Заседание № 26

21.05.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 467682-4 "О внесении изменения в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об установлении ответственности за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт этилового спирта, алкогольной или иной спиртосодержащей продукции либо оборудования для их изготовления и переработки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6946 по 7130 из 8687
Пункт 41. Проект федерального закона "О внесении изменения в главу 22           
Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя                  
Законодательного Собрания Свердловской области члена Совета Федерации Юрия      
Валерьевича Осинцева. Он здесь.                                                 
                                                                                
Готовы к докладу? Пожалуйста, на трибуну.                                       
                                                                                
ОСИНЦЕВ Ю. В., представитель Законодательного Собрания Свердловской области,    
член Совета Федерации.                                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Региональные законодатели Свердловской          
области предлагают внести изменение в главу 22 Уголовного кодекса, дополнив     
её статьёй 171-2 "Незаконное изготовление, переработка, приобретение,           
хранение, перевозка или сбыт этилового спирта, алкогольной или иной             
спиртосодержащей продукции либо оборудования для их изготовления и              
переработки".                                                                   
                                                                                
Данный вопрос косвенно урегулирован тремя законами - Федеральным законом "О     
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,          
алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части лицензирования этой          
продукции), административным кодексом Российской Федерации, статьями 14.16,     
14.17 и 14.18, и Уголовным кодексом Российской Федерации, статьями 171, 171-1   
и 238, - но прямого регулирования нет. И по опыту работы в Свердловской         
области могу сказать, что за эти правонарушения, с которыми, к сожалению, мы    
все с вами сталкиваемся, невозможно наказать административными мерами,          
продажа законодательством вообще не урегулирована, поэтому региональные         
законодатели вносят прямую норму. Проект поправки у вас имеется.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Юрий Валерьевич.                 
                                                                                
Для содоклада я приглашаю на трибуну заместителя председателя Комитета по       
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Андрея Геннадьевича Назарова.                                                   
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект              
федерального закона "О внесении изменения в главу 22 Уголовного кодекса         
Российской Федерации" был внесён 4 сентября 2007 года. Указанным                
законопроектом предполагается дополнить главу 22 Уголовного кодекса новой       
статьёй, 171-2, предусматривающей ответственность за незаконное изготовление,   
переработку, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт           
этилового спирта, алкогольной или иной спиртосодержащей продукции либо          
оборудования для их изготовления и переработки.                                 
                                                                                
Предлагаемое дополнение расширяет сферу уголовной ответственности за счёт       
криминализации не только незаконных изготовления, переработки, приобретения,    
хранения, перевозки в целях сбыта или сбыта этилового спирта, алкогольной или   
иной спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям                 
государственных стандартов, техническим условиям, санитарным правилам или       
гигиеническим нормативам, но и незаконного оборота продукции, соответствующей   
вышеперечисленным требованиям и нормативам. Основа правового регулирования в    
этой сфере установлена Федеральным законом "О государственном регулировании     
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей         
продукции". Организации, осуществляющие производство, обязаны иметь на          
оборудование сертификат соответствия и положительное заключение                 
государственной экологической экспертизы. Кроме того, деятельность по           
производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции может           
осуществляться только при наличии соответствующих лицензий.                     
                                                                                
За правонарушения в данной сфере действующим законодательством предусмотрена    
административная ответственность на основании положений ряда статей об          
административных правонарушениях. Кроме того, вышеуказанные деяния могут быть   
квалифицированы в соответствии с положениями ряда статей Уголовного кодекса,    
в частности статьи 171 и статьи 171-1 "Производство, приобретение, хранение,    
перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции". По сути,               
предложенный законопроект вводит одну новацию - неопределённо расширяет круг    
лиц, против которых можно будет инициировать уголовное преследование.           
                                                                                
Хочу процитировать пояснительную записку к законопроекту: "Незаконное           
приобретение означает возмездное или безвозмездное фактическое неправомерное    
обладание виновным этиловым спиртом, алкогольной или иной спиртосодержащей      
продукцией, которых он до этого момента не имел, в результате их покупки,       
получения в качестве средства взаиморасчёта за проделанную работу,              
предоставленную услугу, уплаты долга, обмена на другие товары и вещи,           
присвоения найденного и тому подобного". То есть авторы законопроекта           
предлагают считать уголовно наказуемыми даже случаи, когда граждане             
рассчитываются так называемой жидкой валютой, например, за перекопку огорода    
или помощь в разгрузке мебели. Думаю, что общественная опасность подобных       
действий несоизмерима с предлагаемыми санкциями.                                
                                                                                
Что касается предложенной в статье конфискации имущества, это входит в          
противоречие с положениями главы 15 Уголовного кодекса Российской Федерации,    
согласно которой конфискация не является видом наказания. В то же время         
конфискация оборудования возможна и сейчас в рамках Кодекса об                  
административных правонарушениях, что вполне логично. Полагаю, что, как и во    
многих других случаях, мы имеем дело с попыткой дублирования существующих       
положений специальным составом, вместо того чтобы обеспечить их                 
правоприменение. Очевидно, что принятие законопроекта не будет способствовать   
совершенствованию правового регулирования в данной сфере.                       
                                                                                
Исходя из изложенного комитет предлагает данный законопроект отклонить.         
Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам также проект не        
поддержал. В официальных отзывах правительства, Верховного Суда на              
законопроект содержится предложение о его отклонении. Кроме того, большинство   
регионов Российской Федерации, а именно сорок один регион, предлагают его       
отклонить, в то время как за принятие этого законопроекта высказались только    
восемнадцать.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Геннадьевич, пока не уходите. Я обращаюсь к        
залу: есть вопросы? Вопрос задаёт депутат Коломейцев. И депутат по карточке     
Иванова? Не слышу фамилии.                                                      
                                                                                
Включите потом микрофон по карточке Иванова.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Андрей Геннадьевич, я думаю, что вы оговорились, когда сказали:       
"только восемнадцать регионов". Восемнадцать регионов, которые поддерживают,    
- они реально, наверное, знают ситуацию со спаиванием населения нашей страны.   
Вы, наверное, знаете, что официальная цифра потребления - только официальная!   
- 15 литров чистого алкоголя на душу населения, от младенца до старика. Норма   
вырождения - 3 литра. Самогоноварение добавляет к этим 15 литрам ещё столько    
же. Почему поднимается этот вопрос? Мы уже тут рассматривали эту проблему.      
Поэтому, с моей точки зрения, комитет необъективно рассматривает эту            
инициативу. Это уже не первая инициатива из региона, которую вы, вот считая,    
что её поддерживают "только восемнадцать" субъектов, отклоняете. Всё-таки       
мотива, почему вы отклоняете, я вот из вашего доклада не понял.                 
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Николай Васильевич, я бы хотел сказать, что я не        
оговорился: сорок один регион - это как минимум в три раза больше, чем          
количество регионов, которые высказались за. Это первое.                        
                                                                                
Второе, что касается спаивания населения. Если бы вы хотя бы прочитали          
предлагаемый законопроект, то увидели бы, что он не имеет ничего общего с       
тем, о чём вы говорите. Почему? Потому что этим законопроектом предлагается     
ввести наказание за ту продукцию, которая как раз соответствует всем            
стандартам, государственным требованиям к алкогольсодержащей продукции. То      
есть самогон - это уже урегулировано, здесь предлагается другое: если           
качественная продукция, например водка, произведённая на заводе, попала в       
незаконный оборот, ну, например, нет какой-то акцизной марки - вот за это       
предлагается наказывать. Но в статье 171, в примечании, уже указано, что,       
если нет маркировки, за это предусмотрено наказание. Статистика показывает,     
что здесь излишне дополнять вторым примечанием.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Таскаев.                                          
                                                                                
Включите микрофон депутату Таскаеву.                                            
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П. Уважаемые коллеги, я был автором данного законопроекта, когда     
работал в Свердловской областной Думе. Это крик души, и в первую очередь крик   
души работников МВД, которые не могут посадить, не могут обвинить               
нарушителей. А вот эти хищники, которые травят наше население, которые споили   
наше население, отравили контрафактным спиртом и другими спиртосодержащими      
веществами, откупаются, просто откупаются благодаря нашему несовершенному       
Уголовному кодексу.                                                             
                                                                                
Поэтому сегодня, вот я не знаю, может быть, предложить рассмотреть в связи с    
вашим отклонением законопроекта вопрос о коррупционной принадлежности, потому   
что сегодня вы отклоняете проект закона, который нужен всей стране, который     
нужен работникам МВД, борющимся с преступниками?                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, предлагаю поддержать докладчика Осинцева Юрия Валерьевича   
и принять этот законопроект - он нам необходим - хотя бы в первом чтении, а     
потом мы его доработаем.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, больше нет желающих принять участие в            
обсуждении, как я понимаю.                                                      
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Андрей Геннадьевич.                                 
                                                                                
У Юрия Валерьевича нет желания ещё раз взять слово? Нет. Ставится на            
голосование проект федерального закона "О внесении изменения в главу 22         
Уголовного кодекса Российской Федерации". Комитет против.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.