава государства имеет    
право освободить, но только во время второго срока. Таким образом даются        
большие гарантии представителям президента в верхней палате, но при этом нет    
тех гарантий, которые есть в других парламентах мира, где чётко указана         
позиция пожизненных полномочий: он умирает, тогда эта вакансия освобождается,   
и монарх или президент на эту вакансию назначает нового - и до смерти! Здесь    
всё-таки есть возможность его отстранить, вернее, не назначать снова,           
освободить и назначить другого.                                                 
                                                                                
Данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования после        
одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов    
Российской Федерации. Если мы сегодня примем законопроект в первом чтении, а    
впоследствии во втором и в третьем чтениях и Совет Федерации его утвердит, то   
потом он должен пройти через две трети субъектов Российской Федерации, и        
только после одобрения этих поправок субъектами закон вступит в силу, и тогда   
уже эта норма станет рабочей, будет действовать.                                
                                                                                
Чем вызвана необходимость внесения этих поправок в Конституцию? Мы не можем     
это регулировать законом о Совете Федерации, ибо в Конституции чётко            
обозначено, как формируется Совет Федерации, Конституция это уже                
урегулировала, значит, в Конституцию мы эту норму и должны вносить. Здесь       
главный смысл в том, что Совет Федерации состоит из представителей субъектов,   
а где они объединяются, субъекты, кто их собирает вокруг себя? То есть центр    
не представлен, сама Россия в верхней палате не представлена. Если нас,         
депутатов, четыреста пятьдесят, и мы, особенно те, кто прошёл по партийным      
спискам, представляем всю страну, то Совет Федерации состоит из тех, кто        
представляет только части страны, а сама страна, Российская Федерация, в        
Совете Федерации никем не представлена. Москва тоже представлена как субъект,   
её представляют два человека - от мэра и от Московской городской Думы.          
                                                                                
И в этом смысле принятие этого документа приведёт к балансу сил в верхней       
палате, что соответствует международным нормам. В каждом двухпалатном           
парламенте за рубежом в верхней палате есть вот эта группа центра, при этом     
там тоже есть представители субъектов этих государств, есть пожизненно          
назначаемые, там есть самые разные формулы назначения, ну а у нас с вами        
пробел: Совет Федерации - единственный постоянно действующий орган, но там      
нету представителей самой России, и вот теперь у президента появляется право    
сделать так, чтобы они появились там. Это всего 10 процентов, и это не          
означает, что эти семнадцать вакансий всегда будут заняты, это уже президент    
решит: может быть, он назначит одного пока, потом назначит второго, может       
быть, только через пять лет он назначит всех этих семнадцать членов Совета      
Федерации. Но вот такие изменения в Конституцию и дальнейшее формирование       
Совета Федерации путём появления нового формата, нового статуса                 
представителей Российской Федерации...                                          
                                                                                
Естественно, возникает вопрос: кто будут эти люди? Я думаю, что, наверное, в    
первую очередь это будут бывшие председатели Правительства России: они же       
возглавляют исполнительную власть и потом оказываются на пенсии. Вот Примаков   
Евгений Максимович был председателем правительства, а теперь он, как            
говорится, просто пенсионер, но у него огромный жизненный опыт! Допустим,       
Фрадков уйдёт на пенсию с поста директора Службы внешней разведки... То есть    
в первую очередь это будут высшие чиновники, те, кто был председателем          
правительства, Председателем Госдумы. Вот Грызлов был Председателем Госдумы,    
сейчас он какую-то должность занимает где-то, но в принципе, наверное, он       
достоин, пробыв почти десять лет Председателем Государственной Думы, войти в    
качестве рядового члена в Совет Федерации. Таким образом, те люди, которые      
возглавляли высшие органы государственной власти исполнительной,                
законодательной, или видные общественные деятели, очень видные, которым         
неудобно идти от какого-то небольшого региона, - они руководили мощными         
структурами в масштабах всей страны, известны были во всём мире, - вот такие    
люди, видимо, будут в этом резерве у президента, и он будет решать, кого из     
них назначить представителем Российской Федерации в верхнюю палату.             
                                                                                
Я считаю, что нам давно было необходимо сделать это, ибо двадцать лет           
действует наша Конституция и двадцать лет мы формируем верхнюю палату, но там   
ни разу не было именно представителей самой Российской Федерации. У них,        
конечно, статус будет чуть-чуть выше, хотя они будут равны по бытовому          
обеспечению - те же кабинеты, помощники, аппарат работает для всех одинаково,   
- но они тем не менее станут как бы связующим звеном между президентом и        
верхней палатой, ибо если президент обратится к представителю Вологды в         
верхней палате, то губернатор может сказать своему представителю: "Слушай,      
это мы тебя направили. Президент - хорошо, но ты же представляешь интересы      
нашей Вологодской губернии". И то же будет с представителем какой-то            
республики, то есть возможности членов Совета Федерации ограничены всё-таки     
тем органом, который их направил, они в первую очередь связаны с ним,           
апеллируют к нему. А теперь у президента появится несколько человек -           
сенаторов, которые ни с каким регионом не связаны, регион у них один -          
Российская Федерация, Россия как государство! И это соответствует               
международной практике: в тех странах мира, где есть верхняя палата, в          
основном, чаще всего сенаторы представляют всю страну, и в основном она         
состоит из тех, кто назначается пожизненно, как было в верхней палате, Палате   
лордов в британском парламенте, поэтому я думаю, что и нам это будет очень      
полезно. У нас есть очень много известных и очень влиятельных людей, которые    
много хорошего сделали для страны, и они могли бы поработать ещё какое-то       
время и на этой площадке.                                                       
                                                                                
Себя я не имею в виду, но если, допустим, появится желание у Геннадия           
Андреевича Зюганова на каком-то этапе - в этом году ему 70 лет, может быть, к   
80-летию, через десять лет, - если он захочет, согласится перейти в верхнюю     
палату, то вакансия будет, и к юбилею можно освободить это место, сказать,      
что Геннадий Андреевич... Ну, это как пример. Повторяю ещё раз: себя я не       
имею в виду, мы здесь, в Государственной Думе, с Сергеем Евгеньевичем           
пожизненно, пожизненно мы здесь! Вот где-то в прессе мелькнуло, что             
Жириновский - автор какого-то законопроекта под себя, - в мыслях не было! Вы    
знаете, я часто критиковал верхнюю палату, считал, что она вообще не нужна с    
точки зрения экономики. Есть же очень много стран, где парламенты               
однопалатные: Украина, Греция, Израиль, очень много. Я считаю, что и            
количество депутатов должно быть по факту. Вот сколько сейчас человек в зале    
сидит, кто быстро подсчитает? Двести! Вот они и должны быть депутатами. Надо    
в течение срока полномочий посмотреть: вот эти двести ходят постоянно, а        
остальных, кто не ходит, отсекаем и делаем такой численный состав, ведь         
реально только двести человек постоянно работают в парламенте, тогда у нас      
экономия в части зарплаты. Нас упрекают, что слишком высокая зарплата, -        
давайте обязательства возьмём: будем сокращать расходы за счёт сокращения тех   
наших людей, которые не особенно горят желанием работать. Все одинаковые,       
посмотрите, во всех фракциях одинаковое положение, человеческая натура          
одинаковая, независимо от партийных знамён: у коммунистов есть пустые места,    
у "ЕДИНОЙ РОССИИ", у ЛДПР пустых мест поменьше, может быть, чуть-чуть больше    
депутатов присутствуют, "СПРАВЕДЛИВАЯ..." - вообще всё пусто. На первом месте   
"СПРАВЕДЛИВАЯ..." - там никого нет; "ЕДИНАЯ..." - они заняты, они               
государственные люди, решают государственные вопросы в своих кабинетах; у       
коммунистов очередной юбилей - у лидера, мы согласны, будем готовиться, 26      
июня - великий праздник, почти через месяц уже будем праздновать. А тех, кто    
в зале... я вообще считаю, что если двадцать лет депутат постоянно находится    
в зале, то его нужно выводить в особую когорту, может быть, действительно       
пусть такие остаются.                                                           
                                                                                
Вообще, я заметил, что во многих парламентах мира в основном люди старшего      
возраста - 60, 70, 80 лет, я не видел там молодёжь. Ну какие знания у           
молодёжи, какой опыт? Ведь проблемы же нужно решать с учётом опыта всего        
человечества, а они вон на карте не могут найти какой-нибудь город, реку. Вот   
река Днепр течёт, они там всё пытаются остановить, чтобы в Крым вода не шла,    
а представляете, если у нас найдутся желающие остановить движение Днепра от     
города Смоленска? Мы можем повернуть Днепр в Тихий Дон, через Тихий Дон он      
уйдёт в Чёрное море - и что станет со всей Украиной? Но у нас не появляется     
таких мыслей пока, а у них уже появились: уже перекрыли Крыму воду,             
представляете?! Это всё потому, что там нет верхней палаты - там нет            
сенаторов, которые представляли бы Украину вместе с Крымом, когда он был ещё    
в составе Украины как государство, там всё региональщики, вот они и             
доигрались с регионами до того, что у них сыпется страна.                       
                                                                                
Я прошу поддержать наш проект закона о внесении поправок в Конституцию. Это     
нужно для страны, никаких персональных здесь моментов нет, мы помогаем          
президенту направить в верхнюю палату наиболее достойных, опытных, убелённых    
сединами лиц, которые за всю свою жизнь уже внесли огромный вклад в развитие    
нашего государства. Прошу поддержать. Желательно, единогласно.                  
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович, за доклад и за готовность    
долго и самоотверженно работать депутатом Государственной Думы. Спасибо         
большое!                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2090 по 2452 из 5658
Продолжаем обсуждение 4-го вопроса повестки. С содокладом выступает Владимир    
Николаевич Плигин.                                                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Владимир Вольфович в течение    
пятнадцати минут очень подробно докладывал о проекте закона о поправке к        
Конституции Российской Федерации, причём он осветил многие его аспекты, таким   
образом, собственно говоря, это не требует дальнейшего предметного              
обсуждения.                                                                     
                                                                                
Комитет считает возможным учреждение в структуре представительного и            
законодательного органа государственной власти института представителя          
Российской Федерации с учётом федеративного принципа государственного           
устройства Российской Федерации. Расширение представительства в Совете          
Федерации - Владимир Вольфович это отмечал - будет способствовать обеспечению   
баланса федеративных и региональных интересов. Считаем, что предполагаемый      
принцип формирования Совета Федерации позволит создать дополнительные условия   
для взаимосвязанной работы Российской Федерации и регионов с целью              
максимального учёта интересов всех граждан Российской Федерации.                
                                                                                
Конституционной поправкой предполагается уточнение Федерального закона "О       
порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской          
Федерации", Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе     
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и,   
видимо, необходимо будет соотнести дату вступления в силу поправки к            
Конституции с датой вступления в силу соответствующих изменений в указанные     
федеральные законы. Я не буду предметно останавливаться на возможной,           
предлагаемой правке к статье, Владимир Вольфович разъяснил текст данной         
поправки, и мне представляется, что, может быть, сами авторы поправки к         
Конституции сделают какие-то изменения.                                         
                                                                                
Пользуясь возможностью, хотел бы обратить внимание на следующее. Мы в           
настоящее время вновь касаемся Конституции Российской Федерации. В отчёте о     
развитии законодательства было отмечено, что Конституция как легитимный акт     
внесла стабильность в общественные отношения и сама служит образцом             
стабильности. Иногда возникают вопросы, относящиеся к возможной правке глав     
1, 2 или 9 Конституции Российской Федерации, которые касаются основ             
конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина и, собственно       
говоря, изменений, вносимых в Конституцию. Очень важно отметить, что мы         
продолжаем занимать позицию, связанную с тем, что эти главы Конституции         
являются стабильными и не подвергаются какого-либо рода изменениям. Хотел бы    
отметить, что идея стабильности Конституции была в своё время очень глубоко     
развита и поддержана в статье Председателя Государственной Думы "Конституция    
как идея", опубликованной в 2013 году. В этой статье Председатель               
Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин отмечал, что гуманистические    
идеалы и ценности свободы составляют отличительную черту и стержень             
действующей Конституции Российской Федерации. Конституция, её                   
последовательное воплощение исключительно важны для организации каждодневной    
жизни в нашей стране, именно принятие в 93-м году новой Конституции позволило   
восстановить общественную стабильность, и стабильность глав 1, 2 и 9 для        
этого очень важна.                                                              
                                                                                
Владимир Вольфович, позволю себе не согласиться только с одним утверждением,    
которое вы сделали в своём докладе. В то время, когда вы говорили о роли        
молодёжи в Государственной Думе, я с огромным удовольствием наблюдал, как       
улыбались молодые представители фракции ЛДПР. Я понимаю, конечно, что они       
поняли задачу, поставленную перед ними, - получить новые знания, но в то же     
время хочу сказать, что представительство ваших молодых депутатов даёт нам      
постоянную пищу для размышлений в нашем комитете, и, мне кажется, таким         
образом, это придаёт динамику законодательному процессу. Тем не менее перед     
тем как предложить одобрить данный проект закона в первом чтении, я просил бы   
вас действительно подумать над формулой (вы сами её разъясняли) статьи          
Конституции, которая касается длительности полномочий возможного                
представителя Российской Федерации, прекращения полномочий возможного           
представителя Российской Федерации, поскольку неопределённость здесь может      
создать определённые проблемы на практике.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу?                                         
                                                                                
Прошу записаться.                                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Вопрос к Плигину.                                                               
                                                                                
Владимир Николаевич, вы детально, видимо, обсуждали этот законопроект.          
Всё-таки число представителей, назначаемых президентом, составляет не более     
10 процентов от числа членов Совета Федерации. Скажите, пожалуйста, почему не   
более 10 процентов? Может, надо написать: 10 процентов? Кто вообще              
определяет, сколько их будет на практике, - 3, 5, 8 процентов? Президент        
может и одного назначить или всё-таки должен все семнадцать назначать?          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Юрий Петрович, судя по норме предлагаемого законом       
изменения Конституции Российской Федерации, это полномочие Президента           
Российской Федерации, таким образом, это полномочие может быть использовано     
президентом в соответствии с планируемым пунктом "е-2" статьи 83: президент     
назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете            
Федерации. И далее норма звучит дословно следующим образом: "...число которых   
составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации...".      
Таким образом, это полномочие Президента Российской Федерации - в дальнейшем    
работать с пунктом 2 проектируемой статьи 95.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к депутату Жириновскому.                                   
                                                                                
Владимир Вольфович, известно, что элита по мере того, как она укореняется,      
тяготеет к тому, чтобы ничего не менялось, чтобы всё сохранялось. Вот у меня    
ощущение, что и в этом законопроекте это нашло какое-то отражение. Ведь лично   
президент не каждый день того или иного руководителя наблюдает в деле,          
наверняка предложения по кандидатурам, кто в такой перечень попадёт, будут      
делать другие люди. Вот ваша оценка: а нет ли почвы для злоупотреблений, для    
коррупции и на этом направлении, когда элита пожизненную синекуру получает?     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Валентин Степанович, как раз то, что это квота президента,    
гарантирует, что здесь исключаются не только какие-то коррупционные схемы, но   
и назначение в Совет Федерации человека совершенно неизвестного,                
малозначительного или не успевшего ничего сделать не только для своего          
региона, но и в целом для России. Это будут самые известные люди, и я уверен,   
что какая-то квота, может быть, будет и у Государственной Думы (например, в     
отношении бывших председателей комитетов или руководителей фракций и так        
далее), какие-то губернаторы, может быть, на заседании Госсовета могут          
попросить президента включить в верхнюю палату какого-то очень-очень            
известного губернатора, который может уже не только свой регион представлять,   
но и достоин быть в Совете Федерации именно как представитель России. То есть   
здесь невозможно сделать, чтобы... это не списки партийные для выборов в        
округе, это на виду у всего мира, поэтому исключается, что там кто-то может     
дать какой-то подарок или использовать связи, знакомства, это будет самый       
такой святой кадровый вопрос.                                                   
                                                                                
Вот президент заменил управляющего делами - это его прерогатива: был один,      
теперь будет другой, многие не знали предыдущего и не знают нового              
управляющего делами президента, а здесь весь мир, вся страна будет видеть       
человека. Поэтому я думаю, что здесь никакой коррупции не будет. Сомнения       
ваши могут быть, но я полагаю, что в этом случае как раз исключается, что       
пройдут люди, так сказать, вот именно с желанием получить на долгие годы        
неприкосновенность, таких людей вообще там не должно быть, я считаю, что ни     
одного бизнесмена там по этой квоте не будет, будут только видные               
государственные и общественные деятели, только так.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу.                           
                                                                                
Вот двадцать лет Совет Федерации существовал, а теперь, мы, в общем-то,         
принципиально ломаем схему его работы. Вам не кажется, что это связано вот с    
чем? Недавно Президент России Путин заявил, что осенью будут подведены итоги    
работы правительства по выполнению его социальных указов, которые он принял 7   
мая позапрошлого года, и он сказал, что в случае невыполнения будут серьёзные   
кадровые изменения. Так вот, не готовится ли данный законопроект под эти        
серьёзные кадровые изменения? Тогда всё правительство, не выполнив указы        
президента, - а они не выполняются! - плавно пересядет из кресел в              
правительстве в кресла в Совете Федерации, полностью правительство уйдёт в      
отставку или частично. То есть не смог работать в правительстве - пожалуйста,   
тебе почётное место в Совете Федерации! Не получится ли так?                    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, несомненно, что вопрос отличается   
максимальной глубиной и навеян такой отдельной наукой, которая называется       
"конспирология". Хотел бы остановиться на содержательной стороне вопроса. Вы    
сказали о том, что законопроект принципиально ломает схему работы Совета        
Федерации. Значит, вот здесь возникает вопрос: ломает принципиально или         
ломает не принципиально? В разного рода сферах жизни понятие "ломает            
принципиально" имеет различное содержание. Если возвращаться к содержанию       
этого вопроса, то речь идёт о формировании только в определённых пределах,      
что, конечно же, не имеет такого глубинно принципиального характера с точки     
зрения подходов к формированию Совета Федерации.                                
                                                                                
Вторая часть вопроса, я так понимаю, задавалась для других целей.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, сегодня мы наблюдаем очевидный дисбаланс между   
полномочиями различных ветвей власти, перекос в сторону, в пользу, что ли,      
исполнительной власти, а сейчас мы даём президенту ещё один достаточно          
серьёзный политический рычаг. Не кажется ли вам, что гораздо более актуально    
было бы сбалансировать полномочия различных ветвей власти и расширить           
полномочия парламента, в частности во взаимоотношениях с президентом? Ведь      
часто нас даже не слышат!                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин.                               
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Сергеевич, наш уважаемый коллега Андрей            
Михайлович Макаров, если я не ошибаюсь, на Совете Государственной Думы вчера    
выступил с очень принципиальным положением, которое касается возможности и      
порядка использования Государственной Думой парламентских полномочий,           
связанных с парламентским контролем. К сожалению, эта критика, с которой наш    
коллега Макаров выступил, касается и нашего комитета. Но мне представляется,    
что мы недостаточно пользуемся своими полномочиями парламентского контроля,     
допустим, при оценке государственных программ. Таким образом, здесь баланс      
полномочий устанавливается в том числе и за счёт практики Государственной       
Думы, ведь изменения, касающиеся отчётов правительства, которые вносились в     
Конституцию Российской Федерации, в закон "О парламентском контроле", дают      
дополнительные полномочия Государственной Думе. В этой части действительно в    
целом ряде случаев возникают вопросы в отношении статьи Конституции о           
разделении властей, но тем не менее это зависит от текущей практики. Мне        
представляется, что авторы законодательной инициативы, в том числе уважаемые    
руководители фракций Сергей Михайлович Миронов и Владимир Владимирович          
Жириновский, который сегодня выступал, не делают какого-то дополнительного      
шага в сторону нарушения баланса властей.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все заданы, переходим к обсуждению. Статья 140 нашего Регламента        
предусматривает при обсуждении поправок к Конституции только выступления        
представителей фракций.                                                         
                                                                                
От фракции КПРФ выступление не заявлено.                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, от фракции КПРФ будет ли               
выступление, консолидированное выступление по данному вопросу?                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, повторяю, Регламентом предусмотрены выступления   
представителей фракций при обсуждении поправок к Конституции.                   
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста.                                              
                                                                                
КАШИН Б. С. Ну, я сразу скажу, что фракция решила свободно голосовать по        
данному законопроекту.                                                          
                                                                                
Но обращаю ваше внимание на те ассоциации, которые возникли при обсуждении:     
тут вспоминали уже монархию, лордов, пожизненных сенаторов, уже, по-моему,      
кому-то и королева потребуется скоро, а я думал, что ещё в октябре 17-го года   
с лордами у нас покончено, и если пожизненные сенаторы... Вы знаете,            
уважаемый человек, заслуженный, который сидит и уже плохо соображает, когда     
принимает государственные решения, - это, я думаю, не то, что нам сейчас        
требуется.                                                                      
                                                                                
Ну, а если серьёзно - об этом и лидер нашей фракции неоднократно говорил, -     
то у нас действительно налицо очевидный перекос в сторону исполнительной        
власти. Полномочия у президента уже такие, что недостаточно даже таких          
способностей, как у Юлия Цезаря, который, как известно, три дела сразу мог      
делать, - надо одновременно делать больше или перекладывать на аппарат, и в     
этой ситуации возможны ошибки, серьёзные ошибки. Вот, в частности, я всё        
время к одной и той же теме возвращаюсь: наша политика в отношении науки и      
образования - это пример того, когда руки президента не доходят до острого      
вопроса, который необходимо решать. Что может Государственная Дума в такой      
ситуации? Ничего не может, а это гораздо важнее, чем устроить для заслуженных   
людей, как говорится, синекуру. И мы ничего не делаем для того, чтобы у нас     
действительно установилось полное народовластие, чтобы мы могли спросить и с    
президента, позвать его иногда сюда и задать самые важные вопросы.              
                                                                                
Мне кажется, что мы делаем шаг не туда. Я лично этот законопроект               
поддерживать не буду и призываю профильный комитет, где собрались               
специалисты, задуматься над тем, как действительно повысить роль парламента.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Поскольку Владимир Вольфович   
Жириновский, как один из авторов этого законопроекта, высказал в том числе и    
позицию нашей фракции, моё выступление будет коротким.                          
                                                                                
Фракция ЛДПР, естественно, поддержит этот законопроект, так как его идея        
вынашивалась нами около пяти лет. Можно поднять архивы, в Интернете вся         
информация есть, и увидеть, что на протяжении последних пяти лет                
представителями фракции ЛДПР эти вопросы обсуждались с высшим руководством      
страны. Это идея выстраданная, она ещё раз подтверждает наш тезис, что вода     
камень точит, уже не в первый раз законодательная инициатива оппозиционной      
фракции, фракции ЛДПР, спустя годы находит свою практическую реализацию.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Казалось бы, трудно что-либо    
добавить к тем аргументам, которые были высказаны нашим многоуважаемым          
коллегой, старейшиной Владимиром Вольфовичем Жириновским, а также               
многоуважаемым Владимиром Николаевичем Плигиным, однако я ещё раз хочу          
обратить ваше внимание на три момента, на три вопроса, о которых шла речь и в   
докладе, и в содокладе.                                                         
                                                                                
Первое - это обеспечение баланса интересов представителей субъектов             
Российской Федерации и федеральной власти. Мы, как никто другой, прекрасно      
понимаем, что интересы федеральной власти и власти в субъектах неразрывны, и    
мы говорим лишь о том, что есть определённые вопросы, связанные с               
разграничением предметов ведения и полномочий, не более того, и на это я        
посчитал необходимым обратить ещё раз ваше внимание: власть едина и неделима,   
она на всех уровнях решает одни и те же задачи государства, в первую очередь    
касающиеся наших граждан. Это первое.                                           
                                                                                
Второе. Я категорически не соглашусь со сравнением, которое дважды, к           
сожалению, сегодня прозвучало, - это сравнение Совета Федерации с синекурой.    
Так вот, это, простите меня, не синекура, это палата нашего парламента,         
который является высшим законодательным органом нашей страны согласно           
Конституции, и иного нет и быть не может, следовательно, отношение к            
представителям регионов, к представителям президента как к неким людям,         
которые там почивают на лаврах, по меньшей мере некорректно и несправедливо.    
Конечно же, лицо каждого органа власти, в том числе и представительного         
органа власти, - это конкретные персоналии. Сегодня уже было сказано о том,     
что предполагается, что президентом туда будут направлены авторитетные          
граждане, имеющие заслуги, являющиеся лицом страны, и, поверьте, от этого и     
парламент в целом, и Совет Федерации как палата парламента только выиграют.     
                                                                                
И третье, о чём необходимо сказать, - это о повышении авторитета и Совета       
Федерации, и парламента в целом, в том числе и нашего с вами авторитета, в      
случае если в Совете Федерации начнут работу представители президента, люди,    
как уже неоднократно здесь говорили и я, и мои коллеги, авторитетные,           
умудрённые опытом, имеющие заслуги, готовые достойно представлять, с одной      
стороны, президента, с другой стороны, всех наших граждан в высшем              
законодательном органе Российской Федерации - в Совете Федерации.               
                                                                                
Просим одобрить данный законопроект о внесении поправки в Конституцию в         
первом чтении. Наша фракция будет голосовать за.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы обратить внимание   
на количество авторов законопроекта. Редко мы здесь обсуждаем документы,        
авторами которых являются десятки депутатов различных фракций, и это не может   
не обратить на себя внимание, поскольку, ставя подпись под таким документом,    
мы понимаем, что и как делаем.                                                  
                                                                                
Многие из моих коллег подписались под данным документом, в связи с этим         
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект. Мы услышали     
то, что было сказано относительно необходимости укрепления стабильности         
нашего государства. Я напомню, не так давно мы не случайно приняли, к           
примеру, закон об усилении уголовного наказания за публичные призывы к          
нарушению территориальной целостности страны. В этот непростой период,          
особенно в условиях конфронтации с Западом, когда на нас идут открытые          
нападки с разных сторон, мы должны искать дополнительные инструменты для        
укрепления нашей страны. То, о чём сегодня Владимир Вольфович доложил, -        
коллеги уже говорили, что это выстраданный документ, - как раз направлено на    
то, чтобы наша страна была сильнее. Спасибо тем коллегам, которые стали         
соавторами! Мне кажется, это тема важная, нужная сегодня стране и               
заслуживающая поддержки.                                                        
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не выступают. Владимир Вольфович,      
будете выступать ещё раз? Нет, достаточно. Владимир Николаевич? Нет.            
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4375 по 4394 из 5658
4-й вопрос, проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции         
Российской Федерации "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской       
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Внимание, голосуется проект поправки к Конституции, будьте внимательны.         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    8 чел.1,8 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
В первом чтении законопроект одобрен.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4791 по 4799 из 5658
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Для стенограммы: по 4-му вопросу, проекту закона "О Совете     
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", члены нашей фракции      
Драпеко, Казаков, Красильникова, Лакутин, Машкарин, Михеев, Носовко,            
Пахолков, Сердюк, Тарнавский и Терентьев проголосовали за.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.